В.Г.Распутин "Прощание с Матёрой". Философский, символический и экологический аспекты повести.
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Гулимова Татьяна Олеговна

Учащиеся анализируют философский, символический и экологические аспекты повести. На уроке используется групповая работа учеников, выборочное чтение. Учащиеся сопоставляют героев произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshchanie_s_matyoroy.docx41.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы

11 класс

с использованием современных образовательных технологий

В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой». Философский, символический и экологический аспекты повести

Гулимова Т.О.

Учитель ГБОУ СОШ № 210

Санкт-Петербург

Задачи урока:

Личностные

  1. совершенствование духовно- нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе;
  2. совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.

Метапредметные

  1. развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;
  2. развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;
  3. развивать умение работать с разными источниками информации.

Предметные

  1. развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;
  2. развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
  3. развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;
  4. развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  5. закрепление умения определять элементы сюжета произведения, роль изобразительно-выразительных средств языка;
  6. закрепление умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней;
  7. закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог
  8. закрепление умения писать сочинение, связанное с проблематикой изученного произведения.

Ход урока

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва,

Как . . . . . . . . пустыня.

И как алтарь без божества.

А.С. Пушкин

Четыре подпорки у человека в жизни:

дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе

править праздники и будни, и земля,

на которой стоит твой дом.

В.Г. Распутин

  1. Постановка задачи урока. Слайд 1

- Анализируя повесть В.Г. Распутина, мы должны выявить философский, символический и экологический аспекты произведения.

     2. Слово о писателе. Слайд 2

       Валентин Григорьевич Распутин родился в крестьянской семье в селе Аталанка Иркутской области. Закончив местную начальную школу, он вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского» — 1973). После школы поступил на историко-филологический факультет (Иркутский государственный университет). В студенческие годы он стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС. В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.Затем последовали: рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976).

3.Образ Матёры

- Каков сюжет повести?

(История затопления расположенного на острове сибирского села Матёры)

- Прочитайте описание Матёры. (2 глава)

- Матёра – матёрый, мать, материк.

Матёрый

  1. полный сил, крепкий, достигший полной зрелости;
  2. опытный, знающий;
  3. неисправимый, отъявленный

МАТЕРЫЙ или матерой, матерущий (по словарю В.И. Даля) - большой, высокий, огромный; толстый, плотный, здоровенный, дородный, дебелый, тучный; взрослый, возмужалый, на возрасте, не малый.

- Если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю историю Матёры?

(Как у людей есть прошлое, есть предки, есть прошлое и у земли. Чем больше знаешь ты знаешь о человеке, о родной земле, тем они ближе тебе и дороже. Гибель Матёры – это тяжёлое время для многих жителей деревни. А тяжёлое время – это время испытаний человека. Характер, душа обнажаются в эти моменты)

- Прочитайте историю Матёры. (1 глава)

- Повесть начинается с описания Матёры весной. Что осталось неизменным, а что поменялось? Какой характер носят это перемены?

4. Атлантида (Рассказ подготовленного ученика) Слайд 3

        Атлантида - известный по преданиям остров-государство. Наиболее подробное описание Атлантиды известно по диалогам Платона Афинского. Показания древних о местоположении Атлантиды неопределенны. По словам Платона, остров находился на западе от Геркулесовых столбов, напротив гор Атланта. Во время сильного землетрясения, сопровождавшегося наводнением, остров был поглощен морем в один день, вместе со своими жителями — атлантами. Платон указывает время катастрофы как «9 000 лет назад», то есть около 9500 г. до н. э.

- Есть ли связь между Атлантидой и Матёрой?

- Как погибла Атлантида?

(Люди стали эгоистичнее, более алчными.)

- Почему судьбу Матёры можно сравнить с судьбой Атлантиды?

