урок памяти ""Я думаю,что все люди братья" по произведениям А.Приставкина "Ночевала тучка золотая"и Т.Манджиевой "Когда изгнанником печальным".
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
урок,посвящённый Дню Памяти и Скорби (28 декабря -выселение калмыцкого народа по указу Сталина).
Урок по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая", с использованием национально-регионального компонента : повестьТ.Манджиевой "Когда изгнанником печальным"и лирика Д.Кугультинова и А.Дагаева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pamyati_vse_lyudi_bratya.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Я думаю, что все люди братья»
по повести Татьяны Манджиевой «Когда изгнанником печальным..», А.Приставкина «Ночевала тучка золотая…»,А.Бадмаева « Голубоглазая каторжанка»
Цель и задачи урока: 1) показать, как раскрывается тема тоталитарного режима на страницах калмыцкой и русской литературы; 2) воспитать чувства толерантности, гордости за калмыцкий народ, «репрессированный, но не сломленный»;пробудить интерес к истории своей страны и малой Родины;.
Оборудование:1. Портреты Т. Манджиевой, А.Бадмаева, А.Приставкина
- Презентация «Когда трагедия становится судьбой...»
- Музыка.
И в руки дав бумагу и перо,
Святая правда сердцу повелела
Сказать о боли, что не отболела...
Д. Кугультинов
Что голос памяти правдивой
Вещал бы нам и впредь беду:
Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу…
А.Т.Твардовский
Словарная работа : Толерантность (лат.»терпение»)терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Ход урока
- (Звучит музыка ) Учитель:. «Товарняк шёл на восток. Всё дальше, в стылую мглу и враждебную неизвестность, увозил он от родных мест калмыков…Так начинается повесть Т. Манджиевой «Когда изгнанником печальным…»Мотив дороги в этой повести перекликается с образом –символом в повести А.Приставкина « Ночевала тучка золотая…».Дорога становится символом судьбы целого народа ,лишённого своей истории и памяти о предках. Кощунством и страшной безнравственностью веет от этой дороги в пропасть. А. Приставкин так говорит о своей книге: «Эта книга – моё прожитое.я ничего не придумал ,всё ,о чём в ней рассказано, происходило на самом деле, я стал очевидцем тех далёких событий. Знаете, один из тех, кто выселял тогда чеченцев, бросил мне упрёк: «Зачем об этом написал? Это нельзя вспоминать»
.Так ли это?
Обратимся к словам Твардовского и Д.Н.Кугультинова (читается эпиграф) .Суд над прошлым- одна из главных тем современной литературы. Память становится полем борьбы. Историческая память народа – признак его зрелости. Общество очищается правдой, даже самой горькой, вроде исторической правды о трагедии целых народов, обезличенных, лишенных родины, своих корней, уклада. Обращаясь к прошлому, мы ищем в нём проявления национальной терпимости, учимся понимать друг друга ( объяснение слова «толерантность». Вспомним как это было …
(показ презентации )
. Сегодня время выговорить боль, и с нами будут говорить очевидцы этих страшных событий: А.Приставкин, А.Дагаев, Д.Н.Кугультинов (слайды )
Ученик читает стихотворение А.Л.Дагаева «Чёрный маршрут»
Подъехали к станции ночью Прожекторы ярко горят .Здесь увидали воочию Вагонов коричневых ряд .По семьям в вагоны загнали И в них разместили, как скот. Теперь уже точно все знали: Не тёплый им светит курорт. На нарах и тесно ,и кучно, И некуда яблоку пасть. Дорогой нам будет не скучно: О всех «позаботилась» власть. Закрыты вагонные двери, Раздался прощальный свисток. Нам в путь, где таёжные звери, Где светится жёлтый восток. Стремительно поезд несётся, По рельсам колёса стучат…
.Учитель: « Мы были связаны одной судьбой»,- говорит А.Приставкин, имея в виду чеченских детей, увозимых под конвоем в Сибирь, и их сверстников – сирот из Подмосковья, отправленных на Кавказ. Ведь дело в общей судьбе детей. Их страдания- самый горький укор взрослому миру, неоспоримый показатель его нравственного неблагополучия: оберегать, защищать детство -святой, незыблемый человеческий закон. Вот что писал А.Межиров: « Жизнь виновата перед детьми. Их ангел –хранитель имеет лицо печальное ,потому что нет большей печали, когда ребёнок принимает на свои плечи горе взрослых».Стремление воссоздать прошлое, понять его, извлечь из него нравственные уроки, заставило обратиться к горьким страницам истории 40-х годов, к своему сиротскому детству А.Приставкина.
