рабочая программа по литературе для 7 класса по учебнику Г.С.Меркина
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему
В рабочую программу по литературе для 7 класса входит паспорт, пояснительная записка, требования к уровню подготовки, основное содержание курса и календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературе 7 класс | 60.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено и принято» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ
_________/Садриева Н.Т. __________/Винокурова С.П. «СОШ №2 п.г.т.Актюбинский
Протокол №1 «_» августа 2013г. ________/Галимова Л.Н.
от «__» августа 2013г. Приказ № _
от «__» августа 2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 7А, Б КЛАССОВ
Садриевой Наили Тимуровны,
учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №2 п.г.т.Актюбинский» Азнакаевского муниципального района РТ
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №1
от «__» августа2013 года
2013 – 2014 учебный год
Паспорт рабочей программы
Учебный предмет литература
Количество часов в неделю по учебному плану 2 часа
Всего количество часов в году по плану 70 часов
Класс (параллель классов) 7А,Б
Учитель Садриева Наиля Тимуровна
Программа по курсу «Литература»
утверждена на Педагогическом совете (протокол № 1 от «20» августа 2013г.)
Количество уроков по внеклассному чтению - 8ч.
Количество обязательных уроков по развитию речи – 5ч.
Учебное пособие для учащихся (№1505 в ФП) Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч./Автор-составительГ.С.Меркин.-6-е изд., испр. и доп.-М.: ООО «ТИД «Русское слово =РС», 2008
(Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 5-11кл. общеобразовательной школы под редакцией Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева (4-е издание, М. ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы: титульный лист, паспорт рабочей программы, пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников, календарно-тематическое планирование, КИМы, список литературы, контроль за выполнением программы.
Преподавание курса строится по хронологическому принципу.Разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.
На этапе обучения в 7 классе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания.
В 7 классе необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Цели. Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Место литературы в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В VII классах выделяется 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю согласно Федеральному и региональному компоненту Базисного учебного плана для 5-9 классов МБОУ «СОШ №2 пгт. Актюбинский» Азнакаевского муниципального района РТ. Из них 5 уроков развития речи (4 аудиторных сочинения), 8 уроков внеклассного чтения. Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов;
- итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.
Методы и приёмы обучения:-обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос; фронтальный опрос; выборочная проверка; взаимопроверка; самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
-виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана); составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ); наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя; изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; сочинения.
Формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Технологии, методики: уровневая дифференциация; проблемное обучение; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса по литературе
Учащиеся в начале года должны
знать\ понимать:
- авторов и содержание изученных в 5-6 классах произведений;
- основные теоретические понятия, предусмотренные программой.
уметь:
- выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;
- сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
- определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);
- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, журналы, автобиографии и т.п.;
К концу 7 класса учащиеся должны
знать\ понимать:
- авторов и содержание изученных произведений;
-основные теоретико-литературные понятия, изучаемы в 7 классе: жанры фольклора, предания, былины, пословицы, поговорки; летопись, роды литературы, эпос, повесть, литературный герой; понятие о теме и идее произведения; герой-повествователь; портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение; ода, баллада, стихотворения в прозе; лирический герой; поэма; трёхсложные размеры стиха; тоническое стихосложение; гипербола, гротеск, сатира и юмор; публицистика; мемуары, литературные традиции.
уметь:
- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приёмов выражения авторской позиции в произведениях;
- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции.
Основное содержание
по предмету литература
для 7А,Б классов на 2013-2014 учебный год
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час)
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (3 часа)
Из устного народного творчества. Былины. Баллада. Русские народные песни. Обрядовая поэзия. Выражение в фольклоре национальных черт характера. Народное представление о героическом.
ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС в мировой культуре. (1 час)
Карело-финский мифологический эпос «Калевала»(фрагменты) Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 ЧАСА)
Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер древнерусской литературы.«Повесть временных лет». «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (8 ЧАС)
Классицизм и сентиментализм в русской литературе. Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей XVIII века. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, освоение темы “человек и природа”.ОдаМ.В.Ломоносова «На день восшествия…» Г.Р. Державин Стихотворение «Властителям и судиям» (4 ч)
Д.И. Фонвизин (4 ч)Жизнь и творчество (обзор).Комедия «Недоросль».Сатирическая направленность комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (28 ЧАС)
Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Образ «маленького» человека. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.
