8 класс. Конспект урока по теме: «Шинель» - одна из петербургских повестей Н.В.Гоголя. История создания повести.
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Горшкова Валентина Ивановна

8 класс. Конспект урока по теме: «Шинель» - одна из петербургских повестей Н.В.Гоголя. История создания повести.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Шинель» - одна из петербургских повестей Н.В.Гоголя. История создания повести.

Цели: познакомить с историей создания повести «Шинель», с её сюжетом.
         воспитывающие: воспитание нравственных качеств и эстетического вкуса у учащихся;
         развивающие: развитие эмоциональнообразного и аналитического мышления учащихся.
                         
  Эпиграф к уроку: Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите; он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое.  
                                    Н.Г.Чернышевский                                                            
                                                                        

Ход урока

I. Тест по комедии «Ревизор».

1. Какая русская народная пословица стала эпиграфом к «Ревизору»?

а) «Тише едешь - дальше будешь»;

б) «Глаза боятся, а руки делают»;

в) «На зеркало неча пенять, коли рожи крива»;

г) «На всякого мудреца довольно простоты».

2. В каком городе происходит действие комедии?

а) Москва;                                        б) Санкт-Петербург;

в) Нижний Новгород;                    г) безымянный провинциальный город.

3. Кто первым «узнал» в Хлестакове ревизора?

а) городничий, Антон Антонович;             б) жена городничего, Анна Андреевна;

в) судья, Ляпкин-Тяпкин;                            г) Бобчинский и Добчинский.

4. Почему на самом деле Хлестаков так надолго застрял в городе?

а) у него закончились деньги;                             б) у него сломался экипаж;

в) он влюбился в одну из жительниц города;       г) он скрывался от суда.

5. Почему Хлестакову удалось всех убедить в том, что он ревизор?

а) он был профессиональным актёром;

б) он умел правдоподобно врать;

в) чиновники сами себя убедили;

г) Хлестакову помогли всех обмануть дочь и жена городничего.

6. Каким образом городские чиновники вручают мнимому ревизору взятки? Они…

а) нарочно проигрывают ему в карты;                            б) дают ему деньги «в долг»;

в) дают ему деньги «на благотворительность»;             г) дают ему деньги напрямую.

7. Почему Хлестаков делает предложение дочке городничего?

а) влюбился в неё с первого взгляда;             б) хотел над ней поиздеваться;

в) его заставил городничий;                            г) безо всяких причин.

8. Почему Хлестаков всё-таки решает уехать из города? Он…

а) поддаётся на уговоры своего слуги, Осипа;

б) узнаёт, что в город прибыл настоящий ревизор;

в) получает письмо от отца с просьбой поскорее приехать домой;

г) хочет избежать свадьбы.

9. Как все в городе узнают, что Хлестаков не настоящий ревизор?

а) из письма Хлестакова;               б) от слуги Хлестакова, Осипа;

в) от городничего;                              г) Хлестаков признаётся в этом сам.

10. Чем заканчивается комедия?

а) Хлестакова разоблачают;                           б) Хлестаков остаётся жить в городе;

в) приезжает настоящий ревизор;             г) городничий и остальные попадают в тюрьму.

11. Кто из персонажей «Ревизора» брал взятки борзыми щенками?

а) Ляпкин-Тяпкин          б) Хлопов          в) Земляника

12. Что является отличительной чертой Хлестакова?

а) легкомыслие         б) хитрость              в) трусость.

13. Какую меру против ревизора Городничий считает наиболее надёжной

 а) лесть и угождение           б)взятку.

14. Кто из персонажей «Ревизора» говорит о себе, что у него «лёгкость в мыслях необыкновенная»?

а) Бобчинский          б) почтмейстер            в) Хлестаков.

15. Кто это говорит? «Я всякий день на балах. Там у нас и вист свой составился: министр иностранных дел, французский посланник, английский, немецкий посланник и я. И уж так уморишься играя, что просто ни на что не похоже». Хлестаков

16. Кто и о ком это говорит? «…видишь ты, нужно в каждом городе показать себя! Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой!» Осип о Хлестакове

18. Кто кому пишет? «Спешу уведомить тебя… какие со мной чудеса… Все мне дают взаймы… Оригиналы страшные. От смеху ты бы умер…» Хлестаков Тряпичкину

19. Кому снится: «… какие-то две необыкновенные крысы. Право, эдаких я никогда не видывал: чёрные, неестественной величины!..» Гордничему

II. Новая тема.

1. Вступительное слово учителя. 

По словам русского философа Н. Бердяева, Гоголь является “самой загадочной фигурой в русской литературе”.

Не было в России писателя, который вызывал бы столь непримиримые споры, как Гоголь

2.Сообщение  учащегося «История создания цикла “Петербургские повести”

“Петербургские повести” Гоголя – новый шаг в развитии русского реализма.

