Люди и куклы в искусстве и жизни. Урок внеклассного чтения (В.Короленко "В дурном обществе", Ю.Олеша "Три толстяка", Н.Носов "Кукла").
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
История кукол, проблемный вопрос "Как кукла помогает человеку быть Человеком", соотнесение музыкального произведения с литературными образами, комплексное исследование новеллы Н.Носова и сопоставление со стихотворением К.Случевского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukly.docx | 27.4 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ. 6 КЛАСС.
Тема урока: Люди и куклы в искусстве и жизни.
Цели урока: познакомить с особенностями изображения куклы в романе- сказке Ю. Олеши «Три толстяка», В. Короленко «В дурном обществе», новелле Е. Носова «Кукла»;
повторить термины «жанр литературы», «тропы»; познакомить с терминами
«роман-сказка», новелла;
воспитывать гуманистическое отношение к людям и игрушкам, патриотизм;
развивать диалогическую речь учащихся, умение сопоставлять, анализиро-вать, обобщать на литературном материале.
Основное содержание урока.
- Вступительное слово учителя «Куклы в жизни человека».
- Словарная справка. Лексическое значение слова «кукла».
- Постановка проблемного вопроса урока «Как кукла помогает человеку быть Человеком?».
- Соотнесение музыкального произведения с литературными персонажами.
- Выборочное чтение по проблеме и анализ фрагментов романа-сказки Ю. Олеши.
- Проблемная беседа по повести В. Короленко.
- Обсуждение «кукольных» сцен спектакля «Блин – 2».
- Комплексное исследование новеллы Е. Носова (выборочное комментированное чтение и сопоставление со стихотворением К.Случевского.
- Обобщающая беседа по проблеме. Формулировка вывода.
- Домашнее задание (творческая работа).
План урока.
- Оргмомент.
Думаю, сегодняшний урок внеклассного чтения вас не утомит, потому что героиня его – кукла. Мы перелистаем страницы романа-сказки Ю. Олеши «Три толстяка», повести В. Короленко «В дурном общества» и познакомимся с новеллой Е.Носова «Кукла»; выясним, какова роль куклы в жизни человека; вспомним несколько жанров литературы, изобразительно-выразительные средства. Вы будете не только читать и слушать, но и сопоставлять, анализировать, обобщать. Надеюсь на вашу активность. Запишите в тетради дату и тему урока.
- Вступительное слово учителя «Куклы в жизни человека».
- Кто из нас в детстве не играл в куклы?! Мальчики, признавайтесь, и вы в детском саду были папами кукол, пили чай из кукольной посуды, учась вести светскую беседу, как доктора лечили кукол. Куклы учили нас этикету взрослой жизни.
Знаете ли вы, когда, в какой стране, чьи руки создали первую в мире куклу? Этого никто не знает, кроме ...….. .
- Рассказ о создании первых кукол, русской кукле Петрушке.
Однако символом фольлорной России стал не Петрушка, а Матрешка. Ее нам представит ............. .
- Рассказ о Матрешке.
- Матрешка – это сувенир, которым любуются, поставив на полку. А есть куклы, которые заставляют нас переживать и думать. Их оживляют актеры. Вы были в кукольном театре? Помните особую атмосферу праздника? В нашей стране был удивительный человек, который играл в куклы до глубокой старости и написал книгу «Всю жизнь играю в куклы». Это народный артист СССР Сергей Владимирович Образцов, Директор центрального театра кукол в городе Москве. За несколько десятилетий были поставлены сотни спектаклей, но ни одна кукла не была выброшена, а заняла почетное место в Музее театра.
Что же это за удивительный предмет – кукла?
- Словарная справка. Лексическое значение слова «кукла».
Познакомимся с многозначным словом «кукла».
Кукла – 1. Детская игрушка в виде фигурки человека.
2.В театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая человеком
(куклы на нитках – марионетки, тростевые, перчаточные, механические, теневые). Кстати, в театре Образцова работали все виды кукол.
- Постановка проблемного вопроса урока «Как кукла помогает человеку быть Человеком?».
Как человек относится к кукле? Насколько он нравственен по отношению к своему подобию? Как кукла воспитывает человека? Ответы на эти вопросы найдем в художественных произведениях. Читая, сопоставляя, анализируя, мы думаем над проблемным вопросом
«Как кукла помогает человеку быть Человеком?».
Запишите в тетради основной проблемный вопрос урока.
- Соотнесение музыкального произведения с литературными персонажами.
