Музыка на страницах романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Цели урока: формировать исследовательские навыки, развивать умение работать с художественным текстом, делать выводы, обобщать; строить устное и письменное высказывание;
развивать познавательный интерес, воспитывать чувство прекрасного, гордости за свою национальную культуру;
нравственно-эстетическое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka.docx | 23.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ им. Л. Н. Толстого филиал в с. Головинщино
Музыка на страницах романа
Л. Н. Толстого «Война и мир».
Урок по роману Л.Н. Толстого
«Война и мир »
Конспект урока по литературе
10 класс
Выполнила Данилочкина Н.Н., учитель русского языка и литературы
Музыка на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
Цели урока: формировать исследовательские навыки, развивать умение работать с художественным текстом, делать выводы, обобщать; строить устное и письменное высказывание;
развивать познавательный интерес, воспитывать чувство прекрасного, гордости за свою национальную культуру;
нравственно-эстетическое воспитание.
Вид урока: комбинированный.
Оборудование урока: толковый словарь, план анализа эпизода (на столах учащихся), грамзапись Вальс С. Прокофьева из оперы «Война и мир».
Музыка – это единственное из
всего мирского, что действует на
меня... Это подобно тому, как я
радуюсь, смотря на природу...
Л. Н. Толстой
Музыка дорога нам потому, что является наиболее глубоким выражением души, гармоническим отзвуком ее радостей и скорбей.
Ромен Роллан
Ход урока:
- Оргмомент.
- Слово учителя.
Все по-разному относятся к музыке, но все видят ее важную роль в жизни и судьбе человека и человечества. К. Бальмонт писал: "Вся жизнь мира окружена музыкой". Власть музыки над человеком огромна.
Л. Н. Толстой был музыкально одарённым человеком. Он вырос в семье, где музыку любили и ценили. Его мать была хорошей музыкантшей. С юных лет Толстой играл на рояле, и это увлечение доставляло ему большую радость. Он пытался сочинять музыку. Дом в Москве и Ясной Поляне был своеобразным центром музыкальной культуры. Здесь часто звучали произведения Гайдна, Моцарта, Бетховена, Глюка. Самым любимым композитором Толстого был Шопен. «Шопен в музыке – то же, что Пушкин в поэзии», – говорил он. Из русских композиторов писатель особо выделял Чайковского, Глинку. Нравились ему также произведения Скрябина, Рахманинова. Л.Н. Толстой страстно любил Моцарта, играл его фортепианные концерты.
В жизни и творчестве Толстого музыка играла большую роль. С. Л. Толстой, сын писателя, вспоминал: «Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так сильно чувствовал музыку, как мой отец».
- Постановка цели.
Цель сегодняшнего урока – проанализировать музыкальные эпизоды романа Л.Н.Толстого «Война и мир» и выяснить, какую роль отводит музыке автор.
- Анализ музыкальных эпизодов романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
- Кто в романе отличается наибольшей музыкальной культурой?
Семьи Болконских и Ростовых. Княжна Марья серьёзно занимается музыкой, князь Андрей тонко чувствует и понимает её. Ростовы: Николай, Наташа – поют, играют…
- Кто же из них отличается наибольшей музыкальной чуткостью? Кого из них невозможно представить вне мира музыки?
Наибольшей музыкальной чуткостью отличается Наташа Ростова; эту романтическую, искреннюю, чуткую героиню невозможно представить вне мира музыки.
- Наташа не просто чувствует музыку, она сама прекрасно поёт.
1). Проанализируем один из отрывков романа «Пение Наташи». (анализ эпизода - том 2, часть 1, главы 15, с.44-45)
Чтение вслух. Найдите ключевую фразу в тексте.
О! как задрожала эта терция, и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова. И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире
- Что такое терция (толковый словарь). Терция – третья ступень диатонической гаммы, а также интервал между 1 и 3 ступенью гаммы. Большая терция – интервал в три ступени и полтора тона.
- Что же происходит с героем, с Николаем Ростовым?
Пение Наташа сначала возмущало Николая: «Что она может петь?», даже злит: «И чему она радуется! И как ей не скучно и не совестно!» Но когда Наташа запела, «весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы…»
Мысли его скачут, сменяя одна другую: «Всё это, и несчастье, и деньги и Долохов, и злоба, и честь, – всё это вздор… а вот оно настоящее… »
Мысли меняют и поведение героя… И он уже, не замечая как, поёт вместе с Наташей…
Вот оно – влияние музыки.
