Друзья мои, прекрасен наш союз! Методическая разработка классного часа
классный час по литературе (10 класс) на тему

Збродько Виктория Георгиевна

Классный час. Тема:  Друзья  мои, прекрасен наш союз!

Цели:

     -расширять знания учащихся о лицейских годах А.С.Пушкина,

     -развивать умения выразительного чтения,

-воспитывать любовь и гордость к русской поэзии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 21»

Друзья  мои, прекрасен наш союз!

Методическая разработка классного часа

Составитель: преподаватель литературы Збродько В.Г.

г. Новокузнецк

Классный час

Тема:  Друзья  мои, прекрасен наш союз!

Цели: 

     -расширять знания учащихся о лицейских годах А.С.Пушкина,

     -развивать умения выразительного чтения,

-воспитывать любовь и гордость к русской поэзии.

КМО: а/м – П.И.Чайковский «Времена года», портреты А.С.Пушкина.

Место проведения: актовый зал «ПЛ -21»

Автор разработки: преподаватель литературы Збродько В.Г.

Новокузнецк

Друзья мои, прекрасен наш союз!

(звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года», на экране портрет А.С.Пушкина)

Сказочница:           Три девицы под окном

                                   Пряли поздно вечерком.

Первая девица:     «Кабы я была царица,-

Сказочница:           Говорит одна девица,-

Первая девица:      То на весь крещёный мир,-

                                   Приготовила б я пир».

Вторая девица:       «Кабы я была царица,-

Сказочница:            Говорит её сестрица,-

Вторая девица:       То на весь бы мир одна,-

                                   Наткала б я полотна».

Третья девица:       «Кабы я была царица.-

Сказочница:           Третья молвила сестрица,-

Третья девица:       Я б  для  батюшки – царя

                                   Родила б богатыря».

Сказочница:           Только вымолвить успела,

                                  Дверь  тихонько заскрипела,

                                  И в светлицу входит царь,

                                  Стороны той государь.

                                  Во всё время разговора

                                  Он стоял позадь забора;

                                  Речь последней по всему

                                  Полюбилася ему.

 Царь:                      Здравствуй,  милая девица,-

                                  Говорит он,- будь царица

                                  И   роди богатыря

                                  Мне к исходу сентября.

                                  Вы,  голубушки- сестрицы,

                                  Выбирайтесь из светлицы,

                                  Поезжайте вслед  за мной

                                  Вслед за мной и за сестрой:

                                  Будь одна из вас ткачиха,

                                  А другая повариха.        

 Преподаватель:         Кто не знает автора этой сказки?

В июне, когда земля ещё яблоневого цвета, родился  Пушкин. Глубокой зимой, когда земля покрыта снегами, Пушкина не стало.

Чем дальше от нас он по рождению, тем ближе к нам и современнее. Не одно поколение людей постигло ту простую истину,  что русский человек неотделим от Пушкина во всей своей жизни, в мыслях, делах. Заменить великого поэта нельзя, но сохранить память о нём - это наш долг, наша обязанность.

Тема нашего классного часа: лицейские годы Пушкина.  «Друзья мои, прекрасен наш союз!

                                                                                                                                                                                                               1 ведущий: Александр  Сергеевич Пушкин родился 6  июня(26  мая по старому стилю) 1799г в Москве. Отец его, Сергей Львович(1771- 1848), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. От имений предков (в Нижегородской губернии) до него дошло немного; но и дошедшее он проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами; служил он  в Московском комиссариате, но службой не был озабочен. Среди его знакомых было много   писателей, а брат его Василий Львович приобрёл известность как поэт. В доме Пушкина интересовались литературой, а сам Сергей Львович был поклонником  французских классиков и сам пописывал французские и русские стихи, которые, впрочем, были известны только знакомым и родственникам. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, урождённая Ганнибал, происходила от Ганнибала, Петровского «арапа», изображённого в романе Пушкина.

2 ведущий: Его брат писал впоследствии о детских годах Александра: « До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме.

