Внеклассное чтение по теме «Нравственный идеал совершенного человека»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Актуальность. Проблема нравственного воспитания актуальна: современный мир с быстрейшим темпом развития имеет положительные и негативные стороны влияния на подрастающее поколение. Именно поэтому, ведя уроки русского языка и литературы, всегда опираюсь на традиции и обычаи русского и тувинского народа. Сопоставляя религиозные, моральные и нравственные принципы, доказываю ученикам, как много в жизни того, что нас объединяет, что должно помочь нам осознать, что мы, прежде всего люди в самом высоком смысле этого слова. Это поможет им стать более близкими друг другу, более толерантными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennyy_ideal_sovershennogo_cheloveka.docx36.05 КБ

Предварительный просмотр:

Заявка на участие в конкурсе:

Ф.И.О.  Оюн Татьяна Шыыраповна ________________________________

Представляемый материал Внеклассное чтение по теме «Нравственный идеал совершенного человека»

Должность Учитель русского языка и литературы МОУ  СОШ  с.Сосновка

Первая  квалификационная  категория________________________________

Организация МОУ СОШ с.Сосновка, Тандинского кожууна_____________

Домашний адрес, телефон с.Дурген, ул.Рабочая д.17, Тандинского кожууна, тел.2-91-25_сотовый:89069987231________________________

Служебный адрес, телефон с.Сосновка, ул. Туметея, д.1, Тандинского кожууна телеф: 2-84-18_________________________________________

Теоретическое обоснование. Наша школа в течение нескольких лет работает по внедрению в жизнь здоровье сберегающих технологий. Работа над этой проблемой натолкнуло меня на мысль, что здоровье детей мы, учителя словесники, должны рассматривать с разных сторон: в физическом плане; в интеллектуальном плане; в нравственном плане; в социальном плане; в эмоциональном плане. Быть здоровым – это значит быть здоровым не только в физическом плане, но и в нравственном. Здоровый, душой и телом – счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от окружающей среды, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы должны «создать», воспитать. Этого требует от нас современное общество, конечно же, и правительство. В одном из последних обращений к Федеральному Собранию Президент России Д.А.Медведев, особо отметил, что школа должна содействовать не только воспитанию широкообразованной, творческой, инициативной личности, но и высоконравственной. Значит, учителя должны развивать в учащихся опыт осмысленной деятельности. А этого можно достичь, только возрождая традиции, укрепляя нравственное начало.

Актуальность. Проблема нравственного воспитания актуальна: современный мир с быстрейшим темпом развития имеет положительные и негативные стороны влияния на подрастающее поколение. Именно поэтому, ведя уроки русского языка и литературы, всегда опираюсь на традиции и обычаи русского и тувинского народа. Сопоставляя религиозные, моральные и нравственные принципы, доказываю ученикам, как много в жизни того, что нас объединяет, что должно помочь нам осознать, что мы, прежде всего люди в самом высоком смысле этого слова. Это поможет им стать более близкими друг другу, более толерантными.

Среди ведущих видов деятельности на уроке использую:

  • Составление списка «известной информации» по учебной теме;
  • Формы активного чтения текста на русском языке
  •  составление синквейна как способа рефлексирования, синтеза и обобщения информации.

Данный урок литературы можно провести в 7 – 8 классах.

Нравственный  идеал  совершенного  человека

Цели  урока: 

- изучить национальные особенности культуры и быта, истории русского и тувинского народа;

- рассмотреть богатство и разнообразие пословиц и поговорок на нравственную тему; выражение в них смысла народной педагогики;

-  помочь увидеть меткость и точность, ёмкость языка пословиц, краткость и выразительность, прямой и переносный смысл пословиц;

- воспитание дружеской взаимопомощи, товарищества;

- развить стремление к осуществлению нравственного идеала в самовоспитании личности.

Задачи  урока: 

  • создание благоприятного нравственно – психологического климата, способствующего закреплению прогрессивных народных  традиций;
  • обогащение речи учащихся афористически сжатыми, образными изречениями; превращение гуманных нравственных установок, предписаний народной педагогики в личные убеждения, в факт высоконравственного поведения.

Метод работы. Словесные,         наглядные, практические. 

Приемы работы. Групповая, фронтальный опрос.

Оборудование: экран,  проектор, монитор.

