Урок литературы в 7 классе "Нравственные проблемы в рассказе Е. Носова "Кукла"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Урок нацелен познакомить учащихся с основными фактами биографии и творчеством писателя, развивать навык работы с текстом, эмоциональную отзывчивость на содержание прочитанного произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе по теме: «Нравственные проблемы в рассказе Е. И. Носова «Кукла»

Цели урока: 

  • познакомить учащихся с основными фактами биографии и творчеством Е. И. Носова;
  • поговорить о падении нравственности, о губительной пошлости в жизни;
  • развивать навык работы с текстом;
  • развивать эмоциональную отзывчивость школьников на содержание прочитанного произведения литературы.

Планируемые результаты: знание основных фактов биографии писателя, особенностей его творчества, содержание рассказа «Кукла»; понимание идеи произведения; владение элементами анализа текста; умение характеризовать героев, отмечать особенности речи в рассказе.

Оформление: выставка книг Е.И. Носова, его портрет, презентация к уроку.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация к учебной деятельности. (Слайд 1).

Е.Носову
Чтоб о России рассказать с любовью,
Ее, родную, мало обожать.
А нужно жить ее бездонной болью,
И светлой ее радостью дышать
Печаль и гордость русского солдата,
И зоркий взгляд, и ум глубокий зрились
В алмазе первородного таланта
И в сердце, словно в фокусе, светились.

   Эти строки Виктор Давыдков посвятил писателю Е. И. Носову. На весь мир прославили Е.И.Носова, замечательного писателя, его книги. Может быть, лучше всех сказал о Носове другой русский писатель В.Астафьев: «Песнь моего друга, как цветок чабреца, некорыстна с виду, но чист и высок её тон». Е.И.Носов был Мастером воистину во всём: он писал превосходно рассказы и повести, очерки и статьи, миниатюры и стихи. Он рисовал полные тончайшей лирики, согретые теплотой его сердца пейзажи родной Курщины, он умел великолепно фотографировать. Его фотоэтюды сродни самым лучшим живописным полотнам. Не умел он только жалеть себя, поэтому и ушёл от нас так рано. Но оставил Мастер своё наследие: в каждой строке живёт его душа, в каждой живописной работе и фотографии – его любимые просторы, холмы, дерева, речки. Они были его настоящими друзьями, помогали ему жить и дарить радость. Как и всем, кто возьмёт в руки этот альбом «Краски родной земли» откроется удивительная радость общения с природой, с её красками, с её неброской, но милой красотой во все времена года. (Слайд 2).

  1. Сообщение темы и цели урока.

Дома вы должны были прочитать фрагменты из автобиографии Е.И. Носова.

- Где родился писатель?

- Какое историческое событие времён В.О.В. связано с Курском?

(битва на Курской дуге).

- Какое отношение к войне имеет писатель Носов?

- Докажите это воспоминаниями Баскевича. («Е. И. Носов принадлежит к поколению, которое пришло в литературу опалённое огнём войны»).

        -Как вы понимаете слова И. Баскевича «опалённые огнём войны?»

     Попробуйте определить тему нашего урока и цели, которых мы должны достичь.

   (На основе рассказа «Кукла»  поговорить о падении нравственности, о губительной пошлости в жизни)(Слайд 3).

IV. Работа по теме урока.

  1. Сообщения  учащихся о жизни и творчестве писателя.

        Евгений Носов родился 1 января в селе Толмачеве под Курском. Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Закончил восьмой класс и после Курского сражения (5 июля — 23 августа 1943 года) ушёл на фронт в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше.

         В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы». Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.

         После войны окончил среднюю школу. Уехал в Казахстан, в город Талды-Курган, где работал в газете «Семиреченская правда» художником, оформителем, литературным сотрудником. Начал писать прозу. В 1951 году Евгений Носов вернулся в Курск и стал трудиться в редакции газеты «Молодая гвардия», где последовательно заведовал отделами рабочей молодежи, сельской молодежи и комсомольской жизни. В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».

        По окончании Высших литературных курсов, период которых продлился с 1961 по 1963 год, Евгений Носов уже профессионально занимается писательской работой. Произведения Евгения Носова пополняются такими работами, как «Где просыпается солнце», «Берега», «В чистом поле за поселком», «Мост», «Шумит луговая овсяница», «Красное вино победы», «Моя Джомолунгма», «Усвятские шлемоносцы», «Избранные произведения» в 2-х томах и много других.

