Люди и куклы в искусстве и жизни. Урок внеклассного чтения (В.Короленко "В дурном обществе", Ю.Олеша "Три толстяка", Н.Носов "Кукла").
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

История кукол, проблемный вопрос "Как кукла помогает человеку быть Человеком", соотнесение музыкального произведения с литературными образами, комплексное исследование новеллы Н.Носова и сопоставление со стихотворением К.Случевского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukly.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК  ВНЕКЛАССНОГО  ЧТЕНИЯ. 6  КЛАСС.

Тема  урока:  Люди  и  куклы  в  искусстве  и  жизни.

Цели  урока:  познакомить с особенностями изображения куклы в романе-            сказке  Ю. Олеши  «Три толстяка»,  В. Короленко  «В дурном обществе»,    новелле  Е. Носова  «Кукла»;

повторить термины «жанр литературы», «тропы»;  познакомить с терминами

«роман-сказка»,  новелла;

воспитывать гуманистическое отношение к людям и игрушкам,  патриотизм;

развивать диалогическую речь учащихся,  умение сопоставлять,  анализиро-вать,  обобщать  на  литературном  материале.

Основное  содержание  урока.

  1.  Вступительное слово учителя  «Куклы в жизни человека».
  2. Словарная справка.  Лексическое  значение  слова «кукла».
  3. Постановка проблемного вопроса урока  «Как  кукла помогает человеку быть Человеком?».
  4. Соотнесение музыкального произведения с литературными персонажами.
  5. Выборочное чтение по проблеме и анализ фрагментов  романа-сказки Ю. Олеши.
  6. Проблемная беседа по повести В. Короленко.
  7. Обсуждение «кукольных»  сцен  спектакля «Блин – 2».
  8. Комплексное  исследование  новеллы  Е. Носова (выборочное комментированное  чтение  и  сопоставление  со  стихотворением К.Случевского.
  9. Обобщающая беседа по проблеме.  Формулировка  вывода.
  10. Домашнее задание (творческая работа).

План  урока.

  1. Оргмомент.

     Думаю, сегодняшний урок внеклассного чтения  вас не утомит, потому что героиня его – кукла. Мы перелистаем страницы романа-сказки Ю. Олеши «Три толстяка», повести В. Короленко «В дурном общества» и познакомимся с новеллой Е.Носова «Кукла»; выясним, какова роль куклы в жизни человека; вспомним несколько жанров литературы, изобразительно-выразительные средства. Вы будете не только  читать и слушать, но и сопоставлять, анализировать, обобщать. Надеюсь на вашу  активность. Запишите в тетради дату и   тему урока.

  1. Вступительное слово учителя  «Куклы в жизни человека».

- Кто из нас в детстве не играл в куклы?! Мальчики, признавайтесь,  и вы в детском саду были папами кукол, пили чай из кукольной посуды, учась вести светскую беседу, как доктора лечили кукол. Куклы учили нас этикету взрослой жизни.

Знаете ли вы, когда, в какой стране, чьи руки создали первую в мире куклу?  Этого никто не знает, кроме  ...…..   .

  1. Рассказ о создании первых кукол, русской кукле Петрушке.

Однако символом фольлорной России стал не Петрушка, а Матрешка. Ее нам представит  .............  .

  1. Рассказ о Матрешке.

- Матрешка – это сувенир, которым любуются, поставив на полку.  А есть куклы, которые заставляют нас переживать и думать. Их оживляют актеры.  Вы были в кукольном театре? Помните особую атмосферу праздника?  В нашей стране был удивительный человек, который играл в куклы до  глубокой старости и написал книгу «Всю жизнь играю  в  куклы». Это  народный  артист  СССР  Сергей Владимирович Образцов, Директор центрального театра кукол в городе Москве. За несколько десятилетий были поставлены сотни спектаклей, но ни одна кукла не была выброшена, а заняла почетное место в Музее театра.

           Что же это за удивительный предмет – кукла?

  1. Словарная справка.  Лексическое  значение  слова «кукла».

Познакомимся с многозначным словом «кукла».

Кукла – 1. Детская игрушка в виде фигурки человека.

              2.В театральном представлении фигура человека или       животного, сделанная из разных материалов и управляемая человеком

(куклы на нитках – марионетки, тростевые, перчаточные,   механические, теневые). Кстати, в театре  Образцова  работали все виды кукол.

  1. Постановка проблемного вопроса урока  «Как  кукла помогает человеку быть Человеком?».

 Как человек относится к кукле? Насколько он нравственен по отношению к своему подобию? Как кукла воспитывает человека? Ответы на эти вопросы найдем в художественных произведениях. Читая, сопоставляя, анализируя, мы думаем над проблемным вопросом

«Как  кукла помогает человеку быть Человеком?».

          Запишите в тетради основной проблемный вопрос урока.

  1. Соотнесение музыкального произведения с литературными персонажами.

