Урок внеклассного чтения в 7 классе на тему: "Одиночество - это счастье или беда в жизни людей?"
план-конспект занятия по литературе (7 класс)

Гольская Екатерина Владимировна

 

Цель урока:

совершенствование умения анализировать художественный текст и постигать идейный замысел текста.

 

 

Задачи урока:

- аргументированно выражать свое отношение к прочитанному произведению;

- учиться определять авторскую позицию;

-вырабатывать личностный интерес к тексту, его проблематике;

- развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы;

- способствовать формированию нравственной чуткости и способности к сопереживанию.

Планируемые результаты:

предметные – совершенствование навыков работы с текстом;

личностные – развитие устойчивого интереса к тексту, его проблематике;

метапредметные:

регулятивные – проблема «недостатка» знаний для работы с текстом;

познавательные - выбор наиболее эффективных способов работы с текстом;

коммуникативные – учатся слушать других, критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его

Тип урока:

 

работа с художественным текстом

Используемые образовательные технологии:

технология критического мышления

 

Приёмы:

 

Ключевые слова, мозговой штурм, соцопрос, прогнозирование по названию, кластер, «тонкие» и «толстые» вопросы

Формы организации деятельности:

сочетание фронтальной, индивидуальной, групповой

Средства и дидактические материалы:

- ноутбук;

- проектор;

- экран;

- презентация;

- рассказ Л. Петрушевской «Страна», притча

- оценочный лист

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vnekl_chteniya_v_7_kl.docx46.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 7 классе на тему: «Одиночество – счастье или беда в жизни людей?»

Цель урока:

совершенствование умения анализировать художественный текст и постигать идейный замысел текста.

Задачи урока:

- аргументированно выражать свое отношение к прочитанному произведению;

- учиться определять авторскую позицию;

-вырабатывать личностный интерес к тексту, его проблематике;

- развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы;

- способствовать формированию нравственной чуткости и способности к сопереживанию.

Планируемые результаты:

предметные – совершенствование навыков работы с текстом;

личностные – развитие устойчивого интереса к тексту, его проблематике;

метапредметные:

регулятивные – проблема «недостатка» знаний для работы с текстом;

познавательные - выбор наиболее эффективных способов работы с текстом;

коммуникативные – учатся слушать других, критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его

Тип урока:

работа с художественным текстом

Используемые образовательные технологии:

технология критического мышления

Приёмы:

Ключевые слова, мозговой штурм, соцопрос, прогнозирование по названию, кластер, «тонкие» и «толстые» вопросы

Формы организации деятельности:

сочетание фронтальной, индивидуальной, групповой

Средства и дидактические материалы:

- ноутбук;

- проектор;

- экран;

- презентация;

- рассказ Л. Петрушевской «Страна»

- оценочный лист

Ход урока

  1. Организационный момент. Стадия вызова

 Синквейн

1.-----------

2.тоскующий, разочаровавшийся

3. забыт, печалится, замкнулся

4. он ушел ото всех

5. чувство

Вопрос:

- Определите первое слово синквейна.  (Одиночество)

- Так о чём же будет наш сегодняшний разговор? (Об одиночестве)

- Послушайте притчу (читает ученик)

- Запишите в тетради, какими ключевыми словами характеризовалось ОДИНОЧЕСТВО (Боль, несчастье, грусть, печаль, страдание).

- Как вы думаете, актуальна ли сейчас тема одиночества? Почему?

(Да, актуальна, потому что в наше время особенно много одиноких людей.)

(Знакомство с данными соцопроса. Приложение № 2)

- Скажите, а всегда ли одиночество – это плохое явление. (Иногда люди мечтают об одиночестве.  Это  те  моменты  в  жизни,  когда  они  хотят  побыть  одни,  подумать, остановиться, найти правильный путь дальше.)

