Сказочники мира так прекрасно разны
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Наталья Владимировна Черных

Конспект урока по сказкам зарубежных писателей, литература в 5 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока192.5 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку2.81 МБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16»

                                                         Урок внеклассного чтения

        для 5 класса по сказкам

                                                     зарубежных писателей

        

                                            Учитель: Черных

                                                             Наталья Владимировна

        


Тема:  «Сказочники мира так прекрасно разны»

(интегрированный урок внеклассного чтения для 5 класса: литература – музыка - изобразительное искусство - по сказкам зарубежных писателей – 2 часа).

ЦЕЛЬ:  обучение пересказу; расширение читательского кругозора; систематизация знаний об авторской сказке; привитие любви к художественному чтению; воспитание эстетического вкуса и любви к живописи и музыке.

ОБОРУДОВАНИЕ: карта Европы с табличками, на которых указаны фамилии писателей (крепятся на карте в соответствующей стране); плакат с записью темы урока; книжная выставка сказок зарубежных писателей; музыкальные записи; видеоматериалы; иллюстрации к сказкам для викторины; рисунки для «Лавки волшебных находок»; картина В.Васнецова «Ковёр-самолёт»; конверты для домашнего задания.

Х О Д    У Р О К А

1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Беседа с учащимися.

 - Давайте вспомним, что мы с вами, ребята, изучали на предшествующих уроках? (сказки)

 - Вы их любите читать? Чем они вас привлекают? Что в них необычного? (В них случаются чудеса)

 - А вы любите чудеса? А путешествовать? Вы не возражаете, если мы отправимся с вами в путешествие? Но путешествие это будет не простое, а сказочное. А на чём же мы будем путешествовать? (учащиеся предлагают свои варианты)

 - Нет, это слишком прозаично и для сказочного путешествия не подходит. А в нашем классе есть предмет, с помощью которого сказочные герои проделывали долгий путь за короткое время. (Ковёр-самолёт) Какой волшебник нам его

подарил? (В. Васнецов).

-  А какие его картины вы ещё знаете? Каких сказочных героев он на них изобразил?

 - Теперь приготовьтесь, пожалуйста, к путешествию. Смотрите внимательно и слушайте, ничего не пропуская, а самое главное и интересное заносите в свой дневник путешественника (рабочую тетрадь). Вместе с нами будут путешествовать два журналиста, которые тоже будут записывать всё, а потом, возможно, даже возьмут у вас интервью и напишут статью в газету о нашем путешествии (индивидуальные задания двум учащимся).

 - А теперь, ребята, в путь. Нам предстоит побывать в гостях у самых необычных людей из разных стран – у знаменитых на весь мир сказочников. Представьте себе, что мы садимся на ковёр-самолёт, как наши сказочные герои на картине. Уселись? Сказка начинается! Мы поднимаемся в воздух, набираем скорость и мчимся в далёкие края. Что мы можем видеть внизу? (Устное словесное рисование. Это должны быть только сказочные пейзажи!)

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА.

 - Вот и первый пункт нашего путешествия. Мы прилетели во Францию XYII века, где нас встречает удивительный человек с необычным именем, которое он назовёт нам сам.

Ученик в роли Шарля Перро:

 - Меня зовут Шарль Перро. Если вы думаете, что я сразу стал сказочником – вы глубоко ошибаетесь. Сначала я был известным государственным деятелем и поэтом. 20 лет я верой и правдой служил королю Людовику XIY, 20 лет я управлял строительством королевских служб, но не получил за это никакой награды. И тогда я решил заняться литературой. Я начал писать сказки. Но они никогда бы не удались мне, не дожили до ваших дней, ребята, если бы я не любил детей. В глазах моих современников я выглядел чудаком, когда после смерти жены решил заняться воспитанием четверых детей. Я занялся этим не только из чувства долга, но и потому, что с детьми мне было по-настоящему интересно и весело. Мы жили дружно. Часто устраивали вечера сказок, на которых снова и снова  рассказывались приключения любимых героев моих сказок. А вы, ребята, каких героев моих сказок знаете?

 - А есть ли среди них ваши любимые герои? Кто они?

