Диспут «О дружбе и друзьях»
план-конспект занятия по теме

Цивилева Ольга Сергеевна

 

Цель – формирование у детей твердых понятий о дружбе.

        

Задачи:

1.     развивать у детей нравственные качества:

·        доброту, готовность помогать друзьям;

·        критику и самокритику, культуру речи  и логику мышления;

2.     научить детей отличать истинную дружбу от мнимой;

3.     воспитывать в детях посредством диспута уважение друг к другу, честность и порядочность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon disput_2.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диспут «О дружбе и друзьях»

Цель – формирование у детей твердых понятий о дружбе.

        

Задачи:

  1. развивать у детей нравственные качества:
  • доброту, готовность помогать друзьям;
  • критику и самокритику, культуру речи  и логику мышления;
  1. научить детей отличать истинную дружбу от мнимой;
  2. воспитывать в детях посредством диспута уважение друг к другу, честность и порядочность.

Форма проведения занятия – диспут.

Оборудование: памятка для участвующих в диспуте, наглядные пособия.

Ход занятия

  1. Вступительное слово

Ведущий: сегодня наше занятие пройдет в форме диспута. Давайте вспомним, что такое диспут.

Дети:        спор, столкновение, иногда прямо противоположных точек зрения.

Ведущий: обратите внимание на плакат. Это памятка для участников   диспута. Основные ее положения таковы (ведущий зачитывает положения памятки):

  •   прежде чем спорить, подумайте, о чем будете спорить;
  •   умей слушать своего оппонента, не искажай его мысли и слова;
  •   помни: каждый имеет право на свое мнение, но если ты доказал фактами ошибочность другого, оставайся сдержанным и не выражай открыто радость своей победы;
  •   всякого рода оскорбления на диспуте исключаются;
  •   если кто-то доказал ошибочность твоего мнения, имей мужество признать правоту его суждений;
  •   главное в диспуте: слова, логика, факты, а не мимика, жесты и восклицания;
  •   спор обязательно должен закончиться выводами, подведением итогов.

А тема нашего сегодняшнего диспута «О дружбе и друзьях».

Перед занятием каждый из вас отвечал на вопросы предложенной мною анкеты (вопросник дается комиссии) о том, как вы понимаете, что такое истинная дружба. И вот что выяснилось:

  •   друзья есть у каждого из вас, и вы их считаете друзьями за   доверие, искренность, доброту, щедрость, умение хранить тайны, за помощь и поддержку во всем;
  •   самыми ценными чертами характера для вас оказались верность, общение, отзывчивость, смелость и понимание;
  •   не каждый из вас уверен в том, что друг готов ради дружбы на все;
  •   самые серьезные проступки в дружбе – предательство, обман, ложь;
  •   к сожалению, только двое из 7 опрошенных, говорят другу правду;
  •   пятеро перед всеми могут выступить против друга, если тот не прав;
  •   всем без исключения дружба помогает в жизни и учебе.

Давайте теперь вместе порассуждаем о дружбе и друзьях.

(далее ведущий говорит слова на фоне музыкальной композиции)

Дружба – это преданность человека человеку. В дружбе человеческой вечно горит огонек, который можно назвать духовной готовностью прийти на помощь другому человеку. Если ты сумел открыть для себя эти духовные начала дружбы, ты знаешь подлинное счастье жизни.

Дружба – это общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу, поступиться ради него собственным благополучием или временем.

(музыка затихает)

В.И.Даль дал такое определение дружбе – «бескорыстная стойкая приязнь». Бескорыстие делает отношение между друзьями благородными и чистыми.

Аристотель считал: «дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага».

Давайте обратимся к плакатам, на которых еще написаны изречения о дружбе.

(дети читают с плакатов высказывания Гвиччардини  и Цицерона)

Высказывания великих людей о дружбе и друзьях можно продолжать бесконечно; все они емкие по содержанию и подчеркивают мысль о том, что дружба и друзья – одни из главных ценностей жизни.

Многие предпочитают дружить с людьми своего возраста, пола, социального положения, образования. Почти столь же желательно совпадение или, по крайней мере, близость основных ценностных ориентиров, интересов и черт характера.

Дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы – верность, постоянство, честность. Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям.

  1. Обсуждение проблемных ситуаций

(звучит песня В.Высоцкого «Если друг оказался…»)

Ведущий: как вы думаете, кто написал и исполнил эту песню?

Дети:        Владимир Высоцкий

Ведущий: смысл данной песни тесно переплетается с главной идеей рассказа, который я сейчас вам прочитаю. Ваша задача внимательно послушать текст, чтобы потом ответить на мои вопросы.

Ведущий: было в классе четверо мальчишек, и сидели они рядом, и на дни   рождения друг к другу ходили, и на поляну, где футбольный мяч гоняли. За одну команду, естественно. Дежурили по школе только в один день. Вова и Денис были превосходными математиками, и после очередной победы на олимпиаде в районе решили их родители в математическую школу перевести. «Нет, ни за что!» - в один голос заявили они и остались в обычной школе. Ради дружбы. Так бы, наверное, до окончания школы и говорили о них: «водой не разольешь», если бы не один случай.

Ранней весной эти четверо мальчишек плыли по реке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер и хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Это был Ваня. Он налег на весла и поплыл вверх по реке. Дождь хлестал по лицу, ладони вспухли, сильно болели руки,  и темные круги плыли перед глазами. Мальчику казалось, что он уже никогда не доберется до пристани. Он напрягал все силы…

Добравшись, наконец, до цели, он поставил лодку на место и крепко привязал ее веревкой.

Лодочник удивленно посмотрел на мальчика и спросил:

- Ты откуда, хлопец, взялся?

