Рабочая программа по литературе с элементами ОПК для 6 класса
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Мисикова Инна Геннадьевна

Рабочая программа составлена в связи с введением курса Основ православной культуры. Курс ОПК вводится модулем из рассчёта 8 часов в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature-6_klass.docx61.86 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературе с элементами ОПК для 6 класса

 Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и Обязательного минимума содержания основной образовательной программы  по литературе. За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 –11класс (Базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Цель литературного образования определяет его задачи:

Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.

Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея рабочей программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведений зарубежной литературы в 6 классе проводится в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

Художественная литература как искусство слова.

Художественный образ.

Фольклор. Жанры фольклора.

Литературные роды и жанры.

Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов (всего)

В том числе развитие речи

Введение

1

Устное народное творчество. Былины

2

Древнерусская литература

1

Произведения русских писателей XVIII века

2

А.С.Пушкин

10

1

М.Ю.Лермонтов

3

Н.В.Гоголь

2

И.С.Тургенев

2

Н.А.Некрасов

3

1

Н.С.Лесков

4

А.П.Чехов

2

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.

1

А.С.Грин

1

А.П.Платонов

1

М.М.Пришвин

4

1

Стихотворения о Великой Отечественной войне

1

1

В.П.Астафьев

2

1

В.Распутин

2

В.М.Шукшин

2

Ф.А.Искандер

1

1

Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века.

2

Из литературы народов России

2

Из  зарубежной литературы

8

Региональный компонент

1

1

ОПК

8

Итого

70

7

Уровень - базовый.

Направленность - основное общее образование.

Место предмета «Литература» в Базисном учебном плане:

В год – 70 ч.

Развитие речи -7ч.

В неделю - 2 ч., 35 недель

Организация учебного процесса: классно-урочная система

Реализация регионального компонента: отобрано содержание, определены пути его реализации в тематическом планировании по определенным темам.

                В связи с введением курса учебного предмета «Православная культура», которая относится  к

                общеобразовательной области «Духовно-нравственная культура», будут даны  модулем уроки в

                количестве 8 часов. Ведущей темой 5 года обучения является интегрированная тема «История

                христианской Церкви в житиях её святых».

Учебно-методическое обеспечение.

Методическое пособие для учителя:

1. Егорова, Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс/ Н.В.Егорова, - Москва «ВАКО», 2009

2 Учебник  6 класс  М.: «Просвещение», 2010 г.  в двух частях. Авторы-составители:  В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв,  В.И. Коровин

3. Учебное пособие Л.Л.Шевченко «Православная культура» 5 год обучения в 2 частях. 3-е издание, стереотипное. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества Москва 2010.

 Пособия для учащихся:

1. Учебник  6 класс  М.: «Просвещение», 2010 г.  в двух частях. Авторы-составители:  В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв,  В.И. Коровин

 2. Учебное пособие Л.Л.Шевченко «Православная культура» 5 год обучения в 2 частях. 3-е издание, стереотипное. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества Москва 2010

Календарно-тематическое планирование

п\п

Сроки проведения

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы обязательного минимума

Тип урока

Контроль

усвоения

Домашнее задание

П

Ф

1

Литература открывает мир

1

Знать о роли книги  в жизни человека

Лекция.

Беседа.

Отвечать на вопросы; развёрнутый ответ на поставленный вопрос

Подготовить рассказ (устно) на тему: «Книга, оставившая  след в моей жизни»

Устное народное творчество (3 часа)

2

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

1

Знать определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен

Рассказ учителя.

Беседа.

Вопросы

Ответить на вопрос: приходилось ли вам участвовать в обрядовых праздниках? Расскажите о своих впечатлениях

3

Пословицы и поговорки

1

Знать определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка», их отличительные особенности

Рассказ учителя.

Практикум

Подобрать синонимы к пословицам

С.11-14 читать, отвечать на вопр. 1-6 с.15; нарисовать иллюстрации к пословицам и поговоркам, рассказ с использованием пословиц и поговорок

4

ОПК. Религиозная культура в жизни человека.

1

ИКТ

Знать понятие религиозная культура.

Рассказ учителя.

Обучение

чтению

Конкурс рисунков и рассказов

стр.5-13, ответить на вопросы

5

ОПК. О чём рассказывает христианская православная культура.

