Программа кружка «Художественное чтение»
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Участники кружка объединены общим интересом – научиться искусству выразительного чтения – творческому воплощению литературного произведения в действенном, звучащем слове. Оно способствует духовному обогащению школьника, формированию и развитию его личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка | 159 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка
«Художественное чтение»
Разработана Рябовой Л.В.
Пояснительная записка
Занятия в объединении «Выразительного чтения» рассчитаны на 1 год обучения детей 13 – 16 лет ( 7 - 9 классы). Участники объединены общим интересом – научиться искусству выразительного чтения – творческому воплощению литературного произведения в действенном, звучащем слове. Оно способствует духовному обогащению школьника, формированию и развитию его личности.
В программе объединения «Выразительное чтение» можно выделить два раздела:
а) работа над исполнением литературного произведения, разбор произведения, воплощение его в звучащем слове, обсуждение исполнения;
б) развитие качеств, умений и навыков, необходимых для художественного чтения.
Занятия объединения «Выразительное чтение» проходят в одной группе 2 раза в неделю, продолжительностью - 2 часа, в другой 1 раз в неделю продолжительностью 2 часа.
В объединении обычно занимаются по 14 человек.
Занятия объединения строятся на основе всестороннего анализа литературного произведения и творческого освоения его содержания. В процессе работы над литературным текстом реализуются следующие задачи:
1) помочь читающему ученику в доступной степени усвоить, что автор хотел
выразить данным произведением, какие средства для этого использовал и
что, следовательно, нужно выявить в чтении;
2) пробудить у читающего верное и активное отношение к фактам, явлениям,
картинам природы и персонажам произведения, основываясь на ярком
видении всего того, о чем говорится в произведении;
3) помочь читающему определить его исполнительские задачи; установить,
для чего он передает слушающим содержание всего произведения (или
отрывка) и каждой его части, т. е. какие мысли, чувства и оценки
стремится вызвать своим чтением.
В определении исполнительских задач выражается личное отношение чтеца к произведению, творческая трактовка произведения.
На занятиях выразительным чтением следует добиваться, чтобы читающий активно общался со слушающими. Выразительное чтение является таким же средством общения, как и обычная речь человека.
Поэтому, произнося слова текста с конкретной задачей, читающий должен обращаться к слушателям, стремиться определенным образом воздействовать на них, пробудить определенные мысли, определенное отношение к тем явлениям и картинам жизни, о которых он читает.
В зависимости от содержания текста общение может протекать по – разному, принимать различные формы. Так, например, чтение повествовательного и описательного текста требует непосредственного обращения к слушателям.
Так же читаются и произведения агитационного характера, например, гражданская лирика Маяковского, при исполнении которой чтец выступает в качестве оратора, трибуна.
При чтении же стихотворений типа посланий и посвящений исполнитель обращается не к слушателям, а к воображаемым лицам – тем, к кому обращает свое стихотворение поэт. В данном случае чтец воздействует на слушателей через обращение к воображаемому объекту, слушатели же являются как бы свидетелями обращения. Такая же форма обращения имеет место при исполнении произведений интимной и философской лирики, когда слушатели – свидетели воспоминаний или раздумий поэта.
Понимание смысла изображаемых в произведении явлений, эмоциональное отношение к ним и активное стремление раскрыть этот смысл слушателям – источник разнообразия интонаций, темпа, тембровых изменений голоса.
Интонация – результат мыслей, отношений и намерений читающего. Поэтому не следует учить интонациям с голоса. Механическое повторение интонации руководителя лишает ученика необходимости вникать в смысл читаемого, самостоятельно продумывать и оценивать произносимый текст.
Умение ярко представить себе то, о чем говорится в тексте, требует активной работы воображения. На занятиях необходимо развивать как само воображение, так и наблюдательность, которая дает материал для работы воображения, а так же воспитывать умение действенно выполнять намеченную задачу.
