Музыка на страницах романа Л.Н.Толстого "Война и мир"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Сидорова Валентина Аркадьевна

Урок по теме "Музыка на страницах романа Л.Н.Толстого "Война и мир" с презентацией ( размер файла презентации 5,4 МБ превышает допустимый 3 МБ на данном сайте, поэтому не загружается)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_tolstomu.doc55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок по теме «Музыка на страницах романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Учитель МБОУ «Лешуконская средняя общеобразовательная школа» Сидорова В. А.

Вид урока: комбинированный.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие сотрудничества в группе, воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма, долга.

Метапредметные: развивать познавательный интерес, воспитывать чувство прекрасного, гордости за свою национальную культуру.

Предметные: способствовать формированию исследовательских навыков, развитию умений работать с художественным текстом, делать выводы, обобщать.

Формы обучения: групповая, коллективная, индивидуальная.

Оборудование урока: презентация, толковый словарь, план анализа эпизода ( на столах учащихся), на столе учителя:

  • невзрачное комнатное растение с распустившимся прекрасным цветком,
  • засохшая веточка,
  • хрустальная ваза,
  • незажжённая свеча.

Ход урока:

  1. Слово учителя.

 Вновь и вновь листаем страницы романа «Война и мир», читаем и перечитываем сцены, которые надолго остаются в памяти. На 1 уроке мы поставили задачу: понять, какую жизнь Толстой утверждает, какую отрицает. И каждый раз получали частичные ответы: при знакомстве с салоном А. П. Шерер, при изучении войны 1805-1807гг., Отечественной войны 1812г.

-Каков критерий толстовской оценки жизни?

 (Всё оценивается по близости к живой природе, к народному духу. Всё, что непонятно народной душе и не принимается ею, не принимается и Толстым. То, что оторвано от национальных корней, осуждается писателем).

Тема сегодняшнего урока «Музыка на страницах романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

2.Какое место занимает музыка в вашей жизни?

3. Слово учителя. Роль музыки в жизни Толстого.

Л. Н. Толстой был музыкально одарённым человеком. Он вырос в семье, где музыку любили и ценили. Его мать была хорошей музыкантшей. С юных лет Толстой играл на рояле, и это увлечение доставляло ему большую радость. Он пытался сочинять музыку. « Я не встречал в своей жизни никого, кто так сильно чувствовал музыку, как мой отец». Дом в Москве и Ясной Поляне был своеобразным центром музыкальной культуры. Здесь часто звучат произведения Гайдна, Моцарта, Бетховена, Глюка. Самым любимым композитором Толстого был Шопен. «Шопен в музыке- то же, что Пушкин в поэзии»,- говорил он. Из русских композиторов писатель особо выделял Чайковского, Глинку. Нравились ему также произведения Скрябина, Рахманинова.

 Особое отношение у Толстого было к народной музыке. « Ничего так не люблю, как наши простые деревенские песни». Он даже собирал их. Известно, что сборник с записями народных песен он подарил Чайковскому в благодарность за доставленное музыкой композитора наслаждение. Заслышав бесхитростную мелодию народной песни «Сидел Ваня на диване» Толстой неожиданно на глазах изумлённого композитора залился слезами.

Музыка была второй после литературы страстью, и он отдал ей драгоценную дань множеством прекрасных страниц своего романа.

4. Сформулируем цели сегодняшнего урока.

         1. Выяснить, какую роль играет музыка в    романе

2. Развивать умения исследовательской работы с текстом.

3. Продолжить знакомство с фактами из жизни Толстого.

4. Воспитывать чувство гордости за свою национальную культуру.

5. Заслушаем итоги исследовательской работы  Пешеходиной К. «Какая музыка звучит в романе «Война и мир».( Словарная работа)

6. Работа в группах.

( План анализа эпизода имеется у всех в тетрадях.

 Эпизод- это отрывок художественного произведения, который обладает относительной законченностью.

Этапы работы над эпизодом:

  1. Установить границы эпизода, выразительно прочитать его.
  2. Определить тему, основную мысль эпизода, озаглавить его.
  3. Определить, через какие образы выражается основная мысль.
  4. Проследить логику развития эпизода (проследить смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков).
  5. Найти средства изображения, используемые автором для раскрытия основной мысли эпизода.
  6. Найти изобразительно-выразительные средства художественной речи, помогающие автору ярко и убедительно раскрыть основную мысль эпизода.
  7. Объяснить, какова роль данного эпизода в произведении.
  8. Сделать вывод.)

 Предлагаются дополнительные вопросы.

     1 группа- том 1, часть 2, главы 1-2.

     2 группа- том 2, часть 1, главы 14-16.

    3 группа- том 2, часть 3, главы 18-19.

    4 группа-том 4, часть 3, главы 10-11.

Том 1,часть  2, главы 1-2

Готова ли русская армия к войне?

Понятны ли солдатам её цели? Подтвердите текстом.

Что предпринимает Кутузов?

Какова «история» солдатской песни «Не заря ли, солнышко занималося…»?

Какова роль песни «Ах вы, сени мои, сени» в раскрытии образа Кутузова?

Сделайте вывод о значении этого эпизода в целом. Озаглавьте его.

Том 2, часть 1, главы 15-16.

В каком состоянии покидает Николай игорный зал? Подтвердите текстом.

Что выводит его из этого состояния?

Как поёт Наташа? (Зачитать).

Есть ли в её пении что-то артистическое?

Какие мысли рождает в Николае пение Наташи?

Как повлияло это пение на дальнейшее поведение героя?

Сделайте вывод о значении этого эпизода в целом.

Том 2,часть 3, главы 18-19.

Опишите состояние князя Андрея до этого момента.

Пение Наташи (зачитать).