 - Кто из вас расскажет сказку о своём любимом сказочном герое? (Учащиеся рассказывают фрагмент сказки Ш.Перро)

Учитель:

 - Сила сказочников безгранична, потому что их волшебство рождает новое волшебство. Недаром вслед за одним чудом сказкой «Спящая красавица» возникло другое – чудо музыки, которую создал другой волшебник – русский композитор Пётр Ильич Чайковский, написавший балет «Спящая красавица». Сейчас мы попадём в мир сказочной музыки. Представьте на миг: принц откинул полог постели и увидел прекрасную спящую шестнадцатилетнюю принцессу. Её красота так сияла, что золото казалось ничем перед ней. Он опустился на колени. Час, назначенный феей, пробил. Принцесса проснулась, открыла глаза: «Ах, это вы, принц. Долго же вы заставили себя ждать». Не успела она проговорить эти слова, как всё ожило, зашевелилось и помчалось в вихре волшебного нежного вальса. (Звучит вальс из балета «Спящая красавица»).

 - Прекрасная, пленительная музыка. Но нам пора в дорогу. Теперь мы летим в Германию XYIII века, где нас встречают сразу два волшебника.

Два ученика в роли Якоба и Вильгельма Гримм:

 - Мы братья. Меня зовут Якоб.

 - А меня Вильгельм. Но у нас одна фамилия – Гримм.

 - Вы, конечно, нас хорошо знаете.

 - Мы даже родились через год и всегда были вместе.

 - У нас было суровое детство, мы с трудом получили образование.

 - Нам пришлось много работать из-за каждого куска хлеба.

 - Но мы ценой своего неустанного труда стали профессорами.

 - И даже получили кафедры в университете. Я изучал немецкую литературу и фольклор. А вы, ребята, должны знать, что такое фольклор. Кто мне скажет, что такое фольклор? (Учащиеся отвечают).

 -А я изучал немецкий язык и его историю.

 - Но нашей самой большой заслугой было издание сборника народных сказок.

 - В нашем сборнике их было более двухсот. Среди них сказки о животных, бытовые и, конечно, волшебные.

 - И мы знаем, что ещё с ХIХ века дети России стали читать наши сказки.

 - А вы, ребята, расскажите хоть одну нашу сказку. А может быть, я вам помогу? (Показывает фрагмент из мультфильма «Храбрый портной» или другой сказки).

 - Кто мог бы продолжить сказку? (Учение продолжает пересказ сказки).

 - А какой девиз был у этого героя?

 - Вам нравится этот герой? Такой хвастунишка? Почему? Потому что всегда рассчитывал не на физическую силу, а на силу ума).

Учитель:

 - А теперь мы отправляемся… Что такое? Куда мы попали? Ах, вот куда. В «Лавку волшебных находок». Наши герои, несмотря на свою сказочность, оказывается, порядочные растеряхи. Посмотрите, сколько волшебных вещей они потеряли. А без них может быть сказка? Давайте поможем волшебным вещам отыскать своего владельца и свою сказку. Кто владелица этой хрустальной туфельки, из какой сказки? («Золушка» Ш.Перро) Вот этот шикарный сапог? («Кот в сапогах» Ш.Перро) А эта прелестная красная шапочка, кто носил её? (Из одноимённой сказки Ш.Перро) Из какой сказки этот горшок  каши? (Из одноимённой сказки Братьев Гримм) А это веретено? В какой сказке оно сыграло трагическую роль? («Спящая красавица» Ш.Перро.)

 - Молодцы, вы очень помогли героям, в сё потому, что хорошо знаете сказки. Здесь же, в Германии, в то же время жил другой сказочник. И нам обязательно надо с ним встретиться.

Ученик в роли Вильгельма Гауфа:

 - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Вильгельм Гауф. Я пришёл к вам из ХIХ  века. Родился я в Германии в Штудгарте в бюргерской семье. Когда мне исполнилось 7 лет,  отец умер, а мать вместе с нами переехала к деду. В доме моего деда была богатая библиотека, и я не упускал случая, чтобы не прочитать

Запутанные истории и рассказы о старине, которые по вечерам я пересказывал сёстрам, переиначивая их по-своему и присочиняя сказочные подробности. В 18 лет я поступил в университет, а по окончании его, стал домашним учителем в семье барона Хюгеля. Первыми слушателями моих сказок  стали мои маленькие воспитанники, которые всегда с увлечением и вниманием слушали меня. А в 1826 году вышел мой «Альманах сказок». Успех книги позволил мне осуществить свою заветную мечту – отправиться за границу. Но прошёл год – и в 25 лет я умер от нервной горячки. Да, ребята, всего 25 лет мне было отпущено, но их оказалось достаточно, чтобы обрести вечную жизнь. Недаром мы сегодня с вами встретились. Прав итальянский писатель и художник Леонардо да Винчи, говоря: «Долгая жизнь – это хорошая жизнь». Как легко многие из вас разбазаривают золотое время, не считают даром потраченных минут и дней. Спохватываются – ан, жизнь и прожита, и ничего не сделано, и всё. Что откладывалось на завтра, никогда не сбудется. Я, ребята, ничего не откладывал на завтра, работал каждый день и каждую ночь, поэтому оставил после себя 2 романа, историческую эпопею, много стихотворений и, конечно, сказки. А какие мои сказки вы знаете?

