экологический аспект современного образования
методическая разработка по экологии по теме
опыт работы по экологическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
экологический аспект современного образования..doc | 262.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5
628383 г. Пыть-Ях, тел. (34614) 6-50-16
5 микрорайон дом5а
Окружной этап Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост»
«За сохранение и бережное отношение к лесным богатствам»
Экологический аспект современного образования
Опыт работы руководителя
школьного экологического
общества «ИКО»
Сафиной И. .Р.
г. Пыть –Ях
2011
Краткая история проблемы
Погибнуть человечество и природа в целом могут
не только биологически вместе с уничтожением всего
живого, но и духовно, вследствие гибели Культуры...
Академик Д. С. Лихачев
Экологические проблемы, ставшие ныне глобальными, представляют собой новую социальную реальность. Перспективы разрешения экологических проблем зависят не только от уровня развития науки и техники, но и от всеобщей экологической культуры населения, от понимания истоков, сущности и путей решения современной кризисной ситуации.
Основной путь выхода из экологического кризиса – перестройка всего уклада человеческой жизни, переориентация ценностей природы, изменения социальной и экономической политики. Развитие личности происходит, прежде всего, через передачу необходимых качеств от человека к человеку, от поколения к поколению через мир культуры и образования.
В условиях современного экологического кризиса важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Д.А. Медведев о данной проблеме говорит следующее: «Экологические проблемы, возникновение которых обусловлено, прежде всего, социально-экономическими факторами, могут быть решены только образованным населением – гражданами, осознающими свою ответственность перед природой и будущими поколениями. Поэтому вопросы экологического образования, воспитания, формирования экологической культуры выходят сегодня на первый план». В Указе Президента России № 889 от 4 июня 2008 г. также определена необходимость включения в государственные стандарты образования основ экологических знаний.
Таким образом, работа в данном направлении будет способствовать развитию кругозора школьников, их приобщению к мышлению масштабами общества, государства, человечества, участию подрастающего поколения в реальном улучшении окружающей среды, совершенствованию своего образа жизни. А так же социализации учащихся, становлению их гражданственности и активной жизненной позиции.
Следовательно, экологическое образование сегодня занимает приоритетное направление как в государстве в целом, так и непосредственно в образовательном учреждении МОУ СОШ №5 - результаты социологического исследования среди учащихся показали, что школьники готовы заниматься экологической деятельностью. Приложение 1
В Российской Федерации реализуется проекты по защите и сохранению природных ресурсов. Отсюда возникла идея создания и развития экологического клуба с целью формирования экологической культуры у подрастающего поколения, что является новым направлением в рамках муниципального образования средняя общеобразовательная школа №5 г. Пыть – Ях.
Научная новизна и практическая значимость работы:
Интересы столь обширного и влиятельного региона, каким является ХМАО, заслуживают защиты не столько в экономическом и политическом отношениях, сколько в экологическом. Можно провозгласить, что «ХМАО – опорный край державы», именно поэтому благополучие Экологического фонда ХМАО основывается главным образом на воспитании и формировании экологически грамотной личности. Достижению поставленных целей способствует создание условий непрерывного экологического образования, как взаимосвязанного процесса обучения, воспитания и развития личности ответственного человека, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно - значимого компонента образованности человека, осознания неразрывной связи человека с природой.
А для этого необходима организация непрерывного экологического образования и обеспечение широкого экологического просвещения всех групп учащихся с целью формирования экологического мировоззрения и экологической культуры, распространение достоверной экологической информации в средствах массовой информации, издание экологической газеты, учебно-методических пособий экологической направленности; развитие общественных экологических движений детей и подростков.
В данном случае экологическое образование в первую очередь ставит своей задачей воспитание деятельностного отношения к окружающему миру, следовательно ведущим направлением работы является практико-ориентированная деятельность, которая позволяет четко определить проблему, затем изучить её содержание, охватив значительный объем материала, оценить ситуацию, разработать методы решения изученной проблемы. Для достижения этой задачи в содержании предусмотрена практико – ориентированная деятельность воспитанников по экологической оценке окружающей среды, предоставляющая широкие возможности для саморазвития воспитанников, выполнения ими социально значимых проектов, реального улучшения экологического состояния своего окружения, совершенствованию своего образа жизни.
Следовательно, непрерывное экологическое образование носит комплексный многоаспектовый характер, что даёт в целом решать выдвигаемые учебно- воспитательные задачи по формированию экологической культуры и является одним из условий для устойчивого развития общества. Работа в данном направлении будет способствовать развитию кругозора школьников, их приобщению к мышлению масштабами общества, государства, человечества, участию подрастающего поколения в реальном улучшении окружающей среды, совершенствованию своего образа жизни. А так же социализации учащихся, становлению их гражданственности и активной жизненной позиции.
