календарно - тематическое планирование по русскому языку и литературе 9 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) на тему
календарно - тематическое планирование по русскому языку и литературе 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass.zip | 111.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование по литературе 9 класс
по учебнику В.Я.Коровиной
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Элемент содержания | Знания и умения | Домашнее задание | Дата | |
1. | Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе | Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни. Уметь выделять характерные причинно-следственные связи; целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними. | |||
2. | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова" | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Образы русских князей. Характер князя Игоря. | Знать: периоды развития древнерусской литер.; основные произведения, жанры; историческую основу «Слова…» Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения, выразительно читать текст. | |||
3. | Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Художественные особенности «Слова…», самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения | Знать: содержание пр-ия, героев; основную мысль пр-ия; характеристику литературного героя. Уметь: делить текст на части, составлять план ,простой и цитатный использовать различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием). | Домашнее сочинение | ||
4. | Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика рус. литерат. 18 века. Особенности русского класс | Урок изучения нового материала | Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. | Знать: что такое классицизм, его основные черты. Уметь: сопоставлять исторические факты и литературные традиции; составлять конспект по учебнику и лекции | |||
5 - 6 | М.В.Ломоносов – великий сын России. Прославление мира, Родины, науки, просвещения в пр-ях Ломоносова | Урок изучения нового материала | Средства создания образа идеального монарха. | Знать: общие сведения о Ломоносове как реформаторе русского языка, стихосложения, понятие жанра оды Уметь: понять и анализировать поэтику оды, её своеобразие. Выделять приёмы, характерные для стиля русской классической оды; использовать различные виды пересказа | |||
7. | Внеклас. чтение. Г.Р.Державин поэт – философ. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. Тема поэта и поэзии. | Урок изучения нового материала | Жанры поэзии Державина. Ода «Властителям и судиям» Стихотворения: «Памятник» | Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти. | Ответ на проблемный вопрос: почему автора волнует позиция власти, ее отношения к народу и положение народа? | ||
.8. | А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). | Урок изучения нового материала | Изображение российской действительности. Критика крепостничества | Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие. | |||
9. | Особенности повествования в «Путешествии…» Жанр путешествия и его содержательное наполнение Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. | Урок комплексного применения знаний | Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни. | Знать: отличительные особенности жанра путешествия Уметь: анализировать текст | |||
10 - 11 | Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза | Урок изучения нового материала | Сентиментализм. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Внимание писателя к внутренней жизни человека | Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма. Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем. | |||
12. | Карамзин «Осень» как произведение сентиментализма | Урок комплексного применения знаний | Карамзин «Осень» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы | Знать: что такое сентиментализм и его основные черты. Уметь: анализировать лирическое произведение находить в нём черты сентиментализма | |||
13. | Р/р Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя (на примере 1-2 пр-ий) | Урок развития речи | Знать: тексты изученных произведений 18 века, их проблемы, героев Уметь: излагать свои мысли, приводить доказательства из текста | ||||
14. | Р/р Сочинение «Литература 18 века в восприятии современного читателя (на примере 1-2 пр-ий) | Урок проверки, оценки знаний | Уметь: писать сочинения по нескольким произведениям, находить общее, приводить примеры. | ||||
15. | Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме. | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIXвека. Русская критика, публицистика, мемуарная литература | Знать: характерные черты романтизма, особенности русского романтизма. Уметь: использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; | |||
16. | Романтическая лирика начала 19 в. В.А.Жуковский Стихотворение: “Море”, баллада «Светлана» | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта. Баллада , особенности жанра Нравственный мир героини. Язык баллады. | Знать основные черты романтизма как литературного направления теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой. | |||
17. | Внекл. чтение. Романтическая лирика начала 19 века. Поэты пушкинской поры: К.Н.Батюшков, Е.А.Баратынский, А.А.Дельвиг | Урок комплексного применения знаний | К.Н.Батюшков: «Песнь друга», «К друзьям», «Любовь в челноке», «Мой гений», «Не дай мне, бог, сойти с ума» и др. Е.А.Баратынский: элегии «Родина», «Где сладкий шёпот», «Возвращение», «Признание», »Пироскаф» и др. А.А.Дельвиг: русские песни в народном духе «Ах ты, ночь ли, ноченька!», «Соловей мой, соловей»; элегии Элегия как жанр русской лирики. | Знать: общее представление о поэтах пушкинской поры, для того, чтобы почувствовали эпоху, в которую творил гениальный А. С. Пушкин. Показать совершенство поэтического мастерства поэтов золотого века; роль литературы в формировании русского языка. Уметь: анализировать стихотворения, сравнивать, находить черты романтизма. | |||
