Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Рассчитана на 3 часа в неделю - 102 часа в год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature.doc | 210 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Волченковская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор МБОУ Волченковской СОШ
________А.И. Устинова
«____»________________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе для 8 класса
(базовый уровень)
Составитель Муравьева М.В. – учитель русского языка и литературы
2014 год
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по литературе составлена и разработана на основании «Закона об образовании РФ», примерной Программы основного общего образования по литературе для общеобразовательных школ 2009 года, и программы литературе к учебникам 5-9 классов: под редакцией В.Я, Коровиной, Москва: Просвещение, 2010., Базисного учебного плана школы на 2013/2014 учебный год, Федерального перечня учебников на 2013/2014 учебный год (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 г., № 1067), Федерального образовательного стандарта 2004 года. Используется учебно-методический комплект В.Я Коровина, Литература 8 класс, «Просвещение», 2014 год.
Структура документа
Рабочая программа включает разделы:
- пояснительную записку
- общую характеристику учебного предмета
- описание места учебного предмета, курса в учебном плане
- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- предметные результаты освоения учебного предмета
- содержание учебного предмета
- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
- календарно-тематическое планирование
- описания материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Цели обучения литературе в 8 классе:
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
∙ приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
∙ овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
∙ устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
∙ научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
∙ отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
∙ освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой МБОУ Волченковской СОШ и миссией школы:
создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического и творческого развития личности обучающегося.
Важнейшими актуальными условиями реализации разработанной программы и целесообразности использования авторской программы В.Я. Коровиной являются цели и задачи, указанные в основной образовательной программе МБОУ Волченковской СОШ.
Общая характеристика учебного предмета «Литература»
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
· осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
· выразительное чтение художественного текста;
· различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
· ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
· заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
· анализ и интерпретация произведения;
· составление планов и написание отзывов о произведениях;
· написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
· целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Описание места учебного предмета «Литература» в учебном плане
Программа рассчитана на 102 часа (3 часов в неделю), по учебному плану школы на изучение литературы в 8 классе отводится 102 часа в год (3 часа в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Литература»
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Межпредметные связи
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.
Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Литература»
К концу учебного года учащиеся 8 класса
должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления) ; басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса – сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления)
должны уметь:
-воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
-отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
-видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
-выявлять основную нравственную проблематику произведения;
-определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
-прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
-воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
-различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
-пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
-ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.)
-выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
-подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказ;
-словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
-аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
-видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
-написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
-сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни и т.д.,
-создавать сочинения – миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.
Критерии оценки знаний учащихся.
Оценка устных ответов учащихся.
При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка “5” ставится за сочинение:
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.
Отметка “4” ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
Отметка “2” ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» — 90 – 100 %;
«4» — 78 – 89 %;
«3» — 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Оценка творческих работ
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы.
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:
— соответствие работы ученика теме и основной мысли;
— полнота раскрытия тема;
— правильность фактического материала;
— последовательность изложения.
При оценке речевого оформления учитываются:
— разнообразие словарного и грамматического строя речи;
— стилевое единство и выразительность речи;
— число языковых ошибок и стилистических недочетов.
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается
правильное оформление сносок;
соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;
реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;
широта временного и фактического охвата дополнительной литературы;
целесообразность использования тех или иных источников.
Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.
Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.
Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.
Тематическое планирование по литературе
Введение. Литература и история.
Устное народное творчество.
Народные песни. Предания как исторический жанр русской народной прозы.
Древнерусская литература.
Житийная литература. «Житие Александра Невского». «Шемякин суд».
Литература 18 века. Д.И. Фонвизин «Недоросль».
Литература 19 века.
И.А Крылов. Басни. К.Ф. Рылеев. , А.С, Пушкин. «Капитанская дочка». «Пиковая дама»., М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»., Н.В. Гоголь. «Ревизор». М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Н.С. Лесков. «Старый гений». Л.Н. Толстой «После бала». «Отрочество». Поэзия о родной природе в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева.
