Программа кружка "Художественное чтение"
календарно-тематическое планирование (8, 9 класс) на тему
Кружок "Художественное слово" для учащихся 8 -9 классов рассчитан на 72 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 27.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
КРУЖКА «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Кружок по литературе «Художественное слово» имеет своей целью как развитие практических навыков устной речи и выразительного чтения учащихся, так и ознакомление их с определенными теоретическими сведениями.
Обучение учащихся выразительному чтению происходит в основном в младших и в средних классах. В средних классах на уроках литературы стихи и прозу читают, как правило, лучшие чтецы класса, а остальные учащиеся оказываются в роли слушателей и ценителей. У определенного контингента учащихся интерес к выразительному чтению углубляется: одних выразительное чтение интересует как любимый вид искусства, в котором они могут проявить свои способности, других - как один из путей раскрытия богатства русского языка и литературы. Рассказывание как особая форма выразительной речи дает простор для творчества школьников.
Работа над выразительным чтением и рассказыванием различных произведений значительно расширяет и углубляет знания учащихся по литературе и русскому языку, содействует их общему образованию.
Преподаватель, ведущий кружок, опирается на данные лингвистики и литературоведения, на теорию искусства художественного чтения.
Развитие интереса учащихся к различным видам искусства является одной из задач школы. Искусство художественного чтения (искусство звучащего слова) ближе всего преподавателю русского языка и литературы.
Занятия кружка «Художественное слово» состоят из нескольких разделов.
1. Ознакомление с техникой речи. Средствами логической и эмоционально- образной выразительности. Практические упражнения по технике и логике речи. Упражнения по развитию воображения, умению общаться со слушателями, передавать им свои мысли, чувства. Свое «видение».
2. Практическая работа всей группы над литературными произведениями в целях выразительного чтения их. Практические работы всей группы над рассказыванием литературных произведений.
3. Индивидуальная работа учащихся над литературными произведениями, выбранными для выразительного чтения. Индивидуальная работа учащихся над выбранными для рассказывания текстами. Индивидуальная работа учащихся над созданием собственных устных рассказов.
Умение читать «по знакам препинания» ученики приобретают еще в младших классах, но суметь почитать предложение сложной конструкции - задача для них весьма нелегкая. Решение ее содействует более глубокому пониманию синтаксиса русского языка. Логическое членение предложения на речевые звенья поможет разобраться в синтаксических связях слов.
Знакомя учащихся со средствами эмоционально- образной выразительности, преподаватель имеет две цели: развить у школьников гибкость голоса и научить их слышать в чтении других изменения голоса. При этом следует помнить, что развивать умение пользоваться силой и высотой звука, темпом речи, изменением тембра можно только на специальных упражнениях. При чтении художественных произведений интонация является естественным следствием глубокого проникновения в замысел автора, верного и яркого представления изображаемой в произведении жизни, эмоционального к ней отношения и активного желания вызвать у слушателей соответствующие мысли, чувства и «видения».
Практическая работа со всей группой проводится по произведениям различных жанров.
В основе рассказывания лежат те же принципы, что и в основе выразительного чтения ( т.е. проявление в процессе рассказывания мыслей, чувств, воссоздание образов и передача их слушателям, стремление вызвать у них определенное отношение к рассказываемому).
Разница между рассказыванием и выразительным чтением заключается в том, что рассказчик не пользуется точным текстом литературного произведения, а пересказывает его или создает собственный рассказ на основе личных впечатлений.
Работая над пересказыванием с сохранением стиля автора, следует обратить особое внимание на изучение языковых средств писателя. Что же касается создания учащимися собственных рассказов, то здесь надо предоставлять им свободу творчества. Интересно рассказать о жизненном факте, пережитом самим или слышанном от других, еще интереснее сочинить рассказ или сказку и, не записывая сюжет полностью, а имея лишь план или просто набросок сначала, развить его в устном изложении, обогащая деталями. У некоторых учащихся может возникнуть желание сначала написать полностью свое сочинение, а потом уже рассказать его. Но надо иметь в виду, что тогда это будет выразительное чтение собственного текста, а не рассказывание.
Материалом для выразительного чтения и рассказывания могут служить произведения, как рекомендованные для внеклассного чтения, так и выбранные самим учителем.