1

Знать определение православная культура.

Рассказ учителя.

Ответы на вопросы.

стр.14-32, ответить на вопросы

6

ОПК. О чём рассказывает Библия? О Боге, о мире, о человеке.

1

Знать понятие Библия.

Рассказ учителя.

Обучение

чтению

Выразительное чтение.

стр.32-47, ответить на вопросы

7

ОПК. Библейские сюжеты в произведениях христианской и православной культуры.

1

Знать библейские сюжеты в произведениях христианской и православной культуры.

Комбинированный

Выразительное чтение.

стр.48-62, ответить на вопросы

8

Русская летопись.  «Повесть временных лет» - историческая энциклопедия. «Сказание о белгородском киселе»

1

Знать определение понятий; понимать значение летописи в формировании всей русской литературы

Рассказ учителя.

Обучение

чтению

Выразительное чтение отрывка;  письменный ответ на вопрос

С.22-24 выразительно читать, вопрос 3

Произведения русских писателей XVIII века (2 часа)

9

Русская басня. И.И.Дмитриев  «Муха»

1

Знать жанр басни; творчество  И.И.Дмитриева

Рассказ учителя.

Беседа.

Выразительное чтение; вопросы

С.25-26, вопросы 1,2; с.25-29, воп.4; басню выразительно читать

10

И.А. Крылов.  «Осёл и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик»

1

ИКТ

Творчество И.А.Крылова; история и сюжет басни

Беседа.

Обучение чтению.

Выразительное чтение, вопросы

С.30-34, пересказ; по выбору читать басню выразительно, статью о басне пересказ

Произведения русских писателей  XIX века

11

А.С.Пушкин. Дружба в жизни поэта. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину»

1

Знать факты биографии А.С.Пушкина и периоды его творчества, историю создания стихотворения, посвящённого лицейскому другу, его художественные особенности

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

Вопросы, выразительное чтение

С.45-52 читать, вопросы с.51-52; стихотворение с.53 – наизусть

12

Стихотворение А.С.Пушкина «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта

1

Знать факты биографии   и творческой деятельности А.С.Пушкина; понимать чувства и переживания лирического героя, вольнолюбивый характер стихотворения

Обучение чтению.

Вопросы, выразительное чтение

С.54 – наизусть

13

Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» - гимн родной природе

1

ИКТ

Знать, какие художественные средства использует поэт

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

Устное словесное рисование с использованием цитат из стихотворения

С.56 – наизусть ; с.57 вопр. 2 определение выучить

14

РР Двусложные размеры стиха

1

ИКТ

Знать определение понятий: «ямб», «хорей»; «ударение», «ритм», «слог», «стопа», «стих»;

Уметь определять размер

Рассказ учителя.

Задания

Найти примеры стихотворений (по одному), написанных ямбом и хореем. Доказать правильность своего выбора.

Прочитать 1 – 4 главы романа «Дубровский».

Индивидуально: подготовить  рассказ об истории создания романа

15

Роман А.С.Пушкина «Дубровский». История создания. Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский: столкновение своенравных характеров

1

ИКТ

Знать историю создания романа;

Уметь составлять план в соответствии с рассказом; сравнивать образы, оценивать поведение героев

Обучение чтению, беседа

Анализ текста

Прочитать главы 5 – 11; подготовить пересказ эпизода «Обед в Покровском»

16

Образ благородного «разбойника» в романе А.С.Пушкина «Дубровский»

1

ИКТ

Знать содержание глав; уметь анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе

Беседа.

Вопросы; анализ текста

Прочитать главы 12 – 19

Подготовить пересказ эпизода с кольцом, используя цитирование

17

Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой

1

ИКТ

Знать содержание глав; уметь составлять устное описание  портрета героя

Обучение устному рассказу. Беседа.

Гл.17 пересказ эпизода близко к тексту

Составить простой план романа. Написать сочинение  «Кто виноват в том, что судьбы Владимира и Маши сложились столь трагически?»

  18

Сюжет и композиция романа «Дубровский»

1

ИКТ

Знать определение понятий «сюжет», «композиция»

Обучение устному рассказу. Беседа.

Вопросы

Нарисовать герб Троекуровых, Дубровского

 19

РР  Сочинение. Сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А..Пушкина «Дубровский»)

1

Знать содержание романа, последовательность раскрытия темы

Урок развития речи.

