Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести В.Г. Короленко "Дети подземелья"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок внеклассного чтения
по повести В.Г.Короленко «Дети подземелья».
Тема: «Дорога к добру и милосердию».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pl-konsp.docx | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения
по повести В.Г.Короленко «Дети подземелья».
Тема: «Дорога к добру и милосердию».
Учитель: Казанцева И. В.
Урок внеклассного чтения
по повести В.Г.Короленко «Дети подземелья».
Дорога к добру и милосердию.
Цель:
- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, по совершенствованию навыков чтения;
создавать условия для формирования умения анализировать прочитанную повесть;
-развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся; осуществлять выбор эффективных путей решения проблемы;
-воспитывать способность сопереживать, сострадать; совершенствовать коммуникативную культуру.
Задачи личностного развития:
-способствовать формированию правильной устной речи учащихся через использование коммуникативно-деятельностных методов и приёмов;
-способствовать развитию коммуникативных компетенций учащихся через работу в группах.
-формировать навыки взаимооценки и самооценки обучающихся при работе.
Технология: элементы развивающего обучения, с использованием информационно-компьютерных технологий.
Оборудование: компьютер, проектор, выставка книг, выставка рисунков учащихся.
Дидактические материалы к уроку: презентация,карточки.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Мотивация к учебной деятельности.
Попробуйте определить, как мы будем работать сегодня на уроке?
Прослушивание записи песни П. Оливейро на слова Ю. Цейтлина из кинофильма «Генералы песчаных карьеров» «Я начал жить в трущобах городских…»).
- Как вы думаете, почему разговор о повести Короленко «Дети подземелья» предваряет такая песня? О каких героях этого произведения вы вспомнили, слушая её?
Именно об этом повесть Короленко и об этом поётся в песне
3. Актуализация знаний и углубление изученного.
1)Беседа.
- О чём вас заставила задуматься эта повесть?
- Что в ней для вас было горше и печальнее всего? Почему?
2) Рассказ учителя о писателе.
Владимир Галактионович Короленко родился 15 июля 1853 г. в семье уездного судьи, про которого говорили, что нет такой силы, которая заставила бы его покривить душой против совести и закона, но при этом находили, что было бы более «по-людски», если бы он принимал подношения. Однажды судья по закону решил дело бедной вдовы против богатого помещика-графа. Вдова попыталась поднести в дар разные товары и огромную куклу с голубыми глазами.
Судья страшно разгневался и отправил подарки назад, но сестра Короленко так запротестовала, что отец вынужден был уступить, но сказал: «Через вас я стал-таки взяточником». Когда отец умер, за его гробом шло много бедных людей, а обыватели говорили: «Чудак был... умер, оставив нищих детей своих».
Г. Короленко, окончив Ровенскую гимназию, стал студентом Петровской земледельческой и лесной академии, но был исключен из нее за протест против действий начальства. Тюрьма, этапы, ссылка вскоре стали для него своеобразными «университетами». Он овладевает сапожным ремеслом, работает на железной дороге и везде пишет. За отказ присягнуть на верность царю Александру III он был выслан в Якутск, где вел жизнь крестьянина. Именно в якутской слободе Амга был написан им и рассказ, называемый часто и повестью, «В дурном обществе» (1885).
2)Работа с произведениями изобразительного искусства.
- Тема обездоленных и несчастных волновала не только писателей, но и многих русских художников, поэтому часто произведения литературы и изобразительного искусства перекликаются между собой, дополняя друг друга.
(Демонстрация картин русских художников XIXвека:
В. Г. Перов «Тройка», «Спящие дети»;
К. В. Лемох «Нищенка»;
П. П. Чистяков «Нищие дети»;
Ф. С. Журавлёв «Дети-нищие»;
В. П. Якоби «Осень»)
4. Работа с текстом повести.
Людей, подобных тем, которых мы видели на полотнах русских художников, в городе Княжье-Вено, где происходят события повести, называют «дурным обществом» и «тёмными личностями».
1) «Тёмные личности»
- Что же представляет собой это «дурное общество»? Кто принадлежит к нему?
- Какое отношение вызывают эти люди у горожан?
- Где обитают эти «тёмные личности»? Почему?
- Найдите описание старого замка и часовни.
- Какое чувство они вызывают? Опишите, как вы их себе представляете.
- Соответствуют ли иллюстрации художников В. Глуздова и В. Костицына вашему представлению о жилище членов «дурного общества»?
2)Драма в семье судьи.
Но вот рядом с этими людьми появляется сын судьи Вася, от имени которого ведётся повествование. Сколько лет герою произведения? Много это или мало?
- Почему же Вася потянулся к таким людям? Какое потрясение он пережил перед началом описанных в повести событий?
-Вероятно, тогда восприятие происходящего стало обострённым и сознательным. Как он сам говорит об этом?
- Как мальчик чувствовал себя в родном доме? Что же превратило его в «маленького зверька»?
- Каким видится сын отцу?
- А каким видится отец сыну?
3)Дружба с Валеком и Марусей.
- Почему же Вася «начал бродяжничать»?
- Почему его привлекали «тёмные личности», жившие на горе?
- А есть ли что-то, сближающее их?