(Строительство ГЭС привело к затоплению Матёры)

- Жители Матёры похожи на атлантов? (нет)

5. Иркутская ГЭС (Рассказ подготовленного ученика) Слайд 4

Экологические последствия

        Иркутское водохранилище затопило участок Ангары от истока до створа Иркутской ГЭС, а также повысило уровень Байкала, по разным данным, на 0,8—1,2 м (что вызвало затопление и подтопление свыше 550 км² земель по берегам озера). Годовой ход уровней водохранилища в целом близок к естественному ходу колебаний уровня Байкала. Влияние ГЭС проявляется в некотором увеличении амплитуды колебаний уровня и сдвиге в сторону запаздывания сроков наибольшей сработки и наполнения водоёма. Создание водохранилища активизировало процессы берегопереработки, как на речном участке водохранилища (масштаб размывов на отдельных участках достигает 150 м в глубину), так и на побережье озера Байкал. Зафиксированы изменения в режиме перемещения наносов, разрушение некоторых пляжей, повышения уровня грунтовых вод в низменных участках (главным образом в дельтах впадающих в Байкал рек). После подъёма уровня воды в Байкале было зафиксировано сокращение популяции бычка-желтокрылки, что сказалось и на популяции омуля; к настоящему времени численность желтокрылки восстановилась. Отмечается, что экосистема озера постепенно приспособилась к произошедшим изменениям]. В результате подъёма уровня воды в истоке Ангары была затоплена большая часть скалы «Шаман-камень», над поверхностью воды осталась лишь её верхняя часть.

6. Отношение к «малой родине», к Матёре (дом. задание по группам)

1 группа

- Как относятся к происходящему? Дарья (гл. 14), Настасья (гл. 7)

2 и 3 группы

- Как относятся молодые к происходящему? Петруха (гл.2), Павел (гл. 9,22), Андрей (гл. 12), Клавка Стригунова (гл. 13), санитарные бригады (гл. 3), Воронцов (гл. 3)

4 группа

- Почему Дарья вспоминает родителей? Что Дарья думает о человеке?(гл. 4)

- Прочитайте сцену, когда в конце повести Дарья приходит на кладбище. Почему в этом эпизоде много вопросов? (гл. 18)

Просмотр эпизода «На кладбище» из фильма. Приложение

- Какова история жизни Дарьи? (гл. 5) Зачем автор её рассказывает читателям?

5 группа

- Каковы точки зрения Дарьи и её внука Андрея на место человека в мире? (гл. 12)

- В чём суть спора Дарьи и Андрея в 13 гл.?

- О чём больше всего горюет Дарья при отъезде Андрея? (гл. 15)

«Старики»

«Молодёжь»

Отношение к «малой родине»

Дарья любовно, бережно относится к родному месту – Матёре. Здесь всё для неё родное – она не мыслит своей жизни без Матёры.

Павел и Андрей (сын и внук Дарьи) перебрались в город, оторвались от корней. Павел не чувствует «какого-то сильного, надрывного чувства», когда видит пожар родной избы.

Петруха сжёг родной дом, чтобы побыстрее получить за него деньги.

Отношение к предкам

Дарья в самое трудное время идёт на могилу родителей, просит у них совета. Дарья хочет перевезти с собой в городской посёлок могилы родителей. Мудрым афоризмом звучат её слова: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет и жизни».

Павел, занятый делами, так и не перевёз могилы. Андрею вообще эта идея кажется странной. Он не понимает, серьёзно говорит бабушка или нет.

Петруха оставляет мать без дома и без средств к существованию. Катерина вынуждена искать приют у подруги.

Отношение к природе

Дарья: «Поцарюет – поцарюет и загорюет». Человек и природа слиты воедино.

Андрей: «Человек – царь природы». Человек оторван от природы.

Вывод

       Столкновение «отцов» и «детей» переходит в столкновение добра и зла, нравственной чистоты и нравственного оскудения, убожества. Мы понимаем, что писатель сокрушается не просто о том, что старое сменяется новым, а о том, что уходит или может уйти навсегда, о потере нравственности, которую нельзя будет восполнить. В этом заключается философский смысл повести.

- Какие противопоставленные образы можно выявить в повести? Слайд 5

  • жители Матёры – представители власти
  • природа – цивилизация
  • деревня – город

- Какой вывод можно сделать на основе этих сопоставления этих образов?