Литература 20 века.
А.П. Чехов. «О любви».
И.А. Бунин «Кавказ».
А.И. Куприн «Куст сирени»
А.А. Блок «Россия»
С.А. Есенин. Поэма «Пугачев»
И.С. Шмелев.
М. М. Осоргин «Пенсне»
А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»
А.П. Платонов «Возвращение»
В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет».
Зарубежная литература.
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»
Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»
В. Скотт «Айвенго»
Календарно - тематическое планирование по литературе в 8 классе
3 часа в неделю – 102 часа в год
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Вид контроля | Домашнее задание | Дата урока |
1-я четверть. | |||||||
1. | Введение. Литература и история. | 1 | Беседа, тестирование | Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. | Выявление уровня литературного развития учащихся. Тестирование. | Вспомнить устное народное творчество. Пословицы, загадки, частушки, песни и т.д.) | |
2. | Устное народное творчество. Народные песни. | 1 | Рассказ учителя, беседа. | Устное народное творчество и отражение в нем жизни народа. Лирические песни, частушки. | Анализ лирических песен «В темном лесе», «Вдоль по улице метелица метет», Частушки. Их поэтика и тематика. | Выучить наизусть 5 частушек и 1 понравившуюся лирическую песню. | |
3. | Предания как исторический жанр русской народной прозы. | 1 | Беседа. | Особенности содержания и художественной формы народных преданий. | Беседа по вопросам о преданиях «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». | Ответы по учебнику о преданиях. | |
4. | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского»» (фрагмент). | 1 | Рассказ учителя, беседа. Практикум. | Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра невского. | Особенности содержания и формы воинской повести и жития. | Пересказ фрагментов «Житие Александра Невского». | |
5. | Внеклассное чтение. «Шемякин суд» | 1 | Внеклассное чтение. | «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. | Особенности поэтики бытовой сатирической повести. | Записи в тетради выучить. | |
6-9 | Д.И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). | 4 | Рассказ учителя. Беседа. | Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Понятие о классицизме. | Составить речевые характеристики главных героев как средство создания комического. | Подготовить анализ одного из эпизодов «Недоросль». | |
10 | Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века. | 1 | Урок развития речи. | Беседа о человеке и истории по произведениям , выбранным учащимися. | Сочинение. | Написать сочинение по заданной теме. | |
11 | Анализ эпизода комедии «Недоросль» | 1 | Практикум | Особенности эпизода. Основные правила классицизма в драматическом произведении. | Анализ эпизода. | Вспомнить басни И.А. Крылова | |
12 | И.А. Крылов. Слово о баснописце. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. | Анализ басен «Лягушки, просящие царя», «Обоз». | Мораль басен. Выявить в баснях сатирическое изображение человеческих пороков и общественных. | Выучить одну басню И.А. Крылова наизусть. | |
13 | И.А. Крылов. Поэт и мудрец. | 1 | Внеклассное чтение. | Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова. | Выразительное чтение басен И.А. Крылова. | Нарисовать иллюстрации к басням Крылова. | |
14 | К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» | 1 | Рассказ учителя. Практикум. | Тема расширения русских земель в думе «Смерть Ермака». Образ Ермака Тимофеевича. | Сопоставительный анализ думы и народного предания «О покорении Сибири Ермаков». | Выучить народную пеню о Ермаке на стихи К.Ф. Рылеева. | |
15 | А.С. Пушкин. Слово о писателе, поэте. | 1 | Рассказ учителя. Стихотворение «Туча», «19 октября», «К…». Их мотивы и темы. | Особенности поэтической формы данных стихотворений А.С. Пушкина. | Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье…». | Выучить стихотворение наизусть «19 октября». Рассказ о А.С. Пушкине. | |
