Рекомендательная литература для написания сочинения в 11 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс) на тему
Данная разработка содержит примерный план написания сочинения по трём направлениям и рекомендательную литературу для аргументации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernyy_plan_napisaniya_sochineniya_i_rekomendatelnaya_literatura.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Данная разработка содержит примерный план написания сочинения по четырём тематическим направлениям и материалы для аргументации (список рекомендательной литературы).
2. Вопросы, заданные человечеству войной
Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
Размышления над вопросами, заданными человечеству войной.
1. Вступление.
Воплощение темы войны в творчестве отечественных и зарубежных писателей. Война. Причины возникновения войн. (Историческое, аналитическое, обществоведческое, лирическое вступления.)
2.Основная часть.
А) Влияние войны на судьбу человека. (Женщина и война. Дети и война. Юность и война)
Б) Влияние войны на судьбу страны.
В) Нравственный выбор человека на войне.
Г) Война и животные.
Д) Война и природа.
Е) Война и объекты мировой культуры и истории.
3.Заключение.
Заключение зависит от темы, которую выбрал пишущий.
Например: «Женщина и война». Заключение может быть примерно таким: «У Твардовского есть такие строки «Я знаю: никакой моей вины в том, что другие не пришли с войны…». Да, моей вины, конечно, нет… Но всё же… Всё же я ощущаю вину, когда молодые люди устраивают танцы возле Вечного огня, убивают ветеранов, чтобы продать их боевые награды. В повести С.Алексиевич «У войны не женское лицо» 16-17 летние кричат ветерану : «Победители! Если бы ты не победил, мы бы сейчас баварское пиво пили…». Моё предназначение – быть матерью. Я не хочу, чтобы мои дети были похожи на этих мальчишек. От имени всех девушек, женщин, матерей я говорю «Нет войне!». Потому что даже самая победная война становится абсурдной, если женщина, предназначенная дать начало новой жизни, идёт убивать, чтобы защитить свою Родину…Ещё страшнее- когда погибает женщина- продолжательница рода человеческого.
Материал для аргументации по направлению «Вопросы, заданные человечеству войной »:
- Л.Толстой «Война и мир»
- Б.Васильев «А зори здесь тихие»
- В.Некрасов «В окопах Сталинграда»
- Ю.Бондарев «Горячий снег»
- Ю.Бондарев «Батальоны просят огня»
- К.Воробьёв «Убиты под Москвой»
- В.Быков «Обелиск», «Сотников»
- В.Быков «Круглянский мост»
- В.Кондратьев «Сашка»
- Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»
- М.Шолохов «Судьба человека»
- А.Толстой «Русский характер»
- Мустай Карим «Помилование»
- С.Алексиевич «У войны не женское лицо»
- Б.Лавренёв «Сорок первый»
-Э.М.Ремарк «На Западном фронте без перемен»
- А.Франк «Погибель»
-В.Катаев «Сын полка»
3.Человек и природа в отечественной и мировой литературе
Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.
1. Размышления о взаимосвязи человека и природы.
Эстетическая роль природы в духовном развитии личности.
I.Вступление.
Природа-основа человеческого бытия.
II.Основная часть. Проблема взаимосвязи человека и природы в отечественной и зарубежной литературе.
1.Хрупкость гармонии природы - это хрупкость человеческого существования.
2.С приобщения к миру красоты родной природы начинается любовь человека к
Родине.
III.Заключение.
Гармония человека и природы должна сохраняться как можно дольше.
2. Размышления о взаимосвязи человека и природы.
Экологические проблемы современности
I.Вступление.
Глобальная проблема человечества — проблема экологии, сохранения
природного равновесия.
II.Основная часть.
1.Безразличие, бездушие, хищничество по отношению к природе-темы, звучащие в произведениях писателей отечественной и зарубежной литературы.
2. Взаимодействие человека и природы, их единоборство и противоборство.
3. Разрушение природного мира - опасная деформация человека, личности.
III.Заключение.
Нарушение естественных связей человека и природы - путь к всеобщей катастрофе.
Материал для аргументации по направлению «Человек и природа в отечественной и мировой литературе »:
- И.Бунин «Антоновские яблоки»
- К.Паустовский «Мещерская сторона»
- М.Пришвин М. Пришвин «Кладовая солнца»
(«В краю непуганых птиц», «Кащеева цепь»)
- В.Астафьев «Конь с розовой гривой»
- В.Астафьев «Царь-рыба»
- В.Астафьев «Последний поклон»
- Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
- Ч.Айтматов «Плаха»
- Ч.Айтматов «Белый пароход»
- В.Распутин «Прощание с Матёрой»
- В.Распутин «Пожар»
- Ю.Кузнецов «Атомная сказка»
- С.Экзюпери «Маленький принц»
- Р.Брэдбери «И грянул гром»
4. Спор поколений: вместе и врозь.
Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
Размышления о проблемах взаимоотношений между поколениями:
1.Вступление.
Семейные ценности- основа духовного развития человека и общества. (Семья- непреходящая ценность для каждого человека. Роль семьи в передаче идейного опыта старших поколений младшим: семейные традиции, семейные реликвии, общение и поддержка)
2. Основная часть.
Психологическая, социальная, нравственная ипостаси (Ипостась - от греч. hypostasis - сущность, основание) взаимоприятия и неприятия друг друга поколениями.
3.Заключение.
Бережное отношение к семейным ценностям – источник нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений.
Материал для аргументации по тематике « Спор поколений: вместе и врозь»:
- Пятая заповедь Библии
- А.Пушкин «Капитанская дочка»
- А.Грибоедов «Горе от ума»
- Н.Гоголь «Мёртвые души»
- Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
- И.Тургенев «Отцы и дети»
- М.Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»
-Л.Толстой «Война и мир» («Мысль семейная»)
- М.Шолохов «Родинка», «Продкомиссар»
- К.Паустовский «Телеграмма»
- А.Вампилов «Старший сын»
- В Распутин «Последний срок»
-А.Алексин «Безумная Евдокия»
_ Б.Екимов «Ночь исцеления»
- В.Потанин «Голубые открытки»
-С. Родионов «Молчаливое убийство»
-Франсуаза Саган «Здравствуй, грусть»
- Эрнест Хемингуей «Старик и море»
- Джеймс Олдридж «Последний дюйм»
5.Чем люди живы?
Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).
Размышления на морально-этические темы.
I. Вступление.
Ценностные ориентиры человека – отражение отношения человека к событиям, явлениям и фактам, ко всей действительности, показатель духовности человека и его духовного мира. Сложность выбора нравственного ориентира человека и человечества
II. Основная часть.
1.Этические ценности - это ценности взаимоотношений с другими людьми. Высшие этико-нравственные ценности:
- ценность жизни,
- семья,
- любовь к ближнему,
- правдивость и искренность,
- верность и преданность,
- доброта и сострадание,
- доверие и вера,
- скромность и смирение,
- патриотизм,
- гражданственность,
- справедливость,
- мудрость,
- смелость и др.
2.Философские аспекты духовной жизни человека: смысл и цель человеческого бытия, жизнь и смерть.
3.Социальные аспекты духовной жизни человека: социальная справедливость, ценность обращения с другими, уважение чести и достоинства каждой отдельной личности, национальное самосознание, самообладание и др.
III. Потеря ценностных ориентиров – путь в никуда.
Материал для аргументации по тематике « Чем люди живы »:
- Н.Некрасов «Русские женщины»
- И.Гончаров «Обломов»
- И.С.Тургенев «Два богача»
- А.Чехов «Человек в футляре», «Крыжовник»
-Л. Андреев «Баргамот и Гараська»
- А.Платонов «Юшка»
- Евгений Замятин «Мы»
- Н.Лесков «Очарованный странник», «Левша»
- В.Г.Короленко «Слепой музыкант», «Дети подземелья»
- Ю.Левитанский «Каждый выбирает для себя»
- М.Шолохов «Шибалково семя»
- Ю.Бондарев «Выбор»
- В.Г.Распутин «Уроки французского»
- В.Астафьев «Печальный детектив» (главы 2-3)
- Б.Екимов «Ночь исцеления»
- А.Солженицын «Матрёнин двор»
- А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
- А.Алексин «Безумная Евдокия».
- А.Грин «Алые паруса»
- В.М.Шукшин «Крепкий мужик»
- Д.Лондон «Любовь к жизни»
- О Генри «Последний лист»
- О.Генри «Дары волхвов».
- Р.Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к написанию сочинения 11 класс
Подготовка к написанию сочинения (урок - обобщение), 11 класс Цель урока - закрепить полученные учащимися знания, проанализировать текст, высказать свою точку зрения.Учащимся с помощь...
АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ 11 КЛАСС
12 ШАГОВ НА ПУТИ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ...
Рабочая программа элективного курса по литературе "Техника написания сочинения". 11 класс
Новизна данного курса заключается в осуществлении системного подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике (при анализе художественного...
Тексты для подготовки к написанию сочинения (9 класс)
Текты с ФИПИ для написания итогового сочинения....
Рабочая программа элективного курса "Практикум по написанию сочинения". 11 класс (34 часа, базовый уровень)
Рабочая программа элективного курса «Практикум по написанию сочинения» для 11 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта среднег...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Практика написания сочинения». 11 класс
Факультативный курс «Практика написания сочинения» предназначен для учащихся 11 класса.Рабочая программа курса по русскому языку составлена на основе авторской программы элективного курса ...