Диспут «О дружбе и друзьях»
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Хузина Луиза Кашафовна

 

Диспут «О дружбе и друзьях»

                         

Цель – формирование у детей твердых понятий о дружбе.

Задачи:

  1. развивать у детей нравственные качества:
    • доброту, готовность помогать друзьям;
    • критику и самокритику, культуру речи  и логику мышления;
  2. научить детей отличать истинную дружбу от мнимой;
  3. воспитывать в детях посредством диспута уважение друг к другу, честность и порядочность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_druzhbe.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Диспут «О дружбе и друзьях»

        

Цель – формирование у детей твердых понятий о дружбе.

Задачи:

  1. развивать у детей нравственные качества:
  • доброту, готовность помогать друзьям;
  • критику и самокритику, культуру речи  и логику мышления;
  1. научить детей отличать истинную дружбу от мнимой;
  2. воспитывать в детях посредством диспута уважение друг к другу, честность и порядочность.

Ход занятия

  1. Вступительное слово

Сегодня наше занятие пройдет в форме диспута. Давайте вспомним, что такое диспут.

Ответы детей (спор, столкновение, иногда прямо противоположных точек зрения).

Это памятка для участников   диспута. Основные ее положения таковы:

  •   прежде чем спорить, подумайте, о чем будете спорить;
  •   умей слушать своего оппонента, не искажай его мысли и слова;
  •   помни: каждый имеет право на свое мнение, но если ты доказал фактами ошибочность другого, оставайся сдержанным и не выражай открыто радость своей победы;
  •   всякого рода оскорбления на диспуте исключаются;
  •   если кто-то доказал ошибочность твоего мнения, имей мужество признать правоту его суждений;
  •   главное в диспуте: слова, логика, факты, а не мимика, жесты и восклицания;
  •   спор обязательно должен закончиться выводами, подведением итогов.

А тема нашего сегодняшнего диспута «О дружбе и друзьях».

Давайте теперь вместе порассуждаем о дружбе и друзьях.

Дружба – это общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу, поступиться ради него собственным благополучием или временем.

Высказывания великих людей о дружбе и друзьях можно продолжать бесконечно; все они емкие по содержанию и подчеркивают мысль о том, что дружба и друзья – одни из главных ценностей жизни.

Дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы – верность, постоянство, честность. Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям.

  1. Обсуждение проблемных ситуаций

Сейчас я вам прочитаю рассказ ваша задача внимательно выслушать его, чтоб потом ответить на мои вопросы.

 Было в классе четверо мальчишек, и сидели они рядом, и на дни   рождения друг к другу ходили, и на поляну, где футбольный мяч гоняли. За одну команду, естественно. Дежурили по школе только в один день. Вова и Денис были превосходными математиками, и после очередной победы на олимпиаде в районе решили их родители в математическую школу перевести. «Нет, ни за что!» - в один голос заявили они и остались в обычной школе. Ради дружбы. Так бы, наверное, до окончания школы и говорили о них: «водой не разольешь», если бы не один случай.

Ранней весной эти четверо мальчишек плыли по реке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер и хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Это был Ваня. Он налег на весла и поплыл вверх по реке. Дождь хлестал по лицу, ладони вспухли, сильно болели руки,  и темные круги плыли перед глазами. Мальчику казалось, что он уже никогда не доберется до пристани. Он напрягал все силы…

Добравшись, наконец, до цели, он поставил лодку на место и крепко привязал ее веревкой.

Лодочник удивленно посмотрел на мальчика и спросил:

- Ты откуда, хлопец, взялся?

- Сегодня мы брали у вас лодку… Я обещал вернуть...

15-летний мальчик, плывший в грозу по реке, чтобы пригнать лодку к берегу и сдержать свое слово, безусловно, проявил характер и силу воли. Конечно, ему было также страшно, как и тем, другим, сбежавшим мальчикам; и также хотелось выпрыгнуть из лодки и побежать домой, но он уже знал, что в жизни не всегда приходится делать то, что хочется. А в этот день он узнал еще одно: друзья бывают и мнимые.                                                          

Итак, ребята, вы послушали текст. Давайте теперь попытаемся ответить на вопросы. Как можно было бы озаглавить повествование о четырех ребятах, если бы оно заканчивалось словами: «Если бы ни один случай?»  ( «Верные друзья», «Настоящие друзья»).

