календарно - тематическое планирование по русскому языку и литературе 9 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) на тему

Шабалина Тамара Мисаховна

календарно - тематическое планирование по русскому языку и литературе 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 9_klass.zip111.46 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по литературе 9 класс

по учебнику В.Я.Коровиной

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Элемент содержания

Знания и умения

Домашнее задание

Дата

1.

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе

Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.

Уметь выделять  характерные причинно-следственные связи;

целенаправленно искать  информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними.

2.

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник  древнерусской  литературы. Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова"

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…".

Образы русских князей. Характер князя Игоря.

Знать: периоды  развития  древнерусской  литер.; основные произведения, жанры; историческую  основу «Слова…»

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения, выразительно читать текст.

3.

Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Художественные  особенности «Слова…», самобытность  содержания, специфика жанра, образов, языка.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Золотое слово» Святослава.

Ярославна как идеальный образ русской женщины

Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения

Знать: содержание пр-ия, героев; основную мысль пр-ия; характеристику литературного героя.

Уметь: делить текст на части, составлять план ,простой и цитатный                                                

использовать различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Домашнее сочинение

4.

Идейно-художественное своеобразие литературы  эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика рус. литерат. 18 века. Особенности русского класс

Урок изучения нового материала

Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

Знать: что такое классицизм, его  основные черты.

Уметь: сопоставлять исторические факты и литературные традиции; составлять конспект по учебнику и лекции    

5 - 6

М.В.Ломоносов – великий сын России. Прославление мира, Родины, науки, просвещения в пр-ях Ломоносова

Урок изучения нового материала

Средства создания образа идеального монарха.

Знать: общие сведения о Ломоносове как реформаторе русского языка, стихосложения, понятие жанра оды

Уметь: понять и анализировать поэтику оды, её своеобразие. Выделять приёмы, характерные для стиля русской классической оды;

использовать различные виды пересказа

7.

Внеклас. чтение.

Г.Р.Державин поэт – философ. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. Тема поэта и поэзии.

Урок изучения нового материала

Жанры поэзии Державина.  Ода «Властителям и судиям»

Стихотворения:  «Памятник»

Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции.

Ответ на проблемный вопрос: почему автора волнует позиция власти, ее отношения к народу и положение народа?

.8.

А.Н.Радищев. Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).

Урок изучения нового материала

Изображение российской действительности.  Критика крепостничества

Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.
Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения,  находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

9.

Особенности повествования в «Путешествии…» Жанр путешествия и его содержательное наполнение Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос.

Урок комплексного применения знаний

Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.

Знать: отличительные особенности жанра путешествия

Уметь: анализировать текст

10 - 11

Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке.

Понятие о

сентиментализме. «Бедная Лиза

Урок изучения нового материала

Сентиментализм. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Внимание писателя к внутренней жизни человека

Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма.

Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем.

12.

Карамзин «Осень» как произведение сентиментализма

Урок комплексного применения знаний

Карамзин «Осень» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы

Знать: что такое сентиментализм и его основные черты.

Уметь: анализировать лирическое произведение находить в нём черты сентиментализма

13.

Р/р Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя (на примере 1-2 пр-ий)

Урок развития речи

Знать: тексты изученных произведений 18 века, их проблемы, героев

Уметь: излагать свои мысли, приводить доказательства из текста

14.

Р/р Сочинение «Литература 18 века в восприятии современного читателя (на примере 1-2 пр-ий)

Урок проверки, оценки знаний

Уметь: писать сочинения по нескольким произведениям, находить общее, приводить примеры.

15.

Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме.

Поэзия, проза и драматургия XIXвека. Русская критика, публицистика, мемуарная литература

Знать: характерные черты романтизма, особенности русского романтизма.

Уметь: использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

16.

Романтическая лирика начала 19 в. В.А.Жуковский

Стихотворение: “Море”, баллада «Светлана»

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта.

Баллада , особенности жанра Нравственный мир героини. Язык баллады.

Знать основные черты романтизма как литературного направления

 теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой.
Уметь выразительно читать стихотворение. анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

17.

Внекл. чтение.  Романтическая лирика начала 19 века.

Поэты пушкинской поры: К.Н.Батюшков, Е.А.Баратынский,

А.А.Дельвиг

Урок комплексного применения знаний

К.Н.Батюшков: «Песнь друга», «К друзьям», «Любовь в челноке», «Мой гений», «Не дай мне, бог, сойти с ума» и др.

