Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. «Волшебная сила слова», 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Ивлева Людмила Евгеньевна

Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. "Волшебная сила слова»,   6  класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modul_volshebnaya_sila_slova_po_literature_6_klass.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная казенная общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района

Воронежской области

Рассмотрена на заседании МО гуманитарного цикла  Протокол №   от

Утверждена на заседании Педагогического совета МКОУ СОШ № 25 с УИОП г.Россоши

Протокол №    от

Введена в действие

приказом директора МКОУ СОШ № 25 с УИОП г.Россоши

Приказ №    от    

Рабочая программа

внутрипредметного образовательного модуля по литературе.

«Волшебная сила слова»,                                                  6 "В" класс (2-четверть).

Россошь 2014

1.Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  общего образования второго поколения, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897.

Программа разработана на 7 часов в качестве внутрипредметного образовательного модуля. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 6-х классов.

Книга - самое большое чудо, созданное руками и разумом человека. Феномен ее связан с тем, что именно она материализует, обобщая и суммируя все то, что мы называем культурой. Пушкин, Гоголь, Толстой, Горький - все они олицетворяют культуру нашего народа. Соединяя прошлое, настоящее и будущее в истории той или иной нации, книга передает от одного поколения другому все ценное, что накоплено каждым из них.

В России литература всегда была больше, чем просто беллетристика. На разных этапах истории она являлась трибуной общественного мнения, подлинной совестью народа, отражая его идеалы, стремления, помыслы. Ныне книга живет и развивается в новых чрезвычайно новых условиях. Она испытывает огромное давление научно - технического прогресса. Кино, радио, телевидение занимают все большее место в жизни общества. Они всерьез ограничили сферу влияния книги, потеснили ее роль важнейшего источника знаний. Сегодня в стране сформировалось целое поколение «телевизионных» и «интернет» пап и мам, которые обходятся без чтения. Поэтому школа должна серьезно работать над изъянами в воспитании бережного отношения и интереса к книге в семье и школе. Книга остается важнейшим средством воспитания культуры, формирования эмоциональной, творческой и образованной личности.

Таким образом, программа модуля «Волшебная сила слова» направлена на формирование читательской компетентности в целом. Особенностью программы является усиление связи произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки. Эта связь обеспечивается включением раздела «Проект», помещённого в учебник, и прослушиванием рекомендуемых учебником произведений в разделе «Фонохрестоматия».

Знакомясь с идейным содержанием литературного произведения, ученик ближе знакомится с ценностями человеческой цивилизации и пытается определить свое место в современном мире.

Цель:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости;
  • воспитание эстетического отношения к искусству;
  • обогащение нравственного опыта школьников.

Задачи:

  • Приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
  • Овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
  • Устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
  • Научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
  • Отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
  • Освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Данные занятия предполагают как традиционный коллективный, так и индивидуальный подходы; работу в группах; творческие задания и прочее.

Формы проведения занятий

  • беседа;
  • практическая работа;
  • коллективные и индивидуальные исследования;
  • самостоятельная работа (индивидуальная, групповая)

Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология

2.Календарно-тематическое планирование

п\п

Раздел

/Тема

Кол-

во

часов

Содержание

темы

Обучение детей с ОВЗ

Вид

контроля

Оборудова- ние

Планируемые

результаты

Дата

План

Факт

1

Творческая мастерская А.С.Пушкина"Дубровский"

1

Образ «благородного разбойника» в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

Составить план эпизода «Обед в Покровском»

Организация совместной деятельности

Компьютер, мультимедий ный проектор

Уметь анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе. Групповая работа ,постановка сценки "В саду".

13.11

2

Творческая мастерская   М.Ю. Лермонтова."Тучи","Утес","Листок".        

1

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации..

«Утес». Выучить наизусть.

Организация совместной учебной деятельности

Фонохрестоматия, компьютер

Групповая работа: как меняется характер отношения лирического героя к тучам; как передает интонационно динамику чувств автора актер, читающий стихотворение? В чем Лермонтов находит сходство своей участи с «судьбой» тучек? Конкурс чтецов.

20.11

3

Творческая мастерская. "Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века.

1

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..»

А.К Толстой «Где гнутся над омутом лозы…». Выражение переживаний и мироощущения автора поэтического текста.

Е.А. Баратынский «Чудный град…». Выучить наизусть.

Контроль со стороны учителя.

Фонохрестоматия, компьютер, мультимедийный проектор

Творческий проект: чтение своих любимых стихотворений. Рассматривание иллюстраций и подбор к ним цитат из стихотворений.

