Урок анализа стихотворения Беллы Ахмадулиной «По улице моей который год» 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок помогает развивать навык анализа поэтического текста у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_analiza_stikhotvoreniya_belly_akhmadulinoy.doc | 658 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок анализа стихотворения Беллы Ахмадулиной «По улице моей который год»
5 класс
Миронова (Кострова) Татьяна Михайловна
МОУ «СОШ № 22 с УИОП» г.о. Электросталь
Московской области
Цель: познакомить учащихся с творчеством поэтессы, углубить понятия лирический герой, рифма, стихотворный метр; продолжить работу с изобразительно-выразительными средствами языка; развивать навык анализа поэтического текста.
Оборудование: сборник стихотворений Ахмадулиной «Избранное»;-Москва, «Советский писатель», 1988 г.; фонограмма песни «По улице моей который год»(музыка М. Таривердиева, исполняет А. Пугачёва), фотографии поэтессы, репродукция картины Э.Дега «Голубые танцовщицы».
Ход урока.
- Организационный момент.
- Знакомство с поэтом
Слово учителя.
Сегодня мы с вами поговорим о современной поэзии. Совсем недавно 29 ноября 2010 года ушла из жизни одна из ярких представителей «поэтов-шестидесятников» Белла Ахмадулина. Наряду с ней в числе самых известных писателей-шестидесятников обычно называются Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Римма Казакова, Андрей Битов, Василий Аксенов и другие. Ахмадулина является членом Союза российских писателей и ряда других организаций. Она награждена несколькими орденами, в частности, «За заслуги перед Отечеством II степени» и «За заслуги перед Отечеством III степени». В 2004 году она стала лауреатом Государственной премии в области литературы и искусства.
Биография
( о жизни поэтессы рассказывает подготовленные заранее ученики)
Белла Ахатовна Ахмадулина (Изабелла) (родилась 10 апреля 1937 года, в Москве) - русская поэтесса.
Блестящее начало
Белла Ахмадулина начала печататься в 1953, когда училась еще в школе. Посещала литературный кружок при ЗИЛе под руководством Е. М. Винокурова. В 1960 окончила Литературный институт имени Максима Горького. Известность Белла приобрела в начале 1960-х поэтическими выступлениями в Политехническом музее, Лужниках, Московском университете (вместе с Андреем Андреевичем Вознесенским, Евгением Александровичем Евтушенко, Робертом Ивановичем Рождественским), собиравшими огромную аудиторию. Искренняя, проникновенная интонация, артистизм самого облика поэтессы определяют своеобразие ее исполнительской манеры. Позднее, в 1970-е гг., Ахмадулина скажет об обманчивой — «По грани роковой, по острию каната» — легкости этих выступлений («Взойти на сцену»).
Поиски собственного стиля
Первый сборник стихов Беллы Ахмадулиной «Струна» (1962) отмечен поисками собственных тем. Позднее вышли в свет ее сборники «Уроки музыки» (1969), «Стихи» (1975; с предисловием П. Г. Антокольского), «Свеча», «Метель» (оба 1977), подборки стихов Ахмадулиной постоянно публиковались в периодике. Собственный поэтический стиль формируется к середине 1960-х. Впервые в современной советской поэзии Ахмадулина заговорила высоким поэтическим слогом. Возвышенная лексика, метафоричность, изысканная стилизация «старинного» слога, музыкальность и интонационная свобода стиха делают ее поэзию легко узнаваемой. Сама стилистика ее речи является бегством от современности, срединности, обыденности, способом создания идеального микрокосмоса, который Ахмадулина наделяет своими ценностями и смыслами. Лирическую фабулу многих ее стихов составляет не лишенное магического оттенка общение с «душой» предмета или пейзажа (свечи, портрета, дождя, сада), призванное дать им имя, пробудить их, вывести из небытия. Ахмадулина таким образом дает свое зрение окружающему миру.
«Друзей моих прекрасные черты...»
Эстетическая доминанта творчества Ахмадулиной — стремление воспеть, «воздать благодаренье» «любой малости»; ее лирика переполнена признаниями в любви — прохожему, читателю, но прежде всего друзьям, которых она готова простить, спасти, защитить от неправого суда. «Дружество» — основополагающая ценность ее мира (стихотворения «Мои товарищи», «Зимняя замкнутость», «Наскучило уже, да и некстати, «Ремесло наши души свело» и др.). Воспевая чистоту дружеских помыслов, Белла Ахмадулина не лишает эту тему драматических обертонов: дружество не спасает от одиночества, неполноты понимания, от обоюдной безысходности (стих. «По улице моей который год, «Два гепарда»): «Свирепей дружбы в мире нет любви» («Наскучило уже...»). Либеральная критика была одновременно благосклонна и снисходительна, недоброжелательная и официозная — упрекала в манерности, выспренности, камерности: Ахмадулина всегда избегала, в отличие от других «шестидесятников» общественно-значимых социальных тем.