Технология опыта
Технология моего опыта заключается в четкой организации всей системы обучения в урочное и неурочное время, в выборе соответствующих форм, в дифференциации обучения учащихся, определении оптимальных путей сочетания различных форм обучения – общеклассной, групповой, индивидуальной, внеклассной деятельности.
Основой активизации обучения, по – моему мнению является повышение научного уровня школьной экологии и биологии, изучение эколого - биологических объектов и явлений не только на уровне фактов, которые нужно запомнить, а на уровне проникновения в их сущность, т.е. непосредственную дестельность.
У учащихся появляется потребность понять, объяснить новый непонятный факт. Противоречие между потребностью в новых знаниях и знаниями, которыми ученик располагает, движет его мысль. Начинается активная работа мысли: ученик осознал, стоящую перед ним проблему и ищет пути ее решения. Эти познавательные задачи я предлагаю в виде исследовательской и проектной работы. Вопросы и задания подбираю с учетом дифференцированного подхода к каждому ученику, исходя из его индивидуальных способностей, с учетом сформированности у него интереса к предмету.
Я стремлюсь к тому, чтобы знания учеников по экологии и биологии находили применения к объяснению явлений, происходящих в окружающем их мире. Таким образом, у учащихся вырабатывается потребность понять, осмыслить, объяснить, сохранить.
Трудоемкость опыта заключается в подходе к каждому моменту обучения и воспитания ребенка продуманно и в состоянии прогнозировать результаты этого обучения и воспитания. Приоритетным направлением в реализации данной программы является организация проектной и исследовательской деятельности в обучении, где очень важна роль самостоятельных решений ученика, а вот подвести его к ним грамотно и осторожно – должен учитель.
Продуктивность - работа применяемых технологий позволяет максимально использовать потенциальные возможности учащихся , создает предпосылки к дальнейшему использованию знаний, умений и навыков для активного освоения новых способов человеческой деятельности, с учетом экологических знаний и законов сохранения природы.
Обеспечивает:
- ответственное и осознанное отношение к природе, среде своего существования;
- повышенную мотивацию к занятиям биологией, экологией;
- прирост качества знаний, умений и навыков;
- формирование умений самостоятельно конструировать свои знания;
- лучшую ориентацию в учебном материале;
- связь полученных знаний, нравственных принципов с практическими действиями;
- осознанное отношение учеников к выполняемым заданиям;
- личностный рост учащихся и их самореализация через участие в олимпиадах, конкурсах, мероприятиях экологической направленности;
- влияет на выбор будущей профессии учеников.
- выявление одаренных учащихся.
Условия формирования экологической культуры подрастающего поколения.
Началом формирования феномена культуры является уникальность феномена личности как универсального единства возможностей мыслить, желать и мочь. Экологическая культура определяет способы и формы взаимоотношений людей с окружающей средой. За своей сущностью экологическая культура является своеобразным кодексом поведения, которое лежит в основе экологической деятельности. Экологическую культуру составляют экологические знания, познавательные, морально-эстетичные чувства и переживания, предопределенные взаимодействием с природой, экологически целесообразное поведение в окружающей среде.
Современное экологическое воспитание должно быть направленно в будущее, опираться на идеи гармонии природы и человека, путем формирования духовной, моральной, экологически просвещенной личности и создание условий для ее развития и, наконец, стать фактором социальной стабильности общества.
Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология – это не просто наука, это новое мировоззрение. Анализ экологической ситуации на нашей планете свидетельствует о том, что нынешний кризис охватил сферы мышления человека, его экологическое сознание и практическую деятельность. Глобальное уничтожение природы - это лишь побочный результат губительной деятельности общества. Сущность современного экологического кризиса заключается не только в обособлении человека от природы и в конфликте с ней, а в нашем непонимании или в упрямом нежелании постигнуть, что человечество может выжить, лишь сознавая себя неотъемлемой частью природы.
Чтобы достичь существования и гармонического развития человека в биосфере, необходима четкая система соответствующего воспитания. Именно воспитание опирается на культуру, формирует основу духовности и нравственности человека. Экологически воспитанная личность способна понять сущность созданного человечеством, оценить следствия, выбрать варианты выхода из неблагоприятной ситуации. Сегодня, как никогда раньше, необходимо изменение этических парадигм. Развитие экологической культуры детей школьного возраста осуществляется с целью формирования основополагающих экологических понятий в процессе изучения учебных дисциплин и во внеклассной работе, а также ответственного отношения подрастающего поколения к окружающей среде и здоровью человека.
