Рабочая программа по литературе для 5 класса ( ФГОС) к учебнику под ред. В.Я.Коровиной.
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Артамонова Галина Николаевна

Рабочая программа  по литературе для 5 класса составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения, содержит пояснительную записку и календарно- тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Пояснительная записка

Рабочая программа  по литературе для 5 класса составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы «Литература 5 – 11 классы (базовый уровень)» под редакцией В.Я.Коровиной – Москва:  Просвещение, 2012 год.

Программа рассчитана на 102 часа, подкреплена учебником «Литература 5 класс» / Авторы – составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин./ Москва: Просвещение, 2012 год. Уровень программы – базовый.

Программа включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни и т.д.)

Изучение литературы идёт от фольклора  к древнерусской литературе, от неё к русской литературе 18 века, 19 и 20 веков.

Курс (5класс) строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, поэтому основной виды работы на уроках –   чтение и обсуждение произведений.

В рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. В основу курса школьной литературы положены принципы связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, а также историзма, традиций новаторства. Задачей курса является осмысление историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоение основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладение богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры  и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями: чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы, к соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, к обеспечению индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, к формированию образовательного базиса с учётом не только знаний, но и соответствующего культурного уровня развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
  • обеспечение эффективного сочетания урочных и неурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
  • взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
  •  выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием учреждений дополнительного образования детей;
  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в создании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов в сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям современного общества, инновационной экономики, способной решать задачи построения российского гражданского общества на основе принципа толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
  • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения УУД, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими ысокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретацию произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними;
  • индивидуальную и коллективную проектную деятельность.

Содержание деятельности по предмету в 5 классе

В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развивается умение осознанного чтения, способность общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Общая характеристика учебного предмета

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё – к русской литературе XVIII, XIX, XX вв.  В программе соблюдена системная направленность: в 5 классе это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений, знакомство с отдельными сведениями по истории их создания, а также с фактами биографий писателей (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом классе (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения. Именно эти навыки формирует преподавание литературы в 5 классе.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом  письме о преподавании учебного преподавания предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.

В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, список произведений для самостоятельного чтения.

Виды контроля:

  • Промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;
  • Итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико- литературных понятий.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Учащиеся должны знать:

  • Авторов и содержание изученных произведений;
  • Основные теоретико- литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса – сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

  • Воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
  • Отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
  • Видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
  • Выявлять основную нравственную проблематику произведения;
  • Определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно- следственные связи между ними;
  • Прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
  • Воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно – выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;Различать особенности построения и языка произведений простейших жанров ( народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
  • Пользоваться  алфавитным каталогом школьной библиотеки;
  • Ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);
  • Выразительно читать текст- описание, текст- повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
  • Подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
  • Словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
  • Аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
  • Видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
  • Написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
  • Сочинять небольшие произведения фольклорного жанра: сказки, загадки, басни и т.д.;
  • Создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.

Формирование универсальных учебных  действий

В результате освоения содержания курса литературы обучающийся получает возможность совершенствовать УУД, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

                      К числу основных УУД, формируемых на уроках литературы, относятся:

-  Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

-  Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

-  Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

-  Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

-  Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

-  Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.

-  Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).

-  Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.

-  Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения школьника созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, т.е. без реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов.

Компетентностный подход позволяет обеспечивать взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных УУД. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий и т. д.

Формирование информационной культуры учащихся

В процессе изучения литературы должны формироваться умения находить необходимую информацию по заданной теме в источниках различного типа, извлекать ее, оценивая ее критически и отделяя основную информацию от второстепенной, передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). На уроке литературы и при подготовке к нему обучающийся может использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Нормы оценки

Оценка устных ответов учащихся.

При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном  о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической  литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Ставится за сочинение:

Глубоко и аргументировано,  в соответствии с планом,  раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для раскрытия, умения целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета.