18. | Р.р. Обучение анализу лирического стихотворения. Практикум по анализу стихотворения поэта-романтика начала 19 века | Урок развития речи | Знать: план анализа лирического произведения. Уметь: анализировать лирическое стихотворение | Д/соч «Моё любимое стихотворение поэта- романтика» | |||
19. | А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга | Урок изучения нового материала | Жизнь и творчество Комедия «Горе от ума» | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова. | |||
20. | А.С.Грибоедов «Горе от ума». Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Композиция комедии. | Урок комплексного применения знаний | Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). | Знать особенности комедии как жанра, | |||
21. | Фамусовская Москва в комедии | Урок комплексного применения знаний | Чацкий и фамусовская Москва. | Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. | |||
22. | Чацкий в системе образов комедии | Урок комплексного применения знаний | Мастерство драматурга в создании характеров (Чацкий, Софья, Молчалин, Репетилов и др.). | Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. | |||
23. | Нравственная проблема комедии. Смысл названия | Урок комплексного применения знаний | "Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка. | Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала. Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты | Выписать в тетрадь афоризмы | ||
24. | Р.р. И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению. | Урок развития речи | Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”. Составление плана – конспекта статьи. | Знать основные положения статьи. Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» и из заметок А.С. Пушкина о Чацком. | Домашнее сочинение по комедии Грибоедова. | ||
25. | А.С.Пушкин: жизнь и судьба. Пушкин в восприятии современного читателя. | Урок комплексного применения знаний | А.С. ПушкинЖизнь и творчество. | Знать: основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина; тематику лирики. Уметь: анализировать лирическое стихотворение, целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними. | |||
26. | Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина | Урок комплексного применения знаний | «19 октября 1825 года», «Пирующие студенты», «Пущину» | Знать: самых близких друзей поэта; стихи, посвящённые дружбе и друзьям Уметь: анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, , изобразительно-выразительных средств. | |||
27. | Свободолюбивая лирика Пушкина | Урок комплексного применения знаний | Тема свободы в лирике А.С.Пушкина, развитие её на разных этапах его творческого пути. «К Чаадаеву», ода «Вольность», стих. «Деревня», «Анчар» | Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения. | |||
28. | Внеклас. чтение. А.С.Пушкин . Романтическая поэма «Цыганы» Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. | Урок комплексного применения знаний | Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы. | Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности. Уметь комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику. | |||
29. | Любовь как гармония души в интимной лирике Пушкина. Адресаты любовной лирики Пушкина. | Урок комплексного применения знаний | Тема любви в лирике А.С.Пушкина, развитие любовной лирики на разных этапах его творческого пути Любовь как гармония души. «Я помню чудное мгновенье», «На холмах Грузии…», «Я вас любил», «Ты и Вы», «талисман», «Мадонна» | Знать: адресатов любовной лирики Пушкина, стихи, посвящённые любимым женщинам. Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики. Уметь выразительно читать ст-ия, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы; подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности; | |||
30. | Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Философская лирика Пушкина. | Урок комплексного применения знаний | Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Философская лирика Пушкина. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. «Бесы», «Пророк», «Я памятник воздвиг», «Вновь я посетил» | Знать : о судьбе поэта в тв-ве Пушкина Уметь использовать монологическую и диалогическую речью, | |||
31 - 32 | Р.р. Обучение анализу лирического стихотворения Пушкина. Моё любимое стихотворение Пушкина. | Урок развития речи | Любимое стихотворение А.С.Пушкина: восприятие, истолкование, оценка | Знать, как анализировать стихотворение. Уметь: самостоятельно выполнять различные творческие работы; анализировать стихотворение. | Дать письменный анализ указанного стихотворения. | ||
33. | Роман Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция. Жанр романа в стихах. Система образов. | Урок изучения нового материала | Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. | Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы. Уметь выделять смысловые части текста | |||
34. | Пушкин «Евгений Онегин». Сюжетные линии романа. Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский | Урок изучения нового материала | Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. | Знать содержание глав романа, что такое тип «лишний человек». понимать типическое и индивидуальное в героях. Уметь анализировать и интерпретировать произведение.; давать характеристику литературного героя. | |||
35. | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. | Урок комплексного применения знаний | Тема любви и долга в романе. | Знать, какие самые прекрасные качества русской женщины воплотил автор в героине; Уметь составлять рассказ о героине, используя цитаты. | |||
36. | Нравственно-философская проблематика произведения. | Урок изучения нового материала | Нравственно-философская проблематика произведения | Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию. Уметь различать образ автора и героя | |||
37. | Пушкинский роман в зеркале критики. | Урок комплексного применения знаний | Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского. Философская критика начала XX века.Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского. | Уметь: читать и анализировать критическую статью | |||
38 - 39 | Р.р. Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина. | Урок развития речи | Подготовка и написание классного сочинения по творчеству А.С.Пушкина | Знать: изученные произведения А.С.Пушкина Уметь анализировать и правильно и связно ,а также интересно излагать свои мысли, писать сочинение по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений. | |||
40. | Внекл.чтение. А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема гения и злодейства. | Урок комплексного применения знаний | Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству. | Знать содержание трагедии, уметь определять основную проблему: талант, труд., вдохновение Уметь писать рассуждать по поднятым в произведении проблема. | |||
41. | М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Основные мотивы лирики. | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | М.Ю. ЛермонтовЖизнь и творчество. Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. | Знать: основные периоды тв-ва Лермонтова, тематику поэзии. Уметь: выявить мысли и чувства автора, его переживания в лирических пр-ях. | |||
42. | Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова | Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний | Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии «Парус», «Смерть поэта», «Дума», «Выхожу один я на дорогу», «Молитва» | Уметь выразительно читать художественные тексты, анализировать и интерпретировать произведение. | |||
43. | Образ поэта- пророка в лирике Лермонтова. | Урок комплексного применения знаний | Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение«Поэт», «и скучно, и грустно», «пророк» | Уметь выразительно читать художественные тексты, анализировать и интерпретировать произведение.; проводить сравнительный анализ сти. Лермонтова «Пророк» и Пушкина. | |||
44. | Адресаты любовной лирики Лермонтова | Урок комплексного применения знаний | «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий» | Уметь выразительно читать художественные тексты, анализировать и интерпретировать произведение. | Написать реферат | ||
45. | Россия в лирике Лермонтова. Характер лирического героя его поэзии. | Урок комплексного применения знаний | Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова. «Родина», «Прощай, немытая Россия» Характер лирического героя. | Уметь выразительно читать художественные тексты, анализировать и интерпретировать произведение. | |||
46. | Лермонтов «Герой нашего времени». Жанр социально-психологического романа. Обзор содержания. Сложность композиции. Печорин как представитель «портрета поколения». | Урок изучения нового материала | Роман «Герой нашего времени» Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина | Знать: содержание романа «Герой нашего времени», понятие жанра социально-психологического романа. Уметь: давать характеристику героям романа, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. | |||
47. | Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулич). | Урок изучения нового материала | Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вуличас). | Уметь устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; | Домашнее сочинение «Мои любимые страницы романа» | ||
48. | Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе | Урок изучения нового материала | Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе. | Уметь целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними. | |||
48. | Н.В.Гоголь: страницы жизни. Первые творческие успехи. «Вечера»…, «Миргород» | Урок изучения нового материала | Н.В. ГогольЖизнь и творчество. Начало литературной деятельности | Знать: основные этапы жизненного и творческого пути Гоголя, понятие «маленький человек». | |||
49. | Н.В.Гоголь «Мёртвые души». История замысла, жанр и композиция поэмы | Урок изучения нового материала | Поэма «Мертвые души» (I том). История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. | Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие. Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох. | |||
50. | Система образов поэмы «Мёртвые души» | Урок комплексного применения знаний | Образы помещиков и чиновников и средства их создания. | Знать: текст поэмы; понимать: способы создания образов помещиков; Уметь: составлять характеристику литературного персонажа; развернуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности | |||
51. | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. | Урок комплексного применения знаний | Место Чичикова в системе образов. | Знать: текст поэмы, путь Чичикова – нового героя эпохи; понимать: художественные приемы создания образа Чичикова; роль Чичикова в замысле поэмы; Уметь: создавать характеристику героя; выборочно пересказывать текст; выявлять типические черты характера героя, развернуто обосновывать суждения | |||
52. | «Мёртвые души» - поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Поэма в оценках Белинского | Урок комплексного применения знаний | Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. | Знать текст произведения, лирические отступления в нем, понятиие чичиковщина Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведов. | Домашнее сочинение | ||
