Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику Г.Меркина
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Рабочая программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_literatura_7.doc | 280.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных
предметов» г. Рубцовска Алтайского края.
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор школы зам.директора по УР на заседании Методсовета
протокол №
« » 20 г. « » 20 г. « » 20 г.
Рабочая учебная программа по литературе
основное общее образование, базовый уровень
(уровень, ступень образования)
7 класс
(срок реализации программы)
Составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы», авторы - составители Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев
Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу Остапенко Г.И.
г. Рубцовск 2013г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Календарно - тематическое планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы», авторы - составители Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев, допущенной Министерством образования РФ.
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Цель.
Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
Задачи обучения:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) -небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения
письменной речью; - • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д. Программа нацелена на развитие личности, познавательных и творческих способностей учащихся,помогает реализовывать современные подходы к преподаванию литературы:
- "Развитие речи" (практико-ориентированный и деятельностный подходы);
- "Связь с другими искусствами" (работа с иллюстрациями, рисунками, фрагментами фильмов; (культуроведческий подход);
- "Возможные виды внеурочной деятельности"(деятельностный, личностно ориентированный дифференцированный подход к обучению).
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Устные и письменные интерпретации художественного произведения.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий: уроки-путешествия, исследования, беседы, кино-уроки, проекты и т.д.
Формы обучения: урок объяснения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи, урок анализа письменных (творческих) работ учащихся, видео-урок.
1. Методы работы:
- словесные;
- наглядные.
- практические;
2. По уровню познавательной деятельности:
-Объяснительно-иллюстративный (беседа, сообщение);
- репродуктивный (анализ речевых единиц, их функционирования в речи, построение предложений по моделям и т.д.);
- проблемное изложение изучаемого материала (создание проблемной ситуации);
- эвристический (продуцирование текстов, устное словесное рисование, творческий пересказ);
- исследовательский.
3. По функциям:
- методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение учителя, рассказ, иллюстрирование);
- методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником );
- методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (выполнение аналитико-синтетических упражнений);
- методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (трансформация текста, конструирование, моделирование);
- методы проверки и оценки знаний, умений и навыков (творческая, контрольная работа).
Программа рассчитана на 1 год и предусматривает одночасовые занятия 2 раза в неделю.
Методы обучения
Выбор методов обучения определяю с учетом смысловых целей образования, особенностями предмета, отдельного учебного курса, модуля, целью урока, возможностями школьников, имеющимися средствами обучения. За основание взяла классификацию методов обучения, предложенную И. Я. Лернером и М. П. Скаткиным по степени познавательной деятельности учащихся:
1. Объяснительно – иллюстрированный (или информационно - рецептивный) – учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают;
2. Репродуктивный – учение выполняет действия по образцу учителя;
3. Проблемного изложения – учитель ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания;
4. Частично – поисковый (или эвристический) – учитель расчленяет проблему на части, ученики осуществляют отдельные шаги по решению подпроблем;
5. Исследовательский — поисковая творческая деятельность учащихся по решению новых для них проблем.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
7 КЛАСС
Введение
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.
Теория литературы: литературные роды.
Из устного народного творчества
Былины
«Святогор и Микула Селяниноеич», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности ( сила и доброта, ум и мудрость).
Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина ( эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).
Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).
Русские народные песни
Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на копях будут »); лирические песни ( «Подушечка моя пуховая... »); лироэпические песни ( « Солдатская»), Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.
Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.
Краеведение: песенный фольклор региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки» в литературной гостиной, устная газета.
Из древнерусской литературы
Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы: мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.
Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).
Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века
М.В. ЛОМОНОСОВ
Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке » (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положении и значение теории о стилях художественной литературы.
Теория литературы: ода; тема и мотив.
Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с репродукциями (портреты М.В. Ломоносова).
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры — Москва — Германия — Петербург.
Возможные виды внеурочной деятельности: час размышления «М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист».
Г.Р. ДЕРЖАВИН
Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р.Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.
Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.
Развитие речи: чтение наизусть.
Д.И. ФОНВИЗИН
Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.
Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.
Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение [трактовка]; актер и режиссер; режиссер и художник).
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка.
Из литературы XIX века
А.С. ПУШКИН
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туча»). Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы - предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава » (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.
Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, троны и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое своеобразие - дружеское послание.
Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».
Теория литературы: жанры лирики: углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.
Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.
Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.
Н.В. ГОГОЛЬ
Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.
Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии.
Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.
Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).
Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя».
И.С. ТУРГЕНЕВ
Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника».Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь иКалинин» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне визображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.
Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).
НА. НЕКРАСОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом... », «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.
Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.
Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.
Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.
Возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок».
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил », «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.
Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов XIX века»: А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»; Н.П. Огарев. «Сторона моя родимая... »; И.С. Никитин. «Пахарь»; А.Н. П л е щ е е в. «Скучная картина!..»; А.Н.Майков. «Сенокос», «Нива»; М.Л. Михайлов. «Груня», «Те же всё унылые картины...» и др.
А.Н. ТОЛСТОЙ
А.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные 1емы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).
Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария литературно-музыкальной композиции.
Н.С. ЛЕСКОВ
Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.
Теория литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.
Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).
А.А. ФЕТ
Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.
Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).
Развитие речи: чтение наизусть.
Произведения русских поэтов XIX века о России
А.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам..» Н.М. Языков. «Песня». И.С. Никитин. «Русь».
А.Н. Майков. «Нива».
А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край... »
А.П. ЧЕХОВ
Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.
Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений других авторов, например: М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»;
А.Т. Аверченко. «Открытие Америки»; И.А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие» и др.
Из литературы XX века М. ГОРЬКИЙ
Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старухи Изергилъ»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.
Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и её роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста. Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: конференция М. Горький и русские писатели (Л. Толстой, А. Чехов).
И.А. БУНИН
Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.
Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.
А.И. КУПРИН
Рассказы «Куст сирени», «Аllez!». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть добро?» — по материалам изученных и самостоятельно прочитанных произведений, поличным наблюдениям и представлениям.
В,В. МАЯКОВСКИЙ
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы ; фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры : интонация конца предложения).
Развитие речи: выразительное чтение.
С.А. ЕСЕНИН
Стихотворения: «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я » и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.
Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).
Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам ».
Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».
И.С. ШМЕЛЕВ
Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.
Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.
М.М. ПРИШВИН
Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.
Развитие речи: составление тезисов.
К.Г. ПАУСТОВСКИЙ
Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.
Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор. Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.
Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине).
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.
Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений).
Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ
Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла (Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Тёркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса Л.Т. Твардовского.
Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне попов XX века»: А.А. Ахматова. «Клятва», «Песня мира»; К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины... »; А.А. Сурков. «В землянке»;
М.В. Исаковский. «Огонек», «Ой, туманы мои...» и др.
Лирика поэтов — участников Великой Отечественной войны
Н.П. Майоров. «Творчество »; Б.А. Богатков. «Повестка »; М.Джалиль. «Последняя песня »;
Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.
Возможные виды внеурочной деятельности: устный литературный журнал «Имена на поверке».
Б. ВАСИЛЬЕВ
Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.
Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные вилы комментирования эпизода.
В.М. ШУКШИН
Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.
Теория литературы: способы создания характера.
Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочи пение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер). Краеведение: Сростки - малая родина писателя.
Возможные виды внеурочной деятельности: день В.М. Шукшина в школе.
Русские поэты XX века о России
А. А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно... » М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою... » Я.В. Смел яков. «История». А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были... » А.Я. Яшин. «Не разучился ль... » А. А. Вознесенский. «Муромский сруб». А.Д. Дементьев. «Волга».
Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.
Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.
Из зарубежной литературы
У. ШЕКСПИР
Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспир
Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
Р. БЁРНС
Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» — по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.
Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория
Р. СТИВЕНСОН
Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.
Теория литературы: приключенческая литература.
Развитие речи: чтение и различные способы комментирования.
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «С.Я. Маршак — переводчик».
МАЦУО БАСЕ
Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.
Теория литературы: хокку (хайку).
Развитие речи: попытка сочинительства.
А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей», «Линия», «Самолет», «Самолет и планета», сказка «Маленький принц» — по выбору. Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.
Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел.
Связь с другими искусствами. Сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств. Рисунки детей по мотивам «Маленького принца».
Я. КУПАЛА
Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет? », «Алеся».
М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.
Развитие речи: сопоставительная характеристика оригинала и переводов.
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. Из «Оды на день восшествия на всероссийский престол...» (отрывок). Г.Р. Дсржавип. «Властителям и судиям» (отрывок). А.С. Пушкин. 1—2 стихотворения — по выбору. М.Ю. Лермонтов. «Родина».
