Друзья мои, прекрасен наш союз! Методическая разработка классного часа
классный час по литературе (10 класс) на тему
Классный час. Тема: Друзья мои, прекрасен наш союз!
Цели:
-расширять знания учащихся о лицейских годах А.С.Пушкина,
-развивать умения выразительного чтения,
-воспитывать любовь и гордость к русской поэзии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pushkin.docx | 24.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 21»
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Методическая разработка классного часа
Составитель: преподаватель литературы Збродько В.Г.
г. Новокузнецк
Классный час
Тема: Друзья мои, прекрасен наш союз!
Цели:
-расширять знания учащихся о лицейских годах А.С.Пушкина,
-развивать умения выразительного чтения,
-воспитывать любовь и гордость к русской поэзии.
КМО: а/м – П.И.Чайковский «Времена года», портреты А.С.Пушкина.
Место проведения: актовый зал «ПЛ -21»
Автор разработки: преподаватель литературы Збродько В.Г.
Новокузнецк
Друзья мои, прекрасен наш союз!
(звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года», на экране портрет А.С.Пушкина)
Сказочница: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Первая девица: «Кабы я была царица,-
Сказочница: Говорит одна девица,-
Первая девица: То на весь крещёный мир,-
Приготовила б я пир».
Вторая девица: «Кабы я была царица,-
Сказочница: Говорит её сестрица,-
Вторая девица: То на весь бы мир одна,-
Наткала б я полотна».
Третья девица: «Кабы я была царица.-
Сказочница: Третья молвила сестрица,-
Третья девица: Я б для батюшки – царя
Родила б богатыря».
Сказочница: Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
Царь: Здравствуй, милая девица,-
Говорит он,- будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы, голубушки- сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха.
Преподаватель: Кто не знает автора этой сказки?
В июне, когда земля ещё яблоневого цвета, родился Пушкин. Глубокой зимой, когда земля покрыта снегами, Пушкина не стало.
Чем дальше от нас он по рождению, тем ближе к нам и современнее. Не одно поколение людей постигло ту простую истину, что русский человек неотделим от Пушкина во всей своей жизни, в мыслях, делах. Заменить великого поэта нельзя, но сохранить память о нём - это наш долг, наша обязанность.
Тема нашего классного часа: лицейские годы Пушкина. «Друзья мои, прекрасен наш союз!
1 ведущий: Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня(26 мая по старому стилю) 1799г в Москве. Отец его, Сергей Львович(1771- 1848), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. От имений предков (в Нижегородской губернии) до него дошло немного; но и дошедшее он проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами; служил он в Московском комиссариате, но службой не был озабочен. Среди его знакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрёл известность как поэт. В доме Пушкина интересовались литературой, а сам Сергей Львович был поклонником французских классиков и сам пописывал французские и русские стихи, которые, впрочем, были известны только знакомым и родственникам. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, урождённая Ганнибал, происходила от Ганнибала, Петровского «арапа», изображённого в романе Пушкина.
2 ведущий: Его брат писал впоследствии о детских годах Александра: « До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме.
Страсть к поэзии появилась в нём с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Вообще воспитание его мало заключало в себе русского. Он слышал один французский язык; Гувернер был француз, впрочем, человек неглупый и образованный; библиотека его отца состояла из одних французских сочинений. Ребёнок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою».
3 ведущий: В 1810 году возник проект устройства привилегированного учебного заведения - Лицея в Царском Селе, при дворце Александра первого. Пушкин, обладавший влиятельными знакомствами, решил определить туда своего сына Александра. В июне 1811г. Александр со своим дядей поехал в Петербург, благодаря имеющимся связям, Пушкину было обеспечено поступление. 12 августа он выдержал вступительный экзамен. 19 октября был торжественно открыт лицей и с этого дня началась лицейская жизнь Пушкина. Лицей был закрытым учебным заведением, в него было принято всего 30 учеников. Это были дети средних малообеспеченных дворян, обладавших служебными связями.
4ведущий: Лицей помещался в Царском Селе - летней императорской резиденции, во флигеле Екатерининского дворца. Уже само месторасположение делало его как бы придворным учебным заведением.
1 ведущий: В лицее процветал культ дружбы. Однако в реальности лицеисты распадались на группы, отношения между которыми порой были весьма конфликтными. Пушкин примыкал к нескольким, но не был безоговорочно принят ни в одну. Можно предположить, что Пушкин ревниво боролся за признание своего поэтического первенства в лицейском кругу. Наиболее тесными были дружеские связи Пушкина с Дельвигом, Пущиным, Малиновским и Кюхельбекером. Это была дружба на всю жизнь, оставившая глубокий след в душе Пушкина. Но и здесь не всё было просто.
В дальнейшем, когда Пушкин смотрел на лицейские годы с высоты прожитых лет, всё сглаживалось. Потребность в дружбе «исправляла» память. Именно после разлуки, когда Лицей был за спиной, воспоминания оказались цементом, который с годами всё крепче связывал «лицейский круг».