А.С. Пушкин (6 час) Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Туча», «Во глубине сибирских руд», «К Чаадаеву». Баллада «Песнь о вещем Олеге». Поэма «Полтава».Поэтическая интерпретация эпизода из «Повести временных лет». Тема судьбы и пророчества в «Песни…». Нравственная проблематика произведения. Тема природы в лирике Пушкина. Высокое звучание темы любви и дружбы в лирике Пушкина.
«Повести Белкина». «Станционный смотритель».Образ Самсона Вырина и тема "маленького человека". Образ повествователя. Выразительность и лаконизм пушкинской прозы.Повесть «Барышня-крестьянка»Сюжет и герои повести. Переосмысление Пушкиным проблематики шекспировской трагедии. Преодоление преград на пути к счастью.
Жанр фантастической новеллы в зарубежной литературе
Э.А. По (1 час)Слово о писателе.Новелла «Падение дома Ашеров».Романтический пейзаж как средство воздействия на читателя. Образ главного героя. Фантастические события и реальное их объяснение.
М.Ю. Лермонтов (2 час)Жизнь и творчество (обзор).Стихотворение «Родина».
Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в "Песне…". Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Особенности языка поэмы, ее связь с устным народным творчеством.
Н.В. Гоголь (3 час).Слово о писателе.Повесть «Шинель».«Шинель» как одна из «петербургских повестей». Тема города и “маленького человека”. Мечта и действительность. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Роль детали в прозе Гоголя.
И.С. Тургенев (3 час)Слово о писателе.Рассказы: «Хорь и Калиныч», «Певцы»(из цикла «Записки охотника»).
Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа.«Стихотворения в прозе»: «Нищий»Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие их тематики. Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, о величии, красоте и образности русской речи. Музыкальность прозы Тургенева.
Ф.И. Тютчев (1 час) Слово о поэте.Стихотворение «С поляны коршун поднялся…», «Тени сизые смесились…».
Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева. Размышления поэта о тайнах мироздания, взаимоотношениях человека и природы. Тема могущества и бессилия человека. Трагическое звучание темы любви.
Н.А. Некрасов (2 час)Слово о поэте.Стихотворения «Вчерашний день, в часу шестом…», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины». Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Повествовательное начало в лирике Некрасова.
М.Е. Салтыков-Щедрин (2 час) Слово о писателе. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь», «Дикий помещик».Особенности сюжетов и проблематики "сказок для детей изрядного возраста". Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Образ народа в сказках. Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках.
В.М. Гаршин (1 час)Слово о писателе.Рассказ «Красный цветок».Обыденность и героизм в художественном мире Гаршина. Тема страстного сопротивления злу. Символический образ Красного цветка.
Н.С.Лесков. Рассказ «Левша» (2ч).Русский характер: талант и трудолюбие как отличительная черта русского народа. Проблема народа и власти.
Л.Н. Толстой (1 час)Слово о писателе.Рассказ «Севастополь в декабре месяце»
А.А. Фет (1 час)Слово о поэте.Стихотворение «Я тебе ничего не скажу…» "Культ мгновения" в лирике Фета. Радость слияния человеческой души с миром природы.
А.П. Чехов (2 час)Слово о писателе.Рассказы «Хамелеон». «Смерть чиновника».
Особенности авторской позиции в рассказе. Роль художественной детали, ее связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему. Сатирический пафос произведения.
Произведения русских поэтов XIX века о России (1ч) Н.Языков, И.Никитин, А.Майков. Тема России.
ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (18час)
Обращение писателей ХХ века к художественному опыту своих предшественников. Исторические события, их восприятие современниками. Своеобразие русской поэзии ХХ века. Художественные искания русских писателей ХХ века. Человек и история в литературе ХХ века: проблема выбора пути.Русская литература советского времени. Проблема героя. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах (революции, гражданская война, Великая Отечественная война).