Воспитанию этих качеств, умений и навыков следует уделять специальное время, используя соответствующие упражнения. Материалом для них служат небольшие и несложные тексты ( потешки, пословицы, шуточные диалоги и т. п.), а также рассказы учащихся о собственных впечатлениях и наблюдениях, связанных с выполнением конкретных заданий руководителя (рассмотреть и описать с определенной задачей витрину магазина, архитектурный ансамбль, вид из окна своей комнаты, внешность товарища или подруги, иллюстрацию в книге, репродукцию доступной пониманию ученика картины и т. п.)
Большой и кропотливой, чисто тренировочной работы, особенно вначале, требуют занятия с учащимися по технике речи – выработке ее четкости и правильности.
Основное время отводится работе над исполнением литературных произведений или отрывков, в процессе которой учащиеся практически овладевают искусством чтения в единстве всех его требований.
В кружке выразительного чтения каждый работает над отдельным произведением, в разборе же этого произведения участвуют все присутствующие на занятиях. Они должны следить за тем, что исполнителю удалось выявить в чтении и чего не удалось.
Чтение каждого члена кружка полезно подвергать тщательному обсуждению. Такие обсуждения воспитывают внимание детей, развивают умение слушать чтеца, формируют критерий художественной оценки качества чтения, приучают к товарищеской критике, сплачивают коллектив.
В обсуждение путем вопросов руководитель втягивает всех присутствующих.
Отбираемые для исполнения произведения должны отличаться глубокой идейностью и высокими художественными качествами, быть понятны и доступны детям.
Чаще всего руководитель расширяет знакомство членов объединения с творчеством авторов, произведения которых изучаются в школе, используя при этом то, что не вошло в школьную программу. Иногда для художественного развития участников кружка целесообразно повторить отдельные произведения, изучаемые в школе, углубив их понимание и усилив эмоциональность восприятия. Полезно также включить в репертуар кружка произведения, которые в скором времени учащимся предстоит изучать в школе.
Руководителю кружка необходимо широко использовать новинки детской и юношеской литературы. При выборе литературы необходимо учитывать доступность и педагогическую целесообразность их использования для художественного чтения детьми данного возраста и уровня развития, а также индивидуальные особенности и интересы отдельных членов кружка ( склонность к юмору, патетике, лирике и т. п. ).
Круг интересов и исполнительских возможностей кружковцев следует расширять путем отбора для исполнения самых разнообразных произведений.
Необходимо требовать от детей проявления инициативы в подборе произведений для чтения как себе, так и своим товарищам. Это приучит их много и сознательно читать. Занятия в кружке содействуют развитию интереса к звучащему слову и литературе, воспитанию художественного вкуса кружковцев.
Помощь школе в учебно – воспитательной работе – одна из важных задач кружка выразительного чтения. Эта помощь может иметь различный характер, разные формы. Так, члены кружка активно используют навыки и умения, приобретенные в кружке, выступая с выразительным чтением в школе на утренниках, смотрах художественной самодеятельности и т. п.
Отдельные разделы техники речи – дикция, орфоэпия, дыхание, голос – изучаются не последовательно – один за другим, а одновременно. Занятия по дыханию и звукообразованию проводятся индивидуально. Тренировка в постановке дыхания продолжается в течение всего года. Занятия по дикции проводятся коллективно и индивидуально. Количество времени, необходимое для исправления недостатков речи
отдельных членов кружка, определяется дефектами их речи и степенью исправления этих дефектов.
Перспектива выступления перед слушателями повышает интерес к занятиям в кружке. Однако выступления не должны быть частыми, в противном случае у кружковцев неизбежно будет снижаться уровень требований к качеству своего исполнения.
Кроме того, частые выступления будут отвлекать их от школьных занятий, что может снизить успеваемость. Нельзя допускать выступления на больших площадках, т.к. такие выступления вредно отражаются на неокрепшем , несформировавшемся голосовом аппарате.
Каждый член кружка должен осознавать ответственность своего выступления перед слушателями, приучаться к упорному труду в период подготовки, а к выступлению относиться как к радостной и ответственной задаче.
