Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. «Живое слово», 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. «Живое слово», 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modul_zhivoe_slovo_po_literature_5_klass.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная казенная общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района
Воронежской области
Рассмотрена на заседании МО гуманитарного цикла Протокол № от | Утверждена на заседании Педагогического совета МКОУ СОШ № 25 с УИОП г.Россоши Протокол № от | Введена в действие приказом директора МКОУ СОШ № 25 с УИОП г.Россоши Приказ № от |
Рабочая программа
внутрипредметного образовательного модуля по литературе.
«Живое слово», 5 "В" класс (2-четверть).
Россошь 2014
1.Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897.
Программа разработана на 7 часов в качестве внутрипредметного образовательного модуля. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5-х классов.
Книга - самое большое чудо, созданное руками и разумом человека. Феномен ее связан с тем, что именно она материализует, обобщая и суммируя все то, что мы называем культурой. Пушкин, Гоголь, Толстой, Горький - все они олицетворяют культуру нашего народа. Соединяя прошлое, настоящее и будущее в истории той или иной нации, книга передает от одного поколения другому все ценное, что накоплено каждым из них.
В России литература всегда была больше, чем просто беллетристика. На разных этапах истории она являлась трибуной общественного мнения, подлинной совестью народа, отражая его идеалы, стремления, помыслы. Ныне книга живет и развивается в новых чрезвычайно новых условиях. Она испытывает огромное давление научно - технического прогресса. Кино, радио, телевидение занимают все большее место в жизни общества. Они всерьез ограничили сферу влияния книги, потеснили ее роль важнейшего источника знаний. Сегодня в стране сформировалось целое поколение «телевизионных» и «интернет» пап и мам, которые обходятся без чтения. Поэтому школа должна серьезно работать над изъянами в воспитании бережного отношения и интереса к книге в семье и школе. Книга остается важнейшим средством воспитания культуры, формирования эмоциональной, творческой и образованной личности.
Таким образом, программа модуля «Живое слово» направлена на формирование читательской компетентности в целом. Особенностью программы является усиление связи произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки. Эта связь обеспечивается включением раздела «Проект», помещённого в учебник, и прослушиванием рекомендуемых учебником произведений в разделе «Фонохрестоматия».
Знакомясь с идейным содержанием литературного произведения, ученик ближе знакомится с ценностями человеческой цивилизации и пытается определить свое место в современном мире.
Цель:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости;
- воспитание эстетического отношения к искусству;
- обогащение нравственного опыта школьников.
Задачи:
- Приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- Овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- Устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- Научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- Отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
- Освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Данные занятия предполагают как традиционный коллективный, так и индивидуальный подходы; работу в группах; творческие задания и прочее.
Формы проведения занятий
- беседа;
- практическая работа;
- коллективные и индивидуальные исследования;
- самостоятельная работа (индивидуальная, групповая)
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология
2.Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Раздел /Тема | Кол- во часов | Содержание темы | Обучение детей с ОВЗ | Вид контроля | Оборудование | Планируемые результаты | Дата | |
План | Факт | ||||||||
1 | "Путешествие в страну загадок" | 1 | Актуализация знаний о малых жанрах фольклора. | Подбор загадок о Родине. | Организация совместной учебной деятельности | Словарь В.Даля, компьютер мультимедийный проектор. | Сочинение загадки, скороговорки, колыбельной песни и красиво оформить свое произведение. | 14.11 | |
2 | "Путешествие в страну пословиц и поговорок" | 1 | Актуализация знаний о малых жанрах фольклора | Подбор пословиц и поговорок о земле и воде | Творческая работа. | Словарь В.Даля, компьютер мультимедийный проектор. | Объяснение происхождения и форм бытования ,и развитие двух основных ветвей словесного искусства-фольклорной и литературной. | 21.11 | |
3 | "Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной " | 1 | Повторение сведений о сказках. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. сказок: бытовые, волшебные, о животных. | Чтение и пересказ народной сказки на выбор. | Творческая работа. | Сборник русских сказок, компьютер, мультимедийный проектор. | Выписать из сказки примеры присказки, зачина, концовки, повторов, постоянных эпитетов и подготовиться сказывать сказку с использованием этих композиционных элементов | 28.11 | |
