Рабочая программа по литературе с элементами ОПК для 6 класса
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Рабочая программа составлена в связи с введением курса Основ православной культуры. Курс ОПК вводится модулем из рассчёта 8 часов в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature-6_klass.docx | 61.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературе с элементами ОПК для 6 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и Обязательного минимума содержания основной образовательной программы по литературе. За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 –11класс (Базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Цель литературного образования определяет его задачи:
Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.
Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея рабочей программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.
Чтение произведений зарубежной литературы в 6 классе проводится в конце учебного года.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ.
Фольклор. Жанры фольклора.
Литературные роды и жанры.
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов (всего) | В том числе развитие речи |
Введение | 1 | |
Устное народное творчество. Былины | 2 | |
Древнерусская литература | 1 | |
Произведения русских писателей XVIII века | 2 | |
А.С.Пушкин | 10 | 1 |
М.Ю.Лермонтов | 3 | |
Н.В.Гоголь | 2 | |
И.С.Тургенев | 2 | |
Н.А.Некрасов | 3 | 1 |
Н.С.Лесков | 4 | |
А.П.Чехов | 2 | |
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. | 1 | |
А.С.Грин | 1 | |
А.П.Платонов | 1 | |
М.М.Пришвин | 4 | 1 |
Стихотворения о Великой Отечественной войне | 1 | 1 |
В.П.Астафьев | 2 | 1 |
В.Распутин | 2 | |
В.М.Шукшин | 2 | |
Ф.А.Искандер | 1 | 1 |
Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века. | 2 | |
Из литературы народов России | 2 | |
Из зарубежной литературы | 8 | |
Региональный компонент | 1 | 1 |
ОПК | 8 | |
Итого | 70 | 7 |
Уровень - базовый.
Направленность - основное общее образование.
Место предмета «Литература» в Базисном учебном плане:
В год – 70 ч.
Развитие речи -7ч.
В неделю - 2 ч., 35 недель
Организация учебного процесса: классно-урочная система
Реализация регионального компонента: отобрано содержание, определены пути его реализации в тематическом планировании по определенным темам.
В связи с введением курса учебного предмета «Православная культура», которая относится к
общеобразовательной области «Духовно-нравственная культура», будут даны модулем уроки в
количестве 8 часов. Ведущей темой 5 года обучения является интегрированная тема «История
христианской Церкви в житиях её святых».
Учебно-методическое обеспечение.
Методическое пособие для учителя:
1. Егорова, Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс/ Н.В.Егорова, - Москва «ВАКО», 2009
2 Учебник 6 класс М.: «Просвещение», 2010 г. в двух частях. Авторы-составители: В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин
3. Учебное пособие Л.Л.Шевченко «Православная культура» 5 год обучения в 2 частях. 3-е издание, стереотипное. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества Москва 2010.
Пособия для учащихся:
1. Учебник 6 класс М.: «Просвещение», 2010 г. в двух частях. Авторы-составители: В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин
2. Учебное пособие Л.Л.Шевченко «Православная культура» 5 год обучения в 2 частях. 3-е издание, стереотипное. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества Москва 2010
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Сроки проведения | Тема урока | Кол-во часов | Элементы обязательного минимума | Тип урока | Контроль усвоения | Домашнее задание | ||||
П | Ф | ||||||||||
1 | Литература открывает мир | 1 | Знать о роли книги в жизни человека | Лекция. Беседа. | Отвечать на вопросы; развёрнутый ответ на поставленный вопрос | Подготовить рассказ (устно) на тему: «Книга, оставившая след в моей жизни» | |||||
Устное народное творчество (3 часа) | |||||||||||
2 | Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни | 1 | Знать определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен | Рассказ учителя. Беседа. | Вопросы | Ответить на вопрос: приходилось ли вам участвовать в обрядовых праздниках? Расскажите о своих впечатлениях | |||||
3 | Пословицы и поговорки | 1 | Знать определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка», их отличительные особенности | Рассказ учителя. Практикум | Подобрать синонимы к пословицам | С.11-14 читать, отвечать на вопр. 1-6 с.15; нарисовать иллюстрации к пословицам и поговоркам, рассказ с использованием пословиц и поговорок | |||||
