Рабочая программа по литературе к УМК Б.А. Ланина. 10 класс
учебно-методический материал по литературе (10 класс) по теме
Приложение
к общеобразовательной программе
МБОУ СШ №1 им. М.М. Пришвина
Рабочая программа учебного предмета
«Литература»
10 класс
I. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
Знать и понимать:
Ø образную природу словесного искусства;
Ø содержание изученных литературных произведений;
Ø - основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в.;
Ø основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
Ø основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
Ø воспроизводить содержание литературного произведения;
Ø анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
Ø анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Ø соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
Ø раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
Ø выявлять "сквозные" темы и ключевые проблемы русской литературы;
Ø соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
Ø определятьродижанрпроизведениясопоставлятьлитературныепроизведения;
Ø выявлять авторскую позицию;
Ø выразительно читать изученные произведения или их фрагменты, соблюдая нормы литературного произношения;
Ø формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
Ø писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Русская литература XIX века
Введение
Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.
Литература первой половины XIX века
Обзор русской литературы первой половины XIX века
Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.
А. С. Пушкин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...»
Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти».
Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.
Поэма «Медный всадник».
Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.
Драма «Борис Годунов».
Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.
М. Ю. Лермонтов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...».
Стихотворения: «Дума», «Родина», «К…» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...»
Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.
Н. В. Гоголь
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть “Невский проспект".
Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.
Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в.
Литература второй половины
XIX века
Обзор русской литературы
второй половины XIX века
Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание
А. Н. Островский
Жизнь и творчество (обзор).
Драма «Гроза».
Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.
Н. А. Добролюбов “Луч света в темном царстве”.
Сочинение по драме А. Н. Островского “Гроза”.
Ф. И. Тютчев
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»).
Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…»
Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
А. А. Фет
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».
Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…»
Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”. “Вечные” темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.
Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.
И. А. Гончаров
Жизнь и творчество (обзор).
Роман «Обломов».
История создания и особенности композиции романа. Петербургская “обломовщина”. Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.
Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”.
И. С. Тургенев
Роман «Отцы и дети».
Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. “Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.
Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).
Сочинение по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”.
А. К. Толстой
Жизнь и творчество (обзор).
«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…»
Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.
Н. А. Некрасов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»
Стихотворения: «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», "Современная ода", "Нравственный человек", Размышлениях у парадного подъезда".
Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение “вечных” тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатыря святорусского”. Особенности стиля Некрасова.
Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.
Н. С. Лесков
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.
Повесть «Леди Макбет Мценского уезда».
М. Е. Салтыков-Щедрин
Жизнь и творчество (обзор).
«История одного города» (обзор).
Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.
Ф. М. Достоевский
Жизнь и творчество.
Роман «Преступление и наказание».
Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.
Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.
Л. Н. Толстой
Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Война и мир».
История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”. Изображение светского общества. “Мысль народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого.
Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.
Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.
А. П. Чехов
Жизнь и творчество.
Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой».
Рассказы: «Палата № 6», «Попрыгунья», «Крыжовник», «О любви», «Верочка», «Невеста».
Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.
Комедия «Вишневый сад».
Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя - "недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
Сочинение по творчеству А. П. Чехова.
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ
К. Хетагуров
Стихотворения из сборника «Осетинская лира».
Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Ф. Стендаль
Жизнь и творчество (обзор).
Роман «Красное и Черное».
Г. Флобер
Жизнь и творчество (обзор).
Роман «Госпожа Бовари».
Г. Ибсен.
Жизнь и творчество (обзор)
Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение).
Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в “Кукольном доме”. Своеобразие “драм идей” Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия
Д.Г. Байрон
Поэма «Корсар».
А. Рембо
Жизнь и творчество (обзор)
Стихотворение «Пьяный корабль».
Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.
Основные историко-литературные сведения
Русская литература XIX века
Русская литература в контексте мировой культуры.
Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, "праведничество", борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Нравственные устои и быт разных слоев русского общества (дворянство, купечество, крестьянство). Роль женщины в семье и общественной жизни.
