КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 КЛАСС ПО УЧЕБНИКУ Б. А.ЛАНИНА
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме
Календарно-тематический план по литературе по ФГОС по учебнику Б.А.Ланина рассчитан на 102 часа, для 9 класса .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно-тематический план для 9 класса рассчитан на 102 часа | 48.93 КБ |
Предварительный просмотр:
9 класс (3 ч в неделю, всего 102ч)
Ведущая тема: личность — история — судьба.
Личностный характер художественного творчества
Количество часов | Т ема | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | По плану | Факт | |||||
Древнерусская литература. Летописные жанры — 3 ч Связь между видами искусства: опера А.П. Бородина «Князь Игорь» | |||||||||
1ч 3 Ч 1 1 1
| Введение. Литература –история-судьба. Личностный характер художественного творчества Русские летописи. История летописей. Летописцы и их творчество. «Слово о полку Игореве» Историческая основа произведения, история публикации | Характеризовать художественную уникальность жанровой системы литературы Древней Руси. Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения. | |||||||
Классическая литература XIX в. —42ч Интернет: разработка веб-страницы о творчестве писателя. Создание электронной мини-библиотеки (размещение текстов с аннотациями). Составление электронной библиографии. Подписка на рассылку электронных новостей по литературе. Создание тематических презентаций. Написание рецензий и отзывов с размещением на литературных сайтах. Участие в виртуальных дискуссиях на тематических чатах. Самостоятельная работа с ресурсами электронных библиотек. | |||||||||
А.С.Грибоедов 8+2 | |||||||||
1
| Повторение. Классицизм как литературное направление. Просветительский реализм. Романтизм. Драма как род литературы. Трагедия. Комедия классицизма | Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении. Готовить исследование (коллективное под руководством учителя или индивидуальное по плану, предложенному преподавателем) особенностей реализма одного из программных произведений | |||||||
1 | Жизнь и творчество | ||||||||
1 | «Горе от ума» | ||||||||
1 | Сюжет и композиция. Двойной конфликт комедии. | ||||||||
1 | Система образов. Художественные средства создания характеров. | ||||||||
1 1 | Художественные средства создания характеров. Анализ ключевых сцен Вн/чт. Ю.М.Поляков «Работа над ошибками» | ||||||||
1 | И.А. Гончаров. Статья «Мильон терзаний» А.А. Григорьев. «По поводу нового издания старой вещи „Горе от ума“» | ||||||||
2 | Эссе по комедии р/р | ||||||||
2ч Дж.Г. Байрон. | |||||||||
1 | «Паломничество Чайльд-Гарольда» Романтический герой в поисках смысла жизни. | ||||||||
1 | Мотивы тоски одиночества. Байронический тип героя | ||||||||
11+1 ч А.С. Пушкин. | |||||||||
1 | Жизнь и творчество: годы творческого расцвета. «Евгений Онегин» « Онегинская строфа». | ||||||||
1 | Эволюция замысла. Своеобразие жанра произведения. | ||||||||
1 | Социально-историческое и общечеловеческое значение нравственных проблем романа. | ||||||||
1 | Изображение высшего света и поместного дворянства. | ||||||||
2 | Татьяна, Онегин, автор-поэт. | ||||||||
2 | Сравнительный анализ писем: Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне | ||||||||
1 | Автор романа и лирический герой поэзии Пушкина. | ||||||||
1 | Роль лирических отступлений в романе. | ||||||||
1 | Споры об Онегине в русской критике. | ||||||||
1 | р/р сочинение | ||||||||
10 +2 ч М.Ю.Лермонтов | |||||||||
1 | Жизнь и творчество. | ||||||||
1 | «Герой нашего времени» | ||||||||
1 | Роль композиции в раскрытии характера Печорина. | ||||||||
1 | Композиционная роль «Журнала Печорина». | ||||||||
1 | Жанровое своеобразие романа («путевые записки», дневник, повести). | ||||||||
1 | Печорин в поисках смысла жизни. | ||||||||
1 | Печорин и Онегин | ||||||||
1 | Нравственная проблематика (индивидуализм, эгоцентризм, социальная активность личности, ответственность человека за свою судьбу и жизнь близких людей, цель и смысл жизни). | ||||||||