П.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок).
А.А. Фет. Стихотворение — по выбору. С.А. Есенин. Стихотворение — по выбору. Из стихов о России поэтов XIX века. 1—2 стихотворения — по выбору.
Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...» А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...» Шекспир. Один сонет — по выбору.
Для домашнего чтения
Из устного народного творчества
Былины: «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря». Из древнерусской литературы
«Повесть временных лет» («Единоборство МСТИСЛАВА С РАДЕДЕЮ»), «Житие Сергия Радонежского».
Из литературы XVIII века
Г.Р. Дер ж а в и н. « Признание».
Из литературы XIX века
А.С. П у ш к и и. « 19 октября» («Роняет лес багряный свои убор...»), «19 октября 1827 г» («Бог помочь вам, друзья мои...»).
М.Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы», «Прощай, не мытая Россия».
П.С. Т у р г енев. «Первая любовь".
М.Е. Салтыков-Щсдрии. «Премудрый пескарь», «Коняга».
Л.П. Ч ех о в. «Смерть чиновника».
В.Г. Короленко. «Парадокс», «Слепой музыкант».
Из литературы XX века
М. Г о р ь к и й. «В людях».
И.А. Б унин. «Цифры».
В.В. Маяковский. «Адище города».
Б.Л. Васильев. «ВАМ привет от бабы Леры».
В.П. А с т а ф ь ев. «Родные березы», «Весенний остров».
А. Г. Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины...», «Дом у дороги».
В.А. Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой».
К. Б у л ы ч е в. «Белое платье Золушки».
В.М. Шукшин. «Забуксовал».
Ф.А. Искандер. «Петух ».
Дж.Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия; уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1 .Нормы оценок сочинений:
Оценка «5» Содержание и речь:
- Содержание работы полностью соответствует теме.
- Фактические ошибки отсутствуют.
- Содержание излагается последовательно.
- Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
- Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
Оценка «4» Содержание и речь:
- Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
- Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
- Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
- Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
- Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
- В целом в работе допускается 2 содержательных и 3-4 речевых недочета.
Оценка «3» Содержание и речь:
- В работе допущены существенные отклонения от темы.
- Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
- Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
- Беден словарь, однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
- Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
- В целом в работе допускается 4 содержательных и 5 речевых недочетов.
Оценка «2» Содержание и речь:
1. Работа не соответствует теме.
- Допущено много фактических неточностей.
- Нарушена последовательность изложения во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
- Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
- Нарушено стилевое единство текста.
- В целом в работе допускается 6 содержательных и 7 речевых недочетов.
2. Нормы оценок устных ответов:
«5»
- Полно и последовательно раскрыто содержание материала в объеме программы.
- Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, точно использованы научные термины.
- Для доказательства использованы выводы и обобщения опытов.
- Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания, самостоятельно составленные примеры.
- Материал изложен правильно с точки зрения норм литературного языка.
- Возможны 1-2 неточности в вопросах второстепенного материала, которые исправляются с помощью учителя.
«4»
- Раскрыто основное содержание материала.
- Правильно даны определения понятий и точно использованы научные термины.
- Возможны ошибки в изложении выводов и обобщений из наблюдений и опытов.
- Ответ самостоятельный.
- Возможны неточности в вопросах второстепенного материала.
- Допускаются 1-2 неточности в определении понятий, незначительное нарушение последовательности изложения и единичные неточности в языке изложения.
«3»
- Содержание учебного материала изложено фрагментарно, недостаточно полно, не всегда последовательно.
- Не дано определение понятий.
- Не используются в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов.
- Недостаточно глубоко и доказательно обосновываются свои суждения, не приводятся свои примеры.
- Допускаются ошибки и неточности в использовании научной терминологии и определении понятий.
- Допускаются ошибки в языковом оформлении изложения.
«2»
- Основное содержание учебного материала не раскрыто.
- Не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.
- Допускаются грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в языковом оформлении изложения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.Литература. 7 класс : Учебник для общеобр. учр.: В 2 ч. / Авт.-сост. Г.С. Меркин.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2009
2. Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 7 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин): в 2-х частях. - М.:000 «ТИД «Русское слово- РС», 2010
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧИТЕЛЕМ
1. Программа по литературе для 5-11 класов общеобразовательной школы / Авт.-сост. Г.С.
Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009
- Литература. 7 класс : Учебник для общеобр. учр.: В 2 ч. / Авт.-сост. Г.С. Меркин.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2009
- Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 7 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин): в 2-х частях. - М.ЮОО «ТИД «Русское слово- РС», 2010
- Древнерусская литература: Хрестоматия для 5 - 9 кл. / Сост. О.В.Творогов. - М., 2002.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Рубцовска Алтайского края.
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор школы зам.директора по УР на заседании
предметной кафедры
протокол №
« » 20 г. « » 20 г. « » 20 г
Календарно-тематическое планирование уроков
Предмет литература
Класс 7_
Количество часов всего: 68 в неделю 2
Плановых сочинений классных - 4 , домашних -1 , уроков внеклассного чтения -2, уроков развития речи - 8
Планирование составлено на основе федерального компонента
государственного стандарта общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы под редакцией Г.С.Меркина, С.А.Зинина и В.А.Чалмаева
Учебник: Меркин Г.С. Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях - М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2009
№ урока | Тема урока | Дата | Виды деятельности обучающихся | Планируемые образовательные результаты изучения темы | Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке |
Введение 1ч | |||||
1 | Личность автора, позиция писателя, труд и творчество | Работа со статьёй учебника | З н а т ь: образную природу словесного искусства. У м е т ь: составлять тезисы и план | Объяснительно-иллюстративный метод ИКТ | |
Устное народное творчество 4ч. | |||||
2 | Устное народное творчество. Былина «Святогор и Микула Селянинович» | Составление тезисного плана вступительной статьи, эвристическая беседа, словарная работа | З н а т ь: своеобразие былин как героических песен эпического характера; особенности народных песен Ум е т ь: воспринимать и анализировать поэтику былин. У м е т ь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия народных песен | Эвристический метод ИКТ | |
3 | Идея бескорыстного служения народу в былине «Илья Муромец и Соловей- разбойник» | Устное словесное рисование, словарная работа, составление цитатного плана | Исследовательский метод | ||
4 | Баллада А.К.Толстого «Илья Муромец». | Словарная работа | Эвристический метод ИКТ | ||
5 | Русские народные песни. | Словарная работа, эвристическая беседа, поиск материала о песенном фольклоре региона в библиотеке | Метод проблемного изложения. ИКТ | ||
Древнерусская литература 2ч. | |||||
6 | Из древней русской литературы. «Повесть временных лет» | Пересказ вступительной статьи, устные ответы на проблемные вопросы | З н а т ь: основы христианской морали, понятие жанра летописи, жанра поучение У м е т ь: воспринимать и анализировать древнерусский текст. | Объяснительно-иллюстративный метод ИКТ | |
7 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы и традиции Древней Руси. | Развёрнутый рассказ о литературном герое, устное словесное рисование, словарная работа | Исследовательский метод | ||
Русская литература XVIII века 7ч. | |||||
8 | Понятие о классицизме. М.В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. | Эвристическая беседа, работа со статьёй писателя | З н а т ь: основные сведения о М. Ломоносове как поэте и ученом, новаторство Ломоносова в стихотворстве У м е т ь: воспринимать и анализировать текст в жанре оды. | Объяснительно-иллюстративный метод ИКТ | |
9 | Р/Р. Поэтический мир М.В.Ломоносова | Исследовательский метод | |||
10 | Г.Р.Державин. «Властителям и судьям»: отражение в названии тематики и проблематики произведения | Составление тезисного плана вступительной статьи, эвристическая беседа | З н а т ь: основные сведения о жизни Г.Р. Державина, новаторство Державина в стихотворстве У м е т ь: воспринимать и анализировать державинские стихотворения. | Эвристический метод ИКТ | |
11 | Д.И.Фонвизин. «Недоросль»: проблематика драматического произведения, образы комедии | Ответы на вопросы учебника, | З н а т ь: основные сведения о жизни Д.И.Фонвизина, новаторство Фонвизина в жанре комедии классицизма У м е т ь: воспринимать и анализировать драматическое произведение | Объяснительно-иллюстративный метод ИКТ | |
12 | Д.И.Фонвизин «Недоросль». Образование и образованность; воспитание и семья | Составление цитатного плана, тезисный план характеристики персонажей | Метод проблемного изложения. ИКТ | ||
13 | Д.И.Фонвизин «Недоросль». Социальные вопросы в комедии | Тезисный план характеристики персонажей | Эвристический метод ИКТ | ||
14 | Р/Р. Классное сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» | Написание сочинения | Исследовательский метод | ||
Русская литература XIX века 31ч. | |||||