Национальное самоопределение русской литературы. Историко-культурные и художественные предпосылки романтизма, своеобразие романтизма в русской литературе и литературе других народов России . Формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека. Общее и особенное в реалистическом отражении действительности в русской литературе и литературе других народов России. Проблема человека и среды.
Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств.
Литература народов России
Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем.
Произведения писателей - представителей народов России как источник знаний о культуре, нравах и обычаях разных народов, населяющих многонациональную Россию. Переводы произведений национальных писателей на русский язык.
Плодотворное творческое взаимодействие русской литературы и литературы других народов России в обращении к общенародной проблематике: сохранению мира на Земле, экологии природы, сбережению духовных богатств, гуманизму социальных взаимоотношений.
Зарубежная литература
Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них "вечных" проблем бытия. Постановка в литературе XIX-XX вв. острых социально-нравственных проблем, протест писателей против унижения человека, воспевание человечности, чистоты и искренности человеческих отношений. Проблемы самопознания и нравственного выбора в произведениях классиков зарубежной литературы.
Основные теоретико-литературные понятия
· Художественная литература как искусство слова.
· Художественный образ.
· Содержание и форма.
· Художественный вымысел. Фантастика.
· Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX в.
· Литературные роды: эпос, лирика, драма.
· Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
· Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
· Деталь. Символ.
· Психологизм. Народность. Историзм.
· Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
· Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.
· Стиль.
· Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
· Литературная критика.
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий.
· Осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров.
· Выразительное чтение.
· Различные виды пересказа.
· Заучивание наизусть стихотворных текстов.
· Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
· Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
· Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
· Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
· Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
III. Тематическое планирование
Содержание учебного предмета, курса «Литература» | Количество часов | |
Введение. Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков. |
1 | |
Обзор русской литературы первой половины XIX века. Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы. | 1 | |
А. С. Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). Художественные открытия Пушкина. | 1 | |
«Подражания Корану», «Из Пиндемонти». Особенности пушкинского лирического героя. | 1 | |
«Погасло дневное светило...», «Элегия», «...Вновь я посетил...» "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. | 1 | |
«Свободы сеятель пустынный…», «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…». «Вечные» темы в творчестве Пушкина. | 1 | |
А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. | 1 | |
А.С. Пушкин. Драма «Борис Годунов». | 1 | |
Урок-семинар «Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры». | 1 | |
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова. | 1 | |
«Валерик», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Выхожу один я на дорогу...» «Молитва». Мотив одиночества в лирике поэта. | 1 | |
«Дума», «Родина». Темы родины в лирике Лермонтова. | 1 | |
«Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...». Тема поэта и поэзии. | 1 | |
«К…» («Я не унижусь пред тобою...»), «Сон». Тема любви в лирике Лермонтова. | 1 | |
Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры. | 1 | |
Н.В. Гоголь. Повесть «Невский проспект». Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. | 1 | |
Р.р. Подготовка к сочинению по произведениям русской литературы первой половины XIX в. | 1 | |
Литература второй половины XIX века | ||
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание |
1 | |
А. Н. Островский. Жизнь и творчество (обзор). Драматургическое мастерство Островского. | 1 | |
А. Н. Островский. Драма «Гроза». Жанровое своеобразие. | 1 | |
Образ города Калинова. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». | 1 | |
Семейный и социальный конфликты в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. | 1 | |
Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. | 1 | |
Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. | 1 | |
Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве». | 1 | |
Р/р. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | |
Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество (обзор). Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. | 1 | |
«Умом Россию не понять…», «Эти бедные селенья…» Тема родины. Поэзия Тютчева и литературная традиция. | 1 | |
«Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «День и ночь». Человек, природа и история в лирике Тютчева. | 1 | |
«О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.», «Последняя любовь». Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Художественное своеобразие поэзии Тютчева. | 1 | |
А. А. Фет. Жизнь и творчество (обзор). Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства». | 1 | |
«Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», Художественное своеобразие лирики Фета, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета. | 1 | |
«Сияла ночь», «Еще майская ночь», «Одним толчком согнать ладью живую…» «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). | 1 | |
«Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…» Философская проблематика лирики Фета. | 1 | |
Р/Р. Подготовка к сочинению по творчеству Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. | 1 | |
И. А. Гончаров. Жизнь и творчество (обзор). Своеобразие стиля Гончарова. | 1 | |
И. А. Гончаров. Роман «Обломов». История создания и особенности композиции романа. | 1 | |
Система образов. Петербургская «обломовщина». | 2 | |
Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. | 1 | |
Обломов и Штольц. Прием антитезы в романе. | 1 | |
Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. | 2 | |
Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. | 1 | |
Обломов в ряду образов мировой литературы. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. | 1 | |
Роман «Обломов» в оценке литературных критиков. | 1 | |
Р/р. Подготовка к сочинению по роману И. А. Гончарова «Обломов». | 1 | |
И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. | 1 | |
И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. | 1 | |
Сюжет, композиция, система образов романа. | 1 | |
Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. | 1 | |
«Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. | 1 | |
И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Смысл названия. | 1 | |
Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. | 1 | |
«Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). | 1 | |
Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. | 1 | |
Поэтика романа «Отцы и дети», своеобразие его жанра. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы. | 1 | |
Базаров в ряду других образов русской литературы. | 1 | |
Полемика вокруг романа «Отцы и дети». Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты). | 1 | |
Р/р. Классное сочинение по творчеству И.С. Тургенева. | 2 | |
А. К. Толстой. Жизнь и творчество (обзор). Своеобразие художественного мира Толстого. | 1 | |
«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения». Основные темы, мотивы и образы поэзии. | 1 | |
«Государь ты наш батюшка…» Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции. | 1 | |
Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (обзор). «Вчерашний день, часу в шестом…», «О Муза!» Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Образ Музы в лирике Некрасова. | 1 | |
«Поэт и гражданин», «Элегия», «Блажен незлобивый поэт…» Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Судьба поэта-гражданина. | 1 | |
«В дороге», «Внимая ужасам войны…» Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. | 1 | |
«Современная ода», «Нравственный человек». Сатирические образы в лирике Некрасова. | 1 | |
«Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди...» Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией. | 1 | |
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. | 1 | |
Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. | 1 | |
Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. | 1 | |
Сатирические образы помещиков. | 1 | |
Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. | 1 | |
Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». | 1 | |
Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова. | 1 | |
Р/р. Подготовка к сочинению по творчеству Н.А. Некрасова. | 1 | |
Н. С. Лесков. Жизнь и творчество (обзор). | 1 | |
Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). | 1 | |
Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. | 1 | |
Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры. | 1 | |
Повесть «Леди Макбет Мценского уезда». | 1 | |
М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество (обзор). | 1 | |
М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (обзор). Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм. | 1 | |
Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество. | 1 | |
Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. | 1 | |
Проблематика, система образов романа. | 1 | |
Теория Раскольникова и ее развенчание. | 1 | |
Раскольников и его «двойники». Второстепенные персонажи. | 2 | |
Образы «униженных и оскорбленных». Приемы создания образа Петербурга. | 1 | |
Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. | 1 | |
Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. | 1 | |
“Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. | 1 | |
Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. | 1 | |
Роль эпилога в романе. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. | 1 | |
Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя. | 1 | |
Р/р. Подготовка к сочинению по творчеству Ф.М. Достоевского | 1 | |
Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество. | 1 | |
Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. | 1 | |
Изображение светского общества. Москва и Петербург в романе. Антитеза как центральный композиционный прием. | 1 | |
Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского. | 1 | |
Путь идейно-нравственных исканий князя Пьера Безухова. | 1 | |
«Мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. | 2 | |
Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. | 1 | |
Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. | 1 | |
Изображение Отечественной войны 1812 г. «Мысль народная» в романе. | 1 | |
Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. | 1 | |
Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. | 1 | |
Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. | 1 | |
Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. | 1 | |
Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев («диалектики души»). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. | 1 | |
Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя. | 1 | |
Р/р. Классное сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». | 2 | |