16-17 | А.С. Пушкин и история. | 1 | Семинар. | Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина | Анализ произведений А.С. Пушкина, изучаемых в 6-7 классах. | Вопросы в тетради. | |
18 | А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывок). | 1 | Рассказ учителя. Беседа. | История пугачевского восстания. | Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора. Составление плана. | Прочитать «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина. | |
19-20 | А.С. Пушкин «Капитанская дочка» | 2 | Рассказ учителя. Беседа. | История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. | Составление характеристики героев. | Образ Петра Гринева. | |
21 | Гринев: жизненный путь героя. | 1 | Беседа. Обучение устному рассказу. | Нравственная оценка героя. Гринев в сопоставлении со Швабриным и Савельичем. | Образы Гринева, Швабрина, Савельича. Сопоставительный анализ. | Семья капитана Миронова. | |
22 | Семья Мироновых. | 1 | Беседа. | Маша Миронова в романе. | Сравнительная характеристика Маши Мироновой с другими героями. | Собрать материалы к образу Пугачева. | |
23 | Пугачев и народное восстание. | 1 | Беседа. Практикум. | Образ Пугачева. | Народное восстание в оценке автора. | ||
24 | Историческая правда и вымысел в романе. | 1 | Урок развития речи. | Особенности композиции. Фольклорные мотивы в романе. | Подготовка к сочинению. Составление тезисных планов. | Подготовка к сочинению по данным темам. Читать «Пиковую даму». | |
25-26 | А.С. Пушкин. «Пиковая дама» | 2 | Рассказ учителя. Беседа. | Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга. | Анализ композиции повести, смысл названия, эпиграфов, эпилога. | Подготовка к контрольной работе по творчеству А.С. Пушкина. | |
27 | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина | 1 | Урок контроля. | ||||
2-я четверть | |||||||
28. | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Обобщение изученного о поэте. | 1 | Рассказ учителя. Семинар. | Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова. | Тестирование. | Прочитать поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри». | |
29. | М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» | 1 | Беседа. | Мцыри как романтический герой. | Анализ поэмы «Мцыри» | Составить план к поэме «Мцыри» | |
30. | Особенности композиции поэмы «Мцыри» | 1 | Практикум. | Развитие представлений о жанре романтической поэмы. | Анализ эпизода из поэмы «Мцыри» | Выучить наизусть отрывок из поэмы «Мцыри» | |
31 | Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | 1 | Урок развития речи. | «Мцыри как романтический герой». «Природа и человек в поэме «Мцыри» | Сочинение | Написать сочинение. | |
32 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Обобщение изученного о Н.В. Гоголе. | 1 | Рассказ учителя. Семинар. | Отношение Гоголя к истории, исторической теме в художественных произведениях. | Тестирование | Читать комедию Н.В. Гоголя «Ревизор» | |
33-34 | «Ревизор» Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. | 2 | Беседа. Практикум. | Приемы сатирического изображения чиновничества в пьесе. | Анализ эпизодов комедии «Ревизор» | Собрать материалы по комедии к образу Хлестакова. | |
35-36 | Хлестаков. | 2 | Практикум. | Понятие о «миражной» интриге Хлестаковщина как нравственное явление. | Составление цитатного плана о Хлестакове. | Анализ эпизода «Хлестаков у Городничего». | |
37 | Особенности композиционной структуры комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя. | 1 | Урок развития речи. | Специфика завязки, развития действия, кульминаций. | Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в сатирическом произведении» по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» | Сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» | |
38-39 | Н.В. Гоголь «Шинель». | 2 | Рассказ учителя. Беседа. | Образ «маленького» человека в литературе. | Викторина «Образ маленького человека в русской литературе» | Знать содержание повести Н.В. Гоголя «Шинель». | |
40. | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. | 1 | Практикум. | Роль фантастики в повествовании. | Анализ эпизодов повести. | Вспомнить сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина. | |
41. | М.Е. Салтыков – Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. | Художественно-политическая сатира на общественные порядки. | Знать о средствах создания в произведении. Ирония. Сатира, Гротеск в произведении. | Анализ эпизода. | |
42. | Обучение анализу эпизода из романа «История одного города» | 1 | Урок развития речи. | Подготовка к домашнему сочинению | Сочинение. | Написать сочинение. | |
43 | Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова – Щедрина. | 1 | Урок контроля. | Выявление знаний учащихся по пройденным произведениям. | Контрольная работа | ||
3-я четверть. | |||||||
44-46 | Н.С. Лесков. Слово о писателе. Рассказ «Старый гений» | 3 | Рассказ учителя. Беседа. | Нравственные проблемы рассказа. Защита обездоленных. | Анализ рассказа «Старый гений» | Ответы на вопросы к рассказу. | |
47-49 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ «После бала» | 3 | Рассказ учителя. Беседа. | Социально-нравственные проблемы рассказ после бала | Главные герои рассказа | Образ рассказчика. | |
50 | Особенности композиции рассказа | 1 | Практикум | Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала» | Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как прием раскрытия внутреннего мира героя. | Сочинение «Полковник на балу и после бала». | |
51-52 | Л.Н. Толстой. «Отрочество» | 2 | Внеклассное чтение. | Нравственные проблемы повести. | Образ Николеньки Иртеньева | Вспомнить стихи о природе русских поэтов. | |
53 | Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева и др. | 1 | Урок внеклассного чтения. | Чтение стихов о родной природе. | Конкурс стихов о природе русских поэтов. | Вспомнить рассказы А.П. Чехова, изучаемых в 5-7 классах. | |
54-55 | А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) | 2 | Рассказ учителя. Беседа. | Психологизм рассказа «О любви» | Анализ рассказа «О любви» | Прочитать рассказы А.П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник». | |
56-57 | И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Кавказ». | 2 | Рассказ учителя. Беседа. | Проблематика рассказа «Кавказ» | Мастерство Бунина – прозаика. | Вопросы и задания к рассказу. | |
58-59 | А.И. Куприн. Слово о писателе. Рассказ «Куст сирени» | 2 | Рассказ учителя. Беседа. | Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени» | Анализ рассказа. Сюжет и фабула рассказа. | Подготовиться диспуту и домашнему сочинению по творчеству изученных писателей. | |
60 | Урок - диспут «Что значит быть счастливым?» | 1 | Урок развития речи. | Разговор о содержании, проблематике рассказов писателей. Уметь высказывать, аргументируя, свое мнение. | Составление плана сочинения. | Сочинение по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна (по выбору) | |
61-62 | А.А. Блок. Слово о поэте «Россия». | 2 | Рассказ учителя. Беседа. | Историческая тема в творчестве А.А. Блока. Образ России. | Обучение выразительному чтению. | Вспомнить стихи С.А. Есенина. | |
63-64 | С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. | 2 | Рассказ учителя. Беседа. | Образ предводителя восстания. Понятие о драматическом произведении. | Обучение выразительному чтению. Сравнение с образом Пугачева из «Капитанской дочки» | Вопросы и задания в учебнике». | |
65-66 | Урок – конференция. | 2 | Урок развития речи. | Образ Пугачева в произведениях А.С, Пушкина, С.А. Есенина в фольклоре | Подготовка к домашнему сочинению | Написать сочинение. | |
67-68 | И.С. Шмелев. Слово о писателе. | 2 | Рассказ учителя. Беседа. | «Как я стал писателем?» - воспоминание о пути к творчеству | Обучение конспектированию. | Читать рассказы М.Зощенко. | |
