Изучение лирики А. Фета в 10 классе. Урок анализа стихотворения
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Лирика А. Фета в школе. Урок анализа стихотворения. "Я тебе ничего не скажу"..., "Жду я, тревогой объят"..., "Фонтан", пародии на А. Фета. Групповая работа на уроке литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lirika_a.feta_._10_klass.docx | 28.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Я тебе ничего не скажу».., «Жду я, тревогой объят»…,
Художественные особенности лирики А. Фета
Урок литературы в 10 классе
Цели урока: формировать представление о художественных особенностях лирики А.А. Фета; воспитывать интерес, любовь к поэтическому слову; дать понятие о пародии как литературном жанре.
Оборудование: памятка «Как работать над анализом поэтического произведения», раздаточный материал (карточки с текстами стихотворений и вопросами к ним).
Организация работы: работа в группах
Ход урока
- Слово учителя о творчестве А. Фета
Поэт Афанасий Фет всегда считался «знаменем «чистого искусства» и на самом деле был им. И хотя его стихи, на первый взгляд, просты и понятны, он остается поэтом элитарным, и смысл его произведений доступен только внимательному и тонкому читателю.
А.А. Фет – поэт природы в очень широком смысле. В его стихах природа очеловечена и человек природен.
Его называли поэтом мгновения: миг в его стихах обретает силу и значимость вечности.
Сегодня на уроке мы поближе познакомимся со стихотворениями Афанасия Фета, попробуем постичь их философский смысл и художественные особенности. Мы будем продолжать учиться анализировать поэтическое произведение, получим новые представления о литературной пародии. Цели урока: на примере предложенных для анализа стихотворений определить особенности поэтики А. Фета, совершенствовать умение составлять связный развернутый монологический ответ на вопрос.
Ход урока. Дети разбиваются на 4 (5) групп, в каждой есть консультанты – сильные учащиеся. Каждая группа получает карточку с заданиями. В течение 15-20 минут дети работают над заданиями, используя справочные тетради. Каждая группа составляет развернутый анализ стихотворений. Учитель помогает учащимся, направляет их работу
Закончив работу, каждая группа знакомит класс с коллективно составленным ответом. Остальные дети по ходу рассказа записывают в рабочих тетрадях тезисы выступлений товарищей. В конце урока делается вывод о тематике и художественных особенностях произведений А. Фета.
Домашнее задание: по выбору учащихся
- Выучить наизусть понравившееся стихотворение;
- Подготовить выразительное чтение и устный анализ одного из стихотворений;
- Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
Материалы к уроку
Памятка
Как работать над анализом поэтического произведения
- Внимательно прочитай стихотворение. Какие мысли, чувства, переживания оно вызвало?
- Как автору удалось этого добиться? Найди «ключ» к стихотворению (главное средство выразительности). Это могут быть тропы, особенности лексики, ритмики, синтаксиса, фонетики… С какой целью они употреблены, какую смысловую нагрузку несут? Учти также законы жанра.
- Помни, что «ключ» может найтись в неожиданном «месте»! В стихотворении любой элемент формы может играть главную роль в раскрытии его идеи!
- Определи идею произведения.
- Раздаточный материал
Задание для группы № 1 Афанасий Фет Чудная картина,
|
Из ответов учащихся:
Стихотворение А. Фета «Чудная картина…» предельно лаконично. Синтаксический строй предложений прост, даже однообразен: все предложения, за исключением первого, – односоставные, назывные; создается своеобразная монотонная ритмика стихотворения. Поэт показывает панораму издалека, поражает глубина перспективы, которую создают «далекие сани». Все определения в стихотворении являются эпитетами, так как помогают ощутить огромность, почти бесконечность мира. Цветовая гамма стихотворения бедна: единственный цвет – белый («белая равнина»), взгляд читателя не отвлекается на земные краски пейзажа. Стихотворение было бы полностью статично, если бы не последняя строка, в которой есть единственное слово, обозначающее действие, но действие как предмет (бег)
Перед нами стихотворение поэта, замершего в изумлении перед бесконечностью мира.
Задание для группы № 2 А. Фет Я тебе ничего не скажу, Целый день спят ночные цветы, И в больную, усталую грудь
|
Из ответа учащихся:
Это стихотворение о любви, причем непонятно, о разделенной или неразделенной, но, безусловно, о счастливой: лирический герой не решается признаться в своем чувстве, но переполнен любовным томлением. Это состояние помогает понять вторая строфа. Олицетворение спят…цветы создает живой образ природы; особенное значение приобретает эта метафора в сравнении с метафорой сердце цветет: «очеловеченность» природы здесь «встречается» с «природностью» человека.
Стихотворный размер – трехстопный анапест; по определению Н. Гумилева, «анапест стремителен, порывист, это стихи в движении, напряжение нечеловеческой страсти». Перекрестная рифма в сочетании с мужской клаузулой – мятущаяся, угнетающе напряженная.