Содержание урока:

Слово учителя:

- Ребята, кто был вашим первым учителем? Кто помнит имя своего первого учителя? (тут начинается самое интересное: называют своих первых учителей…А если я спрошу: Назовите своего главного учителя?  Называют директора; Заведующего КОЖОО! Министра образования! Только не того о ком мне надо было услышать в этот раз. Такой приём я называю «ларец – то просто открывался» Под конец, услышав слово: «Мама» Удивлению ребят нет конца!) Да. Именно ваша мама и есть первый учитель, наставник с первых минут вашей жизни! Таким образом, мамина педагогика поможет нам раскрыть тему нашего урока. Великий учёный Г.Н.Волков сказал: «Сила матери как воспитателя – в непосредственном, каждодневном, ежеминутном воздействии на чувства и сознание…И это начинается не с молоком матери, а гораздо раньше, с крови, с плоти..» ( Слова учёного показать по проектору на экран) («Этнопедагогические инварианты народного воспитания» Г.Н.Волков журнал «Башкы»№1,2010г.)

Сообщение темы и цели урока.(показать по проектору на экран)

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Правильно. Наша задача выяснить, в чём заключается идеал совершенного человека.

1.Словарная работа: (показать по проектору на экран)

Идеал- 1.то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений;

              2.Совершенное воплощение чего-нибудь.(С.И.Ожегов «Словарь русского языка» стр.205)

Нравственность – правила определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил; поведение.(С.И.Ожегов «Словарь русского языка»стр360)

- Составьте, пожалуйста, с этими словами словосочетания, предложения.

- Идеал человека, нравственное воспитание…Владимир Владимирович Путин – идеал совершенного человека. Мы на уроке говорили о нравственном воспитании.(По ходу урока учащиеся самостоятельно записывают нужные слова, высказывания…)

2.Беседа по тексту высказывания:

Учитель:

- Предлагаю вам прочитать  высказывание К.Д.Ушинского – великого педагога ХХ века.

 «Каждый народ имеет свой особенный идеал человека  

и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в  

отдельных  личностях.  Идеал человека у каждого народа  

соответствует народному характеру, определяется общественной

 жизнью народа, развивается  вместе  с его развитием, и выяснение его составляет главнейшую задачу каждой народной культуры» (К.Д.Ушинский)

- В чём заключается основная мысль этого высказывания?

- Каждый народ имеет свой нравственный идеал совершенного человека.

-Значит, с давних времён наши народы знали, какого человека считать совершенным. Откуда мы можем об этом узнать?

-Из произведений устного народного творчества.

-Так, какого же человека русский и тувинские народы считали идеалом человека? Составляем синквейн по раннее прочитанным сказкам, былинам.

3.Составьте синквейн. Работа в группах:(учитель на своё усмотрение поделит класс на две рабочие группы) 1гр: идеал человека по произведениям устного народного творчества русского народа; 2гр: Идеал совершенного человека по произведениям устного народного творчества тувинского народа.(Правила составления синквейн повесить на видном месте)

Синквейн

1.Тема называется одним словом (обычно сущ.)

2.описание темы двумя прилагательными.

3.описание действия в рамках темы 3-мя глаголами.

4.Фраза из 4-х слов, показывающая отношение к теме.

5. это синоним из одного слова, который повторяет суть темы

Синквейн:       1гр.                                                 2гр.

У русского народа

У тувинского народа

1.Богатырь

1.Удалец

2.Святорусский, славный.

2.Непобедимый, бессмертный.

3.Помогает, защищает, побеждает.

3.Уважает, почитает, успокаивает.

4.Защитник-делает добро людям.

4.Девять препятствий должен преодолеть.

5.Доблесть

5.Мудрость

- Вот вы составили синквейн. Молодцы! ( Каждая группа по очереди читают составленный синквейн.)

- Ребята! Вы хорошо поработали. Давайте сейчас вместе отдохнём.

4.Физминутка:

Раз, два – выше голова

Три, четыре – шире плечи,

Пять, шесть – подтянулись,

Семь, восемь – наклонились,

Девять, десять – улыбнулись, тихо сели.

- А теперь подумайте и скажите, пожалуйста, отличаются ли представления  русского и тувинского народа о нравственно совершенном человеке?