        Литературная критика Евгения Носова считала писателем-деревенщиком. Но истинные почитатели его литературы находили в его произведениях не только описание крестьянской жизни и природы, но и философское осмысление процесса бытия людей и роль Отечества в их жизни.

         Опыт и мастерство, а также широта его интересов очень натуральны, богаты и разнообразны. Он художественно легко и свободно рисует как жизнь деревенскую, так и городскую фабричную, а также очень реалистично описывает отступление армии в 1941 году, и как поднимался на Великую Отечественную войну весь русский народ.

         Был замечен в морозные дни за развешиванием призывов к людям покормить птиц. На могиле так и попросил написать: «Покормите птиц»[2]. Е. И. Носов умер 14 июня 2002 года. Похоронен в Курске (Слайд 4).

  1. Тестовая работа по содержанию прочитанного рассказа.
    1)Кем в последнее время работал Акимыч?
    а) паромщиком
    б) никем не работал
    в) школьным сторожем
    г) рыбаком
    2) Где была найдена кукла?
    а) на дороге
    б) возле дерева
    в) возле школьной ограды
    г) в кювете
    3.В какое время года Акимыч нашел куклу?
    а) зимой
    б) весной
    в) летом
    г) осенью
    4) Какие волосы были у куклы?
    а) светлые
    б)темные
    в)на голове не было волос
    г)рыжие
    5) Что объединяло рассказчика и Акимыча?
    а)были соседями
    б)воевали в одной армии
    в)работали на паромной переправе
    г)были лучшими друзьями
    В)Кого не было в списке «проходящих мимо куклы»?
    а)учителей
    б) ребятишек
    в)влюбленных парочек
    г) стариков
    7)Где происходили события рассказа?
    а) в Серпухове
    б)Под Липино
    в)близ Углича
    г)под Бобруйском

Учитель: Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями, выставьте оценки. Критерии оценивания и правильные ответы вы видите на экране (Слайд 5).

  1. Словарная работа по рассказу «Кукла».

Внапашку – внакидку.

Выгон – место, где пасется скот.

Глумиться – злобно и оскорбительно издеваться.

Избыть – избавиться от чего-либо.

Картуз – мужской головной убор с жестким козырьком, неформенная фуражка.

Кювет – канава для стока воды, идущая вдоль дороги.

Сижи – место рыбалки, насиженные места.

Споро – быстро.

Телогрейка – здесь: то же, что ватник.

Худо – зло, неприятность.

Язь – вид речной рыбы.

Сунул – здесь: двинул, дернулся. (Слайд 6, 7, 8)

  1. Работа  над фрагментами пейзажной зарисовки.

  Найти выразительные средства, используемые писателем для описания природы, сравнить два фрагмента и сделать  общий вывод.

   Учащиеся  отмечают, что предложенная им для анализа  первая пейзажная зарисовка наполнена «ощущением праздничности и радости бытия». Светлые, по-летнему яркие краски вызывают чувство тепла, комфорта, пробуждают воспоминания о лете, и лишь палый лист, похожий на рыбку-верховку, да запахи влажной земли и яблочной прели напоминают об осени, но не вызывают сожаления, а только напоминают о закономерностях в природе. Голоса и звуки, доносящиеся со спортивной площадки, довершают  радостную картину, «оживляют» пейзаж, но не вносят в него дисгармонию. В приведенном отрывке природа дана во всём своём многообразии красок, запахов, звуков, состояний. Автор использует олицетворения, эпитеты, сравнения, показывает через них гармонию в природе.  Вторая зарисовка является полной противоположностью первой. Краски мрачные, темные, грязные. Ясные и открытые «до беспредельности» дали сменяются другими картинами: «русло сузилось», «чистые пески…затянуло» и др. Используемые писателем средства выразительности в этом отрывке: олицетворения («язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста», «свободно прет черная донная тина»); метафора («горбом выпер грязный серый меляк»); сравнение («меляк, похожий на большую околевшую рыбину») –  усиливают мрачность, безотрадность представившейся нашему взору картины. Причину обмеления реки, изменений в природе автор видит в бездумном  хозяйствовании, использовании большого количества химических удобрений, чужеродных богатству родной земли –  «прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей».

Вывод. Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей.

  1. Работа с текстом.

– Как Акимыч воспринимает то, что происходит в его родном селе? (Как личную трагедию)
– Что вы можете рассказать об Акимыче?