Е.А.Баратынский: элегии «Родина», «Где сладкий шёпот», «Возвращение», «Признание», »Пироскаф» и др.

А.А.Дельвиг: русские песни в народном духе «Ах ты, ночь ли, ноченька!», «Соловей мой, соловей»; элегии

Элегия как жанр русской лирики.

Знать: общее представление о поэтах пушкинской поры, для того, чтобы почувствовали эпоху, в которую творил гениальный А. С. Пушкин. Показать совершенство поэтического мастерства поэтов золотого века; роль литературы в формировании русского языка.

Уметь: анализировать стихотворения, сравнивать, находить черты романтизма.

18.

Р.р. Обучение анализу лирического стихотворения. Практикум по анализу стихотворения поэта-романтика начала 19 века

Урок развития речи

Знать: план анализа лирического произведения.

Уметь: анализировать лирическое стихотворение

Д/соч

«Моё любимое

стихотворение поэта-

романтика»

19.

А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга

Урок изучения нового материала

Жизнь и творчество

Комедия «Горе от ума»

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С. Грибоедова.
Уметь создавать хронологическую канву прочитанного.

20.

А.С.Грибоедов «Горе от ума».  Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Композиция комедии.

Урок комплексного применения знаний

Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт).

Знать особенности комедии как жанра,
теоретико-литературные понятия
экспозиция, завязка,
конфликт.
Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.

21.

Фамусовская Москва в комедии

Урок комплексного применения знаний

Чацкий и фамусовская Москва.

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание,  внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую.

22.

Чацкий в системе образов комедии

Урок комплексного применения знаний

Мастерство драматурга в создании характеров (Чацкий, Софья, Молчалин, Репетилов и др.).

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким,  выявлять авторскую позицию.

23.

Нравственная  проблема   комедии. Смысл названия

Урок комплексного применения знаний

"Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка.

Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.

Уметь давать характеристику  персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты

Выписать в тетрадь

афоризмы

24.

Р.р.  И.А.Гончаров  «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению.

Урок развития речи

Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”.

Составление плана – конспекта статьи.

Знать основные положения статьи. 

Уметь давать характеристику  персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний»  и из заметок А.С. Пушкина о Чацком.

Домашнее сочинение

 по комедии Грибоедова.

25.

А.С.Пушкин: жизнь и судьба.  Пушкин в восприятии современного читателя.

Урок комплексного применения знаний

А.С. Пушкин

Жизнь и творчество.

Знать: основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина; тематику лирики.

Уметь: анализировать лирическое стихотворение, целенаправленно искать  информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними.

26.

Дружба и  друзья в лирике А.С.Пушкина

Урок комплексного применения знаний

«19 октября 1825 года», «Пирующие студенты», «Пущину»

Знать: самых близких друзей поэта; стихи, посвящённые дружбе и друзьям

Уметь: анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции,  ,  изобразительно-выразительных средств.

27.

Свободолюбивая лирика Пушкина

Урок комплексного применения знаний

Тема свободы в лирике А.С.Пушкина, развитие её  на разных этапах его творческого пути.

«К Чаадаеву», ода «Вольность», стих. «Деревня», «Анчар»

Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения.
Уметь анализировать стихотворное произведение с  точки зрения  его жанра,  темы, идеи, композиции,  изобразительно-выразительных средств.

28.

Внеклас. чтение. А.С.Пушкин . Романтическая поэма «Цыганы» Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа.

Урок комплексного применения знаний

Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы.

Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности.

Уметь комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику.

29.

Любовь как гармония души в интимной лирике Пушкина. Адресаты любовной лирики Пушкина.

Урок комплексного применения знаний

Тема любви в лирике А.С.Пушкина, развитие любовной лирики на разных этапах его творческого пути

Любовь как гармония души.

«Я помню чудное мгновенье», «На холмах Грузии…», «Я вас любил», «Ты и Вы», «талисман», «Мадонна»

Знать: адресатов любовной лирики Пушкина, стихи, посвящённые любимым женщинам. Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики.                

Уметь выразительно читать ст-ия, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы;  подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;

30.

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Философская лирика Пушкина.

Урок комплексного применения знаний

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Философская лирика Пушкина.

Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина.

«Бесы», «Пророк», «Я памятник воздвиг», «Вновь я посетил»

Знать : о судьбе поэта в тв-ве Пушкина

Уметь использовать монологическую и диалогическую речью,

31 - 32

Р.р.  Обучение анализу лирического стихотворения Пушкина. Моё любимое стихотворение Пушкина.