15 | А.С.Пушкин. Лицейские годы поэта. После лицея. | Составление подробного плана статьи учебника | З н а т ь: историческую основу изучаемых произведений А.С. Пушкина, понятие жанров: поэмы, баллады, драмы У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать стихотворный отрывок | Объяснительно-иллюстративный метод ИКТ | |
16 | А.С.Пушкин «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…» Свободолюбивые мотивы | Эвристическая беседа | Метод проблемного изложения. ИКТ | ||
17 | Человек и природа в стихотворении А.С.Пушкина «Туча» | Эвристическая беседа | Эвристический метод ИКТ | ||
18 | А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина | Эвристическая беседа | Метод проблемного изложения. ИКТ | ||
19 | Образ Петра и тема России в поэме А.С.Пушкина «Полтава» | Выразительное чтение, эвристическая беседа, определение стихотворных размеров | Исследовательский метод | ||
20 | Р/Р. Классное сочинение на тему «Петр I и Карл XII в поэме А.С.Пушкина «Полтава» | Написание сочинения | Исследовательский метод | ||
21 | М.Ю.Лермонтов. Образ России в стихотворении «Родина» | Выразительное чтение, эвристическая беседа | З н а т ь: понятие "лирический герой" У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать стихотворение | Эвристический метод ИКТ | |
22 | Проблематика и основные мотивы «Песни про царя Ивана Васильевича…» | Выразительное чтение, эвристическая беседа | З н а т ь: содержание поэмы; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. У м е т ь: анализировать язык поэмы, её связь с устным народным творчеством. | Исследовательский метод | |
23 | Идейно-художественное своеобразие «Песни…». Речевые элементы в создании характеристики героя. | Ответы на вопросы учебника, составление цитатного плана, тезисный план характеристики персонажей | Метод проблемного изложения. ИКТ | ||
24 | Р/Р. Классное сочинение. Анализ эпизода из «Песни…» | Анализ эпизода художественного текста по тезисному плану | Исследовательский метод | ||
25 | Образ «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель». | Подбор цитат для характеристики персонажа | З н а т ь: содержание повести; содержание понятия “деталь” произведения, нравственную проблематику повести; владеть: различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. У м е т ь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев. | Метод проблемного изложения. ИКТ | |
26 | Повесть «Шинель»: трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. | Эвристическая беседа | |||
27 | Авторское отношение к героям и событиям в повести «Шинель». | Эвристическая беседа | Метод проблемного изложения. ИКТ | ||
28 | И.С.Тургенев. Идейно-художественное своеобразие рассказа «Хорь и Калиныч» | Эвристическая беседа | З н а т ь: содержание понятия пейзаж, персонаж У м е т ь: самостоятельно делать выводы, выявлять роль психологической детали, авторскую позицию. | Эвристический метод ИКТ | |
29 | Авторская позиция в рассказе «Певцы» | Эвристическая беседа, подбор цитат для характеристики персонажа | Метод проблемного изложения. ИКТ | ||
30 | Тематика и художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий». | Ответы на вопросы учебника, составление цитатного плана, тезисный план характеристики персонажей | З н а т ь: своеобразие стихотворений в прозе. У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтику стихотворений в прозе, самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия стихотворений в прозе | Метод проблемного изложения. ИКТ | |
31 | Проблематика произведения Н.А.Некрасова «Железная дорога» | Определение проблематики произведения, выявление приёмов создания образов, художественного своеобразия произведения. | З н а т ь: понятия "сатира", "антитеза" У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать стихотворный отрывок | Эвристический метод ИКТ | |
32 | Идейно-художественное своеобразие произведения Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда» | Метод творческого чтения | |||
33 | Проблематика произведения Н.А.Некрасова «Русские женщины» | Характеристика персонажей | З н а т ь: особую роль жен декабристов, их высокий нравственный подвиг У м е т ь: говорить о героях, их словах поступках, убеждениях, давать характеристику героям поэмы | Метод проблемного изложения. ИКТ | |
34 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Своеобразие сюжета и проблематика сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | Рассказ о писателе, эвристическая беседа, ответы на проблемные вопросы | З н а т ь: содержание сказок, определение понятий “аллегория”, “фантастика”. У м е т ь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера. | Метод проблемного изложения. ИКТ | |
35 | Р/Р. Подготовка к написанию сочинения «Нужна ли сатира сегодня?» | Беседа по вопросам учителя, составление плана. | Исследовательский метод | ||