1 | Смысл названия романа. | ||||||||
1 | Печорин и лирический герой поэзии Лермонтова. | ||||||||
2 | р/р Сочинение | ||||||||
10ч +1 Н.В.Гоголь | |||||||||
1 | Жизнь и творчество писателя: годы странствий, вехи религиозного поиска. | ||||||||
1 | «Мёртвые души» | ||||||||
1 | Путешествие героя как приём воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, народная. | Выявлять особенности русской реалистической литературы в сопоставлении с отечественной литературой предшествующих эпох и зарубежной литературой в форме развёрнутых устных или письменных ответов, сочинений литературоведческого характера. Готовить исследование (коллективное под руководством учителя или индивидуальное по плану, предложенному преподавателем) особенностей реализма одного из программных произведений | |||||||
1 | Чичиков как герой нового времени, его идейно-композиционное значение в поэме. | ||||||||
1 | Тема пошлости в произведении: образы помещиков. | ||||||||
2 | Групповой портрет чиновников: средство создания. | ||||||||
1 | Взаимоотношения Павла Ивановича Чичикова и автора-повествователя в сюжете поэмы. | ||||||||
1 | Тема будущего Руси. Смысл названия поэмы и споры о жанре Творческая работа. «Кто же едет в тройке? Кого везёт тройка-Русь?» «Поэма Гоголя в русской критике» «Мёртвых душ»: роман или поэма? | ||||||||
1 | Повторение . Романтизм и реализм. Особенности реалистической поэтики | Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи. Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей основных литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм) | |||||||
1 | ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ | ||||||||
Вечные образы в литературе — 8 ч Связь с другими видами искусства: образ Гамлета на сцене и на экране. Экранизации трагедии «Гамлет» (режиссёр Г. Козинцев, 1964). Музыка Д.Д. Шостаковича. Современные постановки «Гамлета» | |||||||||
2ч М.де Сервантес Сааведра | |||||||||
1 | Из биографии. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Рыцарские романы во времена Сервантеса. | Выразительно читать фрагменты произведений зарубежной литературы. Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии | |||||||
1 | Мечта Дон Кихота о Дульсинее Тобосской. Конфликт мечты и реальности в романе. Дон Кихот и Санчо Панса | ||||||||
4ч У.Шекспир | |||||||||
1 | Театр в жизни Шекспира. | ||||||||
1 | «Гамлет» Трагедия мести, перерастающая в трагедию личности. | ||||||||
1 | Напряжённая духовная жизнь героя-мыслителя | ||||||||
1 | Трагический разрыв героя с близкими людьми, его одиночество. | ||||||||
2ч И.С. Тургенев | |||||||||
1 | Жизнь и творчество писателя. | Соотносить содержание произведений зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определённой литературной эпохи и направления. Узнавать «вечные» образы мифологии и мировой литературы в произведениях писателей, учитывать знание основных характеристик этих образов при анализе художественного произведения | |||||||
1 | «Гамлет и Дон-Кихот» | ||||||||
Литература конца XIX — начала ХХ в. — 16 ч Связь между видами искусства: романсы на стихи А.А. Блока (музыка Ю.А. Борисова, А.Н. Вертинского) и С.А. Есенина. Графика В.В. Маяковского | |||||||||
| 4ч А.П.Чехов | ||||||||
1 | Жизнь и творчество писателя. | Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать персонажей, давать их сравнительные характеристики, определять основной конфликт, группировку образов, основные этапы развития сюжета, характеризовать своеобразие языка писателя. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений | |||||||
1 | «Крыжовник». . Новаторство Чехова в жанре рассказа. Роль художественной детали. | ||||||||
1 1 | «О любви». Образы «футлярных людей». Творческое задание | ||||||||
4+1ч М.Горький | |||||||||
1 | Жизнь и творчество: странствия на рубеже веков. | ||||||||
1 | «Челкаш» Сильный человек вне общества. | ||||||||
1 | Челкаш и Гаврила: два отношения к жизни. | ||||||||
1 | Символический образ моря в рассказе | ||||||||
1 | Творческая работа | ||||||||