Сочинение – сравнительная характеристика

Дописать сочинение;  подготовиться  к вн. чтению: А.С.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»  («Барышня-крестьянка»)

20

Внеклассное чтение

А.С.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»  («Барышня-крестьянка»)

1

ИКТ

Знать  сюжет и героев повести А.С.Пушкина

Обучение устному рассказу.

Вопросы, анализ текста, пересказ эпизодов

Инд.:  подготовить сообщение о М.Ю.Лермонтове

21

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски  поэта-изгнанника

1

ИКТ

Знать факты биографии поэта, его творческой деятельности; историю появления стихотворения «Тучи»

Рассказ учителя. Обучение чтению.

Вопросы, выразительное чтение

С.153-157 – чит.,  вопросы 1 – 3 с.157, с.157 -158, чит.; стихотворение «Тучи» наизусть;

22

Восточное сказание  М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты

1

Знать определение понятий «лиро-эпическое произведение», «сюжет», «тема», «композиция»; понимать сюжет

Практикум.

Вопросы, выразительное чтение

С.159-160 – чит.; с.160-162 – выр.чит.; вопросы 1-4

23

Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «Утёс»

1

Знать определение понятий «композиция», «поэтический образ», «образ-символ» и др.;

Понимать настроение стихотворений

Рассказ учителя. Обучение чтению.

Анализ стихотворений

Инд.: сообщение об И.С.Тургеневе;  с.163 – 165, чит., вопр.5;

С.165-166, вопр.1

24

Вн.чт. Н.В.Гоголь (1809-1852). Повесть «Ночь перед Рождеством».

1

Знать факты биографии писателя, знать определение юмора.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

Выразительное чтение, словарная работа, беседа по вопросам.

Прочитать 6 частей, озаглавить их.

25

Вн.чт.  Картины народной жизни в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

1

Уметь находить выразительные детали повести, знать особенности стиля Гоголя.

Обучение устному рассказу.

Выразительное чтение, составление плана.

Дочитать повесть, найти комические ситуации и подумать, что вызывает смех.

26

ОПК. Религиозная живопись. О чём рассказывает икона?

1

Знать появление икон и что на них изображено.

Обучение устному рассказу.

Выразительное чтение.

стр.97-106, ответить на вопросы

27

ОПК. Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых.

1

Знать христианских добродетелей вера, надежда, любовь в жизни святых.

Обучение устному рассказу.

Выразительное чтение.

стр.35-40, ответить на вопросы

28

И.С.Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей

1

ИКТ

Знать факты биографии писателя, своеобразие цикла «Записки охотника»

Рассказ учителя. Беседа.

Вопросы, сопоставление рассказов мальчиков

Написать сочинение по данному началу: «Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня – пять мальчиков, которые стерегли ночью табун возле речки Снежедь на Бежином лугу. Каждый из них – характер, в каждом неповторимая душа…»

29

Мастерство И.С.Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг». Смысл названия рассказа

1

Знать содержание рассказа; определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка»

Практикум.

Анализ текста

Выучить близко к тексту отрывок из рассказа Тургенева «Бежин луг»:

  1. «Был прекрасный июльский день…» до «…затеплится на нём вечерняя звезда»

30

Н.А.Некрасов. «Железная дорога» - «гимн строительной, массовой, творческой народной работе»

1

ИКТ

Знать автора и факты его биографии и литературной деятельности

Беседа.

Практикум

Письменный ответ на вопрос

Подготовить устный рассказ на тему: «Всё ли хорошо под сиянием лунным»?

31

Внеклассное чтение

Историческая поэма Н.А.Некрасова «Дедушка»

1

Знать содержание поэмы, исторические события, положенные в основу поэмы, прототип главного героя

Беседа.

Практикум

Вопросы

Написать сочинение  на тему «Как я понимаю отношение героя поэмы к жизни, людям, истории России»

32

РР  Трёхсложные размеры стиха

1

ИКТ

Знать определение понятий: «стопа», «дактиль», «анапест», «амфибрахий»

Рассказ учителя

Таблица, тест

Найти примеры стихотворений, написанных трёхсложными размерами стиха. Прочитать рассказ Н.С.Лескова «Левша»

33

Н.С.Лесков. «Левша». Изображение русского характера

1

ИКТ

Знать автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сказ», «эпическое повествование»; содержание рассказа

Рассказ учителя. Беседа.