Допускается:

 1 орфографическая или 1 пунктуационная ошибка, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Ставится за сочинение:

Достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и др. источников по теме сочинения и умения пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логическое и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются 2-3 неточных в содержании, незначительных отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается:

2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

Ставится за сочинение:

В котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владения основами письменной речи; в работе имеется не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5кл. – 5 орфографических и 4 пунктуационных), а также 4 грамматические ошибки

«2»

Ставится за сочинение:

Которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий, без выводов и  обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Допускается:

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических  и 9 пунктуационных ошибок,8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок

Оценка за сочинение.

Содержание тем учебного курса.

Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сазки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок  (начальное представление). Сравнение.

Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).  

Из литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

Из литературы XIX века.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Пётр Павлович Ершов. «Конёк-горбунок» (Для внеклассного чтения) Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. 

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

 Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством» (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды,гулянья) Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта светлых и тёмных сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

 «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится»,  «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима», А.В.Кольцов «В степи». Выразительное чтение  наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного.  Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник» (для внеклассного чтения). Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).  

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление).   Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы (начальное представление).   Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).  

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Место предмета

На изучение предмета отводится 3 часа неделю, итого 102 часа  за учебный год.

Распределение учебных часов по разделам программы

Введение. Книга в жизни человека – 1час.

Устное народное творчество – 10 часов.

Из древнерусской литературы  - 2 часа.

Из русской литературы  XVIII века – 2 часа.

Из русской литературы XIX века – 44 часа.

Из русской литературы XX века – 29 часов.

Из зарубежной литературы – 13 часов.

Итоговый урок – 1 час.

Произведения для заучивания наизусть

Пословицы и поговорки

В.А. Жуковский «Спящая царевна» (отрывок)

И.А. Крылов Басни

А.С. Пушкин «У Лукоморья…»

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» ( «Однажды в студёную зимнюю пору…»).

Ф.И. Тютчев «Весенний дождь»

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.

Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе

Номер урока

Тема урока

Кол-во час.

Основное содержание

Формируемые УУД

Планируемое домашнее задание

1

Введение. Роль книги в жизни человека

1

Писатели о роли книги в жизни человека и общества.

 Книга как духовное завещание одного поколения другому.

Структурные элементы книги; создатели книги.

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника.

Регулятивные: выбирать действия с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Стр.5

Задания № 1-5

Устное народное творчество

10 ч.

2

Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

1

Фольклор – коллективное устное народное творчество.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки,  приговорки, скороговорки, загадки).

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного,  выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели.

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий.

Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи.

Стр.8

Задания № 1-2(письменно)

3

Сказка – вид народной прозы. Виды сказок.

1

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. Структурные элементы сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сравнение.

Познавательные: уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

Стр.10-12

Задания № 4-5

4-5-6

 Русская народная сказка «Царевна-лягушка».

3

Образ невесты-волшебницы. Поэтика волшебной сказки.

Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Народная мораль в характере и поступках героев.

 Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.

Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.

Стр.13-24

Задания № 1-3

Стр.26-27

Задания № 1-3

Стр.25

Задания «Литература и изобразительное искусство»

7-8

 «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания

2

Волшебная богатырская сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа.

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на  события и поступки героев.

Стр.28-38

Задания №1-7

 

Стр.39«Литература и изобразительное искусство»

Задания

9

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель»

1

Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Стр.40-43

Задания №1-3

10

Р.Р. Моя волшебная сказка

1

Составление волшебной сказки.

Познавательные: уметь строить текст повествовательного типа

Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий.

Коммуникативные:

Стр.44

Задания №1-5

11

Контрольная работа №1

1

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Каков мой любимый герой русской народной сказки?
  2. Почему я люблю читать русские народные сказки?
  3. Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло?