- И литература, и музыка раскрывают характер человека. Послушайте вальс-шутку Дм.  Шостаковича «Танец Амели» и подумайте: кто из персонажей романа-сказки  Ю. Олеши «Три толстяка»  мог бы танцевать под эту музыку?

Звучит  вальс-шутка  Д. Шостаковича «Танец  Амели».

          Отвечаем на поставленный вопрос.  (Суок)

Верно, это она.  (Суок -  фамилия  жены писателя, а прототип - соседка Валя,  девочка с внимательными серыми глазами, позднее ставшая женой   Е. Петрова,  написавшего  роман «Двенадцать стульев»).

  1. Выборочное чтение по проблеме и анализ фрагментов  романа-сказки  Ю. Олеши «Три толстяка».

Вот она перед вами,  и не одна,  а с наследником Тутти. Послушайте их диалог. Суок  здесь изображает куклу.  Будьте внимательны, вам предстоит провести  психологическое наблюдение:  как кукла пробуждает в Тутти человеческие чувства?  Что он впервые ощущает?

  1. Сценка из романа.

 (Тутти впервые ощутил  удивление,  восторг,  радость общения, сходство интересов).

Запишем эти слова, пополняя нашу экспрессивную лексику. Психологическое мастерство Олеши проявляется в том, что его художественный мир полон ощутимых красок, звуков, запахов и даже, как вы смогли увидеть, вкуса (глава 9: пирожное -  гастрономический шедевр,  достойный  поэмы).

Задание: найдите в описании куклы звуки и цвета.

(Цвет: точно розовый свежий букет, перевитый лентами, сверкали паркеты, она отражалась в них розовым облаком.

Звук: платье шевелилось, дрожало, шелестело; стало так тихо, что слышались ее легкие шаги, звучавшие не громче падения лепестков)

           Каково общее впечатление?

(В описании куклы та же легкость, воздушность, что и в прозвучавшей музыке).

Помня наш проблемный вопрос, скажите, как кукла, легкая, воздушная, повлияла на железную стражу?

(Смотрели, как зачарованные, улыбались впервые в жизни).

Мы убедились, как  важна каждая деталь.

Хорошо ли вы помните, какую роль сыграла кукла наследника Тутти в жизни героев романа-сказки?

Удивительно, но иногда литература влияет на реальность. Сейчас мы услышим рассказ о Суок  из  нашего родного города Саранска.

  1. Рассказ  об  актрисе  Большого  драматического  театра  Щепетно-вой  Г.Н.

Галина Николаевна привлекала зрителей  миловидной внешностью, точеными,  изумительными руками,  удивительным чувством юмора, талантом, ровным и легким общением с людьми, трудолюбием. Все это позволило театроведу Гаевскому назвать ее «Суок  из Саранска».

Характеры обеих  Суок  запечатлился  и во внешности: улыбке, походке, повороте головы, блеске глаз. Но главное в них – умение благотворно влиять на человека.

Вернемся  к  проблемному вопросу.  Как  же  теперь  вы  на  него ответите?

(Кукла помогла спасти  доктору  Гаспару  людей  от  смерти, соединила брата и сестру,  но главное  –  не  позволила Тутти стать  четвертым толстяком, жестоким и равнодушным.

          Запишем  ответ в тетради.

  1.    Теория литературы.

           По-моему,  книга необычна по жанру.

     Прочитайте определения жанров «роман»  и  «сказка».  Назовите черты   обоих  жанров  в  этом  произведении.  

    (Черты  романа:  массовые сцены,  несколько  сюжетных линий.

Черты  сказки:  вымышленные  персонажи,  участие  фантастических    сил).

  1.     Проблемная беседа по повести В. Короленко.

    К сожалению,  жизнь далеко не сказка. Но как бы ни была мрачна   и трагична  жизнь  героев повести  В.Г. Короленко   «В дурном   обществе»,  кукла внесла в нее свет взаимопонимания и милосердия.

   Чем была кукла для каждого из персонажей повести? Что помогла понять в самом себе?

        (Для Сони кукла – память о матери)

         Почему Соня не призналась, куда пропала кукла?

(Любила брата, доверяла ему, защищала от наказания)

Почему так разгневался отец, узнав о пропаже?

(Для него кукла – память о жене)

А было ли доверие между отцом и сыном?

(Нет.  Оба замкнулись  в  своем горе, не могли  открыться  друг  другу)

Из внешне благополучного дома мы перенесемся в подземелье.

Чем стала кукла для умирающей Маруси?

(Нечаянной, неожиданной радостью,  надеждой на жизнь, единствен-ной  куклой, да и то не своей)

А сегодня есть дети, у которых никогда не было своих игрушек?

(К сожалению,  да)

Как кукла вернулась к Соне?

(Ее вернул Тыбурций)

Что поняли судья и его сын в этот день?

