Рабочая программа по литературе для 10 класса
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 10 класса содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l-10-2014_102ch_.doc | 311 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Литература» для 10 класса составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов.
Учебный план школы разработан на основании следующих нормативно-правовых документов:
Законы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта».
- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Концепции:
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приказ Минобразования России от 18.02.2002 № 2783;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
Программы:
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС (протокол заседания Координационного совета № 1 от 27-28 июля 2010 год);
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС, 2011 год).
Постановления:
- постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2014 № 245 «О признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации» (отменены постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1237 «Об утверждении Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении»; от 19.03.2001 № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»);
- постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования», постановление Правительства Ростовской области от 06.03.2014 № 158 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596».
Приказы:
- приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказ Минобразования России от 09.03. 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;
- приказ Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;
- приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;
- приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;
- приказ минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Распоряжения:
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 № 2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».
- Устав МБОУ СОШ №7 г. Сальска
- Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс (М.: Просвещение, 2011) автора-составителя В.Я.Коровиной.
- Годовой календарный график МБОУ СОШ № 7 г.Сальска на 2014-2015 учебный год.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения литературы на базовом уровне 3 ступени среднего общего образования - минимальный уровень.
В 10 классе на изучение предмета отводится 105 часов из расчета 3 часа в неделю (35 учебных недель), в т. ч. на сочинения и их подготовку отводится 7 ч.
В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ № 7 г. Сальска на 2014-2015 учебный год, а также с государственными праздниками данная программа рассчитана на 102 часа. Сокращение 3 часов произведено за счет объединения обзорных тем по зарубежной литературе.
Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ СОШ № 7 г. Сальска. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе и программой учебного курса автора-составителя В.Я. Коровиной.
Преобладающими формами текущего контроля выступают творческие работы и устный опрос.
Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
• приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
• овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
• овладение способами устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободного владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений; развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристике героя; отзыва на самостоятельно прочитанное произведение, свободного владения письменной речью;
• освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Содержание тем учебного материала
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры
Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).
Введение 1ч
Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 года года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроений. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли.
Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения.
Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин).
Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.
Литература первой половины XIX века 10ч
Александр Сергеевич Пушкин.
Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского
творчества". Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики. Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность — основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».
Михаил Юрьевич Лермонтов.
Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Стихотворения:«Валерик»,
«Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва» («Я, Матерь Божия,
ныне с молитвою...»), «Завещание». Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.
Те о рия ли т ер ату ры . Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.
Николай Васильевич Гоголь.
Жизнь и творчество. (Обзор.) Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и
рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское). «Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
Литература второй половины XIX века
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная
критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.
Классическая русская литература и ее мировое признание.
Иван Александрович Гончаров. 8ч
Жизнь и творчество. (Обзор.) Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 0бломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).
Т е ор и я л ит е ра т уры . Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как
проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.
Александр Николаевич Островский. 8ч
Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара. Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и годное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием
антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбова).
Т е ор и я л ит е ра т уры. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)
Иван Сергеевич Тургенев. 10ч
Жизнь и творчество. (Обзор.) «Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).
Т е ор и я л ит е ра т уры .Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).
Федор Иванович Тютчев. 3ч
Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско- всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений. Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...».
Т е ор и я л ит е ра т уры. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.
Афанасий Афанасьевич Фет. 4ч
Жизнь и творчество. (Обзор.) Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».
Т е ор и я л ит е ра т уры. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.
Алексей Константинович Толстой. 1ч
Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».
Николай Алексеевич Некрасов. 6ч
Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ
исповедального выражения лирических переживаний, Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка. Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли», « Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...»'.
Т е ор и я л ит е ра т уры. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. 3ч
Жизнь и творчество. (Обзор.) «История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.
Т е ор и я л ит е ра т уры . Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий).Сатира как выражение общественной позиции писателя.
Жанр памфлета (начальные представления)
Лев Николаевич Толстой. 22ч
Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя —просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир. «Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии. Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.
Те ор и я л ит е ра т уры . Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия)
Федор Михайлович Достоевский. 10ч
Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа». «Преступление и наказание» — первый Идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.
Т е ор и я л ит е ра т уры . Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.
Николай Семенович Лесков. 3ч
Жизнь и творчество. (Обзор.) Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа. «Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке.(Изучается одно произведение по выбору.)
Т е ор и я л ит е ра т уры . Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.
Антон Павлович Чехов. 10ч
Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры —сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов. Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др. «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бес-событийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.
Т е ор и я л ит е ра т уры . Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века 3ч
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Ги де Мопассан.
Слово о писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.
Генрик Ибсен.
Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.
Артюр Рембо.
Слово о писателе. «Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Симво-лизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ
- Художественная литература как искусство слова.
- Художественный образ. Художественное время и пространство.
- Содержание и форма. Поэтика.
- Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм. Модернизм и постмодернизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX-XX веков.
- Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
- Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
- Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.
- Деталь. Символ. Подтекст.
- Психологизм. Народность. Историзм.
- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
- Гипербола. Аллегория.
- Стиль.
- Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.
- Литературная критика.
.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути писателей 19-20 в.;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
– Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
– Выразительное чтение.
– Различные виды пересказа.
– Заучивание наизусть стихотворных текстов.
– Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
– Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
– Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
– Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
– Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Название | автор | издательство | год издания |
1 | «Русская литература 19 века. 10 класс» | Лебедев Ю.В. | М.: Просвещение | 2009 |
2 | Литература: 10 кл.: Методические советы. | Беляева Н. В | М.: Просвещение | 2007 |
3 | Поурочные разработки по литературе 19 века. 10 класс. В 2 ч. | Золотарёва И. В., Михайлова Т. И. | М.: ВАКО | 2012 |
4 | Литература 10-11 классы. Развернутое тематическое планирование по программе под ред. Коровиной. Базовый и профильный уровень. | Цветкова Г.В.- автор-составитель | Волгоград: Учитель | 2011 |
5 | www.licey.net | |||
6 | Поурочное планирование по литературе. 10 класс | Силинская Л.Н. | М.: Экзамен | 2009 |
7 | Литература. Уроки-исследования. 9-11 класс | Бережная И.Д. | Волгоград: Учитель | 2008 |
8 | Анализ произведений русской литературы XIX века. 10 класс | Иванова Е.В. | М.: Экзамен | 2013 |
9 | Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 класс. | Архипова Н.П. | М.: Глобус | 2009 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 10 КЛАССА (102 ЧАСА)
№ п/п | Раздел/тема | Сроки прохождения | Система контроля | Требования к уровню подготовки учащихся | |
Знать/понимать | Уметь | ||||
I | Русская литература и русская история XIX века в контексте мировой литературы. (1 час) | Этапы развития историко-литературного процесса. Логику развития историко-литературного процесса. Общую характеристику и своеобразие русской литературы ХIХ в. | Видеть закономерности развития историко-литературного процесса. Доказывать примерами значение русской литературы XIX в. в развитии литературного процесса. | ||
1 | Русская литература и русская история XIX века в контексте мировой литературы. | 2.09 | |||
II | Русская литература I половины XIX века. (10 часов) | Основные литературные направления XIX века и их особенности. Биографические данные авторов, содержание произведений, литературоведческие термины. Роль и место изученных произведений в литературном процессе. | Характеризовать литературные направления XIX века. Использовать рекомендованную критическую литературу, уметь анализировать поступки героев, давать самостоятельную оценку. Давать доказательную и убедительную оценку прочитанному произведению. Использовать справочную литературу, свободно употреблять в речи термины. Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. Раскрыть конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведения | ||
2 | Русская литература I половины XIX века. | 4.09 | |||
3 | Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина. | 6.09 | |||
4 | Философские мотивы в лирике Пушкина. | 9.09 | |||
5 | Тема дружбы и любви в поэзии Пушкина. | 11.09 | |||
6 | Петербург Пушкина в поэме «Медный всадник». | 13.09 | |||
7 | М.Ю.Лермонтов. Своеобразие художественного мира поэта. | 16.09 | |||
8 | Развитие в творчестве М.Ю.Лермонтова пушкинских традиций. | 18.09 | |||
9 | Изображение Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект». | 20.09 | |||
10 | Образ Петербурга в произведениях Пушкина и Гоголя. | 23.09 | |||
11 | Сочинение по литературе 1 половины 19 века. | 25.09 | Сочинение №1 | ||
III | Русская литература II половины XIX века. | Краткие биографические сведения, содержание художественных произведений. Роль и место данных произведений в литературном процессе. Соотнесение времени, изображенного и времени создания произведения. | Делать самостоятельные выводы по прочитанному, давать оценку действиям героев; использовать критическую литературу; использовать литературоведческие термины. Излагать мысли на заданную тему, выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала, сопоставлять и анализировать факты из содержания произведения, критическую литературу; анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы; излагать мысли на заданную тему. | ||
И.А.Гончаров «Обломов». (8ч) | |||||
12 | И.А.Гончаров. Очерк жизни и творчества. | 27.09 | |||
13 | «Обломов»: история создания, особенности композиции. | 30.09 | |||
14 | Сущность характера главного героя. | 2.10 | |||
15 | «Сон Обломова», его композиционная роль. | 4.10 | |||
16 | Приём антитезы. Обломов и Штольц. | 7.10 | |||