Что почувствовал князь Андрей, слушая, как поёт Наташа?

Как в дальнейшем изменится жизнь князя Андрея?

Сделайте вывод о значении этого эпизода в целом.

Том 4, часть 3, главы 10-11.

Как Петя оказался в партизанском отряде?

Что снится Пете накануне сражения? (Ответьте с цитатами).

Что такое фуга? (смотри словарь).

В каком состоянии пребывает Петя?

Почему Толстой «убивает» Петю? (вспомни отношение к войне писателя).

Какие звуки мы слышим от Денисова?

Сделайте вывод о значении этого эпизода в целом.

После выступления 1 группы заслушаем исполнение песни «Ах, вы сени, мои сени» в исполнении мальчиков.

Примерные выводы:

Песня- средство психологического анализа героя, критерий определения истинного смысла жизни. Музыка пробуждает в душе лучшие чувства. Это средство, способствующее понять отношение к войне.

7. Власть музыки над человеком огромна. В этом убеждаемся в одной из самых эмоциональных сцен в романе- сцене бала. Неслучайно на открытии зимних 22-х олимпийских игр в2014 году, объявленной Годом культуры, всему миру был представлен вальс Наташи и князя Андрея. (Видео с открытия олимпиады). И как тут не вспомнишь слова М. Горького: «Наша литература- наша гордость, лучшее, что создано нами, как нацией».

8. Вернёмся к роману.

Как связана тема нашего урока с диалектикой души Толстого?

Вспомните, когда Наташа признаётся: « …Я знаю, что никогда уже не буду так счастлива, спокойна, как теперь»?

Прослушаем сцену пляски Наташи у дядюшки. Читает наизусть Михеева С.

 В этом эпизоде раскрывается одна из главнейших идей писателя:

«В человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым».

Что случится с героиней?

9. Анализ глав 8-10 5части 2 тома.

-Почему Наташа привлекает всеобщее внимание?

-Понравилась ли ей опера?

-В какое состояние она постепенно стала приходить?

-Какие герои окружают Наташу в этом искусственном мире?

-Почему автор так часто использует эпитет «голый»?

-Как происходит знакомство Наташи с Анатолем и что чувствует героиня в его присутствии?

   После деревни, пляски у дядюшки ей все кажется «дико»: «…все это было так вычурно – фальшиво и ненатурально, что ей становилось то совестно за актеров, то смешно за них» (начало 9 главы). Но всем окружающим опера нравится, и постепенно  Наташа начинает понимать: «Должно быть, это так надобно!»   Именно сейчас она теряет критерий красоты, добра и зла. Через заблуждения и страдания героиня романа, как и все любимые герои Толстого, обретёт путь, ведущий к нравственному идеалу.

  1. Подведите итог работы на уроке.

(Примерные выводы:

Песня- средство психологического анализа героя, критерий определения истинного смысла жизни. Музыка пробуждает в душе лучшие чувства. Это средство, способствующее понять отношение к войне.)

 Сверим наши выводы с самим Толстым. Прочитайте афоризмы писателя о музыке. Они уникальны.

  •  Это совсем особенное, совсем особенное средство общения с людьми.
  • Музыка есть стенография чувств.
  • Музыка- это единственное из мирского, что действует на меня.
  • Я думаю, что музыка- это наиболее практическое доказательство духовности нашего общества.

11. «Музыка- это наиболее практичекое доказательство духовности нашего существа». И самым тесным образом она связана с внутренним миром героев, их нравственной красотой.

-С какими героями ассоциируются предметы на столе учителя? (или прослушать отрывки из музыкальных произведений. Какой из них ассоциируется с образами героев романа?)

  • невзрачное комнатное растение с распустившимся прекрасным цветком,
  • засохшая веточка,
  • хрустальная ваза,
  • незажжённая свеча.

12. Рефлексия.

  • Какие вопросы я бы задал(а) любимому герою романа?
  • Какие пожелания я бы высказал(а) автору романа?
  • Что мне больше всего понравилось на уроке?

13. Подведение итогов.

Список литературы:

Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир» .

Литература: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): в 2 ч. Ч.2/ И. Н. Сухих.-  М. : Издательский центр «Академия», 2008.-272 с.

Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе. 10 класс II полугодие. 3- издание, исправленное и дополненное.

Рашидова З. М. Анализ эпизода. Тема искусства в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» 10 класс.- журнал Литература в школе», N11, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция «По страницам романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

Классика… как воспринять её богатство, проникнуть в духовный мир героев, чтобы суметь понять всю сложность исканий А.Болконского и П.Безухова, полюбить Наташу Ростову и Марью Болконскую.Вновь и ...

Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине со дня рождения А. С. Пушкина. Пушкинский бал. По страницам романа "Евгений Онегин"

Донести до сознания учащихся коррекционной школы величие творчества А. С. Пушкина, красоту и богатство русского языка при изучении внепрограммных произведений.   Воспитывать и развивать нра...

«Образ Петра Первого на страницах романа А.Н. Толстого»

Урок  «Образ Петра Первого на страницах романа А.Н. Толстого» проведен в нетрадиционной форме. Тип урока: изучение нового материала. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Данный у...

Встреча с романтическим героем на страницах романа Мигеля де Сервантеса Сааведра "Дон Кихот"

Урок литературы в 8-м классе.Форма проведения: дискуссия - соревнование              ...

Музыка на страницах романа Л.Н.Толстого "Война и мир"

Урок по теме «Музыка на страницах романа Л. Н. Толстого «Война и мир» для 10 класса...

Музыка на страницах романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Цели урока: формировать исследовательские навыки, развивать умение работать с художественным текстом, делать выводы, обобщать; строить устное и письменное высказывание;развивать познавательный интерес...