О дружбе и друзьях
план-конспект занятия по литературе на тему
Конспект НОД Образовательная область "Социально коммуникативное развитие" для детей старшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_o_druzhbe_i_druzyakh.docx | 39.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Сказка» города Тетюши»
Тетюшского муниципального района Республики Татарстан
Непосредственно – образовательная деятельность
«О дружбе и друзьях».
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Макарова Н.П.
Тетюши 2014год
Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»
Цель: - формирование опыта социального взаимодействия между детьми.
Задачи:
Воспитательные – формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам; поддерживать детскую инициативу; воспитывать товарищество.
Развивающие – закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и игрового общения; развивать умение на примере героев сказки правильно оценивать поступки людей; развивать нравственные качества: умение дружить, беречь дружбу
Образовательные – формирование социально-коммуникативных качеств; средствами игровой деятельности знакомить детей с правилами дружеских отношений; закреплять знания пословиц и стихов о дружбе; закрепить использование в речи татарских слов и пословицы.
Целевые ориентиры:
- Умеет поддерживать беседу о дружбе и друзьях, высказывает свою точку зрения;
- Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками;
- Сопровождает творческие и познавательные игры эмоциональной речью, активно рассуждает,
- Выражает свои эмоции при прочтении татарской сказки А.Алиша «Чукмар и Тукмар»;
Методы и приемы
Методы
Игровые – игры «Петушиные бои»
Словесные - игры «Да-да-да, нет-нет-нет», «Я начинаю , а вы продолжайте»
Наглядные- Презентация к сказке
Приемы
Художественное слово, вопросы к детям, слушание музыки.
Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, коммуникативная.
Предварительная работа:
- Наблюдение за общением детей, выявление особенностей общения.
- Повторение с дошкольниками стихотворений и пословиц о дружбе. Работа над смыслом пословиц.
- Просмотр мультфильма «Крошка Енот».
- Чтение художественной литературы о дружбе, взаимоотношениях детей.
- Разучивание песни «Мы дружные ребята»
Материал и оборудование:
- Аудиозаписи песен: «Песня о дружбе» Барбарики,
- муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского, «Дружба крепкая не сломается».
- Презентация сказки А. Алиша « Чукмар и Тукмар».
- Шапочки-маски (Заяц, Ежик)
План
- Организационный момент
- Введение в тему
- Игра «Да-да-да, нет-нет-нет»
- Инсценировка стихотворений
- Игра «Я начинаю, вы продолжайте»
- Динамическая пауза
- Презентация сказки «Чукмар и Тукмар»
- Игра «Петушиные драки»
- Пословицы о дружбе
- Песня «Мы дружные ребята»
Содержание организованной деятельности детей.
- Организационный момент. Воспитатель:
Собрались все дети в круг (дети берутся за руки и встают в круг)
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Руки к солнцу протяните (поднимают руки вверх)
Лучики его возьмите, (сжимают, разжимают кисти рук)
И к груди своей прижмите. (прижимают руки к груди)
Друг другу подарите, (протягивают руки вперед)
«Здравствуйте!»- скажите.
Здравствуйте, ребята! Исәнмесез баллалар!
Дети: Исәнмесез! . Дети садятся на стулья.
- Введение в тему
Воспитатель: Ребята, послушайте песенку и скажите о чем она?
(Звучит аудиозапись песни «Дружба крепкая не сломается » )
Дети: О дружбе, о друзьях,
Воспитатель: Правильно, ребята. А кто такой друг?
Дети: человек, с которым интересно общаться, играть, делиться секретами…
Воспитатель: Можем ли мы назвать друг друга друзьями? (да).
Могут ли дружить взрослые и дети? (да, могут)
Значит действительно, мы с вами друзья. Можно ли прожить без друзей?
Дети: Без друзей неинтересно, не с кем поговорить, поиграть. Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, что такое дружба?
Дети: отвечают
Воспитатель: Дружба, ребята, это когда друзья играют вместе и не ссорятся. А чтобы узнать какой должен быть настоящий друг, мы сейчас с вами поиграем в игру. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечаете если согласны "да-да-да", а если не согласны "нет-нет-нет". .
3.Игра «Да-да-да, нет-нет-нет»
Друга стоит обижать?
(Нет-нет-нет)
Другу будем помогать?
(Да-да-да)
Друга нужно разозлить?
(Нет-нет-нет)
А улыбку подарить?
(Да-да-да)
Мы научимся играть?
(Да-да-да)
Ну а споры разрешать?
(Да-да-да)
Чай с друзьями будем пить?
(Да-да-да)
Нашей дружбой дорожить?
