Рабочая программа внутрипредметного модуля по литературе «Там на неведомых дорожках» 5 «А» класс, (1 четверть)
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Ивлева Людмила Евгеньевна

Внутрипредметный модуль « Там на неведомых дорожках» для учащихся 5 класса общеобразовательной школы направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст. 
Сказка - это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя пятиклассников в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка - это ещё и начало культурного воспитания. 
Известно, что учащиеся 5 класса отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Именно здесь учитель может открыть им «секреты» автора художественного произведения или произведения устного народного творчества, помочь осмыслить прочитанное глубоко. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5klass_vnutripredmetnyy_tam_na_nevodomyh_dorozhkah.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов

 г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.  

« Рассмотрено

на заседании МО»

Руководитель МО ________

 Л.Е.Ивлева

Протокол №______

от «___» _________2016г

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

___________ Т.Ф.Трефилова

«___»__________2016г.

«Утверждаю»

Директор МКОУСОШ №25с УИОП

________В.Ф. Ловцова

Приказ  №383

от «01» сентября 2016г.

                                       

                                         Рабочая программа

внутрипредметного  модуля по литературе

«Там на неведомых дорожках»

5 «А» класс, (1 четверть)

Разработала:

учитель русского языка и литературы

 Ивлева Людмила Евгеньевна

2016-2017 учебный год

 1.Пояснительная записка

Рабочая программа внутрипредметного модуля разработана в соответствии с нормативными документами:                                  

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (второго поколения, приказ от 17 декабря 2010г. № 1897).Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством вания и науки Российской Федерации к использованию в образовательных учреждениях (приказ №253 от 31марта 2014г., приказ №38 от 26.01.2016г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников»).

Базисный учебный план и учебный план МКОУ СОШ №25 с УИОП г.Россоши 2016-2017Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПИН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования  к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г.

Программа разработана на 8 часов (1четверть) в качестве внутрипредметного образовательного модуля. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5-х классов.

Современное литературное образование переживает период реформ. Перед школой ставится задача подготовки учащихся к жизни, практической деятельности. Чтение вершинных произведений русской литературы и знакомство с их кинематографическими интерпретациями справедливо осознается как насущная потребность, необходимый опыт общения с подлинным искусством, заставляющим остановиться, задуматься о вечных, непреходящих жизненных ценностях. В решении комплекса воспитательных задач литературе как искусству словесного образа, имеющему высокую степень эмоционального воздействия на подрастающее поколение, отводится главная роль. 

2.Общая характеристика учебного предмета.

Внутрипредметный модуль « Там на неведомых дорожках» для учащихся 5 класса общеобразовательной школы направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст. 
Сказка - это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя пятиклассников в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка - это ещё и начало культурного воспитания. 
Известно, что учащиеся 5 класса отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Именно здесь учитель может открыть им «секреты» автора художественного произведения или произведения устного народного творчества, помочь осмыслить прочитанное глубоко. 
Курс литературы уже в 5 классе предоставляет много возможностей для включения ребят в исследовательскую деятельность. Например, в период изучения сказок А.С. Пушкина, В.А.Жуковского и других возникает вопрос: «Какова история рождения литературных и авторских сказок?». Подросткам-читателям интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе.  Необходимо найти подтверждение в науке. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебное и научное содержание. 
Назначение модуля « Там на неведомых дорожках»  – обучение учащихся пониманию литературы как вида искусства; сформировать умение видеть проблему и наметить пути ее решения; содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, нравственных, гуманистических ценностей, расширению кругозора, развитию речи школьников. 
Цели литературной подготовки заключаются в том, чтобы, способствовать формированию умений: 
• улавливать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств; 
• видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста; 
• соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности; 
• анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму; 
• соотносить музыкальную,  изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения. 
.Задачи: 
• познакомить учащихся с волшебными народными и авторскими сказками; 
• учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу произведения; 
• развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь; 
• прививать интерес к предмету, к различным видам искусств. 
Данные занятия предполагают как традиционный коллективный, так и индивидуальный подходы; работу в группах; творческие задания и исследования в процессе работы.

3.Формы проведения занятий:

  • беседа;
  • практическая работа;
  • коллективные и индивидуальные исследования;
  • самостоятельная работа (индивидуальная, групповая)

4.Основные методы и технологии:

  • технология разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

5.Календарно-тематическое планирование.

№ п\п

Раздел/ Тема

Количество часов

Содержание темы

Обучение детей с ОВЗ

Вид контроля

Оборудование

Планируемые результаты

Дата

1.

 утешествие в страну загадок.

1

Загадки как популярный жанр народного творчества.

Словесное рисование, выразительное чтение

Выразительное чтение, аналитическая беседа.

Презентация, словарь В.В.Даля..

 Выразительно читать, запись тематических загадок..

02.09

2.

Путешествие в страну в страну пословиц и поговорок..

1

Знакомство с пословицами и поговорками различной тематики.

Словесное рисование.

Выразительное чтение, аналитическая беседа, запись в тетрадь.

Презентация, репродукции словарь В.В.Даля.

Выразительно читать, уметь пересказывать.

09.09

3.

Законы сказочного мира.

1

  Участие в коллективном диалоге о роли сказочных элементов и языке сказок.