М. Горький (2 час) Слово о писателе.Повесть «Детство» Традиции Л.Н. Толстого, их переосмысление Горьким. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.
«Старуха Изергиль» Романтизм раннего творчества М. Горького. Прием контраста в произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига.
И.А. Бунин (1 час)Слово о писателе.Рассказы: «Лапти», «Кукушка» Нравственный смысл произведения. Выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина. Роль детали в рассказах Бунина. Художественное мастерство Бунина-прозаика.
А.И. Куприн (1 час) Слово о писателе.Рассказ «Куст сирени».Человек и общество как одна из «вечных» проблем литературы, ее отражение в рассказе. Своеобразие главного героя. Гуманистический пафос произведения Куприна.
В.В. Маяковский (1 час)Слово о поэте.Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Представление поэта о сущности творчества. Особенности поэтичес языка Маяковского. Роль рифмы.
С.А.Есенин. Слово о поэте.Стихотворения «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом» (2 час)
М.М.Пришвин. Рассказ «Москва-река» К.Г.Паустовский «Мещёрская сторона». (1 час)
А.ГринСлово о писателе.«Алые паруса» (2 час) Торжество мира романтической мечты в повести
Н.А. Заболоцкий (1 час) Слово о писателе.Стихотворения: «Гроза идет», «Не позволяй душе лениться…» Традиции русской философской поэзии в творчестве Заболоцкого. Мир природы и душа человека. Непосредственность человеческих чувств в стихотворениях Заболоцкого.
А.Т. Твардовский (1 час)Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…».Литература народов России. М. Карим (1 час) Слово о писателе.Стихотворения из сборника «Европа – Азия». Поэма «Бессмертие»
Воспевание дружбы между народами, гуманистический пафос стихотворений, их афористичность, глубокий лиризм, отражение в них народной мудрости.Близость образа героя поэмы образу Василия Теркина из одноименной поэмы Твардовского.
Стихи и песни поэтов-участников Великой Отечественной войны (1 час)Н.Майоров, Б.Богатков, М.Джалиль, В.Лобода
Б.В.Васильев. Рассказ «Экспонат №…». (1ч)
В.М. Шукшин (1 час)Слово о писателе.Рассказы: «Срезал», «Микроскоп» Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности.
Поэты XX века о России(1 час)А.А.Ахматова,М.Цветаева,Я.В.Смеляков, А.И.Фатьянов, А.Я.Яшин .А.А.Вознесенский,А.Д.Дементьев.
Зарубежная литература - 8 часов
Литература европейского Возрождения
М. Сервантес (2 час)Слово о писателе.Роман «Дон Кихот» (фрагменты).
Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот и проблема выбора жизненного идеала. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как вечный образ.
У. Шекспир (1 час) Слово о писателе.Сонеты: № 66 («Зову я смерть.Мне видеть невтерпеж…»); № 130 («Ее глаза на звезды не похожи…»)
Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.
Р.Бёрнс. (1 час) Стихотворения «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно». Народные представления о добре и зле.
Р.Л.Стивенсон(1 час). Роман «Остров сокровищ». Находчивость и любознательность – наиболее привлекательные качества героя
МацуоБасё. (1 час)Тонкий лиризм хокку.
А.де Сент-Экзюпери(2 час) Повесть «Планета людей». Мужество и честь в понимании писателя и его героев.
Календарно-тематическое планирование по литературе 7класс, 70 часов.