В отличие от простой информированности о состоянии природы, экологическая культура включает не только специальные знания в области экологии, но и эмоционально-ценностное отношение к природе и здоровью человека, отказ от потребительского отношения к природе, а также готовность предпринимать какие-либо меры по сохранению и защите природы. Человек, прежде всего отличается от других видов тем, что взаимодействует с природой через создаваемую им культуру, т.е. человечество в целом, развиваясь, создает на Земле культурную среду благодаря передаче из поколения в поколение своего трудового и духовного опыта. Но, как отмечали классики, «культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно... оставляет после себя пустыню». Отсюда следует, что нарушение экологических законов можно остановить, только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого члена общества через образование, через изучение основ экологии.
Развитие экологической культуры детей школьного возраста осуществляется с целью формирования основополагающих экологических понятий в процессе изучения учебных дисциплин и во внеклассной работе, а также ответственного отношения подрастающего поколения к окружающей среде и здоровью человека.
Но, несмотря на положительные сдвиги в экологическом образовании, перед работниками образовательных учреждений существует немало нерешённых проблем: отсутствие обязательного предмета - экология, проблема создания соответствующей материальной базы, наличие необходимых средств обучения, проблема ответственного и бережного отношения детей к окружающей среде.
Для решения данных проблем мною была разработана программа по непрерывному экологическому образованию «Создание школьного экологического общества «ИКО» - как способа формирования экологической культуры подрастающего поколения», разработаны программы кружков и факультативов по экологическому образованию, а также составлен комплекс требований к оформлению и выполнению научно-исследовательских и проектных по экологии и биологи. По моей инициативе в 2009 был создан школьный экологический клуб «ИКО», разработана структура, герб и план мероприятий данной организации. Приложение 2 Целью «ИКО» является – создание данного общества как важнейшего условия для непрерывного экологического образования, для взаимосвязанного процесса обучения, воспитания и развития личности ответственного человека, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно - значимого компонента образованности человека, осознания неразрывной связи человека с природой. Более подробно Программа школьного экологического общества «ИКО» содержится в приложении 3.
Задач икологического общества:
Образовательные
- сформировать основы экологических знаний,
- дать знания о проблемах окружающей среды,
- способствовать пониманию влияния антропогенных явлений на окружающую природу;
- обучить учащихся методам оценки экологического состояния среды и её отдельных компонентов,
- обучить учащихся умениям наблюдать и оценивать изменения в окружающей среде, пользуясь измерениями и опытами, истолковывая данные и формулируя гипотезы и рабочие определения.
Развивающие
- способствовать развитию любознательности,
- развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания; планировать свою деятельность, работать со справочной литературой, интернет-информацией,
- развивать воображение, творческие способности, волевые качества (активность, целеустремленность, эмоциональную устойчивость)
Воспитательные
- формирование ответственного и бережного отношения к природе;
- формирование чувства коллективизма и одновременно осознания неповторимости каждого человеческого существа;
- формирование коммуникативных умений, радости общения, стремления к духовному и физическому совершенству;
- формирование гражданственности и патриотизма.
Сфера использования: образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, экологические кружки, элективные курсы.
Немаловажным является то, что все работы экологической направленности предусматривают поисковый или творческий уровень деятельности учащихся, что готовит их к самостоятельному решению жизненно – важных задач.
Практические работы, содержащиеся в программе, направлены на исследования окружающей среды, факторов воздействующих на её состояние, здоровья, факторов воздействующих на здоровье, путей сохранения здоровой окружающей среды и своего здоровья.
При организации групповой работы с применением презентации их работы, учащимся реально предоставляется право выбора работ согласно их запросам, что позволяет охватить значительный объем материала, развить общеучебные и специальные умения (работа с приборами, постановка опытов), коммуникативные умения воспитанников, научить эффективно работать в команде.
Основная деятельность экологического движения - это экологическое просвещение, образование и воспитание школьников, развитие осознанного личного поведения в соответствии с жизненными ситуациями, решение задач в процессе практической природоохранной деятельности. Мероприятия экологической направленности отражены в Приложении 3.
Групповая работа помогает каждому из детей, научится работать в команде ради достижения единой цели. При этом младшие школьники принимают активное участие, а не отодвигаются на второй план.
Экологическое образование в первую очередь ставит своей задачей воспитание деятельностного отношения к окружающему миру, следовательно ведущим направлением работы является практико-ориентированная деятельность, которая позволяет четко определить проблему, затем изучить её содержание, охватив значительный объем материала, оценить ситуацию, разработать методы решения изученной проблемы. При организации такой работы значительно легче определить проблему для изучения, которая позволяет учащимся самостоятельно её решить.
Направления, предусмотренные программой, позволяют каждому из учащихся проявить свои способности: те, которых интересует наука, занимаются научно – исследовательской деятельностью; для тех, кто любит писать и сочинять – экологическая газета; для творческих и активных личностей – организация мероприятий, праздников и многое другое.