4 | ОПК. Религиозная культура в жизни человека. | 1 ИКТ | Знать понятие религиозная культура. | Рассказ учителя. Обучение чтению | Конкурс рисунков и рассказов | стр.5-13, ответить на вопросы | |||||
5 | ОПК. О чём рассказывает христианская православная культура. | 1 | Знать определение православная культура. | Рассказ учителя. | Ответы на вопросы. | стр.14-32, ответить на вопросы | |||||
6 | ОПК. О чём рассказывает Библия? О Боге, о мире, о человеке. | 1 | Знать понятие Библия. | Рассказ учителя. Обучение чтению | Выразительное чтение. | стр.32-47, ответить на вопросы | |||||
7 | ОПК. Библейские сюжеты в произведениях христианской и православной культуры. | 1 | Знать библейские сюжеты в произведениях христианской и православной культуры. | Комбинированный | Выразительное чтение. | стр.48-62, ответить на вопросы | |||||
8 | Русская летопись. «Повесть временных лет» - историческая энциклопедия. «Сказание о белгородском киселе» | 1 | Знать определение понятий; понимать значение летописи в формировании всей русской литературы | Рассказ учителя. Обучение чтению | Выразительное чтение отрывка; письменный ответ на вопрос | С.22-24 выразительно читать, вопрос 3 | |||||
Произведения русских писателей XVIII века (2 часа) | |||||||||||
9 | Русская басня. И.И.Дмитриев «Муха» | 1 | Знать жанр басни; творчество И.И.Дмитриева | Рассказ учителя. Беседа. | Выразительное чтение; вопросы | С.25-26, вопросы 1,2; с.25-29, воп.4; басню выразительно читать | |||||
10 | И.А. Крылов. «Осёл и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик» | 1 ИКТ | Творчество И.А.Крылова; история и сюжет басни | Беседа. Обучение чтению. | Выразительное чтение, вопросы | С.30-34, пересказ; по выбору читать басню выразительно, статью о басне пересказ | |||||
Произведения русских писателей XIX века | |||||||||||
11 | А.С.Пушкин. Дружба в жизни поэта. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину» | 1 | Знать факты биографии А.С.Пушкина и периоды его творчества, историю создания стихотворения, посвящённого лицейскому другу, его художественные особенности | Рассказ учителя. Обучение чтению. | Вопросы, выразительное чтение | С.45-52 читать, вопросы с.51-52; стихотворение с.53 – наизусть | |||||
12 | Стихотворение А.С.Пушкина «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта | 1 | Знать факты биографии и творческой деятельности А.С.Пушкина; понимать чувства и переживания лирического героя, вольнолюбивый характер стихотворения | Обучение чтению. | Вопросы, выразительное чтение | С.54 – наизусть | |||||
13 | Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» - гимн родной природе | 1 ИКТ | Знать, какие художественные средства использует поэт | Рассказ учителя. Обучение чтению. | Устное словесное рисование с использованием цитат из стихотворения | С.56 – наизусть ; с.57 вопр. 2 определение выучить | |||||
14 | РР Двусложные размеры стиха | 1 ИКТ | Знать определение понятий: «ямб», «хорей»; «ударение», «ритм», «слог», «стопа», «стих»; Уметь определять размер | Рассказ учителя. | Задания | Найти примеры стихотворений (по одному), написанных ямбом и хореем. Доказать правильность своего выбора. Прочитать 1 – 4 главы романа «Дубровский». Индивидуально: подготовить рассказ об истории создания романа | |||||
15 | Роман А.С.Пушкина «Дубровский». История создания. Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский: столкновение своенравных характеров | 1 ИКТ | Знать историю создания романа; Уметь составлять план в соответствии с рассказом; сравнивать образы, оценивать поведение героев | Обучение чтению, беседа | Анализ текста | Прочитать главы 5 – 11; подготовить пересказ эпизода «Обед в Покровском» | |||||
16 | Образ благородного «разбойника» в романе А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 ИКТ | Знать содержание глав; уметь анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе | Беседа. | Вопросы; анализ текста | Прочитать главы 12 – 19 Подготовить пересказ эпизода с кольцом, используя цитирование | |||||
17 | Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой | 1 ИКТ | Знать содержание глав; уметь составлять устное описание портрета героя | Обучение устному рассказу. Беседа. | Гл.17 пересказ эпизода близко к тексту | Составить простой план романа. Написать сочинение «Кто виноват в том, что судьбы Владимира и Маши сложились столь трагически?» | |||||
