Внеклассное чтение по теме «Нравственный идеал совершенного человека»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Актуальность. Проблема нравственного воспитания актуальна: современный мир с быстрейшим темпом развития имеет положительные и негативные стороны влияния на подрастающее поколение. Именно поэтому, ведя уроки русского языка и литературы, всегда опираюсь на традиции и обычаи русского и тувинского народа. Сопоставляя религиозные, моральные и нравственные принципы, доказываю ученикам, как много в жизни того, что нас объединяет, что должно помочь нам осознать, что мы, прежде всего люди в самом высоком смысле этого слова. Это поможет им стать более близкими друг другу, более толерантными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennyy_ideal_sovershennogo_cheloveka.docx | 36.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Заявка на участие в конкурсе:
Ф.И.О. Оюн Татьяна Шыыраповна ________________________________
Представляемый материал Внеклассное чтение по теме «Нравственный идеал совершенного человека»
Должность Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с.Сосновка
Первая квалификационная категория________________________________
Организация МОУ СОШ с.Сосновка, Тандинского кожууна_____________
Домашний адрес, телефон с.Дурген, ул.Рабочая д.17, Тандинского кожууна, тел.2-91-25_сотовый:89069987231________________________
Служебный адрес, телефон с.Сосновка, ул. Туметея, д.1, Тандинского кожууна телеф: 2-84-18_________________________________________
Теоретическое обоснование. Наша школа в течение нескольких лет работает по внедрению в жизнь здоровье сберегающих технологий. Работа над этой проблемой натолкнуло меня на мысль, что здоровье детей мы, учителя словесники, должны рассматривать с разных сторон: в физическом плане; в интеллектуальном плане; в нравственном плане; в социальном плане; в эмоциональном плане. Быть здоровым – это значит быть здоровым не только в физическом плане, но и в нравственном. Здоровый, душой и телом – счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от окружающей среды, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы должны «создать», воспитать. Этого требует от нас современное общество, конечно же, и правительство. В одном из последних обращений к Федеральному Собранию Президент России Д.А.Медведев, особо отметил, что школа должна содействовать не только воспитанию широкообразованной, творческой, инициативной личности, но и высоконравственной. Значит, учителя должны развивать в учащихся опыт осмысленной деятельности. А этого можно достичь, только возрождая традиции, укрепляя нравственное начало.
Актуальность. Проблема нравственного воспитания актуальна: современный мир с быстрейшим темпом развития имеет положительные и негативные стороны влияния на подрастающее поколение. Именно поэтому, ведя уроки русского языка и литературы, всегда опираюсь на традиции и обычаи русского и тувинского народа. Сопоставляя религиозные, моральные и нравственные принципы, доказываю ученикам, как много в жизни того, что нас объединяет, что должно помочь нам осознать, что мы, прежде всего люди в самом высоком смысле этого слова. Это поможет им стать более близкими друг другу, более толерантными.
Среди ведущих видов деятельности на уроке использую:
- Составление списка «известной информации» по учебной теме;
- Формы активного чтения текста на русском языке
- составление синквейна как способа рефлексирования, синтеза и обобщения информации.
Данный урок литературы можно провести в 7 – 8 классах.
Нравственный идеал совершенного человека
Цели урока:
- изучить национальные особенности культуры и быта, истории русского и тувинского народа;
- рассмотреть богатство и разнообразие пословиц и поговорок на нравственную тему; выражение в них смысла народной педагогики;
- помочь увидеть меткость и точность, ёмкость языка пословиц, краткость и выразительность, прямой и переносный смысл пословиц;
- воспитание дружеской взаимопомощи, товарищества;
- развить стремление к осуществлению нравственного идеала в самовоспитании личности.
Задачи урока:
- создание благоприятного нравственно – психологического климата, способствующего закреплению прогрессивных народных традиций;
- обогащение речи учащихся афористически сжатыми, образными изречениями; превращение гуманных нравственных установок, предписаний народной педагогики в личные убеждения, в факт высоконравственного поведения.
Метод работы. Словесные, наглядные, практические.
Приемы работы. Групповая, фронтальный опрос.
Оборудование: экран, проектор, монитор.