№ | Тема урока | Коли-чество часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведе ния | Примечание | |||
1 | Введение. Любите читать! | 1 | Чтение статьиучебника, ответы на вопросы, рассказы о прочитанном, выразительное чтение | 2.09 | ||||
Из устного народного творчества – 4 часа. | ||||||||
2 | Былины. Былинные герои Святогор и Микула Селянинович. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». | 1 | Ответы на вопросы, выразительное чтение былин, устное словесное рисование | 7.09 | ||||
3 | Баллада А.К.Толстого «Илья Муромец» Отличие баллады от первоисточника | 1 | Работа над цитатным пленом по ходу чтения, выразительное чтение | 9.09 | ||||
4 | Внеклассное чтение.Героический эпос в мировой культуре. Карело-финский мифологический эпос «Калевала» | 1 | Ответы на вопросы, выразительное чтение баллады, сопоставление худ.произведений | 14.09 | ||||
5 | Русские народные песни. Обрядовая поэзия | 1 | Прослушивание обрядовых песен, чтение статей учебника, ответы на вопросы, выразительнчтение | 16.09 | ||||
Из древнерусской литературы – 3 часа | ||||||||
6 | «Повесть временных лет» - древнейшее сочинение по русской истории. Летописная запись «…И вспомнил Олег коня своего» | 1 | Чтение статьи учебника, чтение летописной записи, установление ассоциативных связей с произведениями живописи (оформление памятников древнерусской литературы) | 21.09 | ||||
7 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Фольклорные мотивы | 1 | Ответы на вопросы, устное словесное рисование, чтение по ролям, комментирование худ.текста | 23.09 | ||||
8 | Гимн любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских» | 1 | Анализ текста, ответы на вопросы, худ.пересказ | 28.09 | ||||
Из русской литературы XVIII века – 8 часов | ||||||||
9 | Принципы классицизма. Своеобразие русского классицизма | 1 | Лекция, чтение статьи учебника, беседа | 30.09 | ||||
10 | Ода М.В.Ломоносова «На день восшествия…» - типичное произведение в духе классицизма | 1 | Чтение статьи учебника, чтение оды, выразительн чтение с учётом особенностей жанра оды | 5.10 | ||||
11 | Учение М.В.Ломоносова о «Трёх штилях». | 1 | Работа со статьёй учебника, составление плана, ответы на вопросы | 7.10 | ||||
12 | Гражданско - нравственная позиция Г.Р. Державина. Стихотворение «Властителям и судиям» | 1 | Чтение статьи о поэте, рассказ о поэте на основе дополнительных источников, ответы на вопросы, комментирование художественного текста | 12.10 | ||||
13 | Д.И.Фонвизин – сатирик. Знакомство с героями комедии «Недоросль» | 1 | Чтение и полноценное восприятие худ.произведения. сообщение о писателе, ответы на вопросы, инсценирование | 14.10 | ||||
14 | Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Развенчание нравов Простаковых и Скотининых | 1 | Чтение по ролям, ответы на вопросы, комментирование | 19.10 | ||||
15 | Образование и воспитание в комедии «Недоросль» | 1 | Сообщения, комментирование худ.текста, анализ текста пьесы, | 21.10 | ||||
16 | Развитие речи. Сочинение-рассуждение на тему «Грустный смех Фонвизина» | 1 | Сообщения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы | 26.10 | ||||
Из русской литературы XIX века – 29 часов | ||||||||
17 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Гражданские мотивы в дружеской лирике А.С.Пушкина. Стихотворение «К Чаадаеву» | 1 | Чтение статьи учебника, краткий пересказ истории создания стихотворения | 28.10 | ||||
18 | Стихотворение А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд…» - послание декабристам. Тема верности идеалам юности | 1 | Выразительное чтение стихотворений, | 2.11 | ||||
19 | Художественная идея стихотворения А.С.Пушкина «Туча». Человек и природа | 1 | Чтение стихотворений и полноценное восприятие, слово о поэте | 11.11 | ||||
20 | Тема судьбы и пророчества в балладе А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | 1 | Пересказ летописного отрывка, чтение «Песни…», анализ текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи | 16.11 | ||||
21 | Мастерство А.С.Пушкина в изображении Полтавской битвы в поэме «Полтава» Развитие речи. Сочинение «Петр1 и Карл12 в поэме АС.Пушкина «Полтава» | 1 | Сообщения, чтение и полноценное восприятие худ.произведения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи | 18.11 | ||||
