календарно-тематический план по литературе по учебнику Б.А.Ланина для 10 класса
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме
раьочая программа по литературе для 10 класса по учебнику Б.А.Ланина, рассчитан на 102 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_10.doc | 351 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе в 10 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного общего образования) по литературе, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. №1089., Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32), учебного плана МОУ «Гимназия № 7» на 2013-2014 учебный год, авторской программы Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой ( М: «Вентана-Граф», 2013) и учебника «Литература: 9 класс»: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф», 2014.
Программа рассчитана на 102 часа. По учебному плану выделено 102 часа.
Цель программы – воспитание у учащихся любви и привычки к чтению, приобщение к богатствам отечественной и мировой литературы, эстетического вкуса, формирование духовно-нравственных качеств.
Задачи — закладывать основы систематического изучения историко-литературного курса, продолжать развивать способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствовать умения анализа и интерпретации художественного текста; расширять теоретико-литературные знания обучающихся.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути писателей
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)
Содержание программы и календарно-тематическое планирование прилагаются.
Литература
1. Литература: программа: 5-11 классы общеобразовательных учреждений / Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина.- 2-е изд., перераб. -М.: «Вентана-Граф», 2011.
2. Литература: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:./ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф», 2014.
Общая характеристика учебного предмета.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрыли идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Межпредметные связи.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и , в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.
Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (Музыкой и изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру.
Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Результаты изучения предмета «Литература» (по ФГОС)
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение, сопоставление, классификация;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезисов, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Методы и формы обучения
Современный урок литературы – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, историзма в подходе к литературным явлениям и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения, эстетического сознания, вкусов и потребностей.
В этом плане особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, т.к. от типа и формы зависит структура и методика урока. Но ни в дидактике, ни в частных методиках нет в настоящее время единой общепринятой классификации типов урока, и существует ряд принципиально различных подходов при обосновании типов уроков литературы.
- Уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки.
- Уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей
- Уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям
- Уроки внеклассного чтения.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать и характеризовать произведение как художественное целое; выявлять авторское отношение к изображенному, давать обоснованную интерпретацию и личностную оценку произведению;
- определять нравственно-философскую и социально-историческую проблематику литературных произведений; выявлять сходство тематики и героев разных произведений; привлекать литературно-критические материалы при анализе художественного текста;
- соотносить изученное произведение временем его написания; с различными литературными направлениями; с основными фактами жизненного и творческого пути писателей;
- -выразительно читать произведения или фрагменты из них, в том числе наизусть; пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
- -писать классные и домашние сочинения по изученным произведениям, а также на жизненно важные темы, связанные с курсом литературы;
- рецензировать прочитанные произведения;
- самостоятельно и творчески выполнять различные виды устных и письменных работ.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
Знать \ понимать:
- Образную природу словесного искусства.
- Содержание изученных литературных произведений.
- Основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX века.
- Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.
- Основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- Воспроизводить содержание литературного произведения.
- Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
- Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.
- Определять род и жанр произведения.
- Сопоставлять литературные произведения.
- Выявлять авторскую позицию.
- Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.
- Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
- Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- создания связного текста (устного или письменного) на выбранную тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Содержание тем учебного курса.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Из них | ||||||||
Теоретические | Практические | Контрольные | Самостоятельные | Экскурсии | Проекты | ||||||
Введение. Русская литература 19 века в контексте мировой культуры | 2 | 2 | |||||||||
1 | А.С.Пушкин | 7+2 | 2 | 7 | 2 | ||||||
4 | И.А.Гончаров. | 8+2 | 1 | 3 | |||||||
5 | А.Н.Островский. | 7+2 | 1 | 5 | Посещение театра (заочно) | ||||||
6 | И.С.Тургенев | 9 | 2 | 5 | 1 | ||||||
7 | Ф.И.Тютчев | 6 | 3 | 1 | |||||||
8 | А.А.Фет,. | 6 | 3 | 1 | |||||||
9 | Н.А.Некрасов. | 12 | 2 | 6 | |||||||
10. | М.Е.Салтыков-Щедрин. | 5 | 1 | 2 | |||||||
11 | Л.Н.Толстой. | 16+2р.р | 2 | 12 | 2 | 1 | |||||
12 | Ф.М.Достоевский. | 8 | 1 | 7 | |||||||
15 | Из зарубежной литературы | 6 | 2 | ||||||||