17 | Женские образы в романе. | 9.10 | |||
18 | Роман «Обломов» в русской критике. | 11.10 | |||
19 | Что такое «обломовщина»? | Сочинение №2 | |||
А.Н.Островский «Гроза». (8 ч) | Основные факты жизни и творчества писателя, содержание художественных произведений. Роль и место данных произведений в литературном процессе. Соотнесение времени, изображенного и времени создания произведения. | Анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы, выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала, излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала, выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров. | |||
20 | Художественный мир Островского. | ||||
21 | Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. | ||||
22 | Город Калинов и его обитатели. | ||||
23 | Приемы характеристики героев пьесы Островского. | ||||
24 | Протест Катерины против «темного царства». | ||||
25 | Оценка пьесы русской критикой. | ||||
26 | «Бесприданница»: сценическая судьба пьесы и её экранизация. | ||||
27 | Нравственные проблемы пьес Островского. Подготовка к сочинению. | Сочинение №3 | |||
И.С.Тургенев «Отцы и дети». (10 ч) | Краткие биографические сведения, содержание художественных произведений. Роль и место данных произведений в литературном процессе. | Выявлять авторскую позицию в произведении, выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы, анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы, анализировать и интерпретировать художественное произведение, отбирая сведения по истории и теории литературы; использовать выразительные средства языка, решая коммуникативную задачу | |||
28 | И.С.Тургенев. Личность и судьба писателя. | ||||
29 | Творческая история и основной конфликт романа «Отцы и дети». | ||||
30 | Поколение «отцов» в изображении Тургенева. | ||||
31 | Базаров и его родители. | ||||
32 | «Дети» на страницах романа. | ||||
33 | Образ Базарова в романе. | ||||
34 | Любовь и счастье на страницах романа. Базаров в любви и смерти. | ||||
35 | Споры вокруг романа «Отцы и дети». | ||||
36 | «Стихотворения в прозе»: идейно-художественное своеобразие. | ||||
37 | Классное сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети». | Сочинение №4 | |||
Ф.И.Тютчев. (3 ч) | Основные этапы жизненного и творческого пути поэта, особенности мировосприятия, иметь представление о философских основах произведений поэта, их символическом подтексте. | Анализировать и интерпретировать поэтическое произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | |||
38 | Своеобразие художественного мира Ф.И.Тютчева. | ||||
39 | Любовная лирика Тютчева. | ||||
40 | Философская лирика Тютчева. | ||||
А.А.Фет. (4 ч) | Особенности художественного мира поэта. Тематическое многообразие поэзии Фета, художественное своеобразие языка: сочетание удивительной конкретности и точности в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. | Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | |||
41 | Особенности художественного мира А.А.Фета. | ||||
42 | Основные мотивы творчества Фета. | ||||
43 | Философия природы в лирике Фета. | ||||
44 | Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета. Сопоставительный анализ стихотворений. | Сочинение №5 | |||
А.К.Толстой. (1 ч) | |||||
45 | Своеобразие художественного мира А.К.Толстого. | ||||
Н.А.Некрасов. (6 ч) | Основные этапы жизни и творческого пути поэта; своеобразие художественного мира Некрасова. Соотношение гражданственности и искусства; поэтизация жертвенности; поэтическая декларация; связь с русским фольклором; сказовый стиль произведений. Художественные особенности и своеобразие идейного содержания лирики поэта. | Анализировать и интерпретировать поэтическое произведение, используя сведения по истории и теории литературы. Выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы. | |||
46 | Личность и судьба Н.А.Некрасова. Поэт «мести и печали». | ||||
47 | Основные темы лирики Некрасова. | ||||
48 | «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция. | ||||
49 | Многообразие типов крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | ||||
50 | Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов — центральный образ поэмы. | ||||
51 | Проблема счастья и смысла жизни в поэме. | ||||
М.Е.Салтыков-Щедрин. (3 ч) | Основные факты жизни и творчества писателя, иметь представление о своеобразии его сатиры. Проблематику и поэтику сказок, замысел, историю создания повести, композицию и жанр произведения. | Воспроизводить содержание литературного произведения, излагать мысли на заданную тему. | |||
52 | Страницы жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина. | ||||
53 | «История одного города» - сатирическая летопись истории Российского государства. | ||||
54 | Собирательные образы градоначальников. | ||||
Н.С.Лесков. (3 ч) | Этапы творческого пути Н.С.Лескова, художественный мир. Идейно-художественное своеобразие произведения; значение темы проповедничества в творчестве автора. | Излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала, выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы. | |||
55 | Жизнь и творчество Н.С.Лескова. | ||||
56 | Поэтика названия сказа «Очарованный странник». | ||||