Страсть к поэзии появилась в нём с первыми понятиями: на  восьмом  году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие  комедии и эпиграммы на своих  учителей. Вообще воспитание его мало заключало в себе русского. Он слышал один французский язык; Гувернер был француз, впрочем, человек неглупый и образованный; библиотека его отца состояла из одних французских  сочинений. Ребёнок проводил бессонные ночи и тайком  в кабинете отца пожирал книги одну за другою».

3 ведущий:   В 1810 году возник проект устройства привилегированного учебного заведения - Лицея в Царском Селе, при дворце Александра первого. Пушкин, обладавший влиятельными знакомствами, решил определить туда своего сына Александра. В июне 1811г. Александр со своим дядей поехал в Петербург, благодаря имеющимся связям, Пушкину было обеспечено поступление. 12 августа он выдержал вступительный экзамен. 19 октября был торжественно открыт лицей и с этого дня началась  лицейская жизнь Пушкина. Лицей был закрытым учебным заведением, в него было принято всего 30 учеников. Это были  дети средних малообеспеченных дворян, обладавших служебными связями.

4ведущий: Лицей помещался в Царском  Селе - летней императорской резиденции, во флигеле Екатерининского дворца. Уже само месторасположение делало его как бы придворным учебным заведением.

1 ведущий: В лицее процветал культ дружбы. Однако в реальности лицеисты распадались на группы, отношения между которыми  порой были весьма конфликтными. Пушкин примыкал к нескольким, но не был безоговорочно принят ни в одну. Можно предположить, что Пушкин ревниво боролся за признание своего поэтического первенства в лицейском кругу. Наиболее тесными  были дружеские связи Пушкина  с Дельвигом, Пущиным, Малиновским и Кюхельбекером. Это была дружба на всю жизнь, оставившая глубокий след в душе Пушкина. Но и здесь не всё было просто.

В дальнейшем, когда Пушкин смотрел на лицейские годы с высоты прожитых лет, всё сглаживалось. Потребность в дружбе «исправляла» память. Именно после разлуки, когда Лицей был за спиной, воспоминания оказались цементом, который с годами всё крепче связывал «лицейский круг».

Отношения с товарищами складывались не просто. Даже самые доброжелательные из них не могли в дальнейшем не упомянуть его глубокой ранимости, легко переходившей в дерзкое и вызывающее поведение.

Нелюбимый ребёнок в семье, рано и неравномерно развивающийся, Пушкин-юноша, видимо, был глубоко не уверен в себе. Это вызывало браваду, молодечество, стремление первенствовать. Дома его считали увальнем - он начал выше всего ставить физическую ловкость, силу, умение постоять за себя.

Глубокой привязанности   к  родителям у Пушкина не было. Однако потребность в такой привязанности, видимо, была исключительно сильна. Это наложило   отпечаток на отношения Пушкина с  людьми  старше его по возрасту. С одной стороны,  он  в любую минуту был  готов взбунтоваться против авторитета, снисходительность или покровительство старших были ему невыносимы. С другой, он тянулся к ним, жаждал их внимания, признание с их стороны было ему необходимо. Он хотел дружбы с ними.

2 ведущий:19 октября до самой смерти  останется у Пушкина самым памятным днём в его жизни. Сколько приятных воспоминаний будет у Пушкина связанно с лицеем. Ну, хотя бы нашумевшая история с «гогель - могелем». История такая: компания воспитанников с Пушкиным, Пущиным и Малиновским во главе, устроили тайную пирушку. Достали бутылку рома, яиц, натолкли сахару, принесли кипящий самовар, приготовили напиток «гогель-могель» и стали распивать. Одного из товарищей Тыркова,   сильно разобрало от рома, он начал шуметь, громко разговаривать, что  привлекло внимание дежурного  гувернера, и он доложил инспектору  Фролову. Начались расспросы, розыски. Пущин, Пушкин и Малиновский объявили, что это их дело и что они одни виноваты. Фролов немедленно донёс о  случившемся  исправляющему должность  директора профессору Гауэншильду,  а тот  поспешил  доложить самому  министру Разумовскому. Переполошившийся министр приехал из Петербурга, вызвал  виновных, сделал им  строгий  выговор  и  передал дело на рассмотрение конференции. Конференция постановила: 1.Две недели стоять во время утреней  и вечерней молитвы.2.Сместить виновных  на последние места  за  обеденным  столом.3. Занести фамилии их, с прописанием виновности  в книгу,  которая должна иметь влияние при выпуске. Но при выпуске лицеистов, директором  был уже не бездушный карьерист Гауэншильд, а благородный Энгельгард. Он ужаснулся и стал доказывать своим сочленам недопустимость того, чтобы давнишняя шалость, за которую тогда же было взыскано, имела влияние и на будущность  провинившихся.  Все тотчас же согласились с его мнением, и дело сдано было в архив.