Основные направления в работе
Биоэкология Прикладная экология
Социальная экология
Также во внеурочной деятельности активно практикуется и участие в образовательных экскурсиях, работа в факультативах, кружках, участие в олимпиадах и конкурсах, работа с самостоятельным исследовательским проектом, участие в недели науки, викторины, игры, театрализованные представления.
Во время экскурсий, наблюдений задействуются все органы чувств ребенка, благодаря которым ребенок немного спонтанно овладевает теми взаимосвязями и взаимозависимостями, которые создают целостность и логическую завершенность в системе «природа – человек – природа».
Работа непрерывного экологического воспитания направлена на развитие у детей системного мышления и формирование целостной картины мира, развитие способностей к постановке и решению проблем, способностей к пониманию других людей и самого себя. В основе построения учебных предметов естественнонаучного цикла применяется междисциплинарный подход. Использование этого подхода позволяет раскрыть индивидуальность ребенка, создать такие условия, чтобы каждый ученик смог найти свое место в учебном процессе.
Учебная деятельность построена таким образом, что ученик находится в позиции исследователя, открывающего с помощью учителя и своих одноклассников законы окружающего мира. Применение метода открытия рекомендую сочетать с использованием разнообразных приемов творческого обучения, как наиболее естественной и продуктивной формы познания.
Исследовательская деятельность используемая в работе, позволяет применить творческий подход для решения каких- либо задач, что даёт возможности для саморазвития, а так же помогает определить место каждого из подростков в обществе, как значимой личности.
Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность осуществляется: на уроках, в системе дополнительного образования, в кружках. Такой подход оказался весьма эффективным. Реализация проектной и исследовательской деятельности стала возможной в виде разнообразных форм образовательной деятельности, поскольку как на уроках, так и в рамках дополнительного образования созданы разнообразные и комфортные условия для развития детей, реализации творческих способностей учеников.
Исследовательская деятельность требует от учащихся определенных навыков научной работы, поэтому важное место в реализации данной деятельности является - изучение родного края, в рамках направления «Экология леса», «Экологические исследования родного края», «Экология города».
Направление «Экология леса» - включает в себя основы экологических знаний об объектах природы ХМАО, проведение экологических мероприятий с целью воспитания экологической культуры человека в системе взаимосвязи « Человек – природа».
Целью изучения спецкурсов «Экология города», «»Экологические исследования родного края» является развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности, исследование природных объектов на территории г. Пыть - Ях, оценка природных сред и их загрязнение и возможные пути решения выявленных проблем. Внеклассная деятельность по проектам и исследованиям призвана сопровождать работу школьников над учебными исследованиями от этапа формулирования темы до взаимного рецензирования завершённых работ и подготовки доклада к их защите. Отбор содержания спецкурса проводился с учётом другого вида внеклассной работы - функционирования школьного экологического общества учащихся «ИКО». Подготовка учащихся началась с формирования умения работать с научной литературой. Ребята по конкретной теме искали в библиотеках литературные источники, учились составлять библиографические списки. Изучали методы и методики проведения исследований, анализировали и прогнозировали результаты исследований. Результатом успешности овладения навыков проектно – исследовательских можно считать успешные выступления на школьных, муниципальных, окружных конкурсах. Все работы старшеклассников выходили за рамки школьной программы по своему содержанию. Прослеживается динамика роста успеваемости в течение года по предмету у учащихся, которые занимаются научно-исследовательской работой, активное участие этих детей во внеклассных мероприятиях, рост как в творческом, так и личностном плане. Также можно отметить, что учащиеся, занимавшиеся научно-исследовательской работой легко адаптируются в вузах, занимают общественные места (Ляпина Людмила - лидер студенческого движения ЮГУ – заняла VI место на конкурсе проектов, Енчу Ольга – староста группы, Логинов Максим – староста группы, Мелихов Никита — журналист и ведущий телепрограммы «Трое не считая кота», Докудовская Елена – руководитель студенческого движения, Бороненко Юлия – староста стеденческой группы. Занимательность является неотъемлемой гранью любого внеклассного мероприятия, которое проводится, поскольку у школьников развиваются исследовательские и практические навыки, расширяется самостоятельность и самодеятельность. Очень заинтересовались и активно участвовали дети в экологическом КВНе, игре «Слабое звено». Особенно самим подросткам понравилось проведение акций своими силами, приуроченной к 80 – летию ХМАО: «Мой округ, мой Пыть - Ях», а также «Цветущая Югра», включающие в себя такие мероприятия - проведение игр и тематических классных часов конкурс рисунков, стенгазет, листовок, фотоконкурс, информационных проектов, фоторабот, научные конференции, экскурсии на водоочистные и канализационно-очистные сооружения среди 9 – 11 классов. Кроме того,участники «ИКО» с удовольствием выступили в качестве организаторов в создании аллеи имени Высоцкого - было посажено 225 саженцев участниками акции. А также активно принимали участие в общегородских субботниках, озеленении школы.