3ч А.А.Блок | |||||||||
1 | Жизнь и творчество поэта. | Характеризовать героя русской литературы первой половины XX в. Готовить устные сообщения об основных модернистских течениях в русской литературе начала XX в. (символизм, акмеизм, футуризм), проводить индивидуальную работу по подготовке рефератов и докладов по проблемам русской литературы XX в. с последующим рецензированием несколькими учащимися и обсуждением наиболее интересных работ в классе. | |||||||
1 | «Стихи о Прекрасной Даме» («Вхожу я в тёмные храмы…», «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…». Теория «Вечной Женственности». | ||||||||
1 | «Мы встречались с тобой на закате…», «Мне страшно с Тобою встречаться…». Символические и реалистические детали в стихотворениях. Символика цвета. | ||||||||
3+2ч С.А.Есенин | |||||||||
1 | Жизнь и творчество. | ||||||||
1 | «Задымился вечер, дремлет кот на брусе…». Лирический герой и мир природы. | ||||||||
1 | «Запели тёсаные дроги…», «Зелёная причёска…». Фольклорные мотивы и образы в поэзии С.А. Есенина | ||||||||
1 | Вн/чт. В.М.Маяковский «Сергею Есенину» | ||||||||
1 | р/р Эссе-рассуждение | ||||||||
2ч В.В.Маяковский | |||||||||
1 | Жизнь и творчество. | ||||||||
1 | «Пощёчина общественному вкусу». Вызов общественному вкусу как основа эстетики футуризма. | ||||||||
Из русской и зарубежной литературы ХХ в. — 145ч Связь между видами искусства: экранизация повести «Собачье сердце» (режиссёр В. Бортко, 1988) | |||||||||
4_+1 ч М.А.Булгаков | |||||||||
1 | Жизнь и творчество писателя. | Давать общую характеристику художественного мира произведения. Определять тип конфликта в произведении и основные стадии его развития. Писать аналитическое сочинение литературоведческой направленности | |||||||
1 | «Собачье сердце». Идея переделки человеческой природы. | ||||||||
1 | Образ «грядущего хама» (Д.С. Мережковский): Шариков и Швондер. | ||||||||
1 | Сатирическое изображение действительности. | ||||||||
1 | Р/Р Аналитическое сочинение | ||||||||
3ч А.Камю | |||||||||
1 | Из биографии. Афоризмы Камю. | Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи | |||||||
1 | Роман «Посторонний» История создания и проблематика. Суд над Мерсо. Загадка Мерсо. | ||||||||
1 | Значение романа. Понятие об экзистенциализме | ||||||||
3ч Дж.Оруэл | |||||||||
1 | Из биографии. Афоризмы Оруэлла. | Определять жанровые разновидности эпических произведений (приключенческий рассказ, автобиографическая повесть, исторический роман и т. п.) | |||||||
1 | Роман «1984» Проблематика и жанровые особенности. | ||||||||
1 | Государство Океания, политические и нравственные принципы его граждан. Судьбы главных героев | ||||||||
1ч Г.Н.Айги | |||||||||
1 | Лирика разных жанров. | Воспринимать текст литературного произведения. Выявлять характерные для произведений литературы народов России темы, образы и приёмы изображения человека | |||||||
4+1ч А.И.Солженицын | |||||||||
1 | «Матрёнин двор». | Учитывать жизненную основу и художественную условность, индивидуальную неповторимость и типическую обобщённость художественного образа. Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать энциклопедии, словари, справочники, специальную литературу. Писать контрольное сочинение. | |||||||
1 | Образ Матрёны. | ||||||||
1 | Проблема названия: первоначальное — «Не стоит село без праведника» или окончательное — «Матрёнин двор»? Судьба Матрёны. | ||||||||
1 | Образ рассказчика — учителя Игнатича. | ||||||||
1 | Р/Р Аналитическое сочинение | ||||||||
1 | Вн/чт. Э.Хемингуэй. «По ком звонит колокол» | ||||||||
1 | Повторение и обобщение изученного | ||||||||
1 | Р/Р Контрольное сочинение | ||||||||
1 | Анализ сочинений | ||||||||
1 | Итоговый урок. Задания для летнего чтения | ||||||||
Резервные уроки | |||||||||
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание
№ п/п | Тема | Количество часов |
102 | ||
Введение | 1 | |
Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве» | 3 | |
Классическая литература XIX века. А.С.Грибоедов. «Горе от ума» | 8 | |