22 | Внеклассное чтение. «Повести Белкина» А.С.Пушкина | 1 | Самостоятельный поиск ответа на вопросы, письменныё рассуждения | 23.11 | ||||
23 | Внеклассное чтение. Жанр фантастической новеллы в зарубежной литературе. Э.А.По. Новелла «Падение дома Ашеров» | 1 | Чтение наиболее запомнившихся фрагментов текста, развёрнутые ответы на вопросы | 25.11 | ||||
24 | М.Ю.Лермонтов в жизни и творчестве Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Родина» | 1 | Чтение стихотворений и полноценное восприятие, слово о поэте | 30.11 | ||||
25 | Проблематика и основные мотивы «Песни про…купца Калашникова». | 1 | Выборочное чтение (описание портретов), ответы на вопросы, кр пересказ «Жалобы Кирибеевича», выразит чтение поэмы, устн словесное рисование | 2.12 | ||||
26 | Н.В.Гоголь в Петербурге. О творческой истории повести «Шинель» | 1 | Чтен наиболее запомнившихся фрагментов текста, просмотр кинофрагмента, ответы на вопросы | 7.12 | ||||
27 | Изображение чиновничества в жизни «маленького человека» | 1 | Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, пересказ, выразительное чтение | 9.12 | ||||
28 | Основной конфликт повести Н.В.Гоголя «Шинель». Образ Акакия Акакиевича | 1 | Развёрнутые ответы на вопросы, сопоставление иллюстраций к повести Кукрыниксов и Кустодиева | 14.12 | ||||
29 | И.С.Тургенев. Рассказ «Хорь и Калиныч» Сложные социальные отношения в деревне | 1 | Чтение и восприятие худ.текста, ответы на вопросы, выразительное чтение, сообщение | 16.12 | ||||
30 | Талант и чувство собственного достоинства в рассказе И.С.Тургенева «Певцы» | 1 | Осмысление сюжета, событий, характеров героев рассказа, худ.пересказ эпизода, ответы на вопросы | 21.12 | ||||
31 | Рречи.Художественное богатство стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий» | 1 | Чтение и восприятие худ.текста, ответы на вопросы, выразительное чтение, сообщение | 23.12 | ||||
32 | Внеклчт.Ф.И.Тютчев. Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева в стихотворениях «С поляны коршун поднялся…», «Тени сизые смесились…» | 1 | Чтение стихотворений, устное рисование, установление ассоциативных связей с произведениями живописи | 11.01 | ||||
33 | Своеобразие поэтической музы Н.А.Некрасова. Стихотворения «Вчерашний день, в часу шестом…», «Размышления у парадного подъезда» | 1 | Выразительное чтение, устное словесное рисование с цитированием | 13.01 | ||||
34 | Любовь и преданность в поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины» | 1 | Выразительное чтение, ответы на вопросы, инсценирование поэмы | 18.01 | ||||
35 | М.Е.Салтыков-Щедрин. Проблематика сказок: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» | 1 | Чтение статьи в учебнике, чтение сказки, определение теоретических понятий (гипербола, гротеск, аллегория, фантастика) | 20.01 | ||||
36 | Развитие речи. Исследовательская работа «Признаки сказки в «Повести…» | 1 | Самостоятельный поиск ответа на вопросы | 25.01 | ||||
37 | Л.Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть. | 1 | Чтение и восприятие худ.текста, ответы на вопросы, выразительное чтение, сообщение | 27.01 | ||||
38 | ВнеклчтВ.М.Гаршин. Обыденность и героизм. Символический образ в рассказе «Красный цветок» | 1 | Осмысление сюжета, событий, характеров героев рассказа, худ.пересказ эпизода, ответы на вопросы | 1.02 | ||||
39 | Н.С.Лесков. Особенность проблематики и центральная идея повести «Левша» | 1 | Чтение и восприятие худ.текста, ответы на вопросы, выразительное чтение, сообщение | 3.02 | ||||
40 | Судьба Левши. Образный мир произведения | 1 | Комментирование худ.произведения, анализ языка произведения | 8.02 | ||||
41 | Внекл.чтение.А.А.Фет. «Культ мгновения» в лирике поэта. Анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу» | 1 | Выразительное чтение, устное словесное рисование с цитированием | 10.02 | ||||
42 | А.П.Чехов. Рассказы «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение чинопочитания, самоуничижения | 1 | Чтение стихотворений, устное рисование, установление ассоциативных связей с произведениями живописи | 15.02 | ||||