В годовом плане работы кружка следует предусматривать не более 2-3 больших тем для группы.
Входящие в план темы связаны с крупными событиями общественной, политической и культурной жизни страны, с задачами воспитания любви к Родине, ее героическому настоящему и прошлому, к ее природе, людям и т.д.
Для детей данной группы следует брать темы, посвященные школьной жизни, а так же темы, помогающие воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению, знакомящие с народным творчеством, а также рекомендуются темы, предусматривающие более глубокое ознакомление с творчеством одного автора ( сказки народов о трудолюбии и лени, басни Крылова и т.д.).
Кроме того в годовой план включается подготовка выступлений на вечерах, на новогодней елке, а также на Неделе детской книги.
Цель и задачи
работы по программе объединения «Художественное чтение»
Цель: создание условий для развития творческих способностей каждого ребенка, для формирования его личностных качеств, для его эстетического воспитания и культуры.
Задачи: вызвать в воображении слушателей нарисованные автором картины жизни во всей их полноте, выявить смысл разнообразных явлений этой жизни и идею, которая раскрывается в их последовательности и взаимосвязи, донести в звучащем слове особенности стиля автора.
Прививать любовь к чтению, научить думать, а не только запоминать, воспитывать культуру чтения, неутомимую потребность в нем, развить эстетическое восприятие художественной литературы.
Воспитывать трудолюбие, усидчивость, настойчивость, взаимопомощь, дружеское отношение к товарищам, внимание к окружающим.
Тематический план
Работы объединения «Выразительное чтение»
1 год обучения
Педагог__Рябова Л. В
№ п/п | Раздел программы, тема занятия | Дата проведения | Количество часов | Примечание |
1. | Комплектование группы. | 2ч. | ||
2. | Организационное занятие. Вводный инструктаж. |
| 2 ч. | |
3. | Знакомство с программой. Прослушивание детей. Инструктаж на рабочем месте. | 2 ч. | ||
4. | Роль мимики, жестов в выразительном чтении. |
| 8ч. | |
5. | Постановка артикулярного аппарата | 10 ч. | ||
6. | Разучивание стихотворений, посвященных Дню учителя, Новому году. |
| 16ч | |
7. | Работа над юмористическими произведениями |
| 20 ч. | |
8. | Патриотическая лирика. | 10 ч. | ||
9. | Постановка театрализованных представлений. | 26 ч. | ||
10. | Подготовка литературно – музыкальных композиций. | 32ч. |
Содержание учебно – тематического плана
- Вводная беседа. Живое слово и его значение. Выразительное чтение как средство наиболее полной передачи содержания литературного произведения.
Основы выразительного чтения: четкое и правильное произношение, ясная и верная передача мыслей автора, умение видеть то, что изображено в произведении и читать так, чтобы и слушатели могли себе представить все это и правильно оценить.
- Роль мимики и жестов в выразительном чтении. На подобных занятиях
Необходимо объяснить ребятам, что в чтении стихотворений важен не только голос, но и лицо (мимика) и тело (жесты).
В качестве практической части занятий можно выполнять различные упражнения для развития мышц лица. Например, попросить учеников изобразить радость, грусть, волнение, страх, удивление и пронаблюдать, что при изменении эмоций происходит с лицом. Как изменяют свое положение глаза, губы, скулы, лоб, брови и т.д.
Подумать с ребятами, как при помощи жестов можно показать волнение, призыв к чему- либо и т.д.
3. Постановка артикулярного аппарата. Произношение звуков. Специальные
Упражнения для работы над правильным произношением звуков.
Интонация. Работа над интонацией. Громкость голоса. Роль звукоизвлечения,
Интонации, громкости голоса в выразительном чтении.
4. Работа над юмористическими произведениями. Чтение наизусть стихов Ю. Т,
Е. Веселовской, А. Босаева, А. Барто, К.Чуковского, Н. Михалкова; рассказов
М.М. Зощенко, Н.Н. Носова и др.