- И литература, и музыка раскрывают характер человека. Послушайте вальс-шутку Дм. Шостаковича «Танец Амели» и подумайте: кто из персонажей романа-сказки Ю. Олеши «Три толстяка» мог бы танцевать под эту музыку?
Звучит вальс-шутка Д. Шостаковича «Танец Амели».
Отвечаем на поставленный вопрос. (Суок)
Верно, это она. (Суок - фамилия жены писателя, а прототип - соседка Валя, девочка с внимательными серыми глазами, позднее ставшая женой Е. Петрова, написавшего роман «Двенадцать стульев»).
- Выборочное чтение по проблеме и анализ фрагментов романа-сказки Ю. Олеши «Три толстяка».
Вот она перед вами, и не одна, а с наследником Тутти. Послушайте их диалог. Суок здесь изображает куклу. Будьте внимательны, вам предстоит провести психологическое наблюдение: как кукла пробуждает в Тутти человеческие чувства? Что он впервые ощущает?
- Сценка из романа.
(Тутти впервые ощутил удивление, восторг, радость общения, сходство интересов).
Запишем эти слова, пополняя нашу экспрессивную лексику. Психологическое мастерство Олеши проявляется в том, что его художественный мир полон ощутимых красок, звуков, запахов и даже, как вы смогли увидеть, вкуса (глава 9: пирожное - гастрономический шедевр, достойный поэмы).
Задание: найдите в описании куклы звуки и цвета.
(Цвет: точно розовый свежий букет, перевитый лентами, сверкали паркеты, она отражалась в них розовым облаком.
Звук: платье шевелилось, дрожало, шелестело; стало так тихо, что слышались ее легкие шаги, звучавшие не громче падения лепестков)
Каково общее впечатление?
(В описании куклы та же легкость, воздушность, что и в прозвучавшей музыке).
Помня наш проблемный вопрос, скажите, как кукла, легкая, воздушная, повлияла на железную стражу?
(Смотрели, как зачарованные, улыбались впервые в жизни).
Мы убедились, как важна каждая деталь.
Хорошо ли вы помните, какую роль сыграла кукла наследника Тутти в жизни героев романа-сказки?
Удивительно, но иногда литература влияет на реальность. Сейчас мы услышим рассказ о Суок из нашего родного города Саранска.
- Рассказ об актрисе Большого драматического театра Щепетно-вой Г.Н.
Галина Николаевна привлекала зрителей миловидной внешностью, точеными, изумительными руками, удивительным чувством юмора, талантом, ровным и легким общением с людьми, трудолюбием. Все это позволило театроведу Гаевскому назвать ее «Суок из Саранска».
Характеры обеих Суок запечатлился и во внешности: улыбке, походке, повороте головы, блеске глаз. Но главное в них – умение благотворно влиять на человека.
Вернемся к проблемному вопросу. Как же теперь вы на него ответите?
(Кукла помогла спасти доктору Гаспару людей от смерти, соединила брата и сестру, но главное – не позволила Тутти стать четвертым толстяком, жестоким и равнодушным.
Запишем ответ в тетради.
- Теория литературы.
По-моему, книга необычна по жанру.
Прочитайте определения жанров «роман» и «сказка». Назовите черты обоих жанров в этом произведении.
(Черты романа: массовые сцены, несколько сюжетных линий.
Черты сказки: вымышленные персонажи, участие фантастических сил).
- Проблемная беседа по повести В. Короленко.
К сожалению, жизнь далеко не сказка. Но как бы ни была мрачна и трагична жизнь героев повести В.Г. Короленко «В дурном обществе», кукла внесла в нее свет взаимопонимания и милосердия.
Чем была кукла для каждого из персонажей повести? Что помогла понять в самом себе?
(Для Сони кукла – память о матери)
Почему Соня не призналась, куда пропала кукла?
(Любила брата, доверяла ему, защищала от наказания)
Почему так разгневался отец, узнав о пропаже?
(Для него кукла – память о жене)
А было ли доверие между отцом и сыном?
(Нет. Оба замкнулись в своем горе, не могли открыться друг другу)
Из внешне благополучного дома мы перенесемся в подземелье.
Чем стала кукла для умирающей Маруси?
(Нечаянной, неожиданной радостью, надеждой на жизнь, единствен-ной куклой, да и то не своей)
А сегодня есть дети, у которых никогда не было своих игрушек?
(К сожалению, да)
Как кукла вернулась к Соне?
(Ее вернул Тыбурций)
Что поняли судья и его сын в этот день?
(Надо доверять друг другу, быть искренними с близкими людьми)
Запишем вывод в тетради.
- Обсуждение «кукольных» сцен спектакля «Блин – 2».