  • Какие качества характера проявил Ваня, чтобы сдержать данное слово? (силу воли, бесстрашие, смелость, ответственность, честность, порядочность).
  • Как бы вы поступили на месте Вани? (дать высказаться детям, при этом обязательно аргументируя свою позицию).
  • Почему мальчики бросили своего товарища? (испугались, проявили трусость).
  • Как вы понимаете словосочетание «мнимые друзья»? (ненастоящие, неистинные).

Можно ли Ваниных друзей назвать «мнимыми»? (если да, то почему; если нет, то почему).

  •    Как вы понимаете высказывание великого писателя Льва Толстого: «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься»? (ответы детей с аргументацией).
  •    Какова, по вашему мнению, главная мысль текста? (истинные друзья никогда не бросят в трудную минуту).                                        

В ходе наших рассуждений мы убедились в том, что истинная дружба имеет обязанности. По словам Лессинга, «исполнять обязанности дружбы  несколько труднее, чем восхищаться ею», и это действительно так. Ведь каждый человек несет ответственность за что-либо: за труд, за любовь, за слово, которое произносит, за друга…

Истинная дружба строго избирательна, истинных друзей у человека мало. Иметь друга - великое благо. И ради дружбы  необходимо трудиться душой.

Во все времена дружба была мерилом ценностей человека.    Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки. Давайте все вместе вспомним некоторые из них. Я буду начинать выражение, а вы продолжайте.

    Старый друг лучше новых двух.

    Друзья прямые – братья родные.

    Верный друг лучше сотни слуг.

    Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

    Дерево держится корнями, а человек друзьями.

    Друг научит, недруг проучит.

    Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты.

    С кем поведешься, от того и наберешься.

    Друга ищи, а найдешь – береги.

    Друзья познаются в  беде.

Вы все молодцы!

Наше занятие подходит к концу. В начале мы говорили о том, что означает понятие «дружба». А теперь давайте дадим все вместе определение слова «друг». Передавая друг другу мячик, продолжите фразу: «Друг – это тот, кто…» Вот какое многогранное понятие «друг». Обратите внимание на плакат (ведущий указывает на понятие «друг» из словаря  С.И. Ожегова). Так определяет значение слова «друг» С.И.Ожегов.    

Итак, дружба – это нравственное обогащение человека, обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище и красивее.

Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему.
Истинный друг не подведет в беде и опасности. Настоящие друзья – это те, у которых много общего в мыслях, которые помогают друг другу  и дорожат дружбой, про которых можно сказать: «Друзья на всю жизнь».

Анкета

1. Есть ли у тебя друг? Если да, то почему ты считаешь его своим другом?

2. Какие черты характера, качества друга ты больше всего ценишь?

3. Готов ли твой друг ради тебя на любые поступки?

4. Какие проступки ты не смог бы простить другу?

5. А какие проступки смог бы простить?

6. Всегда ли ты говоришь другу правду?

7. Можешь ли перед всеми выступить против друга, если тот неправ?

8. Помогает ли тебе дружба в жизни, учебе?

9. Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?

10. В чем, по-вашему, сходства между дружбой и любовью?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диспут «О дружбе и друзьях»

Цель – формирование у детей твердых понятий о дружбе.        Задачи:1.     развивать у детей нравственные качества:·...

О дружбе и друзьях

Конспект НОД Образовательная область "Социально коммуникативное развитие" для детей старшего возраста...

Классный час "О дружбе и друзьях"

Помочь учащимся разобраться в себе, сформировать твердые понятия о дружбе, осознать свои обязанности перед друзьями...

Классный час – диспут на тему «О дружбе и друзьях», 9 класс

Цель этого диспута - сформировать у учащихся нравственные качества: доброту, готовность помогать близким и друзьям....

Диспут о дружбе в 9 классе.

С.И. Ожегов так определяет значение слова «друг».Дружба – это нравственное обогащение человека, обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище и красивее....

Диспут о дружбе и друзьях в 9 классе

Цели: - выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; - способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной дея...