Урок внеклассного чтения."Не было бы добрых людей, жизнь давно бы остановилась..."(Проблема нравственности в произведениях В. Распутина и В. Астафьева).
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Ната Николаевна Петрова

Тема урока раскрывается на материале повести В.Распутина "Нежданно-негаданно" и рассказа В.Астафьева " Людочка". Урок может быть проведён в 7-9 классах, или его материал может быть использован  во внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки внеклассного чтения в 8 классе

 Тема урока : » Не было бы добрых людей, жизнь давно бы остановилась…» ( проблема нравственности в повести В. Распутина «Нежданно- негаданно» и рассказе В. Астафьева  «Людочка») ( 2 урока).

Цель: сформировать компетентность учащихся по теме  на основе произведений В.Распутина и В. Астафьева, в основе которых размышления о нравственных категориях.

Задачи:

 Образовательные  – познакомить учащихся с проблематикой произведений В. Распутина и В. Астафьева;

раскрыть нравственные проблемы, ставшие определяемыми в творчестве писателей.

Развивающие          – побудить учащихся к размышлению над взаимоотношениями  чужих и родных людей друг к другу на основе прочитанных произведений ; активизировать учащихся, вызвав интерес к теме.

Воспитательные      - формировать активную жизненную  позицию у старшеклассников.

Тип урока : урок изучения нового материала.

 

Методы и приемы обучения : урок открытых мыслей.

Структура урока:

  1. Фаза: «Вызов интереса».
  2. Фаза: «Осмысление через погружение в текст.
  3. Фаза: «Размышление». «Вывод».

Оформление урока:

  • Выставка книг с произведениями В. Распутина и В. Астафьева.
  • Презентация
  • Листочки для письма  героине повести.
  • Тексты с произведениями писателей.

Планируемые результаты:

  1. Усвоение нового материала.
  2. Умение определять сущность нравственных понятий.

Ход урока:

  1. Фаза: «Вызов интереса».

  • Учитель:

Совсем недавно в Интернете я прочла стихи. Их написала ваша ровесница. Думаю, что она обращалась к нам.

В безликом мире, в этой суете,

В водовороте серых дней

Давай поговорим о доброте,

Что спрятана в душе твоей.

Вы, наверное, догадались, о чем пойдет на уроке  наш разговор?

Хватает ли нам сегодня доброты, человечности, чуткости по отношению друг к другу?

Предлагаю тему сегодняшнего урока: « Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась».  (Слайд презентации № 1)

На уроке мы познакомимся с произведениями наших современников, народных писателей, васнецовских богатырей, в которых они затрагивают нравственные проблемы. (Слайд презентации №2).

Остановимся на повести В. Распутина «Нежданно – негаданно» и на рассказе В. Астафьева  «Людочка»

  • Ученик :  Прочтем  эпизод из повести В .Распутина «Первая встреча с девочкой» ( Слайд презентации №3)
  • Стихотворение Ю. Друниной читает учитель:

Почему для одних жизнь прекрасна
И полна утешительных слов?
Для других тяжела и ужасна
И полна только горя и слез?
Почему же одним удается
Все удары судьбы обойти?
А другим ничего не дается
Без упорной и трудной борьбы?
Почему же судьба так жестока,
Что блаженство дает одному,
А другому страданье и горе,
Отчего ж это так? Почему?

  • Объявление темы и задачи урока. ( Слайд  презентации № 4)

- Несправедливо, правда? Ведь Сенека говорил: " Природа людей рожает братьями и душа у всех одинакова" . Хотелось бы сегодня на уроке найти причину такой несправедливости, жесткости. А может, и не судьба вовсе виновата, а мы сами ?

Учитель: Скажите, ребята, можно ли назвать отношения между людьми  в нашем обществе гуманными, добрыми?

Учащиеся:  Нет, так как нарушается закон гуманности.

- Поставим перед собой задачу - выяснить, что мешает людям наладить гуманные отношения между собой. Тема нашего урока: "Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась: " Поговорим сегодня о гуманности в обществе, в нашем государстве. Цель наша будет считаться выполненной, если анализ рассказа В. Распутина " Неожиданно- негаданно" поможет нам.

II. Фаза урока: "Погружение в тему. Осмысление" .

1. Работа над термином " гуманизм"

- Что такое гуманизм?( Слайд презентации №5)

Гуманизм: - 1. Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям. 2. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности от идейного застоя феодализма и капитализма.