- Нет. Эти характеристики не противоречат друг другу. Они взаимодополняют, в них отражены общечеловеческие идеи. Мысли народов едины.

- Назовите, пожалуйста, заповедь о трёх добрых человеческих качествах.

-  Это  доброе намерение, доброе слово, доброе действие.

- Как воспитывались эти человеческие качества?

- Добрым примером и добрым  словом.

- Значит, каждый народ имеет определенные нравственные правила поведения, которые закреплены в нормах традиционной культуры. Вот сейчас, для нашей работы поможет материнская педагогика. В народе говорят: «Не та мать, кто родила, а та кто воспитала». «Нет полноценного воспитания вне сферы духовной культуры родного народа.»(Г.Н.Волков)Как трактуется понятие нравственность в тувинском в русском языке?

- Кижизиг ( «мозу – будуш» - «мозу – будуштуг») Человечный.Кижи болган. Стал человеком.

- Таким образом, чтобы получить эти характеристики человек должен соблюдать определённые правила поведения. Вспомните, чему учила ваша мама. Назовите эти правила, подбирая к каждому из них, пословицы. И каждая группа составляет таблицу. Ведь у русского и тувинского народа очень много поучительных пословиц о воспитании. «Пословица правду всем говорит». ( Учитель, корректируя работу каждой группы, помогая подбирать синоним на русском  или на тувинском языке, составляют таблицу правил поведения нравственно совершенного человека)

5. Правила поведения нравственно совершенного человека ( после того как дети начнут работать можно по проектору на экран показать правила поведения, а потом и всю таблицу для сравнения. Для сильного класса только после того, как они закончат работу)

Правила поведения

Отражение в пословицах русского народа

Отражение в пословицах тувинского народа

1.Дорожи честью и добрым именем своим

«Береги платье снову, а честь смолоду»

«Арнын бодавайн, адын бода» - «Не думай о лице, думай об имени»

2. Дорожи именем своего рода и родителей своих

Добрая слава бежит, а худая  - летит

«Ие созун ижип болбас, ада созун ажырып болбас» - Наказ отца запоминай,слова матери уважай»

3.Уважай старших.Не вступай в разговор первым,не проходи перед ними. Предлагай свою помощь и участие в их делах.Слушайся советов и не спорь со взрослым. В старости будь опорой.

«Старость опытом богата», «Старых почитай, младых поучай»

«Улугну хундуле, уругну азыра» - «Старшего уважай, младшего воспитай»

4.Будь добр, вежлив и щедр:

«Доброму добрая слава»

«Кижи экизи хун, кижи багы чылан» - Добрый да щедрый солнцем сияет, злой змеёй подползает», Эвилен кижиге чон ынак» - «Народ вежливого любит»

5.Будь верным своему слову, достигай намеченной цели.

«Слово давать, так слово держать»

«Соглээн сос, керткен ыяш» - «Сказанное слово – что зарубка на дереве»

6.Соблюдай нормы приличия, следи за своим поведением

«Не по словам судят, а по делам»

«Узер буга мыйыс догээр, каржы кижи чудуруун догээр» - Бодливый бык рога выставляет, невежа кулаками размахивает»

7. Работай, а слава тебя найдёт

«Труд человека кормит, а лень портит»

«Кежээнин мурнунда – хунду, чалгаанын мурнунда – кочу» - «Трудолюбивому – почёт, ленивому – насмешки»

8. Никогда не хвастайся

«Хвались, да не поперхнись»

«Артык тенек аъдын мактаар,болбас тенек бодун мактаар»

9.Не будь вспыльчив и груб

«Вспыльчивый нрав не бывает лукав»

«Каржы кижинин таныжы эвээш, каралыг кижинин сагыжы амыравас» - У грубого знакомых мало, у мнительного покоя нет»

- Вот мы составили правила поведения нравственно совершенного человека. Они вам помогут стать воспитанными людьми.

- Где можно прочитать правила поведения человека?

В книге Монгуш Кенин-Лопсана ««Тыва улусчу ужурлар».

6.Игра «Закончи пословицу» («Соедини пословицу»  - пословицы написать и в разрезанном виде дать собрать по группам. «Переводчик» - Тувинские пословицы переводят на русский язык. Какой вид игры приемлем, учитель решит самостоятельно)

«Тайып ужар, даянып турар» - Поскользнувшись падают, оперевшись – встают.

