«Философско – символический смысл пейзажа в стихотворении «Листья» Ф.И.Тютчева».
занимательные факты по литературе (10 класс) на тему
В 1830, в год написания стихотворения "Листья", Тютчеву было 27 лет. Стихотворение относится к пейзажно-философской лирике. Философскую основу мировоззрения поэта составляет особое отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Философско – символический смысл пейзажа в стихотворении «Листья» Ф.И.Тютчева».
Федор Иванович Тютчев был потомком старинного дворянского рода. Детские годы Ф.И.Тютчева прошли в деревне среди великолепных пейзажей русской природы, возможно, именно поэтому он сумел так чутко, нежно и реалистично описать природные изменения в своих стихотворениях. Большую роль сыграл его учитель, молодой поэт – переводчик С. Раич, он занимался домашним образованием Ф.И.Тютчева, он поощрял первые стихи и воодушевлял будущего поэта. Первые стихи Ф.И.Тютчева были опубликованы в журнале С.Раича «Галатея». Уже тогда Ф.И.Тютчев произвел впечатление в литературных кругах и показал зрелость своего таланта. Ф.И.Тютчев двадцать два года прожил в Мюнхене, здесь он женился, здесь же он познакомился с философом Шеллингом. Знакомство с известным философом сыграло большую роль в жизни поэта, оказало большое влияние на его творчество. Шеллинг понимал природу как закономерное единство противоположностей. Эта концепция нашла отражение и в творчестве Ф.И.Тютчева, она поможет проанализировать лирическое стихотворение «Листья».
В 1830, в год написания стихотворения "Листья", Тютчеву было 27 лет. Стихотворение относится к пейзажно-философской лирике. Философскую основу мировоззрения поэта составляет особое отношение к природе. Страстная любовь к жизни и постоянная внутренняя тревога заставляли Ф.И.Тютчева трагически воспринимать действительность. Поэт думает о кратковременности человеческого бытия, и это заставляет его всматриваться в природу, в которой он видит реальность, обладающую способностью вечно обновляться.
Ф.И.Тютчев стремится уловить душу природы, понять ее язык, раскрыть тайные мысли. Природа прекрасна, необъятна и непостижима. Человек – мал, слаб и смертен. Но сила человека – в беспрерывных, неистощимых попытках познания, в том числе и с помощью искусства. Он учится у природы видеть красоту, неповторимость моментов, пытается постигнуть смысл бытия через ощущения природы. Тютчевский человек временами испытывает чувство абсолютного единства с миром природы. В стихотворении «Листья» поэт сравнивает жизнь листьев с жизнью человеческой. Он показывает ее в начале жизни – это маленькие, робко проступающие зеленые клейкие листочки. В буйном цветении молодости – сильные полные жизни листья противостоят ветрам, солнцу и другим невзгодам. Но вместе с тем, они познают все радости жизни: цветут и блестят, играют с лучами, купаются в росе – наслаждаются всем, что может дать жизнь. Красоту увядания в старости – перед тем, как высохнуть и исчезнуть, они поражают нас буйством красок, насыщенностью цветов. Листья не желают просто висеть и желтеть, они хотят на прощание сделать что-то потрясающее. Да они поблекнут, завянут, умрут, но уйдут они, восхищая окружающих, оставляя о себе след в памяти. Ф.И.Тютчев доносит мысль о том, что гибель без борьбы ужасна, трагична. В отличие от человеческой жизни, природа просто засыпает, а весной с новой силой проявится жизнь листьев. Эта особенность и привлекает Ф.И.Тютчева, заставляет задуматься о смысле бытия, отсюда и идет сравнение жизни человека с жизнью природы. Поэт считает, что подлинное бытие имеет лишь природа: она жива сама по себе и одушевлена.