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Стр.46

Задания «Литература и изобразительное искусство»

Из древнерусской литературы

2 ч

12-13

Возникновение древнерусской  литературы. Сюжеты русских летописей.

2

Возникновение древнерусской  литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет»                                        как литературный памятник.

«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Герои летописного сказания. Фольклор и летописи.

Познавательные: уметь искать и выделять нужную информацию в предложенных текстах.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути её достижения.

Стр.47-51

Задания № 1-3

Стр.52

Задания №1-4

Из русской литературы XVIII века

2 ч.

14-15

М.В. Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру»

2

Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – учёный и поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру» - научные истины в поэтической форме, стихотворение как  юмористическое нравоучение.

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст.

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Стр.54-55

Задания № 1-3

Стр.56

Задание выучить роды и жанры литературы

Из русской литературы XIX века

44 ч.

16-17-18-19-20

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра.

И.А. Крылов. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок»

 И.А. Крылов  «Свинья под дубом».

 Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.                                                    

5

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века). Аллегория, мораль в басне. Басня и сказка.

Великий баснописец И.А.Крылов. Обличение человеческих пороков в басне «Ворона и лисица».

Образы животных и их роль в басне. Обличение воинствующего невежества, жадности, хитрости в баснях Крылова. Аллегория как основа художественного мира басни. Способы выражения морали.

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.

Конкурс знатоков Басен Крылова

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт.

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Стр.57-59

Задания № 1-2

Стр.60-62

Задания №1-4

 

Стр.63-65

Задание выучить наизусть

Стр.65-67

Задание проект стр.69

 

Стр.68-69

Задания «Литература и изобразительное искусство»

21

В.А. Жуковский «Спящая царевна» как литературная сказка

1

История создания сказки «Спящая царевна». Черты народной сказки в произведении В.А.Жуковского.

Сюжет и герои сказки. Литературная сказка как авторское произведение

Литературная сказка и сказка фольклорная.

Познавательные: уметь конструировать осознанное и произвольное сообщение в устной форме.

Регулятивные: формировать навыки самоконтроля, выполнять учебные действия.

Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное.

Стр.70-82

Задания №1-3

22

 Внеклассное чтение №1.

В.А. Жуковский «Сказка о царе Берендее…»

1

Черты народной сказки в произведении В.А. Жуковского.

Сюжет и герои сказки.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия.

«Родничок» Стр.147

Задание читать, знать содержание, ответить на вопросы в тетради.

23

В.А. Жуковский «Кубок»

1

Понятие о балладе. История создания баллады «Кубок». Герои баллады. Нравственно психологические проблемы баллады.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия.

Стр.84-90

Задания №1-4

24-25-26-27

А.С. Пушкин. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

 Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

4

Краткие сведения о поэте (детские и лицейские годы).

Стихотворение «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

Мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина сюжетов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки.

 Фольклорные традиции в сказке

А.С. Пушкина. Авторская позиция в сказке. Сказка А.С. Пушкина и В.А. Жуковского.

Познавательные: уметь объяснять особенности стихотворной речи, учиться слышать ритм стихотворного текста.

Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.

Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение.

Стр.91-93

Задания № 1-4

Стр.93-94

Задание выучить наизусть

Стр.95-112

Задания №1-7

 

Стр.117-118

Задания №1-2

28

Контрольная работа №2

1

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. В чём превосходство царевны над царицей?
  2. Что помогло королевичу Елисею в поисках невесты?
  3. В чём общность и различие «Спящей царевны» В.А. Жуковского и «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях?

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Регулятивные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Коммуникативные: уметь определять меры усвоения изученного материала.

Стр.114-116

Задания №1-2

29

Внеклассное  чтение №2.

Русская народная сказка «Морозко» и сказка братьев Гримм «Госпожа Метелица».

1

Сходство и различие литературной и народной сказки.  «Бродячие сюжеты» Сопоставительный анализ народной и литературной сказок: русской народной сказки «Морозко» и сказки братьев Гримм «Госпожа Метелица».