Результативность представленного опыта.
Результативность выполнения программных задач по реализации учащимися школы действующих требований государственного образовательного стандарта определяется мониторинговыми исследованиями качества обученности учащихся, измеряемыми различными видами презентации знаний.
Состав учащихся, вступивших в школьный экологический клуб «ИКО»
Количество участников к концу года увеличилось на 67 человек, что говорит об эффективности применяемой программы.
Количество и качество информационных проектов выполненных учащимися
В течение года учащимся были предложены темы информационных проектов: «Загрязнение лесов», «Охраняемые территории ХМАО», «Охраняемы животные ХМАО», «Охраняемые растения ХМАО», «Экологические проблемы ХМАО», «Загрязнение атмосферы г. Пыть — Ях», «Загрязнение литосферы г. Пыть — Ях», «Загрязнение гидросферы г. Пыть — Ях», «Шумовое загрязнение», «Глобальные экологические проблемы», «Рациональное природопользование», «Безотходное производство», «Экосистемы»,и др количество и качество которых увеличилось с 15 до 127 выполненных работ, и с 6 % до 83% в соответствии с выполнением требований к оформлению работ.
Таблица результатов основ экологических знаний
На начало учебного года среди участников, вступивших в клуб «ИКО» проводилось тестирование по основным экологическим понятиям, процент выполнения составил 37%, а в конце учебного года по тем же экологическим понятиям качество выполнения задания составил 68 %, что показывает высокий уровень экологических знаний, сформированный у учащихся.
Количество учащихся, принявших участие в олимпиадах
По сравнению с предыдущими учебными годами участие в олимпиаде по экологии не было таким активным и таким результативным, что показывает о необходимости продолжать работу в данном направлении.
Динамика участия в олимпиаде по экологии в 2009-2010 уч.году.
Учебный год | Ф.И.О. | предмет | класс | место | Школ. | Муниц. |
2009-2010 | Кисаков Денис | Биология | 7б | 1 | 1 | 1 |
Мамедова Антига | Биология | 7г | 3 | 3 | + | |
Босецкая Екатерина | Биология | 9а | 1 | 1 | 1 | |
Шейхова Сабина | Биология | 9к | 4 | 4 | ||
Босецкая Екатерина | Экология | 9а | 1 | 1 | 1 | |
Клочан Мария | Экология | 9к | 2 | 2 | + | |
Карпова Саша | Экология | 9к | 3 | 3 | ||
Шейхова Сабина | Экология | 9к | 4 | 4 | ||
Гурбанова Сабина | Экология | 10а | 1 | 1 | 1 | |
Лаврентьева Ирина | Экология | 10б | 2 | 2 | + | |
Головина Дарья | Экология | 10б | 3 | 3 | ||
2010-2011 | Хайрутдинова Альбина | Экология | 11б | 1 | 1 | + |
Гурбанова Сабина | Экология | 11а | 2 | 2 | 2 | |
Лаврентьева Ирина | Экология | 11а | 3 | 3 | 3 | |
Клочан Мария | Экология | 10а | 1 | 1 | 3 | |
Босецкая Екатерина | Биология | 10а | Побед.прошлых лет | 1 | ||
Загуляев Александр | Экология | 10а | 2 | 2 | + | |
Варламова Маша | Экология | 10а | + | 4 | ||
Шейхова Сабина, | Экология | 10а | 3 | 3 | ||
Варламова Мария | Экология | 10а | 4 | 4 | ||
Ермакова Анна | Биология | 10а | 1 | 1 | 5 | |
Босецкая Екатерина | Биология | 10а | Побед.прошлых лет | 2 | ||
Годлевская Полина | Биология | 10б | 2 | 2 | 3 | |
Трифонова Ксения | Биология | 10а | 3 | 3 | ||
Мамедова Антига | Биология | 8г | 2 | 2 | 4 | |
Небесова Анна | Биология | 8г | 3 | 3 | 5 | |
Авраменко Ирина | Экология | 9а | 1 | 1 | 3 | |
Ильченко Александра | Экология | 9а | 2 | 2 | 3 |
IV Международная Олимпиада по основам наук УРФО.