Работа по повести «Ночевала тучка золотая…»
1.Выступления учащихся: По словам ее критика Л.А. Жуховицкого,- … повесть о том, как в конце войны часть детдомовцев из голодного Подмосковья вывозили на Северный Кавказ. Это идея, вроде бы гуманная, обернулась, увы, невиданной жестокостью. Ведь в ту же пору с Северного Кавказа преступной волей Сталина изгоняли на вечную ссылку целые народы. Часть коренных жителей, не знавшая за собой никакой вины и просто не понимавшая происходящего (да и кто бы понял!), отчаянно цеплялись за дедовскую землю… Солдаты выполняли приказ, уверенные, что наказывают врагов. Горцы защищались, как могли. И в этом братоубийственном безумии закрутило, как щепки в омуте, детей из Подмосковья, сирот и полусирот, бедных детей страшной войны. Звучали выстрелы, гибли люди. Гибли дети…Финал повести потрясает. Взрослые граждане одной державы, но разных национальностей братаются. Русский мальчик и мальчик-чеченец поочередно спасают друг друга и действительно становятся братьями: по наивному и мудрому детскому обычаю они, надрезав пальцы, смешивают кровь.
Все люди братья. Нелегко вспомнить книгу, где эта мысль, столь часто, увы, подвергающаяся сомнению, была бы выражена с такой художественной мощью
2I. Беседа по восприятию повести
- Какие чувства испытали вы при чтении повести? Какие эпизоды потрясли вас, удивили? О чем задумались после прочтения повести?
- О чем эта повесть? Какие вопросы в ней затронуты? Как они перекликаются с проблемами сегодняшнего дня?
- Кто из главных героев симпатичен вам? Чем?
IV. Выступления подготовленных учеников
- Какие уроки жизни получили братья?
- Кузьменыши воруют. Не закоренеют ли они в воровстве?
- Не станут ли такими, как Илья Зверек?
- Почему погиб Сашка, а не Колька?
«Я не писал эту вещь раньше, потому что не мог. У меня не хватало эмоциональных сил», - признался автор.
Вопрос: Объясните, как вы поняли это признание писателя?
- В повести Приставкина часто употребляется местоимение «мы».
«Мы шли, сбившись в молчаливую плотную массу. Ещё наши глаза, не привыкшие к чёрной ночи, хранили на своей сетчатке красные блики пламени. С непривычки могло показаться, что повсюду из черноты выглядывают языки огня. Даже стать мы старались осторожно, чтобы не греметь обувью. Мы затаили дыхание, старались ни кашлять, ни чихать…» Автор имеет право на местоимение «мы», так как всё, что написано, пережил сам.
Вопрос: Много ли эмоциональных сил понадобилось вам как читателю? Долго ли повесть держала, когда уже была дочитана последняя страница? В чём причина?
Вопрос: Нужно ли сегодня издавать и переиздавать эту повесть?
Учитель: Эту повесть нужно не только издавать, но и изучать, потому что автор предостерегает: национальный конфликт может перерасти в третью мировую войну.
Вопрос: А.Приставкин предостерегает, но говорит ли он об этом в повести? Как можно избежать войны?
В повести чеченцы в порыве мести, не знающей ни разума, ни сострадания, убивают одного из братьев–близнецов Сашку. Осиротевший брат Колька находит нового, названого брата Алхузура среди них же, чеченцев. В долине Колька спасает его от солдат, в горах Алхузур уберегает его от соплеменника.
