10 класс "Если мучимый страстью мятежной..."
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Выбор темы мотивирован необходимостью расширить представление учащихся о любовной лирике Н. А. Некрасова в 10 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тема любви в поэзии Н.А.Некрасова39.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Если мучимый страстью мятежной…»

(Тема любви в поэзии Н. А. Некрасова)

10 класс

Учитель   Ратникова И. Э.

Цели урока: 

  1. Знакомство учащихся с  лирикой Некрасова о любви, ее своеобразием.
  2. Обучение выразительному чтению на материале стихов.

Методические приемы:  сообщения учащихся, чтение стихов.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Пересказ конспекта предыдущего урока.

2. Чтение наизусть «Любимые строки Н. А. Некрасова».

II. Запись, темы, эпиграфов

Эпиграфы:

Некрасов — целое поэтическое государство,

живущее по своим законам.

Р. Гамзатов

Любовь и счастье у нас – синонимы.

А. П. Чехов

Любить – благо, быть любимым – счастье.

Л. Н. Толстой

В человеке заложена вечная, возвышающая его потребность любить.

М. Горький

Когда любят, то приносят себя в жертву.

Р. Роллан

III. Слово учителя

Александр Сергеевич Пушкин…

— Когда я произношу это имя, какие строки вам сразу вспоминаются?

(«Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье...».)

Учащиеся читают наизусть стихотворения.

Николай Алексеевич Некрасов…

— А когда звучит это имя?

(Это поэт другого времени – 2 пол.19 века.)

— Какие его строки вам вспоминаются?

Ф. М. Достоевский называл Некрасова «поэтом, страстным к страданию».

— Почему?

(Некрасов страдал за униженных и оскорблённых.)

Мы привыкли к тому, что Некрасов — поэт – гражданин, демократ, поэт « униженных и оскорблённых», чьё правдивое слово звало на борьбу со злом, к добру и справедливости. И мало, кто знает, что у Некрасова есть замечательные стихи о любви.

И мне хочется, чтобы вы сегодня увидели, что Некрасов —  автор прекрасных стихов о том чувстве, которое, пожалуй, является главным в жизни человека и если оно не посещает его, то этот человек поистине несчастлив.

Я имею в виду великое чувство, двигающее человечеством, — ЛЮБОВЬ.

Произнесите про себя это слово.

   Л—Ю—Б—О—В—Ь

— Как оно звучит?

(Мягко, нежно, ласково).

 

— Назовите близкие ему слова.

Давайте посмотрим, как любовь определяли знакомые и незнакомые вам люди.

Работа с высказываниями о любви.

— А как вы понимаете, что такое любовь?

От любви родилось всё самое прекрасное в мире. И в этом мы убедимся ещё раз, читая любовную лирику поэта. Вам уже знакомы стихотворения о любви Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета.

IV. Чтение и анализ стихотворений.

Сейчас прозвучат стихи Н. А. Некрасова. Постарайтесь увидеть, в чём особенность некрасовских стихов о любви.

Ученики читают наизусть следующие стихотворения:

«Ты всегда хороша несравненно»

«Я не люблю иронии твоей»

«Мы с тобой бестолковые люди»

—  В чём особенность, неповторимость некрасовских стихов о любви?

— Какая она, его возлюбленная?

— Каковы её приметы? Найдите их.

— У кого образ женщины более конкретный, приземлённый?

— Что ещё присутствует, какое чувство?

                                                                 (Ревность)

— А можете ли вы описать пушкинскую женщину, её черты?

(У Пушкина женщина -  гений, какое – то неземное существо. Он создаёт идеал. А У Некрасова -  женщина земная).

Обратимся ещё к одному стихотворению Некрасова.

 Ученица читает наизусть стихотворение «Так это шутка? Милая моя?»

— Сколько частей в стихотворении?

— Каких предложений больше в 1 части?

— Как звучат вопросы?