69 | Журнал «Сатирикон» | 1 | Рассказ учителя. Беседа. | Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современном. | Анализ рассказов М. Зощенко по «История болезни». Тэффи «Жизнь и воротник». | См. записи в тетради. Понятие о юморе, сатире, сарказм против фантастики. | |
70-71 | М.М. Осоргин. Слово о писателе. Рассказ «Пенсне». | 2 | Рассказ учителя. Беседа. | Сочетание реальности и фантазии в рассказе. | Реальность и фантазия в рассказе «Пенсне». Анализ сцен рассказа. | Подготовиться к тестированию. | |
72 | Тестирование по творчеству изученных писателей и поэтов. | 1 | Урок контроля. | Проверка знаний учащихся. | Выявление знаний учащихся. | ||
4-я четверть. | |||||||
73-74 | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин» | 2 | Рассказ учителя. Беседа. | Картины фронтовой жизни Честное служение родине. | Анализ сцен поэмы. | Выучить отрывок из поэмы наизусть. | |
75-76 | Василий Теркин – защитник родной страны. | 2 | Обучение устному рассказу. | Новаторский образ Василия Теркина. | Рассказ о Василии Теркине | Теркин и война в поэме. | |
77-78 | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин» | 2 | Практикум. | Юмор. Фольклорные мотивы в поэме. | Анализ глав поэмы. | Выразительное чтение глав поэмы. | |
79-80 | А.П. Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Возвращение» | 2 | Урок внеклассного чтения. | Картины войны и мирной жизни в рассказе. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа. | Образы главных героев рассказа. Пересказ. | Вспомнить стихи и песни о ВОВ. | |
81-82 | Урок – концерт. Стихи и песни о ВОВ. | 2 | Урок развития речи. | Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского, Б. Окуджавы, А. Фатьянова, Л. Ошанина. | Чтение стихов и песен о ВОВ. | ||
83-84 | В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Фотография, на которой меня нет» | 2 | Рассказ учителя. Беседа. | Отражение военного времени в рассказе. | Пересказ эпизодов рассказа. | Подготовка к сочинению и написание сочинения «ВОВ в литературе 20 века» по выбору учащихся. | |
85-86 | Русские поэты о Родине. Родно природе. | 2 | Уроки внеклассного чтения. | Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. | Выразительное чтение стихотворений | Выучить стихотворение наизусть (по выбору) | |
87-89 | У Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта» | 3 | Рассказ учителя. Беседа. Практикум. | Поединок семейной вражды и любви. | Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта» | Вопросы и задания к трагедии, прочитать сонеты У. Шекспира. | |
90-92 | Сонеты У. Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. | 3 | Практикум. | Сонеты «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». | Выразительное чтение сонетов. | Выучить один сонет У Шекспира наизусть. | |
93-94 | Ж.Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены) | 2 | Рассказ учителя. Беседа. | Сатира на дворянство и невежественных буржуа. | Анализ сцен комедии | Черты классицизма в комедии. Образы главных героев. | |
95-97 | Джонатан Свифт. Слово о писателе. | 3 | Урок внеклассного чтения. | Сатира на государственное устройство общества. | Обучение пересказу. | Читать «Айвенго» В. Скотта. | |
98-99 | В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго». Понятие об историческом романе. | 2 | Урок внеклассного чтения. | Рыцарский роман. Образы главных героев. Защита чести простых людей. | Сравнение фильма «Айвенго» с романом В. Скотта. | Готовиться к зачету. | |
100-101 | Урок – зачет. | 2 | Урок – зачет. | Литература и история в произведениях, изученных в 8-м классе. | Список литературы на лето. Выявление знаний учащихся. Итоги года. | Читать литературу и выполнить предложенные задания летом. | |
102 | Итоговый урок |
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Оборудование: плакаты, таблицы, портреты писателей, поэтов, мультимедийная установка и ПК, магнитофон, экран на штативе, телевизор, видеомагнитофон, комплекты методической и дидактической литературы, карточки с заданиями, индивидуальные разрезные карточки.