Характер героя, вопросы

Чтение по ролям  сцен «Платов у туляков», «Левша у англичан»

34

 «Там, где стоит «левша», надо читать «русский над» (Н.Лесков). Народ и власть в сказе

1

Знать содержание рассказа; уметь объяснять авторское отношение к героям, роль образа повествователя  сказе

Беседа. Практикум.

Вопросы

Выписать из текста  сказа примеры  сказочного повествования; пословицы и поговорки; примеры новых слов

35

Особенности языка сказа  Н.Лескова «Левша»

1

Знать и понимать сходство и различия между сказом Лескова и волшебной народной сказкой; уметь выделять приёмы сказочного повествования, определять их роль в произведении

Беседа. Практикум.

Анализ сказа

Написать сочинение на тему: «За словесной игрой – не только забава, но и обличение» (по сказу Н.С.Лескова «Левша»);

Подготовиться к вн. чтению – прочитать рассказ Н.С.Лескова «Человек  на часах»

36

Внеклассное чтение

Н.С.Лесков. Рассказ «Человек  на часах»

1

ИКТ

Знать историю создания и содержание рассказа, смысл понятий: «анекдот», «парадокс»; уметь оценивать поступки героев, отношение к ним автора

Рассказ учителя. Беседа.

Вопросы

Создать иллюстрацию по любому эпизоду рассказа

37

А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Смешное и грустное в рассказе

1

Знать факты биографии и творчества писателя, содержание рассказа; определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним»

Рассказ учителя. Беседа.

Анализ текста, тест

С.296-297, пересказ;

Подготовиться к вн. чтению – прочитать рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника»

38

Внеклассное чтение А.П.Чехов.  «Смерть чиновника»

1

Знать содержание рассказа; определение понятий «юмор», «сатира»

Аналитическое

чтение.

Работа с текстом, анализ

Написать сочинение на тему: «За какого человека боролся А.П.Чехов в своих рассказах?»

39

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. .Е.А.Баратынский . Стихотворение «Весна, весна! Как воздух чист!...», «Чудный град порой сольётся»; Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи…», А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы..»

1

ИКТ

Знать изобразительно-выразительные средства, уметь находить их в стихотворении

Урок-концерт

Вопросы, выразительное чтение

Написать мини-сочинение по данному началу: «Что с нею, что с моей душой?» - вопрошает поэт в финале стихотворения…». Дать ответ на этот вопрос

                                                                                    Произведения   русских писателей  XX века (17)

40

 А.С.Грин. Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен, Эгль, Ассоль

1

ИКТ

Знать автора и факты его биографии, творческой деятельности; объяснять смысл понятия «феерия»;

Уметь составлять тезисный план

Рассказ учителя. Беседа.

Тезисный план статьи; анализ текста

II часть учебника

С.3-6 чит, вопр.1-3;

Дочитать феерию до конца, вор.5

41

А.П.Платонов. Сказка-быль  «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас

1

Знать автора и факты его биографии, творческой деятельности;

Уметь отличать сказочные и реальные моменты повествования

Рассказ учителя, обучение чтению.

Чтение, анализ текста

С.29-32, вопр1-2,4;

Дочитать рассказ до конца, с.38, вопр.4

42

М.М.Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч

1

ИКТ

Знать автора и факты его биографии, творческой деятельности;

Понимать смысл понятий «сказка-быль», «философская притча», отношение рассказчика к леснику Антипычу; смысл слов Антипыча

Рассказ учителя. Обучение чтению

Отметить эпизоды, которые можно назвать сказочными

Выделить эпизоды, связанные с образом Насти. Подготовить рассказ о Насте

43

Тропа Насти. Тропа Митраши

1

Знать скрытый смысл прозвища Насти «золотая курочка», авторское отношение к главной героине. Понимать смысл выражения «мужичок  в мешочке»; авторское отношение к герою

Беседа. Практикум

Вопросы Анализ текста.

Образ Митраши, составить план его характеристики. Подготовить цитатный материал к сравнительной характеристике Насти и Митраши

44

«Великий храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия повести

1

ИКТ

Знать определение понятия «пейзаж»; уметь находить в тексте заданные эпизоды

Беседа,

практикум.