«Чоннун караа - шолбан кара» – Глаза народа – как утренняя звезда.(тувинская)

«Детки хороши – отцу, матери венец,

Худы – отцу, матери конец» (русская)

«Чему научился в гнезде, то делает и в полёте» (киргизская)

«Не посолишь - вкуса нет. Не захочешь – силы нет» (тувинская)

 «Кижи болуру – чажындан, аът болуру – кулунундан.» - Хорошим человеком становятся с младенчества, хорошего коня видно с жеребрёнка.(тувинская)

Подведение итогов: (Выставление оценок)

-Что вы запомнили для себя?

-Какого человека можно назвать нравственно совершенным человеком?

Домашнее задание: напишите сочинение – миниатюру: «Мой идеал совершенного человека»

Список использованной литературы:

  1. Аникина В.П. Русские пословицы и поговорки. –М., 1988.
  2. Волков Г.Н. «Этнопедагогические инварианты народного воспитания» Ж-л «Башкы»№1,2010г.
  3. Ворохов Э. Энциклопедия афоризмов. –М., 2003.
  4. Кенин –Лопсан М.Б. «Тыва улусчу ужурлар» Кызыл,1994г.
  5. Ожогев С.И. Словарь русского языка. –М.: 1985
  6. Тувинское благопожелания. Литературно-художественное издание. К.1990г.
  7. Куулар Д.С. Н.Ф. Катанов и тувинский фольклор / УЗ ТНИИЯЛИ. Вып.Х.-Кызыл, 1963.
  8. Тыва тоолдар. –Кызыл, 1947. (Тувинские сказки).
  9. Уругларга тоолдар (Сказки детям). – Кызыл,1959.
  10. Кенин-Лопсан М.Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства. – Новосибирск: Наука, 1987.
  11.  Журнал воспитание школьников. 1996.

РЕЦЕНЗИЯ

На методическую разработку, выполненную Оюн Татьяной Шыыраповной, учительницей русского языка и литературы МОУ СОШ с.Сосновка, Тандинского района  

На тему: Нравственный  идеал  совершенного  человека.

        Содержание данной работы полностью соответствует выбранной теме урока. Работа выполнена добросовестно, вопросы, предусмотренные планом, целями и задачами раскрыты полностью.

Автором раскрыт один из волнующих, актуальных тем. Подобрано много газетных и журнальных статей для  раскрытия темы урока.    

Качество изложения материала соответствует учебным нормам школьной программы.

Предложенная автором методическая разработка позволит в достаточной мере понять уникальность обычаев и традиций русского и тувинского народа.

Прослеживается обоснованность и аргументированность по каждому вопросу, их историческая значимость, что в свою очередь показывает  самостоятельность автора в раскрытии выбранной  темы урока.

Для написания данной работы автором изучено и проанализировано достаточное количество литературных источников и учебных материалов, что позволило более полно раскрыть тему урока.

В целом оформление и содержание  работы соответствует требованиям стандартов, предъявляемых к методической разработке. Недостатки в работе отсутствуют.

Работа обладает практической значимостью и заслуживает высокой положительной оценки.

РЕЦЕНЗЕНТ

Руководитель МО:                                                                Чульдум В.Б.

«16» октября  2010г.                                                                                                ___________________________

( подпись)

С рецензией ознакомлен                                                      ___________________________

(подпись)            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку внеклассного чтения по теме "Стихотворения в прозе"

Презентация даёт общее представление о жанре стихотворений в прозе, знакомит с основоположниками этого жанра...

Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева "Человек и природа"

Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева в 6 классе на экологическую тему...

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".

quot;Чтение  с  остановками"  способствует  критическому  мышлению, поиску  здравого смысла. Школьники  учатся  рассуждать  объективно и  поступ...

Внеклассное мероприятие Литературная гостиная «Русь великая, православная». Рождественские районные образовательные чтения на тему «Нравственные ценности и будущее человечества»

1 ноября 2017 года в МБОУ «Хиславичская СШ» прошли Рождественские районные образовательные чтения на тему «Нравственные ценности и будущее человечества». В мероприя...

Внеклассное чтение. Оскар Уайльд «Мальчик-звезда». «В человеке все должно быть прекрасно…» 5 класс

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС 2 Предмет:      литератураКласс:           5Тема урока: Вн...