Познавательные: уметь формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования.

Регулятивные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать своё мнение.

Стр.119

Задания №1-2

30

Тестирование  №1 по изученному материалу.

1

Тестовый материал по произведениям устного народного творчества, древнерусской литературе, литературе 18 века, по произведениям  И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Регулятивные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Коммуникативные: уметь определять меры усвоения изученного материала.

 «Родничок» Стр.52

Задание читать, знать содержание.

31

Внеклассное  чтение №3.

П.П. Ершов « Конёк-горбунок»

1

Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.

Познавательные: уметь формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования.

Регулятивные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать своё мнение.

Стр.120-131

Задания №2-4

32-33-34

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

3

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.

Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

Познавательные: уметь объяснять особенности текста литературной сказки начала XII века.

Регулятивные: уметь выделять то, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение по проблеме урока.

Стр.132-138

Задания  проект стр149

 

Стр.139-148

Задания №5-7

 Стр.149

Задания «Обогащаем свою речь»

35

Внеклассное чтение №4. В.М. Гаршин.

«Attalea Princeps». 

1

Слово о писателе. Героическое и обыденное в сказке.

Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Познавательные: уметь формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования.

Регулятивные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать своё мнение.

Задание в тетради

36-37

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения

2

Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

Мастерство поэта в создании батальных сцен.

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения. Особенности поэтических интонаций стихотворения.

Познавательные: уметь объяснять особенности стихотворной речи, учиться слышать ритм стихотворного текста.

Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.

Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение.

Стр.150

Задания №1-3

Стр.151-155

Задания №1-9

38

Внеклассное чтение №5.

М.Ю. Лермонтов

«Ашик-Кериб»

1

Турецкая народная сказка в изложении русского автора.

Познавательные: уметь формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования.

Регулятивные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать своё мнение.

«Родничок» Стр.208

Задание прочитать, знать содержание.

39

Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1

Слово о писателе. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

«Заколдованное место» - повесть, завершающая «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Сюжет. Отражение народных обычаев.

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.

Познавательные: уметь производить поиск и выделение необходимой информации, составлять характеристику героя, давать оценку его поступкам.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт.

Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы.

Стр.157-158

Задания №1-2

 

40-41

Внеклассное чтение №6. Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».

2

Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья) Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта светлых и тёмных сил.

Познавательные: уметь формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования.

Регулятивные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать своё мнение.

Стр.158-169

Задания №1-3

Стр.170

Задания №1-2

42-43

Н.А. Некрасов  «Есть женщины в русских селениях»

Мир детства в стихотворении «Крестьянские  дети»

1

«Есть женщины в русских селениях» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

Мир детства в стихотворении «Крестьянские  дети». Речевая характеристика персонажей.

Познавательные: уметь объяснять особенности стихотворной речи, учиться слышать ритм стихотворного текста.

Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.

Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение.

Стр.171-176

Задания №1-5

Стр.176-186

Задания № 1-8

44-45-46-47

И.С. Тургенев «Муму».

4

Краткий рассказ о писателе. Реальная основа рассказа «Муму».

Изображение быта и нравов крепостной России. Герои рассказа. Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня.

Духовные и нравственные качества Герасима. Нравственное превосходство Герасима над окружением. Протест Герасима против барыни и ее челяди. Осуждение крепостничества.

 Тургенев – мастер портрета и пейзажа.

Сравнение в рассказе как способ авторской оценки героя.

Познавательные: уметь находить и отбирать необходимую информацию.

Регулятивные: уметь определять последовательность выполнения задач для достижения цели.

Коммуникативные: уметь применять полученные навыки при работе по анализу текста.

Стр.188-189

Задание: пересказ

Стр.189-202

Задания № 1-4

Стр.203-223

Задания № 6-9

 Стр.225

Задание 2Обогащаем свою речь»

48

Контрольная работа №3

1

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Что воспевает И.С. Тургенев в образе Герасима?
  2. Каковы друзья и враги Герасима?
  3. В чём вина и в чём беда барыни?

