рабочая программа по литературе для 7 класса по учебнику Г.С.Меркина
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему

Садриева Наиля Тимуровна

В рабочую программу по литературе для  7 класса входит паспорт, пояснительная записка, требования к уровню подготовки, основное содержание курса и календарно-тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

  «Рассмотрено и принято»                  «Согласовано»        «Утверждено»

Руководитель МО        Заместитель директора по УВР        Директор МБОУ

_________/Садриева Н.Т.        __________/Винокурова С.П.        «СОШ №2 п.г.т.Актюбинский

Протокол №1        «_»   августа 2013г.        ________/Галимова Л.Н.

от «__» августа 2013г.        Приказ № _

        от «__» августа  2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ  7А, Б КЛАССОВ

Садриевой Наили Тимуровны,

учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ №2 п.г.т.Актюбинский» Азнакаевского муниципального района РТ

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №1

от «__» августа2013 года

2013 – 2014 учебный год

Паспорт рабочей программы

Учебный предмет  литература

Количество часов в неделю по учебному плану 2 часа

Всего количество часов в году по плану 70 часов

Класс (параллель классов) 7А,Б

Учитель   Садриева Наиля Тимуровна

Программа по курсу «Литература»

утверждена на Педагогическом совете (протокол №  1  от «20» августа 2013г.)

Количество уроков по внеклассному чтению   - 8ч.

Количество обязательных уроков по развитию речи – 5ч.

Учебное пособие для учащихся (№1505 в ФП) Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч./Автор-составительГ.С.Меркин.-6-е изд., испр. и доп.-М.: ООО «ТИД «Русское слово =РС», 2008

(Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая  программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 5-11кл. общеобразовательной школы под редакцией Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева (4-е издание, М. ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы: титульный лист, паспорт рабочей программы, пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников, календарно-тематическое планирование, КИМы, список литературы, контроль за выполнением программы.

Преподавание курса строится по хронологическому принципу.Разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у  учащихся представления о логике развития литературного процесса.

На этапе обучения в 7 классе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания.

В 7 классе необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Цели.  Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Место литературы в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В  VII классах выделяется 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю согласно Федеральному и региональному компоненту Базисного  учебного плана для 5-9 классов МБОУ «СОШ №2 пгт. Актюбинский» Азнакаевского муниципального района РТ. Из них 5 уроков развития речи (4 аудиторных сочинения), 8 уроков внеклассного чтения.                           Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый,  выборочный, с изменением лица),  выразительное  чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов;

- итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или  анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.

Методы и приёмы обучения:-обобщающая беседа по изученному материалу;  индивидуальный устный опрос; фронтальный опрос; выборочная проверка; взаимопроверка; самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

-виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана); составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание  творческих работ); наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя; изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; сочинения.

        Формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - лекция, урок - игра, урок- исследование,  урок-практикум, урок развития речи.  

        Технологии, методики: уровневая дифференциация; проблемное обучение; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса по литературе

Учащиеся в начале года должны

знать\ понимать:

- авторов и содержание изученных в 5-6 классах произведений;

- основные теоретические понятия, предусмотренные программой.

уметь:

- выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

- сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

- определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

- использовать различные формы пересказа (с  составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);

- создавать творческие  работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, журналы, автобиографии и т.п.;

К  концу 7 класса учащиеся должны

знать\ понимать:

- авторов и содержание изученных произведений;

-основные теоретико-литературные понятия, изучаемы в 7 классе: жанры фольклора, предания, былины, пословицы, поговорки; летопись, роды литературы, эпос,  повесть, литературный герой; понятие о теме и идее произведения; герой-повествователь; портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение; ода, баллада, стихотворения в прозе; лирический герой; поэма; трёхсложные размеры стиха; тоническое стихосложение;  гипербола, гротеск, сатира и юмор; публицистика; мемуары, литературные традиции.

уметь:

- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приёмов выражения авторской позиции в произведениях;

- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

- аргументировать  оценку героев и событий всем строем художественного произведения  - от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции.