Содержание урока:
Слово учителя:
- Ребята, кто был вашим первым учителем? Кто помнит имя своего первого учителя? (тут начинается самое интересное: называют своих первых учителей…А если я спрошу: Назовите своего главного учителя? Называют директора; Заведующего КОЖОО! Министра образования! Только не того о ком мне надо было услышать в этот раз. Такой приём я называю «ларец – то просто открывался» Под конец, услышав слово: «Мама» Удивлению ребят нет конца!) Да. Именно ваша мама и есть первый учитель, наставник с первых минут вашей жизни! Таким образом, мамина педагогика поможет нам раскрыть тему нашего урока. Великий учёный Г.Н.Волков сказал: «Сила матери как воспитателя – в непосредственном, каждодневном, ежеминутном воздействии на чувства и сознание…И это начинается не с молоком матери, а гораздо раньше, с крови, с плоти..» ( Слова учёного показать по проектору на экран) («Этнопедагогические инварианты народного воспитания» Г.Н.Волков журнал «Башкы»№1,2010г.)
Сообщение темы и цели урока.(показать по проектору на экран)
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
- Правильно. Наша задача выяснить, в чём заключается идеал совершенного человека.
1.Словарная работа: (показать по проектору на экран)
Идеал- 1.то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений;
2.Совершенное воплощение чего-нибудь.(С.И.Ожегов «Словарь русского языка» стр.205)
Нравственность – правила определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил; поведение.(С.И.Ожегов «Словарь русского языка»стр360)
- Составьте, пожалуйста, с этими словами словосочетания, предложения.
- Идеал человека, нравственное воспитание…Владимир Владимирович Путин – идеал совершенного человека. Мы на уроке говорили о нравственном воспитании.(По ходу урока учащиеся самостоятельно записывают нужные слова, высказывания…)
2.Беседа по тексту высказывания:
Учитель:
- Предлагаю вам прочитать высказывание К.Д.Ушинского – великого педагога ХХ века.
«Каждый народ имеет свой особенный идеал человека
и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в
отдельных личностях. Идеал человека у каждого народа
соответствует народному характеру, определяется общественной
жизнью народа, развивается вместе с его развитием, и выяснение его составляет главнейшую задачу каждой народной культуры» (К.Д.Ушинский)
- В чём заключается основная мысль этого высказывания?
- Каждый народ имеет свой нравственный идеал совершенного человека.
-Значит, с давних времён наши народы знали, какого человека считать совершенным. Откуда мы можем об этом узнать?
-Из произведений устного народного творчества.
-Так, какого же человека русский и тувинские народы считали идеалом человека? Составляем синквейн по раннее прочитанным сказкам, былинам.
3.Составьте синквейн. Работа в группах:(учитель на своё усмотрение поделит класс на две рабочие группы) 1гр: идеал человека по произведениям устного народного творчества русского народа; 2гр: Идеал совершенного человека по произведениям устного народного творчества тувинского народа.(Правила составления синквейн повесить на видном месте)
Синквейн |
1.Тема называется одним словом (обычно сущ.) |
2.описание темы двумя прилагательными. |
3.описание действия в рамках темы 3-мя глаголами. |
4.Фраза из 4-х слов, показывающая отношение к теме. |
5. это синоним из одного слова, который повторяет суть темы |
Синквейн: 1гр. 2гр.
У русского народа | У тувинского народа |
1.Богатырь | 1.Удалец |
2.Святорусский, славный. | 2.Непобедимый, бессмертный. |
3.Помогает, защищает, побеждает. | 3.Уважает, почитает, успокаивает. |
4.Защитник-делает добро людям. | 4.Девять препятствий должен преодолеть. |
5.Доблесть | 5.Мудрость |
- Вот вы составили синквейн. Молодцы! ( Каждая группа по очереди читают составленный синквейн.)
- Ребята! Вы хорошо поработали. Давайте сейчас вместе отдохнём.
4.Физминутка:
Раз, два – выше голова
Три, четыре – шире плечи,
Пять, шесть – подтянулись,
Семь, восемь – наклонились,
Девять, десять – улыбнулись, тихо сели.
- А теперь подумайте и скажите, пожалуйста, отличаются ли представления русского и тувинского народа о нравственно совершенном человеке?
- Нет. Эти характеристики не противоречат друг другу. Они взаимодополняют, в них отражены общечеловеческие идеи. Мысли народов едины.
- Назовите, пожалуйста, заповедь о трёх добрых человеческих качествах.