— Какие слова убеждают в этом?

— А сколько героев видится в этом стихотворении?

— Но какая ОНА?

— А ОН с кем сравнивается?

— А что выступает на первом месте в следующем стихотворении?

— Какое чувство?

Ученик читает наизусть стихотворение «Если, мучимый страстью мятежной…»

Здесь на первом месте — ревность.

Делаем небольшой вывод с  учениками.

— Что рядом с любовью видится?

        ЛЮБОВЬ

страсть    страдание   ревность

Следующее стихотворение называется «Да, наша жизнь текла мятежно».

— Что вы можете сказать о лирическом герое этого стихотворения?

Оказывается, у Некрасова любовь – это «счастье».

Любовь — страдание — счастье.

Вот такое движение образа.

— А что мы видим во 2 части стихотворения?

— Встречали ли вы ещё где – то такое движение образа?

— Через страдание к счастью?

Ещё одно стихотворение Некрасова « О письма женщины нам милой!»

Чтение стихотворения.

— Какое чувство вызывают эти строки?

— Сколько бы вы выделили частей?

— А как вы думаете, чьё чувство более  страстное : её или его?

Послушайте другое стихотворение из цикла «Три элегии».

 «Ах! Что изгнанье, заточенье!»

— А это стихотворение, какие знакомые строки вам напоминает?

  «Я вас любил…» А. С. Пушкин.

— Но чем оно отличается?

 Подчеркните те строки, которые напоминают пушкинские?

— А какие противоположные?

И столько счастья ей желаю,

Чтоб было прошлого не жаль!

       или

О нет! живёт в душе моей

Неотразимое сознанье,

Что без меня нет счастья её!

 

— Как можно назвать вообще такую любовь?

   (эгоистичная)

— А у Пушкина?

(поэт благословляет женщину, а у Некрасова – нет счастья и ей)

— Чем здесь является ещё любовь?

(вера)

Подводим небольшой итог.

В стихотворениях Некрасова мы видим Её и Его.

— Какие они? Подберите эпитеты.

(сильные, гордые, независимые)

Выводы учащихся.

Слово учителя

В стихотворениях Некрасова передано противоречивое и одновременно светлое чувство : в них переплетаются «ревнивая печаль» и желание счастья любимой женщине, уверенность в негасимой взаимной любви и трезвое сознание невозможности вернуть счастье. Перед читателем не одна. А две судьбы, два характера.

— Кто же была эта женщина, с которой связаны такие необычные стихи поэта о любви?

Авдотья Яковлевна Панаева

Драматичной была любовь  поэта, связавшая его на долгие годы с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Она была его счастьем и мукой, вызвала целую серию любовных стихотворений, известных под названием «панаевского» цикла.  Влюбленные  встречаются, ссорятся,  мирятся, расстаются, вспоминают, И в этом «романе» утверждается идеал заботливой, ласковой женщины — подруги как опоры в трудной  жизненной борьбе, как целительницы поэта, испытывающего творческие и сердечные  муки.

Сообщение учащегося об А. Я. Панаевой.

Давайте посмотрим на её портрет.

— Что вы можете сказать о ней?

(очень красивая)

Чтение стихотворения  «Разбиты все привязанности, разум…»

Но не суждено было умереть мечте Некрасова о любви.

В 1870 году поэт встречается со своей будущей женой. Зина… Так обращается он к ней в своих стихотворениях. Семь лет счастья  суждено было Некрасову.

Сообщение учащегося.

Послушайте стихотворение «Зине»

(«Ты ещё на жизнь имеешь право»1876)

Здесь ОН и ОНА.

— Какая здесь героиня?

Что его ожидает?

 Чтение стихотворения «Зине»

(«Двести уж дней,

   Двести ночей!»)

— Что это за 200 дней и ночей?

—  Чем проникнуты эти строки?

 Любовь пришла к Некрасову.