-А может ли одиночество быть стимулом чего-либо. (Да, люди уходят, чтобы творить, создавать произведения искусства. В эти минуты им никто не нужен и они счастливы)

- Значит, одиночество может дарить и счастливые минуты жизни, и самые горькие. Оно может быть и ловушкой, попав в которую, сложно найти выход, а может быть панацеей от всех бед.

- Какова же будет тогда цель урока, на ваш взгляд? (Определить, что такое одиночество)

Сегодня вы познакомитесь с рассказом Л. Петрушевской «Страна». Как бы вы расшифровали название рассказа?

С - солнечная; Т- таинственная; Р – романтическая; А – абстрактная; Н – неизвестная;

А – азиатская.

(Заслушиваются варианты ответов. Вывод: вероятно, рассказ познакомит нас с какой-то таинственной страной.)

  1. Основная часть урока. Стадия осмысления.

- Прочитайте рассказ и выпишите ключевые слова и фразы, характеризующие героев произведения.

1) чтение текста, заполнение таблицы

цитата

Моё толкование

2)  Обсуждение результатов («толстые» и «тонкие вопросы»)

3) Расшифруйте слово страна, опираясь на текст:

С - страх; Т – тоска; Р – разочарование; А – алкоголь; Н – несчастье; А – ад.

4) Составление кластера. Работа в группе.

- Какие ключевые слова использует автор, чтобы изобразить внутренне состояние матери и дочери? Впишите их в кластер: 1 группа – описание матери; 2 группа – состояние дочери.

5) Представление кластеров.

3. Подведение итогов урока  Стадия рефлексии

Вопросы:

- О каком понимании одиночества идет речь в данном рассказе? (Об одиночестве забытых всеми людей)

Сделайте вывод о жизни матери и дочери. (Они очень одинокие и несчастные люди, они мечтают о другой жизни, но не могут выбраться из своего одиночества, потому что у них нет  друзей.  Они  создали  страну,  в  которой  счастливы,  и  уже  не  хотят  из  неё возвращаться. А это самое страшное. У них потерян смысл жизни.)

 - Ребята, как вы думаете, что можно сделать, чтобы одиноких людей было как можно меньше? ( Нужно быть внимательными к людям, не проходить мимо чужого горя…)

 - В чем главная проблема героев этого рассказа? (У них не было друзей, к ним все были равнодушны. А равнодушие окружающих может привести к гибели всего человечества, ведь даже животные заботятся друг о друге).

- Спасибо за работу! Пусть рядом с вами будут близкие люди, с которыми вы не будете одинокими!

( Учитель совместно с учениками заполняет оценочный лист)

Фамилия, имя

Самооценка

Оценка членов группы

Оценка учителя

Итоговая оценка

Домашнее задание

Написать письмо матери, чтобы она нашла в себе силы начать новую жизнь, перестала жить воспоминаниями, подумала бы о будущем, своём и маленькой дочери.

Приложение №1

Притча

На берегу широкой и бурной реки под названием Жизнь, жил себе мальчик по имени Одиночество. Он умел рисовать и рисовал Боль. Он умел петь и пел Страдание.

Он  давно уже построил себе тихий и сказочный домик  из камней под названием Грусть и Печаль, но у него еще осталось несколько камушков с именами Любовь и Надежда, Вера и Счастье. И он по вечерам перекладывал их на траве возле дома, пытаясь угадать, зачем они здесь лежат и что можно из них себе построить, когда у него уже есть дом.

Так проходили долгие годы…
В небе то светило яркое солнышко, согревая его душу, то грохотал гром и поливал его ледяным дождем, заставляя прятаться в свой домик и плотно закрывать  дверь.
Но однажды Одиночество заметил на противоположном берегу несколько красивых и счастливых людей. Они сидели на берегу и  весело болтали ногами в воде. Им было очень хорошо вместе.