- Это доброе намерение, доброе слово, доброе действие.
- Как воспитывались эти человеческие качества?
- Добрым примером и добрым словом.
- Значит, каждый народ имеет определенные нравственные правила поведения, которые закреплены в нормах традиционной культуры. Вот сейчас, для нашей работы поможет материнская педагогика. В народе говорят: «Не та мать, кто родила, а та кто воспитала». «Нет полноценного воспитания вне сферы духовной культуры родного народа.»(Г.Н.Волков)Как трактуется понятие нравственность в тувинском в русском языке?
- Кижизиг ( «мозу – будуш» - «мозу – будуштуг») Человечный.Кижи болган. Стал человеком.
- Таким образом, чтобы получить эти характеристики человек должен соблюдать определённые правила поведения. Вспомните, чему учила ваша мама. Назовите эти правила, подбирая к каждому из них, пословицы. И каждая группа составляет таблицу. Ведь у русского и тувинского народа очень много поучительных пословиц о воспитании. «Пословица правду всем говорит». ( Учитель, корректируя работу каждой группы, помогая подбирать синоним на русском или на тувинском языке, составляют таблицу правил поведения нравственно совершенного человека)
5. Правила поведения нравственно совершенного человека ( после того как дети начнут работать можно по проектору на экран показать правила поведения, а потом и всю таблицу для сравнения. Для сильного класса только после того, как они закончат работу)
Правила поведения | Отражение в пословицах русского народа | Отражение в пословицах тувинского народа |
1.Дорожи честью и добрым именем своим | «Береги платье снову, а честь смолоду» | «Арнын бодавайн, адын бода» - «Не думай о лице, думай об имени» |
2. Дорожи именем своего рода и родителей своих | Добрая слава бежит, а худая - летит | «Ие созун ижип болбас, ада созун ажырып болбас» - Наказ отца запоминай,слова матери уважай» |
3.Уважай старших.Не вступай в разговор первым,не проходи перед ними. Предлагай свою помощь и участие в их делах.Слушайся советов и не спорь со взрослым. В старости будь опорой. | «Старость опытом богата», «Старых почитай, младых поучай» | «Улугну хундуле, уругну азыра» - «Старшего уважай, младшего воспитай» |
4.Будь добр, вежлив и щедр: | «Доброму добрая слава» | «Кижи экизи хун, кижи багы чылан» - Добрый да щедрый солнцем сияет, злой змеёй подползает», Эвилен кижиге чон ынак» - «Народ вежливого любит» |
5.Будь верным своему слову, достигай намеченной цели. | «Слово давать, так слово держать» | «Соглээн сос, керткен ыяш» - «Сказанное слово – что зарубка на дереве» |
6.Соблюдай нормы приличия, следи за своим поведением | «Не по словам судят, а по делам» | «Узер буга мыйыс догээр, каржы кижи чудуруун догээр» - Бодливый бык рога выставляет, невежа кулаками размахивает» |
7. Работай, а слава тебя найдёт | «Труд человека кормит, а лень портит» | «Кежээнин мурнунда – хунду, чалгаанын мурнунда – кочу» - «Трудолюбивому – почёт, ленивому – насмешки» |
8. Никогда не хвастайся | «Хвались, да не поперхнись» | «Артык тенек аъдын мактаар,болбас тенек бодун мактаар» |
9.Не будь вспыльчив и груб | «Вспыльчивый нрав не бывает лукав» | «Каржы кижинин таныжы эвээш, каралыг кижинин сагыжы амыравас» - У грубого знакомых мало, у мнительного покоя нет» |
- Вот мы составили правила поведения нравственно совершенного человека. Они вам помогут стать воспитанными людьми.
- Где можно прочитать правила поведения человека?
В книге Монгуш Кенин-Лопсана ««Тыва улусчу ужурлар».
6.Игра «Закончи пословицу» («Соедини пословицу» - пословицы написать и в разрезанном виде дать собрать по группам. «Переводчик» - Тувинские пословицы переводят на русский язык. Какой вид игры приемлем, учитель решит самостоятельно)
«Тайып ужар, даянып турар» - Поскользнувшись падают, оперевшись – встают.