 -Кто из вас хочет всем остальным ребятам рассказать мою сказку? (Учащийся рассказывает сказку В. Гауфа).

Учитель:

 - Сейчас мы с вами попали на выставку картин (иллюстрации  учащихся к сказкам). Здесь можно встретить иллюстрации к самым разным сказкам. Давайте определим, к каким сказкам сделаны иллюстрации? А какие моменты из сказок запечатлели на своих рисунках юные художники? У нас ещё много интересного впереди. А сейчас наша задача такая: выбрать лучшую иллюстрацию, чтобы подарить Музею Сказки. (Выбирают, обосновывая).

- И ещё одна встреча в Германии. Имя этого человека очень длинное. Давайте посмотрим сначала отрывок из фильма об этом человеке. (Смотрят отрывок из фильма). Итак, это Эрнест Теодор Амадей Гофман.

Ученик в роли Эрнеста Теодора Амадея Гофмана:

 - Меня зовут Эрнест Теодор Амадей Гофман. Я родился в Германии в семье адвоката и должен был идти по стопам отца. Я даже закончил юридический факультет, но быть чиновником – такая судьба меня мало привлекала. Я всегда с удовольствием занимался делами, далёкими от службы: рисовал, читал лекции о музыке. Сам сочинил балет и оперу. В 1806 году началась война с Наполеоном, и, когда французские войска заняли Варшаву, где я тогда жил, я, наконец, избавился от ненавистной мне службы. Целых 8 лет я вёл жизнь бродячего артиста, давал уроки музыки, дирижировал, ставил спектакли, и хотя денег всегда не хватало, был счастлив свободой. Но судьба жестоко обошлась со мной, я снова должен был влачить жалкое существование бедного чиновника. Но я писал книги, в которых смело восставал против несправедливости. Я высмеивал общество, в котором жил. Мне грозила страшная расправа, но неизлечимая болезнь опередила человеческую кару. К этому времени я, изведавший жестокую нужду, холод непризнания, потерю единственной дочери, стал знаменит и почти богат. Но я уже ничего не хотел, кроме клочка зелёного поля, кусочка синего неба, глотка свободы и свежего воздуха.  Но и в этом мне отказали: парализованный, прикованный к кровати, я скончался сорока семи лет от роду. Мне не за что было любить людей, но я умел любить Человека. В знак памяти о моей любимой дочери я написал для вас сказку «Щелкунчик и Мышиный король». Я уверен, что кто-нибудь прочитал эту сказку. (Учащийся рассказывает наиболее понравившийся эпизод).

Учитель:

 - И вновь мы с вами в плену музыкальной сказки, в которой мари спасает Дроссельмейера, не отвергнув его из-за его уродства. И сразу же он превращается из жалкого Щелкунчика в прекрасного человека. Мари стала невестой Дроссельмейера. Он увёз её на золотой карете, запряжённой серебряными лошадьми, а на свадьбе у них плясали 22 тысячи наряженных кукол, но самым удивительным был танец – Вальс цветов. (Учащиеся слушают вальс из балета «Щелкунчик»)

 - Кто написал эту удивительную музыку? (Тоже П.И.Чайковский)

 - Угадайте, к кому в гости мы отправляемся на этот раз. Имя его хорошо вам знакомо.

Ученик в роли Х.К.Андерсена.

 -                        В цветущей Дании, где свет увидел я,

Берёт мой мир своё начало,

На датском языке мать песни мне певала,

Шептала сказки мне родимая моя.

Люблю тебя, родных морей волна,

Люблю я вас, старинные курганы,

 Цветы садов, родных лесов поляны,

 Люблю тебя, отцов моих страна.

 Страна, где вырос я, где чувствую родным

 И каждый холм, и каждый нивы колос,

 Где в шуме волн мне внемлет милый голос,

 Где веет жизнь пленительным былым…

 Вы, берегов скалистые края,

 Где слышны взмахи крыльев лебединых,

 Вы – острова, очаг былин старинных,

 О. Дания! О, Родина моя!