5. Патриотическая лирика. Чтение стихотворений, посвященных освобождению Брянщины от немецко – фашистских захватчиков, Великой
Отечественной войне, Дню защитника Отечества.
6. Постановка театрализованных представлений. Постановка по произведениям А.К. Толстого и Н. Носова..
План работы:
1. Изучение произведения.
2. Разбор характеров персонажей.
3. Репетиция сцен.
4. Прогон.
5. Итоговый показ.
7. Подготовка литературно – музыкальных композиций, детских праздников.
Подготовка праздников: праздник осени, праздник мамам, праздник цветов и
т.д.
Литературно – музыкальные композиции проводятся по сценариям.
8. Занятия включают обучение выразительному чтению В качестве литературных
источников используются произведения следующих авторов: А.С.Пушкин
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Зимнее утро», «Зимняя
дорога», Ф.И.Тютчев стихи о природе, произведения К.Чуковского, С.Маршака,Э.Успенского и др.
Ожидаемые результаты:
К концу первого года обучения члены групп должны приобрести умение элементарно разбирать литературное произведение: выявлять смысл ( сущность) изображенных автором явлений, художественное значение отдельных деталей описания, образных сравнений и выражений, определять основную мысль произведения, ее развития, цель чтения как произведения в целом, так и его отдельных частей (исполнительской задачи).
Дети приучаются в соответствии с описанием автора, возможно, ярче и конкретнее представить себе явления жизни, изображенные в произведении, овладевают умением логически правильно и четко передать в своем чтении мысли автора, выявлять смысл текста (подтекст). Одновременно у членов кружка воспитывается умение разбираться в качестве чтения своих товарищей.
В последующие годы у кружковцев закрепляются полученные навыки и умения, увеличивается их самостоятельность в работе над литературным текстом.
Усложняется разбор произведения, полнее передаются мысли в чтении, оттенки чувств, настроений и намерений, выраженных в словах текста. Развивается способность чувствовать и оценивать художественное своеобразие произведения, мастерство писателя. Закрепляются и совершенствуются умения слышать и разбирать допущенные в чтении товарищей ошибки.
Степень проявления самостоятельности отдельных членов одной группы будет неодинакова, поскольку в нее входят дети различные по развитию и подготовке.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы.
Развитие личности ребенка, ее духовной и эстетической направленности творческих способностей и индивидуальных дарований обеспечивается содержанием программы и той разнообразной художественной деятельностью, в которую воспитанники включены. К числу важнейших элементов работы по данной программе относится и отслеживание результатов. Способы и методы определения результативности образовательно – воспитательного процесса весьма разнообразны: передача в чтении своего отношения, своей оценки изображенной автором действительности; выявления жанровых особенностей произведения, стиля автора, образа рассказчика, обсуждения исполнения (развитие умения слышать ошибки в трактовке произведения, искажающие отдельные образы или идейную направленность произведения, слышать несоответствие исполнения стилю автора, образу расск4азчика).
Методическое обеспечение программы.
Данной программой предусмотрены различные задания. Помогают в работе Костюмы, различные плакаты, рисунки, чертежи, выполненные руководителем и самими воспитанниками, требующие от детей аккуратности при самостоятельной работе. Это сделает работу интересной и оригинальной.
Список используемой литературы
1 Артоболевский В.Г. Художественное чтение. – М.: Просвещение.- 1978.
2. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. – М. : Просвещение, 1986.
3. Введенская М.А. Культура и искусство речи. – М.: Феникс.- 1995
4. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание. – М.: Просвящение.-1975
5. Зарецкая Е. Н. Теория и практика речевой коммуникации. М., 1999
6. Кубасова О.В. Выразительное чтение. – М.: Академия. – 2001. – 144с.
7. Максимова. Русский язык и культура речи. М., 2001
8. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. – М.: Просвещение. – 1969.
9. Соловьева Н.М., ЗавадскаяТ.Ф. Выразительное чтение в 4 – 8 классах. – М.:
Просвещение. – 1983.
