Урок по теме: "Злодеяние и возмездие в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Обращение к теме злодеяния и возмездия в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама". Ответ на вопрос: какие же три злодейства совершает Германн - главный герой произведения. Сочувствуем ли мы ему? Какие выводы может сделать для себя читатель?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_n.a._soserdotskaya.docx | 26.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Злодеяние и возмездие в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»
Задачи: Проверить знание текста повести. Помочь учащимся выявить основные черты характера главных героев. Донести до детей точку зрения Пушкина, которая заключается в том, что за любым преступлением неизбежно следует наказание.
Отработать умение находить в литературном произведении тропы. Работать над развитием читательской культуры учащихся. Обогащать словарный запас. Формировать умение грамотно и свободно владеть устной и письменной речью.
Прививать любовь учащихся к пушкинской прозе.
Цели: С помощью разнообразных заданий проверить степень овладения художественным произведением; развивать познавательный интерес к родной литературе, творчеству А.С. Пушкина.
Воспитывать навыки взаимодействия во время коллективной работы.
Оборудование: Иллюстрации, рисунки детей: пиковая дама, тройка, семерка, туз.
Пока душа не обезумела и Пушкин в ней – душа жива.
Евг. Евтушенко
Ход урока:
- Вводное слово учителя.
Сегодня на уроке внеклассного чтения мы вновь
обращаемся к творчеству А. С. Пушкина, завершая этим произведением цикл уроков внеклассного чтения, посвященных двухсотлетию со дня рождения поэта.
И вновь мы обращаемся с вами к теме злодеяния и возмездия. Почему вновь?
Потому что к этой теме обращались, читая драму «Борис Годунов» и «Маленькие трагедии».
- Прежде всего давайте докажем, что «Пиковая дама» - повесть!
1). Одна главная сюжетная линия
2). Характер главного героя не меняется
3). Все вокруг образа одного героя
4). Произведение эпического жанра
Это произведение необычно, т.к. А.С. Пушкин создает особое жанровое образование – внутри повести сказка.
Итак, в повести исследуется человеческая драма.
- Чтение эпизода из повести (гл. IV «… он позвал Л.И. .. « Как вы побледнели!»)
Томский произносит фразу о злодействе случайно, а попадает в точку.
? Какие же три злодейства совершил Германн? Вот это мы и должны выяснить сегодня на уроке.
Итак, первое злодейство Германна: обманутая Лизавета Ивановна.
Найдем во второй главе строки, посвященные Лизавете Ивановне (стр. 244-245).
Пушкин создает образ Л.И. прекрасно используя средства художественной выразительности или тропы, давайте найдем их в тексте и подчернкнем карандашом, а один у доски выписывает (читаем, ищем).
Тропы: Эпитеты – пренесчастное создание, домашняя мученица, самая жалкая роль в свете.
Антитеза – бедная воспитанница знатной старухи из пышной гостиной уходила плакать в бедной своей комнате
Сравнение – в сто раз милее наглых и холодных невест.
? Тронул ли вас образ пушкинской героини?
Для достижения своей цели Германн решил использовать Лизавету Ивановну.
? Как он это делает? (Пишет записки)
? Почему Л.И. отвечает на домогания Г.? (Она «с нетерпением ожидала избавителя»)
Чтение по ролям (IV гл. «… Она сидела, сложа крестом… поцеловал ее наклоненную голову и вышел»).
? Успел ли Г. полюбить Л.И. за то короткое время, когда роковой целью его ухаживаний было проникновение в дом?
(Да. Поцелуй.)
? Что же помешало развиться чувству Г. к Л.И.?
Ответ звучит из уст Л.И.: «Деньги – вот чего алкала его душа!»
? С каким чувством Л.И. прощается с Г.?
(«Г. пожал холодную, безответную руку». Удивительно точная художественная деталь! Говорит о многом. О чем?) В душе у Л.И. разочарование, безразличие, равнодушие к Г., ко всей жизни, к самой себе).
(Забегая вперед: Что дальше произойдет с Л.И.? Чем заканчивается повесть?)
Вывод: Доказали ли мы, что Л.И. – первое злодейство Германна?
(Да, Л.И. – безответная жертва. Г. насмеялся над ней, растоптал ее чувства).
- 1). Я думаю, что вы, ребята, без труда определите и вторую жертву Германна.
(Старуха – графиня)
2). Расскажите мне немного о ней (II гл.)
3). Умирает 87-летняя старуха. Виновен ли Г. в ее смерти?
(Она бы итак скоро умерла, а Г. как Мефистофель – сатанинский персонаж).
4). Особую роль при создании образа главного героя играет пейзаж. Когда автор сравнивает описание природы с состоянием души нашего героя (стр.249).
Вывод: Один только Г. не чувствует холод, так как у него свои мысли , ведь у него холодная, надменная, жестокая душа.
5). После этого следует сцена свидания с графиней.