Отношения с товарищами складывались не просто. Даже самые доброжелательные из них не могли в дальнейшем не упомянуть его глубокой ранимости, легко переходившей в дерзкое и вызывающее поведение.
Нелюбимый ребёнок в семье, рано и неравномерно развивающийся, Пушкин-юноша, видимо, был глубоко не уверен в себе. Это вызывало браваду, молодечество, стремление первенствовать. Дома его считали увальнем - он начал выше всего ставить физическую ловкость, силу, умение постоять за себя.
Глубокой привязанности к родителям у Пушкина не было. Однако потребность в такой привязанности, видимо, была исключительно сильна. Это наложило отпечаток на отношения Пушкина с людьми старше его по возрасту. С одной стороны, он в любую минуту был готов взбунтоваться против авторитета, снисходительность или покровительство старших были ему невыносимы. С другой, он тянулся к ним, жаждал их внимания, признание с их стороны было ему необходимо. Он хотел дружбы с ними.
2 ведущий:19 октября до самой смерти останется у Пушкина самым памятным днём в его жизни. Сколько приятных воспоминаний будет у Пушкина связанно с лицеем. Ну, хотя бы нашумевшая история с «гогель - могелем». История такая: компания воспитанников с Пушкиным, Пущиным и Малиновским во главе, устроили тайную пирушку. Достали бутылку рома, яиц, натолкли сахару, принесли кипящий самовар, приготовили напиток «гогель-могель» и стали распивать. Одного из товарищей Тыркова, сильно разобрало от рома, он начал шуметь, громко разговаривать, что привлекло внимание дежурного гувернера, и он доложил инспектору Фролову. Начались расспросы, розыски. Пущин, Пушкин и Малиновский объявили, что это их дело и что они одни виноваты. Фролов немедленно донёс о случившемся исправляющему должность директора профессору Гауэншильду, а тот поспешил доложить самому министру Разумовскому. Переполошившийся министр приехал из Петербурга, вызвал виновных, сделал им строгий выговор и передал дело на рассмотрение конференции. Конференция постановила: 1.Две недели стоять во время утреней и вечерней молитвы.2.Сместить виновных на последние места за обеденным столом.3. Занести фамилии их, с прописанием виновности в книгу, которая должна иметь влияние при выпуске. Но при выпуске лицеистов, директором был уже не бездушный карьерист Гауэншильд, а благородный Энгельгард. Он ужаснулся и стал доказывать своим сочленам недопустимость того, чтобы давнишняя шалость, за которую тогда же было взыскано, имела влияние и на будущность провинившихся. Все тотчас же согласились с его мнением, и дело сдано было в архив.
3 ведущий: Историю с «гогель-могелем» имеет в виду Пушкин в своём послании к Пущину.
Помнишь ли, мой брат по чаше,
Как в отрадной тишине
Мы топили горе наше
В чистом пенистом вине?
Помнишь ли друзей шептанье
В круг бокалов пуншевых,
Рюмок грозное молчанье,
Пламя трубок грошовых?
Закипев, о, сколь прекрасно
Токи дымные текли!
Вдруг педанта глас ужасный
Нам послышался в дали,-
И бутылки вмиг разбиты,
И бокалы все в окно,
Всюду по полу разлиты
Пунш и светлое вино.
Убегаем торопливо…
4 ведущий: Высокие чувства любви и дружбы неизменно сопутствуют Пушкину, не дают ему впасть в отчаянье. Любовь для Пушкина - высочайшее напряжение всех душевных сил. Как бы ни был человек подавлен и разочарован, какой бы мрачной ни казалось ему действительность, приходит любовь - и мир озаряется новым светом.
4ведущий: Лицей был закончен – детство прошло. Началась жизнь. Расставание с детством и вступление во «взрослую» жизнь воспринималось Пушкиным, рвущимся из Лицея, торжественно.
(звучит музыка П. И.Чайковского « Времена года», на экране – Царскосельский Лицей, друзья А.С.Пушкина).
1 ведущий: Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, в осенней стужи друг,
Полей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.
Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать весёлых много лет.
2 ведущий:Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовёт;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждёт.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен-
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка классного часа (музейного часа) «Бородинский бой»
Пояснительная записка (для педагога)Автор материала (ФИО)Майгорова Дарига СанзасбаевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель-дефектологОбразовательное учреждениеГосударственное Б...
Друзья мои, прекрасен наш союз! Методическая разработка классного часа
Классный час Тема: Друзья мои, прекрасен наш союз! Цели: -расширять знания учащихся о лицейских годах А.С.Пушкина, -развивать умен...
Друзья мои, прекрасен наш союз! Методическая разработка классного часа
Классный час Тема: Друзья мои, прекрасен наш союз! Цели: -расширять знания учащихся о лицейских годах А.С.Пушкина, -развивать умен...
Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"
План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...
Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,
В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...
Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"
Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...
Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"
РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...