3 ведущий: Историю с «гогель-могелем» имеет в виду Пушкин в своём послании к Пущину.

                       Помнишь ли, мой брат по чаше,

                       Как в отрадной тишине

                       Мы топили горе наше

                       В чистом пенистом вине?

                       Помнишь ли друзей шептанье

                       В круг бокалов пуншевых,

                       Рюмок грозное молчанье,

                       Пламя трубок грошовых?

                       Закипев, о, сколь прекрасно

                       Токи дымные текли!

                       Вдруг педанта глас ужасный

                       Нам послышался в дали,-

                       И бутылки вмиг разбиты,

                       И бокалы все в окно,

                       Всюду    по полу разлиты

                       Пунш и светлое вино.

                       Убегаем торопливо…

4 ведущий: Высокие чувства любви и дружбы неизменно сопутствуют Пушкину, не дают ему впасть в отчаянье. Любовь для Пушкина - высочайшее напряжение всех душевных сил. Как бы ни был человек подавлен и разочарован, какой бы мрачной ни казалось ему действительность, приходит  любовь - и мир озаряется новым светом.

 4ведущий: Лицей был закончен – детство прошло. Началась жизнь. Расставание с детством и вступление во «взрослую» жизнь воспринималось Пушкиным, рвущимся из Лицея, торжественно.

 (звучит музыка П. И.Чайковского « Времена года», на экране – Царскосельский Лицей, друзья  А.С.Пушкина).

       

1 ведущий: Роняет лес багряный свой убор,

                     Сребрит мороз увянувшее поле,

                     Проглянет день как будто поневоле    

                     И скроется за край окружных гор.

                     Пылай, камин, в моей пустынной келье;    

                     А ты, вино, в осенней стужи друг,

                     Полей мне в грудь отрадное похмелье,

                     Минутное забвенье горьких мук.

                     Печален я: со мною друга нет,

                     С кем долгую запил бы я разлуку,

                     Кому бы мог пожать от сердца руку

                     И пожелать весёлых много лет.

 

2 ведущий:Я пью один; вотще воображенье

                    Вокруг меня товарищей зовёт;

                    Знакомое не слышно приближенье,

                    И милого душа моя не ждёт.

                    Друзья мои, прекрасен наш союз!

                    Он, как душа, неразделим и вечен-

                    Неколебим, свободен и беспечен,

                    Срастался он под сенью дружных муз.

                    Куда бы нас ни бросила судьбина

                    И счастие куда ни повело,

                    Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

                    Отечество нам Царское Село.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа (музейного часа) «Бородинский бой»

Пояснительная записка (для педагога)Автор материала (ФИО)Майгорова  Дарига СанзасбаевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель-дефектологОбразовательное учреждениеГосударственное Б...

Друзья мои, прекрасен наш союз! Методическая разработка классного часа

Классный час Тема:  Друзья  мои, прекрасен наш союз! Цели:     -расширять знания учащихся о лицейских годах А.С.Пушкина,     -развивать умен...

Друзья мои, прекрасен наш союз! Методическая разработка классного часа

Классный час Тема:  Друзья  мои, прекрасен наш союз! Цели:     -расширять знания учащихся о лицейских годах А.С.Пушкина,     -развивать умен...

Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"

План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...

Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"

РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...