- Назовите черты гуманной личности: ( Слайд презентации №6)

  • Умение владеть собой
  • Доверие
  • Чуткость
  • Способность к сопереживанию
  • Снисходительность
  • Расположенность к другим
  • Доброжелательность
  • Милосердие
  • Способность к эмпатии (сочувствие)
  • Ответственность
  • Готовность понять другого человека
  • Отзывчивость
  • Культура поведения

2. Аналитическая беседа по тексту.

- Кого из персонажей можно назвать в рассказе гуманным? Почему?

Гуманным человеком можно назвать Сеню Позднякова:

  • для него характерно гуманное отношение к окружающим;
  • его беспокоит то, что творится в городе, в обществе, в государстве;
  • Сеня всегда и во всем проявляет чуткость (выбрасывает телевизор ради спасения комнатных растений);
  • с добром относится к чужому, совершенно незнакомому ребенку, стараясь "растопить" в нем "застывшее сердечко".

Гуманным человеком можно назвать и жену Сени Позднякова - Галю, которая страдает вместе с Катей, переживает за нее, не зная, чем помочь девочке. Расставшись с Катей, "сдавленно, страшно, чужеголосо выкрикивает:

- Сеня! Сеня! Сеня!"( Слайд презентации № 7)

- А кого из героев рассказа нельзя считать гуманным?( Слайд презентации № 8)

Антигуманными людьми можно назвать: 1) многих жителей города, которые с равнодушием проходят мимо друг друга, не задумываются о несчастье других, о детях, которые остались без родителей; 2) мужика "в толстой кожаной куртке и с короткой стрижкой на голой голове:из горлохватов, из тех, кто любит идти напролом"; 3) Олега: Ахмета:".Там много было. Приезжали и уезжали", которые приносили горе другим, которые "стреляли в тетю Люсю:".

3. Разбор художественных приемов, используемых автором, которые помогают читателю увидеть гуманные и антигуманные отношения в обществе:

1) антигуманное отношение людей друг к другу в обществе автор показывает через описание местности, пейзажа. Докажите это примерами из текста.

2) Определение смысла названия рассказа.

Продолжение беседы.

Страшно, что в этом безумном мире можно предложить купить живого человека, беззащитного ребенка и делать вид, что ничего не произошло.

На вокзале.

Потерялась (или вовсе брошена?)
девочка притихшая, хорошая.
Личико чумазое, серьезное.
Белый день. Вокзал. Дитя бесхозное.
На груди у потеряшки - девочки
тряпочная кукла - самоделочка.
Рядовой милиции застенчиво
за руку, как мама, держит птенчика.
Он и сам еще не шибко взрослый-то,
страж румяный, свыше ей ниспосланный.
Водит по вокзалу, озирается:
может кто опомнится - признается?
:Но никто не вспомнил, к сожалению.
На вокзале люди - ошалелые.
Да и ни при чем тут люди - граждане:
есть свои ребеночки у каждого.
Глядя на беспомощную рожицу,
кто вздохнет, кто вздрогнет, кто поежится:
:Можно после виденного - здравствовать.
Пить в купе коньяк. Листать Некрасова.
Чтобы смочь до совести дотронуться -
перечислить сотню для детдомовцев.
Душ принять, Ругать себя по батюшке.
Можно все: Но чистым - не бывать уже.
: Колеблет тело зыбь рессорная.
Снится мне малышка беспризорная.
В душу мне глядит глазами сонными
на руках у мальчика с погонами:

- Разве человек может быть предметом купли-продажи? Почему тетя Люся "взялась детишками торговать? Коммерцию, что ли, такую открыла?"

- Оправдываете ли вы этот поступок тети Люси?

- Итак, девочка оказывается в деревне у стариков. Какой мы ее видим в первые дни?

- Какие изменения в Кате постепенно происходят? И может ли гуманное отношение к человеку принести счастье?

- Почему Катя уходит и куда? Можно только предполагать и домысливать.

- Жизнь ее остановилась?

Учащиеся делятся мыслями. Пишут коллективное письмо , в котором дают советы или просто обращаются с добрыми словами.

Ей только 6 лет.

Учитель:  Обратимся к произведению В. Астафьева «Людочка»,героиня  которого была вашей ровесницей.

- Можно ли назвать гуманными отношения героев в этом произведении?