(Надо доверять друг другу, быть искренними с близкими людьми)

          Запишем  вывод в тетради.

  1.   Обсуждение «кукольных»  сцен  спектакля «Блин – 2».

Без взаимного доверия сцены из спектакля «Блин 2», который мы        недавно с вами смотрели, могут развернуться в наших домах.

Как с помощью кукол в спектакле раскрываются взаимоотношения между людьми?

(Хозяин квартиры играет в куклы.  Они  рассказывают, как в притон наркоманов приходит молодежь)

Что приводит их туда?

(Непонимание, равнодушие, одиночество, желание уйти от проблем)

В финале спектакля разбросанных по сцене кукол собирают и складывают в инвалидное кресло. Каков смысл этой сцены?

(Обитатели ночлежки – люди с холодным сердцем – морально уродливы).

  1.    Комплексное  исследование  новеллы  Е. Носова «Кукла».

   Вот такие бессердечные люди издеваются над куклами,   животными, людьми. Свидетельство тому – многочисленные   репортажи в прессе и на телевидении. В новелле современного писателя Е Носова главный герой Акимыч стал инвалидом на войне, видел кровь и  смерть человеческую, и потому так близко к сердцу воспринимает равнодушное и издевательское отношение к «живому подобию человека».

   Чем страшно равнодушное и жестокое отношение к куклам?

   Прочитаем описание брошенной куклы. Каково ваше впечатление?

   (Кукла беззащитна перед жестокостью человека, оттого и становится страшно)

   Какими средствами выразительности автор воздействует на наши чувства?

   (Жестокость человека показана с помощью однородных сказуемых)

   Какое варварство, какой вандализм!...

   Прочитаем монолог Акимыча. Что его возмущает?  Найдите в монологе синоним к словам «варварство», «вандализм».

  (Святотатство)

  1.    Словарная справка.  Лексическое  значение  слова «святотатство».

 Можно сказать, что святотатство – это оскорбление и поругание    нравственных святынь: доверия, совести, человечности, порядочности.

  1.   Сопоставление  новеллы  со  стихотворением  К. Случевского.

  Выполняем задание  № 4 учебника «Литература. 7 класс» на стр. 182.

  Сходство ситуации: кукла брошена, описание ее очеловечено.

  Различие: глаголы-действия человека и куклы.

  Сделаем вывод: равнодушное и жестокое отношение человека к куклам убивает человеческое в нем самом и  приводит к преступлению против человека.  Тот, кто способен убить куклу, способен убить человека.

  1.    Обобщающая беседа по проблеме.  Формулировка  вывода.

   Пора обобщить наши наблюдения.   Вернитесь  к основному проблемному вопросу урока.  Просмотрите записи в тетрадях.

         Сформулируйте  вывод.    

 Вывод.

 Если человек добр и заботлив к кукле, он не обидит   другого.   Чем     дольше мы играем в куклы, тем больше в нас доброты. Не надо торопиться стать взрослыми.

  1.    Заключительное слово учителя.

   Не изобретена еще кукла, которая росла бы вместе с ребенком, как кукла наследника Тутти. Но мы знаем много примеров,  когда сказка становится явью. И может быть, изобретатель такой куклы среди вас? Может быть, ей он прославит Россию. И какой бы кукла ни была, старинной или современной, она требует к себе человеческого отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения с мастер-класс "История русской обрядовой куклы"

С.Г.Писахов. Заочная экскурсия в музей. Мастер - класс: изготовление кукол-оберегов....

Урок внеклассного чтения по татарской литературе: «Будьте милосердны, люди!» (по рассказу Якуба Занкиева «Кайчыколак»)

Урок внеклассного чтения по татарской литературе: «Будьте милосердны, люди!» (по рассказу Якуба Занкиева «Кайчыколак»)...

Урок внеклассного чтения в 8 классе. Рассказ В. Г. Короленко "Сон Макара"

В конспекте дано подробное описание хода урока, включающее  викторину "Узнай героя по описанию", инсценирование эпизода "Суд у Тойона"....

УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик

1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...

Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести В.Г. Короленко "Дети подземелья"

Урок внеклассного чтенияпо повести В.Г.Короленко «Дети подземелья».Тема:  «Дорога к добру и милосердию»....

Урок внеклассного чтения."Не было бы добрых людей, жизнь давно бы остановилась..."(Проблема нравственности в произведениях В. Распутина и В. Астафьева).

Тема урока раскрывается на материале повести В.Распутина "Нежданно-негаданно" и рассказа В.Астафьева " Людочка". Урок может быть проведён в 7-9 классах, или его материал может быть...

Урок внеклассного чтения в 7 классе на тему: "Одиночество - это счастье или беда в жизни людей?"

Цель урока:совершенствование умения анализировать художественный текст и постигать идейный замысел текста.  Задачи урока:- аргументированно выражать свое отношение к прочитанному произ...