Когда враждуют народы, единственная надежда – дети нарушат эту вражду. А.Приставкин писал, вспоминая свой детский дом: «Кого там только не было! Немцы и русские, татары и чеченцы… Но это я сейчас так говорю, а тогда мы даже не задумывались, кто есть кто. У нас были имена, характеры, повадки, но не национальность. Наша надежда на справедливость, добро и свет – в детях. Я убеждён, что любое искусство, литература существуют для того, чтобы давать людям надежду, помогать им жить…»
Учитель: Основная идея произведения выражена в словах автора :«Плохих народов не бывает, бывают плохие люди». «Я думаю, все люди братья»
Вопрос: Какая цепочка эпизодов вызвала у вас наибольшее эмоциональное напряжение?
Сцена, написанная Приставкиным, где Колька своими глазами увидел, какую смерть принял его брат. От увиденного помутился рассудок. Но поддастся ли мальчик озверению или сохранит сердце? Жестокость нередко порождает жестокость.
Когда Колька везёт на тележке мёртвого брата с выклеванными вороной глазами, он будто действует по инерции, осуществляет прежний их план – удрать с гибельного Кавказа. Сашка для него ещё живой. Но он ещё и пытается понять, почему убили Сашку. Недоумения в его мыслях больше, чем гнева, Колька ведёт воображаемый разговор с убийцей: «Слушай, чечен, ослеп ты, что ли? Разве ты не видишь, что мы с Сашкой против тебя не воюем? Нас привезли сюда жить, так мы и живём, а потом мы бы уехали всё равно. А теперь видишь, как выходит… Ты нас с Сашкой убил, а солдаты придут, тебя убьют…»
Новым Сашкой становится Алхузур – чеченец, сверстник Кольки. Такой же одинокий, лишённый дома и родителей. Они сближаются, когда заболевший Колька в бреду зовёт брата, а над ним склоняется Алхузур, на ломаном русском языке уверяя: «Я и есть Саск»… Заботой, смелостью, готовностью делить любые опасности Алхузур доказывает своё право стать Колькиным братом, называться Кузьмёнышем.
Очень трогательна сцена, когда Колька по дороге на Кавказ, став обладателем невиданного богатства – банки алычи, мысленно одаривает всех, кто остался в Томилине: «И воспитательнице Анне Михайловне дал бы Кузьмёныш одну штуку. Хоть и холодная, равнодушная женщина Анна Михайловна и всегда относилась безразлично к Кузьмёнышам, вовсе не замечая их и ни разу не запомнив, но Кольке её жалко… И вороватому директору дал бы алычу Колька. Он Кузьмёнышей на промысел отпускал. И усатой музыкантше… Им тоже в войну нелегко»
Вопрос: Почему потенциальные враги стали братьями?
Братство Кольки и Алхузура символично в том, что это единственный путь к спасению двух бездомных сыновей войны. Это и символ веры самого писателя, который неотступно помнит о минувшем, тревожно и с надеждой думает о будущем.
Учитель:Тему памяти ,межнациональных отношений, милосердия и жестокости раскрывают в своём творчестве калмыцкие поэты и писатели:Е. Буджалов «Двери настежь, калмыки!», А. Бадмаев «Голубоглазая каторжанка»,- А. Балакаев «Тринадцать дней, тринадцать лет». Ведь страшная участь постигла и их. Санжи Каляев и Константин Эрендженов были 20 лет на Колыме и испытали те же ужасы лагерной жизни, что и герои рассказов Шаламова. Многие оказались в тюрьмах, в ссылке. Эта тема была долгие годы запретной. Но крик души народа выливается в песнях. Песни – плачи … Длинные, как те составы, которые увозили людей из родных мест. Пели и слушали их со слезами на глазах. Именно народная песня сохранила в слове первые впечатления от выселения, потрясшие души людей, их боль и страдания. Согревала сердца в трудные минуты, помогала выжить.
