Юшка – незаметный человек с большим сердцем. (по рассказу А. Платонова «Юшка»).
методическая разработка по литературе (9 класс)

Исакова Наталья Николаевна

Цель:

Составить образ человека с большой буквы на примере героя рассказа А. Платонова «Юшка».

Задачи:

Образовательные: раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения главного героя рассказа, проникнуть в замысел автора.

Развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы, развивать навыки работы в группе, совершенствовать навыки рассуждения на литературную тему.

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к творчеству писателя.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет

Литература

Класс

7

УМК

Литература. 7 класс: под редакцией: В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.П. Коровина.-6-е изд. -М. : «Просвещение», 2017 г.

Учитель

Исакова Н.Н.

Тип урока

Урок изучение нового материала  .

Тема

Юшка – незаметный человек с большим сердцем. (по рассказу А. Платонова  «Юшка»).

Цель

Составить образ человека с большой буквы на примере героя рассказа А. Платонова «Юшка».

Задачи

Образовательные: раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения главного героя рассказа, проникнуть в замысел автора.

Развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы, развивать навыки работы в группе, совершенствовать навыки рассуждения на литературную тему.

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к творчеству писателя.

Планируемые результаты

Предметные:

- определять тему и основную мысль произведения

- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем»

- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями

- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения

- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой.

Метапредметные:

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

-подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

-выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

Личностные:

- совершенствовать духовно-нравственные качества, воспитание чувства любви к Родине, уважительного отношения к русской литературе;

-осознание себя как личности, части целого, коллектива.

Основные понятия

Человек, милосердие, сострадание.

Межпредметныесвязи

Музыка, изобразительное искусство.

Дидактический материал

Иллюстрации к рассказу «Юшка», раздаточный материал: полоски, карточки для работы в группе, схемы для составления синквейна, презентация к уроку.

Техническое оборудование

Копьютер, колонки, проектор, доска

Формы работы учащихся

Работа в группах, индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа с текстом произведения, монологические высказывания, составление синквейна, ассоциативного ряда, работа с приёмом «Корзина идей».

Методы обучения

Словесный, наглядный, практический, деятельностный, компетентностный.

Тип урока

Урок изучения нового (открытие новых знаний)

Технология

Технология критического мышления

Ход урока

№ этапа

Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приёмы, формы, цели  работы.

Формируемые УУД

I

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

1 мин

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, приветствует их, создаёт благоприятный психологический настрой на работу, используя игру «Ссора».

-Повернитесь друг к другу спинами, руки на пояс или за спиной, притопывайте ногами.

-Грустно, когда друзья в ссоре. С чего начинается всякая дружба?

- С улыбки!

- Повернитесь лицом к своему однокласснику и улыбнитесь.

Слушают учителя, «погружаются» в ситуацию.

Дети улыбаются.

Фронтальная

Игра «Ссора».

Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу.

Личностные: осознание себя как личности, части целого, коллектива.

II

1.

 Вызов

Выявление первичных представлений по теме.

3 мин

Мотивирует учащихся к изучению нового материала, создаёт проблемную ситуацию.

Читает притчу о человеке под медленную композицию. (музыка моря и чаек) (Приложение 1, слайд 2).

- Так какого же человека, по-вашему, искал Демосфен с фонарем в руках?

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было Человек с большой буквы? Как он должен жить? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти у А. Платонова, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже.

- Предлагаю вам поработать в паре и записать слова или словосочетания, связанные с понятием «Человек» на полосках бумаги, которые лежат у вас на партах. (Приложение 2)

Слушают учителя.

Работают в паре.  

Записывают по одному слову (словосочетанию) на полоске бумаги.

По одному ученику от каждой пары выходят и прикрепляют на доску (в корзину идей) полоску с записанным качеством. Условие – повторений не должно быть.

Фронтальная

Работа в парах.

Прием «Корзина идей». Цель: подготовить как к восприятию большой по объему новой информации, так и для разрешения актуальных проблем, возникающих по ходу урока

Личностные: понимание учебной цели и задачи, осознание учащимся того, что нужно усвоить

Предметные: формирование эмоционального потенциала, развитие речевых навыков.