В этот цикл входят повести: “Невский проспект”, “Нос”, “Портрет”, “Коляска”, “Записки сумасшедшего” и “Шинель”.

Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 годами.

Объединены повести по общему месту событий – Петербургу.

Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях.

Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры знати, верхушки столичного общества.

Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые (портной Петрович), нищие художники, “маленькие люди”, выбитые из колеи жизни.

 Вместо дворцов и богатых домов читатель в гоголевских повестях видит городские лачуги, в которых ютится беднота.

3.История создания повести «Шинель».

Замысел повести “Шинель” родился не сразу.

В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье.

Он звучал так: жил один бедный чиновник, был страстным охотником. Он долго копил на ружье, о котором долго мечтал. Его мечта сбылась, но, плывя по Финскому заливу, он его потерял. Вернувшись домой, чиновник от расстройства умер.

Первый набросок повести был назван «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». В этом варианте просматривались некоторые анекдотические мотивы и комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя. Повесть печатается, завершая цикл «Петербургских повестей»

Место действия – Петербург - выбран неслучайно.

4. Сюжет повести

Главный герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, бедный титулярный советник из Петербурга.

Титулярный советник — статский классный чин в Российской империи.Относился к IX классу Табели о рангах, по статусу был ниже коллежского асессора и выше коллежского секретаря, титуловался «ваше благородие».

Он ревностно выполнял свои обязанности, очень любил ручное переписывание бумаг, но в общем роль его в департаменте была крайне незначительна, из-за чего над ним нередко подшучивали молодые чиновники. Жалование его составляло 400 рублей в год.

Однажды Акакий Акакиевич заметил, что его старенькая шинель совсем пришла в негодность. Он отнёс её к портному Петровичу, чтобы тот залатал её, однако последний отказался чинить шинель, сказав, что надо шить новую.

Акакий Акакиевич уменьшил расходы: по вечерам прекратил пить чай, старался ходить на цыпочках, чтобы не истёрлись ботинки, реже отдавал прачке бельё в стирку, а дома, чтобы не изнашивать одежду, носил только халат.

Когда премия к празднику оказалась больше ожидаемого, титулярный советник вместе с портным отправился покупать материал для новой шинели.

И вот однажды морозным утром Акакий Акакиевич вошёл в департамент в новой шинели. Все принялись хвалить и поздравлять его, а вечером его пригласили на именины к помощнику столоначальника. Акакий Акакиевич был в прекрасном расположении духа. Ближе к полуночи он возвращался домой, когда к нему вдруг со словами «А шинель-то моя!» подошли «какие-то люди с усами» и сняли шинель с плеч.

Хозяйка квартиры посоветовала Акакию Акакиевичу обратиться к частному приставу. На следующий день Акакий Акакиевич отправился к частному приставу, но безуспешно. Он явился в департамент в старой шинели. Многим стало жаль его, и чиновники советовали обратиться за помощью к «значительному лицу» потому, что это лицо ещё недавно было незначительным. «Значительное лицо» накричало на Акакия Акакиевича, да так, что тот «вышел на улицу, ничего не помня».

В Петербурге в то время было ветрено, морозно, а шинель была старая, и, вернувшись домой, Акакий Акакиевич слёг в постель. Поправиться он уже не смог и через несколько дней умер в бреду.

С тех пор у Калинкина моста стал появляться призрак «в виде чиновника», стаскивавший с прохожих шинели, шубы, пальто. Кто-то узнал в мертвеце Акакия Акакиевича. Не было никакой возможности угомонить мертвеца. Однажды через эти места проезжало «значительное лицо». Мертвец с криком «Твоей-то шинели мне и нужно!» сорвал и с его плеч шинель, после чего исчез и более уже не появлялся.

IV. Обобщение изученного на уроке

Домашнее задание: Подготовить пересказ содержания повести «Шинель»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках английского языка (11 класс). Конспект урока по теме "Art Exhibition"

Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках английского языка (11 класс). Конспект урока по теме "Art Exhibition"...

9 класс - конспект урока по теме: Центральная Россия, факторы формирования.

9 класс конспект Центральная Россия, факторы формирования....

5 класс. Конспект урока по теме "Суффикс"

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Суффикс" (1-й урок)...

Математика,5 класс.Конспект урока по теме"Задачи на движение"

Конспект урока математики в 5 классе по теме "Задачи на движение" с учетом требований ФГОС ....

Алгебра,11 класс .Конспект урока по теме "Первообразная"

Конспект урока  по теме " Первообразная"...

Проблема формирования универсальных учебных действий на уроках геометрии в 7 классе, конспект урока на тему:"Сумма углов треугольника"

Данный конспект будет полезен учителям математики при объяснении новой темы: "Сумма углов треугольника"...

Конспект урока на тему "Чиновники города N" (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор")

Конспект урока литературы на тему "Чиновники города N" разработан с целью побудить обучающихся к самостоятельному анализу образов чиновников в комедии Н.В. Гоголя,  внимательному прочте...