А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. | 1 | |
А. П. Чехов. «Ионыч», «Попрыгунья». Проблема ответственности человека за свою судьбу. | 2 | |
А. П. Чехов. «Человек в футляре». Тема пошлости и неизменности жизни. | 1 | |
А. П. Чехов. «Смерть чиновника». Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. | 1 | |
«Дама с собачкой», «Верочка». Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. | 1 | |
«Палата № 6», «Студент». Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст. | 1 | |
А. П. Чехов. Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Своеобразие жанра. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Особенности чеховского диалога. | 1 | |
Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. | 1 | |
Образ Лопахина в пьесе «Вишневый сад». Символический подтекст пьесы. | 1 | |
Образы Пети Трофимова и Ани в пьесе «Вишневый сад». | 1 | |
Тип героя – «недотепы». Образы слуг. Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. | 1 | |
Р/р. Подготовка к сочинению по творчеству А.П. Чехова. | 1 | |
Литература народов России | ||
К. Хетагуров. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта. | 1 | |
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА. Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм. | 1 | |
Ф. Стендаль. Жизнь и творчество (обзор). Роман «Красное и Черное». | 1 | |
Г. Флобер. Жизнь и творчество (обзор). Роман «Госпожа Бовари». | 1 | |
Г. Ибсен. Жизнь и творчество (обзор). Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение). | 1 | |
Д.Г. Байрон. Жизнь и творчество (обзор). Поэма «Корсар». | 1 | |
А. Рембо. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Пьяный корабль». Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка. | 1 | |
ИТОГО: | 136 | |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_k_umk_b.a._lanina_10_klass.docx | 63.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к общеобразовательной программе
МБОУ СШ №1 им. М.М. Пришвина
Рабочая программа учебного предмета
«Литература»
10 класс
Разработчик:
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
Знать и понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- - основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
- выявлять "сквозные" темы и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определятьродижанрпроизведениясопоставлятьлитературныепроизведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения или их фрагменты, соблюдая нормы литературного произношения;
- формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Русская литература XIX века
Введение
Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.
Литература первой половины XIX века
Обзор русской литературы первой половины XIX века
Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.
А. С. Пушкин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...»
Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти».
Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.
Поэма «Медный всадник».
Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.
Драма «Борис Годунов».
Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.
М. Ю. Лермонтов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...».
Стихотворения: «Дума», «Родина», «К…» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...»
Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.
Н. В. Гоголь
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть “Невский проспект".
Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.
Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в.
Литература второй половины
XIX века
Обзор русской литературы
второй половины XIX века
Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание
А. Н. Островский
Жизнь и творчество (обзор).
Драма «Гроза».
Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.
Н. А. Добролюбов “Луч света в темном царстве”.
Сочинение по драме А. Н. Островского “Гроза”.
Ф. И. Тютчев
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»).
Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…»
Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
А. А. Фет
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».
Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…»
Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”. “Вечные” темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.
Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.
И. А. Гончаров
Жизнь и творчество (обзор).
Роман «Обломов».
История создания и особенности композиции романа. Петербургская “обломовщина”. Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.
Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”.
И. С. Тургенев
Роман «Отцы и дети».
Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. “Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.
Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).
Сочинение по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”.
А. К. Толстой
Жизнь и творчество (обзор).
«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…»
Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.
Н. А. Некрасов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»
Стихотворения: «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», "Современная ода", "Нравственный человек", Размышлениях у парадного подъезда".
Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение “вечных” тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатыря святорусского”. Особенности стиля Некрасова.
Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.
Н. С. Лесков
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.
Повесть «Леди Макбет Мценского уезда».
М. Е. Салтыков-Щедрин
Жизнь и творчество (обзор).
«История одного города» (обзор).
Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.