В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Художественное слово» учащиеся должны:
чтение и восприятие
прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,
воспроизвести их конкретное содержание,
дать оценку героям и событиям;
чтение, истолкование и оценка
анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;
особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;
род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;
объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;
чтение и речевая деятельность
пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;
выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
кружка «Художественное слово»
Количество часов: всего 72 часа
Календарно-тематическое планирование кружка
«Художественное слово»
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | |||
план | факт | |||||
1 | Введение. | 1 | ||||
2 | Развитие навыка выразительного чтения и рассказывания. | 1 | ||||
3 | Культура речи - понятие многостороннее. | 1 | ||||
4 | Развитие практических навыков устной речи. | 1 | ||||
5 | Чтение прозаического произведения. | 1 | ||||
6 | Развитие практических навыков выразительного чтения. | 1 | ||||
7 | Ознакомление с определенными теоретическими сведениями. | 1 | ||||
8 | Понимание богатства русского языка и умение пользоваться им в речи. | 1 | ||||
9 | Первая ступень к искусству художественного чтения | 1 | ||||
10 | Обучение выразительному чтению. | 1 | ||||
11 | Чтение прозаического произведения. | 1 | ||||
12 | Овладение техникой речи. | 1 | ||||
13 | Путь к приобретению умения выразительно читать и рассказывать | 1 | ||||
14 | Выразительное чтение-вид искусства. | 1 | ||||
15 | Выразительное чтение -как один из путей раскрытия богатства русского языка. | 1 | ||||
16 | Искусство художественного чтения. | 1 | ||||
17 | Чтение прозаического произведения. | 1 | ||||
18 | Искусство звучащего слова. | 1 | ||||
19 | Чтение стихов. Особенности чтения. | 1 | ||||
20 | Ознакомление с техникой речи. | 1 | ||||
21 | Ознакомление со средствами логической и эмоционально-образной выразительности. | 1 | ||||
22 | Практическая работа над литературными произведениями. | 1 | ||||
23 | Логическое членение предложения на речевые звенья. | 1 | ||||
24 | Работа над гибкостью голоса. | 1 | ||||
25 | Умение пользоваться силой и высотой звука. | 1 | ||||
26 | Умение пользоваться темпом речи. | 1 | ||||
27 | Работа над пересказыванием с сохранением стиля автора. | 1 | ||||
28 | Изучение языковых средств писателя. | 1 | ||||
29 | Значение хорошей дикции в устной речи. | 1 | ||||
30 | Артикуляция гласных и согласных звуков. | 1 | ||||
31 | Орфоэпические нормы. | 1 | ||||
32 | Устранение диалектных ошибок речи. | 1 | ||||
33 | Сведения об изменяемости орфоэпических норм. | 1 | ||||
34 | Знакомство с орфоэпическими словарями. | 1 | ||||
35 | Речевое дыхание. | 1 | ||||
36 | Практические упражнения по дыханию и дикции. | 1 | ||||
37 | Чтение прозаического произведения. | 1 | ||||
38 | Чтение стихов. Особенности чтения. | 1 | ||||
| ЛОГИКА РЕЧИ | 1 | ||||
39 | Средства логической выразительности речи (ударение, паузы, логическая мелодия). | 1 | ||||
40 | Чтение прозаического произведения. | 1 | ||||
41 | Членение текста на речевые звенья. | 1 | ||||
42 | Логическое ударение. | 1 | ||||
43 | Логическая мелодия. | 1 | ||||
44 | Чтение басни. | 1 | ||||
45 | Пауза, логическая мелодия и знаки препинания. | 1 | ||||
46 | Умение передать средствами интонации особенности различных синтаксических конструкций. | 1 | ||||
| ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ |
| ||||
47 | Основа эмоционально-образной выразительности. | 1 | ||||
48 | Проявление в чтении мыслей и эмоционально-волевых устремлений читающего. | 1 | ||||
49 | Средства выразительности: сила звука, высота звука, тембр, темп, психологическая пауза. | 1 | ||||
50 | Практические упражнения, | 1 | ||||
51 | Формы общения с аудиторией (прямое и косвенное) | 1 | ||||
52 | Чтение прозаического произведения. | 1 | ||||
53 | Рассказывание. | 1 | ||||
54 | АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ЕГО ИСПОЛНЕНИЕ. | 1 | ||||
55 | Ознакомление с творчеством писателя. | 1 | ||||
56 | Выявление места данного произведения в его творческом пути. | 1 | ||||
57 | Чтение стихов. Особенности чтения. | 1 | ||||
58 | Определение жанра выбранного произведения и отражение его особенностей в устной передаче. | 1 | ||||
59 | Чтение прозаического произведения. | 1 | ||||
60 | Выяснение всех компонентов произведения . | 1 | ||||
61 | Тема, идея, композиция, характеристика героев. | 1 | ||||
62 | Отношение автора к изображаемой действительности, особенности языка автора. | 1 | ||||
63 | Составление исполнительской партитуры. | 1 | ||||
64 | Деление на части и куски, определение подтекстов, выяснение исполнительской задачи. | 1 | ||||
65 | Чтение художественного произведения. | 1 | ||||
66 | Воссоздание изображаемых автором картин жизни, внешности и поведения героев, | 1 | ||||
67 | Жизненно-правдивое, целенаправленное чтение текста произведения по книге и наизусть. | 1 | ||||
68 | Чтение стихов. Особенности чтения. | 1 | ||||
69 | Чтение прозаического произведения. | 1 | ||||
70 | Пересказы. | 1 | ||||
71 | Практические упражнения по дыханию и дикции. | 1 | ||||
72 | Проверка техники чтения. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению 6 класс по программе специальных образовательных учреждений 8 вида
Рабочая программа по чтению...
Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 «В» класс на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 «В» класс на 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по чтению (литературное чтение) 6 «в» класс 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по чтению (литературное чтение) 6 «в» класс 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 кл. ( для учащихся с у/о)
Рабочая программа АООП УО вариант 9.1...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ЧТЕНИЮ (литературному чтению) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ
Рабочая программа по литературному чтению для 5- 9 классах....
Адаптированная рабочая программа предмета «Чтение (Литературное чтение)» для 6 класса
Планируемые результаты изучения предмета «Чтение (Литературное чтение)»Базовый уровеньУченик научится:- читать вслух осознанно, правильно, выразительно;- читать «про себя»;- вы...
Адаптированная рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 класс
Адаптированная рабочая программа составлена на основе:Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: Под ред. В.В. Воронковой. –М: Гуманит. изд. центр...