- А что о голосе Наташи говорит Толстой? (не обработан, но прекрасный)
- На кого ещё почти так же влияет музыка? (на князя Андрея)
2). Проанализируем второй отрывок романа «Пение Наташи» (анализ эпизода - том 2,часть 3, главы 19, с.159)
- Сразу ли услышал кн. Андрей Наташу? Как меняются его поведения и мысли во время слушания Наташи?
Чтение вслух отрывка «Пение Наташи».
- Можно ли сказать, что кн. Андрей впервые думает о себе с верой в будущее счастье? Что помогла осознать кн. Андрею музыка?
«…вся жизнь со всеми её радостями открылась ему». Он понимает: «Пока жив надо жить и быть счастливым». И самое главное – музыка помогла понять кн. Андрею любовь к Наташе.
- Всегда ли музыка так действует на человека? Нет. Нужно определённое внутреннее состояние.
- Только ли сама музыка влияет на человека, или здесь играет роль и исполнитель? Пели и до Наташи, но впервые пение вызывает такое чувство у кн. Андрея.
- Значит, музыка не случайно используется Толстым? Как вы думаете?
Вывод.
*Толстой называл музыку «высшим в мире искусством» и пользовался ею для характеристики духовного богатства своих любимых героев.
*Музыка подчиняет себе слушателей, заставляет их забыть о своих неудачах, пробуждает в их душе то лучшее, на что они способны.
*Музыка показывает смену чувств, мыслей, настроение героя. Вот оно – изображение «диалектики души» человека. «Интерес подробностей чувства заменяет интерес самих событий» Л.Н.Т.
Повторение.
Диалектика души – изображение в литературе человеческого характера как проявления внутренних психологических противоречий между желаемым и возможным, материальными потребностями и духовными принципами, причем сами противоречия оказываются основой роста, развития характера.
Школьный словарь литературных терминов и понятий. — М. : Дрофа, 1995.
Запись в тетради. Музыка для героев «Войны и мира» – не просто способность слушать или воспроизводить музыкальные фразы, не только настроение. Это состояние души, предчувствие чего-то важного, переломного. Музыкальные переживания героев у Толстого одно – из средств тонкого психологического анализа. (Внутренние монологи Н. Ростова и кн. Андрея).
- А что можно сказать о человеке, наделённый талантом чувствовать музыку, чувствовать прекрасное, передавать его другим людям?
Человек, наделённый талантом чувствовать музыку, чувствовать прекрасное, передавать, а точнее дарить его другим людям, – это счастливый человек.
- Когда же ещё Наташа была счастлива, когда её лицо просто «сияло восторгом счастья»?
Когда танцевала.
Сам Толстой очень любил танцы. Его полное страсти исполнение танцевальной музыки увлекало всех присутствующих. По воспоминаниям Т.А. Кузьминской «Лев Николаевич играл так, что действительно нельзя было стоять на месте и танцевали все».
3). Обратимся ещё раз к сцене первого бала Наташи, только с другой точки зрения. Прочитаем описание первого танца (анализ эпизода - том 2,часть 3, главы 16, с.153). Что происходит с героями?
Наташа прекрасно чувствует музыку. Лучшая ученица Иогеля, она отличалась своей грациозностью.
- А теперь послушаем Вальс С. Прокофьева из оперы «Война и мир». – Согласны ли вы с мнением Д. Кобалевского, который писал: «С. Прокофьев сумел в своей музыке передать музыку толстовских строк»?
4). Прослушивание. Вальс С. Прокофьева
- Что почувствовали вы? О чём думали вы, когда слушали вальс? Напишите, что передаёт своей музыкой С. Прокофьев?
*Письменная работа под музыку С. Прокофьева.
- Итак, ваши мысли! Зачитываем.