Ф. М. Достоевский
Жизнь и творчество.
Роман «Преступление и наказание».
Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.
Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.
Л. Н. Толстой
Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Война и мир».
История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”. Изображение светского общества. “Мысль народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого.
Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.
Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.
А. П. Чехов
Жизнь и творчество.
Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой».
Рассказы: «Палата № 6», «Попрыгунья», «Крыжовник», «О любви», «Верочка», «Невеста».
Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.
Комедия «Вишневый сад».
Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя - "недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
Сочинение по творчеству А. П. Чехова.
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ
К. Хетагуров
Стихотворения из сборника «Осетинская лира».
Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Ф. Стендаль
Жизнь и творчество (обзор).
Роман «Красное и Черное».
Г. Флобер
Жизнь и творчество (обзор).
Роман «Госпожа Бовари».
Г. Ибсен.
Жизнь и творчество (обзор)
Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение).
Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в “Кукольном доме”. Своеобразие “драм идей” Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия
Д.Г. Байрон
Поэма «Корсар».
А. Рембо
Жизнь и творчество (обзор)
Стихотворение «Пьяный корабль».
Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.
Основные историко-литературные сведения
Русская литература XIX века
Русская литература в контексте мировой культуры.
Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, "праведничество", борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Нравственные устои и быт разных слоев русского общества (дворянство, купечество, крестьянство). Роль женщины в семье и общественной жизни.
Национальное самоопределение русской литературы. Историко-культурные и художественные предпосылки романтизма, своеобразие романтизма в русской литературе и литературе других народов России. Формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека. Общее и особенное в реалистическом отражении действительности в русской литературе и литературе других народов России. Проблема человека и среды.
Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств.
Литература народов России
Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем.
Произведения писателей - представителей народов России как источник знаний о культуре, нравах и обычаях разных народов, населяющих многонациональную Россию. Переводы произведений национальных писателей на русский язык.
Плодотворное творческое взаимодействие русской литературы и литературы других народов России в обращении к общенародной проблематике: сохранению мира на Земле, экологии природы, сбережению духовных богатств, гуманизму социальных взаимоотношений.
Зарубежная литература
Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них "вечных" проблем бытия. Постановка в литературе XIX-XX вв. острых социально-нравственных проблем, протест писателей против унижения человека, воспевание человечности, чистоты и искренности человеческих отношений. Проблемы самопознания и нравственного выбора в произведениях классиков зарубежной литературы.
Основные теоретико-литературные понятия
- Художественная литература как искусство слова.
- Художественный образ.
- Содержание и форма.
- Художественный вымысел. Фантастика.
- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX в.
- Литературные роды: эпос, лирика, драма.
- Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
- Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
- Деталь. Символ.
- Психологизм. Народность. Историзм.
- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.
- Стиль.
- Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
- Литературная критика.
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий.
- Осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
- Тематическое планирование
Содержание учебного предмета, курса «Литература» | Количество часов | |
Введение. Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков. | 1 | |
Обзор русской литературы первой половины XIX века. Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы. | 1 | |
А. С. Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). Художественные открытия Пушкина. | 1 | |
«Подражания Корану», «Из Пиндемонти». Особенности пушкинского лирического героя. | 1 | |
«Погасло дневное светило...», «Элегия», «...Вновь я посетил...» "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. | 1 | |
«Свободы сеятель пустынный…», «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…». «Вечные» темы в творчестве Пушкина. | 1 | |
А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. | 1 | |
А.С. Пушкин. Драма «Борис Годунов». | 1 | |
Урок-семинар «Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры». | 1 | |
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова. | 1 | |
«Валерик», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Выхожу один я на дорогу...» «Молитва». Мотив одиночества в лирике поэта. | 1 | |
«Дума», «Родина». Темы родины в лирике Лермонтова. | 1 | |
«Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...». Тема поэта и поэзии. | 1 | |
«К…» («Я не унижусь пред тобою...»), «Сон». Тема любви в лирике Лермонтова. | 1 | |
Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры. | 1 | |
Н.В. Гоголь. Повесть «Невский проспект». Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. | 1 | |
Р.р. Подготовка к сочинению по произведениям русской литературы первой половины XIX в. | 1 | |
Литература второй половины XIX века | ||
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание | 1 | |
А. Н. Островский. Жизнь и творчество (обзор). Драматургическое мастерство Островского. | 1 | |
А. Н. Островский. Драма «Гроза». Жанровое своеобразие. | 1 | |
Образ города Калинова. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». | 1 | |
Семейный и социальный конфликты в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. | 1 | |
Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. | 1 | |
Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. | 1 | |
Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве». | 1 | |
Р/р. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | |
Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество (обзор). Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. | 1 | |
«Умом Россию не понять…», «Эти бедные селенья…» Тема родины. Поэзия Тютчева и литературная традиция. | 1 | |
«Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «День и ночь». Человек, природа и история в лирике Тютчева. | 1 | |
«О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.», «Последняя любовь». Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Художественное своеобразие поэзии Тютчева. | 1 | |
А. А. Фет. Жизнь и творчество (обзор). Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства». | 1 | |
«Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», Художественное своеобразие лирики Фета, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета. | 1 | |
«Сияла ночь», «Еще майская ночь», «Одним толчком согнать ладью живую…» «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). | 1 | |
«Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…» Философская проблематика лирики Фета. | 1 | |
Р/Р. Подготовка к сочинению по творчеству Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. | 1 | |
И. А. Гончаров. Жизнь и творчество (обзор). Своеобразие стиля Гончарова. | 1 | |
И. А. Гончаров. Роман «Обломов». История создания и особенности композиции романа. | 1 | |
Система образов. Петербургская «обломовщина». | 2 | |
Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. | 1 | |
Обломов и Штольц. Прием антитезы в романе. | 1 | |
Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. | 2 | |
Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. | 1 | |
Обломов в ряду образов мировой литературы. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. | 1 | |
Роман «Обломов» в оценке литературных критиков. | 1 | |
Р/р. Подготовка к сочинению по роману И. А. Гончарова «Обломов». | 1 | |
И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. | 1 | |
И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. | 1 | |
Сюжет, композиция, система образов романа. | 1 | |
Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. | 1 | |
«Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. | 1 | |
И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Смысл названия. | 1 | |
Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. | 1 | |
«Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). | 1 | |
Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. | 1 | |
Поэтика романа «Отцы и дети», своеобразие его жанра. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы. | 1 | |
Базаров в ряду других образов русской литературы. | 1 | |
Полемика вокруг романа «Отцы и дети». Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты). | 1 | |
Р/р. Классное сочинение по творчеству И.С. Тургенева. | 2 | |
А. К. Толстой. Жизнь и творчество (обзор). Своеобразие художественного мира Толстого. | 1 | |
«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения». Основные темы, мотивы и образы поэзии. | 1 | |
«Государь ты наш батюшка…» Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции. | 1 | |
Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (обзор). «Вчерашний день, часу в шестом…», «О Муза!» Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Образ Музы в лирике Некрасова. | 1 | |
«Поэт и гражданин», «Элегия», «Блажен незлобивый поэт…» Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Судьба поэта-гражданина. | 1 | |
«В дороге», «Внимая ужасам войны…» Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. | 1 | |
«Современная ода», «Нравственный человек». Сатирические образы в лирике Некрасова. | 1 | |
«Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди...» Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией. | 1 | |