«Чоннун караа - шолбан кара» – Глаза народа – как утренняя звезда.(тувинская)
«Детки хороши – отцу, матери венец,
Худы – отцу, матери конец» (русская)
«Чему научился в гнезде, то делает и в полёте» (киргизская)
«Не посолишь - вкуса нет. Не захочешь – силы нет» (тувинская)
«Кижи болуру – чажындан, аът болуру – кулунундан.» - Хорошим человеком становятся с младенчества, хорошего коня видно с жеребрёнка.(тувинская)
Подведение итогов: (Выставление оценок)
-Что вы запомнили для себя?
-Какого человека можно назвать нравственно совершенным человеком?
Домашнее задание: напишите сочинение – миниатюру: «Мой идеал совершенного человека»
Список использованной литературы:
- Аникина В.П. Русские пословицы и поговорки. –М., 1988.
- Волков Г.Н. «Этнопедагогические инварианты народного воспитания» Ж-л «Башкы»№1,2010г.
- Ворохов Э. Энциклопедия афоризмов. –М., 2003.
- Кенин –Лопсан М.Б. «Тыва улусчу ужурлар» Кызыл,1994г.
- Ожогев С.И. Словарь русского языка. –М.: 1985
- Тувинское благопожелания. Литературно-художественное издание. К.1990г.
- Куулар Д.С. Н.Ф. Катанов и тувинский фольклор / УЗ ТНИИЯЛИ. Вып.Х.-Кызыл, 1963.
- Тыва тоолдар. –Кызыл, 1947. (Тувинские сказки).
- Уругларга тоолдар (Сказки детям). – Кызыл,1959.
- Кенин-Лопсан М.Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства. – Новосибирск: Наука, 1987.
- Журнал воспитание школьников. 1996.
РЕЦЕНЗИЯ
На методическую разработку, выполненную Оюн Татьяной Шыыраповной, учительницей русского языка и литературы МОУ СОШ с.Сосновка, Тандинского района
На тему: Нравственный идеал совершенного человека.
Содержание данной работы полностью соответствует выбранной теме урока. Работа выполнена добросовестно, вопросы, предусмотренные планом, целями и задачами раскрыты полностью.
Автором раскрыт один из волнующих, актуальных тем. Подобрано много газетных и журнальных статей для раскрытия темы урока.
Качество изложения материала соответствует учебным нормам школьной программы.
Предложенная автором методическая разработка позволит в достаточной мере понять уникальность обычаев и традиций русского и тувинского народа.
Прослеживается обоснованность и аргументированность по каждому вопросу, их историческая значимость, что в свою очередь показывает самостоятельность автора в раскрытии выбранной темы урока.
Для написания данной работы автором изучено и проанализировано достаточное количество литературных источников и учебных материалов, что позволило более полно раскрыть тему урока.
В целом оформление и содержание работы соответствует требованиям стандартов, предъявляемых к методической разработке. Недостатки в работе отсутствуют.
Работа обладает практической значимостью и заслуживает высокой положительной оценки.
РЕЦЕНЗЕНТ
Руководитель МО: Чульдум В.Б.
«16» октября 2010г. ___________________________
( подпись)
С рецензией ознакомлен ___________________________
(подпись)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку внеклассного чтения по теме "Стихотворения в прозе"
Презентация даёт общее представление о жанре стихотворений в прозе, знакомит с основоположниками этого жанра...
Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева "Человек и природа"
Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева в 6 классе на экологическую тему...
Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)
Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...
Методический комментарий к проведению урока литературы (или урока внеклассного чтения) на тему «Переосмысление темы и образа дома в современной русской литературе (на материале пьесы Л. С. Петрушевской «Три девушки в голубом»)»
В статье дан методический комментарий к проведению урока внеклассного чтения по творчеству Л.С.Петрушевской....
Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".
quot;Чтение с остановками" способствует критическому мышлению, поиску здравого смысла. Школьники учатся рассуждать объективно и поступ...
Внеклассное мероприятие Литературная гостиная «Русь великая, православная». Рождественские районные образовательные чтения на тему «Нравственные ценности и будущее человечества»
1 ноября 2017 года в МБОУ «Хиславичская СШ» прошли Рождественские районные образовательные чтения на тему «Нравственные ценности и будущее человечества». В мероприя...
Внеклассное чтение. Оскар Уайльд «Мальчик-звезда». «В человеке все должно быть прекрасно…» 5 класс
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС 2 Предмет: литератураКласс: 5Тема урока: Вн...