Год | Всего участников | Прошли во второй тур | Прошли в третий тур | Дипломанты (степень) | Лига | |||
Всего | I | II | III | |||||
2009-2010 | 21 | 12 | 12 | 12 | 8 | 2 | 2 | Высшая |
7 | 7 | 7 | 5 | 1 | 1 | Премьер | ||
2010-2011 | 23 | 18 | 18 | 8 | 4 | 6 | Высшая | |
5 | 2 | 1 | 2 | Премьер |
Участники Всероссийского игрового конкурса «Человек и природа»
№ | класс | Ф.И.О. | Место |
1 | 6 | Литвинова Анаставсия | I |
2 | 6 | Коротаева Ксения | II |
3 | 6 | Джоджуа Егор | 4 |
4 | 6 | Карасавиди Елизавета | 7 |
5 | 6 | Горовой Андрей | 10 |
6 | 9 | Габдуллина Гузель | 4-6 |
7 | 9 | Яхина Регина | 4-6 |
8 | 9 | Быстриченко Екатерина | 7 |
9 | 9 | Трифонова Ксения | 8 |
10 | 9 | Хаметова Елизавета | 9 |
11 | 9 | Байрамов Рафаэль | 10 |
12 | 10 | Шарифов Мамед | I |
13 | 10 | Клочан Мария | 2-4 |
14 | 10 | Ермакова Анна | 2 |
15 | 10 | Бабурина Наташа | 2-4 |
16 | 10 | Босецкая Екатерина | 5 |
Участники школьных олимпиад
Результативность муниципальных олимпиад
Вывод: Динамика ежегодных участников школьных олимпиад, победителей и призеров городских олимпиад показывает высокую мотивацию учащихся к занятиям биологией и экологией, высокий уровень подготовленности.
Увлечение количества и повышение качества творческих работ учащихся
Моя задача как педагога организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждый урок превратился в маленькое открытие для ребят. Это возможно, если процесс овладения знаниями осуществляется в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, совместного творчества учителя и учащихся. Все это я достигаю, применяя в своей педагогической практике метод проектов и научно - исследовательской деятельности в течение последних пяти лет. Этот метод подразумевает организацию активного познания учащихся т.к. роль учителя сводится к управлению познавательной деятельностью детей.
Применение вышеназванных методов позволяет: Материализовать в процессе обучения и в конечном счете «отложить» в сознании учеников научные и культурно-ценностные основы. Данное обучение является на порядок выше по качеству насыщения и уровню подачи материала, поэтому увеличивается реализация возможностей обучаемых. На основе качественно иного подхода, учащиеся могут принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях. Тесное взаимодействие преподавателя и ученика позволяет значительно повысить уровень знаний последнего, а со стороны учителя поднять свой квалификационный уровень, занимаясь подборкой методов, приемов и средств педагогического воздействия. Научить учащихся ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания. Развивать когнитивные умения и навыки. Развитие навыков дивергентного мышления, которые очень важны для творческой деятельности и конвергентного, необходимого для принятия решений. Развитие уверенности в своих силах. Дети подходят к окружающему их миру творчески, учатся уверенности в том, что они могут улучшить свою жизнь и жизнь людей. Происходит личностный рост учащихся и их самореализация. Отличительной чертой моей организации учебно-воспитательного процесса является то, что в корне меняются отношения учитель-ученик:
- ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;
- ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;
- ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовать познавательно – трудовую деятельность;
- ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
- ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;
- ученик субъект обучения – учитель партнер.
Приобщение школьников к проектно-исследовательской деятельности является одной из современных форм обучения, позволяющей наиболее полно развивать интеллектуальные, творческие способности индивидуально у каждого учащегося. Вот те темы, которые способствуют учащимся становиться исследователями постижения нового:
№ | Тема проекта, творческой работы | Ф.И. ученика | Выход работы |
1 | Оценка микроклимата кабинета биологии. | Ильченко Александра | Семинарское занятие |
2 | Лес – как экосистема. Обитатели леса. Богатство флоры и фауны Югорских лесов. | Проекты к урокам – семинарам по экологии. Подготовка к урокам – конференциям. | |
3 | Квартира – как экосистема | ||
4 | Международные организации по охране окружающей среды | ||
5 | Изучение видового разнообразия объекта (участок, прилегающая территория) | ||
6 | Пищевые взаимодействия в экосистемах. | ||
7 | «Экологическая обстановка в г.Пыть - Ях» | Группа учащихся объединения «ИКО» | Школьная конференция |
7 | Городская конференция | ||
Научная конференция «Шаг в будущее» | |||
8 | Шум – как экологический фактор | Проекты к урокам – семинарам и урокам - конференциям. Подготовка лектория для акции «Цветущая Югра» | |
9 | Проекты на тему «Исследование загрязнения пресных водоемов» | ||
10 | Лес – как условие жизни. Загрязнение лесов. | ||
11 | Загрязнение атмосферы газо - и нефтедобывающей промышленностью | Подготовка лектория для акции «Цветущая Югра» | |
12 | Среда обитания организмов | Лекторий | |
13 | Экологические факторы среды. | Проекты к урокам – семинарам и урокам - конференциям. Подготовка лектория для акции «Цветущая Югра» | |
14 | Биологическое разнообразие – как условие устойчивости экосистемы | ||
15 | Воздействие биологического загрязнения на здоровье человека. | ||
16 - 30 | Воздействие экологических факторов на здоровье человека. | ||
31- 38 | Экологические проблемы Г. Пыть - Ях | Подготовка лектория для акции «Цветущая Югра» | |
39 - 45 | Экологические проблемы ХМАО. Природопользование и рациональное использование ресурсов. | Подготовка лектория для акции «Мой округ, мой Пыть - ях» | |
46 | Факторы, влияющие на уровень сахара в крови. | Клочан Мария, Шейхова Сабина | Школьная конференция |
47 | Плесень в доме | Кисаков Денис | Школьная конференция |
48-59 | Охраняемые территории ХМАО | Подготовка сборника «Охраняемые животные ХМАО Проекты к урокам – семинарам и урокам - конференциям. Подготовка лекторских групп для проведения классных часов, приуроченных к юбилею ХМАО, акция « Мой округ, мой Пыть - ях. Участие в окружном проекте «Красная книга глазами детей». | |
Красная книга ХМАО | |||
Охраняемые животные ХМАО | |||
60-68 | Охраняемые растения ХМАО | ||
Культура и традиции ХМАО |
Кроме того, индивидуально были выполнены исследовательские работы, для участия в муниципальном и окружном этапах Всероссийской олимпиады школьников по экологии:
Факторы, влияющие на уровень сахара в крови - Клочан Мария.