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Регулятивные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Коммуникативные: уметь определять меры усвоения изученного материала.

Стр.226-228

Задания №1-4

49

А.А. Фет «Весенний дождь»

1

Краткий рассказ о поэте. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.

Познавательные: уметь объяснять особенности стихотворной речи, учиться слышать ритм стихотворного текста.

Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.

Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение.

Стр.228

Задание: выучить наизусть

50-51-52-53

Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

4

Краткий рассказ о писателе. История создания рассказа «Кавказский пленник».

Быль как форма повествования.

Герои и сюжет рассказа.

 Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев. Приём контраста при создании характеров героев. Нравственные ценности в рассказе. Проблема смысла жизни.

Познавательные: уметь выделять в тексте главное, формулировать вариант решения поставленной на уроке задачи.

последовательность выполнения задач для достижения цели.

Коммуникативные: уметь применять полученные навыки при работе по анализу текста.

Стр.229-231

Задания №1-2

Стр.232-241

Задания №1-3

Стр.241-252

Задания № 4-7

Стр.252258

Задания «Литература и изобразительное искусство»

54

Контрольная работа №4

1

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Каковы друзья и враги пленного Жилина.
  2. Почему у Жилина и Костылина разные судьбы?
  3. Какие мысли Л.Н. Толстого  мы называем гуманистическими?

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Регулятивные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Коммуникативные: уметь определять меры усвоения изученного материала.

Стр.261-263

Задания №1-2

55-56

А.П. Чехов.  «Хирургия» как юмористический рассказ.                

2

Краткий рассказ о писателе.

«Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества  героев в рассказе.

                       

Познавательные: уметь анализировать текст  с целью выделения важных деталей.

Регулятивные: уметь строить высказывание с целью анализа текста.

Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение.

Стр.263-268

Задания №1-5

Стр.269-270

Задания «Литература и изобразительное искусство»

57

Тестирование  №2 по изученному материалу.

1

Тестовый материал по произведениям М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова,  И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого.

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Регулятивные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Коммуникативные: уметь определять меры усвоения изученного материала.

Стр.271-273

Задания №1-2

58-59

Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе. Лирика Ф.И. Тютчева, И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова, А.В. Кольцова

1

Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе. Лирика Ф.И. Тютчева, И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова, А.В. Кольцова.

Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.

Познавательные: уметь объяснять особенности стихотворной речи, учиться слышать ритм стихотворного текста.

Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.

Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение.

Стр.274

Задания: выучить наизусть

Стр.279-283

Задания №1-4

Из литературы XX века

29 ч.

60

И.А. Бунин «Косцы».

Человек и природа в рассказе

1

Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Восприятие  прекрасного.  Эстетическое  и этическое  в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами.

 

Познавательные: уметь анализировать текст  с целью выделения важных деталей.

Регулятивные: уметь строить высказывание с целью анализа текста.

Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение.

Стр.3-10

Задания №1-3

61-62-63-64

В.Г. Короленко «В дурном обществе». Вася и его отец.

4

Слово о писателе. События жизни писателя, нашедшие отражение в повести «В дурном обществе». Вася и его отец, развитие их отношений. Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев. Образ серого, сонного города и его роль в создании настроения повести.

Познавательные: формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования.

Регулятивные: уметь строить речевое высказывание – доказательство.

Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективе для разрешения поставленной проблемы.

Стр.12-26

Задания «Литература и изобразительное искусство»

Стр.27-39

Задания № 1-4

Стр.39-48

Задания №5-9

Стр.50

Задание: проект

65

Контрольная работа №5

1

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Почему Вася познакомился с Валеком и Марусей?
  2. Каковы отношения между сыновьями и отцами в двух семьях: Тыбурция и судьи?
  3. Что помогло Васе и его отцу  прийти от вражды к пониманию?
  4. Почему у Сони и Маруси два разных детства?