Дж.Г.Н.Байрон. «Паломничество Чайльд-Горольда» | 3 | |
А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» | 12 | |
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» | 10 | |
Н.В.Гоголь. «Мертвые души» | 12 | |
Вечные образы в литературе. М. де Севантес Сааведра. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» | 3 | |
У.Шекспир. «Гамлет, принц Датский» | 4 | |
И.С.Тургенев. «Гамлет и Дон-Кихот», «Гамлет Щигровского уезда» | 3 | |
Литература конца XIX века – начала XX века. А.П.Чехов. «Крыжовник», «О любви» | 4 | |
М.Горький. «Челкаш» | 4 | |
А.А.Блок | 4 | |
С.А.Есенин | 4 | |
В.В.Маяковский | 3 | |
Из русской и зарубежной литературы XX века. М.А.Булгаков. «Собачье сердце» | 4 | |
А.Камю. «Посторонний» | 3 | |
Дж. Оруэл. «1984» | 3 | |
Г.Н.Айги | 2 | |
А.И.Солженицын. «Матренин двор» | 5 | |
Итоговый урок. Задания для летнего чтения | 1 | |
Уроки внеклассного чтения | 4 | |
Урок контроля | 1 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного общего образования) по литературе, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. №1089., Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32), учебного плана МОУ «Гимназия № 7» на 2013-2014 учебный год, авторской программы Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой ( М: «Вентана-Граф», 2011) и учебника «Литература: 9 класс»: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф», 2011.
Программа рассчитана на 102 часа. По учебному плану выделено 102 часа.
Уроков развития речи – 10 (1 контрольное сочинение), уроков внеклассного чтения — 4
В программу внесены небольшие изменения: изучение зарубежной литературы изучается в конце учебного года.
Цель программы – воспитание у учащихся любви и привычки к чтению, приобщение к богатствам отечественной и мировой литературы, эстетического вкуса, формирование духовно-нравственных качеств.
Задачи — закладывать основы систематического изучения историко-литературного курса, продолжать развивать способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствовать умения анализа и интерпретации художественного текста; расширять теоретико-литературные знания обучающихся.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)
Содержание программы и календарно-тематическое планирование прилагаются.
Литература
1. Литература: программа: 5-11 классы общеобразовательных учреждений / Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина.- 2-е изд., перераб. -М.: «Вентана-Граф», 2011.
2. Литература: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по физике. 9 класс (по учебнику Перышкина)
Пояснительная записка. Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта о...
Календарно-тематическое планирование по физике. 10 класс (по учебнику Мякишева, 2 часа)
Пояснительная записка. Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта с...
Календарно-тематическое планирование по физике. 11 класс (по учебнику Мякишева, 2 часа)
Пояснительная записка. Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта с...
Календарно-тематическое планирование уроков в 10 классе по учебнику "Английский язык нового тысячелетия".
Данное планирование составлено таким образом, что темы уроков совпадают с учебными записями в школьном журнале....
Календарно-тематическое планирование по географии 8 класс к учебнику Алексеева А.И.
Используемая программа: Алексеев А.И., Ким Э. В., и др. «География России. Отечествоведение» 8-9 классыИспользуемый учебник: А.И. Алексеева и др. "География России. Природа и население»...
Календарно-тематическое планирование по географии 7 класс к учебнику Душиной И.В.
Используемая программа: Душина И.В. «Материки, океаны, народы и страны» 7 класс. Используемый учебник: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 класс – М.: Д...
Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс к учебнику Алексеева А.И.
Используемая программа: Алексеев А.И., Ким Э. В., и др. «География России. Отечествоведение» 8-9 классы Используемый учебник: А.И. Алексеев и др. «География России: хозяйство и географические ра...