«Оценка экологического состояния почв п. Вертолетка муниципального образования г. Пыть — Ях» - Гурбанова Сабина.
«Изучение прорастания семян кедра при проведении холодной и теплой стратификации» - Авраменко Елена.
«Изучение органолептических и гидрохимических свойств водопроводной воды в г. Пыть - ях» - Босецкая Катя.
«Оценка микроклимата кабинета биологии» - Ильченко Александра.
Исследование в жизни каждого ученика выступает основой познания мира и себя в нем. Концепция исследований базируется на поисковой активности. В процессе организации исследовательской и проектной деятельности у учащихся с учителем возникают новые отношения «младший коллега» - «старший коллега». Проектно – исследовательская деятельность предусматривает самостоятельную работу учащихся в сочетании с групповой организацией этой деятельности – приобретаются коммуникативные навыки и умения, умение работать в группах в разнообразных качествах, использовать широкие человеческие контакты, разные точки зрения на одну проблему.
Результаты внеурочной деятельности (творческие работы учащихся, участие в конференциях, конкурсах, концертах.)
Внеклассная работа по предмету – это продолжение проектного и исследовательского методов на уроке, поиск открытия нового, умение доказать результат. Ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности. Учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. При этом акцент обучения делается не на содержания учения как самоцель (что нужно сделать?), а на процесс применения имеющихся знаний (знать, как?). При этом в образовательной среде существует неопределенность, которая активизирует познавательную деятельность учащихся. Возможность непосредственного обмена результатами труда между учащимися создает благоприятные условия для их активного включения в учебный процесс, рождается новое отношение к предмету. Это показывает значительно возросший уровень представленных учащимися работ, участие большей группы ребят в городских, окружных конкурсах, получение ими высокой оценки в виде призовых мест:
1. Окружной конкурс творческих работ учащихся «Благославляю Вас, леса» - 6 призовых мест, г. Ханты – Мансийск в номинациях: Себова Валерия -победитель в номинации «Фотография -этого недолжно быть». Босецкая Екатерина - 2 место в литературно -художественном творчестве и 3 место в агитационном плакате. Куприянова Настя - 2 место в агитационном плакате. Шейхова Сабина - 3 место в агитационном плакате. Пирогов Александр - 2 место в номинации Фотография.
2. Грант главы города - 2010 год «Самая благоустроенная территория».
3. Городской фестиваль молодёжной журналистики «Тень пера»: номинация – Авторская статья - III м.
4. Вильданова Дина, Люст Юлия - I м в городской конференции «Шаг в Будущее».
5. Гурбанова Сабина - победитель школьной научно- прктической конференции «Шаги в XXI век».
6. Босецкая Екатерина - призер школьной научно- прктической конференции «Шаги в XXI век».
7. Ильиных Виктория - призер школьной научно- прктической конференции «Шаги в XXI век».
8 . Кисаков Денис - призер школьная научно-практическая конференция «Шаги в XXI век» - III место.
9. Клочан Мария - победитель работа по биологии «Факторы, влияющие на уровень сахара в крови», Школьная научно-практическая конференция «Шаги в XXI век»
10. Региональный этап II Всероссийской олимпиады школьников по экологии представленные проекты по экологии - IV место Гурбанова Сабина, IV место Босецкая Екатерина, г. Нижневартовск.
11. Участники экологического общества «ИКО» - 27 человек стали участниками Всероссийского конкурса – проекта «Красная книга глазами детей».