Анализ текста, тест

Написать сочинение на тему: «Как я понимаю смысл названия сказки-были «Кладовая солнца»

45

РР Сочинение – сравнительная характеристика Насти и Митраши

1

Знать содержание сказки-были, последовательность раскрытия темы

Урок  контроля.

Сочинение – сравнительная характеристика Насти и Митраши

Дописать сочинение

46

РР  Стихотворения о Великой Отечественной войне

1

ИКТ

Знать авторов стихотворений; факты их биографии, творческой деятельности;

Уметь выразительно читать стихи

Урок развития речи.

Выразительное чтение

Выучить наизусть  

с.80-81

47

ОПК. Святые воины. Георгий Победоносец, Дмитрий Солунский, Феодор Стратилат.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

стр.51-64, ответить на вопросы

48

В.П.Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой»

1

ИКТ

Знать автора и факты его биографии, творческой деятельности; содержание рассказа; определение понятий «эпизод», «фабула»;

Уметь рассказывать выборочно

Рассказ учителя. Обучение чтению.

Анализ текста

С.84-86, вопр.1,3;

дочитать до конца; с.107, вопр.1, 3

49

РР  Особенности использования народной речи в рассказе «Конь с розовой гривой»

1

ИКТ

Знать определение понятий «речевые пласты языка», «диалектизмы», «поговорки»

Урок развития речи.

Анализ текста, письменная работа

Перечитать фрагмент рассказа: «День был ясный, летний…» до конца рассказа; пересказать близко к тексту с.98-105

50

В.Г.Распутин. Рассказ  «Уроки французского»

1

ИКТ

Знать автора и факты его биографии, творческой деятельности;

Понятия: «герой-повествователь», «рассказ», «посвящение», «предисловие», «приёмы характеристики героя»

Рассказ учителя. Обучение чтению.

Выразительное чтение, пересказ, анализ текста

Эпизод, связанный с историей игры в «замеряшки»; письменно ответить на вопрос

51

Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа

1

Понимать скрытый смысл названия рассказа, мотивы поведения  Лидии Михайловны, решившей помочь мальчику; смысл посвящения и предисловия

Беседа.

Ответы на вопросы

Подготовиться к классному сочинению на темы (по выбору): «Добро возвращается добром», «истинное добро бескорыстно», «Жизненные уроки» (по рассказам В.Астафьева и В.Распутина)

52

ОПК. Просветители славянские Кирилл и Мефодий.

1

Знать просветители славянские Кирилл и Мефодий.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

Ответы на вопросы.

стр.130, прочитать и выполнить дополнительные задания.

53

Писатели улыбаются. «Чудики» В.М.Шукшина. Рассказ «Срезал»

1

Знать содержание рассказа; понимать смысл его названия

Рассказ учителя. Презентация Беседа.

Анализ текста

С.155-165, выразительно читать, отв.на вопр.1-4 с.165;

Подготовиться к вн. чтению – прочитать рассказ В.Шукшина «Сельские жители»

54

Внеклассное чтение

Рассказ В.Шукшина «Сельские жители»

1

Знать содержание рассказа; понимать авторское отношение к героям рассказа

Внеклассное чтение

Вопросы, чтение текста

Прочитать рассказ Ф,Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»;

55

Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Нравственные вопросы в рассказе

1

ИКТ

 Знать автора и факты его биографии, творческой деятельности;

понимать смыл названия рассказа

Рассказ учителя

Чтение, анализ текста по вопросам, тест

С.185, вопр.7

56

Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века. Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся», «Листья»,  А.А.Блок.  «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»,  C.А.Есенин. «Мелколесье», «Пороша»

1

ИКТ

Знать автора; определение понятий «лирический герой», «эпитет», «художественный образ», «антитеза»; уметь находить художественные средства языка

Урок-концерт

 Развитие речи

Выразительное чтение, анализ стихотворений

С.187-188, выразительно читать; подготовить иллюстрации (по желанию)

57

Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века. А.А.Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие…». Постижение красоты. Н.М.Рубцов. «Тихая лирика».  