Без взаимного доверия сцены из спектакля «Блин 2», который мы недавно с вами смотрели, могут развернуться в наших домах.
Как с помощью кукол в спектакле раскрываются взаимоотношения между людьми?
(Хозяин квартиры играет в куклы. Они рассказывают, как в притон наркоманов приходит молодежь)
Что приводит их туда?
(Непонимание, равнодушие, одиночество, желание уйти от проблем)
В финале спектакля разбросанных по сцене кукол собирают и складывают в инвалидное кресло. Каков смысл этой сцены?
(Обитатели ночлежки – люди с холодным сердцем – морально уродливы).
- Комплексное исследование новеллы Е. Носова «Кукла».
Вот такие бессердечные люди издеваются над куклами, животными, людьми. Свидетельство тому – многочисленные репортажи в прессе и на телевидении. В новелле современного писателя Е Носова главный герой Акимыч стал инвалидом на войне, видел кровь и смерть человеческую, и потому так близко к сердцу воспринимает равнодушное и издевательское отношение к «живому подобию человека».
Чем страшно равнодушное и жестокое отношение к куклам?
Прочитаем описание брошенной куклы. Каково ваше впечатление?
(Кукла беззащитна перед жестокостью человека, оттого и становится страшно)
Какими средствами выразительности автор воздействует на наши чувства?
(Жестокость человека показана с помощью однородных сказуемых)
Какое варварство, какой вандализм!...
Прочитаем монолог Акимыча. Что его возмущает? Найдите в монологе синоним к словам «варварство», «вандализм».
(Святотатство)
- Словарная справка. Лексическое значение слова «святотатство».
Можно сказать, что святотатство – это оскорбление и поругание нравственных святынь: доверия, совести, человечности, порядочности.
- Сопоставление новеллы со стихотворением К. Случевского.
Выполняем задание № 4 учебника «Литература. 7 класс» на стр. 182.
Сходство ситуации: кукла брошена, описание ее очеловечено.
Различие: глаголы-действия человека и куклы.
Сделаем вывод: равнодушное и жестокое отношение человека к куклам убивает человеческое в нем самом и приводит к преступлению против человека. Тот, кто способен убить куклу, способен убить человека.
- Обобщающая беседа по проблеме. Формулировка вывода.
Пора обобщить наши наблюдения. Вернитесь к основному проблемному вопросу урока. Просмотрите записи в тетрадях.
Сформулируйте вывод.
Вывод.
Если человек добр и заботлив к кукле, он не обидит другого. Чем дольше мы играем в куклы, тем больше в нас доброты. Не надо торопиться стать взрослыми.
- Заключительное слово учителя.
Не изобретена еще кукла, которая росла бы вместе с ребенком, как кукла наследника Тутти. Но мы знаем много примеров, когда сказка становится явью. И может быть, изобретатель такой куклы среди вас? Может быть, ей он прославит Россию. И какой бы кукла ни была, старинной или современной, она требует к себе человеческого отношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения с мастер-класс "История русской обрядовой куклы"
С.Г.Писахов. Заочная экскурсия в музей. Мастер - класс: изготовление кукол-оберегов....
Урок внеклассного чтения по татарской литературе: «Будьте милосердны, люди!» (по рассказу Якуба Занкиева «Кайчыколак»)
Урок внеклассного чтения по татарской литературе: «Будьте милосердны, люди!» (по рассказу Якуба Занкиева «Кайчыколак»)...
Урок внеклассного чтения в 8 классе. Рассказ В. Г. Короленко "Сон Макара"
В конспекте дано подробное описание хода урока, включающее викторину "Узнай героя по описанию", инсценирование эпизода "Суд у Тойона"....
УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик
1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...
Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести В.Г. Короленко "Дети подземелья"
Урок внеклассного чтенияпо повести В.Г.Короленко «Дети подземелья».Тема: «Дорога к добру и милосердию»....
Урок внеклассного чтения."Не было бы добрых людей, жизнь давно бы остановилась..."(Проблема нравственности в произведениях В. Распутина и В. Астафьева).
Тема урока раскрывается на материале повести В.Распутина "Нежданно-негаданно" и рассказа В.Астафьева " Людочка". Урок может быть проведён в 7-9 классах, или его материал может быть...
Урок внеклассного чтения в 7 классе на тему: "Одиночество - это счастье или беда в жизни людей?"
Цель урока:совершенствование умения анализировать художественный текст и постигать идейный замысел текста. Задачи урока:- аргументированно выражать свое отношение к прочитанному произ...