Мотив избранничества
Лирика Беллы Ахмадулиной не воспроизводит историю душевных страданий, а лишь указывает на них: «В той тоске, на какую способен», «Однажды, покачнувшись на краю», «Случилось так...». О трагической подоснове бытия она предпочитает говорить в иносказательной форме («Не плачьте обо мне! Я проживу...» — «Заклинание»), но чаще в стихах о поэзии, самом процессе творчества, занимающих в ее творениях очень большое место. Творчество для Ахмадулиной — и «казнь», «пытка», и единственное спасение, исход «земной муки» (стихотворения «Слово», «Ночь», «Описание ночи», «Так дурно жить); вера в слово (и верность ему), в нерасторжимость «словесности и совести» у Ахмадулиной столь сильна, что настигающая немота равносильна для нее небытию, утрате высокой оправданности собственного существования.
Традиционную тему противостояния поэта и толпы Ахмадулина решает без привычного обличения непосвященных (стихотворенье «Озноб», поэма «Сказка о дожде»): московская богема в конфликте с поэтом предстает не неизбывно враждебной, а генетически чуждой. В сборнике «Тайна» (1983), «Сад» (1987; Государственная премия, 1989) поэтический герметизм, описание уединенных прогулок, «ночных измышлений», встреч и расставаний с заветными пейзажами, хранителями тайны, смысл которой не расшифровывается, сочетается с социально-тематическим расширением поэтического пространства: появляются обитатели пригородных предместий, больниц, неустроенные дети, боль за которых Ахмадулина претворяет в «соучастье любви».
Другие грани
Белла Ахмадулина известна также переводами из грузинских поэтов (Г. Табидзе, С.Чиковани, А.Кандаладзе, М. Квиливадзе и др.) и как автор ярких, написанных высоким слогом эссе, посвященных друзьям, писателям и художникам [«Сны о Грузии», Тбилиси, 1977; полностью вошли в книгу воспоминаний и эссе «Миг бытия» (М., 1997)]. Рассказ «Много собак и собака» напечатан в неофициальном альманахе «Метрополь» (1979).
Белла Ахмадулина снималась в кино («Живет такой парень», 1964). (Л. М. Щемелева)
- Чтение стихотворения «ПО УЛИЦЕ МОЕЙ КОТОРЫЙ ГОД»
По улице моей который год
звучат шаги - мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.
Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья,
и лишь, как прежде, девочки Дега
голубенькие оправляют перья.
Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
друзья мои, туманит ваши очи.
О, одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.
Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди,
умоюсь твоей стужей голубою.
Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
на том конце замедленного жеста
найти листву, и поднести к лицу,
и ощутить сиротство, как блаженство.
Даруй мне тишь твоих библиотек,
твоих концертов строгие мотивы,
и - мудрая - я позабуду тех,
кто умерли или доселе живы.
И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты.
И вот тогда - из слез, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова.
1959
- Беседа по вопросам.
У. - Какое настроение вызывает это стихотворение?
Спокойное, немного грустное, но грусть лёгкая, светлая.
У. - Почему возникает такое ощущение?
Друзья уходят, но они всё равно вернутся.
У. - Какие средства помогают нам, читателям, ощутить это состояние светлой грусти? Давайте попробуем найти их. Для начала определим стихотворный метр этого стихотворения.
(Учащиеся выписывают первое четверостишье, составляют схему, определяют метр).
У. Итак, у нас получился пятистопный ямб, с лишним слогом в чётных строках.
У. - Какой это метр?
Двухсложный, с ударение на каждом втором слоге.
У. - Верно. Ещё мы говорили о простоте, лёгкости этого метра. Вот вам одно из доказательств лёгкой грусти, которой пронизано это стихотворение.
У. - Какая здесь рифма?
Перекрёстная, неточная.
У. - Теперь обратим внимание на звуковой ряд. Какие приёмы здесь слышно.
Аллитерация. Много повторяющихся звуков н, л, м.
У. - Вспомним фонетику, какие это звуки?
Сонорные.
У. - Верно. И мы с вами уже говорили о том, что сонорные звуки успокаивают.
- Ещё какие звуки преобладают?
Мягкие и глухие. Они в сочетании с сонорными тоже действуют успокаивающе.
У. - Есть ли ещё какая-нибудь звукопись в этом стихотворении?
Ассонанс. Звуки о, у.
У. - Хорошо. Какого цвета это стихотворение?
От тёмно-синего, до светло-голубого, с лёгкими вкраплениями зелёного.
У. - Почему?
- Здесь есть слова с оттенками цвета: «темнота», «голубенькие», «ночь», «голубою», листва тоже зелёная.
У. - Приём цветописи. Какое настроение несут такие цвета?
Тоже печальное.
У. - А чем опечалена лирическая героиня.
Предательством.
У. - А какова интонация этого стихотворения?