18 | Сюжет и композиция романа «Дубровский» | 1 ИКТ | Знать определение понятий «сюжет», «композиция» | Обучение устному рассказу. Беседа. | Вопросы | Нарисовать герб Троекуровых, Дубровского | |||||
19 | РР Сочинение. Сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А..Пушкина «Дубровский») | 1 | Знать содержание романа, последовательность раскрытия темы | Урок развития речи. | Сочинение – сравнительная характеристика | Дописать сочинение; подготовиться к вн. чтению: А.С.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» («Барышня-крестьянка») | |||||
20 | Внеклассное чтение А.С.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» («Барышня-крестьянка») | 1 ИКТ | Знать сюжет и героев повести А.С.Пушкина | Обучение устному рассказу. | Вопросы, анализ текста, пересказ эпизодов | Инд.: подготовить сообщение о М.Ю.Лермонтове | |||||
21 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника | 1 ИКТ | Знать факты биографии поэта, его творческой деятельности; историю появления стихотворения «Тучи» | Рассказ учителя. Обучение чтению. | Вопросы, выразительное чтение | С.153-157 – чит., вопросы 1 – 3 с.157, с.157 -158, чит.; стихотворение «Тучи» наизусть; | |||||
22 | Восточное сказание М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты | 1 | Знать определение понятий «лиро-эпическое произведение», «сюжет», «тема», «композиция»; понимать сюжет | Практикум. | Вопросы, выразительное чтение | С.159-160 – чит.; с.160-162 – выр.чит.; вопросы 1-4 | |||||
23 | Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «Утёс» | 1 | Знать определение понятий «композиция», «поэтический образ», «образ-символ» и др.; Понимать настроение стихотворений | Рассказ учителя. Обучение чтению. | Анализ стихотворений | Инд.: сообщение об И.С.Тургеневе; с.163 – 165, чит., вопр.5; С.165-166, вопр.1 | |||||
24 | Вн.чт. Н.В.Гоголь (1809-1852). Повесть «Ночь перед Рождеством». | 1 | Знать факты биографии писателя, знать определение юмора. | Рассказ учителя. Обучение чтению. | Выразительное чтение, словарная работа, беседа по вопросам. | Прочитать 6 частей, озаглавить их. | |||||
25 | Вн.чт. Картины народной жизни в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». | 1 | Уметь находить выразительные детали повести, знать особенности стиля Гоголя. | Обучение устному рассказу. | Выразительное чтение, составление плана. | Дочитать повесть, найти комические ситуации и подумать, что вызывает смех. | |||||
26 | ОПК. Религиозная живопись. О чём рассказывает икона? | 1 | Знать появление икон и что на них изображено. | Обучение устному рассказу. | Выразительное чтение. | стр.97-106, ответить на вопросы | |||||
27 | ОПК. Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. | 1 | Знать христианских добродетелей вера, надежда, любовь в жизни святых. | Обучение устному рассказу. | Выразительное чтение. | стр.35-40, ответить на вопросы | |||||
28 | И.С.Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей | 1 ИКТ | Знать факты биографии писателя, своеобразие цикла «Записки охотника» | Рассказ учителя. Беседа. | Вопросы, сопоставление рассказов мальчиков | Написать сочинение по данному началу: «Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня – пять мальчиков, которые стерегли ночью табун возле речки Снежедь на Бежином лугу. Каждый из них – характер, в каждом неповторимая душа…» | |||||
29 | Мастерство И.С.Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг». Смысл названия рассказа | 1 | Знать содержание рассказа; определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка» | Практикум. | Анализ текста | Выучить близко к тексту отрывок из рассказа Тургенева «Бежин луг»:
| |||||
30 | Н.А.Некрасов. «Железная дорога» - «гимн строительной, массовой, творческой народной работе» | 1 ИКТ | Знать автора и факты его биографии и литературной деятельности | Беседа. Практикум | Письменный ответ на вопрос | Подготовить устный рассказ на тему: «Всё ли хорошо под сиянием лунным»? | |||||
31 | Внеклассное чтение Историческая поэма Н.А.Некрасова «Дедушка» | 1 | Знать содержание поэмы, исторические события, положенные в основу поэмы, прототип главного героя | Беседа. Практикум | Вопросы | Написать сочинение на тему «Как я понимаю отношение героя поэмы к жизни, людям, истории России» | |||||
32 | РР Трёхсложные размеры стиха | 1 ИКТ | Знать определение понятий: «стопа», «дактиль», «анапест», «амфибрахий» | Рассказ учителя | Таблица, тест | Найти примеры стихотворений, написанных трёхсложными размерами стиха. Прочитать рассказ Н.С.Лескова «Левша» | |||||