Беседа с классом по вопросам:

  • Кто отнял у Людочки возможность жить достойно?
  • О чем заставил задуматься В. Астафьев? (оглянуться , ужаснуться и задуматься над вопросом: Что есть мы? Что есть жизнь? Кто виноват и что делать?)
  • В чем трагедия девушки? (оказалась беззащитной перед силами зла, насилия. Ее отравила атмосфера бездуховности и  цинизма)

Давайте выделим эпизоды жизни, определившие ее судьбу. Работа по тексту)

  • Дом;
  • Школа;
  • Город,Гавриловна;
  • Круг общения;
  • Парк, растлевающий душу и тело;
  • Трагедия;
  • Встреча с матерью
  • Смерть героини.

Кто виноват в трагедии  девушки?

3.Фаза «Размышления». «Вывод».

Мать, не сумевшая помочь дочери;

Одноклассники;

Сама Людмила, не нашедшая в себе сил  бороться.

Что делать в сложившейся ситуации? Как уберечь новых Людочек от трагедии одиночества?

Учитель:

Чтобы не быть потерянным в этом мире, нужно чтобы нас окружали добрые люди- в школе, дома.

5. Вывод.(Слайд презентации №6)

. Заключение урока.

. Да, мир жесток! И невольно вспоминаются строки из стихотворения П.И.Реутского, которые обращены именно к таким людям.

Христиане.

О, христиане, христиане,
Святые слуги и отцы,
В каком классическом романе
Вы благороднее овцы?
И не народ, а просто паства,
Извечно в дырочки сопя,
Не заслужив земного царства,
В небесном мыслите себя.
Собранье нравственных уродов,
Христос, взгляни на свой народ.
Здесь жены избегают родов,
Древнейший прекращая род.
Теперь достоинство мужчины -
Разбой, обман и воровство.
Они уходят без причины,
Они плюют на божество.
И твой народ, поддавшись зелью,
Уже приемлет только кнут.
Христос, не приходи на землю.
Они опять Тебя распнут!

2. Вывод по уроку.

- Нельзя общество считать гуманным, если в людях мало человечности, любви, простоты. Что бы вы хотели посоветовать людям, чтобы они проявляли гуманность по отношению друг к другу? Каким должен быть гуманный человек? (Слайд № 9)

Жили в ладу с совестью, уважительно относились друг к другу, любили.

Гуманный человек не тот, кто, видя человеческую боль, проходит, а тот, кто приходит на помощь в трудную минуту.

Гуманность - это. Прежде всего, человечность, отзывчивость.(Слайд презентации )

3. Составление кластера "Гуманное отношение в обществе".

Примерный кластер:

Помогайте!
Любите!
Жалейте!
Вдохновляйте друг друга в пути!
Не жалейте добра, не жалейте!
Распахните сердца для людей!

4. Рефлексия. Рассуждение учащихся о своем внутреннем мире, о доброте. Представление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель."Урок внеклассного чтения.

данный материал поможет составить технологическую карту урока.Урок проведен с использованием элементов ФГОС,что будет интересно педагогам,работающим по новым стандартам....

ТЕМА УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ «УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ НА СТРАНИЦАХ ПОВЕСТИ В.П. АСТАФЬЕВА «КРАЖА».

Тип урока: урок-беседа. Цели урока: подвести учащихся к пониманию того, что человек должен отвечать за свои слова и поступки; помочь понять, какие уроке нравственности получили герои повести и чт...

Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова

Работа представляет собой материалы к  урокам внеклассного чтения (5 - 9 классы) по произведениям Альберта Анатольевича Лиханова, писателя, общественного деятеля, Председателя Российского детског...

Презентация к статье "Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова"(5-7кл.)

Презентация к статье "Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова" (5-7 классы)...

Урок внеклассного чтения по произведениям Е. Мурашовой "Одно чудо на всю жизнь" и "Класс коррекции" для учащихся 8 класса.В произведениях

В произведениях Е. Мурашовой поднимаются важные социально-нравственные проблемы милосердия, толерантности, дружбы, взаимопонимания. Дети познакомятся с биографией писательницы, поразмышляют о современ...

Урок внеклассного чтения в 7 классе по книгам Владислава Крапивина "Нравственные проблемы в произведениях Крапивина"

Урок в форме защиты книг Крапивина  Цели урока: Образовательная: Открыть для себя имя Владислава   Крапивина, познакомиться с его произведениями....

Урок внеклассного чтения в 6 классе. «Война в жизни моего села»

Знакомство учащихся с героической прошлой советских людей в годы Великой Отечественной войны...