4 | "Почему я люблю читать народные сказки" | 1 | Народная мораль в сказке: добро побеждает зло. Фантастика волшебной сказки. Вариативность народных сказок. | Рисунки к любимой сказке | Коллективный диалог о роли сказочных элементов и языке сказок. | Компьютер, мультимедийный проектор. | Выявление характерных для народных сказок художественных приемов и фантастических элементов и определения их роли в сказке. Презентация и защита собственных иллюстраций к народной сказке. | 05.12 | |
5 | "Истоки рождения сюжета сказки, "бродячие сюжеты" | 1 | Сопоставительный анализ сказок А.С.Пушкина и фольклорных сказок. | Из прочитанной сказки привести примеры зачина, концовки, присказки | Организация совместной учебной деятельности | Компьютер, мультимедийный проектор. | Вспомнить похожие сюжеты русских народных и зарубежных сказок. Их отличия. Почему в фольклоре существуют варианты одной и той же сказки. Защита проекта. "Иллюстрации разных художников к одним и тем же сказкам" | 12.12 | |
6 | "Создание волшебной сказки" | 1 | Показ созданной учителем презентации с изображением сказителей и звукозаписями сказок в их исполнении | Письменный ответ на проблемный вопрос | Викторина. Защита ученических проектов. | Компьютер, мультимедийный проектор. | Сочинение собственной сказки или сочинение по картине на сказочный сюжет | 19.12 | |
7 | "Художники- иллюстраторы сказок" | 1 | Показ презентаций "Художники-иллюстраторы сказок" | Иллюстрации к сказке (подбор) | Творческая работа | Компьютер, мультимедийный проектор. | Создание электронного альбома "Художники-иллюстраторы сказок"или принести иллюстрированные издания сказок и подготовить рассказ о понравившихся иллюстрациях | 26.12 |
3.Планируемые результаты.
Личностные результаты
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты
• умение структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• написание творческих работ на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
4.Предполагаемые результаты.:
Учебный проект:"
- Детский фольклор и современность",(исследования)
- "Литература, ушедшая в прошлое",(реферат)
- "Сказка в картинках".(иллюстрируем сказки)
Краткосрочный проект
- "Сказка в дом приходит к нам".(пишем сами)
- Зачем нужно читать русские народные сказки"(исследования)
- "Что за прелесть эти сказки".
Исследовательский проект
- "Сказочная баба Яга".
Творческий проект
- сочинения, рассказы собранные в сборнике "Сочиняем сами".
Творческая работа:
- "Сказка ложь, да в ней намек",
- "Законы сказочного мира"
- создание иллюстраций к сказкам и их защита.
- поиск реальных и фантастических элементов и определении их роли.
5.Перечень учебно-методического обеспечения.
- Волков И.И. Приобщение школьников к творчеству. М., «Просвещение» 2010 г.
- УМК под редакцией В.Я. Коровиной (М. "Просвещение", 2011 г.)
- Чернова Т.А. "Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по литературе 5-11 классы" - М. Планета, 2011 г.
- Литература. 5 кл. Фонохрестоматия. Электронное приложение к учебнику. - М.: Просвещение, 2012. - 37,3 МБ. - (Электронное учебное издание).
- ЭОР http://school-collection.edu.ru
- ЭОР http://fcior.edu.ru
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.psyedu.ru/view.php?id=370&a=da
- http://www.svetozar.org/index/name/themes.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. «Волшебная сила слова», 6 класс
Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. "Волшебная сила слова», 6 класс...
РАБОЧАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ) КОРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЖИВОЙ МИР» 1 класс ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (рассчитана на детей 7-8 лет с ментальными нарушениями разной степени)
РАБОЧАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ) КОРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЖИВОЙ МИР» 1 класс ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (рассчитана на детей 7-8 лет с ментальными нарушениями разно...
Рабочая программа образовательного модуля "Алый парус надежды" в 6 классе
Тематический образовательный модуль "Алый парус надежды" построен на основе произведения А. Грина "Алые паруса" и других произведений автора и предполагает расширение кругозора учащихся как по литерат...
Рабочая программа внутрипредметного модуля по литературе «За строками текста» 5 «А» класс, (4 четверть)
Содержание и структура внутрипредметного образовательного модуля определяется целью литературного образования: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить их спос...
Рабочая программа внутрипредметного модуля по литературе «Там на неведомых дорожках» 5 «А» класс, (1 четверть)
Внутрипредметный модуль « Там на неведомых дорожках» для учащихся 5 класса общеобразовательной школы направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, ...
Рабочая программа "Живое слово 5 класс"
Рабочая программа "Живое слово 5 класс"...
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Живое слово»
Программа направлена на овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового хар...