27.11

4

Русские писатели и поэты о родной природе и о себе

1

Уметь видеть красоту природы и описывать её словами

Сочинение-миниатюра

Организация совместной деятельности

Компьютер, мультимедийный проектор

 Стихотворения собственного сочинения. Рисунки к стихотворениям. Создание сборника"Волшебная сила искусства"

04.12

5

Творческая мастерская             И.С. Тургенева "Бежин луг"

1

И.С. Тургенев: «Бежин луг». Образы крестьянских мальчиков.

Выразительное чтение и пересказ отрывка

Контроль со стороны учителя

Фонохрестоматия, компьютер

Разбор микротем, сценка, рисунки портретов мальчиков у костра.

11.12

6

Творческая мастерская      Ф.И. Тютчева"Неохотно и несмело..","С поляны коршун поднялся","Листья"

1

Передача сложных, переходных состояний природы.

«С поляны коршун поднялся…»: реальный и символический планы стихотворения. Стихотворение «Листья»: листья – символический образ яркой , но краткой жизни.

«С поляны коршун поднялся». Выучить наизусть.

Организация совместной деятельности.

Фонохрестоматия, компьютер, мультимедийный проектор

Групповая творческая работа(стихотворение «Листья»):

выписать прилагательные с существительными, к которым они относятся (эпитеты), сделать вывод о том, какую роль играют эпитеты в стихотворении;

18.12

7

Творческая мастерская    А.А. Фета "Ель рукавом мне тропинку завесила"

1

 «Ель рукавом мне тропинку завесила…»: жизнеутверждающее начало в стихотворении. Гармоничность и музыкальность поэтической речи.

Сочинение-миниатюра

Организация совместной деятельности

Фонохрестоматия, компьютер, мультимедийный проектор

Творческая работа  в любом жанре о неповторимой красоте родной природы. Работа в группах .Конкурс на лучшее иллюстрирование стихотворения.

25.12


3.Планируемые результаты.

Личностные результаты 

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  • • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты

• умение структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• написание творческих работ на литературные и общекультурные темы;

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

4.Предполагаемые результаты:

Учебные проекты:

  • постановка сценки "В саду"
  • составление сборника "Волшебная сила искусства"
  • "литература и изобразительное искусство"

Творческие проекты:

  • "иллюстрирование стихотворений Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, М.Ю.Лермонтова.
  • "рисунки портретов мальчиков у костра"
  • "подбор цитат к эпизодам ,изображенным художниками"
  • Литературные викторины, игры, конкурс на лучшее чтение стихотворений.

5.Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Волков И.И. Приобщение школьников к творчеству. М., «Просвещение» 2010 г.
  2. УМК под редакцией В.Я. Коровиной (М. "Просвещение", 2011 г.)
  3. Чернова Т.А. "Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по литературе 5-11 классы" - М. Планета, 2011 г.
  4. Литература. 5 кл. Фонохрестоматия. Электронное приложение к учебнику. - М.: Просвещение, 2012. - 37,3 МБ. - (Электронное учебное издание).
  5. ЭОР http://school-collection.edu.ru
  6. ЭОР http://fcior.edu.ru
  7. http://ru.wikipedia.org
  8. http://www.psyedu.ru/view.php?id=370&a=da
  9. http://www.svetozar.org/index/name/themes.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка погружения 2 к программе «Словесность». Модуль 1. ТЕМА: "Волшебная сила слова. Слово как часть речи. Имя прилагательное".

Методическая разработка одного из погружений авторской программы "Словесность" (Т.В.Гаммершмидт, Ю.А. Зуевой). Интерес к материалу может быть быть вызван в связи с тем, что преподавание предмета ведет...

Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. «Живое слово», 5 класс

Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. «Живое слово»,  5  класс ...

Рабочая программа образовательного модуля "Алый парус надежды" в 6 классе

Тематический образовательный модуль "Алый парус надежды" построен на основе произведения А. Грина "Алые паруса" и других произведений автора и предполагает расширение кругозора учащихся как по литерат...

Рабочая программа межпредметного образовательного модуля «Волшебные мир сказок», для 5-х классов (1 четверть)

Современное литературное образование, как и образование в целом, переживает очередной период реформ. Перед школой ставится задача подготовки учащихся к жизни, практической деятельности. Чтение вершинн...

Рабочая программа внутрипредметного модуля по литературе «За строками текста» 5 «А» класс, (4 четверть)

Содержание и структура внутрипредметного  образовательного модуля определяется целью литературного образования: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить их спос...

Рабочая программа внутрипредметного модуля по литературе «Там на неведомых дорожках» 5 «А» класс, (1 четверть)

Внутрипредметный модуль « Там на неведомых дорожках» для учащихся 5 класса общеобразовательной школы направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, ...

образовательная программа юных парикмахеров "Волшебная сила волос"

Парикмахерское искусство, являясь одним из видов художественно-прикладного творчества, более других связано с человеком, даже неотделимо от него. Прическа – один из элементов мировой и националь...