- Какой след в жизни Акимыча оставила война? (Тяжелая контузия; разволновавшись,  он не мог говорить).

- Чем теперь он занимался? (Садовник, сторож, давно на  пенсии, но сидеть без дела не может).

- О какой еще жестокости повествует Носов в рассказе? (о глумлении над куклой)
- Какой факт помимо случая с куклой говорит о том, что в мирное время проявляется жестокость
(Кто-то сжёг шалаш Акимыча, скорее всего, сжёг от скуки, от нечего делать, не подумав о том, какую боль нанесёт человеку).
     Зачитайте описание куклы.
-  Какое чувство вызывает этот отрывок?
(Страх, жалость, возмущение)
-  Как вы думаете, почему описанию пейзажа посвящено 20 строк, куклы - всего 8.?
(Создать контраст, показать, что мы в своей праздности не замечаем серьезных вещей)
-  Из рассказа Акимыча мы узнаем, что многие люди проходит мимо куклы. Назовите их? - Какую второю проблему ставит Носовом перед нами?
«Проблема 2. Бездуховность, жестокость и равнодушие людей»
- А как вы понимаете, что такое равнодушие?
Равнодушие – молчаливое согласие на зло, безразличие к окружающему
-  Чья безучастность поражает больше всего Акимыча. Почему? Зачитайте!  

( безучастность учителей. « Чему же ты нас научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя слепа» - с горечью восклицает герой.

– А что можно сказать о современных людях? Как они относятся к своей земле, природе?

– Что удивляет и пугает Акимыча и рассказчика в найденной кукле? (Над ней кто-то жестоко издевался).

 - Как Акимыч воспринимает глумление над куклой? (Как серьезную трагедию, ведь кукла имеет человеческий облик. «Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется. Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную сделают так, что от живой не отличишь. И плачет по-людски.)
– В каких литературных произведениях встречалась кукла? 

(Короленко «В дурном обществе», повесть Ю. Олеши «Три толстяка» и др.  Кукла имела важное значение в жизни детей – героев этих произведений).
– Почему  же взрослому человеку увиденное  показался  таким страшным?  (Он напомнил Акимычу военное время.

– Давайте сравним рассказ Е.И. Носова «Кукла» и стихотворение К. Случевского «Кукла». 

Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,
Стукнулась глухо о землю и навзничь упала...
Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала
Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,
Руки раскинула, ясные очи закрыла...  (Слайд 8)

– Рассказ Е.И. Носова «Кукла» заканчивается такими словами: «Всего не закопать…». Что значит «всего»? Как понять смысл этих слов?

– В первых публикациях рассказ назывался «Акимыч», а позднее – «Кукла». Как вы думаете, почему автор изменил название?
(Изменив название рассказа, автор акцентирует внимание читателя не на образе Акимыча, а на случае с куклой. Так автор выражает свой протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к природе, к окружающим людям, в том числе и к Акимычу, вкладывая его в уста своего героя.)
– Как вы думаете, изменилась ли в дальнейшем ситуация? Верит ли сам Акимыч в лучшее будущее? А рассказчик?

Дети высказывают свои суждения. Общий же вывод можно сделать такой.

  Рассказ Носова «Кукла» повествует о проблемах,  которые должны волновать всех. Безразличное отношение людей друг к другу, к вещам, жестокость по отношению к природе, к сожалению, не становится меньше, а, напротив, растет. Изменить ситуацию можно, если каждый задумается над ней и начнет меняться сам, будет работать над собой, займет активную жизненную позицию.

  1. Творческая мастерская.

Перечислите нравственные  и безнравственные черты характера.

(Отрицательные (безнравственные) черты характера (тщеславие, эгоизм, гордыня, зависть, злобность, жестокость и т.д.). Благодаря положительным (нравственным) качествам характера (честность, доброта, трудолюбие, милосердие, справедливость, терпение, мужественность и т.д.) человек имеет возможность жить с чистой совестью по законам Бога, и достичь своего главного духовного предназначения).

  1. Рефлексия.
    - Итак, ребята, подходит к концу наш урок. Я уверена в том, что все вы усвоили главный урок Евгения Носова: не будь равнодушным, не проходи безучастно мимо зла и жестокости.
    Продолжите, пожалуйста, предложения.
    Хорошая жизнь – это….
    Самое главное в жизни…
    Нельзя прожить без…
    На уроке я задумался о…
    В конце урока я хочу поделиться своими чувствами…
    Поставьте себе оценку за урок на карточке самооценки.