7. Стихотворение Станислава Куняева «Валентину Распутину»


                                               На родине, как в космосе, не счесть
                                               Огня и леса, камня и простора,
                                               Всё не вместишь, не потому ли есть
                                               У каждого из нас своя Матёра,
                                               Своя Ока, где тянет холодок
                                               В предзимний день от влаги загустевшей,
                                               Где под ногой еще хрустит песок,
                                               Крупнозернистый и заиндевевший...
                                               Прощай, Матёра! Быть или не быть
                                               Тебе в грядущей жизни человечьей -
                                               Нам не решить, но нам не разлюбить
                                               Твоей судьбы, непостижимо вещей.
                                               Я знаю, что необозрим народ,
                                               Что в нём, как в море, света или мути,
                                               Увы, не счесть... Да будет ледоход,
                                                Да будут после нас иные люди!
                                                Прощай, Матёра, боль моя прощай,
                                               Прости, что слов заветных не хватает,
                                               Чтоб вымолвить всё то, что, через край
                                               Переливаясь, в синей бездне тает...
- О чем это стихотворение? Почему автор говорит: «У каждого из нас своя Матера»? (Матера – символ «малой родины» человека, символ совести и нравственной чистоты людей).

8. Символический аспект повести

- Итак, мы заговорили о символах. А что такое «символ»?

(Знак, предмет, образ , несущий определенную смысловую нагрузку).

- Посмотрим, какие символы есть в повести «Прощание с Матерой» и попытаемся разобраться, что они означают.

- В чём символическое значение образа Ангары? (гл. 4) Описания сенокоса? (гл. 11) Сцены уборки избы? (гл. 20)

- Каково символическое значение образа огня? (гл. 8, 18, 22) Образа лиственя? (гл. 19) Образа хозяина? (гл. 6)

Образ огня (Рассказ подготовленного ученика) Слайд 6

Огонь является символом торжества света и жизни над смертью и мраком. Огонь – это символ очищения и домашнего богатства, обновления и рождения в новом воплощении. (Феникс - умирая, сгорает и рождается вновь из пепла молодым и красивым).
Огонь можно разделить на две составляющие - свет и жар. Если первое понятие отвечает за интеллект, эмоции, то второй - за тепло и уют, благополучие.
Пламя также очень тесно связано с таким символом, как сердце (горящее сердце Данко, что осветило путь его племени во мраке), огонь - это символ любви, страсти, пламенеющего от любви сердца.
Огонь также является олицетворением истины, знания. Он без колебания расправляется с ложью, невежеством и прочими человеческими пороками. Крещение огнем символизирует возвращение к первоначальной чистоте, избавление от всего темного в душе.
Самым распространенным символом огня является саламандра. Это животное, являясь ярким представителем этой стихии, стало уже своеобразным знаком стихии огня. Она символизирует его бесконечную подвижность и непостоянство. В древних трактатах рассказывается, что саламандра обитает в огне и дает умные советы тем, кто к ней обращается. Огонь способен разрушить любые формы, редкое явление при этом неподвластно его разрушающей силе. Но огонь это не только разрушение, но и очищение. Своей силой он способен очищать помещения и предметы от негатива, накопленного в них, поэтому его очень часто наряду с водой используют для очищения амулетов, а также для их зарядки его силой.
Из огненных символов известен также символ женщины со змеей в груди и в пламени огня - символ огня на Востоке.
В алхимии огонь является знаком стадии беления (при температуре от 100 до 300 градусов). На этой стадии из любого вещества происходит удаление всего негативного и загрязняющего, идет очищение.

Образ лиственя (Рассказ подготовленного ученика) Слайд 7

         Дерево в народной культуре славян - объект поклонения. В древнерусских памятниках 11-17 вв. сообщается о поклонении язычников "рощениям" и "древесам", о молениях под ними. О существовании у славян в древности священных рощ упоминают хронисты. Судя по всему, это были, как правило, обнесенные оградой участки леса. В этих местах почитание деревьев сочеталось порой с элементами христианского культа. Внутри рощи находилась какая-нибудь святыня - дерево, часовня, крест и др. Рощи считались заповедными, в них не рубили деревьев, не собирали хворост. В дни престольных праздников там совершались крестные ходы.