1

Знать автора; уметь выражать впечатления от  прочитанного

Урок-концерт

 Развитие речи

Выразительное чтение, анализ стихотворения

С.191 – наизусть,

С.192 – выразительно читать

58

Р.К. Родная природа в стихах донских  поэтов.

1

Знать стихи донских  поэтов.

Комбинированный

Выразительное чтение, анализ стихотворения

Выразительное чтение понравившихся стихов.

Из литературы народов России (2)

59

Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга»

1

ИКТ

Знать сведения о выдающемся татарском поэте; уметь выразительно читать стихотворения

Рассказ учителя. Обучение чтению.

Выразительное чтение, анализ стихотворения

С.196-197 – выразительно читать; с.198 вопр.1-2

60

Кайсын Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»

1

ИКТ

Знать сведения об авторе; уметь объяснять художественные приёмы в стихотворении

Рассказ учителя. Обучение чтению.

Выразительное чтение, анализ стихотворения

С.200-201 – выразительно читать;

С.201 вопр1-3

Из  зарубежной литературы (9)

61

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»

1

Знать определение понятий «миф», «мифология», «герой в древнегреческой мифологии», «кифара», «певцы-рапсоды»;

Понимать смысл мифов, образ идеального героя

Рассказ учителя. Обучение чтению.

Чтение, вопросы, тест

Пересказ мифа (по выбору)

62

Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот.   «Легенда об Арионе»

1

Знать определение понятий «легенда», «миф», «реальность»;

Понимать, в чём отличие мифа от легенды

Аналитическое чтение.

Беседа.

Чтение, вопросы, тест

С.212-214, пересказ

63

Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея»

1

Знать понятие «героический эпос»; уметь находить средства художественной выразительности

Комбинированный

Чтение, вопросы, тест

Дочитать поэму до конца, вопр.11 с.248

Подготовиться к вн. чтению – прочитать

роман Мигель де Сервантес Сааведра «Дон Кихот»

64

Внеклассное чтение

Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот»

1

Знать автора;  уметь выражать впечатления от  прочитанного; сравнивать героев

Внеклассное чтение

Вопросы, анализ текста

Письменно ответить на вопрос: Чем близок и дорог роман  «Дон Кихот» людям нашего времени?

65

И.Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка»

Р.К. Корнищенко «Старая лошадь Зина».

1

Знать автора, сведения о его биографической и творческой деятельности; определение понятия «баллада как литературный жанр», её отличие от былины и песни

Аналитическое чтение.

Беседа.

Выразительное чтение, анализ баллады

С.254-258, выр. читать; вопросы 2-4с.258

66

П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»

1

Знать автора, сведения о его биографической и творческой деятельности;

Уметь рассказывать о героях, анализировать их поступки и поведение

Комбинированный

Вопросы

Дочитать до конца, вопр. 3-5  с277;    

 Подготовиться к вн. чтению – прочитать

Роман М.Твена «Приключения Гекльберри Финна»

67

Внеклассное чтение

М.Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна»

1

Знать автора, сведения о его биографической и творческой деятельности;

определение понятий «комическое», «юмористическое»; уметь сравнивать поведение героев с точки зрения сходства и различия

Внеклассное чтение

Анализ эпизодов

Нарисовать иллюстрации к понравившимся эпизодам

68

А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча

1

Знать автора, сведения о его биографической и творческой деятельности;

определение понятий «философская  сказка», «притча», «символ»

Аналитическое чтение.

Беседа.

Анализ текста

Подготовиться к литературной викторине

69-70

Резервный урок

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе с элементами Основ православной культуры. 7 класс. Учитель Мисикова Инна Геннадьевна.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование по литературе....

Рабочая программа по литературе (Р.Н. Бунеев). 5 класс

Данная программа составлена в соответствии с учебником под редакцией Р.Н. Бунеева...

Рабочая программа факультатива «Литература Вологодской области» для 5 класса на 2013-2014 учебный год

Программа курса «Литература Вологодского края» разработана в соответствии с установками регионального базисного учебного плана и регионального стандарта по литературе.Она ориентирована на формирование...

Рабочая программа курса «Биология с элементами краеведения» 6 класс

Данная программа создана на основе авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов. Курс «Биология с элементами краеведения» предназначен для обучения учащихся 6 класса ...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...

Рабочая программа по литературе с элементами ОПК

Рабочая программа по литературе 5 класс...