Нет такого цикла стихов, посвящённых Зинаиде Николаевне, есть только три стихотворения под названием «Зине». Их можно только отличить по первым строкам.

Давайте послушаем 3 стихотворение Н. А. Некрасова «Зине» («Пододвинь перо, бумагу, книги!» 1877).

Это последнее стихотворение поэта.

— Здесь  какая любовь у Некрасова?

(любовь – благодарность)

— Мучим ли поэт ревностью? Почему?

(Может быть поэт стал старше, мудрее. То чувство осталось в прошлом. Там любовь – «бурная река». А здесь она «успокоилась», вошла в своё «русло».

Слово учителя

Многие стихотворения А. С. Пушкина переложены на музыку.

— А как вы думаете, были ли положены на музыку некрасовские стихотворения?

Звучит  «Тройка»

Y. Звучит  заключительное  слово учителя.

Мы сегодня познакомились со стихотворениями Некрасова о любви.

 Любовь у поэта – это не светлое чувство, а  болезненное, страстное. Любовь у поэта мучительная (см. название урока).

Высказывания учащихся.

Домашнее задание

1. Написать сочинение – миниатюру «Моё любимое стихотворение   Н. А. Некрасова о любви».

2. Выучить наизусть одно стихотворение поэта о любви.

Н. А. Некрасов — один из трех гигантов русской поэзии ХIХ века. Продолжив традиции своих великих предшественников— Пушкина и Лермонтова, Некрасов в то же время открыл новую страницу в истории нашей поэзии. Он прокладывал свои пути в литературе как поэт новатор. Его поэтические произведения вызывали бурные споры: его стихи называли приближенными к прозе, диссертациями на заданные темы, но, тем не менее, Некрасов сразу же нашел своего читателя.

В чем же заключается неповторимая особенность поэзии и новаторство Некрасова?

• Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления.

• Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических явлениях: о грязной петербургской улице, о крестьянине, который под пьяную руку бивал жен, о труде бурлаков и т. д.

• Новые герои вносят в стихи и новую речь — подчас «грубую», «неблагозвучную», с точки зрения сторонников «чистого искусства».

• Интонации живой речи влияют и на характер стиха, его ритмику, поэтому Некрасов широко использует трехсложные рифмы, передающие разнообразные оттенки живого человеческого голоса.

• Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и героев сливаются.

• Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует. Поэтому поэзия его всегда социальна: отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений. Всегда проникнуты гражданственностью.

Это своеобразие некрасовской лирики, конечно же, обусловлено и ее тематикой, идейностью.

IV. Чтение и анализ стихотворений

— Каковы основные темы лирики Некрасова?

1. Тема поэта и поэзии.

Стихотворения для чтения и анализа: «Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия», «Умру я скоро».

а) «Поэт и гражданин» (1856)

— О чем спорят герои стихотворения?

— Кто победил в этом споре?

(В споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские убеждения).

б) Звучит стихотворение «Муза» (1852)

— Кто такая Муза?

(Муза — 1. В греческой мифологии: богиня покровительница искусств и наук. 2. (перен. зн.) Источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество.)

— А как изображает поэт Музу?

(Изображение Музы можно понимать по-разному. С одной стороны, Муза — крестьянка, потому что крестьянская тема — среди особо волнующих поэта, с другой стороны, судьба поэта, по-видимому, символически уподобляется судьбе крестьянки: как и она, поэт гоним и преследуем более сильными мира сего. Наконец, можно считать этот образ емкой метафорой: крестьянка — сама поэзия, обреченная в эпоху Некрасова несколько умалять свое достоинство, на время «притворяться прозою», как бы в самом деле побыть некоторое время «безмолвной»)

Также в стихотворении «Муза» конкретизирован образ «бледной, в крови, кнутом иссеченной Музы», «плачущей, скорбящей и болящей, всечасно жаждущей, униженно просящей... согбенной трудом, убитой кручиной», «неласковой и нелюбимой».