        

Основное содержание

по предмету литература    

для 7А,Б классов на  2013-2014 учебный год

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час)

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (3 часа)

Из устного народного творчества.  Былины. Баллада. Русские народные песни. Обрядовая поэзия. Выражение в фольклоре национальных черт характера. Народное представление о героическом.

ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС в мировой культуре. (1 час)

Карело-финский мифологический эпос «Калевала»(фрагменты) Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 ЧАСА)

Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер древнерусской литературы.«Повесть временных лет». «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (8 ЧАС)

Классицизм и сентиментализм в русской литературе. Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей XVIII века. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, освоение темы “человек и природа”.ОдаМ.В.Ломоносова «На день восшествия…» Г.Р. Державин Стихотворение «Властителям и судиям»  (4 ч)

Д.И. Фонвизин (4 ч)Жизнь и творчество (обзор).Комедия «Недоросль».Сатирическая направленность комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (28  ЧАС)

Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Образ «маленького» человека. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.

А.С. Пушкин  (6 час) Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Туча», «Во глубине сибирских руд»,  «К Чаадаеву». Баллада «Песнь о вещем Олеге». Поэма «Полтава».Поэтическая интерпретация эпизода из «Повести временных лет». Тема судьбы и пророчества в «Песни…». Нравственная проблематика произведения. Тема природы в лирике Пушкина. Высокое звучание темы любви и дружбы в лирике Пушкина.

«Повести Белкина». «Станционный смотритель».Образ Самсона Вырина и тема "маленького человека". Образ повествователя. Выразительность и лаконизм пушкинской прозы.Повесть «Барышня-крестьянка»Сюжет и герои повести. Переосмысление Пушкиным проблематики шекспировской трагедии. Преодоление преград на пути к счастью.

Жанр фантастической новеллы в зарубежной литературе

Э.А. По (1 час)Слово о писателе.Новелла «Падение дома Ашеров».Романтический пейзаж как средство воздействия на читателя. Образ главного героя. Фантастические события и реальное их объяснение.

М.Ю. Лермонтов (2 час)Жизнь и творчество (обзор).Стихотворение «Родина».

        Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в "Песне…". Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Особенности языка поэмы, ее связь с устным народным творчеством.

Н.В. Гоголь (3 час).Слово о писателе.Повесть «Шинель».«Шинель» как одна из «петербургских повестей». Тема города и “маленького человека”. Мечта и действительность. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Роль детали в прозе Гоголя.

И.С. Тургенев (3 час)Слово о писателе.Рассказы: «Хорь и Калиныч», «Певцы»(из цикла «Записки охотника»).

Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа.«Стихотворения в прозе»: «Нищий»Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие их тематики. Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, о величии, красоте и образности русской речи. Музыкальность прозы Тургенева.

Ф.И. Тютчев (1 час) Слово о поэте.Стихотворение «С поляны коршун поднялся…», «Тени сизые смесились…».

Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева. Размышления поэта о тайнах мироздания, взаимоотношениях человека и природы. Тема могущества и бессилия человека. Трагическое звучание темы любви.

Н.А. Некрасов (2 час)Слово о поэте.Стихотворения «Вчерашний день, в часу шестом…», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины». Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Повествовательное начало в лирике Некрасова.

М.Е. Салтыков-Щедрин (2 час) Слово о писателе. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь», «Дикий помещик».Особенности сюжетов и проблематики "сказок для детей изрядного возраста". Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Образ народа в сказках. Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках.

В.М. Гаршин (1 час)Слово о писателе.Рассказ «Красный цветок».Обыденность и героизм в художественном мире Гаршина. Тема страстного сопротивления злу. Символический образ Красного цветка.

Н.С.Лесков. Рассказ  «Левша» (2ч).Русский характер: талант и трудолюбие как отличительная  черта русского народа. Проблема народа и власти.

Л.Н. Толстой (1 час)Слово о писателе.Рассказ «Севастополь в декабре месяце»

А.А. Фет (1 час)Слово о поэте.Стихотворение «Я тебе ничего не скажу…» "Культ мгновения" в лирике Фета. Радость слияния человеческой души с миром природы.

А.П. Чехов (2 час)Слово о писателе.Рассказы «Хамелеон». «Смерть чиновника».  

Особенности авторской позиции в рассказе. Роль художественной детали, ее связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к  нему. Сатирический пафос произведения.

Произведения русских поэтов XIX века о России (1ч) Н.Языков, И.Никитин, А.Майков. Тема России.

ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (18час)

Обращение писателей ХХ века к художественному опыту своих предшественников. Исторические события, их восприятие современниками. Своеобразие русской поэзии ХХ века. Художественные искания русских писателей ХХ века. Человек и история в литературе ХХ века: проблема выбора пути.Русская литература советского времени. Проблема героя. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах (революции, гражданская война, Великая Отечественная война).

М. Горький (2 час) Слово о писателе.Повесть «Детство» Традиции Л.Н. Толстого, их переосмысление Горьким. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.

 «Старуха Изергиль» Романтизм раннего творчества  М. Горького. Прием контраста в произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига.

И.А. Бунин (1 час)Слово о писателе.Рассказы: «Лапти», «Кукушка» Нравственный смысл произведения. Выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина. Роль детали в рассказах Бунина.  Художественное мастерство Бунина-прозаика.

А.И. Куприн (1 час) Слово о писателе.Рассказ «Куст сирени».Человек и общество как одна из «вечных» проблем литературы, ее отражение в рассказе. Своеобразие главного героя.  Гуманистический пафос произведения Куприна.

В.В. Маяковский (1 час)Слово о поэте.Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Представление поэта о сущности творчества. Особенности поэтичес языка Маяковского. Роль рифмы.

С.А.Есенин. Слово о поэте.Стихотворения  «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом» (2 час)

М.М.Пришвин. Рассказ «Москва-река» К.Г.Паустовский «Мещёрская сторона». (1 час)

А.ГринСлово о писателе.«Алые паруса» (2 час) Торжество мира романтической мечты в повести

Н.А. Заболоцкий (1 час) Слово о писателе.Стихотворения: «Гроза идет», «Не позволяй душе лениться…» Традиции русской философской поэзии в творчестве Заболоцкого. Мир природы и душа человека. Непосредственность человеческих чувств в стихотворениях Заболоцкого.

А.Т. Твардовский (1 час)Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…».Литература народов России.   М. Карим (1 час) Слово о писателе.Стихотворения из сборника «Европа – Азия». Поэма «Бессмертие»

Воспевание дружбы между народами, гуманистический пафос стихотворений, их афористичность, глубокий лиризм, отражение в них народной мудрости.Близость образа героя поэмы образу Василия Теркина из одноименной поэмы Твардовского.

Стихи и песни поэтов-участников Великой Отечественной войны (1 час)Н.Майоров, Б.Богатков, М.Джалиль, В.Лобода

Б.В.Васильев. Рассказ «Экспонат №…». (1ч)

В.М. Шукшин (1 час)Слово о писателе.Рассказы: «Срезал», «Микроскоп» Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности.

Поэты XX века о России(1 час)А.А.Ахматова,М.Цветаева,Я.В.Смеляков, А.И.Фатьянов, А.Я.Яшин .А.А.Вознесенский,А.Д.Дементьев.

Зарубежная литература - 8 часов

Литература европейского Возрождения

М. Сервантес (2 час)Слово о писателе.Роман «Дон Кихот» (фрагменты).

Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот и проблема выбора жизненного идеала. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как вечный образ.

У. Шекспир (1 час) Слово о писателе.Сонеты: № 66 («Зову я смерть.Мне видеть невтерпеж…»); № 130 («Ее глаза на звезды не похожи…»)

Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.

  Р.Бёрнс. (1 час) Стихотворения «Возвращение солдата», «Джон  Ячменное Зерно». Народные представления о добре и зле.

Р.Л.Стивенсон(1 час). Роман «Остров сокровищ». Находчивость и любознательность – наиболее привлекательные качества героя

МацуоБасё.  (1 час)Тонкий лиризм хокку.

А.де Сент-Экзюпери(2 час) Повесть «Планета людей». Мужество и честь в понимании писателя и его героев.

Календарно-тематическое планирование по литературе 7класс, 70 часов.

Тема урока

Коли-чество часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведе

ния

Примечание

1

Введение. Любите читать!

1

Чтение статьиучебника, ответы на вопросы, рассказы о прочитанном,  выразительное чтение

2.09

Из устного народного творчества – 4 часа.

2

Былины. Былинные герои  Святогор и Микула Селянинович. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

1

Ответы на вопросы, выразительное чтение былин, устное словесное рисование

7.09

3

Баллада А.К.Толстого «Илья Муромец»

Отличие баллады от первоисточника

1

Работа над цитатным пленом по ходу чтения, выразительное чтение

9.09

4

Внеклассное чтение.Героический эпос в мировой культуре. Карело-финский мифологический эпос «Калевала»

1

Ответы на вопросы, выразительное чтение баллады, сопоставление худ.произведений

14.09

5

Русские народные песни. Обрядовая поэзия

1

Прослушивание обрядовых песен, чтение статей учебника, ответы на вопросы, выразительнчтение

16.09

Из древнерусской литературы – 3 часа

6

«Повесть временных лет» - древнейшее сочинение по русской  истории. Летописная запись «…И вспомнил Олег коня своего»

1

Чтение статьи учебника, чтение летописной записи, установление ассоциативных связей с произведениями живописи (оформление памятников древнерусской литературы)

21.09

7

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Фольклорные мотивы

1

Ответы на вопросы, устное словесное рисование, чтение по ролям, комментирование худ.текста

23.09

8

Гимн любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

1

Анализ текста, ответы на вопросы,

худ.пересказ

28.09

Из русской литературы  XVIII века – 8 часов

9

Принципы классицизма. Своеобразие русского классицизма

1

Лекция, чтение статьи учебника, беседа

30.09

10

Ода М.В.Ломоносова «На день восшествия…»  - типичное произведение в духе классицизма

1

Чтение статьи учебника, чтение оды, выразительн чтение с учётом особенностей жанра оды

5.10

11

Учение М.В.Ломоносова о «Трёх штилях».

1

Работа со статьёй учебника, составление плана, ответы на вопросы

7.10

12

Гражданско - нравственная позиция     Г.Р. Державина. Стихотворение «Властителям и судиям»

1

Чтение статьи о поэте, рассказ о поэте на основе дополнительных источников, ответы на вопросы, комментирование художественного текста

12.10

13

Д.И.Фонвизин – сатирик. Знакомство с героями комедии «Недоросль»

1

Чтение и полноценное восприятие худ.произведения. сообщение о писателе, ответы на вопросы, инсценирование

14.10

14

Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Развенчание нравов Простаковых и Скотининых

1

Чтение по ролям, ответы на вопросы, комментирование

19.10

15

Образование и воспитание в комедии «Недоросль»

1

Сообщения, комментирование худ.текста, анализ текста пьесы,

21.10

16

Развитие речи. Сочинение-рассуждение на тему «Грустный смех Фонвизина»

1

Сообщения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы

26.10

Из русской литературы  XIX века – 29 часов

17

А.С.Пушкин. Слово о поэте.

Гражданские мотивы в дружеской лирике А.С.Пушкина. Стихотворение «К Чаадаеву»

1

Чтение статьи учебника, краткий пересказ истории создания стихотворения

28.10

18

 Стихотворение А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд…» - послание декабристам. Тема верности идеалам юности

1

Выразительное чтение стихотворений,

2.11

19

Художественная идея стихотворения А.С.Пушкина «Туча». Человек и природа

1

Чтение стихотворений и полноценное восприятие, слово о поэте

11.11

20

Тема судьбы и пророчества в балладе А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

1

Пересказ летописного отрывка, чтение «Песни…», анализ текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

16.11

21

Мастерство А.С.Пушкина в изображении Полтавской битвы в поэме «Полтава» Развитие речи. Сочинение  «Петр1 и Карл12 в поэме АС.Пушкина «Полтава»

1

Сообщения, чтение и полноценное восприятие худ.произведения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

18.11

22

Внеклассное чтение. «Повести Белкина» А.С.Пушкина

1

Самостоятельный поиск ответа на вопросы, письменныё рассуждения

23.11

23

Внеклассное чтение. Жанр фантастической новеллы в зарубежной литературе. Э.А.По. Новелла «Падение дома Ашеров»

1

Чтение наиболее запомнившихся фрагментов текста, развёрнутые ответы на вопросы

25.11

24

М.Ю.Лермонтов в жизни  и творчестве

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Родина»

1

Чтение стихотворений и полноценное восприятие, слово о поэте

30.11

25

Проблематика и  основные мотивы

«Песни про…купца Калашникова».  

1

Выборочное чтение (описание портретов), ответы на вопросы, кр пересказ «Жалобы Кирибеевича», выразит чтение поэмы, устн словесное рисование

2.12

26

Н.В.Гоголь в Петербурге.

О творческой истории повести «Шинель»

1

Чтен наиболее запомнившихся фрагментов текста, просмотр кинофрагмента, ответы на вопросы

7.12

27

Изображение чиновничества в жизни «маленького человека»

1

Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, пересказ, выразительное чтение

9.12

28

Основной конфликт повести Н.В.Гоголя «Шинель». Образ Акакия Акакиевича

1

Развёрнутые ответы на вопросы, сопоставление иллюстраций к повести Кукрыниксов и Кустодиева

14.12

29

И.С.Тургенев. Рассказ «Хорь и Калиныч»

Сложные социальные отношения в деревне

1

Чтение и восприятие худ.текста, ответы на вопросы, выразительное чтение, сообщение

16.12

30

Талант и чувство собственного достоинства в рассказе И.С.Тургенева «Певцы»

1

Осмысление сюжета, событий, характеров героев рассказа, худ.пересказ эпизода, ответы на вопросы

21.12

31

Рречи.Художественное богатство стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий»

1

Чтение и восприятие худ.текста, ответы на вопросы, выразительное чтение, сообщение

23.12

32

Внеклчт.Ф.И.Тютчев. Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева в стихотворениях «С поляны коршун поднялся…», «Тени сизые смесились…»

1

Чтение стихотворений, устное рисование, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

11.01

33

Своеобразие поэтической музы Н.А.Некрасова. Стихотворения «Вчерашний день, в часу шестом…», «Размышления у парадного подъезда»

1

Выразительное чтение, устное словесное рисование с цитированием

13.01

34

Любовь и преданность в поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины»

1

Выразительное чтение, ответы на вопросы, инсценирование поэмы

18.01

35

М.Е.Салтыков-Щедрин. Проблематика сказок:  «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»

1

Чтение статьи в учебнике, чтение сказки, определение теоретических понятий (гипербола, гротеск, аллегория, фантастика)

20.01

36

Развитие речи. Исследовательская работа «Признаки сказки  в «Повести…»

1

Самостоятельный поиск ответа на вопросы

25.01

37

 Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек  и война, жизнь и смерть.

1

Чтение и восприятие худ.текста, ответы на вопросы, выразительное чтение, сообщение

27.01

38

ВнеклчтВ.М.Гаршин. Обыденность и героизм. Символический образ в рассказе «Красный цветок»

1

Осмысление сюжета, событий, характеров героев рассказа, худ.пересказ эпизода, ответы на вопросы

1.02

39

Н.С.Лесков. Особенность проблематики и центральная идея повести «Левша»

1

Чтение и восприятие худ.текста, ответы на вопросы, выразительное чтение, сообщение

3.02

40

Судьба Левши. Образный мир произведения

1

Комментирование худ.произведения, анализ языка произведения

8.02

41

Внекл.чтение.А.А.Фет.  «Культ мгновения» в лирике поэта. Анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу»

1

Выразительное чтение, устное словесное рисование с цитированием

10.02

42

А.П.Чехов. Рассказы «Хамелеон», «Смерть чиновника».  Разоблачение чинопочитания, самоуничижения

1

Чтение стихотворений, устное рисование, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

15.02

43

Внеклассное чтение

Смех и слёзы в «маленьких рассказах» А.П.Чехова

1

Чтение и восприятие текста рассказа, ответы на вопросы, выразит чтение по ролям, анализ текста

17.02

44

Произведения русских поэтов XIX века о

России(Н.Языков, И.Никитин, А.Майков).

1

Чтение по ролям, словарная работа, самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, защита обложки к любимому рассказу

22.02

Из русской литературы XX века - 18 часов

45

М.Горький. Повесть «Детство».  Становление характера мальчика

1

Осмысление сюжета, событий, характеров героев рассказа, худ.пересказ эпизода, ответы на вопросы

24.02

46

М.Горький. «Старуха Изергиль»: легенда о Данко

1

Чтение легенды, ответы на вопросы,  устное словесное рисование, анализ текста

1.03

47

И.А.Бунин. Основные проблемы рассказа «Кукушка»: доброта, милосердие, справедливость, смирение

1

Чтение статьи о писателе, выборочное чтение, наблюдение над психологическим состоянием героя, комментированное чтение глав рассказа

3.03

48

А.И.Куприн. Рассказ «Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка в понимании автора и его героя

1

Рассказ о писателе, ответы на вопросы, худ.пересказ фрагмента, чтение по ролям, анализ рассказа

8.03

49

В.В.Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение…». Поэт  и общество, поэт и поэзия

1

Чтение статьи о поэте, чтение стихотворения, устн словес рисование сюжетной картины стихотв (как выглядят Поэт и Солнце во время чаепития?)

10.03

50

Тематика лирических стихотворений С.А.Есенина «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом»

1

Прослушивание стихотворений в исполнении актёра, ответы на вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями музыки

17.03

51

Эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях С.А.Есенина

1

Чтение и восприятие худ.текста, ответы на вопросы, выразительное чтение, сообщение

22.03

52

Родина, человек и природа в рассказах М.М.Пришвина «Москва-река»  и К.Г.Паустовского «Мещёрская сторона».

1

Полноценное восприятие текста рассказа, ответы на вопросы репродуктивного характера, комментированное чтение

31.03

53

Торжество мира романтической мечты в повести А.Грина «Алые паруса».

1

Чтение и восприятие худ.текста, ответы на вопросы, выразительное чтение, сообщение

Рассказ о писателе, ответы на вопросы,

худ.пересказ фрагмента, самостоятельный  поиск ответов на проблемные вопросы

5.04

54

Нравственный максимализм и душевная чистота главных героев повести «Алые паруса».

1

55

Н.А.Заболоцкий. Стихотворение «Не позволяй душе лениться…». Духовный труд – основное достоинство человека

1

Слово о поэте, выразительное чтение наизусть, анализ стихотворений

7.04

56

А.Т.Твардовский. Стихотворения «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». Основные мотивы военной лирики Твардовского

1

Чтение стихотворений и полноценное восприятие, слово о поэте

12.04

57

А.Т.Твардовский. Главы из поэмы «Василий Тёркин»

1

Выразительное чтение глав поэмы, комментирование худ.текста, чтение статьи учебника и обсуждение

14.04

58

Внеклассное чтение. М.Карим. Воспевание дружбы между народами в поэме «Бессмертие»

1

Чтение стихотворений и полноценное восприятие, слово о поэте

19.04

59

Час поэзии «Стихи и песни поэтов-участников Великой Отечественной войны»

1

Выразительное чтение стихотворений, установление ассоциативных связей с музыкальными произведениями

21.04

60

Б.В.Васильев. Рассказ «Экспонат №…».

Проблема истинного и ложного

1

Ответы на вопросы, пересказ рассказа, сообщение о писателе, устный психологический портрет матери солдата, комментирование худ.текста

26.04

61

«Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М.Шукшина. Рассказ «Микроскоп»

1

Полноценное восприятие текста рассказа, ответы на вопросы репродуктивного характера, комментированное чтение

28.04

62

Развитие речи. Анализ стихотворения поэта XX века о России А.А.Ахматова М.Цветаева Я.В.Смеляков А.И.Фатьянов, А.Я.Яшин  " А.А.Вознесенский А.Д.Дементьев

1

Написание сочинения

3.05

Из зарубежной литературы - 8 часов

63

«Вечные» темы  (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира

1

Чтение сонетов, ответы на вопросы, комментирование худ.текста

5.05

64

Р.Бёрнс. Стихотворения «Возвращение

солдата», «Джон  Ячменное Зерно». Народные представления о добре и зле.

1

Чтение и восприятие худ.текста, ответы на вопросы, выразительное чтение, сообщение

10.05

65

Р.Л.Стивенсон. Роман «Остров сокровищ». Находчивость и любознательность – наиболее привлекательные качества героя.

1

Осмысление сюжета, событий, характеров героев романа, худ.пересказ эпизода, ответы на вопросы

12.05

66

МацуоБасё.  Тонкий лиризм хокку

1

Чтение и полноценное восприятие стихотворений

17.05

67

А.де Сент-Экзюпери Повесть «Планета людей». Мужество и честь в понимании писателя и его героев.

1

Полноценное восприятие текста рассказа, ответы на вопросы репродуктивного характера, комментированное чтение

19.05

68

М.Сервантес. Роман «Дон Кихот»

1

Рассказ о героях сказки, самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы,

Чтение стихотворений и полноценное восприятие, слово о поэте

24.05

69

Дон Кихот и проблема выбора жизненного идеала

1

70

Презентация  книг для летнего чтения

1

Беседа

26.05

Список литературы

1.Сборник нормативных документов. Литература/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- М.:Дрофа, 2007.

2.Литература 7 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений: В 2ч .\Авт.-сост. Г.С.Меркин.- 6-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

3. Фонохрестоматия к учебнику

4. Словарь литературоведческих терминов и другая справочно-энциклопедическая литература

5. Тематическое планирование к учебнику В.И.Сахарова и С.И.Зинина с учётом национально-регионального компонента. – М.: ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2008

6. Литература. Большой справочник. /Сост. В.Ф.Чертов.- М.: Дрофа, 2004

7. Соловьёва Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 7 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин)М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС». 2011

8. Энциклопедия Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики 19 века  \глав.ред. М.Д.Аксёнова.- М.: Аванта+, 2002

9. Журнал «Литература в школе» (подборка по определённым темам)

10. Аристова М.А. Анализ произведений русской литературы.-М.:»Экзамен»,2011.

11. Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005

12.Журнал «Первое сентября. Литература»(подборка по определённым темам)

Печатные пособия

Портреты писателей (русских и зарубежных)

Таблицы по литературе по основным разделам курса литературы

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по основным разделам курса литературы

Аудиозаписи и фонохрестоматии по литературе

Материалы на CD-дисках

Информационно-коммуникативные средства

Уроки литературы Кирилла и Мефодия

Банк презентаций

Интернет



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику Меркина

Рабочая программа составлена в соответствии с образовательными стандартами и программой...

Рабочая программа по литературе. 5 класс (по учебнику Меркина)

Рабочая программа разработана по учебному комплексу под редакцией Меркина из расчета 2 часа в неделю. В программе дана пояснительная записка, краткое содержание курса, календарно-тематическое планиров...

Рабочая программа по литературе 5 класс по учебнику Г.Меркина

Рабочая программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования...

Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику Г.Меркина

Рабочая программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования...

Рабочая программа по литературе 6 класс по учебнику Меркина Г.С.

Данная рабочая программа составлена методически верно. Учебно-тематический план полностью соответствует программе по литературе Г.С.Меркина....

Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику Меркина Г.С.

Данная рабочая программа разработана методически верно и полностью соответствует программе по литературе Г.С.Меркина....

Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С. Меркина

Рабочая программа на 102 часа 5 классс ФГОС с УУД...