Урок внеклассного чтения."Не было бы добрых людей, жизнь давно бы остановилась..."(Проблема нравственности в произведениях В. Распутина и В. Астафьева).
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Тема урока раскрывается на материале повести В.Распутина "Нежданно-негаданно" и рассказа В.Астафьева " Людочка". Урок может быть проведён в 7-9 классах, или его материал может быть использован во внеклассной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки внеклассного чтения в 8 классе
Тема урока : » Не было бы добрых людей, жизнь давно бы остановилась…» ( проблема нравственности в повести В. Распутина «Нежданно- негаданно» и рассказе В. Астафьева «Людочка») ( 2 урока).
Цель: сформировать компетентность учащихся по теме на основе произведений В.Распутина и В. Астафьева, в основе которых размышления о нравственных категориях.
Задачи:
Образовательные – познакомить учащихся с проблематикой произведений В. Распутина и В. Астафьева;
раскрыть нравственные проблемы, ставшие определяемыми в творчестве писателей.
Развивающие – побудить учащихся к размышлению над взаимоотношениями чужих и родных людей друг к другу на основе прочитанных произведений ; активизировать учащихся, вызвав интерес к теме.
Воспитательные - формировать активную жизненную позицию у старшеклассников.
Тип урока : урок изучения нового материала.
Методы и приемы обучения : урок открытых мыслей.
Структура урока:
- Фаза: «Вызов интереса».
- Фаза: «Осмысление через погружение в текст.
- Фаза: «Размышление». «Вывод».
Оформление урока:
- Выставка книг с произведениями В. Распутина и В. Астафьева.
- Презентация
- Листочки для письма героине повести.
- Тексты с произведениями писателей.
Планируемые результаты:
- Усвоение нового материала.
- Умение определять сущность нравственных понятий.
Ход урока:
- Фаза: «Вызов интереса».
- Учитель:
Совсем недавно в Интернете я прочла стихи. Их написала ваша ровесница. Думаю, что она обращалась к нам.
В безликом мире, в этой суете,
В водовороте серых дней
Давай поговорим о доброте,
Что спрятана в душе твоей.
Вы, наверное, догадались, о чем пойдет на уроке наш разговор?
Хватает ли нам сегодня доброты, человечности, чуткости по отношению друг к другу?
Предлагаю тему сегодняшнего урока: « Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась». (Слайд презентации № 1)
На уроке мы познакомимся с произведениями наших современников, народных писателей, васнецовских богатырей, в которых они затрагивают нравственные проблемы. (Слайд презентации №2).
Остановимся на повести В. Распутина «Нежданно – негаданно» и на рассказе В. Астафьева «Людочка»
- Ученик : Прочтем эпизод из повести В .Распутина «Первая встреча с девочкой» ( Слайд презентации №3)
- Стихотворение Ю. Друниной читает учитель:
Почему для одних жизнь прекрасна
И полна утешительных слов?
Для других тяжела и ужасна
И полна только горя и слез?
Почему же одним удается
Все удары судьбы обойти?
А другим ничего не дается
Без упорной и трудной борьбы?
Почему же судьба так жестока,
Что блаженство дает одному,
А другому страданье и горе,
Отчего ж это так? Почему?
- Объявление темы и задачи урока. ( Слайд презентации № 4)
- Несправедливо, правда? Ведь Сенека говорил: " Природа людей рожает братьями и душа у всех одинакова" . Хотелось бы сегодня на уроке найти причину такой несправедливости, жесткости. А может, и не судьба вовсе виновата, а мы сами ?
Учитель: Скажите, ребята, можно ли назвать отношения между людьми в нашем обществе гуманными, добрыми?
Учащиеся: Нет, так как нарушается закон гуманности.
- Поставим перед собой задачу - выяснить, что мешает людям наладить гуманные отношения между собой. Тема нашего урока: "Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась: " Поговорим сегодня о гуманности в обществе, в нашем государстве. Цель наша будет считаться выполненной, если анализ рассказа В. Распутина " Неожиданно- негаданно" поможет нам.
II. Фаза урока: "Погружение в тему. Осмысление" .
1. Работа над термином " гуманизм"
- Что такое гуманизм?( Слайд презентации №5)
Гуманизм: - 1. Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям. 2. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности от идейного застоя феодализма и капитализма.