16. | Зачетный урок | 1 | 1 | ||||||||
17. | Итоговый урок | 1 | |||||||||
18. | Резерв | 3 | |||||||||
Всего: | 105 | 20 | 70 | 2 | 4 (8часов) | 1 | 4 | ||||
Внеклассное чтение: | 3 | ||||||||||
Развитие речи(сочинения): | 4классн. | + 4 домашних |
Формы контроля
Возможные сокращения | |||
УО | Устный опрос | ИЗ | Индивидуальное задание |
ФО | Фронтальный опрос | ЛР | Лабораторная работа |
СР | Самостоятельная работа | КР | Контрольная работа |
ПР | Практическая работа | ПРО | Проверочная работа |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся | Виды контроля | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | Материально-техническое обеспечение урока | Дата проведения | ||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | По плану | Факт. | |||||||||||||||||||||||||
1-2 | Вводный урок. Напутствие. Русская литература 19 века в контексте мировой культуры | 2 | лекция | Составление тезисного плана лекции учителя. | План-конспект статьи учебника. | Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы XIX века с мировой | Материал лекции. | СР | |||||||||||||||||||||||||||
Литература первой половины 19 века 7+2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | .А.С.Пушкин. «Борис Годунов» Историческая основа повести. | 1 | лекция | Составление тезисного плана лекции учителя. | ИЗ | Сведения о жизни и творчестве поэта, тематику трагедий. | Сообщение о художественных открытиях А.С.Пушкина. | ИКТ | |||||||||||||||||||||||||||
4 | «Борис Годунов» Трагедия Бориса | 1 | Беседа, анализ стихотворений | Сюжетно-композиционный анализ текста | ФО УО | Уметь отличать историю 20 г. 19 в. | С.10-17 | ИКТ | |||||||||||||||||||||||||||
5 | Борис и самозванец. Народ в трагедии. | 1 | Практикум | Анализ текста с выразительным чтением | УО ФО | Анализ драмы, художественных приёмов поэта | С.18-24 | ИКТ | |||||||||||||||||||||||||||
6 | Пушкинское время. Новаторство трагедии. | 1 | лекция | соотносить изученное произведение со временем его написания | ФО УО | пересказывать узловые сцены | Записи лекции | ИКТ | |||||||||||||||||||||||||||
7-8 | р/р Написать эссе | 2 | р/р | Уметь аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению | СМ | Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь | С.26-31 | Словари,энциклопедия | |||||||||||||||||||||||||||
9 | Литература николаевской эпохи | 1 | Лекция беседа | Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения. | ФО | Знать жанрово-композиционную основу произведения Уметь раскрыть конфликт личности и государства | С.32-40 | ИКТ | |||||||||||||||||||||||||||
10-11 | Литературная критика 19 века. | 2 | Беседа | Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения | ФО | Решаем читательские задачи | С.44-45 | ||||||||||||||||||||||||||||
Зарубежная литература 6ч | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Ф.Стендаль- представитель зарубежной классической литературы. Жизнь и творчество. | 1 | Комбинированный урок | Составление плана-конспекта | ИЗ, ФО |
Знать и понимать тексты произведений; характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов. | сообщение | ИКТ | |||||||||||||||||||||||||||
13-14 | Роман «Красное и черное». Жюльен Сорель –главный герой романа. | 2 | Комбинированный урок | Чтение наизусть, аналитическая работа с текстом | ФО УО | Знание текста | Текст романа | ||||||||||||||||||||||||||||
15 | Гюстав Флобер- представитель зарубежной классической литературы. Жизнь и творчество. | 1 | Комбинированный урок | Анализ прозаического произведения на тему жизни и смерти. | УО | афоризм | Сообщение, презентации | ИКТ | |||||||||||||||||||||||||||
16 | Роман «Госпожа Бовари»: замысел и воплощение. | 1 | Комбинированный урок | Решаем читательские задачи | ИЗ УО | Творческое задание | Знание текста | ||||||||||||||||||||||||||||
17 | Трагедия Эммы Бовари | 1 | Сообщения, анализ стихотворений | ИЗ | Уметь пересказывать узловые эпизоды | Проект | ИКТ | ||||||||||||||||||||||||||||
И.А.Гончаров 8+2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Жизнь и творчество И.А.Гончарова. Три романа писателя. | 1 | Лекция | Лекция с элементами беседы | ФО | Знать факты биографии писателя, особенности композиции, социально-нравственную проблематику романа. Уметь готовить сообщение об основных этапах творчества | |||||||||||||||||||||||||||||
19 | Роман «Обломов». История создания романа. Композиция романа | 1 | Беседа | Конспектирование, схематизация материала, аналитический пересказ текста | Письменная работа | Сообщения и презентации | |||||||||||||||||||||||||||||
20 | Обломов – его сущность, характер, судьба. Суть обломовщины. | 1 | Беседа | Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего; конспектирование материала. Знать понятие «обломовщина» Уметь находить признаки явления в жизни и в романе | ИЗ | Знать факты биографии писателя, связанные с его творчеством, особенности стиля и творческой манеры. Уметь анализировать прозаическое произведение, входящее в цикл. | С.81-85 | ИКТ Текст романа | |||||||||||||||||||||||||||
21 | Автор и его герой. | 1 | Урок-диспут | Решение читательских вопросов | Знать содержание романа «Обломов», понятия «типичный герой», «диалектика»; Уметь давать характеристику герою, видеть сложность и противоречивость его характера | С.86-87 | Готовимся к ЕГЭ | ||||||||||||||||||||||||||||
22 | Штольц и Обломов. Сравнительная характеристика. Проверочная работа. | 1 | Практикум | Сопоставительная характеристика героев, анализ эпизода | Проект | Знать текст произведения, особенности стиля и манеры писателя. Уметь анализировать эпизод произведения на основе художественного концепта, выявляя проблемы. | С.88-91 | ИКТ | |||||||||||||||||||||||||||
23 | Обломов и Ольга Ильинская(Женские образы в романе). | 1 | практикум | Анализ эпизодов романа, аналитический пересказ, развернутое обоснованное суждение. | Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств | Решаем читательские задачи | |||||||||||||||||||||||||||||
24 | Юмор и лиризм в романе. Дальнейшая судьба героев романа. Захар. | 1 | Внеклассное чтение | Анализ прозаического произведения на основе художественного концепта и проблематики.