53. | Внекл.чтение. Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. стихи разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. | Урок комплексного применения знаний | Многообразие жанров, эмоциональное богатство | Знать представителей русской поэзии второй половины ХIХ века: Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Уметь анализировать поэтические произведения | |||
54 - 55. | А.Н.Островский «Свои люди – сочтёмся» | Урок изучения нового материала | Слово о писателе. Комедия как жанр драматургии. Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада Отношения отцов и детей. | Знать: кратко биографию драматурга, строение драматического произведения, содержание пьесы. Уметь: ориентироваться в тексте, характеризовать героев. | |||
56 - 57 | Ф.М.Достоевский «Белые ночи» | Урок изучения нового материала | Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского, Развитие понятия о повести. | Знать: кратко о писателе, познакомиться с повестью. Уметь: оценить особенности образа главного героя | |||
58. | Л.Н.Толстой. «Юность» (главы) Обзор содержания. Слово о Толстом. Автобиографическая трилогия. | Урок комплексного применения знаний | Обзор содержания автобиографической трилогии «Юность» | Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства Уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему. | |||
59 - 60 | Л.Н.Толстой «Юность» (главы) Их роль в романе. Образ главного героя. «Диалектика души» героя Толстого. | Урок комплексного применения знаний | Формирование личности героев повести. Его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя. | Знать: текст главы; Уметь: сгруппировать материал для психологического самоанализа героя; составлять и анализировать план сочинения | |||
61 | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника» | Урок изучения нового материала | Комическое и трагическое в прозе Чехова. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора. | Знать: жизнь и творчество Чехова, понятие «подтекста», отличия комического и сатирического текстов; особенности сатирических рассказов А.П.Чехова. | Написать рецензию на один из рассказов Чехова | ||
62 | А.П.Чехов «Тоска» | Урок изучения нового материала | Тема одиночества человека в мире Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. | Уметь: анализировать произведение , определять главную мысль, тему рассказа. | |||
63 | Р.р. Подготовка к сочинению – ответу на проблемный вопрос: « В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?» ( на примере произведений Островского, Достоевского, Толстого, Чехова) | Урок развития речи | Знать: тексты прочитанных произведений Уметь: анализировать произведение, вычленять главное, отвечать связно, логически грамотно на поставленный вопрос | ||||
64. | Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений | Урок изучения нового материала | Многообразие жанров и направлений | Знать особенности русской литературы ХХ века. Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений. | |||
65. | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича | Урок изучения нового материала | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы | Знать: основные вехи биографии Бунина; особенности рассказов. Уметь: анализировать текст. | |||
66. | Мастерство И.Б.Бунина в рассказе «Тёмные аллеи» | Урок изучения нового материала | Лиризм повествования. | Уметь: анализировать текст. | |||
67. | М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов. | Урок изучения нового материала | «Собачье сердце» как социально – философская сатирана современное общество. История создания и судьба повести Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров. | Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя.; содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины. Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа. Уметь определять нравственную проблематику повести | |||
68 - 69. | Поэтика повести Булгакова «Собачье сердце». | Урок изучения нового материала | Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их худож. роль в повести. | Знать: текст произведения, идейное значение эпизодов; Уметь: пересказывать с элементами анализа фрагменты повести, развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства; выявлять авторскую позицию | |||
70. | М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя. Рассказ «Судьба человека». Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. | Урок изучения нового материала | Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. | Знать: основные этапы жизни и творчество М.А.Шолохова. Уметь: показать значение образа героя рассказа «Судьба человека», выявить роль пейзажных зарисовок | |||
71. | Проблема нравственного выбора в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» | Урок комплексного применения знаний | Роль пейзажных зарисовок в рассказе. Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик. Роль пейзажа, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее. | Знать: реализм в художественной литературе, реалистическую типизацию; понимать: идейный смысл рассказа; Уметь: анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода; развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства; выявлять авторскую позицию; объяснять значение образа Ванюши с точки зрения художественной идеи; оценивать роль пейзажа в создании образа главного героя | |||
72. | А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Рассказ «Матренин двор». | Урок изучения нового материала | Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.