33 | Н.С.Лесков. «Левша». Изображение русского характера | 1 ИКТ | Знать автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сказ», «эпическое повествование»; содержание рассказа | Рассказ учителя. Беседа. | Характер героя, вопросы | Чтение по ролям сцен «Платов у туляков», «Левша у англичан» | |||||
34 | «Там, где стоит «левша», надо читать «русский над» (Н.Лесков). Народ и власть в сказе | 1 | Знать содержание рассказа; уметь объяснять авторское отношение к героям, роль образа повествователя сказе | Беседа. Практикум. | Вопросы | Выписать из текста сказа примеры сказочного повествования; пословицы и поговорки; примеры новых слов | |||||
35 | Особенности языка сказа Н.Лескова «Левша» | 1 | Знать и понимать сходство и различия между сказом Лескова и волшебной народной сказкой; уметь выделять приёмы сказочного повествования, определять их роль в произведении | Беседа. Практикум. | Анализ сказа | Написать сочинение на тему: «За словесной игрой – не только забава, но и обличение» (по сказу Н.С.Лескова «Левша»); Подготовиться к вн. чтению – прочитать рассказ Н.С.Лескова «Человек на часах» | |||||
36 | Внеклассное чтение Н.С.Лесков. Рассказ «Человек на часах» | 1 ИКТ | Знать историю создания и содержание рассказа, смысл понятий: «анекдот», «парадокс»; уметь оценивать поступки героев, отношение к ним автора | Рассказ учителя. Беседа. | Вопросы | Создать иллюстрацию по любому эпизоду рассказа | |||||
37 | А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Смешное и грустное в рассказе | 1 | Знать факты биографии и творчества писателя, содержание рассказа; определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним» | Рассказ учителя. Беседа. | Анализ текста, тест | С.296-297, пересказ; Подготовиться к вн. чтению – прочитать рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника» | |||||
38 | Внеклассное чтение А.П.Чехов. «Смерть чиновника» | 1 | Знать содержание рассказа; определение понятий «юмор», «сатира» | Аналитическое чтение. | Работа с текстом, анализ | Написать сочинение на тему: «За какого человека боролся А.П.Чехов в своих рассказах?» | |||||
39 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. .Е.А.Баратынский . Стихотворение «Весна, весна! Как воздух чист!...», «Чудный град порой сольётся»; Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи…», А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы..» | 1 ИКТ | Знать изобразительно-выразительные средства, уметь находить их в стихотворении | Урок-концерт | Вопросы, выразительное чтение | Написать мини-сочинение по данному началу: «Что с нею, что с моей душой?» - вопрошает поэт в финале стихотворения…». Дать ответ на этот вопрос | |||||
Произведения русских писателей XX века (17) | |||||||||||
40 | А.С.Грин. Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен, Эгль, Ассоль | 1 ИКТ | Знать автора и факты его биографии, творческой деятельности; объяснять смысл понятия «феерия»; Уметь составлять тезисный план | Рассказ учителя. Беседа. | Тезисный план статьи; анализ текста | II часть учебника С.3-6 чит, вопр.1-3; Дочитать феерию до конца, вор.5 | |||||
41 | А.П.Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас | 1 | Знать автора и факты его биографии, творческой деятельности; Уметь отличать сказочные и реальные моменты повествования | Рассказ учителя, обучение чтению. | Чтение, анализ текста | С.29-32, вопр1-2,4; Дочитать рассказ до конца, с.38, вопр.4 | |||||
42 | М.М.Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч | 1 ИКТ | Знать автора и факты его биографии, творческой деятельности; Понимать смысл понятий «сказка-быль», «философская притча», отношение рассказчика к леснику Антипычу; смысл слов Антипыча | Рассказ учителя. Обучение чтению | Отметить эпизоды, которые можно назвать сказочными | Выделить эпизоды, связанные с образом Насти. Подготовить рассказ о Насте | |||||
43 | Тропа Насти. Тропа Митраши | 1 | Знать скрытый смысл прозвища Насти «золотая курочка», авторское отношение к главной героине. Понимать смысл выражения «мужичок в мешочке»; авторское отношение к герою | Беседа. Практикум | Вопросы Анализ текста. | Образ Митраши, составить план его характеристики. Подготовить цитатный материал к сравнительной характеристике Насти и Митраши | |||||
44 | «Великий храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия повести | 1 ИКТ | Знать определение понятия «пейзаж»; уметь находить в тексте заданные эпизоды | Беседа, практикум. | Анализ текста, тест | Написать сочинение на тему: «Как я понимаю смысл названия сказки-были «Кладовая солнца» | |||||