| ФО | Знать текст произведения. Уметь анализировать прозаическое произведение на основе художественного концепта и проблематики. | Подготовка к сочинению | ||||||||||||||||||||||||||||
25 | Художественное своеобразие стиля романа И.А. Гончарова «Обломов». Оценка романа в русской критике. | 1 | Лекция | Составление плана-конспекта | Письменная работа | Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь. | конспект | Критическая статья | |||||||||||||||||||||||||||
26-27 | р/р сочинение по роману . | 2 | Урок развития речи | Написание сочинения | Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь сочинение | Готовимся к ЕГЭ | ИКТ | ||||||||||||||||||||||||||||
7+2 ч А.Н.Островский | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | А.Н.Островский Жизнь и творчество Традиции русской драматургии в творчестве писателя. | 1 | Лекция с элементами беседы | Конспектирование, схематизация материала, аналитический пересказ текста | План-конспект лекции | Знать историю создания пьесы, новаторство драматурга, понятия драматургия, драма, трагедия, конфликт. Уметь характеризовать персонажей, соотносить их характеристики с «говорящими» фамилиями. | Сообщения и презентации | ИКТ | |||||||||||||||||||||||||||
29-30 | Пьеса «Гроза»-панорама провинциальной жизни. | 2 | Беседа. | Сопоставительная характеристика героев, анализ эпизода | ФО | Знать законы «Домостроя» как законы жизни Замоскворечья; содержание драмы. Уметь характеризовать персонажей, выявлять средства характеристики персонажа (речь, ремарка) | Решаем читательские задачи | ИКТ | |||||||||||||||||||||||||||
31-32 | Трагедия Катерины | 2 | Беседа. | Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ, развитие навыков характеристики образа | ИЗ, ФО | . Знать содержание текста пьесы, законы жизни Замоскворечья, самодурство как национальное явление, роль религиозности в духовном мире человека. Уметь работать с текстом, составлять подробную характеристику Катерины. | Готовимся к ЕГЭ | ||||||||||||||||||||||||||||
33 | . Образ грозы | 1 | Беседа. | Аналитический пересказ текста, | ИЗ ФО | ||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Споры о «Грозе» и ее создателе. | 1 | Исследование | Конспектирование, словесное рисование, рассказ о писателе. | ФО | Знать словесную символику драмы, литературную критику. Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь сочинение | Сообщения и презентации | ИКТ | |||||||||||||||||||||||||||
35-36 | р/р сочинение по пьесе | 2 | Развитие речи | Характеристика персонажей в системе образов | ФО | ||||||||||||||||||||||||||||||
И.С.Тургенев 9Ч | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 | . И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. | 1 | Лекция с элементами беседы | Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего | ИЗ | Знать о личности и судьбе писателя, жанр записок, стиль писателя. Уметь делать сообщение о писателе и его творчестве | Готовимся к ЕГЭ | ||||||||||||||||||||||||||||
38 | И.С.Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети». | 1 | Комбинированный урок | Сообщения учащихся | ИЗ |
| |||||||||||||||||||||||||||||
39 | И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе. | 1 | Лекция с элементами беседы | Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего | ИЗ | Знать о личности и судьбе писателя, жанр записок, стиль писателя. Уметь делать сообщение о писателе и его творчестве | Сообщения и презентации | ИКТ | |||||||||||||||||||||||||||
40 | И.С.Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети». | 1 | Семинарское занятие | Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации. | ФО ИЗ | Знать содержание текста романа. Отражение в романе политической борьбы 60-х годов, положение пореформенной Росси. Уметь выявлять нравственную и философскую основу романа. | Сообщения | роман | |||||||||||||||||||||||||||
41 | Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя. | 1 | Урок-диспут | Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации, презентации и устные сообщения. | ИЗ ФО | Знать понятие духовный конфликт, текст произведения. Уметь представлять психологические портреты героев, анализировать текст. | Создание проекта | ||||||||||||||||||||||||||||
42 | . «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети». | 1 | Комбинированный урок | Анализ эпизодов романа, сравнительная характеристика. | ИЗ ФО | Знать понятия конфликт, идеологический конфликт, содержание текста. Уметь анализировать текст, составлять сравнительную характеристику героев. | Сообщения С.142-144 | ИКТ | |||||||||||||||||||||||||||
43 | Женские образы в романе | 1 | Комбинированный урок | Анализ эпизодов романа, аналитический пересказ, сравнительная характеристика; презентации аналитического характера. | ИЗ ФО | Знать содержание текста, жизненную позицию Базарова. Уметь показать, как проходит герой путь испытания любовью. | Сообщения С.14-147 | ИКТ | |||||||||||||||||||||||||||
44 | Люди из народа в романе | 1 | практикум | Решение читательских задач | ПР | Анализ эпизода | Создание проекта | ||||||||||||||||||||||||||||
45 | Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | практикум | Анализ эпизода романа. | ИЗ ПР тест | Знать особенности анализа эпизода в произведении. Уметь анализировать эпизод | Подготовкак зачетной работе | ИКТ | |||||||||||||||||||||||||||
М.Е.Салтыков-Щедрин 5 ч. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
46 | М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизненный и творческий путь. | 1 | Лекция с элементами беседы | Аналитическая работа с текстами | СР | Знать факты биографии писателя, особенности жанра, проблематику и поэтику сказок. | сообщение | ||||||||||||||||||||||||||||
47 | Роман «Господа Головлевы». Трагическая семья Головлевых. | 1 | Практикум | Решение читательских задач | ИЗ | Гротеск | Практическая работа | Таблица | |||||||||||||||||||||||||||
48 | Сказки «Салтыкова-Щедрина» | 1 | Аналитическая беседа | Знакомство с понятием «эзопов язык» | ФО | Уметь анализировать сказки, выявляя проблематику | Знание текста | ||||||||||||||||||||||||||||
49-50 | Роман «История одного города» .Замысел романа | 2 | беседа | Аналитическая работа с текстом. | Решаем читательские задачи | Уметь различать комическое и трагическое | Проектная работа | Подготовка к ЕГЭ | |||||||||||||||||||||||||||
Ф.И.Тютчев 6ч. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
51 52 53 54 | Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. | 1 | Лекция | Анализ | ИЗ ФО | Творческая работа | |||||||||||||||||||||||||||||
Художественные особенности лирики Тютчева | 1 | Литературная мастерская | философских стихотворений поэта | Знать о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, об эстетической концепции «чистого искусства», средствах выразительности и философском характере лирики. Уметь анализировать текст в единстве формы и содержания. | Сообщения и презентации С.184-190 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Тема природы в лирике Тютчева | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Философская лирика Тютчева | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