Урок развития речи

Любимое стихотворение А.С.Пушкина: восприятие, истолкование, оценка

Знать, как анализировать стихотворение.

Уметь: самостоятельно выполнять различные творческие работы;

 анализировать стихотворение.

Дать письменный

 анализ указанного

стихотворения.

33.

Роман Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция. Жанр романа в стихах. Система образов.

Урок изучения нового материала

Своеобразие жанра и композиции романа в стихах.

Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы.

Уметь выделять смысловые части текста

34.

Пушкин «Евгений Онегин». Сюжетные линии романа. Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский

Урок изучения нового материала

Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений.

Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский.

Знать содержание глав романа, что такое тип «лишний человек».

 понимать типическое и индивидуальное в героях.

Уметь анализировать  и интерпретировать произведение.; давать характеристику литературного героя.

35.

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

Урок комплексного применения знаний

Тема любви и долга в романе.

Знать, какие самые  прекрасные качества русской  женщины воплотил  автор в героине;

 Уметь  составлять рассказ  о  героине,  используя цитаты.

36.

Нравственно-философская проблематика произведения.

Урок изучения нового материала

Нравственно-философская проблематика произведения

Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию.

Уметь различать образ автора и героя

37.

Пушкинский роман в зеркале критики.

Урок комплексного применения знаний

Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского. Философская критика начала XX века.Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского.

Уметь:  читать и анализировать критическую статью

38 - 39

Р.р.  Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина.

Урок развития речи

Подготовка и написание классного сочинения по творчеству А.С.Пушкина

Знать: изученные произведения А.С.Пушкина

Уметь анализировать и правильно и связно ,а также интересно излагать свои мысли, писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

40.

Внекл.чтение. А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема гения и злодейства.

Урок комплексного применения знаний

Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству.

Знать содержание трагедии,  уметь определять основную проблему: талант, труд., вдохновение

Уметь писать рассуждать по поднятым в произведении проблема.

41.

М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Основные мотивы лирики.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

М.Ю. Лермонтов

Жизнь и творчество.

Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций.

Знать: основные периоды тв-ва Лермонтова, тематику поэзии.

Уметь: выявить мысли и чувства автора, его переживания в лирических  пр-ях.

42.

Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии «Парус», «Смерть поэта», «Дума», «Выхожу один я на дорогу», «Молитва»

Уметь выразительно читать художественные тексты, анализировать  и интерпретировать произведение.

43.

Образ поэта- пророка в лирике Лермонтова.

Урок комплексного применения знаний

Образ поэта в лермонтовской  лирике. Поэт и его поколение

«Поэт», «и скучно, и грустно», «пророк»

Уметь выразительно читать художественные тексты, анализировать  и интерпретировать произведение.; проводить сравнительный анализ сти. Лермонтова «Пророк» и Пушкина.

44.

Адресаты любовной лирики Лермонтова

Урок комплексного применения знаний

«Нет, не тебя так пылко я люблю…»,  «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»

Уметь выразительно читать художественные тексты, анализировать  и интерпретировать произведение.

Написать реферат

45.

Россия в лирике Лермонтова. Характер лирического героя его поэзии.

Урок комплексного применения знаний

Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.

«Родина», «Прощай, немытая Россия» Характер лирического героя.

Уметь выразительно читать художественные тексты, анализировать  и интерпретировать произведение.

46.

Лермонтов «Герой нашего времени». Жанр социально-психологического романа. Обзор содержания. Сложность композиции. Печорин как представитель «портрета поколения».

Урок изучения нового материала

Роман «Герой нашего времени»

Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина

Знать: содержание романа «Герой нашего времени», понятие жанра социально-психологического романа.

Уметь: давать характеристику героям романа, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

47.

Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулич). 

Урок изучения нового материала

Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вуличас).

Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

Домашнее сочинение «Мои любимые страницы романа»

48.

Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе

Урок изучения нового материала

Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.

Уметь целенаправленно искать  информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними.

48.

Н.В.Гоголь: страницы жизни. Первые творческие успехи. «Вечера»…, «Миргород»

Урок изучения нового материала

Н.В. Гоголь

Жизнь и творчество.

Начало литературной деятельности

Знать: основные этапы жизненного и творческого пути Гоголя, понятие «маленький человек».

49.