- Что разделяет Васю и детей подземелья?
- Вспомните, как познакомились Вася, Валек и Маруся, как возникло расположение детей друг к другу?
- Почему назревшая было между мальчиками драка не состоялась? Что обезоружило Васю, а что – Валека?
- Докажите, что Вася – настоящий друг.
4) История с куклой.
- Как раскрывается характер Васи в истории с куклой?
- Рассмотрите иллюстрацию Маруси с куклой.
5) Разговор Валека и Васи о булках.
- Почему Вася, твердо знающий, что "воровать нехорошо”, не может осудить своих новых друзей, назвать их "дурными”?
- А теперь рассмотрим иллюстрацию В.Глуздова "Тыбурций с детьми” . Что в центре иллюстрации?
(У Васи доброе, отзывчивое сердце. Он со страданием наблюдал за изгнанием из замка "темных личностей”; а сам, лишенный любви и ласки, он в состоянии оценить и понять одиночество бродяг. Отдав свое сердце маленьким нищим, разделив их беды и заботы, он повзрослел.)
5. Закрепление.
Работа в группах.
Помните, как сказал пан Тыбурцый Васе: «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца, вместо холодного камня».
- Какими качествами, добродетелями, должен быть наделён человек, «имеющий сердце»?
- Мне в толковании этих слов помог Толковый словарь Ожегова, а также мысли русских философов, писателей, исследователей.
- А Вася наделён этими добродетелями?
Сейчас я предлагаю каждой группе отыскать у главного героя Васи эти качества. (Каждой группе раздаются карточки с одним словом. Ответы учащихся строятся на рассуждении.)
1 группа
Любовь - чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.
Без любви добра не бывает.
Настоящую любовь можно узнать по тому, насколько от неё человек становится лучше... Л.Андреев
2 группа
Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Кто добро творит, тому Бог отплатит.
Доброта – это человеческое качество, ценнейшее из всех. Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки. Д.С.Лихачёв
3 группа
Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. (Толковый словарь русского языка Ушакова)
Милосердие - готовность помочь кому–нибудь или простить кого–нибудь из сострадания, человеколюбия.
Милосердие – ключ к сердцу. Философ Буаст.
4 группа
Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим–нибудь несчастьем, горем.
Истинное сострадание – это любовь в действии. Сэмюэл Джонсон.
Милосердие и сострадание к ближнему есть свет душевный.
5 группа
Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце. А.С.Пушкин.
Совесть есть голос Божий, отвращающий и удерживающий нас от зла.
Защита работ каждой группы.
Выводы.
Посмотрите, как тесно между собою связаны добродетели! Говорим о сострадании, и милосердии, и доброте, и любви… Одно невозможно без другого.
Действительно, после встречи с Валеком и Марусей в Васе проявились лучшие его качества. А до этого, вспомните, каким мы его видим?
- Как вы понимаете слова пана Тыбурция: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?
Вася научился сострадать, стал отзывчивым, научился видеть и понимать боль других, ценить людей; он перестал думать о своём горе. Эта встреча открыла ему путь к себе, к своим близким.
Для доброты нет дурного общества. Встречи с такими людьми просветляют душу, делают её чище. Человек становится добрее, отзывчивее, если научится сострадать и помогать другим.
6.Итог урока. Рефлексия.
Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.
- Доволен ли ты тем, как прошел урок?
- Сумел ли ты получить новые знания?
- Ты был активен на уроке?
- Ты сумел показать свои знания?
7. Домашнее задание.
Три варианта письменных заданий (по выбору):
1. Какую дорогу в жизни выберет Вася?
2. Что рассказал Тыбурций отцу Васи?
3. Рассказ старых стен часовни.
Литература для внеклассного чтения.
1. А.Чехов. «Ванька», «Спать хочется».
2. Д.Мамин-Сибиряк. «Вертел», «Кормилец», «В глуши», «Под землёй».
3. А.Куприн. «Белый пудель», «Чудесный доктор», «Тапёр».
4. М.Горький. «Дед Архип и Лёнька», «Встряска», «Сирота».
5. Д.Гринвуд. «Маленький оборвыш».
6. Г.Мало. «Без семьи».
7. Ч.Диккенс. «Оливер Твист».
8. А.Линдгрен. «Расмус-бродяга».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс
Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...
Урок внеклассного чтения «Надо помнить…» по повести Альберта Лиханова «Последние холода» (для учащихся 6-8 классов)
Альберт Лиханов - современный детский и юношеский писатель. Главная его тема — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых...
Урок внеклассного чтения «Надо помнить…» по повести Альберта Лиханова «Последние холода» (для учащихся 6-8 классов)
Альберт Лиханов - современный детский и юношеский писатель. Главная его тема — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых...
Урок внеклассного чтения "Экологические проблемы в повести И.Г. Торопова "Не стреляй в медведя дважды"
Урок об отношении человека к родной природе....
Урок внеклассного чтения "Вспомните, ребята..." по повести Б.Васильева "Встречный бой"
Из цикла уроков внеклассного чтения "Чтобы помнили"...
Открытый урок внеклассного чтения. 8А класс. "Уроки жизни - уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело".
quot;Уроки жизни- уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело"...
Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)
Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....