55 | Любовная лирика Тютчева | 1 | Комбинированный урок практикум | Анализ лирических стихотворений поэта. | УО | Знать разнообразие тематики стих-ий поэта Уметь анализировать лирические стихотворения. | Проект Стр.191-194 | Решаем читательские задачи | |||||||||||||||||||||||||||
56 | Тема России в творчестве Тютчева. О стихотворениях Тютчева. | 1 | Защита проектов | УО | Знать разнообразие тематики стих-ий поэта, его истории любви, самовыражения в поэзии. Уметь анализировать любовные лирические стих-ия | Сообщения и презентации | Подготовка к ЕГЭ | ||||||||||||||||||||||||||||
А.А.Фет 6ч. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
57 58 59 | А.А.Фет Жизнь и творчество. | 1 | Лекция с элементами беседы Литературная мастерская | Сообщение о поэте. Анализ стихотворений Решаем читательские задачи | УО ФО | Знать о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, факты биографии поэта. Уметь анализировать стих-ия. Раскрывать их философский характер. | Проект С.238-239 | Творческая работа | |||||||||||||||||||||||||||
Тема любви и природы в ранней лирике А.А.Фета. | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поздняя лирика А.А. Фета | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
р/ Сочинение по творчеству Тютчева и Фета | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
62 | Критики о творчестве А.А.Фета. | 1 | практикум | Защита проектов | УО | Научиться работать с критическими статьями | Сообщение | ИКТ | |||||||||||||||||||||||||||
Н.А.Некрасов. 12 Ч | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
63-64 65 | Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество. Судьба народа как предмет лирических переживаний поэта. | 2 | Лекция с элементами беседы | Сообщение о поэте. анализ стих-ий. Презентация о поэте, писателе и журналисте А.Н.Некрасове | ИЗ | Знать биографию Н.А.Некрасова, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство поэта. Уметь строить сообщение о поэте, анализировать стих-ия поэта. | Стр.144-148, | ИКТ | |||||||||||||||||||||||||||
Тема народа в творчестве А.Н.Некрасова | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
66 | Тема поэта и поэзии в лирике А.Н.Некрасова | 1 | Комбинированный урок | Анализ стихотворений поэта, формулировка основных выводов | УО ФО | Знать суждения поэта о поэтическом труде в стихотворениях. Уметь анализировать стихотворения. | Стр.149-154 | Решаем читательские задачи | |||||||||||||||||||||||||||
67 | Тема любви в лирике Некрасова. | 1 | семинар | Чтение и анализ лирики . определение тем, мотивов, героя. Определение средств выразительности | Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. | Подготовка к ЕГЭ | ИКТ | ||||||||||||||||||||||||||||
68-69 | . «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. | 2 | Комбинированный урок | Работа с текстом: характеристика образов бунтарей-правдоискателей. | ФО | Знать историю создания поэмы, ее содержание и композицию Уметь определять проблематику и композицию, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней. | Сообщение | Решаем читательские задачи | |||||||||||||||||||||||||||
70-71-72 | Герои поэмы и тема народного счастья в поэме. | 3 | Комбинированный урок | Аналитическая работа с текстом поэмы, свободная работа с текстом. | ИЗ ФО | Знать многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Уметь характеризовать героев | Сообщения | тест | |||||||||||||||||||||||||||
73 | Язык и стиль поэмы | 1 | практикум | Аналитическая работа с текстом поэмы, выявление средств художественной выразительности | ИЗ ФО | Знать фольклорную народную основу языка поэмы. Уметь анализировать текст с точки зрения языковых особенностей. | Проектная работа | ||||||||||||||||||||||||||||
74 | Критики о творчестве А.Н. Некрасова | 1 | практикум | Аналитическая работа с текстом. | СР ФО | .научиться работать с критическими статьями | Домашнее сочинение. | Закладки для ЕГЭ | |||||||||||||||||||||||||||
Л.Н.Толстой 16+2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
75-76 | Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. | 2 | Лекция с элементами беседы | Сообщения о писателе | ИЗ ФО | Знать основные этапы жизни и творчества писателя, особенности его творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий. Уметь строить сообщение о писателе. | Сообщения и презентации Стр.269-278 | ИКТ | |||||||||||||||||||||||||||
77 | Внеклассное чтение. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Толстого. | 1 | Внеклассное чтение | Анализ эпизодов | ИЗ | Знать историческую основу рассказов, понимать их патриотический смысл. Уметь анализировать отдельные эпизоды | Сообщения | ИКТ | |||||||||||||||||||||||||||
78 | «Война и мир». История создания. Композиция. | 1 | Комбинированный урок | План-конспект; сообщения об истории создания романа | ИЗ | Знать историю создания романа-эпопеи, смысл названия, жанровое своеобразие. Уметь определять систему нравственных ценностей романа | Сообщения | карточки | |||||||||||||||||||||||||||
79 | Система персонажей | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
80-81 | Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. | 2 | Комбинированный урок | Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова | ИЗ тест | Знать внутренний монолог как приём психологической характеристики героя Уметь в ходе анализа характеризовать путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова. Уметь делать сравнительную характеристику героев, выявляя средства характеристики | Сообщения, Проект | ИКТ карточки | |||||||||||||||||||||||||||
82-83 | Женские образы в романе «Война и мир» | 2 | Комбинированный урок | Защита проектов Характеристика женских образов: сообщения, сравнения с иллюстрациями к роману. | ИЗ ФО | Знать содержание текста, особенности изображения женских образов в романе, их внутреннего мира. Уметь характеризовать женские образы, путь нравственных исканий Наташи Ростовой. | Сообщения Стр.308-311 | ИКТ карточки | |||||||||||||||||||||||||||
84 | Семья Ростовых и семья Болконских. | 1 | Комбинированный урок | Анализ эпизодов, аналитический пересказ, характеристика образов | ИЗ ФО | Знать о «мысли семейной в романе». Уметь через анализ эпизодов сравнивать семьи Ростовых и Болконских, видеть, отношение родителей к воспитанию детей, нравственные ценности. | Решаем читательские задачи | карточки | |||||||||||||||||||||||||||
85-86 | . Тема народа в романе «Война и мир». | 2 | Комбинированный урок | Анализ эпизодов Работа в группах | ИЗ ФО | Уметь видеть в ходе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война». | Сообщения диспут | карточки | |||||||||||||||||||||||||||
87 | Кутузов и Наполеон | 1 | Комбинированный урок | Сопоставительная характеристика:величие Кутузова и тщеславие и безнравственность Наполеона.