- Назовите черты гуманной личности: ( Слайд презентации №6)
- Умение владеть собой
- Доверие
- Чуткость
- Способность к сопереживанию
- Снисходительность
- Расположенность к другим
- Доброжелательность
- Милосердие
- Способность к эмпатии (сочувствие)
- Ответственность
- Готовность понять другого человека
- Отзывчивость
- Культура поведения
2. Аналитическая беседа по тексту.
- Кого из персонажей можно назвать в рассказе гуманным? Почему?
Гуманным человеком можно назвать Сеню Позднякова:
- для него характерно гуманное отношение к окружающим;
- его беспокоит то, что творится в городе, в обществе, в государстве;
- Сеня всегда и во всем проявляет чуткость (выбрасывает телевизор ради спасения комнатных растений);
- с добром относится к чужому, совершенно незнакомому ребенку, стараясь "растопить" в нем "застывшее сердечко".
Гуманным человеком можно назвать и жену Сени Позднякова - Галю, которая страдает вместе с Катей, переживает за нее, не зная, чем помочь девочке. Расставшись с Катей, "сдавленно, страшно, чужеголосо выкрикивает:
- Сеня! Сеня! Сеня!"( Слайд презентации № 7)
- А кого из героев рассказа нельзя считать гуманным?( Слайд презентации № 8)
Антигуманными людьми можно назвать: 1) многих жителей города, которые с равнодушием проходят мимо друг друга, не задумываются о несчастье других, о детях, которые остались без родителей; 2) мужика "в толстой кожаной куртке и с короткой стрижкой на голой голове:из горлохватов, из тех, кто любит идти напролом"; 3) Олега: Ахмета:".Там много было. Приезжали и уезжали", которые приносили горе другим, которые "стреляли в тетю Люсю:".
3. Разбор художественных приемов, используемых автором, которые помогают читателю увидеть гуманные и антигуманные отношения в обществе:
1) антигуманное отношение людей друг к другу в обществе автор показывает через описание местности, пейзажа. Докажите это примерами из текста.
2) Определение смысла названия рассказа.
Продолжение беседы.
Страшно, что в этом безумном мире можно предложить купить живого человека, беззащитного ребенка и делать вид, что ничего не произошло.
На вокзале.
Потерялась (или вовсе брошена?)
девочка притихшая, хорошая.
Личико чумазое, серьезное.
Белый день. Вокзал. Дитя бесхозное.
На груди у потеряшки - девочки
тряпочная кукла - самоделочка.
Рядовой милиции застенчиво
за руку, как мама, держит птенчика.
Он и сам еще не шибко взрослый-то,
страж румяный, свыше ей ниспосланный.
Водит по вокзалу, озирается:
может кто опомнится - признается?
:Но никто не вспомнил, к сожалению.
На вокзале люди - ошалелые.
Да и ни при чем тут люди - граждане:
есть свои ребеночки у каждого.
Глядя на беспомощную рожицу,
кто вздохнет, кто вздрогнет, кто поежится:
:Можно после виденного - здравствовать.
Пить в купе коньяк. Листать Некрасова.
Чтобы смочь до совести дотронуться -
перечислить сотню для детдомовцев.
Душ принять, Ругать себя по батюшке.
Можно все: Но чистым - не бывать уже.
: Колеблет тело зыбь рессорная.
Снится мне малышка беспризорная.
В душу мне глядит глазами сонными
на руках у мальчика с погонами:
- Разве человек может быть предметом купли-продажи? Почему тетя Люся "взялась детишками торговать? Коммерцию, что ли, такую открыла?"
- Оправдываете ли вы этот поступок тети Люси?
- Итак, девочка оказывается в деревне у стариков. Какой мы ее видим в первые дни?
- Какие изменения в Кате постепенно происходят? И может ли гуманное отношение к человеку принести счастье?
- Почему Катя уходит и куда? Можно только предполагать и домысливать.
- Жизнь ее остановилась?
Учащиеся делятся мыслями. Пишут коллективное письмо , в котором дают советы или просто обращаются с добрыми словами.
Ей только 6 лет.
Учитель: Обратимся к произведению В. Астафьева «Людочка»,героиня которого была вашей ровесницей.
- Можно ли назвать гуманными отношения героев в этом произведении?
Беседа с классом по вопросам:
- Кто отнял у Людочки возможность жить достойно?