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Регулятивные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Коммуникативные: уметь определять меры усвоения изученного материала.

Задание в тетради

66

Внеклассное чтение №7.

А. Волков «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»

1

Серия книг о Волшебной стране А.Волкова. Урфин Джюс и его мечта о власти над Волшебной страной. Элли и её друзья вновь одерживают победу.

Познавательные: уметь формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования.

Регулятивные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать своё мнение.

Стр. 51-55

Задания №1-10

67

С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях.

1

Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…». Своеобразие языка  есенинской лирики.

Познавательные: уметь объяснять особенности стихотворной речи, учиться слышать ритм стихотворного текста.

Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.

Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение.

Стр. 56-68

Задания №1-5

68-69

П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

2

Слово о писателе. Понятие о сказе. Сказ и сказка.

Трудолюбие и талант Данилы-мастера. Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П. Бажова

Познавательные: формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования.

Регулятивные: уметь строить речевое высказывание – доказательство.

Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективе для разрешения поставленной проблемы.

Стр.69

Задания «Литература и изобразительное искусство»

 

Стр.71

Задание: проект

70-71

К.Г. Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб»

2

Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб». Роль пейзажа в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Роль пейзажа в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.

Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста, выбирать нужную информацию из прочитанного.

Регулятивные: уметь производить анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Коммуникативные: определять меру усвоения изученного материала.

Стр.72-82

Задания №1-6

 Стр83-88.

Задания №1-5

72

К.Г. Паустовский «Заячьи лапы». Человек и природа в произведении К.Г. Паустовского

1

Человек и природа в произведении К.Г. Паустовского.

Познавательные: уметь проводить исследование и давать личностные характеристики изучаемых объектов. Регулятивные: уметь строить высказывание с целью анализа текста.

Коммуникативные: формировать навыки речевого отображения содержания совершённых действий в форме речевых значений.

Стр.90-106

Задания №1-6

73-74

С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

2

Краткий рассказ о писателе. Своеобразие пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. Положительные и отрицательные герои пьесы «12 месяцев». Столкновение добра и зла.

Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С.Я. Маршака.

 

Познавательные: уметь проводить исследование и определять сущность характеристик изучаемых объектов.

Регулятивные: уметь находить нужную для ответа информацию из прочитанного текста.

Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение.

Стр.108-111

Задания №1-4

Стр.111

Творческое задание

75

Контрольная работа №6

1

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Чем похожи и чем отличаются Падчерица и Королева?
  2. Почему в пьесе-сказке  «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло?
  3. Чем похожа сказка «Двенадцать месяцев» на народные сказки?

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Регулятивные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение.

Стр.112-121

Задания №1-4

76

А. Платонов «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя.

1

Краткий рассказ о писателе. Тема рассказа «Никита». Мир глазами ребёнка. Оптимистическое восприятие окружающего. Быль и фантастика.

 Познавательные: уметь анализировать объект с целью выделения существенных признаков.

Регулятивные: уметь анализировать выбор способа учебного действия для достижения планируемых результатов.

Коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Стр.123-131

Задания №3

77-78-79

В.П. Астафьев «Васюткино озеро».

Автобиографичность произведения.  

3

Слово о писателе. Автобиографичность произведения.  Черты характера героя и его поведение в лесу. Человек и природа в рассказе

Васютка и его путешествие по осенней тайге. Становление характера героя. Суровые испытания, через которые природа проводит человека, и её удивительная щедрость. Образность и выразительность описания природы.

Познавательные: формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования.

Регулятивные: уметь строить речевое высказывание – доказательство.

Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективе для разрешения поставленной проблемы.