10. Филиппова О.В. Профессиональная речь учителя. Интонация: Учебное пособие. –
М.: Наука. – 2001
11. Ханин М.И. Практикум по культуре речи. СПб., 2002
12. http // www. yandex. ru /
Тематический план
Работы объединения « Художественное чтение»
1 год обучения
Педагог__Рябова Л. В.
№ п/п | Раздел программы, тема занятия | Дата проведения | Количество часов | Примечание |
1. | Комплектование группы. | 4 ч. | ||
2. | Организационное занятие. Вводный инструктаж. Прослушивание детей. | 2 ч. | ||
3. | Знакомство с программой кружка. Инструктаж на рабочем месте. |
| 2 ч. | |
4. | Стихи, посвященные Дню учителя. |
| 10 ч. | |
Стихи, посвященные Дню учителя. | 2ч. | |||
Распределение стихов. | 2ч. | |||
Работа над выразительность чтения. | 2ч. | |||
Работа над разучиванием и выразительным чтением стихов. | 2ч | |||
| Участие в праздничном концерте, посвященном Дню учителя. | 2ч. | ||
5. | Подготовка детского праздника «Золотая волшебница осень» | 16 ч. | ||
Знакомство со сценарием. Коллективное прочтение сценария. Распределение ролей. | 2ч. | |||
Выразительное прочтение по ролям сценария «Золотая волшебница осень» | 2ч | |||
Индивидуальное прочтение по ролям сценария «Золотая волшебница осень» | 2ч | |||
Индивидуальное прочтение по ролям сценария «Золотая волшебница осень» | 2ч | |||
Репетиция праздника «Золотая волшебница осень» | 2ч | |||
Репетиция праздника «Золотая волшебница осень» | 2ч | |||
Репетиция праздника «Золотая волшебница осень» | 2ч | |||
Выступление перед одноклассниками. | 2ч | |||
6. | Роль мимики, жестов в выразительном чтении. |
| 8 ч. | |
Роль мимики в выразительном чтении | 2ч | |||
Жесты в выразительном чтении | 2ч | |||
Воссоздающее и творческое воображение. | 2ч | |||
Роль мимики и жестов в выразительном чтении. | 2ч | |||
Постановка артикулярного аппарата. | 10ч | |||
Постановка артикулярного аппарата. | 2ч | |||
Техника речи. Искусство чтения и дыхания. Голос. | 2ч | |||
Дикция. Индивидуальная работа над дикцией. | 2ч | |||
Логика чтения. Логическое ударение. Темп. Ритм. | 2ч | |||
Эмоционально - образная выразительность. | 2ч | |||
Разучивание стихотворений к Новому году. | 6ч. | |||
Разучивание стихотворений к Новому году. | 2ч | |||
Разучивание стихотворений к Новому году. | 2ч | |||
Участие в Новогоднем празднике. | 2ч | |||
7. | Работа над юмористическими произведениями. |
| 20ч. | |
Работа над юмористическими произведениями. Юмор и сатира. | 2ч | |||
Приемы создания комического. | 2ч | |||
Работа над выразительностью чтения юмористических стихотв. | 2ч | |||
Работа над выразительностью чтения юмористических стихотвор. | 2ч | |||
Работа над выразительностью чтения юмористических стихотвор. | 2ч | |||
Работа над выразительностью чтения юмористических стихотвор | 2ч | |||
Работа над выразительностью чтения юмористических стихотвор | 2ч | |||
Работа над выразительностью чтения юмористических рассказов. | 2ч | |||
Работа над выразительностью чтения юмористических рассказов. | 2ч | |||
Работа над выразительностью чтения юмористических рассказов | 2ч | |||
8. | Сценки из школьной жизни | 6ч. | ||
Сценки из школьной жизни | 2ч. | |||
Инсценирование миниатюр на школьную тематику. | 2ч | |||
Выступление на школьной сцене. | 2ч | |||
9. | Сценки из армейской жизни . | 6 ч. | ||
Сценки из армейской жизни ролей. Распределение ролей. | 2ч | |||
Инсценирование сценок из армейской жизни. | 2ч | |||
Инсценирование сценок из армейской жизни. Выступление перед одноклассниками. | 2ч | |||