Образ русской женщины предстал у Некрасова и образом самой его поэзии, и образом русской жизни во всех ее гранях, которые поэт создал в своем творчестве.

в) «Элегия (1874)

В письме к А. Н. Ермакову (А. Н. Ермаков был инженером путейцем, человеком отзывчивым и добрым, с большим художественным вкусом. После смерти его жены сестра Некрасова — Анна Алексеевна — воспитывала детей Ермакова, а позже вышла замуж за него) 29 августа 1874 года Некрасов писал: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу».

Записываем определение жанра элегии.

Элегия — жанр стихотворения, в котором выражены настроения грустного раздумья, скорбь, философские размышления.

— Почему Некрасов выбрал жанр элегии?

— О чем говорится в первой строфе стихотворения? К кому она обращена?

(В первой строфе поэт обращается к молодежи, говорит о бедственном положении народа и определяет высокое назначение своей поэзии.)

— О чем говорится во второй строфе стихотворения?

(Во второй строфе поэт выразил свое отношение к реформе 1861 года и продолжает развивать тему служения народу).

— Чем объясняется обилие риторических вопросов во второй части третьей строфы? Какой смысл этих вопросов?

(Размышляя о том, что он видит и слышит кругом, поэт конкретизирует риторический вопрос, завершающий вторую строфу).

— О чем говорится в четвертой строфе стихотворения?

(Некрасов рассказывает о том, как приходит к нему вдохновение и как поиск ответов на тайные вопросы» выливается в громкую, широкую песню).

— Итак, каким представлен народ в «элегии»? Что можно сказать о Некрасове, прочитав стихотворение «Элегия»?

(Он человек, умеющий не обольщаться, смотреть и думать. Поэт, создающий произведения не ради славы, а ради своей совести. Целеустремленный художник, хотя ему известны колебания и ошибки. Но в главном он человек и поэт, уверен: жить можно только в служении народу, а не себе. Нельзя быть счастливым, пока народ в беде. Это мужественный и мудрый человек. Верный друг. Ему никогда не была безразлична судьба молодежи, ее пути в жизни. Наконец, это поэт, который творит по внутреннему свободному побуждению.

Некрасовская муза — страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая, сочувствующая народу. Поэт должен быть с народом, служить народу).

2. Тема родины и народа.

Слово учителя

Эта тема тесным образом связана с патриотизмом и народностью поэзии Некрасова. Поэтому рассмотрим, как Некрасов впервые в русскую поэзию ввел образ народа; бурлак, крестьяне-просители, строители железной дороги — все они в центре внимания поэта.

Сам поэт свое обращение к народу объясняет так: «Каждый писатель передает то, что он глубоко прочувствовал. Так как мне выпало на долю с детства видеть страдания русского мужика от холода, голода и всяких жестокостей, то мотивы для моих стихов беру из их среды». (Из воспоминаний Панаевой).

Стихотворения для чтения: «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Забытая деревня», «Школьник», «Несжатая полоса», «В полном о разгаре...»

а) «Размышления у парадного подъезда»

Это стихотворение написано в 1858 г. В первоначальной редакции «Размышлений...» автор выражал надежду, что народ забудет свои печальные песни, подобные стону и споет веселую песню. В окончательной редакции нет этой оптимистической уверенности.

— Какие композиционные особенности стихотворения вы мо жете выделить?

(Композиция этого стихотворения, как любого произведения, представляет особый интерес. Даже при беглом чтении «Размышлений…» становится ясно, что основной особенностью стихотворения является разительный контраст двух миров (с одной стороны — «владелец роскошных палат», с другой — обездоленные бедняки).