Портреты писателей и поэтов:
Николай Васильевич Гоголь
Александр Сергеевич Грибоедов
Федор Михайлович Достоевский
Иван Андреевич Крылов
Михаил Юрьевич Лермонтов
Николай Семенович Лесков
Михаил Васильевич Ломоносов
Николай Алексеевич Некрасов
Александр Николаевич Островский
Александр Сергеевич Пушкин
Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин
Лев Николаевич Толстой
Иван Сергеевич Тургенев
Федор Иванович Тютчев
Антон Павлович Чехов
Анна Андреевна Ахматова
Александр Александрович Блок
Михаил Афанасьевич Булгаков
Иван Алексеевич Бунин
Максим Горький
Сергей Александрович Есенин
Евгений Иванович Замятин
Александр Иванович Куприн
Владимир Владимирович Маяковский
Борис Леонидович Пастернак
Александр Исаевич Солженицын
Александр Трифонович Твардовский
Марина Ивановна Цветаева
Иван Сергеевич Шмелев
Михаил Александрович Шолохов
Методические пособия: Тесты, вопросы, задания по курсу русской литературы XIX века.
Тесты, вопросы, задания по курсу русской литературы XX века.
Литература: тесты: 5-8 классы. Литературные викторины.
Организация литературных вечеров и утренников. Тематические игры и праздники по литературе. Литературные олимпиады. Русская поэзия XX века в выпускном классе
Обучающие практические работы по литературе. Литература в таблицах и схемах
Учение. Общение. Творчество. Девять мастерских. Поурочные разработки по литературе: 6 класс.
Методические советы. Литературная гостиная
Дидактический материал:
Читаем, думаем, спорим… В.Я.Коровина
Электронное обеспечение курса:
Видеофильмы:
- «Садко»
- «Илья Муромец и Соловей азбойник»
- «Барышня-крестьянка»
- «Тарас Бульба»
Электронные диски:
- Христианское воспитание детей. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» МР3
- «Научи меня, Господи, славить тебя» Церковные песнопения МР3
- Классическая музыка для детей МР3
Используемая литература
Основная литература:
- Коровина В. Я. Литература: 8 класс: Учебник: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014
- Коровина В. Я. Литература: 8 кл.: Метод. Советы. – М.: Просвещение, 2013
Дополнительная литература:
- Учителя:
- Золотарёва И. В., Аникина С. М. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. Программы 68 и 102 часа. М.: «ВАКО», 2009
- Интернет-ресурсы. Материалы «Открытый урок», 2008-2009
- Материалы газеты «Литература. Первое сентября», 2010, 2011
- Материалы журнала «Литература в школе», 2008, 2009, 2010, 2011
- Ученика:
Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 8 класс. – М.: Просвещение, 2011
Согласовано
Зам. директора по УВР _______ В.Н. Ососкова
«___» _____________2014 г.
Рассмотрено на заседании Т/О
«Освоение новыми педагогическими технологиями»
Протокол № от «___» ____________ 2014 г.
Руководитель Т/О __________ Т.П. Анохина
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
№ п/п | Наименование урока | Дата проведения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 8класс УМК Новошинский И.И.
Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание материала, ктп, требования к знаниям и умениям....
рабочая программа по географии -8класс
рабочая программа по курсу география -8класс, к учебнику "География Росиия.Природф" И.Баринова...
рабочая программа по географии -8класс
рабочая программа по курсу география -8класс, к учебнику "География Росиия.Природф" И.Баринова...
Рабочая программа основной школы (8классы) на 2012-2013гг.на 3 часа
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещен...
Рабочая программа по географии 8класс
Данная рабочая программа составлена на основании: - стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2008 г., примерная программа основного общего образования по географии...
Рабочая программа по литературе для 8класса. ( Г.И.Беленький. Базовый уровень).
Литература 8кл. Г.И.Беленький. Базовый уровень....
Рабочая программа по литературе 8класса
Рабочая программа по литературе 8 кл по учебнику Т.Ф.Курдюмовой...