(Да-да-да)
Будем крепко мы дружить?
(Да-да-да)
Воспитатель: Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? Из-за чего чаще всего возникают ссоры? (ответы детей). Самая частая причина ссор - когда вы не можете поделить что-то или когда хотите делать одно и то же. Представьте двух друзей. Ёжика и Зайчика, каждый из которых хочет покачаться на качелях. Как помочь им не поссориться? (Воспитатель выбирает двоих детей для участия в игре, выдает им соответствующие маски зверей. Роль качелей выполняет стул с высокой спинкой. Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию).
4. Инсценировка стихотворений. «Заяц и Ёжик на качелях»
В тихом лесу средь кустов и дорожек
Жили два друга Зайчик и Ёжик.
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик на встречу к качелям шагнул,
Заяц качели к себе потянул.
Заяц: «Я первый!»
А Ёжик: «Нет. Я!»
Не уступают друг другу друзья.
Заяц обиделся:
«Значит, ты, Ёж,
Мне как товарищ совсем не хорош».
Обсуждение проблемы, поиск путей ее решения.
Воспитатель: Почему Заяц решил не дружить с Ёжиком? (ответы детей).
- Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться друзьям? (ответы детей).
- Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? (ответы детей).
- Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но уже с веселым концом, когда Зайчик и Ёжик договорились.
2. В тихом лесу средь кустов и дорожек
Жили два друга Зайчик и Ёжик.
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик на встречу к качелям шагнул,
Заяц качели к себе потянул.
Заяц сказал: «Покачаю тебя.
Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»
Воспитатель: Ребята, что нужно делать, чтобы не ссориться? (ответы детей (уметь договариваться)
Чтение стихотворения: « Подарок» - ( Ребенок)
Елена Благинина
Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Весёлая, смешная.
Мне скучно без игрушки -
Любимая была,
А всё-таки подружке
Лягушку отдала.
Воспитатель: Правильно ли поступила Арина? Как вы будете вести себя в этом случае чтобы не поссориться? (делиться игрушками) .
Не надо жадничать. Делитесь с друзьями, если у вас есть интересные игрушки, игры, книги.
Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру:
- 5.Игра «Я начинаю, а вы продолжайте »
– Я обижаюсь на друга, когда… (он дерется)
– Я сержусь на друга, когда…
– Я радуюсь с другом, когда… (нам весело)
– Я грущу, когда… (друг уезжает)
– Я радуюсь за друга, когда… (ему хорошо)
– Я помогаю другу, когда… (он не может одеться)
– Я люблю друга за то, … (что он мой друг)
– Я забочусь о друге, когда… (он болеет)
Воспитатель: Ребята, мне очень понравились ваши ответы. Не ссорьтесь с друзьями, старайтесь играть с ними мирно. Почаще говорите: давай дружить, давай играть. - Я приглашаю вас поиграть в игру «Найди друга»
6.Динамическая пауза.
Игра «Найди друга». (Барбарики. Песня о дружбе)
Воспитатель: Пока будет звучать веселая музыка, дети должны танцевать в разных местах , но как только музыка смолкнет, надо быстрее найти своего друга.
Физкультурная минутка.
Дружно за руки беритесь, в круг скорее становитесь (встаем в круг)
Вправо – влево повернитесь. (повороты вправо – влево)
Будем веселиться, (хлопки)
Прыгать (прыжки)
И кружиться. (кружение)
Много радостных людей (идём по кругу)
Добрых верных нам друзей.
Ссориться не будем (подходим к центру)
Про печаль забудем. (отходим назад).
7. Презентация сказки
Воспитатель: - Ребята, садитесь на стулья, посмотрите и скажите к какой сказке иллюстрация? Слайд №1
Дети: «Два петуха».
Воспитатель:- Правильно, это сказка «Два петуха».
Кто написал эту сказку?
Дети: Абдула Алиш ?
Воспитатель: Ребята, сказки А. Алиша переведены на многие языки.
Эту сказку можно прочитать на нескольких языках: татарском, русском, английском.
Воспитатель: А помните ли вы, как называется эта сказка по – татарски?
Дети: ( Чукмар белән Тукмар)
Воспитатель: Ребята, какой Тукмар , Какой Чукмар? ( Балалар, Тукмар нинди? Чукмар нинди?)
Дети: Тукмар кара әтәч. Чукмар ак әтәч. (Тукмар белый петух, Чукмар черный петух)
Воспитатель: Кто заботился о петушках? Скажите по- татарски .
Дети: Әби (бабушка).
Воспитатель: Ребята послушайте сказку.