Давайте найдем сцену свидания с графиней и попробуем выстроить лексическую цепочку ключевых слов, отражающих чувства главного героя.
Сказал он внятным и тихим голосом - остановился – возразил сердито – продолжал говорить – остановился, с трепетом ожидая ответа – стал на колени – встал – «Старая ведьма!» - вынул пистолет.
? Как вы думаете, выстрелил бы он?
(Нет. Расчетлив)
? Как же меняются чувства Германна?
(Старуха упряма)
Вывод: Смерть старухи – второе злодеяние Германна. Он виновен в ее смерти
- В чем же третье злодейство Германна?
1). Какова исходная ситуация повести, ее завязка?
1. Игроки все богатые люди;
2. Эпиграф к 1 гл.;
3. Германн ни разу не садился за игровой стол (читаем о Г. I и II гл. – конец, стр. 240 и 246).
«Нет! Расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость».
2). Называем черты характера главного героя.
1. На все готов ради наживы, ради денег. Его сильные страсти и огненное воображение рождают план, который перечеркивает жизненный ориентир, созданный Германном для себя.
2. Цель Г. – быстрое обогащение, деньги, деньги, деньги.
3). В повести дважды упоминается, что у Германна «профиль Наполеона» (стр. 253, гл. IV «Этот Германн, профиль Наполеона, а душа Мефистофеля»).
Бесчувственный профиль, словно отчеканенный на расхожей монете.
? Что вы знаете о чертах характера Наполеона?
Многие хотели подражать Наполеону, а Мефистофель - один из духов зла, чаще всего, по преданию, падший ангел, охотник за душами.
Германн – страшный человек, он как черт: «Я возьму грех на свою душу».
4). Какие чувства возникают у вас к этому герою?
(зло всегда творится людьми сознательно).
А теперь сделаем вывод: Взяв грех на свою душу, Германн совершает злодейство против самого себя.
Итак: Третье злодейство - против самого себя.
- Три злодеяния совершены. А возмездие (наказание) ?!
И тут в жанр повести врывается сказка (сон Германна)
- Старуха раскрывает тайну карт (Сен Жермен – Графиня – Германн)
- Какие три условия ставит старуха? Все ли они выполнены Германном?
Третье условие Г. не выполняет – и наступает возмездие. Германн, потеряв все, лишается ума и рассудка, и вместо покоя и независимости он вынужден до конца своих дней повторять названия трех роковых карт.
- Заключение.
А. С. Пушкин считал, что самое страшное – сойти с ума. («Не дай мне Бог сойти с ума».)
? Сочувствуем ли мы Германну?
Творчество Пушкина поражает богатством, глубиной идей и образов, мастерством художественной формы. Пушкин дает нам возможность заглянуть в свою душу. Будем читать Пушкина, и душа наша будет жива! Мы почувствуем тот нравственный заряд, который дарят нам произведения Александра Сергеевича. В данной повести Пушкин очень точно показал нам значение судьбы в нашей жизни. И дал нам жизненный урок, что нельзя подчинить себе судьбу. В. Г. Белинский писал: ''Пушкин принадлежит к числу творческих гениев, тех величайших исторических фигур, которые, работая для настоящего, приготовляют будущее, следовательно, не могут принадлежать только одному прошлому''. Может, поэтому произведения А. С. Пушкина бессмертны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Моцарт и Сальери" Тема злодеяния и возмездия в трагедии
План-кнспект урока помогает детям через речевую характеристику и деталь научиться давать характеристику персонажа....
Урок по теме Великой Отечественной Войны (ПО ПОВЕСТИ М.КАРИМА “ПОМИЛОВАНИЕ”). (УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ).
Тема:”ВОЙНА И ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ”.(ПО ПОВЕСТИ М.КАРИМА “ПОМИЛОВАНИЕ”)....
Урок литературы в 10кл. по теме "Место повести "Портрет" в цикле "Петербургские повести" Н.В. Гоголя"
Дана разработка урока по повести Гоголя "Портрет" с вопросами по анализу текста...
Статья «Интегрированный урок как средство создания развивающей среды на уроке литературы в 9 классе на примере повести М.Ю.Лермонтова «Бэла».
Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» - произведение многогранное, многоаспектное, является благодатным материалом для остановки и решения учащимися социальных, психологических и нравственных пр...
8 класс. Конспект урока по теме: «Шинель» - одна из петербургских повестей Н.В.Гоголя. История создания повести.
8 класс. Конспект урока по теме: «Шинель» - одна из петербургских повестей Н.В.Гоголя. История создания повести....
Эссе по повести Л. Улицкой «Пиковая Дама»
Эссе было написано в рамках самообразования при обучении на онлайн-курсах....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Предмет литература. Тема урока: Андрий и Остап. Смысл противопоставления. (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ "ТАРАС БУЛЬБА". ТЕМА УРОКА: АНДРИЙ И ОСТАП. СМЫСЛ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ....