Конспект занятия в 6 классе по фрагменту повести В.Закруткина "Матерь человеческая"
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему
Конспект занятия по фрагменту повести В.Закруткина "Матерь человеческая". Тема; "Гуманность - высшее качество человека"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mater_chelovecheskaya.zip | 12.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по факультативному курсу
«Вокруг тебя – мир…» 6 класс
Тема занятия: «Гуманность – высшее качество человека»
(по отрывку из повести В.Закруткина «Матерь человеческая»)
Предварительное дом.задание:
- передать содержание фрагмента в 3 – х предложениях;
- 1-я группа: образ Вернера Брахта
- Какое чувство к раненому солдату хотел вызвать автор и с помощью каких языковых средств?;
2-я группа: образ Марии
- Как вы относитесь к первоначальному решению Марии «убить убийцу» «во имя высшей справедливости»?
Цели урока:
- учебная: умение работать с текстом, умение находить материал для характеристики героев и их поступков; навык пересказа
- развивающая: обогащение словарного запаса, развитие логического мышления,
- воспитательная: чувство доброты, гуманизма.
«Смертию смерть поправ...»
«…короткое слово «мама» заставило
содрогнуться от нестерпимой боли.»
На предыдущих занятиях мы с вами говорили о таком явлении, как месть. Месть – явление сложное, противоречивое, и его оценка во многом зависит от исторической эпохи, национальных и культурных традиций.
Месть – это намеренное причинение зла за оскорбление, обиды.
Беседуя по фрагменту из «Повести временных лет» о месте Ольги древлянам, мы говорили о том, что месть за убийство близкого человека была священной обязанностью во времена Древней Руси, когда обычай мести заменял правосудие.
Десять веков отделяют нас от событий, с которыми познакомил нас автор «Повести…», однако и в наши дни вопросы, связанные с таким явлением, как месть, по-прежнему волнуют людей.
Как поступит человек: подчинится ли желанию отомстить и вступит в порочный круг или сможет побороть это разрушительное желание? Свое представление о том, как может вести себя человек в подобной ситуации, предлагает нам Виталий Александрович Закруткин – автор повести «Матерь -человеческая», с фрагментом из которой мы познакомились на прошлом занятии.
Эпиграфом к сегодняшней беседе я взяла строки из самой повести (см.выше)
- Что вы можете сказать об этих эпиграфах?
- Они противоположны: если слова из первого эпиграфа Мария расшифровывает, как убей убийцу; то во 2-ом эпиграфе говорится о том, что одно короткое слово помогло ей не совершить непоправимое.
- О какой боли говорится во втором эпиграфе?
-Итак, тема занятия:
«Гуманность – высшее качество человека».
- Как вы понимаете слово «гуманность»?
(однокоренные слов: гуманный (т.е. человеколюбивый, отзывчивый), гуманитарный (т.е. бескорыстная помощь нуждающимся)).
Домашнее задание (по группам): одна группа находила в тексте материал для характеристики образа Марии, другая – для характеристики немца.
Исходя из темы урока и дом.заданий, попробуйте сформулировать цели сегодняшнего занятия, к какому выводу мы должны будем прийти в конце.
- мы будем учиться собирать материал для характеристики героев и их нравственных поступков, выявлять авторскую позицию, прийти к выводу, что у поверженного врага (а значит, более неопасного) есть право на гуманное отношение, даже если противник охвачен желанием отомстить.
- Прежде чем мы перейдем к характеристике героев, давайте проверим первое домашнее задание. Я просила вас передать содержание данного фрагмента в 3-х предложениях.
- Оцениваем, у кого точнее передано содержание фрагмента.
- Какой эпизод в данном фрагменте произвёл на вас наиболее сильное впечатление?
- Сколько героев в данном фрагменте?
- Обратившись к тексту, опишите, кого увидела Мария в погребе?
- Какие чувства вызывает у нас раненный немец? Как этого добивается автор?
- Чувство жалости, сострадания Автор очень «психологично» описывает героя (тонкая мальчишеская шея, расширенные от ужаса глаза, жалкое подобие улыбки…)
- Что мы узнаём о прошлом Вернера Брахта?
- Есть ли в данном фрагменте портретные характеристики героини?
- Какое чувство овладело Марией, когда она обнаружила в своем погребе раненого немца?
- О чем она вспомнила, увидев его?
- Мария решилась на убийство. Чем было вызвано это решение? Можно ли осудить её?
- Она решает убить его, т.к. видит в нём одного из представителей враждующей нации, которые убили её сына, мужа, а жителей хутора угнали в плен.
- Почему вдруг «мстительная решимость» покинула Марию? Что остановило её?
- Именно слово «мама», а не другие: «пощадите», «не убивайте» вложил в уста раненого автор. С одной стороны оно характеризует самого раненого – растерявшегося, насмерть напуганного мальчишку. С другой стороны, объясняет изменение в настроении Марии: слово обожгло её. Она осознала, что перед ней беспомощный, отчаявшийся, тяжелораненый человек, нуждающийся в помощи.
- Каким она видит его в начале? А потом?
- Найдите слова, которые говорят о том, что ей все-таки трудно убить человека, несмотря на то, что это враг.
( до слов «Три острия карающих вил с каждой секундой приближали его конец»)
- Как вы понимаете слово карающий?
- Кара, т.е. возмездие – отплата за причиненное зло.
- Расскажите подробно, что предпринимает Мария?
- Она делает всё, чтобы облегчит его страдания?
- Почему она так поступает? Что происходит в её душе?
- Отрывок: «И Мария поняла…»
Автор рисует нам состояние женщины, которую беспокоит состояние больного, ставшего ей почти родным: …сидела у изголовья, не выпуская из рук его холодеющие руки.
- Как описание природы помогает раскрыть душу героини?
- мир сиял осенней красой, а внизу, в сыром погребе умирал человек, почти мальчик. Героиня не понимает и не признаёт эту глупую, бесцельную смерть. Человек рождается для жизни, а его послали убивать и быть убитым. А ради чего?
- Чем заканчивается фрагмент? Зачитайте.
- Почему стоят многоточия?
- Автор даёт возможность остановиться, подумать, т.к. не все можно выразить словами. Он скорбит вместе с героиней.
- Что могло произойти дальше?
- Обратимся к заглавию повести. Почему автор назвал «Матерь человеческая»?
- Почему матерь, а не мать? В каком словосочетании нам более привычно употребление этого слова?
- Матерь Божья.
- Кто знает христианскую легенду о ней?
- По легенде Мария ради спасения человечества и искупления его грехов принесла в жертву своего сына.
- Я хочу обратить ваше внимание на репродукцию картины «Сикстинская Мадонна» великого художника эпохи Возрождения Рафаэля.
Мария изображена легко парящей на облаках, с которых она спускается на землю к людям, неся им своего маленького сына. Она прижимает сына к груди, а он спокойно сидит у неё на руках, и взгляд его полон недетской серьёзности.
В образе Марии Рафаэль раскрывает полный величия и красоты духовный мир прекрасного человека.
Я хочу зачитать вам два отрывка: это начало и конец повести.
Повесть начинается именно с того, что рассказчик сидит в парке и рассматривает стоящее перед ним изваяние Мадонны с младенцем на руках.
А вот как заканчивается повесть: …
Таким образом, автор как бы приподнимает женщину.
Мать – самое святое на земле, она не может убить.
В образе Марии писатель рисует маленькую женщину, сильную духом, потерявшую всё и всех, по-матерински любящую людей.
- Что сближает Ольгу (из отрывка из «Пов.временных лет» и Марию? Чем они отличаются?
- Они решают мстить представителям враждующей стороны. Но если Мария смогла остановиться, то Ольга мстит, причем очень жестоко.
- Обратимся еще раз к названию темы урока и подумаем, какого отношения заслуживает поверженный враг?
- Запрещается посягательство на жизнь, здоровье, он имеет право на уважение личности и чести.
- Над чем вы задумались, читая рассказ? Что бы хотели изменить в нашем мире?
Вывод:
Листая страницы повести, сопереживая Марии, разделяя страх Вернера Брахта, мы понимаем, что война – это страшная катастрофа, которая несёт смерть. Но даже во время войны человек может побороть в себе желание отомстить и оказать помощь безоружному, страдающему человеку, который больше не представляет реальной угрозы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к конспекту занятия (мастер-класса) Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража: витражная роспись по стеклу и матирование стекла для детей 6-10 лет с родителями".
Презентация к конспекту занятия (мастер-класса) Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража: витражная роспись по стеклу и матирование стекла для детей 6-10 лет с родителями" создана в л...
Конспект занятия. 5 класс "My collection"
Цель урока:Предметные:-применение на практике речевых знаний, умений, навыков.-формирование и активизация навыков работы с прослушиваемой информацией.Метопредметные:-развитие общих познавательных спас...
Конспект занятия. 9 класс. Тема:Решение задач "Равноускоренное прямолинейное движение тела".
Эстафетный метод решения задач...
Конспект занятия, 5 класс, по УМК Биболетова 5- 6 классы
Интересный урок "Animals in our life", с элементами игры. Урок носит обобщающий характер....
Конспект занятий 8 класс. "Искусство в нашей жизни".
Конспект занятий "Искусство в нашей жизни" для учителей МХК....
План-конспект занятия (4 класс) на тему: Занятие педагога-психолога «Что рассказали нитки и пуговицы о моем настроении»
Цели: - развитие и гармонизация эмоциональной сферы учащихся; - понижение уровня психоэмоционального напряжения детей. Задачи: - снять эмоциональное и мышечное...
Конспект занятия 3 класса « В гостях у доктора Пилюлькина».
Формировать у детей представление о значимости органов чувств для жизнедеятельности человека....