Н.В.Гоголь «Мёртвые души». История замысла, жанр и композиция поэмы

Урок изучения нового материала

Поэма «Мертвые души» (I том).

История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав.

Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие.

Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох.

50.

Система образов  поэмы «Мёртвые души»

Урок комплексного применения знаний

Образы помещиков и чиновников и средства их создания.

Знать:

текст поэмы;

понимать:

способы создания образов помещиков;

Уметь:

составлять характеристику литературного персонажа; развернуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности

51.

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.

Урок комплексного применения знаний

Место Чичикова в системе образов.

Знать:  

текст поэмы, путь Чичикова – нового героя эпохи; понимать: художественные приемы создания образа Чичикова; роль Чичикова в замысле поэмы;

 Уметь: создавать характеристику героя; выборочно пересказывать текст; выявлять типические черты характера героя, развернуто обосновывать суждения

52.

«Мёртвые души» - поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Поэма в оценках Белинского

Урок комплексного применения знаний

Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги.

Знать текст произведения, лирические отступления в нем, понятиие   чичиковщина

Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведов.

Домашнее сочинение

53.

Внекл.чтение. Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. стихи разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии.

Урок комплексного применения знаний

Многообразие жанров, эмоциональное богатство

Знать представителей русской поэзии второй половины ХIХ века: Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

Уметь анализировать поэтические произведения

54 - 55.

А.Н.Островский «Свои люди – сочтёмся»

Урок изучения нового материала

Слово о писателе. Комедия как жанр драматургии. Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада Отношения отцов и детей.

Знать: кратко биографию драматурга, строение драматического произведения, содержание пьесы.

Уметь: ориентироваться в тексте, характеризовать героев.

56 - 57

Ф.М.Достоевский «Белые ночи»

Урок изучения нового материала

Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского, Развитие понятия о повести.

Знать: кратко о писателе, познакомиться с повестью.

Уметь: оценить

особенности образа главного героя

58.

Л.Н.Толстой. «Юность» (главы)  Обзор содержания. Слово о Толстом. Автобиографическая трилогия.

Урок комплексного применения знаний

Обзор содержания автобиографической трилогии «Юность»

Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства

Уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему.

59 - 60

Л.Н.Толстой «Юность» (главы) Их роль в романе. Образ главного героя. «Диалектика души» героя Толстого.

Урок комплексного применения знаний

Формирование личности героев повести. Его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя.

Знать: текст  главы;

Уметь: сгруппировать материал для психологического самоанализа героя; составлять и анализировать план сочинения

61

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника»

Урок изучения нового материала

Комическое и трагическое в прозе Чехова.

Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора.

Знать: жизнь и творчество Чехова, понятие «подтекста», отличия комического и сатирического текстов; особенности сатирических рассказов А.П.Чехова.

Написать рецензию на один из рассказов Чехова

62

А.П.Чехов «Тоска»

Урок изучения нового материала

Тема одиночества человека в мире Образ многолюдного города и его роль  в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Уметь: анализировать произведение , определять главную мысль, тему рассказа.

63

Р.р. Подготовка к сочинению – ответу на проблемный вопрос:

 « В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?» ( на примере произведений Островского, Достоевского, Толстого, Чехова)

Урок развития речи

Знать: тексты прочитанных произведений

Уметь: анализировать произведение, вычленять главное, отвечать связно, логически грамотно на поставленный вопрос

64.

Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений

Урок изучения нового материала

Многообразие жанров и направлений

Знать особенности русской литературы ХХ века.

Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений.

65.

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича

Урок изучения нового материала

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы

Знать: основные вехи биографии Бунина; особенности рассказов.

Уметь: анализировать текст.

66.

Мастерство И.Б.Бунина в рассказе «Тёмные аллеи»

Урок изучения нового материала

Лиризм повествования.

Уметь: анализировать текст.

67.

М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов.

Урок изучения нового материала

«Собачье сердце» как социально – философская сатирана современное общество. История создания и судьба повести Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров.

Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя.; содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины.

Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа. Уметь определять нравственную проблематику повести

68 - 69.

Поэтика повести Булгакова «Собачье сердце».

Урок изучения нового материала

Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их худож. роль в повести.

Знать:

 текст произведения, идейное значение эпизодов;

 Уметь:

пересказывать с элементами анализа фрагменты повести, развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства; выявлять авторскую позицию

70.

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя. Рассказ «Судьба человека».

Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета  и композиции рассказа.

Урок изучения нового материала

Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова.

Знать: основные этапы жизни и творчество М.А.Шолохова.

Уметь: показать значение образа героя рассказа «Судьба человека», выявить роль пейзажных зарисовок

71.

Проблема нравственного выбора в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека»

Урок комплексного применения знаний

Роль пейзажных зарисовок в рассказе.

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик. Роль пейзажа, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.

Знать:

 реализм в художественной литературе, реалистическую типизацию;

понимать:

 идейный смысл рассказа;

Уметь:

анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода; развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства; выявлять авторскую позицию; объяснять значение образа Ванюши с точки зрения художественной идеи; оценивать роль пейзажа в создании образа главного героя

72.

А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Рассказ «Матренин двор».

Урок изучения нового материала

 Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.

 

Знать: основные этапы жизни и творчества писателя

Уметь: дать характеристику героям

73.

Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор».

Урок изучения нового материала

Тема праведничества в русской литературе.

Трагизм судьбы героини. Нравственный смысл рассказа-притчи

Знать:

определение понятия «притча», текст произведения, основные события жизни писателя; историю создания рассказа;

понимать: идейный смысл рассказа, трагизм судьбы героини; притчевый характер рассказа.

 Уметь:

анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода; определять авторскую позицию

74.

Контрольная работа по произведениям второй половины 19 и 20 века

Урок проверки, оценки знаний

75.

Русская поэзия Серебряного века

Урок изучения нового материала

Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Знать: понятие «серебряный век», основные поэтические направления

Уметь: конспектировать лекцию учителя

76.

А.Блок. Слово о поэте. Женские образы в лирике поэта.

Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока.

Урок изучения нового материала

Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения. «Ветер принёс издалека…», «О. Весна, без конца и без края,,,», «О. я хочу безумно жить..». Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного» века, основные этапы тв-ва А.Блока,

 С.Есенина,В Маяковского, А.А.Ахматовой, М.Цветаевой

Уметь: выделить художественные образы в лирике А.Блока…., выразительно читать стихи

77.

Слово о Есенине и его судьбе. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Край ты мой заброшенный», «Разбуди меня завтра рано»   

Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина.

Урок изучения нового материала

Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.

78.

Тема любви в лирике Есенина

Урок изучения нового материала

Размышления о жизни, любви, природе,

предназначении человека на земле. «Отговорила роща золотая…», «Не жалею, не зову, не плачу», «Письмо к женщине».Народно – песенная основа лирика С.А.Есенина

Знать: кратко биографию поэта, основные мотивы лирики С.А.Есенина

Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы

Домашнее

сочинение

по творчеству А.Блока,

 С.Есенина,

 В.Маяковского

 79.

Поэтическое новаторство В.В.Маяковского. Ранняя лирика

Сатира В.В.Маяковского

Урок изучения нового материала

Новаторство Маяковского – поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок)

Знать: кратко биографию поэта, своеобразие стиха, ритма, интонации. Словотворчество

Уметь: выразительно читать стихи Маяковского, анализировать их.

80.

М.И.Цветаева. Слово о поэте. «Идёшь, на меня похожий», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?»

Урок изучения нового материала

Стихи о поэзии, любви, жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой.

Знать: кратко биографию поэта, мотивы её ранней лирики и поздних стихотворений.

Уметь: выразительно читать стихи, анализировать текст.

81.

Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Урок изучения нового материала

Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

82.

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе», «Где то в поле возле Магадана», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».

Урок изучения нового материала

Философская глубина обобщений поэта – мыслителя.

Знать: основные вехи биографии поэта, особенности темы «Человек и природа» в его лирике. Философский характер стихов.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

83.

Обучение анализу одного стихотворения (на примере философской лирики Заболоцкого)

Урок развития речи

Знать: план анализа лирического стихотворения.

Уметь: выразительно читать и анализировать поэтический текст.

84.

А.А.Ахматова: страницы жизни. Стихи о поэте и  поэзии. «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество»  

Урок изучения нового материала

Активность гражданской позиции поэта.  Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой. Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм.

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике,

отношение к поэту и поэзии.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения

85.

Любовная лирика Ахматовой

Урок изучения нового материала

Трагические интонации в любовной лирике А.А.Ахматовой

Знать: трагические интонации в любовной лирике Ахматовой

86.

Б.Л.Пастернак. Вечность и современность  в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных…».Философская глубина лирики Пастернака.