36 | В художественном мире сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина | Эвристическая беседа, ответы на проблемные вопросы. | Метод проблемного изложения. ИКТ | ||
37 | Тематика произведения Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце» | Рассказ о писателе, беседа по вопросам учебника. | З н а т ь: содержание рассказа; нравственную проблематику рассказов У м е т ь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | Эвристический метод ИКТ | |
38 | Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям. | Эвристическая беседа, характеристика персонажей | Метод проблемного изложения. ИКТ | ||
39 | Н.С.Лесков. Особенности тематики и центральная идея сказа «Левша» | Подробный пересказ, анализ текста, участие в дискуссии, определение жанра произведения. | З н а т ь: содержание сказа; особенности жанра сказа, нравственную проблематику сказа; У м е т ь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлятьэпизоды и сравнивать героев, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | Метод проблемного изложения. ИКТ | |
40 | «Левша». Образный мир произведения. | Эвристический метод ИКТ | |||
41 | Р/Р. Классное сочинение по произведению Н.С.Лескова «Левша» | Исследовательский метод | |||
42 | Русская природа в стихотворения А.А.Фета. | Творческое чтение лирических произведений. | З н а т ь: понятие "лирический герой" У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать стихотворение | Исследовательский метод | |
43 | Социальная и нравственная направленность рассказа А.П.Чехова «Хамелеон». | Выборочный пересказ, анализ текста. | З н а т ь: сюжет и образную систему рассказов, содержание понятия “деталь произведения”. У м е т ь: давать оценку действиям героев | Метод творческого чтения | |
44 | Авторская позиция в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника». | Участие в дискуссии, определение жанра, выявление авторской позиции | Эвристический метод ИКТ | ||
45 | Своеобразие раскрытия темы России в стихах разных поэтов 19-20 веков. | Творческое чтение лирических произведений | З н а т ь: понятие "лирический герой" У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать стихотворение | Метод проблемного изложения. ИКТ | |
Русская литература XX века 21ч. | |||||
46 | М.Горький.. Идейно-художественное своеобразие повести «Детство». | Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, подготовка докладов | З н а т ь: содержание повести, рассказа; приемы сопоставительного анализа У м е т ь: характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС в произведениях, выявлять авторскую позицию; сопоставлять поступки героев, использовать сравнительные характеристики; участвовать в дискуссии | Объяснительно-иллюстративный метод ИКТ | |
47 | «Детство». Основные сюжетные линии в автобиографической прозе. | Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, подготовка докладов | Метод проблемного изложения. ИКТ | ||
48 | Проблематика «Легенды о Данко» М.Горького | Участие в дискуссии, анализ текста. | Метод проблемного изложения. ИКТ | ||
49 | Темы и мотивы в стихотворении И.А.Бунина «Догорал апрельский вечер…». | Творческое чтение лирических произведений | З н а т ь: стихотворения о родной природе - состояние души поэта, переданное через описание природы У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать стихотворение | Исследовательский метод | |
50 | Смысл названия рассказа И.А.Бунина «Кукушка». | Эвристическая беседа | З н а т ь: содержание понятия “деталь произведения”. У м е т ь: выделять смысловые части художественного текста. | Метод проблемного изложения. ИКТ | |
51 | Художественная идея рассказа А.И.Куприна «Куст сирени» | Эвристическая беседа, анализ текста | Эвристический метод ИКТ | ||
52 | Проблематика и своеобразие стихотворения В.В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | Определение проблематики произведения, выявление приёмов создания образов, художественного своеобразия произведения. | З н а т ь: содержание понятия сатира. У м е т ь: выделять смысловые части художественного текста, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения о реальном и фантастическом в сюжете произведения, о роли рифмы в творчестве Маяковского. | Метод проблемного изложения. ИКТ | |
53 | Эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях С.А.Есенина «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…» | Творческое чтение лирических произведений | З н а т ь: стихотворения о родной природе -состояние души поэта, переданное через описание природы У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать стихотворение | Исследовательский метод | |
54 | Проблематика и художественная идея рассказа И.С.Шмелёва «Русская песня». | Определение основных сюжетных линий рассказа, выявление проблематики и художественной идеи произведения, литературная беседа о национальном характере | З н а т ь: основные сведения о жизни Шмелёва И.С. У м е т ь: видеть красоту рассказа, воспринимать чувства, передаваемые автором | Метод проблемного изложения. ИКТ | |