Одиночество стал метаться по берегу Жизни, забегать в воду и снова выбегать из нее, он не мог придумать, как ему перебраться на тот берег.  И тут он заметил свои, до этого не нужные, камушки возле домика. Он взял их, стал укладывать в воду и идти по ним через бурную реку-Жизнь. Так и продвигался он , забирая позади себя камни и укладывая их спереди…

Труден был его путь, но никто не подал ему руку помощи. Люди на берегу смотрели друг на друга влюбленными глазами и не замечали несчастного Одиночества.

 Река становилась все глубже,  и воды ее неслись все быстрее, грозно переворачивая на своем пути огромные валуны Несчастья и Боли. Она выбивали из-под ног Одиночества его камушки, заливала его ледяной водой, но он все перекладывал камни и шел, шел и перекладывал, пока бурный поток Жизни не сорвал его с них и не потащил вниз по течению.  

Приложение № 2

Л. Петрушевская «Страна»

Кто скажет, как живет тихая, пьющая женщина со своим ребенком, никому не видимая в однокомнатной квартире. Как она каждый вечер, как бы ни была пьяной, складывает вещички своей дочери для детского сада, чтобы утром все было под рукой.

Она сама со следами былой красоты на лице — брови дугами, нос тонкий, а вот дочь вялая, белая, крупная девочка, даже и на отца не похожая, потому что отец ее яркий блондин с ярко-красными губами. Дочь обычно тихо играет на полу, пока мать пьет за столом или лежа на тахте. Потом они обе укладываются спать, гасят свет, а утром встают как ни в чем не бывало и бегут по морозу, в темноте, в детский сад.

Несколько раз в году мать с дочерью выбираются в гости, сидят за столом, и тогда мать оживляется, громко начинает разговаривать и подпирает подбородок одной рукой и оборачивается, то есть делает вид, что она тут своя. Она и была тут своей, пока блондин ходил у ней в мужьях, а потом все схлынуло, вся прошлая жизнь и все прошлые знакомые. Теперь приходится выбирать те дома и те дни, в которые яркий блондин не ходит в гости со своей новой женой, женщиной, говорят, жесткого склада, которая не спускает никому ничего.

И вот мать, у которой дочь от блондина, осторожно звонит и поздравляет кого-то с днем рождения, тянет, мямлит, спрашивает, как жизнь складывается, однако сама не говорит, что придет: ждет. Ждет, пока все не решится там у них, на том конце телефонного провода, и наконец кладет трубку и бежит в гастроном за очередной бутылкой, а потом в детский сад за дочкой.

Раньше бывало так, что, пока дочь не засыпала, ни о какой бутылке не было речи, а потом все опростилось, все пошло само собой, потому что не все ли равно девочке, чай ли пьет мать или лекарство. Девочке и впрямь все равно, она тихо играет на полу в свои старые игрушки, и никто на свете не знает, как они живут вдвоем и как мать все обсчитывает, рассчитывает и решает, что ущерба в том нет, если то самое количество денег, которое уходило бы на обед, будет уходить на вино — девочка сыта в детском саду, а ей самой не надо ничего.

И они экономят, гасят свет, ложатся спать в девять часов, и никто не знает, какие божественные сны снятся дочери и матери, никто не знает, как они касаются головой подушки и тут же засыпают, чтобы вернуться в ту страну, которую они покинут опять рано утром, чтобы бежать по темной, морозной улице куда-то и зачем-то, в то время как нужно было бы никогда не просыпаться.

Приложение № 2

  1. Часто ли вы испытываете чувство одиночества?
  1. Никогда;
  2. Иногда;
  3. Часто.
  1. Что является причиной одиночества?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс

Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...

Разработка урока внеклассного чтения, 4 класс

Урок внеклассного чтения в 4 классе коррекционной школы 8 вида по рассказу Н.Носова "Заплатка"...

разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида

разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...

презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс

презентация о творчестве К.Паустовского...

презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс

презентация по книге К.Паустовского "Кот-ворюга"...