| Знать: основные этапы жизни и творчества писателя Уметь: дать характеристику героям | |||
73. | Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор». | Урок изучения нового материала | Тема праведничества в русской литературе. Трагизм судьбы героини. Нравственный смысл рассказа-притчи | Знать: определение понятия «притча», текст произведения, основные события жизни писателя; историю создания рассказа; понимать: идейный смысл рассказа, трагизм судьбы героини; притчевый характер рассказа. Уметь: анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода; определять авторскую позицию | |||
74. | Контрольная работа по произведениям второй половины 19 и 20 века | Урок проверки, оценки знаний | |||||
75. | Русская поэзия Серебряного века | Урок изучения нового материала | Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века. | Знать: понятие «серебряный век», основные поэтические направления Уметь: конспектировать лекцию учителя | |||
76. | А.Блок. Слово о поэте. Женские образы в лирике поэта. Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. | Урок изучения нового материала | Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения. «Ветер принёс издалека…», «О. Весна, без конца и без края,,,», «О. я хочу безумно жить..». Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. | Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного» века, основные этапы тв-ва А.Блока, С.Есенина,В Маяковского, А.А.Ахматовой, М.Цветаевой Уметь: выделить художественные образы в лирике А.Блока…., выразительно читать стихи | |||
77. | Слово о Есенине и его судьбе. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Край ты мой заброшенный», «Разбуди меня завтра рано» Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. | Урок изучения нового материала | Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта. | ||||
78. | Тема любви в лирике Есенина | Урок изучения нового материала | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека на земле. «Отговорила роща золотая…», «Не жалею, не зову, не плачу», «Письмо к женщине».Народно – песенная основа лирика С.А.Есенина | Знать: кратко биографию поэта, основные мотивы лирики С.А.Есенина Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы | Домашнее сочинение по творчеству А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского | ||
79. | Поэтическое новаторство В.В.Маяковского. Ранняя лирика Сатира В.В.Маяковского | Урок изучения нового материала | Новаторство Маяковского – поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) | Знать: кратко биографию поэта, своеобразие стиха, ритма, интонации. Словотворчество Уметь: выразительно читать стихи Маяковского, анализировать их. | |||
80. | М.И.Цветаева. Слово о поэте. «Идёшь, на меня похожий», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?» | Урок изучения нового материала | Стихи о поэзии, любви, жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой. | Знать: кратко биографию поэта, мотивы её ранней лирики и поздних стихотворений. Уметь: выразительно читать стихи, анализировать текст. | |||
81. | Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. | Урок изучения нового материала | Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. | ||||
82. | Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе», «Где то в поле возле Магадана», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». | Урок изучения нового материала | Философская глубина обобщений поэта – мыслителя. | Знать: основные вехи биографии поэта, особенности темы «Человек и природа» в его лирике. Философский характер стихов. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | |||
83. | Обучение анализу одного стихотворения (на примере философской лирики Заболоцкого) | Урок развития речи | Знать: план анализа лирического стихотворения. Уметь: выразительно читать и анализировать поэтический текст. | ||||
84. | А.А.Ахматова: страницы жизни. Стихи о поэте и поэзии. «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» | Урок изучения нового материала | Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой. Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. | Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике, отношение к поэту и поэзии. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения | |||
85. | Любовная лирика Ахматовой | Урок изучения нового материала | Трагические интонации в любовной лирике А.А.Ахматовой | Знать: трагические интонации в любовной лирике Ахматовой | |||
86. | Б.Л.Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных…».Философская глубина лирики Пастернака. | Урок изучения нового материала | Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви | Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | |||
87. | Р.р Классное сочинение: «Поэзия Серебряного века: любимые страницы». | Урок развития речи | |||||
88. | А.Т.Твардовский.Слово о поэте. «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери». | Урок изучения нового материала | Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стих. | Знать: основные этапы жизни и тв-ва Твардовского, лирику поэта о войне Уметь: выразительно читать стих-ия. | |||