Словесное рисование, выразительное чтение

Выразительное чтение, словесное рисование, аналитическая беседа.

Презентация, иллюстрации художников к сказкам.

Умение выразительно читать, словесно рисовать, развитие аналитических навыков

16.09

4.

«Царевна-

лягушка". Поэтика волшебной сказки

1

Составление плана «Особенности волшебной сказки». Разгадывание кроссворда «Имя сказочного героя» 

Словесное рисование, выразительное чтение

Выразительное чтение, словесное рисование, аналитическая беседа.

Презентация, демонстрация фильма,иллюстрации художников, раздаточный материал

Умение выразительно читать, словесно рисовать, развитие аналитических навыков

23.09

5.

"Иван-крестьянский сын и чудо-юдо"- волшебная богатырская сказка героического содержания.

1

Знакомство со сказкой.

Словесное рисование, выразительное чтение

Выразительное чтение, словесное рисование, аналитическая беседа.

Презентация, демонстрация фильма, иллюстрации художников, раздаточный материал

Выразительно читать, анализ.

30.09

6.

Сказка о животных «Журавль и цапля».

1

Пересказ самостоятельно прочитанной сказки о животных.

Словесное рисование, выразительное чтение

Создание иллюстраций к сказке, аналитическая беседа.

Презентация, демонстрация фильма.

Иллюстрации художников, раздаточный материал

Умение анализировать, пересказывать, создавать собственные иллюстрации к сказке.

07.10

7.

 Бытовая сказка«Солдатская  шинель»

1

Сбор наработанного материала, его систематизация, восприятие и выразительное чтение сказки.

Сбор наработанного материала, его систематизация

 Инсценирование сказки.

Материал для изготовления масок.

Иллюстрации художников, раздаточный материал

Отбирать нужный материал, систематизировать, выразительно читать, анализировать

14.10

8.-9

Мои любимые сказки.

1

Подготовка к инсценированию сказки,

Конкурс на знание народной сказки, защита собственных иллюстраций к сказкам.

Оформление результатов проектов

Контроль учителя, взаимоконтроль

Реквизиты, раздаточный материал

Развитие сценических и риторических навыков.

21.10

28.10.

6.Планируемые результаты  освоения курса.

Личностные результаты: 

-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; 
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; 
-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; 
-выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. 
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)

  • формирование чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

Метапредметными результатами изучения является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

-учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

-слушать и понимать речь других;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

-воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

-подробно пересказывать текст;

-составлять устный рассказ по картинке;

-соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

-анализировать художественное произведение;

-сравнивать произведения разных жанров и авторов;

- давать характеристику героев.

7.Формы контроля и критерии оценки

Создание творческих проектов учащихся (индивидуальных или групповых) по анализу художественного текста и презентация этих проектов в любой форме (реферат, эссе, электронная презентация, статья в сборник лингвистических работ учащихся). Объём работы – произвольный.

.Критерии оценки:

-правильность классификации изобразительно-выразительных средств;

-самостоятельность, оригинальность, корректность суждений;

-грамотность речи и степень владения научно-популярным стилем анализа.

Художественные тексты для анализа предлагаются учащимся в начале курса в избыточном количестве, чтобы у учащихся была возможность выбора.

Завершается курс  творчества  созданием собственной сказки, которая признана  формировать мотивацию к литературе как учебному предмету и формировать мотивацию к чтению художественной литературы.

8.Описание  учебно-методического  и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  1. Коровина В. Я. , Литература: 5 класс: учебник- хрестоматия. В 2-х частях- М. : Просвещение.
  2. Программа общеобразовательных учреждений. Литература.  Под редакцией В. Я. Коровиной. 5-11 классы. М.: Просвещение
  3. Коровина В. Я. , Журавлев В. П. Читаем, думаем, спорим… : 5 класс- М. : Просвещение
  4. Читаем, думаем, спорим…. : Дидактич. материалы по литературе. 5 класс/ Авт.- сост. Т.Ф. Курдюмова . М : Просвещени

5Литература в 5 классе. Урок за уроком.- М.: «ТИД « Русское слово»- РС»

6.Егорова Н.В. Литература. 5 класс. Поурочные разработки- М. Вако

Интернет ресурсы.

  1. ht http://festival.1september.ru/articles/504018/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе с элементами ОПК для 6 класса

Рабочая программа составлена в связи с введением курса Основ православной культуры. Курс ОПК вводится модулем из рассчёта 8 часов в год....

рабочая программа по литературе по программе Курдюмовой 5-9 классы

Данная рабочая программа содержит в себе  пояснительную записку, Обязательный минимум содержания основных  образовательных программ,содержание программы 5-6 класс, содержание программы 7-8 к...

рабочая программа по литературе и календарно - тематическое планирование 7 класс

Рабочая программа первого вида составлена на основе авторской программы по литературе «Прог...

Рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 6 класса

Рабочая программа по литературе поможет  учителю русского языка и литературы в работе, составлена по требованиям сегодняшних стандартов на основе программы под редакцией Коровиной...

рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для 9 класса

Рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной поможет учителям русского языка и литературы в работе...

Рабочая программа внутрипредметного модуля по литературе «За строками текста» 5 «А» класс, (4 четверть)

Содержание и структура внутрипредметного  образовательного модуля определяется целью литературного образования: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить их спос...