43 | Внеклассное чтение Смех и слёзы в «маленьких рассказах» А.П.Чехова | 1 | Чтение и восприятие текста рассказа, ответы на вопросы, выразит чтение по ролям, анализ текста | 17.02 | ||||
44 | Произведения русских поэтов XIX века о России(Н.Языков, И.Никитин, А.Майков). | 1 | Чтение по ролям, словарная работа, самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, защита обложки к любимому рассказу | 22.02 | ||||
Из русской литературы XX века - 18 часов | ||||||||
45 | М.Горький. Повесть «Детство». Становление характера мальчика | 1 | Осмысление сюжета, событий, характеров героев рассказа, худ.пересказ эпизода, ответы на вопросы | 24.02 | ||||
46 | М.Горький. «Старуха Изергиль»: легенда о Данко | 1 | Чтение легенды, ответы на вопросы, устное словесное рисование, анализ текста | 1.03 | ||||
47 | И.А.Бунин. Основные проблемы рассказа «Кукушка»: доброта, милосердие, справедливость, смирение | 1 | Чтение статьи о писателе, выборочное чтение, наблюдение над психологическим состоянием героя, комментированное чтение глав рассказа | 3.03 | ||||
48 | А.И.Куприн. Рассказ «Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка в понимании автора и его героя | 1 | Рассказ о писателе, ответы на вопросы, худ.пересказ фрагмента, чтение по ролям, анализ рассказа | 8.03 | ||||
49 | В.В.Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение…». Поэт и общество, поэт и поэзия | 1 | Чтение статьи о поэте, чтение стихотворения, устн словес рисование сюжетной картины стихотв (как выглядят Поэт и Солнце во время чаепития?) | 10.03 | ||||
50 | Тематика лирических стихотворений С.А.Есенина «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом» | 1 | Прослушивание стихотворений в исполнении актёра, ответы на вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями музыки | 17.03 | ||||
51 | Эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях С.А.Есенина | 1 | Чтение и восприятие худ.текста, ответы на вопросы, выразительное чтение, сообщение | 22.03 | ||||
52 | Родина, человек и природа в рассказах М.М.Пришвина «Москва-река» и К.Г.Паустовского «Мещёрская сторона». | 1 | Полноценное восприятие текста рассказа, ответы на вопросы репродуктивного характера, комментированное чтение | 31.03 | ||||
53 | Торжество мира романтической мечты в повести А.Грина «Алые паруса». | 1 | Чтение и восприятие худ.текста, ответы на вопросы, выразительное чтение, сообщение Рассказ о писателе, ответы на вопросы, худ.пересказ фрагмента, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы | 5.04 | ||||
54 | Нравственный максимализм и душевная чистота главных героев повести «Алые паруса». | 1 | ||||||
55 | Н.А.Заболоцкий. Стихотворение «Не позволяй душе лениться…». Духовный труд – основное достоинство человека | 1 | Слово о поэте, выразительное чтение наизусть, анализ стихотворений | 7.04 | ||||
56 | А.Т.Твардовский. Стихотворения «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». Основные мотивы военной лирики Твардовского | 1 | Чтение стихотворений и полноценное восприятие, слово о поэте | 12.04 | ||||
57 | А.Т.Твардовский. Главы из поэмы «Василий Тёркин» | 1 | Выразительное чтение глав поэмы, комментирование худ.текста, чтение статьи учебника и обсуждение | 14.04 | ||||
58 | Внеклассное чтение. М.Карим. Воспевание дружбы между народами в поэме «Бессмертие» | 1 | Чтение стихотворений и полноценное восприятие, слово о поэте | 19.04 | ||||
59 | Час поэзии «Стихи и песни поэтов-участников Великой Отечественной войны» | 1 | Выразительное чтение стихотворений, установление ассоциативных связей с музыкальными произведениями | 21.04 | ||||
60 | Б.В.Васильев. Рассказ «Экспонат №…». Проблема истинного и ложного | 1 | Ответы на вопросы, пересказ рассказа, сообщение о писателе, устный психологический портрет матери солдата, комментирование худ.текста | 26.04 | ||||
61 | «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М.Шукшина. Рассказ «Микроскоп» | 1 | Полноценное восприятие текста рассказа, ответы на вопросы репродуктивного характера, комментированное чтение | 28.04 | ||||
62 | Развитие речи. Анализ стихотворения поэта XX века о России А.А.Ахматова М.Цветаева Я.В.Смеляков А.И.Фатьянов, А.Я.Яшин " А.А.Вознесенский А.Д.Дементьев | 1 | Написание сочинения | 3.05 | ||||
