Урок литературы в 10кл. по теме "Место повести "Портрет" в цикле "Петербургские повести" Н.В. Гоголя"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Николенко Любовь Федоровна

Дана разработка урока по повести Гоголя "Портрет" с вопросами по анализу текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_10_klasse_po_teme.docx14.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе по теме «Место повести «Портрет» в цикле «Петербургские повести» Н.В.Гоголя

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Слово учителя. Сообщение темы урока.

В этих повестях Гоголь использует элементы фантастики, но её характер меняется. Каким образом? Теперь это то, что условно принято называть «реалистическая фантастика».

3. Анализ повести.

-      Определите тему и сюжет повести «Портрет».

-      Образ главного героя.

Гоголь изображает постепенное падение героя, используя приём художественной детали. Поясните суть этого приёма на примерах. (часть изображения человека – внешний вид, речь-  и  окружающего мира – природа, быт, вещи)

-      Проследите по тексту, как создаёт Гоголь образ художника Чарткова.

-      Какие литературные приёмы использует Гоголь? (приём антитезы: Чартков – его друг, портрет – картина друга)

    Из создателя Чартков превращается в разрушителя.

-      Как в повесть введён фантастический элемент и с какой целью?

-      Описание портрета.

-      Когда Чартков особенно ясно видит изображённое на портрете лицо? (во сне)

-      Как Гоголь переводит фантастическое в реальный план? (незаметно: таинственный свёрток, который обронил ночью ужасный старик с портрета, оказывается кладом в раме)

-      Когда портрет в последний раз «является» Чарткову? Почему он приказал его вынести? (в конце рассказа, талант растерян. Старик любуется результатом. Чартков видит портрет и приказывает его вынести.)

-      Кто виноват в том, что случилось с Чартковым?

-      Докажите, что Чартков всегда был склонен к тому, что получил при помощи портрета.  (слова учителя Чарткова)

Человек всё должен решать сам, должен управлять своей волей и никого не имеет права винить в том, что с ним случилось.

-      Объясните смысл названия повести. ( Портрет – это не только таинственный старик на полотне, не только те портреты, что создал Чартков Это и сам Чартков,и  то, что с ним стало.)

-      Определите место повести «Портрет» В «Петербургских повестях»?

-      Что роднит «Портрет» с другими повестями сборника?

-      Какие проблемы автор затронул в повести и в каких повестях сборника говорится о тех же проблемах?

4. Вывод.

- Каково место сборника «Петербургские повести» в творчестве Н.В.Гоголя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературы в 7 классе "Образ Тараса Бульбы в повести Гоголя"

Обобщающий урок по изучению повести Гоголя "Тарас Бульба" с элементами развития речи....

Урок литературы в 7 классе «По страницам комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

В комплект входит рабочий конспект урока и презентация....

Урок литературы 9 класс "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Конспект урока литературы 9 класс на тему "Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"Цели урока: Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”.Формиров...

план-конспект и презентация к уроку литературы в 9 классе «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя»

Урок литературы в 9 классе«Жизнь и творчество Н.В.Гоголя»Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством Н.В.Гоголя; повторение ранее изученных произведений писателя; закрепление навыков конспектировани...

Презентация к уроку литературы в 7-9 классах по творчеству Н.В. Гоголя

Презентация поможет учителю литературы на уроках по творчеству Н.В. Гоголя в 7-9 класса. Дается биография писателя. Рассматриваются основные произведения. 7- класс - сборник "Петербургские повести" - ...