| ИЗ ФО ПР | Знать антитезу как центральный композиционный приём. Уметь делать сопоставительную характеристику героев, определять роль личности в истории. | Сообщения, | карточки | |||||||||||||||||||||||||||
.88-89 | Проблемы истинного и ложного в романе. Художественные особенности. Подготовка к сочинению. | 2 | семинар | Сравнительная характеристика: Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Сцены Бородинского сражении: анализ поведения героев. | ИЗ ФО | Знать проблемы истинного и ложного героизма в романе. Уметь во время анализа романа сравнивать жизнь и поступки героев. | Проектная работа | карточки | |||||||||||||||||||||||||||
90 | Анализ эпизода из романа «Война и мир». Подготовка к сочинению. | 1 | практикум | Анализ эпизода Работа в группах | ПР | Анализировать эпизод, определять его роль в романе. | Сообщение | ||||||||||||||||||||||||||||
91-92 | Сочинение по роману «Война и мир» | 2 | Развитие речи | Сочинение. | Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь. | Сообщения и презентации | |||||||||||||||||||||||||||||
Ф.М.Достоевский. 8ч | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
93 | Ф.М.Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды. | 1 | лекция | Сообщения о писателе, об особенности его творческого метода. | ИЗ | Знать основные этапы жизни и творчества писателя, особенности творческого метода: полифонийность, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм. Уметь выступать с сообщениями о писателе. | Сообщения и презентации | ИКТ | |||||||||||||||||||||||||||
94 | Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского. | 1 | Комбинированный урок | Развернутые рассуждения о Петербурге на основе комментария текста | ИЗ | Знать особенности изображения Петербурга в романе, о приеме контраста. Уметь характеризовать Петербург на основе комментария текста, строить развернутые рассуждения | Решаем читательские задачи презентации | ИКТ | |||||||||||||||||||||||||||
95-96 | История создания романа «Преступление и наказания». «Маленькие люди» в романе. | 2 | Комбинированный урок | .Развернутые сообщения. | ИЗ | Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию романа. Уметь видеть в тексте художественные приемы создания образов. | . Сообщения | ||||||||||||||||||||||||||||
97-98 | Духовные искания героя и способы их выявления. Теория Раскольникова и ее развенчание | 2 | Урок-диспут | Развернутые ответы на основе работы с текстом, обобщением о социальных и философских источниках преступления Раскольникова. | ФО | Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию Уметь выявлять в процессе анализа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к его преступлению, развенчание теории. | Сообщения | Подготовка к ЕГЭ | |||||||||||||||||||||||||||
99 | «Двойники» Раскольникова. | 1 | Комбинированный урок | Развернутые ответы на основе работы с текстом: характеристика «двойников» Раскольникова: Лужина и Свидригайлова | ИЗ | Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию. Уметь сопоставлять «двойников» Раскольникова: Лужина и Свидригайлова | Проект | ||||||||||||||||||||||||||||
100 | Значение образа Сони Мармеладовой в романе. Роль эпилога. | 1 | исследование | Развернутые ответы на основе работы с текстом. Работа в группах | ИЗ тест | Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию Уметь выявлять место Раскольникова в системе образов романа, определять в романе и в жизни Раскольникова место Сони Мармеладовой как ангела-хранителя. | Домашнее сочинение Викторина. Презентация проектов, творческих работ. | ИКТ | |||||||||||||||||||||||||||
Н.С.Лесков. 1 час | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
101 | Внекл .чтение Н.С.Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда». | 1 | Внеклассное чтение | Индивидуальные сообщения о творческом пути писателя. Анализ эпизодов-глав повести | ИЗ ФО | Знать факты биографии писателя, его творческий путь, манеру, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни. Уметь анализировать главы повести с точки зрения художественного своеобразия. | Сообщения | ИКТ | |||||||||||||||||||||||||||
А.П.Чехов. 2 ч. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
102-103 | . А.П.Чехов. Особенности рассказов 80-90х годов. | 2 | Лекция с элементами беседы | Анализ рассказов. Работа в группах | Знать жизненный и творческий путь А.П.Чехова, его идейную и эстетическую позицию, основную проблематику чеховского творчества. Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать рассказы художественного своеобразия | Проект | ИКТ | ||||||||||||||||||||||||||||
104 | Зачетная работа. | 1 | Урок контроля | ||||||||||||||||||||||||||||||||
105 | Итоговый урок Административный срез. Список литературы на лето. | 1 | Урок обобщения |
Контроль уровня обученности
В качестве контрольно-измерительных материалов используются вопросы задания из книг:
1. Т.Г. Кучина, А.В. Леденёв. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10 класс.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001.- 224с.
2. Тесты. 9-11кл.: Учебно-методическое пособие для учителя/ Авт.-сост. И.М. Михайлова. - 2-е изд. – М.: Дрофа, 2002. – 112с.
Творческие работы (сочинения)
По творчеству А. Н. Островского
- Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По одной из пьес: «Гроза» или "Бесприданница".)
2. Душевная драма Катерины. (По пьесе А.Н. Островского "Гроза".)
3. Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского "Гроза".
4. Что отличает Катерину от обывателей города Калинова? (По пьесе Н.А.Островского "Гроза".)
5. Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства. (По драме А.Н. Островского «Гроза».)
6. Смысл названия драмы А.Н.Островского «Гроза».
7. Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ сцены из 5 действия драмы А.Н. Островского "Гроза".)
По творчеству И. С. Тургенева
- Столкновение теории с жизнью. (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".)
2. Тема дружбы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети": Базаров и Аркадий.
3. Трагизм образа Базарова. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)
4. Сила и слабость базаровского нигилизма. (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".)