Интонация возвышенная. Много восклицательных знаков, есть обращение.
У. - К кому обращается лирическая героиня?
К одиночеству. Говорит, что её «характер крут». Просит «призвать и наградить». Это олицетворение.
У. - Да, одиночество в этом стихотворение живое и вполне ощутимо. Но что значит выражение «Как твой характер крут!»
Одиночество тяжело переносить. Но тут ещё есть олицетворение «тайный смысл доверят мне предметы», «Природа, прислонясь к моим плечам, объявит свои детские секреты».
У. - Верно. Мы нашли с вами олицетворение, какие ещё тропы мы здесь можем найти?
Эпитеты. «Таинственная страсть», «стужей голубою», «строгие мотивы», «прекрасные черты» и др. Сравнения одиночества — с циркулем, замыкающим круг, и с лесом, а героини — с «баловнем», обласканным одиночеством.
У. - Заметили ли вы что-нибудь необычное в этом стихотворении?
Да, здесь необычный порядок слов в некоторых предложениях.
У. - Этот приём называется инверсия. Давайте запишем определение этого изобразительно-выразительного средства.
Инверсия – (от латинского inversion –перестановка) необычный порядок слов. Инверсия придаёт фразе особую выразительность.
У. - Есть ли в этом стихотворении что-то непонятное?
Выражение «девочки Дега// голубенькие оправляют перья», что оно означает?
У. - Здесь поэт обращается к картине французского импрессиониста Эдуарда Дега «Голубые танцовщицы».
(Учитель демонстрирует картину).
У. - Как вы думаете почему Ахмадулина обращает внимания на эту картину, на которой «как прежде, девочки Дега голубенькие оправляют перья»?
Потому что в жизни друзей лирической героини многое поменялось, нет уже «ни музыки, ни пенья», напоминанием о прошлом служит лишь данная картина.
У. - Хорошо. Чему же посвящено это стихотворение?
Друзьям, расстроившим героиню, и одиночеству.
У. - Почему же уходят друзья? Ведь не все из них имеют «к предательству таинственную страсть»?
Люди взрослеют, у них остаётся мало времени на общение друг с другом. У каждого свои дела и заботы. И лишь изредка они ненадолго встречаются и «растворяются снова». В молодости люди больше времени проводят с друзьями, заводят какие-то новые знакомств. А в зрелом возрасте они иногда встречаются с самыми близкими, прощая им многое и дорожа ими.
У. - То есть человек не может без друзей? Разве семья не заменяет их?
Нет. Не до конца. Ведь друзья напоминают о том, какими люди были раньше, помогают погрузиться в приятные воспоминания об ушедшей молодости, человек снова ощущает себя юным, весёлым и беспечным.
У. - Второй темой этого стихотворения является одиночество. Ему посвящена большая часть стихотворения. Почему?
В связи с обидой и тем, что у друзей свои заботы, героиня этого стихотворения большую часть времени проводит одна.
У. - Верно. Но боится ли она этого одиночества? Чего она ждёт от него? Над этим вопросом я прошу вас поразмышлять дома, письменно ответив на данный вопрос, не забудьте подтвердить свои мысли примерами из текста.
5. Заключение
Слово учителя.
Подводя итоги, хочу сказать вам, что на это стихотворение композитор Михаил Таривердиев написал музыку. А получившаяся песня прозвучала в фильме «Ирония судьбы или с лёгким паром» в исполнении Аллы Пугачёвой. Давайте с вами послушаем эту замечательную песню.
Звучит запись композиции.
- Организация домашнего задания.
Письменно ответить на вопрос «Боится ли лирическая героиня одиночества?» Ответ нужно обосновать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока "Анализ стихотворения из цикла "Избяные песни"
Урок - анализ стихотворения "Четыре вдовицы ксопшей пришли".(Из цикла "Избяные песни".)...
Урок литературы в 12 классе по теме "Анализ стихотворения С.Есенина"Отговорила роща золотая "в слабослышащем классе
Урок литературы в классе для слабослышащих детей...
Презентация урока литературы "Анализ поэтического текста. Б. Ахмадулина "По улице моей который год..."
Электронный образовательный ресурс в формате MPP для проведения урока литературы в 9-11 классах....
Урок анализа стихотворения А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом…» в 9-ом классе.
Материал урока позволяет не только познакомить со стихотворением «Я убит подо Ржевом…», историей его написания и историческими событиями, послужившими основой для написания стихотворения, но и д...
Изучение лирики А. Фета в 10 классе. Урок анализа стихотворения
Лирика А. Фета в школе. Урок анализа стихотворения. "Я тебе ничего не скажу"..., "Жду я, тревогой объят"..., "Фонтан", пародии на А. Фета. Групповая работа на уроке литературы...
Анализ стихотворения Б.Ахмадулиной
Анализ стихотворения Б.Ахмадулиной "Другое"...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка
Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....