55 | Родина, человек и природа в рассказе М.М.Пришвина «Москва – река» | Эвристическая беседа о Родине, человек и природа в рассказе | З н а т ь: основные сведения о жизни писателей, познакомиться в произведениях художественной литературы с проблемой экологической защиты человека. У м е т ь: составлять план рассказа, готовить краткий, выборочный, художественный пересказы | Метод проблемного изложения. ИКТ | |
56 | Человек и природа в произведении К.Паустовского «Мещерская сторона» | Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы, эвристическая беседа по вопросам учителя и учащихся | Эвристический метод ИКТ | ||
57 | Внеклассное чтение. К.Паустовский «Телеграмма» | Определение проблематики произведения, выявление приёмов создания образов, художественного своеобразия произведения. | З н а т ь: сюжет и образную систему рассказа, содержание понятия “деталь произведения”. У м е т ь: давать оценку действиям героев | Исследовательский метод | |
58 | В художественном мире стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» | Творческое чтение лирических произведений | З н а т ь: основные средства художественной выразительности У м е т ь: выразительно читать наизусть стихотворение. | Метод проблемного изложения. ИКТ | |
59 | Основные мотивы военной лирики стихотворений А.Т.Твардовского. поэма «Василий Тёркин». | Эвристическая беседа, сбор материала об историческом контексте произведения | З н а т ь: как война отразилась в поэзии и прозе. У м е т ь: выразительно читать стихотворения о войне, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения | Метод проблемного изложения. ИКТ | |
60 | Р/Р. Анализ главы поэмы «Василий Тёркин» | Составление плана письменной работы, сбор материала | Исследовательский метод | ||
61 | Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны | Творческое чтение лирических произведений | Эвристический метод ИКТ | ||
62 | Внеклассное чтение. Произведения о Великой Отечественной войне. | Выступление учащихся с докладами, обсуждение докладов, дискуссия | Исследовательский метод | ||
63 | Нравственная проблематика рассказа Б.Л.Васильева «Экспонат №…» | Выявление смысла названия рассказа и его роли для понимания художественной идеи произведения, беседа о нравственной проблематике рассказа | У м е т ь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, показывать выразительность и точность художественной детали в прозе. | Метод проблемного изложения. ИКТ | |
64 | Чудаки и чудики в рассказах В.М.Шукшина «Микроскоп», «Волки», «Срезал», «Постскриптум» | Комментированное чтение. Составление вопросов к произведениям, эвристическая беседа | Эвристический метод ИКТ | ||
65 | Р/Р. В художественном мире стихотворений поэтов XX века о России | Творческое чтение лирических произведений | З н а т ь: основные средства художественной выразительности У м е т ь: выразительно читать наизусть стихотворение. | Исследовательский метод | |
66 | Внеклассное чтение. К.Булычёв «Белое платье Золушки» | Выступление учащихся с докладами, обсуждение докладов, дискуссия | У м е т ь: анализировать и интерпретировать художественное произведение | Исследовательский метод | |
Зарубежная литература 2ч. | |||||
67 | Читательская конференция «В художественном мире зарубежной литературы» | Выступление учащихся с докладами, обсуждение докладов, дискуссия | З н а т ь: содержание прочитанных произведений зарубежной литературы, основные теоретико-литературные понятия У м е т ь: воспроизводить содержание литературного произведения, самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы. | Исследовательский метод | |
68 | Нравственно-философская проблематика произведений А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Планета людей» | Выявление нравственной и философской проблематики произведений, комментированное чтение | Исследовательский метод |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"
Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....
рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной
полная рабочая программа по литературе 9класс...
Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова
Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....
Рабочая программа по литературе (ФГОС). К учебнику Г.С. Меркина (5 класс)
Рабочая программа 5 класса по литературе к учебнику Г.С. Меркина составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, включает развернутое календарно-тематическе планирова...
Рабочая программа по литературе 5-9 кл. Г. Меркин
Рабочая программа 5-9 классы составлена на основе учебников по литературе Г.Меркина...
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...