Исполняется песня «Бар сарин 28
Учитель: Сегодня мы поговорим о повести Татьяны Манджиевой «Когда изгнанником печальным...» и рассказе А.Бадмаева «Голубоглазая каторжанка»
Выступления учащихся: Татьяна Манджиева рассказывает о страшных днях ссылки калмыцкого народа, о том, какие трудности легли на плечи простого народа по пути следования в Сибирь,. В поезде оказались дети, старики, инвалиды. Ведь все взрослые мужчины были на фронте. Вот как об этом пишет Т. Манджиева: (с.67 1.1 ', 1991 №2) Люди ехали в холодных вагонах, голодные, без воды, без теплой одежды. Вагоны не открывались много дней. Не было элементарных человеческих условий: воды, пищи, туалета. Многие не выдерживали и умирали. Трупы часто подолгу лежали в вагоне. И никому не было дела до них. Многие были разлучены с родными. Дети оставались без родителей. Голод, холод, болезни преследовали их.
Чтение текста с. 69.
Учитель: Калмыки всегда придерживались традиций, а в повести появляются строки «Нынешний день глумился над вековыми традициями отцов», «нынешний день смеялся над традициями отцов». В какой момент автор говорит об этом и почему?
Учащиеся: Да, калмыки действительно всегда придерживались традиций своих предков, свято их чтили. И такие качества, как скромность, уважение старших всегда были присущи им. Но они были поставлены в такие условия, при которых вынуждены были нарушать эти вековые традиции, тяжело при этом страдая. Автор говорит: «Еще 10 дней назад в калмыцкой семье невестка не смела глаз поднять на свекра, а жена - назвать мужа по имени. Целомудрие в отношениях было священно, а интимные отношения, открытые общему взору, считались неслыханным позором и святотатством. Нынешний же день глумился над вековыми традициям отцов». И ... «Толпа у колодца напоминала стадо животных в жаркий летний полдень на водопое. Обезумевшие люди рвались к заветному ведру с водой, отметая слабых. Страх, что они не успеют до отхода поезда и останутся без глотка воды еще несколько дней до следующей остановки, подавил в душах все человеческое: стыд, благоразумие, почтение к возрасту, милосердие. Нынешний день смеялся над традициями отцов».
Учитель: Как встретила ссыльных сибирская земля?
Учащиеся: Чтение текста стр. 77
В Сибири не было для ссыльных домов, люди жили в деревянных холодных сараях. Самим приходилось рыть ямы, пробивать ломом холодную мерзлую сибирскую землю, чтобы построить землянки. Приходилось работать тем, кто мог держаться на ногах. Дети оставались без присмотра, мерзли, голодали, умирали. Чтение текста стр.78.
Учитель: Трудно пришлось главному герою Мазану. Всё принимал мальчик, но с чем он не мог согласиться?
Учащиеся: Чтение текста стр. 81.
Учитель: Как автор объясняет, почему так враждебно встретила Сибирь калмыков?
Учащиеся: Чтение текста стр.81-82.
Учитель: Изменилось ли постепенно отношение к калмыкам?
Учащиеся: Постепенно сибиряки понимают, что калмыки это не людоеды, а простые люди, которые вынуждены страдать, голодать, умирать... Вначале это понял Федот, потом баба Павлина, а потом и другие.( стр.102)
Ученик : Стихотворение « Я помню прошлое»
Я помню прошлое. Я помню Свой голод. Больше я не мог. И русская старушка, Помню, Мне хлеба сунула кусок .Затем тайком перекрестила В моём кармане свой ломоть. И быстро прочь засеменила, Шепнув:»Спаси тебя господь!» Хотелось мне ,её не зная, Воскликнуть: «Бабушка родная!» Хотелось петь, кричать «ура», Рукой в кармане ощущая, Существование добра.
Беседа по рассказу « Голубоглазая каторжанка»
Выступления учащихся :
- Инсценирование эпизода « Разговор офицера с Аллой Викторовной»
- Беседа по вопросам:
Какие чувства вызвало прочтение рассказа?
Какие эпизоды больше всего понравились и почему?