Противопоставленные темы чередуются в тексте стихотворения: описание пышного парадного подъезда предваряет сцену с мужиками, подошедшими к нему, не допущенными швейцаром и ушедшими обратно; далее сообщается о вельможе, его жизни и вероятной дальнейшей судьбе, и в это сообщение вклиниваются (и разбивают его на две части) две строчки, напоминающие об ушедших мужиках; затем поэт возвращается к теме народных страданий и ею заканчивает стихотворение. Мысли о нищете проскальзывают подчас и в описаниях роскоши, в которой утопают сильные мира сего, но эти мысли не оформляются в виде самостоятельных тем-компонентов и, следовательно, не меняют общего композиционного плана. Переходы от одной темы к другой выполнены с помощью различных приемов, с разной степенью четкости (или резкости)).

б) «Забытая деревня»

— О чем это стихотворение? Какие картины встают перед глазами, читая это стихотворение?

(Это стихотворение затрагивает одну из самых печальных тем русской литературы. Мы вспоминаем гончаровскую Обломовку, чеховский «Вишневый сад», которые когда-то являлись подобием земного рая. Но наступили новые времена, и хозяева покидают свои владения. Впрочем, не о «хозяевах» грустил Некрасов. Автор наверняка сожалеет о том, что после всех перемен крестьянам лучше не стало, хотя открыто чувств своих не выражает.)

— Можно ли назвать это стихотворение лирическим?

(Это стихотворение нельзя считать вполне лирическим: в нем нет лирического героя, этого навязчивого я с его скорбью, негодованием, исповедальностью. Вместо всего этого — рассказ, причем интонация у рассказчика слегка ироническая, как если бы он вообще никому не сочувствовал.)

— Только ли сожаление автора о жизни крестьян и судьбе деревни мы видим в стихотворении?

(Но при всей сдержанности Некрасова, читатели не упустили между строк нечто грандиозное: забытая деревня — вся Россия! Стихотворение опубликовано в 1856 г., а годом раньше умер Николай I — старый барин, от которого никто не дождался ничего хорошего. Едва ли будет лучше при новом барине — Александре II. Можно истолковать и так.)

Показывая тяжелую жизнь народа, его страдания, поэт убеждает нас в одном: вечно так продолжать не может, настанет время, не скоро, но настанет, когда народ «широкую ясную грудью дорогу проложит себе». Но прежде народ надо просветить, помочь ему осознать свою могучую силу, что предстояло сделать народным заступ

3. Идеал общественного деятеля.

Идеал появляется в творчестве Некрасова, пронизанный беспредельной любовью к родине, способный отдать во имя нее жизнь. Пример высокой честности, душевного благородства, самоотверженного служения родине мы видим в стихотворении «Память Добролюбова» (1864). Слушаем стихотворение.

Слово учителя

Личное чувство гражданина-борца наполняет стихотворение «Памяти Добролюбова». Если в первых строках поэт словно сдерживает свои чувства: суровая, мужественная скорбь звучит лишь в подтексте, выражается лишь в том, что обращаясь к другу так, словно он жив, говоря ему «ты», поэт вместе с тем говорит в прошедшем времени: «Суров ты был...» Но чем ярче в памяти поэта встает образ погибшего, тем трагичнее становится ощущение невозвратимой утраты.

Последние две строчки, напоминающие восклицание Горацио над трупом Гамлета, стали крылатыми, так как в них настолько сильно выражена скорбь о гибели большого человека.

В конце стихотворения Некрасов от мысли о погибшем друге, учителе, переходит к мыслям о родной земле, о жизни человека. На самой высокой ноте, словно горло перехватила боль и говорить больше нет сил, обрывается стихотворение.

В поэтических раздумьях поэта о друзьях народа запечатлены черты положительных героев, лучших людей времени и неповторимые индивидуальные портреты Добролюбова и Белинского. В творчестве Некрасова тема «Белинский» была не только глубоко личной, но и общественно важной. В 1853 году, когда имя Белинского находилось под запретом цензуры, поэт публикует стихотворение «Памяти приятеля» (к пятилетию со дня смерти друга). Белинскому посвящены и поэмы «В. Г. Белинский» (1855), «Несчастные» (1856).