По творчеству Н. А. Некрасова
- Стихотворение Н.А. Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…». (Восприятие, истолкование, оценка.)
- Стихотворение Н.А. Некрасова "Рыцарь на час" (восприятие, истолкование, оценка).
- Стихотворение Н.А. Некрасова "Пророк". (Восприятие, истолкование, оценка.)
- Стихотворение Н.А.Некрасова "Элегия" («Пускай нам говорит изменчивая мода…»). (Восприятие, истолкование, оценка.)
- Своеобразие лирики Н.А. Некрасова.
- Тема народных страданий в поэзии Н.А. Некрасова.
- "Муза Некрасова… очень часто, смешивая благородные чувства с грубостью манер, нравится самою своею неизысканностью" (А.В. Дружинин).
- Картины народной жизни в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо".
- Сатирическое изображение помещиков в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
- Барин и мужик в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
- Как представляют себе счастье герои поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"?
- Тема женской доли в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
По творчеству Ф. М. Достоевского
- "Достоевский - художник … бездны человеческой, человеческой бездонности" (Н.А. Бердяев).
- «Любовь к людям у Достоевского – это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И.Анненский). (По одному из романов Ф.М.Достоевского: «Преступление и наказание» или «Идиот».)
- "Достоевский - это величайший реалист, измеривший бездны человеческого страдания, безумия и порока, вместе с тем величайший поэт евангельской любви" (Д.С. Мережковский).
- Спасла ли Соня Раскольникова? В чём смысл эпилога? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)
- В чем причины самоубийства Свидригайлова? (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)
6. В чем противоречия теории Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)
7. Клевета Лужина. (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)
8. Признание Раскольникова в преступлении. (Анализ эпизода из главы 8, части 6 романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)
По творчеству Л. Н. Толстого
- Семья Болконских и семья Курагиных в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
- Образ русского воина в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
- Портрет как средство характеристики героев романа Л.Н. Толстого "Война и мир".
- "В Л. Толстом сильно сознание того, что правда всегда торжествует над силой, что нравственная правда всегда сильнее грубой силы" (Д.С. Лихачев).
- Изображение войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
- Духовная высота "простого человека" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
- Философия жизни Платона Каратаева. (По роману Л.Н.Толстого "Война и мир".)
- "Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта" (Н.Г.Чернышевский).
- Внутренняя красота человека в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
- Тема "общей жизни" нации в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
- Образ Кутузова и вопрос о роли личности в истории. (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир".)
- "Редкие писатели … так сильно убеждены в единстве мысли и поступка, как граф Л.Н.Толстой" (П.В. Анненков).
- "Мысль семейная" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
- "Какая сила управляет всем?" (Взгляд на историю в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".).
- Смотр под Браунау. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 1, часть 2, глава 2.)
- Отъезд князя Андрея на войну. (Анализ 25 главы части 1, тома 1 романа Л.Н. Толстого "Война и мир").
- Сцена объяснения Пьера с Элен. (Анализ эпизода из главы 2, части 3, тома 1 романа Л.Н.Толстого "Война и мир".)
18. Петя Ростов в партизанском отряде. (Анализ 7 главы части 3, тома 4 романа Л.Н. Толстого "Война и мир".)
19. Переправа через Неман. (Анализ эпизода из главы 2, части 1, тома 3 романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир".)
20. Сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем. (Анализ 23 главы, части 3, тома 2 романа Л.Н. Толстого "Война и мир".)
По творчеству А. П. Чехова
- Проблема человеческого счастья в произведениях А. П. Чехова.
- «Чехов был несравненный художник… художник жизни» (Л. Н. Толстой).
- «Мещанство большое зло, оно как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А. П. Чехов).
- «Дворянское гнездо» в изображении Чехова (По пьесе «Вишнёвый сад».)
- Время и память в пьесе «Вишнёвый сад».
К о н т р о л ь н а я р а б о т а п о т е м е « Л и т е р а т у р а в т о р о й п о л о в и н ы X I X в е к а »
ВАРИАНТ 1.
Часть 1.
А1. Автор статьи «Луч света в темном царстве»
А) Н.А.Добролюбов
Б) Н.Г. Чернышевский
В) В.Г. Белинский
Г) Д.И. Писарев
А2. В финале романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Дуня Раскольникова вышла замуж за
А) Свидригайлова
Б) Лужина
В) Разумихина
Г) Лебезятникова
А3. Какого драматурга принято называть «Колумбом Замоскворечья»?
А) А.П. Чехова
Б) Н.В. Гоголя
В) А.Н. Островского
Г) А.С. Грибоедова
А4. Кто из героев А.Н. Островского мечтал изобрести вечный двигатель, получить за него у англичан миллион и обеспечить работой всех нуждающихся?
А) Борис
Б) Кудряш
В) Кулигин
Г) Шапкин
А5. Образы-символы неба Аустерлица и знаменитого дуба по дороге в Отрадное в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» неотделимы от образа
А) Пьера Безухова
Б) Андрея Болконского
В) Платона Каратаева
Г) Кутузова
А6. О ком следующие слова: «Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечет на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет навыворот – никогда <…> не приклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно… Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе! Его сердце не подкупишь ничем; на него всюду и везде можно положиться»?
А) о Базарове
Б) об Обломове
В) о Раскольникове
Г) о Чацком
А7. Героем-резонером в драме А.Н. Островского «Гроза» является
А) Тихон
Б) Борис
В) Кулигин
Г) Дикой
А8. Эта героиня романа Ф.М. Достоевского говорила Раскольникову: «Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять, да с улыбкой смотреть на мучителей, - если только веру иль бога найдет».
А) Соня Мармеладова
Б) Катерина Ивановна
В) кухарка Настасья
Г) Поленька
А9. В третьей главе поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - «Пьяная ночь» - с Павлушей Веретенниковым спорит
А) Ермил Гирин
Б) Савелий
В) Яким Нагой
Г) Оболт-Оболдуев
А10. Описание какой героини романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» приведено ниже: «Это была молодая женщина лет двадцати трех, все беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными детскими пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах»?
