Индивидуальное обучение музыке по самому существу своему – активнейшее средство приобщить детей к искусству, дать им возможность непосредственно соприкоснуться с миром художественного творчества, миром прекрасного. Игра на музыкальном инструменте – это му
статья по музыке (5 класс) по теме

Цель урока:    воспитание у ученика способности слышать, охватывать произведения развернутой формы, умение вникнуть в замысел композитора и донести его до слушателя.

Задача урока: развитие комплекса исполнительских навыков, способствующих целостному, художественному исполнению произведений.

 

План урока:

1.      характеристика творчества Э.Грига

2.      значение фортепианной миниатюры в творчестве композитора.

3.      менуэт ( «Минувшие дни») исполнение пьесы:

·         характер и основной замысел пьесы;

·         анализ формы в целом и характеристика основных разделов;

·         тональный план; фактурные, ритмические, тактовые особенности; динамика;

·         мотивно-тематическое единство между разделами;

4.      подробная работа над основными трудностями:

·         ведение звуковой линии;

·         ритмические особенности;

·         мелкая  и крупная техника, двойные ноты;

·         выявление общей линии развития, кульминация;

·         тональный и образный контраст между разделами;

·         красочное исполнение ярких гармонических оборотов;

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Работа над развернутой пьесой в старших классах» на примере пьесы Э.Грига Менуэт (« Минувшие дни»).

Цель урока:        воспитание у ученика способности слышать, охватывать произведения развернутой формы, умение вникнуть в замысел композитора и донести его до слушателя.

Задача урока: развитие комплекса исполнительских навыков, способствующих целостному, художественному исполнению произведений.

План урока:

  1. характеристика творчества Э.Грига
  2. значение фортепианной миниатюры в творчестве композитора.
  3. менуэт ( «Минувшие дни») исполнение пьесы:
  • характер и основной замысел пьесы;
  • анализ формы в целом и характеристика основных разделов;
  • тональный план; фактурные, ритмические, тактовые особенности; динамика;
  • мотивно-тематическое единство между разделами;
  1. подробная работа над основными трудностями:
  • ведение звуковой линии;
  • ритмические особенности;
  • мелкая  и крупная техника, двойные ноты;
  • выявление общей линии развития, кульминация;
  • тональный и образный контраст между разделами;
  • красочное исполнение ярких гармонических оборотов;

1. Эдвард Григ (1843- 1907гг.) норвежский композитор, дирижер, критик. В детстве обучался музыке у  матери- пианистки. Дальнейшее музыкальное образование получил в Лейпцигской консерватории. В 1863г. переехал в Копенгаген, где сблизился с Н. Гаде и автором норвежского гимна Р. Нурдроком. В 1866г. Э. Григ вернулся в Норвегию, где жил в Христиании( ныне Осло), Берчене и его окрестностях. В историю музыки вошел как основоположник норвежской национальной композиторской школы и первый классик норвежской музыки. Преимущественная область творчества- инструментальная и вокальная миниатюра, но есть и более крупные сочинения: неоконченная опера «Улаф Трюгвасон»; вокально симфонические произведения для солиста, хора и оркестра, музыка к драме Б.Бьернсона «Сигурд Юрсальфар», пьесе Ибсена «Пер Гюнт»; увертюра «Осенью»; симфонические танцы и другие произведения для оркестра; Концерт для фортепиано с оркестром; 3 квартета анданте для фортепианного трио; сонаты для скрипки и фортепиано и виолончели и фортепиано; свыше 170 пьес для фортепиано, в их числе Соната, Баллада, Лирические пьесы( 68 пьес в 10 тетрадях), Норвежские танцы и пьесы; Норвежские крестьянские танцы («Слоты»); 128 романсов, хоры и др.

Очень высоко творчество Э.Грига ценили русские композиторы П.И.Чайковский, который познакомился с ним в 1888г., писал: «Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца. В его музыке… есть что-то нам близкое, родное». Между Чайковским и Григом сложились дружеские отношения. Они взаимно восхищались музыкой друг друга. А если говорить о их художественном мире, то композиторов роднила особая задумчивость, свойственная их музыке, особая ироничность лирического высказывания.

2.Э.Григ писал для фортепиано преимущественно миниатюры. Многие из них он удачно назвал лирическими пьесами. «Лирические пьесы» включают в себя 10 тетрадей. От простодушной «Ариетты» до последней ноты печальных «Отзвуков»- заключительной пьесы десятой тетради - пролегла почти вся жизнь композитора. Родная природа, глубокие личные переживания и народная жизнь с крестьянскими напевами и танцами являлись теми тремя глубинными истоками, которыми питалась фортепианная лирика Грига.