45 | РР Сочинение – сравнительная характеристика Насти и Митраши | 1 | Знать содержание сказки-были, последовательность раскрытия темы | Урок контроля. | Сочинение – сравнительная характеристика Насти и Митраши | Дописать сочинение | |||||
46 | РР Стихотворения о Великой Отечественной войне | 1 ИКТ | Знать авторов стихотворений; факты их биографии, творческой деятельности; Уметь выразительно читать стихи | Урок развития речи. | Выразительное чтение | Выучить наизусть с.80-81 | |||||
47 | ОПК. Святые воины. Георгий Победоносец, Дмитрий Солунский, Феодор Стратилат. | Рассказ учителя. Обучение чтению. | стр.51-64, ответить на вопросы | ||||||||
48 | В.П.Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой» | 1 ИКТ | Знать автора и факты его биографии, творческой деятельности; содержание рассказа; определение понятий «эпизод», «фабула»; Уметь рассказывать выборочно | Рассказ учителя. Обучение чтению. | Анализ текста | С.84-86, вопр.1,3; дочитать до конца; с.107, вопр.1, 3 | |||||
49 | РР Особенности использования народной речи в рассказе «Конь с розовой гривой» | 1 ИКТ | Знать определение понятий «речевые пласты языка», «диалектизмы», «поговорки» | Урок развития речи. | Анализ текста, письменная работа | Перечитать фрагмент рассказа: «День был ясный, летний…» до конца рассказа; пересказать близко к тексту с.98-105 | |||||
50 | В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского» | 1 ИКТ | Знать автора и факты его биографии, творческой деятельности; Понятия: «герой-повествователь», «рассказ», «посвящение», «предисловие», «приёмы характеристики героя» | Рассказ учителя. Обучение чтению. | Выразительное чтение, пересказ, анализ текста | Эпизод, связанный с историей игры в «замеряшки»; письменно ответить на вопрос | |||||
51 | Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа | 1 | Понимать скрытый смысл названия рассказа, мотивы поведения Лидии Михайловны, решившей помочь мальчику; смысл посвящения и предисловия | Беседа. | Ответы на вопросы | Подготовиться к классному сочинению на темы (по выбору): «Добро возвращается добром», «истинное добро бескорыстно», «Жизненные уроки» (по рассказам В.Астафьева и В.Распутина) | |||||
52 | ОПК. Просветители славянские Кирилл и Мефодий. | 1 | Знать просветители славянские Кирилл и Мефодий. | Рассказ учителя. Обучение чтению. | Ответы на вопросы. | стр.130, прочитать и выполнить дополнительные задания. | |||||
53 | Писатели улыбаются. «Чудики» В.М.Шукшина. Рассказ «Срезал» | 1 | Знать содержание рассказа; понимать смысл его названия | Рассказ учителя. Презентация Беседа. | Анализ текста | С.155-165, выразительно читать, отв.на вопр.1-4 с.165; Подготовиться к вн. чтению – прочитать рассказ В.Шукшина «Сельские жители» | |||||
54 | Внеклассное чтение Рассказ В.Шукшина «Сельские жители» | 1 | Знать содержание рассказа; понимать авторское отношение к героям рассказа | Внеклассное чтение | Вопросы, чтение текста | Прочитать рассказ Ф,Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»; | |||||
55 | Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Нравственные вопросы в рассказе | 1 ИКТ | Знать автора и факты его биографии, творческой деятельности; понимать смыл названия рассказа | Рассказ учителя | Чтение, анализ текста по вопросам, тест | С.185, вопр.7 | |||||
56 | Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века. Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся», «Листья», А.А.Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…», C.А.Есенин. «Мелколесье», «Пороша» | 1 ИКТ | Знать автора; определение понятий «лирический герой», «эпитет», «художественный образ», «антитеза»; уметь находить художественные средства языка | Урок-концерт Развитие речи | Выразительное чтение, анализ стихотворений | С.187-188, выразительно читать; подготовить иллюстрации (по желанию) | |||||
57 | Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века. А.А.Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие…». Постижение красоты. Н.М.Рубцов. «Тихая лирика». | 1 | Знать автора; уметь выражать впечатления от прочитанного | Урок-концерт Развитие речи | Выразительное чтение, анализ стихотворения | С.191 – наизусть, С.192 – выразительно читать | |||||
58 | Р.К. Родная природа в стихах донских поэтов. | 1 | Знать стихи донских поэтов. | Комбинированный | Выразительное чтение, анализ стихотворения | Выразительное чтение понравившихся стихов. | |||||