А) Фенечки
Б) Кукшиной
В) Анны Сергеевны Одинцовой
Г) Кати Одинцовой
А11. В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» народ помогает выкупить мельницу
А) Павлуше Веретенникову
Б) Ермилу Гирину
В) купцу Алтынникову
Г) Савелию
А12. Кто из героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» требовал от Раскольникова: «Встань!... Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я, убил!»?
А) Соня Мармеладова
Б) Разумихин
В) Лужин
Г) Свидригайлов
А13. Портрет какого героя русской литературы приведен ниже: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно. Как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа. Две стороны шли параллельно, перекрещиваясь и перевиваясь на пути, но никогда не запутываясь в тяжелые, неразрешаемые узлы. Он шел твердо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль, с ежеминутным, никогда не дремлющим контролем издержанного времени, труда, сил души и сердца»?
А) Обломова
Б) Чичикова
В) Базарова
Г) Штольца
Часть 2.
В1. Заключительная часть художественного произведения, где рассказывается о судьбе героев после изображенных событий.
В2. Назовите роман Ф.М.Достоевского, в котором он впервые поднимает тему «маленького человека».
В3. Как называется одна из разновидностей комического, сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное.
В4. Как называется образное словоупотребление, преувеличивающее какой-нибудь предмет, признак, качество или действие с целью усилить художественное впечатление?
В5. Какому герою романа Л.Н.Толстого «Война и мир» соответствует следующее описание: «Вся фигура… была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые, приятная улыбка, большие карие нежные глаза были круглые»?
В6. Как называется персонаж, прежде всего драматический, используемый автором для выражения собственных взглядов на происходящее, на поведение других действующих лиц.
Часть 3.
Выберите ОДНО из заданий С1.1, или С1.2. Запишите сначала полный номер выбранного задания, а затем развернутый ответ на него. Обоснуйте свои суждения и оценки, обращаясь (по памяти) к содержанию произведения. В своем ответе (с опорой на знание текста произведения) объясните мотивы поведения, характеры и взаимоотношения персонажей. При необходимости раскройте роль художественных средств в изображении героев и событий. |
С1.1. Народные истоки в характере Катерины (по драме А.Н.Островского «Гроза»).
С1.2. Что, по-вашему, послужило причиной духовного возрождения Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)?
Для выполнения задания С2 выберите ОДНО из двух предложенных заданий С2.1 или С2.2. Запишите номер выбранного задания и развернутый ответ на него: раскройте общий смысл предложенного вам текста, суть характеров, мотивы поведения и отношения персонажей или чувства и настроения лирического героя; определите роль художественных средств изображения. |
С2.1. Прочитайте фрагмент романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Объясните смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении.
- А теперь повторяю тебе на прощанье… потому что обманываться нечего: мы прощаемся навсегда, и ты сам это чувствуешь… ты поступил умно; для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяк. Вы, например, не деретесь – и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас, ты невольно любуешься собой, тебе приятно самого себя бранить; а нам это скучно – нам других подавай: нам других ломать надо! Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич – э волоту, как выражался мой родитель.
- Ты навсегда прощаешься со мной, Евгений? – печально промолвил Аркадий, - и у тебя нет других слов для меня?
Базаров почесал у себя в затылке.
- Есть, Аркадий, есть у меня другие слова, только я их не выскажу, потому что это романтизм, - это значит: рассыропиться. А ты поскорее женись; да своим гнездом обзаведись, да наделай детей побольше. Умницы они будут уже потому, что вовремя они родятся, не то что мы с тобой. Эге! Я вижу лошади готовы. Пора. Со всеми я простился… Ну что ж? Обняться, что ли?
Аркадий бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы так и брызнули у него из глаз.
С2.2. Прочитайте стихотворение А.А. Фета «Сияла ночь. Лунной был полон сад; лежали…». Дайте свое истолкование и оценку произведения.
Сияла ночь. Лунной был полон сад; лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердце у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и воли нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
ВАРИАНТ 2.
Часть 1.
А1. Первым художественным произведением, принесшим славу Ф.М. Достоевскому, стал
А) роман «Преступление и наказание»
Б) роман «Идиот»
В) роман «Бедные люди»
Г) роман «Униженные и оскорбленные»
А2. О ком из героев русской литературы следующие слова: «Он с детства отличался с замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен – он не мог не нравится. Он начал проявляться всюду, как только вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему. Он жил, как уже сказано, на одной квартире с братом, которого любил искренно, хотя нисколько на него не походил?
А) о Сильвил, герое повести А.С. Пушкина «Выстрел».
Б) о Павле Петровиче Кирсанове, герое романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
В) о Печерине, герое романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Г) о князе Андрее Болконском, герое романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
А3. Поводом дуэли Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым послужило
А) ухаживание Базарова за Фенечкой
Б) оскорбление, нанесенное Базаровым Павлу Петровичу
В) несходство в политических взглядов
Г) старание Базарова поссорить Аркадия с родственниками
А4. Кто из русских писателей был приговорен к смертной казни, замененной прямо на эшафоте каторгой?
А) А.Н. Радищев
Б) Ф.М. Достоевский
В) А.С. Грибоедов
Г) М.Е. Салтыков-Щедрин
А5. Критическая статья Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» посвящена
А) комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Б) пьесе А.Н. Островского «Гроза»
В) комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Г) пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»
А6. Среди семи странников – героев поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» не было
А) Ермила
Б) Пахома
В) Прова
Г) Митродора
А7. Княжна Мария Болконская, героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир»,выходит замуж за
А) Пьера Безухова
Б) Николая Ростова
В) Федора Долохова
Г) Василия Денисова
А8. Свидеие, назначенное доктору Старцеву, герою рассказа А.П. Чехова «Ионыч», должно было состояться
А) в лесу
Б) в церкви
В) на кладбище
Г) в театре
А9. Вину Раскольникова принял на себя
А) маляр Микола
Б) Лебезятников
В) Разумихин
Г) Свидригайлов
А10. О ком из героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» следующие слова: «Это был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоростков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда сами искренним образом служат»?