Чудесная музыка. Испытываешь чувство радости, доже восторга, счастья. Меняется ритм, и ты словно отрываешься от земли, паришь в воздухе. Потом медленно возвращаешься назад, словно отдыхаешь от полёта, и опять ввысь. Это не музыка, это гимн любви. Теперь я понимаю выражение «в вихре вальса». (Виталий)
Великолепнее ничего не слышала. Может, это потому, что читали Толстого. Мне кажется, что только под эту музыку и могла танцевать Наташа. Музыка не даёт возможности оставаться на земле, она даёт возможность почувствовать прелесть полёта, не только души, но даже и тела. Полёт такой может совершать только романтическая натура, чувствующая радость жизни и любовь к ней. А Наташа именно такая. Я думаю, что композитор сумел увидеть в ней самое главное – её огромную любовь к миру и людям, и передал это в вальсе. (Елена)
Я очень люблю музыку. Вальс Сергея Прокофьева слышала и раньше. Но сейчас я увидела танцующую Наташу, её улыбающееся лицо, сияющие глаза, сдержанного Андрея Болконского, не отрывающего от неё взгляда. Хочется, чтобы так счастливы они были всю жизнь. В вальсе переданы все чувства Наташи, волнение, страх, что не пригласит никто, надежда, смущение и радость. Она танцует. Большего счастья ей и не надо. (Мария)
- Музыка пробуждает в душе лучшие чувства. Я рада, что и вас музыка С. Прокофьева не оставила равнодушными.
- Скажите, это единственные страницы, посвящённые музыке?
Нет. Музыка постоянно звучит в романе «Война и мир», а описанию её воздействия на человека посвящено немало вдохновенных страниц. Подведение итогов работы на уроке.
- Обратимся к эпиграфу: «Музыка дорога нам потому, что является наиболее глубоким выражением души, гармоническим отзвуком ее радостей и скорбей». Как вы поняли слова Ромена Роллана? (ответы уч-ся)
- Сегодня мы говорили о влиянии классической музыки на героев романа и на вас. Что нового узнали вы на уроке, что открыли для себя? (ответы уч-ся)
- Заключительное слово учителя.
Для Толстого музыка была второй после литературы страстью, и он отдал ей драгоценную дань множеством прекрасных страниц своего романа. Свои музыкальные пристрастия, свое понимание психологического воздействия музыки на человека писатель перенес в свое творчество. Толстой писал: «Музыка - это наиболее практическое доказательство духовности нашего существа». И самым тесным образом она связана с внутренним миром героев, их нравственной красотой. Она является значимым элементом психологической характеристики героев и используется Толстым наряду с другими приемами как средство психологического анализа. Музыка является неотъемлемой частью формирования выразительности художественного образа.
- А вы слушаете музыку? Какую? Какое место занимает музыка в вашей жизни? Что происходит с вашей душой при этом? Куда зовёт вас ваша музыка? Трогается ли в вашей душе что-то лучшее, происходит что-то «новое и счастливое», как у героев романа Толстого?
(ответы уч-ся)
А, может быть, вам нужно просто сменить кассеты и иногда слушать серьёзную классическую музыку!
Музыка, как и литература «лечит душу»!
7. Дом. задание. Письм. работа: «Моя любимая музыка» или «Нужна ли современному человеку классическая музыка» (эссе)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - исследование "Проблема счастья в романе Л.Толстого "Война и мир"
Урок -исследование, в котором внимание обращено к женским образам романа. Что такое счастье? Как его понимают Мари Болконская, Соня, Наташа Ростова и Элен? Кто из героинь действительно счастлив? Почем...
"Наполеон А.Болконского и Наполеон Р.Раскольникова" (По романам Л.Толстого "Война и мир" и Ф.Достоевского "Преступление и наказание")
Разработка урока литературы для 10 класса...
урок-презентация "Образ Н.Ростовой в романе Л.Толстого "Война и мир"
Углубление знаний об образе главной героини романа, подготовка учащихся к сочинению...
Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Л. Толстого "Война и мир".
Презентация к уроку литературы в 10 классе по роману толстого "Война и мир"....
тест для 10 класса по теме "Роман Л. Толстого "Война и мир"
Итоговый тест по роману Толстого "Война и мир" для 10 класса...
План-конспект урока литературы в 10 классе по роману Л. Толстого "Война и мир"
Разработка урока по теме: "Наташа - радость жизни и чистота души"...
Семейные ценности в романах Л.Толстого "Война и мир" и С. Майер "Сумерки".
Сопоставительная характеристика семей в романе....