Два последних стиха – зеркальное отражение двух первых, что придает композиции замкнутый характер: лирический герой вновь и вновь обращается к своему невысказанному чувству.
Задание для группы № 3 А. Фет Жду я, тревогой объят,
|
Из ответов детей
Стихотворение предельно напряженно, взвинченно не только потому, что здесь сразу сказано о тревоге: эта тревога и от нагнетающего напряжения повтора в самом начале («Жду…Жду…»), и от странного, вроде бы бессмысленного выражения –«на самом пути»: обыкновенная тропинка через сад стала самым путем со всей многозначностью смыслов. В этом максимально напряженном состоянии человек обостренно воспринимает природу и сам, отдаваясь ей, начинает жить как природа. «Слух, раскрываясь, растет, Как полуночный цветок» – в этом сравнении передается процесс вживаемости в мир природы. Поэтому стихи «хрипло подругу позвал…коростель» – не просто параллель с жизнью природы. Это «хрипло» относится не только к птице, но и к человеку, стоящему уже, может быть, с перехваченным, пересохшим горлом. И так же органично в мир природы включается она: «Ах, как пахнуло весной! Это наверное ты».
Задание для группы № 4 А. Фет Фонтан Ночь и я, мы оба дышим, Цветом липы воздух пьян, И, безмолвные, мы слышим, Что, струей своей колышим, Напевает нам фонтан.
- Я, и кровь, и мысль, и тело - Мы послушные рабы: До известного предела Все возносимся мы смело Под давлением судьбы.
Мысль несется, сердце бьется., Мгле мерцаньем не помочь; К сердцу кровь опять вернется, В водоем мой луч прольется, И заря потушит ночь.
|
Из ответов детей
Стихотворение называется «Фонтан», но тема его гораздо шире: это произведение о законе природы и жизни, общем и для фонтана, и для человека, и для всего живого на земле. Уже в первой строчке человек объединен с миром природы («Я и ночь – мы оба дышим»)
Понятия кровь, мысль, тело в стихотворении перестают быть принадлежностью только человека, и судьба равно управляет и человеком, и током воды в фонтане, и все эти понятия замкнуты в едином, космически-гармоничном мире.
Задание для группы 5
3. Насколько мастерски сумел пародист сымитировать поэтическую манеру Фета? | |
А. Фет Шёпот, робкое дыханье, Свет ночной, ночные тени, | Д. Минаев Холод, грязные селенья, |
Из ответов детей
Пародия производит двойственное впечатление. Она смешна, смешнее всего то, что Д. Минаеву удалось мастерски сымитировать поэтическую манеру Фета. Сходство – в точном повторении ритма, метра, порядке изложения мысли. Однако первая реакция – смех – скоро проходит, уступает место какому-то недоумению. Как будто на красивую, лирическую мелодию написали грубые, даже неприличные слова.
Наверное, такое издевательское отношение к стихам А. Фета объясняется тем, что его современники главной задачей поэта считали борьбу за свободу народа, а «чистое искусство», думали они, отвлекает читателя от глобальных общественных проблем. Пародия как будто призывает поэта увидеть, что в мире нет места нежности и лирике, что пришло время других песен.
Думается, что Фету больно было читать эту пародию. А сегодня Минаева знают немногие, а стихи А. Фета стали классикой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока "Анализ стихотворения из цикла "Избяные песни"
Урок - анализ стихотворения "Четыре вдовицы ксопшей пришли".(Из цикла "Избяные песни".)...
«Лирика «сильнейших страстей» и глубоких страданий» /анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Она не гордой красотою…»/
Цель урока:познакомить обучающихся с интимной лирикой М.Ю.Лермонтоварассказать об адресатах любовной лирики поэтапомочь учащимся понять причину трагизма и глубоких страданий лирического героя любовной...
Урок анализа стихотворения Беллы Ахмадулиной «По улице моей который год» 5 класс
Урок помогает развивать навык анализа поэтического текста у учащихся....
Урок-мастерская по литературе для 6 класса по анализу стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…»
Урок литературы по анализу стихотворения Ф.И.Тютчева "Неохотно и несмело..." проводится в форме мастерской. Эта технология позволяет организовать и провести урок, запланировав как груп...
Урок анализа стихотворения А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом…» в 9-ом классе.
Материал урока позволяет не только познакомить со стихотворением «Я убит подо Ржевом…», историей его написания и историческими событиями, послужившими основой для написания стихотворения, но и д...
Урок литературы в 11 классе. Лингвистический анализ стихотворения Д.Бальмонта "Я мечтою ловил уходящие тени.."
Данный урок поможет учащимся в подготовке к написанию сочинения на ЕГЭ...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка
Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....