- Скажите, петушки умели дружить? (ответы детей)
- Что говорится о Тукмаре и Чукмаре в конце сказки?
- Как вы думаете, почему они стали жить дружно? (ответы детей)
Воспитатель: Что нужно делать, чтобы дружба была крепкая? Дети: Не надо драться, не надо ссориться, нужно делиться игрушками, помогать друг другу, заботиться о друзьях, играть дружно,..
Воспитатель: Ребята, а драться хорошо это или плохо? А когда вы деретесь, вы какими становитесь? А не лучше ли вашу злость и отрицательные эмоции и плохое настроение направить в игру?
8.Поиграем в игру «Петушиные драки». А для этого два драчуна должны превратиться в «петухов» (приседают, обхватывая колени руками). «Петухи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из ребят упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры. (Дети играют)
- Ребята, я вижу, что вам стало весело, интересно, вы соблюдали правила игры , а это очень важно играть по правилам, чтобы не ссорится. Воспитатель: В сказке «Два петуха» Абдулла Алиш призывает детей к умению дружить, ладить друг с другом, быть доброжелательными, слушаться старших.
Тот, кто умеет дружить – не ссорится с другом или подружкой, делится игрушками, заботится о друге, ведь –друг (закройте глаза и представьте своего друга)
Друг - это тот, кто тебя понимает.
Друг - это тот, кто с тобою страдает.
Друг не покинет тебя никогда
Друг остается с тобой навсегда.
Друг никогда тебя не обидит,
Друг - это тот, кто тебя насквозь видит.
И тот, у кого миллионы друзей,
Намного богаче всех королей.
И даже когда никого нет вокруг
Незримо с тобою твой лучший друг... (откройте глаза)
Воспитатель: Вот такой он лучший друг.
Не думайте, ребята, что если вы поменяете друга, новый будет лучше. В пословице говорится: «Старый друг, лучше новых двух».
- Вы знаете много пословиц о дружбе, давайте вспомним их.
9. Пословицы о дружбе
1. Без друга в жизни туго.
2. Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
3. Дружба, как стекло разобьёшь, не сложишь.
4. Там, где дружат – живут, не тужат.
5. Ссора до добра не доводит. 6. Друг за друга держаться – ничего не бояться. 7. Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
8. Дружба в делах помощница.
9. Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
Воспитатель: Ребята, вспомните пословицу о дружбе, которую вы учили в кабинете татарского языка, давайте ее повторим и переведем на русский язык.
Дустың булмаса – эзлә, тапсаң – югалтма. (Нет друга – ищи, а нашёл – береги).
Воспитатель: Сегодня мы поговорили о дружбе и друзьях, узнали много нового, еще раз убедились, что без дружбы с друзьями невозможно прожить доброму, хорошему человеку. Споем все вместе песню
10. «Мы дружные ребята»
1.Девчонки и мальчишки мы весело живем
Друг друга очень любим мы в обиду не даем.
Припев Мы дружные ребята не ссоримся совсем. Мы дружные ребята скажите это всем.
2. Мы строим бабу снежную зимою во дворе
Друг другу помогаем мы в работе и в игре
Припев
3.Все вместе мы под музыку выходим в хоровод.
Возьмемся дружно за руки и каждый запоет.
Припев
Итог :Воспитатель: -Давайте возьмемся за руки и вместе произнесем слова
Ребята, давайте с друг другом дружить
Ведь имея друга - хорошо на свете жить!
Ребята, я желаю вам иметь в жизни много настоящих, верных друзей . Запомните дети – дружба дороже всего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диспут «О дружбе и друзьях»
Цель – формирование у детей твердых понятий о дружбе. Задачи:1. развивать у детей нравственные качества:·...
«А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина» - 9 класс
Вступительный урок по изучению жизни и творчества А.С.Пушкина в 9 классе....
Классный час "О дружбе и друзьях"
Помочь учащимся разобраться в себе, сформировать твердые понятия о дружбе, осознать свои обязанности перед друзьями...
Внеклассное занятие «Дружба и друзья»
Внеклассное занятие «Дружба и друзья» в 7 классе...
Диспут «О дружбе и друзьях»
Диспут «О дружбе и друзьях» Цель – формирован...
Открытый урок "О дружбе и друзьях"
Урок предназначен воспитанникам с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Дети с умственной отсталостью не понимают, что значит дружить и поэтому задача педагога научить детей помогать друг друг...
Классный час – диспут на тему «О дружбе и друзьях», 9 класс
Цель этого диспута - сформировать у учащихся нравственные качества: доброту, готовность помогать близким и друзьям....