Из зарубежной литературы - 8 часов | ||||||||
63 | «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира | 1 | Чтение сонетов, ответы на вопросы, комментирование худ.текста | 5.05 | ||||
64 | Р.Бёрнс. Стихотворения «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно». Народные представления о добре и зле. | 1 | Чтение и восприятие худ.текста, ответы на вопросы, выразительное чтение, сообщение | 10.05 | ||||
65 | Р.Л.Стивенсон. Роман «Остров сокровищ». Находчивость и любознательность – наиболее привлекательные качества героя. | 1 | Осмысление сюжета, событий, характеров героев романа, худ.пересказ эпизода, ответы на вопросы | 12.05 | ||||
66 | МацуоБасё. Тонкий лиризм хокку | 1 | Чтение и полноценное восприятие стихотворений | 17.05 | ||||
67 | А.де Сент-Экзюпери Повесть «Планета людей». Мужество и честь в понимании писателя и его героев. | 1 | Полноценное восприятие текста рассказа, ответы на вопросы репродуктивного характера, комментированное чтение | 19.05 | ||||
68 | М.Сервантес. Роман «Дон Кихот» | 1 | Рассказ о героях сказки, самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, Чтение стихотворений и полноценное восприятие, слово о поэте | 24.05 | ||||
69 | Дон Кихот и проблема выбора жизненного идеала | 1 | ||||||
70 | Презентация книг для летнего чтения | 1 | Беседа | 26.05 |
Список литературы
1.Сборник нормативных документов. Литература/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- М.:Дрофа, 2007.
2.Литература 7 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений: В 2ч .\Авт.-сост. Г.С.Меркин.- 6-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
3. Фонохрестоматия к учебнику
4. Словарь литературоведческих терминов и другая справочно-энциклопедическая литература
5. Тематическое планирование к учебнику В.И.Сахарова и С.И.Зинина с учётом национально-регионального компонента. – М.: ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2008
6. Литература. Большой справочник. /Сост. В.Ф.Чертов.- М.: Дрофа, 2004
7. Соловьёва Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 7 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин)М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС». 2011
8. Энциклопедия Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики 19 века \глав.ред. М.Д.Аксёнова.- М.: Аванта+, 2002
9. Журнал «Литература в школе» (подборка по определённым темам)
10. Аристова М.А. Анализ произведений русской литературы.-М.:»Экзамен»,2011.
11. Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005
12.Журнал «Первое сентября. Литература»(подборка по определённым темам)
Печатные пособия
Портреты писателей (русских и зарубежных)
Таблицы по литературе по основным разделам курса литературы
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по основным разделам курса литературы
Аудиозаписи и фонохрестоматии по литературе
Материалы на CD-дисках
Информационно-коммуникативные средства
Уроки литературы Кирилла и Мефодия
Банк презентаций
Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику Меркина
Рабочая программа составлена в соответствии с образовательными стандартами и программой...
Рабочая программа по литературе. 5 класс (по учебнику Меркина)
Рабочая программа разработана по учебному комплексу под редакцией Меркина из расчета 2 часа в неделю. В программе дана пояснительная записка, краткое содержание курса, календарно-тематическое планиров...
Рабочая программа по литературе 5 класс по учебнику Г.Меркина
Рабочая программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования...
Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику Г.Меркина
Рабочая программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования...
Рабочая программа по литературе 6 класс по учебнику Меркина Г.С.
Данная рабочая программа составлена методически верно. Учебно-тематический план полностью соответствует программе по литературе Г.С.Меркина....
Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику Меркина Г.С.
Данная рабочая программа разработана методически верно и полностью соответствует программе по литературе Г.С.Меркина....
Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С. Меркина
Рабочая программа на 102 часа 5 классс ФГОС с УУД...