Учитель:

 - Конечно же, имя его Ханс Кристиан Андерсен. Что вы знаете об это человеке? (Отвечают).

 - Давайте вспомним сказку «Ребячья болтовня». Что в ней общего с жизнью Андерсена? (Отвечают).

 - А какая ещё сказка напоминает тяжёлую жизнь Андерсена? (Просмотр отрывка из мультфильма «Гадкий утёнок»).

 - Чем заканчивается сказка?

 - А какие ещё сказки этого писателя вам нравятся? Какие герои самые любимые? (Отвечают)

 - Какую сказку читали в этом году?  «Снежная королева»)

 - Кто из героев вам больше всего запомнился?

 - Как бы вы ответили на вопрос маленькой разбойницы: стоит ли Кай того, чтобы за ним идти на край света? (За каждого человека, каким бы он ни был, за его сердце, которое должно жить по законам добра, надо всегда бороться).

 - А всегда ли мы добром боремся за человека? (Рассуждают, приводя конкретные примеры).

 - Мы снова должны отправиться в путь, но чтобы нам подняться в воздух, надо выполнить задания.

Викторина по иллюстрациям с кратким пересказом изображённых эпизодов. (Иллюстрации подбирает учитель по своему выбору, желательно к тем сказкам, о которых ещё не говорили).

Учитель:

 - Сейчас наш путь лежит в Швецию конца ХIХ – начала ХХ века. Мы познакомимся с человеком, который, прожив 82 года, неустанно боролся и трудился. Он боролся против войны, нищеты, отстаивал права женщин. Имя этого человека -  Сельма Лагерлёф. На международном женском конгрессе в 1911 году она спрашивала с гневом: «Где то государство, которое карает не из мести, но исключительно для того, чтобы воспитывать и исправлять, как это следовало бы делать умным и сознательным людям? Где то государство, которое способно пестовать каждое дарование? Где то государство, в котором неудачник окружён такой же заботой, как и преуспевающий? Где то государство. Которое не порабощает малые народности, не будучи в состоянии сделать их счастливыми? Где то государство, которое не допустит гибели отдельных членов общества от нужды, пьянства и позорного образа жизни?» - не правда ли, насущные слова!

Ученица в роли Сельмы Лагерлёф:

 - Я Сельма Лагерлёф. Вам рассказывали, что я прожила энергичную жизнь, но начиналась она печально. Ещё маленькой я, дочь отставного военного, была прикована к постели детским параличом. Болезнь развила во мне мечтательность, фантазию, которая помогла мне обходиться без живых детских игр, болезнь пробудила  и любовь к сказкам и легендам, которые рассказывали мне хуторские старухи. Я так сжилась со сказкой, что даже автобиографию назвала много лет спустя «Сказкой о сказке». Я одолела болезнь, потому что была мужественным и целеустремлённым человеком. Я получила образование и стала учительницей. Но с детства мечтала стать писательницей. И я стала ею. Я написала много романов. Я стала членом шведской академии (первая из женщин), почётным доктором университета, стала лауреатом Нобелевской премии. Но мне всегда хотелось спеть звонкую песню природе родного края, родной северной страны, песню дружбе и взаимопомощи всех добрых людей на Земле. И я написала книгу «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Задумана эта книга была как учебник географии вместо скучных прежних. Ведь никто ещё не изучал географию, путешествуя вместе с гусями. Детям очень понравилась эта книга, ведь прочитав сказку, каждый верил, что сам летал на спине гуся, воздушные струи обтекали его тело и лицо, слезя глаза и наполняя восторгом душу. Но нашлись строгие критики, которые считали книгу вредной, особенно считали церковники, ведь в книге действуют тролли и другие фантастические существа. Больше всего их раздражало то, что я так фантастично и весело писала для вас, ребята. Но дети любят мою книгу, я знаю, иначе не появился бы в одном из парков столицы Японии Токио памятник: Нильс верхом на Мартине. Я думаю, что и вы встретились в книге  с моими героями. (Пересказ одним из учащихся эпизода из книги).

Учитель:

 - Путешествуя, мы побывали в мире музыки и живописи, но мы не можем не побывать в мире книги. Все вы, ребята, хорошо знаете сказки, поэтому они и пришли к вам в гости. Но, вероятно, не все книги вы читали, поэтому вы можете записать те сказки, которые хотели бы прочесть. Сделать это надо как можно быстрее, так как мы отправляемся в дорогу. И теперь мы в солнечной, вечно зелёной Италии в гостях у знаменитого сказочника.

