"Моцарт и Сальери" Тема злодеяния и возмездия в трагедии
план-конспект урока литературы (9 класс) по теме

План-кнспект урока помогает детям через речевую характеристику и деталь научиться давать характеристику персонажа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_2.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ««Моцарт и Сальери».
Злодеяние и возмездие в трагедии

Цели:

1)

Помочь учащимся в овладении анализом образа героя через речевую характеристику и детали.

2)

Развивать речь

3)

Формировать нравственные черты характера.

Беседа учителя.

Сам Пушкин писал: «Обременять вымышленными ужасами исторические характеры
и не мудрено и не великодушно». Так он отвечал на обвинения критиков о недостоверности выведенных им героев Моцарта и Сальери

До сих пор исследователи не пришли к единому мнению: действительно ли Моцарта отравил Сальери, но Пушкин считал именно так и в доказательство ссылался не то на немецкие журналы, в которых фигурировала именно эта точка зрения, но и приводил один факт: во время представления оперы «Дон Жуан» раздался свист – все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из зала в бешенстве, снедаемый завистью. Пушкин утверждал, что завистник, который мог освистать «Дон Жуана» мог отравить его творца. Поступок Сальери – аномальный, показывает, что его совершил человек «в бешенстве, снедаемый завистью». А бешенство – опаснейшее свойство человека, оно смертоносно: сам корень этого слова показывает, что поддавшийся этому чувству человек не принадлежит сам себе: им руководит бес.

  1. Кто дан крупнее? (Сальери)
  2. Почему? (Пушкина интересует состояние человека, снедаемого завистью)
  3. Кто такой Сальери? (Композитор)

По тексту: (он завистник, мы это слышим от него самого, а то, что он убийца - убеждаемся воочию).

  1. Что разожгла его зависть до бешенства, до желания убить ненавистного ему человека? (Моцарт, который для Сальери и сам по себе человек, недостойные своего дара от души хохочет слушая неумелую, фальшивую игру трактирного скрипача, которого привел
    к Сальери. Того это бесит.

Мне не смешно, когда маляр негодный

Мне пачкает Мадонну Рафаэля,

Мне не смешно, когда фигляр презренный

Пародией бесчестит Алигьери.

  1. Для чего Моцарт привел в дом Сальери скрипача? (текст) (ему не терпится поделиться свежим анекдотом с тем, о ком он знает, что тот его поймет) Реакция Сальери обескураживает его.
  2. Какое он находит объяснение? 

Ты Сальери,

не в духе нынче. Я приду к тебе

в другое время

(единственное логическое объяснение: нынче, т.е. он знал Сальери другим).

  1. Чему завидует Сальери ? (Не столько дару Моцарта, сколько тому, что священный дар, бесценный гений)

……не в награду
любви горящий, самоотверженья
трудов, усердия, молений послан -
а озаряет голову безумца ,
гуляки праздного? …..

(В веселости увидел доказательства пренебрежения искусством. С точки зрения Сальери Моцарт- неправильность, недорозумение)

  1. Согласны ли вы с Сальери? (Нет, он – хитрый человек, поднаторевший
    в искусстве обмана, он сделал вид, что завидует из чувства справедливости)
  2. Можно ли облагородить зависть? (Нельзя. Ее можно только изжить, если человек осознал, что охвачен этим низким, корыстным чувством, сумел мобилизовать свои душевные силы на борьбу с ним. Говоря языком героев Пушкинской трагедии, зависть
    и чувство справедливости – «две вещи несовместимые». )
  3. Что указывает на то, что Сальери не в бешенстве отравил Моцарта, а долго
    к этому шел
    ?

(Яд – носил с собой 17 лет)

Какова же сущность этого человека, если даже любовь его пропитана ядом.

  1. Где Сальери утрачивает контроль над собой? 

Я шел к тебе

Нес кое-что тебе я показать

  1. Почему? (Сальери не до смеха, он видит , как популярен Моцарт среди всех слоев общества)
  2. Что говорит о волнении Сальери? (Он не может овладеть сам собой. Не может успокоится даже тогда, когда слушает его новинку)
  3. А сам Сальери знаменит? (Да, но

….Слава

Мне улыбнулась; я в сердцах людей

Нашел созвучие своим созданьям).

И приведенный Моцартом старик не оставил от его веры камня на камне

  1. Что для Сальери музыка? (это путь к славе) (докажите текстом)

я стал творить но в тишине, но в тайне,

не смею помышлять еще о славе.

  1. Всегда ли Сальери искренен? (Нет. Привыкшей проницать за дивным искусством величину успеха его создателя, он попросту не мог бы «мирно» наслаждаться чужим успехом, чужой славе) Моцарт играет Сальери реквием.(поминальную песню) Сальери плачет.

Сальери:

Эти слезы

впервые лью и больно и приятно.

  1. Какие «эти»? («Эти» - не связанные и не вызванные музыкой. Это слезы зависти и ненависти. Так велики они, что ни какие резоны не могут заставить Сальери изменить своего решения.)Далее Моцарт вспоминает расхожую сплетню:

Ах, правда ли Сальери,

Что Бомарше кого-то отравил

он же гений

как ты да я. А гений и злодейство –

Две вещи несовместные

В это время Сальери бросает яд в стакан Моцарта. Моцарт уходит умирать, сопровождаемый репликой Сальери, давшего волю своему чувству глубочайшего удовлетворения.

  1. Какое возмездие ждет Сальери? (Краток период радости. Оставляет его победное настроение, уступая место паническому)

(текст: Но ужель он прав,

И я не гений? Гений и злодействоДве вещи несовместные.)

Как не сразу подействовал яд Сальери, брошенный в вино Моцарта, так не сразу подействовали слова Моцарта, брошенные в душу Сальери.но подействовав на подобие яда, отравили душу чернейшим подозрением: ужель он прав…

Вывод: Став злодеем, Сальери перестал быть художником, и в этом заключается суть слов Моцарта, которую начинает постигать Сальери. Прежде его душа корчилась от зависти, теперь она охвачена ужасом: неужели, убив Моцарта, он убил в себе художника? Вот вопрос, подсказанный Моцартом и проясняющий смысл настигшего Сальери возмездия

Дом/задание. Стихи по списку читать и наизусть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"

Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...

Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"

Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...

Болдинская осень.Цикл "Маленькие трагедии" Идейное звучание, тематика и художественное совершенство. Анализ трагедий "Скупой рыцарь". "Моцарт и Сальери".

Урок в 9 классе по теме "Болдинская осень 1830. Цикл "Маленькте трагедии" Анализ трагедий "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери" (2 часа)Урок разработан с целью ознакомления учащихся с Болдинским периодо...

Нравственные проблемы маленькой трагедии "Моцарт и Сальери"

приложение к уроку "Гений и злодейство - две вещи несовместные"...

Презентация к уроку литературы в 9 классе на тему " Проблема "гения и злодейства" в трагедии А.С. Пушкина "МОЦАРТ И САЛЬЕРИ"

Урок литературы в 9 классе. Тема урока: А.С. Пушкин "Моцарт и Сальери". Проблема "гения и злодейства". Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Цель урока: познакомить с новыми страницам...

Урок по теме: "Злодеяние и возмездие в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама"

Обращение к теме злодеяния и возмездия в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама". Ответ на вопрос: какие же три злодейства совершает Германн - главный герой произведения. Сочувствуем ли мы ему? Какие выво...