10 | Патриотическая лирика. | 10ч | ||
Патриотическая лирика. | 2ч | |||
Работа над выразительным чтением стихотв., относящихся к патриотической лирике. | 2ч | |||
Работа над выразительным чтением стихотв., относящихся к патриотической лирике. | 2ч | |||
Разучивание стихотворений, посвященных Дню защитника Отечества. | 2ч | |||
Продолжение работы над выразительным чтением стихотворений, посвященных Дню защитника Отечества. | 2ч | |||
Выступление перед одноклассниками. | 2ч | |||
11 | Инсценирование отрывка из книги А. Толстого «Буратино» | 8ч | ||
Инсценирование отрывка из книги А. Толстого «Буратино». Коллективное прочтение. Распределение ролей. | 2ч | |||
Инсценирование отрывка из книги А. Толстого «Буратино». Индивидуальное прочтение по ролям. Обсуждение костюмов, декораций. | 2ч | |||
Инсценирование отрывка из книги А. Толстого «Буратино». Коллективный просмотр. | 2ч | |||
Выступление на школьной сцене | 2ч | |||
12 | Литературно – музыкальная композиция ко Дню победы «Цветы и порох» | 14ч | ||
Знакомство со сценарием. Коллективное прочтение сценария. Распределение ролей. | 2ч | |||
Выразительное прочтение по ролям сценария « Цветы и порох» | 2ч | |||
Индивидуальное выразительное прочтение по ролям сценария « Цветы и порох» | 2ч | |||
13. | Индивидуальное выразительное прочтение по ролям сценария « Цветы и порох» | 2ч | ||
Инсценирование литературно-художественной композиции, посвященной Дню Победы «Цветы и порох» | 2ч | |||
Инсценирование литературно-художественной композиции, посвященной Дню Победы «Цветы и порох» | 2ч | |||
Выступление перед ветеранами. | 2ч | |||
14 | Инсценирование сказки К.И. Чуковского «Муха – Цокотуха» | 14ч | ||
Коллективное прочтение сказки. Распределение ролей. | 2ч | |||
Индивидуальное прочтение сказки. Обсуждение костюмов, декораций. | 2ч | |||
| Инсценирование сказки К.И. Чуковского «Муха– Цокотуха» | 2ч | ||
Инсценирование сказки К.И. Чуковского «Муха – Цокотуха» Коллективный просмотр. | 2ч | |||
Инсценирование сказки К.И. Чуковского «Муха – Цокотуха» Коллективный просмотр. | 2ч | |||
Выступление на школьной сцене. | 2ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка художественно-эстетического направления "Маленький мастер"
В программу входит пояснительная записка, тематическое планирование, презентация. Программа успешно реализуется в 1 классе....
Рабочая программа кружка"Художественная обработка древесины"
Авторская рабочая программа кружка "Художественная обработка древесины" предполагает разноплановую работу с древесным материалом учащимися 5-9 класса ...
рабочая программа кружка "Художественное творчество в дизайне"
Рабочая программа кружка "Художественное творчество в дизайне" сдержит тематическое планирование...
Разработка занятия кружка "Художественное чтение"
Разработка поможет научить детей анализу стихотворения и выразительному чтению....
Дополнительная общеобразовательная программа кружка художественного вязания "Искусница"
Дополнительная общеобразовательная программа кружка художественного вязания «Искусница» представляет собой трёхгодичный курс обучения основам художественного вязания и направлена на гармоничное ...
Рабочая программа кружка художественной самодеятельности "Алые паруса"
Программа кружка художественной самодеятельности «Алые паруса» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление школьного дополнительного образования. ...
Программа кружка "Художественное чтение"
Кружок "Художественное слово" для учащихся 8 -9 классов рассчитан на 72 часа...