- Сегодня мы брали у вас лодку… Я обещал вернуть...

15-летний мальчик, плывший в грозу по реке, чтобы пригнать лодку к берегу и сдержать свое слово, безусловно, проявил характер и силу воли. Конечно, ему было также страшно, как и тем, другим, сбежавшим мальчикам; и также хотелось выпрыгнуть из лодки и побежать домой, но он уже знал, что в жизни не всегда приходится делать то, что хочется. А в этот день он узнал еще одно: друзья бывают и мнимые.                                                          

Итак, ребята, вы послушали текст. Давайте теперь попытаемся ответить на вопросы, не забывая при этом соблюдать правила диспута.

  • Как можно было бы озаглавить повествование о четырех ребятах, если бы оно заканчивалось словами: «Если бы ни один случай?»  ( «Верные друзья», «Настоящие друзья»).
  • Какие качества характера проявил Ваня, чтобы сдержать данное слово? (силу воли, бесстрашие, смелость, ответственность, честность, порядочность).
  • Как бы вы поступили на месте Вани? (дать высказаться детям, при этом обязательно аргументируя свою позицию).
  • Почему мальчики бросили своего товарища? (испугались, проявили трусость).
  • Как вы понимаете словосочетание «мнимые друзья»? (ненастоящие, неистинные).

Можно ли Ваниных друзей назвать «мнимыми»? (если да, то почему; если нет, то почему).

  •    Как вы понимаете высказывание великого писателя Льва Толстого (обратить внимание детей на плакат с высказыванием): «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься»? (ответы детей с аргументацией).
  •    Какова, по вашему мнению, главная мысль текста? (истинные друзья никогда не бросят в трудную минуту).                                        

 (ведущий подводит итоги с указанием на наиболее яркие           высказывания, делает общий вывод)

Ребята, в ходе наших рассуждений мы убедились в том, что истинная дружба имеет обязанности. По словам Лессинга, «исполнять обязанности дружбы  несколько труднее, чем восхищаться ею», и это действительно так. Ведь каждый человек несет ответственность за что-либо: за труд, за любовь, за слово, которое произносит, за друга…

Характерно, что истинная дружба строго избирательна, что истинных друзей у человека мало. Иметь друга - великое благо. И ради дружбы  необходимо трудиться душой:

         Не позволяй душе лениться!

         Чтоб воду в ступе не толочь,

          Душа обязана трудиться

          И день и ночь, и день и ночь!

                                                               Н.Заболоцкий

Ведущий: во все времена дружба была мерилом ценностей человека.    Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки. Давайте все вместе вспомним некоторые из них. Я буду начинать выражение, а вы продолжайте.

    Старый друг лучше новых двух.

    Друзья прямые – братья родные.

    Верный друг лучше сотни слуг.

    Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

    Дерево держится корнями, а человек друзьями.

    Друг научит, недруг проучит.

    Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты.

    С кем поведешься, от того и наберешься.

    Друга ищи, а найдешь – береги.

    Друзья познаются в  беде.

Вы все молодцы!

Наше занятие подходит к концу. В начале мы говорили о том, что означает понятие «дружба». А теперь давайте дадим все вместе определение слова «друг». Передавая друг другу мячик, продолжите фразу: «Друг – это тот, кто…»(после детей дать слово жюри).

Вот какое многогранное понятие «друг». Обратите внимание на плакат (ведущий указывает на понятие «друг» из словаря  С.И. Ожегова). Так определяет значение слова «друг» С.И.Ожегов.

     

Итак, дружба – это нравственное обогащение человека, обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище и красивее.

Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему.
Истинный друг не подведет в беде и опасности. Настоящие друзья – это те, у которых много общего в мыслях, которые помогают друг другу  и дорожат дружбой, про которых можно сказать: «Друзья на всю жизнь».

(в конце занятия двое воспитанников читают стихотворение Н.Доризо):

       1. Другу ты отдать сумей

           Все тепло души своей.

           Все отдал – богаче стал.

           Что сберег, то потерял.

       2. Лишь тот не на год -  навсегда богат,

 Кто дружбу сохранит, как бесценный клад.

 Лишь тот не на год – счастлив навсегда,

 Кто дружбу честно пронесет через года.


Приложение              

Анкета

1. Есть ли у тебя друг? Если да, то почему ты считаешь его своим другом?

2. Какие черты характера, качества друга ты больше всего ценишь?

3. Готов ли твой друг ради тебя на любые поступки?

4. Какие проступки ты не смог бы простить другу?

5. А какие проступки смог бы простить?

6. Всегда ли ты говоришь другу правду?

7. Можешь ли перед всеми выступить против друга, если тот неправ?

8. Помогает ли тебе дружба в жизни, учебе?

9. Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?

10. В чем, по-вашему, сходства между дружбой и любовью?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О дружбе и друзьях

Конспект НОД Образовательная область "Социально коммуникативное развитие" для детей старшего возраста...

Классный час "О дружбе и друзьях"

Помочь учащимся разобраться в себе, сформировать твердые понятия о дружбе, осознать свои обязанности перед друзьями...

Диспут «О дружбе и друзьях»

Диспут «О дружбе и друзьях»                         Цель – формирован...

Классный час – диспут на тему «О дружбе и друзьях», 9 класс

Цель этого диспута - сформировать у учащихся нравственные качества: доброту, готовность помогать близким и друзьям....

Диспут о дружбе в 9 классе.

С.И. Ожегов так определяет значение слова «друг».Дружба – это нравственное обогащение человека, обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище и красивее....

Диспут о дружбе и друзьях в 9 классе

Цели: - выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; - способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной дея...