Созданием своих фортепианных пьес норвежский композитор способствовал разработке камерного фортепианного письма особого типа - несложного по изложению и вместе с тем не уступающего виртуозной фактуре в красочности звучания. Можно сказать, что Григ продолжил в области миниатюры творческую работу романтиков. Сама форма этих пьес берет своё начало у Мендельсона и Глумана. А вот по обогащению колорита фортепианных сочинений  и насыщению их оркестровыми средствами выразительности Грига можно смело назвать последователем Листа.

3.Менуэт («Минувшие дни»), как и другие пьесы ор.57 написаны Григом в 1883г. во французском городе Ментон(юг Франции). Надо сказать, что когда Григ находился на родине, его мысли интенсивно обращались к заграничной жизни, но стоило ему попасть в самую гущу этой жизни, он начинал чувствовать неодолимую тягу к Норвегии. Поэтому, не случайно наверное, в среднем разделе звучит народная мелодика и ритмы сирингара. Кажется, будто в свежих национальных красках этой музыки воплотились ностальгические воспоминания автора о Норвегии. Пьеса написана в сложной трёхчастной форме и построена на контрастном сопоставлении первой, минорной, и средней, мажорной, частей. Несмотря на резкую смену настроения и тональный контраст, пьеса представляет собой законченное целое, благодаря мотивно-тематическому единству между разделами.

4.Первая часть Менуэта написана в простой двухчастной форме. Вторая часть является выписанной репризой, но в несколько изменившемся виде.

Тема первой части Менуэта состоит из двух элементов: оживленного, танцевального и более спокойного, размеренного. Основные исполнительские трудности первого раздела первой части: ритмическая точность (пунктирный ритм, триоли, полиритмия); хорошее озвучание двойных нот(с преобладанием верхнего звука), ведение длинной звуковой линии точная динамика. К тому же здесь встречается первая кульминация.

Для второго раздела первой части характерны большая оживленность, которую вносит левая рука и очень яркое развитие кульминации, сопровождающееся тональной неустойчивостью, применение октавной и аккордовой техники и большими динамическими сдвигами от пианиссимо к фортиссимо. Большой работы требует свободное, яркое исполнение октав и аккордов. Своеобразную трудность представляет собой последнее проведение темы в конце первой части, оно снимает кульминационный накал и возвращает нас к первоначальному настроению. Средняя часть Менуэта (сирингар) тоже состоит из двух разделов, в свою очередь каждый раздел делится на 3 предложения. Самым ярким, импульсивным, кульминационным является третье предложение. Оно строится на основе октавной, и аккордовой техники, здесь применяется прием stretto. Такое ощущение, что тема здесь достигает своего накала и неожиданно и неожиданно обрывается на последнем, заключительном аккорде. Для того, чтобы вернуться в исходное настроение, Григ применяет здесь небольшую связку в Ре-мажоре, она должна играться пианиссимо и в более медленном темпе. Второй раздел средней части полностью повторяет первый раздел, но в более оживленном темпе, с более яркой

звучностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система музыкально-коррекционной работы по приобщению детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарумениями к игре на музыкальных инструментах

Исследования педагогов: Т.С.Бабаджан,  И.Л.Дзержинской,  Н.А.Ветлугиной,  О.П.Радыновой, А.Н.Зиминой,  А.И.Бурениной и психологов: В.Н.Шацкой, Л.К.Шлегер, Б.В.Астафьева, Н.А.Метлов...

Обучение игре на музыкальном инструменте, как один из факторов эстетического воспитания детей и подростков.

Индивидуальное обучение музыке по самому существу своему – активнейшее средство приобщить детей к искусству, дать им возможность непосредственно соприкоснуться с миром художественного творчества, миро...

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине «Практикум обучения игре на музыкальных инструментах»

Результатом освоения учебной дисциплины являются освоенные умения и усвоенные знания, направленные на формирование общих и профессиональных   компетенций.  Формой  аттестации ...

конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественному творчеству в 1-2 младшей группе

Конспект непосредственно-образовательной деятельности  по художественному творчеству в 1-2 мл. группеТема: «Божья коровка»Задачи:Вызвать желание у детей рисовать выразительный образ насекомого;Пр...

Организация и проведение компетентностной олимпиады «Мир моей музыки» для учащихся по программе «Обучение игре на музыкальных инструментах»

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ПОСОБИЕ "Организация и проведение компетентностной олимпиады «Мир моей музыки» для учащихся по программе «Обучение игре на музыкальных инструментах...

Мастер-класс для родителей «Обучению детей старшего дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах»

Форма проведения: педагогическая мастерская.Участники: родители и дети старшего дошкольного возраста.Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса применению использования системы элементарног...

Дополнительная общеразвивающая программ в области музыкального искусства ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ АККОРДЕОН У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

         Программа учебного предмета «Программа формирования интереса к игре на музыкальном инструменте аккордеон  у детей старшего дошкольного возраста, в у...