89. | Стихи Твардовского о войне «Я убит подо Ржевом» | Урок комплексного применения знаний | Основные проблемы и интонации стихов о войне. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки. | Знать: основные проблемы и интонации стихов о войне. Уметь: выразительно читать стихи и анализировать | |||
90 - 91. | Внеклассное чтение. Песни и романсы на стихи поэтов 19 – 20 в. (А.С.Пушкин «Певец», М.Ю.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу», Н.А.Некрасов «Тройка», Е.А.Баратынский «Размышление», Ф.И.Тютчев «Я встретил вас», А.К Толстой «Средь шумного бала», А.А.Фет «Я тебе ничего не скажу», А.А.Сурков «Землянка», К.М.Симонов «Жди меня» и др. | Урок изучения нового материала | Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека | Знать: жанр романса, его особенности, известные романсы, авторов и исполнителей Уметь: слушать романсы и отличать их от других песенных жанров | |||
92. | Русская литература 60-90 годов 20 века. Рассказ В.М.Шукшина «Ванька Тепляшин» | Урок изучения нового материала | Уметь: показать особенности тв-ва Шукшина на примере рассказа «Ванька Тепляшин» | ||||
93. | Зачётное занятие по русской литературе 20 века | Урок проверки, оценки знаний | |||||
94 - 95 | Внекл. чтение. Античная литература. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта . Пушкин как переводчик Катулла. «Нет, ни одна средь женщин», «Нет, не надейся приязнь заслужить». Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник».Традиции оды Горация в русской поэзии. | Урок изучения нового материала | Любовь как приобщение к безмерности природы. Щедрость души поэта и мотивы отчаяния и гнева в его стихотворениях. Лаконизм образов и напряженность чувств в лирике поэтов Античности. | Знать: основные произведения зарубежной литературы, имена поэтов и писателей, их значение в мировой литературе. Уметь: понять основной смысл произведения, дать характеристику героев | |||
96 | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия»(фрагменты).. | Урок изучения нового материала | «Божественная комедия» («Ад», I, V Песни) Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер | Знать: содержание 1-3 песен «Ада»; понимать: множественность смыслов «Божественной комедии»; уметь: выразительно читать текст песни, определять аллегорический, моральный, мистический смысл | |||
97 | У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет»(обзор с чтением отдельных сцен) Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. | Урок изучения нового материала | Гамлет как рефлексирующий герой. Мысль и действие. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». | Знать: основные факты жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет»; понимать: вечные проблемы в творчестве Шекспира, жанровые особенности драматического произведения; уметь: выразительно читать драматическое произведение; характеризовать героя драматического произведения, давать оценку его поступкам, сравнивать произведения разных эпох | |||
98 | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. | Урок изучения нового материала | Трагический характер конфликта в произведении. Гамлет в ряду «вечных» образов мировой литературы. | ||||
99. | И.В.Гёте. Слово о поэте. «Фауст»(обзор с чтением отдельных сцен). | Урок изучения нового материала | Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.Диалектика добра и зла. | Знать: основные факты из жизни Гёте, творческую историю трагедии, содержание фрагментов; понимать: философскую проблематику трагедии; уметь: выразительно читать, отвечать на вопросы; давать характеристику персонажу драмы | |||
100 | Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. | Урок изучения нового материала | Жажда познания как свойство человеческого духа Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы. | ||||
101 - 102. | Итоговый урок. Литературная викторина | Урок закрепления знаний | Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задание для летнего чтения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно тематическое планирование уроков русского языка и литературы в 5-9 классах
В данном разделе представлены развернутые календарно тематические планирования уроков русского языка и литературы....
календарно-тематическое планирование по русскому языку и литературы 5-9 класс
календарно- тематическое планирование по русскому языку и литературы 5-9 класс...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка и литературы 5-10 классы
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка и литературы 5-10 классы...
календарно-тематическое планирование уроков русского языка и литературы 11 класс
календарно-тематическое планирование...
календарно-тематическое планирование уроков русского языка и литературы 11 класс
календарно-тематическое планирование...
календарно -тематическое планирование по русскому языку и литературе в 7 классе школы II вида
Данный материал разработан в соответствии с программными требованиями , по учебникам 6 класса издательства "Просвещение"...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...