Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева "Человек и природа"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева в 6 классе на экологическую тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_i_priroda.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Снеткова Ирина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1 г.Покрова
Петушинского района
Владимирской области
Тема: Человек и природа.
(Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева)
Задачи:
- Расширить представления учащихся о писателе, проанализировать тематику рассказов»Белогрудка» и «Капалуха» и выяснить, какие уроки она несет.
- Развивать умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения, сжато излагать повествовательный текст, выразительно читать, развивать связную речь.
- Воспитывать в детях доброе отношение к природе, животным, любовь к родному краю, чувство ответственности за все, что наносит вред окружающей среде. За свои собственные поступки.
Оборудование:
Выставка книг о животных и природе, выставка детских работ «Охрана природы»
Эпиграфы:
Звери, птицы, растения проживут без нас, а мы без них погибнем (В. Астафьев)
Человек должен жить в согласии с природой, человек не рождается с этим чувством, его надо в себе воспитывать (В. Бианки)
Спешите творить добро , пока вы еще не устали (Е. Аношкин)
Ход урока:
- Слово учителя:
-Печальную картину представляет собой заброшенный дом: стены в грязных подтеках, выбитые стекла. Сломанные двери; но во много раз страшнее бесхозяйственность и запустение в жилище, где нет стен, окон, а есть задымленное тысячами заводских труб небо, варварски вырубленные леса, мутные, отравленные ядовитыми стоками воды рек и озер. А жить в нем не только нам ,но тем, кто будет после нас. Как же предотвратить беду , нависшую над нашим домом , имя которому – планета Земля?
Земля в беде! В беде реки и озера, моря и океаны – вся земля! Но беды природы – это прежде всего наши беды Мы, люди, - дети природы.
Ученые с тревогой говорят о сложных проблемах охраны природы от хозяйственной деятельности человека. Такие проблемы называют экологическими.
Экология – наука о взаимоотношениях живого и неживого на нашей планете.
Ученые предупреждают об опасности гибели всего живого на планете Земля и призывают к активной борьбе человека против бездушного отношения к природе…(обратить внимание учащихся на выставки книг и рисунков)
М .Пришвин писал: «Мои молодые друзья ! Мы хозяева нашей природы , и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, что сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах - разные ценные звери – будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.»
Эпиграфом к уроку взяты слова В. Бианки. Именно об этом пишет в своих произведениях В.П. Астафьев.
- Рассказ ученика о жизни В.П. Астафьева.
- Учитель: Вы дома прочитали рассказы «Белогрудка» и «Капалуха». Обратимся к первому – вспомним содержание и обсудим поведение мальчишек.
- Игра – суд .
Рапорт дежурного: Встать! Суд идет! Уважаемый судья! Группа к слушанию дела о вереинских мальчишках готова : прокурор, адвокат,публика заняли свои места.
Судья: Прошу всех садиться. Слушаем дело о вереинских мальчишках, которые обвиняются в том, что выследили и чащобе у косогора около деревни белогрудую куницу, у которой родилось трое кунят, и погубили их.
Прокурор готов ? Защита готова?
Чтобы лучше понять обвинение и защиту , следует узнать историю жизни мальчишки ,виновного в гибели куницы и кунят.
Рассказ мальчика
Выступления прокурора, адвоката, публики
Приговор судьи – вывод.
- Учитель: К сожалению, явление губительного отношения человека к природе очень часто встречаются в реальной жизни…
Но в литературе есть и произведения, рассказывающие о добром отношении человека к беззащитным «братьям нашим меньшим» и об ответственности за природу.
- Пересказ уч-ся рассказа «Капалуха». Анализ по вопросам:
- В чем различие поведения героев?
- Как вы можете это объяснить?
- Как описывает автор поведение птицы-матери?
- Какие чувства оно вызвало у героев и у вас?
- Что могло произойти ,не будь старшего рядом?
- Какие важные качества человека проявились в этом эпизоде?
- Учитель: Если человек по-доброму относится к природе, То природа отвечает человеку двойной благодарностью.
Эпиграф.
Нужно воспитывать в себе чувство бережного отношения ко всем живым существам ,с которыми мы встречаемся, будь то красивый зверь или мрачное насекомое.
- Охрана природы подразумевает охрану всей жизни на Земле. В нашей стране принят ряд важнейших документов об охране природы. Одним из таких документов является «Красная книга»
- Рассказ уч-ся о «Красной книге»
- Вывод: Надо бережно относиться ко всему: к лесам, к животным, к птицам, к воде, к земле ,то есть надо беречь всю нашу планету
- В заключении звучат стихи А. Прокофьева «Россия» , С. Островсккого «Сказание о Земле»
Д\З – написать отзыв о любом из рассказов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"
Урок знакомит учащихся с теми страницами биографии Л.Н. Толстого, которые связаны с Башкортостаном, выявиляет отношение писателя к расхищению башкирских земель и симпатии к башкирам как к народу, имею...
"Что нужно человеку для счастья?" Урок внеклассного чтения по рассказу Рэя Бредбери "Каникулы". 8 класс
Урок внеклассного чтения посвящен рассказу Р.Бредбери "Каникулы"....
"Человек и история" Урок внеклассного чтения по рассказу В.Набокова "Посещение музея" в 10 классе
Урок построен в технологии РКМЧП. Основной прием - "Инсерт"...
Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе
Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...
Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова "Лебеда"
Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова «Лебеда» в 8-ом классе. Цели урока:обучающая: знакомство школьников с биографией и творчеством В.В.Набокова, комментиров...
Урок внеклассного чтения по рассказу В.Солоухина "Мститель"
Урок внеклассного чтения в 6 классе по анализу текста художественного произведения. В ходе урока выявляются представленные в тексте проблемы, определяется характер главного героя. Учащи...
Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка". Тема урока:"Я поведаю вам свою боль..."
Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка" помогает учителю пробудить интерес к чтению. Ранее я опубликовала презентацию к нему. Этот урок я проводила на районном семина...