- О чем заставил задуматься В. Астафьев? (оглянуться , ужаснуться и задуматься над вопросом: Что есть мы? Что есть жизнь? Кто виноват и что делать?)
- В чем трагедия девушки? (оказалась беззащитной перед силами зла, насилия. Ее отравила атмосфера бездуховности и цинизма)
Давайте выделим эпизоды жизни, определившие ее судьбу. Работа по тексту)
- Дом;
- Школа;
- Город,Гавриловна;
- Круг общения;
- Парк, растлевающий душу и тело;
- Трагедия;
- Встреча с матерью
- Смерть героини.
Кто виноват в трагедии девушки?
3.Фаза «Размышления». «Вывод».
Мать, не сумевшая помочь дочери;
Одноклассники;
Сама Людмила, не нашедшая в себе сил бороться.
Что делать в сложившейся ситуации? Как уберечь новых Людочек от трагедии одиночества?
Учитель:
Чтобы не быть потерянным в этом мире, нужно чтобы нас окружали добрые люди- в школе, дома.
5. Вывод.(Слайд презентации №6)
. Заключение урока.
. Да, мир жесток! И невольно вспоминаются строки из стихотворения П.И.Реутского, которые обращены именно к таким людям.
Христиане.
О, христиане, христиане,
Святые слуги и отцы,
В каком классическом романе
Вы благороднее овцы?
И не народ, а просто паства,
Извечно в дырочки сопя,
Не заслужив земного царства,
В небесном мыслите себя.
Собранье нравственных уродов,
Христос, взгляни на свой народ.
Здесь жены избегают родов,
Древнейший прекращая род.
Теперь достоинство мужчины -
Разбой, обман и воровство.
Они уходят без причины,
Они плюют на божество.
И твой народ, поддавшись зелью,
Уже приемлет только кнут.
Христос, не приходи на землю.
Они опять Тебя распнут!
2. Вывод по уроку.
- Нельзя общество считать гуманным, если в людях мало человечности, любви, простоты. Что бы вы хотели посоветовать людям, чтобы они проявляли гуманность по отношению друг к другу? Каким должен быть гуманный человек? (Слайд № 9)
Жили в ладу с совестью, уважительно относились друг к другу, любили.
Гуманный человек не тот, кто, видя человеческую боль, проходит, а тот, кто приходит на помощь в трудную минуту.
Гуманность - это. Прежде всего, человечность, отзывчивость.(Слайд презентации )
3. Составление кластера "Гуманное отношение в обществе".
Примерный кластер:
Помогайте!
Любите!
Жалейте!
Вдохновляйте друг друга в пути!
Не жалейте добра, не жалейте!
Распахните сердца для людей!
4. Рефлексия. Рассуждение учащихся о своем внутреннем мире, о доброте. Представление
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель."Урок внеклассного чтения.
данный материал поможет составить технологическую карту урока.Урок проведен с использованием элементов ФГОС,что будет интересно педагогам,работающим по новым стандартам....
ТЕМА УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ «УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ НА СТРАНИЦАХ ПОВЕСТИ В.П. АСТАФЬЕВА «КРАЖА».
Тип урока: урок-беседа. Цели урока: подвести учащихся к пониманию того, что человек должен отвечать за свои слова и поступки; помочь понять, какие уроке нравственности получили герои повести и чт...
Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова
Работа представляет собой материалы к урокам внеклассного чтения (5 - 9 классы) по произведениям Альберта Анатольевича Лиханова, писателя, общественного деятеля, Председателя Российского детског...
Презентация к статье "Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова"(5-7кл.)
Презентация к статье "Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова" (5-7 классы)...
Урок внеклассного чтения по произведениям Е. Мурашовой "Одно чудо на всю жизнь" и "Класс коррекции" для учащихся 8 класса.В произведениях
В произведениях Е. Мурашовой поднимаются важные социально-нравственные проблемы милосердия, толерантности, дружбы, взаимопонимания. Дети познакомятся с биографией писательницы, поразмышляют о современ...
Урок внеклассного чтения в 7 классе по книгам Владислава Крапивина "Нравственные проблемы в произведениях Крапивина"
Урок в форме защиты книг Крапивина Цели урока: Образовательная: Открыть для себя имя Владислава Крапивина, познакомиться с его произведениями....
Урок внеклассного чтения в 6 классе. «Война в жизни моего села»
Знакомство учащихся с героической прошлой советских людей в годы Великой Отечественной войны...