Судьба человека
план-конспект урока по литературе по теме
Урок по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»
Учитель: З.В.Анашкина
Тема урока: Русский характер в рассказе М.Шолохова «Судьба человека».
Цель: заставить учащихся понять, что «нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины».
Оборудование: фильм «Судьба человека».
Выставка портрет М.А.Шолохова
Книги: «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину», «Судьба человека».
Высказывания к книгам:
1.Шолохов прожил жизнь подвижника, о слове которого можно сказать строками А.Ахматовой : «О, есть неповторимые слова, кто их сказал, истратил слишком много».
2.Говоря о «Донских рассказах», один из старейших шолоховедов Р.Г. Бирюков искренне признаётся: «Страницы рассказов где-то окрашены кровью».
3. «Тихий Дон» - это и трагедия глубина постижения исторических процессов событий гражданской войны и личных драм героев.
4. «Поднятая целина» - суровая летопись коллективизации.
5. «Они сражались за Родину», «Судьба человека» - безусловно остаются заметным явлением в летописи Великой Отечественной войны. Фильм «Судьба человека».
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя, посвящённое «празднику со слезами на глазах» - Дню Победы. Звучит в записи песня Д.Тухманова на стихи В.Харитонова «День Победы».
Каким характером должен был преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой. Что смог сохранить в своей душе?
Об этом поведал Михаил Шолохов в рассказе «судьба человека», об этом и наш разговор на уроке.
2. Работа с учащимися. Актуализация знаний, умений и навыков.
- Как вы понимаете слово «характер»?
Словарная работа: Характер – совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающего в его поведении, человек с характером, сильный характер (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка).
- Какие положительные черты характера мы можем назвать? (Записываем на доске слова: стойкость, великодушие, уверенность в себе, честность, мужество, верность, умение любить, патриотизм, сострадание, трудолюбие, доброта, самоотверженность)
- Можем ли мы сказать, что Андрей Соколов, главный герой рассказа, имеет те черты характера, что мы назвали?
Учитель: анализируем текст, поступки Андрея Соколова, тем выявляя черты его характера.
3. Анализ текста.
1) Пересказ эпизода «Мирная жизнь» от слов «Поначалу жизнь моя была
обыкновенная …» до слов: «Чего ещё больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты».
Звучит пересказ на фоне музыки.
Учитель: зажили Андрей и Ирина счастливо, радуя друг друга. Их любовь подарила им детей, которые, в свою очередь, радовали своих родителей.
- В чём же видит Андрей Соколов счастье?
Учитель: Давайте подчеркнём те черты характера Андрея, которые помогли ему в мирной жизни.
Умение любить, трудолюбие, уверенность в себе.
«Жить ему без бед до старости, и умереть в своей постели».
- Что же так изменяет установившийся порядок в семье?
- Почему рассказ о войне Андрей Соколов начинает с воспоминаний о мирной жизни?
Фильм: «Сцена прощания».
- Как сложилась военная судьба Андрея Соколова? (стр. 25-30, стр. 38-40 зачитать).
Исторический комментарий.
- Для чего Шолохов ввел в рассказ описание плена?
- Какие черты характера Андрея Соколова помогли пережить ему трудности плена? В каких эпизодах они проявились наиболее ярко?
Фильм: «Вызов к Мюллеру»
- Почему комендант Мюллер «великодушно» подарил Андрею Соколову жизнь?
Фильм: «Щедрость»
- Дороги ли нам его слова?
- Остался ли в плену Андрей Соколов?
- Что ожидал Андрей Соколов от последующей жизни?
- И что же впереди? (звучит отрывок из песни «Враги сожгли родную хату»)
- Найдите в тексте строки, соответствующие настроению песни. Стр. 55-58, стр. 60-61)
- Как может измениться человек, попавший в такую ситуацию?
- Произошло ли это с Андреем Соколовым?
- Кто кого нашёл?
- К каждому ли человеку вот так просто может доверчиво прильнуть ребенок?
Фильм: эпизод «Андрей и Ванюшка»
- От кого мы узнаём историю главного героя?
Учитель: обратимся к описанию природы, ведь она косвенно отражает чувство повествователя. Давайте найдем в тексте доказательства.
4. Подведение итогов
- В чём смысл названия рассказа «Судьба человека?» (словарь Ожегова)
- Как показал Шолохов, что бескорыстие, стойкость, выносливость присуще многим русским людям? У кого мы замечаем эти же черты характера?
- Зачем автор вводит в рассказ образ предателя?
- Чтение первого эпиграфа возвращает нас к смыслу названия рассказа: Шолохов не назвал его «Судьба Андрея Соколова», подчеркивая тем самым обобщенное значение повествования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека -воплощение трагической судьбы народа"
Методическая разработка интегрированного урока (литературы и истории)Тема: «Судьба человека – воплощение трагической судьбы народа» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)Класс...

методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека" - воплощение трагической судьбы народа в годы войны"
Методическая разработка интегрированного урока Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны. Класс: 11 Преподаватель: Бирюкова На...

Интегрированный урок "Судьба человека - воплощение трагической судьбы народа"
Урок патриотической направленности с пименением ЭОР...

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»
Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»...

Открытый урок по литературе в 9 классе «Знакомство с рассказом М.А. Шолохова «Судьба человека» и с одноимённым фильмом режиссёра С. Бондарчука». «Судьба человека» - история страны, судьба всего народа».
Урок литературы по рассказу «Судьба человека» знакомит школьников с произведением М. Шолохова и с одноимённым фильмом, снятым известным кинорежиссёром Сергеем Бондарчуком.Предложенный мате...

УРОК-презентация на тему "Судьба человека в годы войны"(По стихотворению М.В Исаковского "Враги сожгли родную хату" и по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")
УРОК-презентация на тему "Судьба человека в годы войны"(По стихотворению М.В Исаковского "Враги сожгли родную хату" и по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")...

Урок на тему «Судьба человека во время войны» (по стихотворению М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату» и рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)
Сравнительная характеристика судеб героев.Осуждение войны, калечащей судьбы людей....