Стр.132-152

Задания №4-8

Стр.152-153

Задания №1-5

Стр.153

Творческое задание

80

Контрольная работа №7

1

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Какой изображена русская природа в творчестве С.А. Есенина, П.П. Бажова, К.Г. Паустовского, В.П. Астафьева (по одному произведению)?
  2. Какие поступки  сверстников вызывают моё восхищение в произведениях К.Г. Паустовского, А.П. Платонова, В.П. Астафьева (по одному произведению)?

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Регулятивные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Коммуникативные: уметь определять меры усвоения изученного материала.

Стр.154-159

Задания №1-2

81-82

Дети и война.

А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете».

2

Война и дети – обострённо трагическая  и героическая тема произведений  о Великой Отечественной войне.

Познавательные: уметь объяснять особенности стихотворной речи, учиться слышать ритм стихотворного текста.

Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.

Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение.

Стр.160-161

Задание: выразительное чтение

 Задания в тетради

83-84

Внеклассное чтение №8.

В.П. Катаев «Сын полка»

2

Война и дети – обострённо трагическая  и героическая тема произведений  о Великой Отечественной войне. Фронтовое детство Вани Солнцева.

Познавательные: уметь формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования.

Регулятивные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать своё мнение.

Творческое задание в тетради

 

Стр.163-170

Задания №1-6

85-86

Русские поэты 20 века о Родине и родной природе

2

Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нём. Образ Родины в стихах о природе.

Познавательные: уметь объяснять особенности стихотворной речи, учиться слышать ритм стихотворного текста.

Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.

Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение.

Стр.170

Задания №«Литература и изобразительное искусство»

 

Стр.172-182

Задания №1

87-88

Писатели улыбаются.

Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»

Ю.Ч. Ким «Рыба-кит»

2

Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Чёрного. Юмор в его рассказах.

Песня Ю. Кима «Рыба-кит».  Как создаётся юмор в стихотворении?

Познавательные: научиться понимать текст в общем, искать и выделять необходимую информацию.

Регулятивные: уметь соотносить свои знания с поставленной целью, комментировать полученную информацию.

Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество в коллективе, проектировать работу в группе, контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра.

Стр.182-188

Задания №2

Стр.190

Задания №1-2

Из зарубежной литературы

13ч

89-90

Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед»

2

Краткий рассказ о писателе. Подвиг героя баллады «Вересковый мёд» во имя сохранения традиций предков. Баллада, её драматический характер.

Познавательные: уметь объяснять особенности стихотворной речи, учиться слышать ритм стихотворного текста.

Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.

Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение.

Стр.193-197

Задание: выучить наизусть

Подготовиться к внеклассному чтению.

91-92

Внеклассное чтение №9.

Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ»

2

Познавательные: уметь формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования.

Регулятивные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать своё мнение.

Задание в тетради

Стр. 199-213

Задания №1-5

93

Даниель Дефо «Робинзон Крузо». Герой на острове. Устройство жизни

1

Краткий рассказ о писателе. Описание приключений и жизни на острове Робинзона Крузо. Черты личности главного героя.

Познавательные: уметь выдвигать гипотезу при работе с текстом и её обосновывать.

Регулятивные: развивать способности к регуляции учебной деятельности, научиться комментировать полученную информацию.

Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество в коллективе, проектировать работу в группе.

Стр.213

Творческое задание

94-95

Х.К. Андерсен «Снежная королева». Кай и Герда.

2

Слово о писателе. Сюжет сказки «Снежная королева». Система образов: Кай и Герда. В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.

Познавательные: формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования.

Регулятивные: уметь строить речевое высказывание – доказательство.

Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективе для разрешения поставленной проблемы.

Стр.215-228

Задания №1-5

Стр.229-248

Задания №5-9

96-97

Внеклассное чтение №10

Наши любимые сказки Х. К. Андерсена

1

Сказки Андерсена.

Познавательные: уметь формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования.

Регулятивные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать своё мнение.