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. | 1 | |
Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. | 1 | |
Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. | 1 | |
Сатирические образы помещиков. | 1 | |
Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. | 1 | |
Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». | 1 | |
Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова. | 1 | |
Р/р. Подготовка к сочинению по творчеству Н.А. Некрасова. | 1 | |
Н. С. Лесков. Жизнь и творчество (обзор). | 1 | |
Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). | 1 | |
Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. | 1 | |
Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры. | 1 | |
Повесть «Леди Макбет Мценского уезда». | 1 | |
М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество (обзор). | 1 | |
М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (обзор). Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм. | 1 | |
Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество. | 1 | |
Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. | 1 | |
Проблематика, система образов романа. | 1 | |
Теория Раскольникова и ее развенчание. | 1 | |
Раскольников и его «двойники». Второстепенные персонажи. | 2 | |
Образы «униженных и оскорбленных». Приемы создания образа Петербурга. | 1 | |
Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. | 1 | |
Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. | 1 | |
“Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. | 1 | |
Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. | 1 | |
Роль эпилога в романе. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. | 1 | |
Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя. | 1 | |
Р/р. Подготовка к сочинению по творчеству Ф.М. Достоевского | 1 | |
Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество. | 1 | |
Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. | 1 | |
Изображение светского общества. Москва и Петербург в романе. Антитеза как центральный композиционный прием. | 1 | |
Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского. | 1 | |
Путь идейно-нравственных исканий князя Пьера Безухова. | 1 | |
«Мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. | 2 | |
Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. | 1 | |
Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. | 1 | |
Изображение Отечественной войны 1812 г. «Мысль народная» в романе. | 1 | |
Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. | 1 | |
Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. | 1 | |
Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. | 1 | |
Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. | 1 | |
Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев («диалектики души»). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. | 1 | |
Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя. | 1 | |
Р/р. Классное сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». | 2 | |
А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. | 1 | |
А. П. Чехов. «Ионыч», «Попрыгунья». Проблема ответственности человека за свою судьбу. | 2 | |
А. П. Чехов. «Человек в футляре». Тема пошлости и неизменности жизни. | 1 | |
А. П. Чехов. «Смерть чиновника». Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. | 1 | |
«Дама с собачкой», «Верочка». Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. | 1 | |
«Палата № 6», «Студент». Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст. | 1 | |
А. П. Чехов. Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Своеобразие жанра. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Особенности чеховского диалога. | 1 | |
Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. | 1 | |
Образ Лопахина в пьесе «Вишневый сад». Символический подтекст пьесы. | 1 | |
Образы Пети Трофимова и Ани в пьесе «Вишневый сад». | 1 | |
Тип героя – «недотепы». Образы слуг. Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. | 1 | |
Р/р. Подготовка к сочинению по творчеству А.П. Чехова. | 1 | |
Литература народов России | ||
К. Хетагуров. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта. | 1 | |
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА. Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм. | 1 | |
Ф. Стендаль. Жизнь и творчество (обзор). Роман «Красное и Черное». | 1 | |
Г. Флобер. Жизнь и творчество (обзор). Роман «Госпожа Бовари». | 1 | |
Г. Ибсен. Жизнь и творчество (обзор). Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение). | 1 | |
Д.Г. Байрон. Жизнь и творчество (обзор). Поэма «Корсар». | 1 | |
А. Рембо. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Пьяный корабль». Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка. | 1 | |
ИТОГО: | 136 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе с элементами ОПК для 6 класса
Рабочая программа составлена в связи с введением курса Основ православной культуры. Курс ОПК вводится модулем из рассчёта 8 часов в год....
рабочая программа по литературе и календарно - тематическое планирование 7 класс
Рабочая программа первого вида составлена на основе авторской программы по литературе «Прог...
Рабочая программа по литературе к учебнику Б.А. Ланина, 8 класс
Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе авторской программы Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой ( М: «Вентана-Граф», 2011) и учебника «Литература: 8 класс»: учебник для учащихся об...
Рабочая программа по литературе к учебнику Б.А. Ланина, 9 класс
Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе авторской программы Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой ( М: «Вентана-Граф», 2011) и учебника «Литература: 9 класс»: учебник для учащихся об...
Рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 6 класса
Рабочая программа по литературе поможет учителю русского языка и литературы в работе, составлена по требованиям сегодняшних стандартов на основе программы под редакцией Коровиной...
рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 9 класса
Рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной поможет учителям русского языка и литературы в работе...