Урок изучения нового материала

Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

87.

Р.р   Классное сочинение: «Поэзия Серебряного века: любимые страницы».

Урок развития речи

88.

А.Т.Твардовский.Слово о поэте. «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери».

Урок изучения нового материала

Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стих.

Знать: основные этапы жизни и тв-ва Твардовского, лирику поэта о войне

Уметь: выразительно читать стих-ия.

89.

Стихи Твардовского о войне

«Я убит подо Ржевом»

Урок комплексного применения знаний

Основные проблемы и интонации стихов о войне.

Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки.

Знать: основные проблемы и интонации стихов о войне.

Уметь: выразительно читать  стихи и анализировать

90 - 91.

Внеклассное чтение. Песни и романсы на стихи поэтов 19 – 20 в. (А.С.Пушкин «Певец», М.Ю.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу», Н.А.Некрасов «Тройка», Е.А.Баратынский «Размышление», Ф.И.Тютчев «Я встретил вас», А.К Толстой «Средь шумного бала», А.А.Фет «Я тебе ничего не скажу», А.А.Сурков «Землянка», К.М.Симонов «Жди меня» и др.

Урок изучения нового материала

Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека

Знать: жанр романса, его особенности, известные романсы, авторов и исполнителей

Уметь: слушать романсы и отличать их от других песенных жанров

92.

Русская литература 60-90 годов 20 века. Рассказ В.М.Шукшина «Ванька Тепляшин»

Урок изучения нового материала

Уметь: показать особенности тв-ва Шукшина на примере рассказа «Ванька Тепляшин»

93.

Зачётное занятие по русской литературе 20 века

Урок проверки, оценки знаний

94 - 95

Внекл. чтение. Античная литература. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта . Пушкин как переводчик Катулла. «Нет, ни одна средь женщин», «Нет, не надейся приязнь заслужить».

 Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник».Традиции оды Горация в русской поэзии.

Урок изучения нового материала

Любовь как приобщение к безмерности природы. Щедрость души поэта и мотивы отчаяния и гнева в его стихотворениях. Лаконизм образов и напряженность чувств в лирике поэтов Античности.

Знать: основные произведения зарубежной литературы, имена поэтов и писателей, их значение в мировой литературе.

Уметь: понять основной смысл произведения, дать характеристику героев

96

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия»(фрагменты)..

Урок изучения нового материала

«Божественная комедия» («Ад», I, V Песни) Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер

Знать:

содержание 1-3 песен «Ада»; понимать: множественность смыслов «Божественной комедии»;

уметь:

выразительно читать текст песни, определять аллегорический, моральный, мистический смысл

97

У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет»(обзор с чтением отдельных сцен) Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира.

Урок изучения нового материала

Гамлет как рефлексирующий герой. Мысль и действие. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».

Знать:

основные факты жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет»; понимать:

вечные проблемы в творчестве Шекспира, жанровые особенности драматического произведения;

 уметь:

 выразительно читать драматическое произведение; характеризовать героя драматического произведения, давать оценку его поступкам, сравнивать произведения разных эпох

98

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии.

Урок изучения нового материала

Трагический характер конфликта в произведении. Гамлет в ряду «вечных» образов мировой литературы.

99.

И.В.Гёте. Слово о поэте. «Фауст»(обзор с чтением отдельных сцен).

Урок изучения нового материала

Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.Диалектика добра и зла.

Знать:

основные факты из жизни Гёте, творческую историю трагедии, содержание фрагментов;

 понимать:

философскую проблематику трагедии;

уметь:

выразительно читать, отвечать на вопросы; давать характеристику персонажу драмы

100

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Урок изучения нового материала

Жажда познания как свойство человеческого духа Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы.

101 - 102.

Итоговый урок. Литературная викторина

Урок закрепления знаний

Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задание для летнего чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно тематическое планирование уроков русского языка и литературы в 5-9 классах

В данном разделе представлены развернутые календарно тематические планирования уроков русского языка и литературы....

календарно-тематическое планирование по русскому языку и литературы 5-9 класс

календарно- тематическое планирование по русскому языку и литературы 5-9 класс...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка и литературы 5-10 классы

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка и литературы 5-10 классы...

календарно -тематическое планирование по русскому языку и литературе в 7 классе школы II вида

Данный материал разработан в соответствии с программными требованиями , по учебникам 6 класса издательства "Просвещение"...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...