Оцени сегодняшний урок знаком «+»

Урок полезен, все понятно.

 Лишь кое-что чуть-чуть неясно.  

Еще придется потрудиться.  

Да, трудно все-таки учиться!   (Слайд 9)

Домашнее задание

  • прочитать рассказы Е.И. Носова «Радуга», «Живое пламя»;

Литература: 

  1. Золотарева И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: ВАКО, 2004.
  2. Литература. 7 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ Авт.-сост. В.Я.Коровина. –  М.:Просвещение, АО «Московские учебники», 2001.
  3. Н. В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2015.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Пупыкина Евгения Васильевна, Учитель русского языка и литературы МКОУ Зареченская СОШ Д. Заречье, Нижнеудинского района Иркутской области « Нравственные проблемы в рассказе Е. И. Носова «Кукла»

Слайд 2

Е.Носову Чтоб о России рассказать с любовью, Ее, родную, мало обожать. А нужно жить ее бездонной болью, И светлой ее радостью дышать Печаль и гордость русского солдата, И зоркий взгляд, и ум глубокий зрились В алмазе первородного таланта И в сердце, словно в фокусе, светились. Виктор Давыдков

Слайд 3

- Где родился писатель? Какое историческое событие времён В.О.В. связано с Курском? - Какое отношение к войне имеет писатель Носов? Докажите это воспоминаниями Баскевича . -Как вы понимаете слова И. Баскевича «опалённые огнём войны?» Что питает «писательское вдохновение» и что является «неизменной темой» писателя Е. Носова?

Слайд 4

Цели урока: познакомиться с основными фактами биографии и творчеством Е. И. Носова; поговорить о падении нравственности, о губительной пошлости в жизни; развивать навык работы с текстом; развивать эмоциональную отзывчивость на содержание прочитанного произведения литературы.

Слайд 5

Памятник Е. Носову в Курске Могила Е. Н осова

Слайд 6

Ответы к тесту 1 . Кем работал Акимыч ? в) школьным сторожем 2 ) Где была найдена кукла? г ) в кювете 3 . В какое время года Акимыч нашел куклу? г ) осенью 4) Какие волосы были у куклы ? а) светлые 5) Что объединяло рассказчика и Акимыча ? б)воевали в одной армии 6)Кого не было в списке «проходящих мимо куклы »? г) стариков 7)Где происходили события рассказа ? б)Под Липино

Слайд 7

Словарная работа по рассказу «Кукла». Внапашку – внакидку. Глумиться – злобно и оскорбительно издеваться. Избыть – избавиться от чего-либо. Кювет – канава для стока воды, идущая вдоль дороги. Сижи – место рыбалки, насиженные места. Споро – быстро. Телогрейка – здесь: то же, что ватник. Худо – зло, неприятность. Язь – вид речной рыбы. Сунул – здесь: двинул, дернулся

Слайд 8

Выгон – место, где пасется скот. Язь

Слайд 9

Телогрейка – здесь: то же, что ватник. Картуз – мужской головной убор с жестким козырьком, неформенная фуражка.

Слайд 10

Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась, Стукнулась глухо о землю и навзничь упала... Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась, Руки раскинула, ясные очи закрыла... К. Случевский

Слайд 11

Оцени сегодняшний урок знаком « + » Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме: «Проблемы личной ответственности человека за судьбы других людей в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире».

Андрей Платонов из тех писателей, о которых говорят: «Писатель будущего».Не оцененный  по достоинству в свое время ,он идет к нам ,а мы идем к нему. Трудно постигать произведения этого автора, на...

Литература. Конспект урока по теме "Нравственные проблемы в рассказе Л.Н. Андреева "Кусака".

Литература. Конспект урока по теме "Нравственные проблемы в рассказе Л.Н. Андреева "Кусака"....

Урок литературы в 5 классе по рассказу "Васюткино озеро" В. Астафьева "Человек и природа в рассказе"

Урок знакомит учащихся с биографией В. П. Астафьева, продолжает работу по аналитическому пересказу  и составлению комментария произведения. Совершенствует речевые умения путем пересказа художеств...

Урок литературы. Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон»: композиционные особенности рассказа.

Урок литературы. Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон»: композиционные особенности рассказа....