Все свое творчество Некрасов посвятил народу. И тяжело больной, он не переставал думать о нем. Так, стихотворение «Сеятелям» является призывом продолжить борьбу за освобождение народа. Сеятели — это общественные деятели, народные заступники, которые должны нести в народ семена правды.

4. Некрасов-сатирик.

В русскую поэзию Некрасов вошел не только как поэт-гражданин, патриот, народный певец, но и как сатирик. Ирония — сильное оружие некрасовской поэзии. В «Колыбельной» (1845) поэт сатирически рисует типичную карьеру чиновника

— Каков тон стихотворения?

— Каково отношение поэта к своему герою?

Учащиеся слушают чтение стихотворения «Нравственный человек».

— Каков герой этого стихотворения?

(Герой сам за себя говорит, а читатель негодует. Поэт к герою тоже относится с издевкой. Порой сам себя разоблачает, показывает свою подлую душу).

— Что хотел сказать нам о нравственности автор?

(Некрасов хотел показать, каким гибким стало понятие нравственность», как легко его приложить к любому человеку, даже такому, как герой стихотворения.)

5. Любовная лирика Некрасова

Говоря о поэзии Некрасова, нельзя не отметить и его любовную лирику. Предшественники поэта предпочитали изображать это чувство в прекрасных мгновениях. Некрасов, поэтизируя взлеты любви, не обошел вниманием и «прозу жизни», которая в любви неизбежна.

Звучит стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди...»

— Какую любовь мы видим в произведениях Некрасова?

(Любовь в стихах Некрасова согревает человека, помогает выжить в жестоком мире.)

Слово учителя

Драматичной была и любовь самого поэта, связавшая его на долгие годы с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Она была его счастьем и мукой, вызвала целую серию любовных стихотворений, известных под названием панаевского цикла. Влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, вспоминают, И в этом «романе» утверждается идеал заботливой, ласковой женщины — подруги как опоры в трудной жизненной борьбе, как целительницы поэта, испытывающего творческие и сердечные муки.

Домашнее задание

1. Сделать письменный анализ любого стихотворения.

2. Индивидуальное задание. Подготовить сообщение «Жанр и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

3. Знать содержание поэм «Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», «Дедушка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный фильм "Изображение Страстей Христа в живописи немецкого Возрождения".

Фильм является учебным, предназначен для изучения в средней школе на уроках истории, посвященных искусству эпохи Возрождения, проблем изображения сюжетов, связанных с последним днем земной жизни Христ...

Конспект урока литературы в 6 классе на тему «Образ бунтующей, мятежной и одинокой души поэта в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус»

Тема урока: «Образ бунтующей, мятежной и одинокой души поэта в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус»Цели:- расширить знания учащихся о личности Михаила Юрьевича Лермонтова, его творческих...

Экспертное оценивание плана-конспекта урока Коростелёвой Т. А. «М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус"

Экспертное оценивание плана-конспекта урока Коростелёвой Т. А. «М.Ю.Лермонтов. Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус" в рамках работы на семинаре «Экспертная оценка методических материалов по ...

Урок по теме "Мода - моя страсть"

Файл содержит разработку для ученика и презентацию с заданиями и материалами, а так же авторское видео для постановке вопроса - может ли школьная форма быть модной....

Мастер-класс "Одна,но пламенная страсть..."

МАСТЕР-КЛАСС"ОДНА, НО  ПЛАМЕННАЯ  СТРАСТЬ..."Цель –воспитание мировоззренческой позиции средствами литературы.Тема урока: Памяти И.С.Тургенева.«Надо ли учиться языку любви?Оборудование:- на ...

Аккорды мятежной лиры

Литературно-музыкальная композиция, посвященная  творчеству поэтов-декабристов...