K категории почитаемых и священных деревьев относились и отдельные деревья, особенно старые, одиноко растущие в поле или вблизи целебных источников, а также такие, с которыми связано явление чудотворных икон. K этим деревьям приходили люди, чтоб избавиться от болезней, сглаза, бесплодия и др. Они приносили дары и жертвы (вывешивали на деревьях полотенца, одежду, лоскуты), молились, прикасались к деревьям. Через дупла и расщелины таких деревьев пролезали больные, как бы оставляя за пределами этого отверстия свои болезни.

   Вблизи священных деревьев совершались различные обряды. У южных славян практиковался обычай "венчать" молодых вокруг дерева (или предварять этим действом обряд венчания).

Старому дереву лесного орешника - при отсутствии священника - можно было исповедаться: став на колени и обхватив его руками, человек каялся в грехах просил у дерева прощения.

Дубы, вязы и другие крупные деревья относились к заповедным. Запрещалось рубить их и наносить вообще какой-нибудь вред. Нарушение этих запретов приводило к смерти человека, мору скота, неурожаю. Такие деревья считались покровителями окрестностей - сел, домов, колодцев, озер, охраняли от града, пожаров, стихийных бедствий.

В славянской мифологии и фольклоре известен образ дерева, являющий собой центр мироздания. Такое дерево соотнесено со всеми тремя мирами. Подземным, земным и верхним - небесным и соединяет их.

Дерево как метафора дороги, как путь, по которому можно достичь загробного мира - общий мотив славянских поверий и обрядов, связанных со смертью.

Характерны представления о посмертном переходе души человека в дерево.

Дерево, как и растение вообще, соотносится с человеком по внешним признакам: ствол - туловище, корни - ноги, ветки - руки, соки - кровь и т.п. Есть "мужские" и "женские" деревья (береза - березун, дубица - дуб), отличающиеся и по форме: у березы ветки распускаются в стороны, у березуна - вверх.

При рождении ребенка для него сажают дерево, веря, что ребенок будет расти так же, как и развивается это дерево. Вместе с тем, в некоторых поверьях, рост такого дерева вызывает истощение человека и приводит его к гибели. Посему старались не сажать крупных деревьев около дома. Южные славяне не сажали орешник, веря, что когда его ствол сравняется с шеей человека его посадившего, то он умрет.

Хозяин (Рассказ подготовленного ученика)

      Хозяин острова – маленький, чуть больше кошки, ни на кого не похожий зверёк. Он является добрым духом острова. Никто его не видел и не встречал, кроме Дарьи Пинигиной. Когда Дарья, отдав свою избу на сожжение, уходит, чтобы не видеть этого, рядом с ней бежит и заглядывает ей в глаза маленький, ни на кого не похожий зверёк. Хозяин знает все, что происходит в его владениях. Видит он и будущее: что Петруха сожжёт свою избу, что Богодул закончит свою жизнь на Матерее, что скоро оборвется исконный порядок вещей. Хозяин кружит над островом в надежде заворожить его и защитить от беды. В конце повести Хозяин вместе с Матерой уходит в неизвестность.

   В народных поверьях говорится о добрых духах – покровителях. Например, дом охраняет Домовой, баню – Банник, лес – Леший и т.д. По образу этих духов Распутин создал своего Хозяина – покровителя Матеры.

Матёра – деревня, остров на Ангаре, родная земля, родина, мать.

9. Итоги

- Прочитайте мнение автора о связи поколений. (гл. 13)

- Как вы понимаете смысл финала повести?

  1.  Слово учителя. Слайд 8

 Символы помогают нам понять авторский замысел. Мы видим, какую дополнительную смысловую нагрузку несут образы огня, дерева, острова.

   В повести много традиционных символов, однако иногда они приобретают иное звучание. Образ весны знаменует не начало расцвета, не пробуждение, а последнюю вспышку жизни.

   Символичен образ Дома. Он изображен одухотворенным, живым. Перед неизбежным пожаром Дарья убирает Дом, как убирают покойника перед похоронами.

   Трагическим завершением повествования является ощущение конца света; герои, оставшиеся последними на острове, чувствуют себя «неживыми», брошенными в разверстой пустоте».

   Вот такой глубокий подтекст спрятан в повести «Прощание с Матёрой».