А) о Свидригайлове
Б) о Раскольникове
В) о Мармеладове
Г) о Лебезятникове
А11. Портрет какого героя русской литературы приводится ниже: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока»?
А) Манилова
Б) Обломова
В) Чичикова
Г) Раскольникова
А12. Какой герой русской литературы произносит следующий монолог: «… Я смешной человек… Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве казнят за то, что они смешны? Я смешон – ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной – я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить»?
А) Башмачкин
Б) Девушкин
В) Вырин
Г) Карандышев
А13. Первый опубликованный рассказ И.С.Тургенева из цикла «Записки охотника» назывался
А) «Бежин луг»
Б) «Хорь и Калиныч»
В) «Гамлет Щигровского уезда»
Г) «Бирюк»
Часть 2.
В1. Назовите автора критической статьи «Что такое обломовщина?»
В2. Система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображенным жизненным явлениям.
В3. Развернутое высказывание одного лица, не связанное с репликами других лиц.
В4. Назовите автора поэм «Мороз, Красный нос», «Тишина», «Русские женщины», «Рыцарь на час».
В5. Назовите критика, так оценивающего характер Катерины, героини пьесы А.Н. Островского «Гроза»: «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою, собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством».
В6. Авторские пояснения в драматическом произведении, с помощью которого уточняется место действия, внешний или духовный облик персонажей, различные психологические состояния, переживаемые им.
Часть 3.
Выберите ОДНО из заданий С1.1, или С1.2. Запишите сначала полный номер выбранного задания, а затем развернутый ответ на него. Обоснуйте свои суждения и оценки, обращаясь (по памяти) к содержанию произведения. В своем ответе (с опорой на знание текста произведения) объясните мотивы поведения, характеры и взаимоотношения персонажей. При необходимости раскройте роль художественных средств в изображении героев и событий. |
С1.1. Споры Базарова с Павлом Петровичем: кто победит (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)?
С1.2. Чем, по-вашему, отличаются «толпа» от «народа»? (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
Для выполнения задания С2 выберите ОДНО из двух предложенных заданий С2.1 или С2.2. Запишите номер выбранного задания и развернутый ответ на него: раскройте общий смысл предложенного вам текста, суть характеров, мотивы поведения и отношения персонажей или чувства и настроения лирического героя; определите роль художественных средств изображения. |
С2.1. Прочитайте фрагмент пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад». Объясните смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении.
П и щ и к. Что на торгах? Рассказывайте же!
Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Продан вишневый сад?
Л о п а х и н. Продан.
Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Кто купил?
Л о п а х и н. Я купил.
Пауза.
Любовь Андреевна угнетена; она упала бы, если бы не стояла возле кресла и стола. Варя снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит.
Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу… (Смеется.) Пришли мы на торги, там уже Дериганов. У Леонида Андреевича было только пятьдесят тысяч, а Дериганов сверх долга сразу надавал тридцать. Вижу, дело такое, я схватился с ним, надавал сорок. Он сорок пять. Я пятьдесят пять. Он, значит, по пяти надбавляет, я по десяти… Ну, кончилось. Сверх долга я надавал ему девяносто, осталось за мной. Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет.) Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажи мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется… (Топочет ногами.) Не смейтесь надо мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется… Это плод вашего воображения, покрытый мраком неизвестности… (Поднимает ключи, ласково улыбаясь.) Бросила ключи, хочет показать, что она уже не хозяйка здесь… (Звенит ключами.) Ну да, все равно.
С2.2. Прочитайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium». Дайте свое истолкование и оценку произведения.
Silentium
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими – и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, -
Питайся ими – и молчи.
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, -
Внимай их пенью – и молчи!..
1830
Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:
- Ю.В.Лебедев. Русская литература 19-го века. 10-й класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2ч. – М.: Просвещение, 2007
- Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2008.
3. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.
4. Н.В.Беляева, А.Е.Иллюминарская, В.Н.Фаткуллова. Литература. 10 класс: Методические советы под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008
5. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006
6. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.
7. Я иду на урок литературы: 10 класс: книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002
8. Н.В. Егорова, И.В.Золотарева, Т.И. Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе. 10 класс. Универсальное издание.- Москва- «Вако», 2009
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по французскому языку к учебнику "Синяя птица" для 6 класса учитель Друченко Т.А.
Календарно-тематическое планирование к учебнику Селивановой Н.А. и ШашуринойА.Ю. для преподавания французского языка в 6 классе....
Календарно-тематическое планирование по английскому языку к учебнику Биболетовой М.З. 3 класс
КТП 3 класс Биболетова...
Календарно-тематическое планирование по английскому языку к учебнику Биболетовой М.З. 9 класс
КТП 9 класс...
Рабочая программа по литературе к учебнику Б.А. Ланина, 8 класс
Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе авторской программы Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой ( М: «Вентана-Граф», 2011) и учебника «Литература: 8 класс»: учебник для учащихся об...
Рабочая программа по литературе к учебнику Б.А. Ланина, 9 класс
Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе авторской программы Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой ( М: «Вентана-Граф», 2011) и учебника «Литература: 9 класс»: учебник для учащихся об...
календарно-тематический план по литературе по учебнику Б.А.Ланина для 10 класса
календарно-тематический план по литературе для 10 класса по учебнику Б.А.Ланина , рассчитан на 102 часа, по ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по английскому языку для учебника В.П.Кузовлев 7 класс
Календарно-тематическое планирование вместе с пояснительной запиской для учебника по английскому языку 7 класс В.П.Кузовлев...