Учащийся в роли Джанни Родари:

 - меня зовут Джованни. Я родился в 1920 году в рабочей семье. Несколько лет я работал в начальной школе учителем. Во время войны работал и принимал участие в Движении Сопротивления. С 1948 года я – литературный сотрудник миланского издания газеты «Унита», где я вёл отдел «Детский уголок», созданный по моей инициативе. Русские читатели уже в 50-е годы познакомились с моими сборниками «Книга городов», «Поезд стихов», «Чем пахнут ремёсла». Главный мой девиз:

Держаться за руки мы будем

И счастье на земле добудем.

Пускай для радости – не зря –

Бегут листки календаря!

Вам знакомы мои произведения «Приключения Чиполлино», «Путешествие голубой стрелы», сказочная повесть «Джельсомино в стране лжецов», «Маленькие бродяги», «Джин в телевизоре», «История королевства Обжория». Однажды в редакцию мне пришло письмо от одной женщины: «Я живу в тёмном подвале. В этом подвале растёт мой мальчик, его зовут Чиччо. Напишите стишок для него». Так появилось стихотворение «Чиччо»:

Чиччо в подвале живёт, у помойки.

Спит на скрипучей расшатанной койке.

Стол хромоногий да табурет,

Больше в подвале мебели нет.

Есть на земле и сады и поляны,

Тысячи брызг рассыпают фонтаны.

В тёмном подвале со стенок всегда

Медленной струйкой стекает вода.

Именно таким детям, как Чиччо, я посвящаю свои сказки, чтобы хоть на какое-то мгновение скрасить их жизнь и подарить им мечту и красоту. А кто из вас читал мои сказки и какие? (Пересказ эпизода или целой сказки).

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Учитель:

 - Вот и закончилось наше путешествие в мир сказки. Мы побывали в гостях у многих сказочников, но не назвали имена таких писателей, как Санариас Топеллиус, английский писатель Оскар Уайльд, написавший свою замечательную сказку «Мальчик-звезда», Антуан де Сент-Экзюпери и его сказку «Маленький принц» и т.д. Несмотря на то, что сказочники жили в разное время и в разных странах, их можно назвать друзьями. Почему? А тема нашего сегодняшнего урока? Мы ведь говорим, что они разны? Правильно. Рисуют разное, но цель их одна. Они любили людей, своими сказками боролись против зла, старались, чтобы торжествовало добро, а люди становились добрее и лучше.

 - А сейчас нашим журналистам предоставляется возможность побеседовать с участниками путешествия, задать им свои вопросы, обменяться впечатлениями. («Журналисты» задают свои вопросы ученикам).

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

        1)Журналистам – написать статью в газету.

         2)Всем остальным учащимся – написать письмо своим родственникам или друзьям, в котором рассказать о своём волшебном путешествии, правильно оформив адрес на конверте.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "В мире прекрасного". Заочная экскурсия по музеям мира.

Презентация  проводит по залам главной сокровищницы русского изобразительного искусства нашей страны, по залам Государственной Третьяковской галерее, расскажет о шедевре мирового искусства - Эрми...

Все мы разные, этим и прекрасны мы

Внеклассное мероприятие по толерантности...

Индивидуальное обучение музыке по самому существу своему – активнейшее средство приобщить детей к искусству, дать им возможность непосредственно соприкоснуться с миром художественного творчества, миром прекрасного. Игра на музыкальном инструменте – это му

Цель урока:    воспитание у ученика способности слышать, охватывать произведения развернутой формы, умение вникнуть в замысел композитора и донести его до слушателя.Задача урока: развит...

«Мы все такие разные, этим и прекрасны мы».

- Добрый день. Нашу встречу я хотела бы начать со сказки.         ...

открытый урок "Мы все такие разные, но этим и прекрасны мы!"

1.   Мы все такие разные, но этим и прекрасны мы!Слайд №1Ход урока.                На доске появляется фото класса....

«Мы такие разные, этим и прекрасны мы!» Внеклассное мероприятие для учащихся 6-8 классов

Россия - многонациональная страна. Здесь проживает более 180 народов и народностей.В нашей школе учатся дети разных национальностей: русские, чеченцы, азербайджанцы, казахи. И только тогда, когд...