 Кроме философских вопросов Распутин поднимает и актуальнейшую проблему наших дней – экологическую. Это касается не только нашей страны. Все человечество волнует вопрос: каковы будут последствия научно- технического прогресса, цивилизации в целом? Глобальные проблемы, поднятые писателями, исследуются учёными, принимаются во внимание практиками. Сейчас уже ясно, что главная задача человечества – сохранить жизнь на Земле.

- Как вы думаете, от чего зависит отношение человека к природе?

(От воспитания, от любви к родине, от уважения к самому себе и другим людям).

- Есть такой термин «экология души». Как вы его понимаете?

(Охрана нравственной, духовной чистоты людей).

- Связаны ли между собой экология природы и «экология души»?

(Да. Если человек осознает себя частичкой народа, общества, истории, чувствует благодарность к предкам и ответственность за потомков, он будет пытаться сохранить Землю, родину, дом для них.)

 Писатель изначально ставит в своем произведении проблемы духовные, влекущие за собой проблемы материальные.

 Завершая сегодняшний урок по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой", попытаемся, каждый для себя, выделить главное: что нам дала встреча с Матёрой? Заставила ли задуматься над вопросами нравственности: о бережном отношении к малой родине, Родине, об отношении к предкам, о назначении человека; или же вас больше взволновала экологическая проблема? Тем не менее произведение Распутина – кладезь мудрых мыслей, бесконечный поиск ответов на философские вопросы. Я уверена, что ни один из вас не остался равнодушен к героям повести Распутина.

  1. Высказывания о природе. Слайд 9

- Какое высказывание подходит к повести больше всего? Аргументируйте своё мнение.

  • Управлять природой можно, лишь подчиняясь ей. Ф.Бэкон
  • Леса учат человека понимать прекрасное. А.Чехов
  • Приходя в гости к природе, не делай ничего, что счел бы неприличным делать в гостях. Д.Армонд
  • Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник, человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных нитей. И. Тургенев
  • Поведение человека в природе - это и зеркало его души. К.Зелинский
  • В лесных делах не может быть равнодушия. Народу нашему вечно жить на этой земле. Л.Леонов
  • Вступи в зелёный нерушимый храм,
    Под неба ясного всевидящие своды,
    Смиренно оглядись по сторонам,
    Проникнись вечной святостью природы. В.Сааду

12. Домашнее задание

1) Подготовиться к сочинению по повести Распутина «Прощание с Матерой! (составить развернутый план)

Список литературы

  1. Распутин В.Г. Прощание с Матёрой. – М. «Молодая гвардия», - 1980.
  2. Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс 2 полугодие, - М.: ВАКО, 2008.
  3. ru.wikipedia.org/wiki/Распутин, Вал.
  4. rus-vost.irk.ru/stixi-posvyashhenny.
  5. librero.ru/article/myth/org/ cim/
  6. belovlas.narod.ru/medieval/slavian-...
  7. ru.wikipedia.org/wiki/Всемирный пот.
  8. ru.wikipedia.org/wiki/Атлантида.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

экологический аспект современного образования

опыт работы по экологическому воспитанию...

Экологический аспект в преподавании русского языка и литературы

Данный материал будет полезен педагогу-словеснику.Он позволяет проводить уроки,обогащая ученика не только лингвистическими знаниями,но  прививает основы экологического воспитания школьника....

Экологический аспект в преподавании русского языка и литературы

Данный материал будет полезен педагогу-словеснику.Он позволяет проводить уроки,обогащая ученика не только лингвистическими знаниями,но  прививает основы экологического воспитания школьника....

Экологический аспект в преподавании русского языка и литературы

Данный материал будет полезен педагогу-словеснику.Он позволяет проводить уроки,обогащая ученика не только лингвистическими знаниями,но и   прививая основы экологического воспитания....

«Философско – символический смысл пейзажа в стихотворении «Листья» Ф.И.Тютчева».

В 1830, в год  написания стихотворения "Листья", Тютчеву было 27 лет. Стихотворение относится к пейзажно-философской лирике. Философскую основу мировоззрения поэта составляет особое отн...

Философско-мировоззренческие и метапредметные аспекты школьного курса информатики в условиях реализации ФГОС

Информация – одна из основных фундаментальных категорий бытия, а информационные процессы, среди которых одним из наиболее практически значимых является процесс управления, протекают во всех обла...