Какие трудности испытывают люди? (стр 19-20)
Обобщение урока: Главная идея, несущая свет и надежду, высказанная А Приставкиным « Я думаю,что все люди братья» получает своё подтверждение и в повести Т. Манджиевой , и в рассказе « Голубоглазая каторжанка».Об этом говорит и Д.Н.Кугультинов в своей поэме « От правды я не отрекался»:…
Я знал, Что мой народ в лесах Сибири Нашёл друзей и вновь душой окреп Средь лучших русских, Средь щедрейших в мире, Деливших с нами и судьбу ,и хлеб…
- О чём заставили задуматься эти произведения?
Показ продолжения презентации
Целебность произведений заключена в радости встречи даже в страшных условиях с добрыми, человечными людьми; в том, что зло не всесильно, что оно не всех способно сломить; в том, что сострадание живо, несмотря на десятилетия сталинщины, когда оно вытравлялось. И А. Приставкин , и Т. Манджиева, и А Бадмаев ,и А.Дагаев, и Д.Кугультинов имеют полное право сказать об этом,потому что…
…Я счастлив тем, что даже в годы горя Не поступился Правдою своей… Ни денег я не приобрёл, ни славы, Но высшею наградой дорожил И рад, что в многотрудной жизни ПРАВО На эти строки честно заслужил
И это ПРАВО – ПРАВО поэта – гражданина! Все они призывают к проявлению толерантности, помнить, что « Все люди братья!»
. Во имя правды. Во имя справедливости.
Учитель: Зажжём и мы лампадки в память невернувшихся . ( Показ Слайда « Памятник « Исход и Возвращение»)
Памятник Эрнста Неизвестного «Исход и Возвращение». Он установлен в соответствии с замыслом автора с запада на восток. Это больше, чем произведение искусства, это шедевр философии. Он понятен любому, как бы ни был он далек от искусства. В своей работе Э. Неизвестный смог выразить всё: героическое прошлое, богатую культуру, философскую религию, трагедию и боль малочисленного народа, не затаившего обиды и стремящегося возродиться. Поэтому так много изображено на бронзовом монументе: и герои «Джангара», и скорбящие люди, и дети... Именно сюда приносят люди цветы и зажженные лампадки, поминая своих близких, земляков, не вернувшихся на родную землю. Произносят молебен
Домашнее задание: написать сочинение на одну из тем:
1) «Плохих народов не бывает, бывают плохие люди»
3) Актуальность повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая»
4) “О чем не сказали на уроке”.
5) “Размышляя над повестью…”.
6) “Не плачь, Колька!”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по теме "Судьба детей в годы войны" (по повести А. Приставкина "Ночевала тучка золотая...")
Урок в разделе "Литература последних десятилетий" завершает цикл обучения в 11-м классе, готовит учащихся к итоговой аттестации. Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Решаются образов...
Урок -суд по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая"
Урок -суд по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая". Трагическая удьба мальчика Алхузура и детдомовца Кольки в годы репрессий Сталина на Кавказе. Мальчики разных национальностей спа...
" Нет плохих народов, есть плохие люди" ( урок литературы по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая")
Урок направлен на осознание нравственной проблематики книги, на воспитание толерантности....
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе по теме "...грехи, за которые наказала Земля наша" (по повести А .И .Приставкина "Ночевала тучка золотая")
Представлены три урока внеклассного чтения в 8 классе...
«И только правда ко двору» (урок внеклассного чтения в 11 классе по повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая» )
Урок задуман и запланирован как традиционный урок с включением беседы, дискуссии, мультимедиапрезентаций, но при подготовке урока использованы элементы проектного обучения, которые направлены на разви...
Урок-конференция по книге А. Приставкина "Ночевала тучка золотая"
Открытый урок-конференция по книге А.И.Приставкина...
Урок по литературе. Опыт анализа повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая»
Отражение трагических конфликтов истории в судьбах человечества.формировать умение вникать в психологию героя и психологическую ситуацию, с помощью эмоционального, художественного воздействия музыки и...