57 | Национальный характер в изображении писателя. | ||||
Ф.М.Достоевский. (10 ч) | Основные факты жизни и творчества писателя. Христианскую концепцию Достоевского. Значение деталей в романе. Идейно-нравственную проблематику романа, его главный конфликт. Смысл столкновения «правды» Сонечки и «правды» Раскольникова, идею страдания и очищения. Специфику Петербурга Достоевского. Суть теории Раскольникова. Символический смысл романа. | Воспроизводить содержание литературного произведения. Излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала, анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | |||
58 | Ф.М.Достоевский. Очерк жизни и творчества. | ||||
59 | История создания романа «Преступление и наказание». | ||||
60 | В Петербурге Достоевского. | ||||
61 | Раскольников среди «униженных и оскорбленных». | ||||
62 | Теория Раскольникова. | ||||
63 | «Двойники» Раскольникова. | ||||
64 | Значение образа Сони Мармеладовой. | ||||
65 | Эпилог романа. Роль эпизода. | ||||
66 | Обзор романа «Идиот». | ||||
67 | Классное сочинение по роману «Преступление и наказание». | Сочинение №6 | |||
Л.Н.Толстой. 22ч (19ч+3ч вн.чт.) | Основные этапы, факты жизни и творчества Л. Н. Толстого, особенности его художественного мира; идейно-художественное своеобразие «Севастопольских рассказов». Творческую историю романа «Война и мир», жанровые особенности произведения и многозначность его названия. Понятие «роман-эпопея», черты эпопеи в романе. Своеобразие композиции, особенности психологизма, «диалектику души». Богатый и сложный мир героев романа. Идею нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира. Знать о продолжении в литературе толстовских традиций изображения войны. | Воспроизводить содержание литературного произведения. Делать самостоятельные выводы по прочитанному, давать оценку действиям героев; использовать критическую литературу; использовать литературоведческие термины. Излагать мысли на заданную тему, выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала, сопоставлять и анализировать факты из содержания произведения, критическую литературу; анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы; излагать мысли на заданную тему. Выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы. | |||
68 | Жизненный и творческий путь писателя. | ||||
69 | Изображение суровой правды войны в «Севастопольских рассказах». | ||||
70 | История создания романа «Война и мир». Понятие о романе-эпопее. | ||||
71 | Художественные особенности романа, композиция, проблематика. | ||||
72 | Изображение Толстым великосветского общества. | ||||
73 | Именины у Ростовых. Усадьба Лысые Горы. | ||||
74 | Семьи Ростовых и Болконских. | ||||
75 | Изображение войны 1805-1807 годов. | ||||
76 | Истинный героизм в изображении Толстого. | ||||
77 | Духовные искания князя Андрея. | ||||
78 | Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа. | ||||
79 | Идеал прекрасного в изображении Толстого. Образ Наташи Ростовой. | ||||
80 | Наташа и княжна Марья. Наташа и Элен. | ||||
81 | Духовные искания Пьера Безухова. | ||||
82 | Изображение в романе войны 1812 года. | ||||
83 | Кутузов и Наполеон в романе. | ||||
84 | «Мысль народная» в романе. | ||||
85 | Эпилог романа. | ||||
86 | Сочинение по роману «Война и мир». | Сочинение №7 | |||
87 | Тема войны в современной литературе. | ||||
88 | Тема войны в современной литературе. | ||||
89 | Тема войны в современной литературе. | ||||
А.П.Чехов. (10 ч) | Иметь представление об общественно-политической жизни 80–90-х гг. ХIХ в., роли творчества А. П. Чехова, особенности художественного мироощущения Чехова. Основные факты жизни и творчества писателя. Содержание изученных произведений. | Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; подтверждать главную мысль Чехова: «Не теряйте в себе человека» – примерами из его произведений. Излагать мысли на заданную тему; выявлять авторскую позицию в произведении, приемы систематизации материала, анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы, аргументированно формулировать свое отношение к произведению, создавать текст сочинения различных жанров. | |||
90 | А.П.Чехов. Личность и судьба писателя. | ||||
91 | Рассказы Чехова 80-90-х годов. | ||||
92 | «Маленькая трилогия»: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». | ||||
93 | Душевная деградация человека в рассказе Чехова «Ионыч». | ||||
94 | «Ионыч» и русская действительность конца 19 века. | ||||
95 | «Вишневый сад»: история создания, своеобразие конфликта. | ||||
96 | Анализ эпизода «Приезд Раневской и Гаева в имение». | ||||
97 | Бывшие хозяева вишневого сада. | ||||
98 | Образ Лопахина в пьесе. | ||||
99 | Тема будущего в пьесе. | ||||
IV | Зарубежная литература II половины XIX века. (3 ч) | ||||
100 | Основные тенденции развития зарубежной литературы II половины XIX века. | Содержание изучаемых произведений (Г.Мопассан «Ожерелье», Г.Ибсен «Кукольный дом», А.Рембо «Пьяный корабль»). | Анализировать, сравнивать, делать выводы по прочитанному. | ||
101 | Основные тенденции развития зарубежной литературы II половины XIX века. | ||||
102 | Круг летнего чтения. |
Итого: 102ч Соч - 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...