Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. «Волшебная сила слова», 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. "Волшебная сила слова», 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modul_volshebnaya_sila_slova_po_literature_6_klass.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная казенная общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района
Воронежской области
Рассмотрена на заседании МО гуманитарного цикла Протокол № от | Утверждена на заседании Педагогического совета МКОУ СОШ № 25 с УИОП г.Россоши Протокол № от | Введена в действие приказом директора МКОУ СОШ № 25 с УИОП г.Россоши Приказ № от |
Рабочая программа
внутрипредметного образовательного модуля по литературе.
«Волшебная сила слова», 6 "В" класс (2-четверть).
Россошь 2014
1.Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897.
Программа разработана на 7 часов в качестве внутрипредметного образовательного модуля. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 6-х классов.
Книга - самое большое чудо, созданное руками и разумом человека. Феномен ее связан с тем, что именно она материализует, обобщая и суммируя все то, что мы называем культурой. Пушкин, Гоголь, Толстой, Горький - все они олицетворяют культуру нашего народа. Соединяя прошлое, настоящее и будущее в истории той или иной нации, книга передает от одного поколения другому все ценное, что накоплено каждым из них.
В России литература всегда была больше, чем просто беллетристика. На разных этапах истории она являлась трибуной общественного мнения, подлинной совестью народа, отражая его идеалы, стремления, помыслы. Ныне книга живет и развивается в новых чрезвычайно новых условиях. Она испытывает огромное давление научно - технического прогресса. Кино, радио, телевидение занимают все большее место в жизни общества. Они всерьез ограничили сферу влияния книги, потеснили ее роль важнейшего источника знаний. Сегодня в стране сформировалось целое поколение «телевизионных» и «интернет» пап и мам, которые обходятся без чтения. Поэтому школа должна серьезно работать над изъянами в воспитании бережного отношения и интереса к книге в семье и школе. Книга остается важнейшим средством воспитания культуры, формирования эмоциональной, творческой и образованной личности.
Таким образом, программа модуля «Волшебная сила слова» направлена на формирование читательской компетентности в целом. Особенностью программы является усиление связи произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки. Эта связь обеспечивается включением раздела «Проект», помещённого в учебник, и прослушиванием рекомендуемых учебником произведений в разделе «Фонохрестоматия».
Знакомясь с идейным содержанием литературного произведения, ученик ближе знакомится с ценностями человеческой цивилизации и пытается определить свое место в современном мире.
Цель:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости;
- воспитание эстетического отношения к искусству;
- обогащение нравственного опыта школьников.
Задачи:
- Приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- Овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- Устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- Научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- Отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
- Освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Данные занятия предполагают как традиционный коллективный, так и индивидуальный подходы; работу в группах; творческие задания и прочее.
Формы проведения занятий
- беседа;
- практическая работа;
- коллективные и индивидуальные исследования;
- самостоятельная работа (индивидуальная, групповая)
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология
2.Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Раздел /Тема | Кол- во часов | Содержание темы | Обучение детей с ОВЗ | Вид контроля | Оборудова- ние | Планируемые результаты | Дата | |
План | Факт | ||||||||
1 | Творческая мастерская А.С.Пушкина"Дубровский" | 1 | Образ «благородного разбойника» в романе А.С. Пушкина «Дубровский» | Составить план эпизода «Обед в Покровском» | Организация совместной деятельности | Компьютер, мультимедий ный проектор | Уметь анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе. Групповая работа ,постановка сценки "В саду". | 13.11 | |
2 | Творческая мастерская М.Ю. Лермонтова."Тучи","Утес","Листок". | 1 | «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.. | «Утес». Выучить наизусть. | Организация совместной учебной деятельности | Фонохрестоматия, компьютер | Групповая работа: как меняется характер отношения лирического героя к тучам; как передает интонационно динамику чувств автора актер, читающий стихотворение? В чем Лермонтов находит сходство своей участи с «судьбой» тучек? Конкурс чтецов. | 20.11 | |
3 | Творческая мастерская. "Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века. | 1 | Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» А.К Толстой «Где гнутся над омутом лозы…». Выражение переживаний и мироощущения автора поэтического текста. | Е.А. Баратынский «Чудный град…». Выучить наизусть. | Контроль со стороны учителя. | Фонохрестоматия, компьютер, мультимедийный проектор | Творческий проект: чтение своих любимых стихотворений. Рассматривание иллюстраций и подбор к ним цитат из стихотворений. | 27.11 | |