В стихотворении листья противопоставляются иглам сосен и елей. Сосны и ели предстают в состоянии зимней мертвой спячки даже летом, поскольку они не подвержены никаким изменениям. Их «тощая зелень» противопоставляется сочной, блистающей в солнечных лучах и росе листве лета. Ощущение бездушной статичности хвойных деревьев усиливается эмоциональным сравнением их игл с ежовыми. Зелень, которая «ввек не желтеет, но ввек не свежа», похожа на мумию. Иглы вечные, но их жизнь не интересна, не наполнена никакими событиями, они не могут совершить безумного поступка, как листья. В представлении автора иглы не растут, а «торчат», словно их не питают через корни соки земли, а кто-то механически воткнул, как иглы, в землю. Поэт лишает их даже намека на жизнь и движение. Так и некоторые люди не могут за всю свою жизнь совершить ни одного невероятного поступка – они мертвы для жизни. Ф.И.Тютчев показывает закономерное единство противоположностей не только в природе, но он говорит о том, что и в человеческой жизни имеет место противоположность. Есть люди, похожие на иглы сосен, для которых вечный покой, тишина, статичность – являются смыслом бытия. Люди, похожие на листья никогда не стоят на месте, они не могут жить без взлетов и падений, для них движение – это жизнь. Поэт считает, что тихая, спокойная жизнь без попыток изменить что-либо – бессмысленна. Только тот, кто стремится чего-нибудь достигнуть , пусть и совершая при этом ошибки, способен на рискованные поступки, живет полноценной жизнью, сможет познать жизнь и удовлетвориться ею, может считать, что он не зря жил.
Несмотря на свои молодые годы (а тогда ему было 27) Ф.И.Тютчев представляет себя внутри стариком, поэтому пишет о том, что он и его ровесники - "легкое племя", жизнь которого кратковременна. По мнению молодого Тютчева, старость и немощность невозможно победить, однако жизнь в пожилом возрасте теряет не только свою красоту, но и смысл. Ф.И.Тютчев видит в финале любой жизни лишь траур и разочарование и всячески сопротивляется тому, чтобы самому его пережить. Он говорит: "Сорвите, умчите, мы ждать не хотим, летите, летите! Мы с вами летим!", - отношение молодого Тютчева к старости. Сочиняя это произведение, Ф.И.Тютчев был уверен, что смерть настигнет его глубоко молодым, и он не познает всех "мук" и "страданий" пожилого возраста. Его не покидала надежда на внезапную смерть, дабы не сожалеть о столь короткой жизни.
Таким образом, проанализировав стихотворение Ф.И.Тютчева «Листья», мы приходим к выводу, что это не только замечательное произведение искусства, но и гениальная попытка трансформировать картину природы в эмоциональные переживания. Основная мысль – философское понимание того, что даже вечное бытие только тогда имеет смысл, когда каждый миг наполнен мимолетной, яркой, необычной, дерзкой красотой.
Список литературы:
- Лебедев Ю. В. Литература. Практикум. 10 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/Ю. В. Лебедев, А. Н. Романова. – М.: Просвещение, 2010.
- Сухих И.Н. Русский язык и литература: Литература (базовый уровень): учебник для 10 класса: среднее общее образование: в 2ч. Ч.1/ И.Н.Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 240 с.
- Тютчев Ф.И. «Как сердцу высказать себя…»: избранная поэзия – М.: Вагриус, 2008. – 368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерская "Сравнительный анализ стихотворения "Молчание" Ф.И.Тютчева и одноимённого стихотворения О.Э.Мандельштама
Мастерская для 11 кл....
Место вишнёвого сада в системе образов пьесы А. Чехова "Вишнёвый сад". Символический смысл названия.
В данной презентации содержится материал по пьесе "Вишнёвый сад", Рассматривается сад - главный персонаж пьесы....
Открытый урок по основам философии Тема:Философская проблема смысла жизни
Цели:- Сформировать понятие о философской проблеме смысла жизни человека, показать жизненную значимость ее решения для каждого человека; познакомить с решениями данной проблемы в рамках различных фило...
Пейзаж в поэтическом мире Ф.И.Тютчева
Урок литературы в 6-ом классе. Заочное путешествие в музей Ф.И.Тютчева....
В.Г.Распутин "Прощание с Матёрой". Философский, символический и экологический аспекты повести.
Учащиеся анализируют философский, символический и экологические аспекты повести. На уроке используется групповая работа учеников, выборочное чтение. Учащиеся сопоставляют героев произведения....
Конспект урока литературы в 6 классе. Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»(1865 г.). Загадка эпиграфа. Роль пейзажа в стихотворении.
Цели урока: 1. Начать знакомство со стихотворением Н.А. Некрасова «Железная дорога»; дать историко-бытовой комментарий к стихотворению, раскрыть р...
Символический смысл названия пьесы А.Н. Островского «Гроза». Типология образов.
Конспект урока по пьесе А.Н. Островского "Гроза"...