Стр.248

Задания № «Литература и изобразительное искусство»

Стр.249-250

Задания №1-4

98-99

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

2

Слово о писателе. Время и место действия романа. Затеи Тома, его предприимчивость. Том и Беки. Том и Гек. Дружба мальчиков. Внутренний мир героев Марка Твена.

Познавательные: уметь объяснять особенности стихотворной речи, учиться слышать ритм стихотворного текста.

Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.

Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение.

Стр.251-261

Задания №1-3

Стр261-268.

Задания №4-5

100

Джек Лондон «Сказание о Кише

1

Краткий рассказ о писателе. Детские впечатления «Сказание о Кише» - повествование о нравственном взрослении подростка. Характер мальчика – опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Познавательные: формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования.

Регулятивные: уметь строить речевое высказывание – доказательство.

Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективе для разрешения поставленной проблемы

Стр.269-280

Задания №1-5

101

Контрольная работа №8

1

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Почему Герда победила Снежную Королеву?
  2. Какие герои олицетворяют добро и зло в сказках  Андерсена?
  3. О чём мечтал Андерсен в своих сказках?
  4. Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными?
  5. Совпадают ли внешний облик и внутренний мир Тома Сойера?
  6. Чем похожи герои романа «Приключения Тома Сойера»  на моих сверстников?
  7. Как Том Сойер и его друзья стремились сделать мир интереснее?
  8. Какими я вижу Тома Сойера и Гекльберри  Финна на памятнике этим литературным героям?

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Регулятивные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Коммуникативные: уметь определять меры усвоения изученного материала.

Стр.280

Задания «Литература и изобразительное искусство»

102

Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии»

1

Познавательные: формировать навыки выразительного чтения.

Регулятивные: уметь комментировать полученную информацию.

Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективе для разрешения поставленной проблемы.

Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе

  Для учащихся:  

1.Литература 5 класс / Авторы – составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин./ - Москва:  Просвещение, 2012.

2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим… Дидактический материал по литературе: 5 класс. Москва: Просвещение, 2010.

Для учителя:

  1. Поурочные разработки по литературе. 5 класс./И.В.Золотарёва, Н.В.Егорова. – Москва: Вако, 2012.
  2. Поурочное планирование по литературе. / К учебнику – хрестоматии В.Я.Коровиной и др.  Литература 5 кл.  - О.А.Ерёмина, Москва: Экзамен, 2008.
  3. Шаталова О.В. Дидактические материалы по литературе. / К учебнику – хрестоматии В.Я.Коровиной и др.  Литература 5 кл. -  Москва: Экзамен , 2012.
  4. .Литература в 5 классе. /Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова. –  Москва: Русское слово, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 7 класс ФГОС (линия учебников под редакцией Коровиной В.Я.)

данная программа разработана для 7 класса ФГОС (линия учебников Коровиной В.Я)...

Рабочая программа по литературе 6 класс(ФГОС) по учебнику Меркина Г.С.

Содержание:1.Общая характеристика учебного предмета2.Результаты  изучения3.Основные виды деятельности4.Требования к уроку5.Содержание программы6.Календарно-тематическое планирование7.Учебно...

рабочая программапо математике 5 класс ФГОС

Рабочая программа по математике для 5 класса на уровень основного общего образования в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа по литературе 7 класс ФГОС к учебнику В.Я. Коровиной

Рабоая программа по литературе 7 класс ФГОС к УМК В.Я. Коровиной рассчитана на 70 часов в год, соответствует требованиям к результатам освоения ФГОС ООО, содержит разделы: пояснительная записка, плани...

Рабочая программа по литературе 5 класс. ФГОС. 2019-2020 учебный год. /В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5 класса составлена в соответствии с- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с изменениями от 31.12...

Контрольные и проверочные тесты по литературе 5 класс ФГОС (по учебнику В.Я.Коровиной).

Предлагаемые тесты рекомендуется проводить один раз в четверть. Они готовят учащихся к итоговой аттестации за курс  основной школы...