4 | Русские писатели и поэты о родной природе и о себе | 1 | Уметь видеть красоту природы и описывать её словами | Сочинение-миниатюра | Организация совместной деятельности | Компьютер, мультимедийный проектор | Стихотворения собственного сочинения. Рисунки к стихотворениям. Создание сборника"Волшебная сила искусства" | 04.12 | |
5 | Творческая мастерская И.С. Тургенева "Бежин луг" | 1 | И.С. Тургенев: «Бежин луг». Образы крестьянских мальчиков. | Выразительное чтение и пересказ отрывка | Контроль со стороны учителя | Фонохрестоматия, компьютер | Разбор микротем, сценка, рисунки портретов мальчиков у костра. | 11.12 | |
6 | Творческая мастерская Ф.И. Тютчева"Неохотно и несмело..","С поляны коршун поднялся","Листья" | 1 | Передача сложных, переходных состояний природы. «С поляны коршун поднялся…»: реальный и символический планы стихотворения. Стихотворение «Листья»: листья – символический образ яркой , но краткой жизни. | «С поляны коршун поднялся». Выучить наизусть. | Организация совместной деятельности. | Фонохрестоматия, компьютер, мультимедийный проектор | Групповая творческая работа(стихотворение «Листья»): выписать прилагательные с существительными, к которым они относятся (эпитеты), сделать вывод о том, какую роль играют эпитеты в стихотворении; | 18.12 | |
7 | Творческая мастерская А.А. Фета "Ель рукавом мне тропинку завесила" | 1 | «Ель рукавом мне тропинку завесила…»: жизнеутверждающее начало в стихотворении. Гармоничность и музыкальность поэтической речи. | Сочинение-миниатюра | Организация совместной деятельности | Фонохрестоматия, компьютер, мультимедийный проектор | Творческая работа в любом жанре о неповторимой красоте родной природы. Работа в группах .Конкурс на лучшее иллюстрирование стихотворения. | 25.12 |
3.Планируемые результаты.
Личностные результаты
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты
• умение структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• написание творческих работ на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
4.Предполагаемые результаты:
Учебные проекты:
- постановка сценки "В саду"
- составление сборника "Волшебная сила искусства"
- "литература и изобразительное искусство"
Творческие проекты:
- "иллюстрирование стихотворений Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, М.Ю.Лермонтова.
- "рисунки портретов мальчиков у костра"
- "подбор цитат к эпизодам ,изображенным художниками"
- Литературные викторины, игры, конкурс на лучшее чтение стихотворений.
5.Перечень учебно-методического обеспечения.
- Волков И.И. Приобщение школьников к творчеству. М., «Просвещение» 2010 г.
- УМК под редакцией В.Я. Коровиной (М. "Просвещение", 2011 г.)
- Чернова Т.А. "Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по литературе 5-11 классы" - М. Планета, 2011 г.
- Литература. 5 кл. Фонохрестоматия. Электронное приложение к учебнику. - М.: Просвещение, 2012. - 37,3 МБ. - (Электронное учебное издание).
- ЭОР http://school-collection.edu.ru
- ЭОР http://fcior.edu.ru
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.psyedu.ru/view.php?id=370&a=da
- http://www.svetozar.org/index/name/themes.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка погружения 2 к программе «Словесность». Модуль 1. ТЕМА: "Волшебная сила слова. Слово как часть речи. Имя прилагательное".
Методическая разработка одного из погружений авторской программы "Словесность" (Т.В.Гаммершмидт, Ю.А. Зуевой). Интерес к материалу может быть быть вызван в связи с тем, что преподавание предмета ведет...
Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. «Живое слово», 5 класс
Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. «Живое слово», 5 класс ...
Рабочая программа образовательного модуля "Алый парус надежды" в 6 классе
Тематический образовательный модуль "Алый парус надежды" построен на основе произведения А. Грина "Алые паруса" и других произведений автора и предполагает расширение кругозора учащихся как по литерат...
Рабочая программа межпредметного образовательного модуля «Волшебные мир сказок», для 5-х классов (1 четверть)
Современное литературное образование, как и образование в целом, переживает очередной период реформ. Перед школой ставится задача подготовки учащихся к жизни, практической деятельности. Чтение вершинн...
Рабочая программа внутрипредметного модуля по литературе «За строками текста» 5 «А» класс, (4 четверть)
Содержание и структура внутрипредметного образовательного модуля определяется целью литературного образования: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить их спос...
Рабочая программа внутрипредметного модуля по литературе «Там на неведомых дорожках» 5 «А» класс, (1 четверть)
Внутрипредметный модуль « Там на неведомых дорожках» для учащихся 5 класса общеобразовательной школы направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, ...
образовательная программа юных парикмахеров "Волшебная сила волос"
Парикмахерское искусство, являясь одним из видов художественно-прикладного творчества, более других связано с человеком, даже неотделимо от него. Прическа – один из элементов мировой и националь...