Окружной конкурс «Лес глазами детей » - 6 призовых мест:
Заключение
Таким образом, достижение намеченных образовательных результатов оценивается по полноте и правильности выполнения обучающимися заданий в представленных работах, выходу на более высокий уровень социальной активности (участие в конкурсах) и познавательной самостоятельности при их выполнении, по формированию экологической культуры учащихся. Результатом деятельности – являются организация и проведение мероприятий экологической направленности:
проведен экологический КВН;
проведена игра «Звуки природы»;
проведен праздник «День птиц»
- из числа учащихся, объединения «ИКО» были созданы лектории и проведены классные часы, экологические игры;
- экологические акции «Мой округ, мой Пыть — ях», «Цветущая Югра», включающие конкурс рисунков, конкурс стенгазет, конкурс агитационных плакатов, конкурс информационных проектов, конкурс листовок, фотоконкурс.
- проведена акция «Скворечник»;
- высажено 225 саженцев при создании аллеи Высоцкого;
- высажено 55 саженцев лиственницы при озеленении школы и аллеи выпускников;
- организован школьный субботник;
- участие в общегородском субботнике;
- участие в окружном конкурсе - проекте «Красная книга глазами детей»;
- участие в окружном конкурсе «Благословляю Вас, леса»;
- участие в муниципальном фестивале « Тень пера»;
- участие во Всероссийской олимпиаде школьников по экологии и биологии;
- проведены экскурсии на водоочистные и канализационно-очистные сооружения, Нефтеюганский лесхоз - 9 – 11 классы;
- разработана акция, приуроченная к 80- летию образования ХМАО «Мой округ, мой Пыть — ЯХ»;
- разработана и проводится акция « Цветущая Югра», приуроченная к XI Международной экологической акции «Спасти и сохранить»,
- участие во Всероссийском конкурсе «Человек и природа»,
- участие в акции «Возродим кедр сибирский» - посадка кедра на территории Нефтеюганского лесхоза,
- участие в окружном конкурсе «Лес глазами детей».
За годы работы я старалась привить любовь к природе, к родной земле, к окружающему миру своим ученикам, стремлению сохранить природу ради сохранения жизни на Земле.
27 моих учеников поступили в высшие учебные заведения, чтобы связать свою жизнь с наукой о земле и живой природе, 15 из них учатся на бюджетной основе.
Трансляция опыта работы педагога:
Доклад на МО ««Проектная и исследовательская технологии»
Апрель 2010 городской день открытых дверей - открытое мероприятие «Проблемы экологии»
Октябрь 2010 проведение открытого мероприятия «Звуки природы»
Размещение материалов в сборнике «Ярмарка педагогического мастерства-2009»
Размещение разработок уроков на сайте МОУ СОШ №5
Размещение методических разработок на сайте МУ ММЦ
Обобщение опыта по теме «Экологический аспект современного образования» в МОУ СОШ №5.
Обобщение опыта работы на муниципальном уровне в рамках конкурса «Учитель года -2011»
Размещение материалов в сборнике научных статей «Проблемы обеспечения качества современного образовательного процесса»,г. Тюмень.
Перспективы
- продолжить работу в данном направлении:
- вовлечь большее количество учащихся в практическую природоохранную деятельность,
- продолжить агитационную работу среди учащихся и жителей г. Пыть — ях,
- достичь более высоких результатов на олимпиадах, конкурсах,
- продолжить работу по формированию экологической культуры подрастающего поколения,
- продолжить работу по реальному улучшению окружающей природной среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на межрегиональном семинаре в г. Саратове" Здоровьесберегающий аспект повышения качества современного образования."
В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. Здоровый образ жизни ...
Научно-исследовательская работа на тему: «Экологические аспекты современного питания»
Медицина 21 века – медицина профилактическая. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им...
Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся экологического аспекта социального направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 Московского района Санкт-Петербурга «Человек и
Подпрограмма «Человек и природа» предусматривает интеграцию собственных образовательной и воспитательной программ Учреждения с практикой сетевого взаимодействия с различными социальными партнёрами.Уча...
Подкопаева Е.А. Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся экологического аспекта социального направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519
Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся экологического аспекта социального направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы...
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНЫХ АСПЕКТОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ - ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНЫХ АСПЕКТОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ - ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ...
Психолого-педагогические аспекты литературного образования, направленного на формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций в условиях современной школы.
Как отмечено в педагогической литературе (Е.Е. Федотова) «компетентностный подход в образовании – система педагогических принципов, установок и методов деятельности, создающих условия для развит...
Рабочая программа дополнительного образования «Экологические аспекты здоровья человека » для обучающихся 14-15 лет, 2019 г.
Направленность данной программы – естественно-научная.Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время на современном этапе развития общества очевидна необходимость всесторонне...