Из литературы народов России (2) | |||||||||||
59 | Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга» | 1 ИКТ | Знать сведения о выдающемся татарском поэте; уметь выразительно читать стихотворения | Рассказ учителя. Обучение чтению. | Выразительное чтение, анализ стихотворения | С.196-197 – выразительно читать; с.198 вопр.1-2 | |||||
60 | Кайсын Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…» | 1 ИКТ | Знать сведения об авторе; уметь объяснять художественные приёмы в стихотворении | Рассказ учителя. Обучение чтению. | Выразительное чтение, анализ стихотворения | С.200-201 – выразительно читать; С.201 вопр1-3 | |||||
Из зарубежной литературы (9) | |||||||||||
61 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» | 1 | Знать определение понятий «миф», «мифология», «герой в древнегреческой мифологии», «кифара», «певцы-рапсоды»; Понимать смысл мифов, образ идеального героя | Рассказ учителя. Обучение чтению. | Чтение, вопросы, тест | Пересказ мифа (по выбору) | |||||
62 | Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот. «Легенда об Арионе» | 1 | Знать определение понятий «легенда», «миф», «реальность»; Понимать, в чём отличие мифа от легенды | Аналитическое чтение. Беседа. | Чтение, вопросы, тест | С.212-214, пересказ | |||||
63 | Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея» | 1 | Знать понятие «героический эпос»; уметь находить средства художественной выразительности | Комбинированный | Чтение, вопросы, тест | Дочитать поэму до конца, вопр.11 с.248 Подготовиться к вн. чтению – прочитать роман Мигель де Сервантес Сааведра «Дон Кихот» | |||||
64 | Внеклассное чтение Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот» | 1 | Знать автора; уметь выражать впечатления от прочитанного; сравнивать героев | Внеклассное чтение | Вопросы, анализ текста | Письменно ответить на вопрос: Чем близок и дорог роман «Дон Кихот» людям нашего времени? | |||||
65 | И.Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка» Р.К. Корнищенко «Старая лошадь Зина». | 1 | Знать автора, сведения о его биографической и творческой деятельности; определение понятия «баллада как литературный жанр», её отличие от былины и песни | Аналитическое чтение. Беседа. | Выразительное чтение, анализ баллады | С.254-258, выр. читать; вопросы 2-4с.258 | |||||
66 | П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе» | 1 | Знать автора, сведения о его биографической и творческой деятельности; Уметь рассказывать о героях, анализировать их поступки и поведение | Комбинированный | Вопросы | Дочитать до конца, вопр. 3-5 с277; Подготовиться к вн. чтению – прочитать Роман М.Твена «Приключения Гекльберри Финна» | |||||
67 | Внеклассное чтение М.Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна» | 1 | Знать автора, сведения о его биографической и творческой деятельности; определение понятий «комическое», «юмористическое»; уметь сравнивать поведение героев с точки зрения сходства и различия | Внеклассное чтение | Анализ эпизодов | Нарисовать иллюстрации к понравившимся эпизодам | |||||
68 | А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча | 1 | Знать автора, сведения о его биографической и творческой деятельности; определение понятий «философская сказка», «притча», «символ» | Аналитическое чтение. Беседа. | Анализ текста | Подготовиться к литературной викторине | |||||
69-70 | Резервный урок | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе с элементами Основ православной культуры. 7 класс. Учитель Мисикова Инна Геннадьевна.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование по литературе....
Рабочая программа по литературе (Р.Н. Бунеев). 5 класс
Данная программа составлена в соответствии с учебником под редакцией Р.Н. Бунеева...
Рабочая программа факультатива «Литература Вологодской области» для 5 класса на 2013-2014 учебный год
Программа курса «Литература Вологодского края» разработана в соответствии с установками регионального базисного учебного плана и регионального стандарта по литературе.Она ориентирована на формирование...
Рабочая программа курса «Биология с элементами краеведения» 6 класс
Данная программа создана на основе авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов. Курс «Биология с элементами краеведения» предназначен для обучения учащихся 6 класса ...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...
Рабочая программа по литературе с элементами ОПК
Рабочая программа по литературе 5 класс...