Метапредметные: умение аргументировать свою точку зрения, слушать мнение других.

2

Целеполагание

2 мин

- Посмотрите на разнообразие слов (словосочетаний) в корзине идей, вспомним произведение, которое вы прочитали дома, и попробуем сформулировать тему урока.

Редактирует тему урока.

- На какой основной вопрос мы будем искать ответ? Нахождение ответа на этот вопрос и будет целью нашего урока.

-Запишем в тетрадь тему урока.  (Приложение 1, слайд 1)

-А как вы понимаете метафору «большое сердце»? Какой человек может иметь такое сердце? -Какие ассоциации у вас возникают при словах «милосердие», «сострадание»? (Приложение 1, слайд 3)

Высказывают свои предположения, формулируют тему и цель урока.

Записывают тему в тетрадь.

Составляют ассоциативный ряд.

Коллективная, индивидуальная.

Прием «Ассоциации». Цель: развить образное мышление, память, выявить уже имеющиеся представления по теме.

Предметные:

уметь самостоятельно формулировать цели и задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленной задаче.

Метапредметные: умение аргументировать свою точку зрения, слушать мнение других.

III.

1.

Осмысление.

Проверка домашнего задания.

4 мин

-Расположите эпизоды рассказа в хронологическом порядке (Приложение 1, слайд 4)

Акцентирует внимание на произведении, проверяет знание содержания текста.

1 ученик располагает эпизоды в хронологическом порядке.

Все остальные проверяют.

Индивидуальная, групповая

Предметные: принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность

2.

Составление характеристики героя.

7 мин

- Какие способы создания образа, характеристики героя мы знаем?

Организует работу в группах характеристики героя, используя приём «6 шляп критического мышления». (Приложение 1, слайд 5)

Проводит инструктаж. (Приложение1, слайд 6)

-Мы с вами наденем 4 мыслеварительные шляпы. Какую шляпу на себя наденем, такую мысль в ней и породим.

-Ребята, у каждой группы есть свой лист с заданиями, внимательно прочитайте их и приготовьте свои ответы. (Приложение 3)

Звучит тихо музыка.

Отвечают на вопрос.

Работают в 4 группах, читают эпизоды, обсуждают, составляют портретную характеристику героя, заполняют таблицу, делают выводы.

Групповая работа над проблемными вопросами.

Прием «6 шляп критического мышления».

Цель: помочь рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.

Предметные: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания.

Личностные: выражать личное отношение к художественному произведению.

Метапредметные: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность.

3.

Физкультминутка.

1 мин

Применяет здоровьесберегающие технологии. Организует физкультминутку.

Выполняют физические упражнения.

Индивидуальная

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

4.

Проверка результатов выполнения задания.

10 мин

Слушает ответы учеников, комментирует, дополняет, задаёт наводящие вопросы.

Выступление групп, строят монологические высказывания, делают выводы, слушают ответы своих товарищей, дополняют.

Индивидуально-групповая

Предметные: создавать устные высказывания, аргументировать свою точку зрения.

Личностные: выражать личное отношение к художественному произведению.

Метапредметные: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность.

5.

Работа с «Корзиной идей».

2 мин

- Вернёмся к «Корзине идей» (приложение 2)

- Какие слова (словосочетания) добавим и почему?

Добавляют слова (словосочетания) в «Корзину идей», доказывают свою точку зрения.

Фронтальная

IV.

1.

Рефлексия.

Составление синквейна.

 5мин

Предлагает поработать в группе и составить синквейн, используя характеристику Юшки, слова и словосочетания из «Корзины идей». (Приложение 1, слайд 7)

-- Проверим, что у вас получилось.

Работают в группе.

Составляют синквейн.

По одному участнику каждой группы зачитывают составленные синквейны.

Групповая

 Приём «Синквейн».

Цель: развивать способность кратко выражать суть вопроса, аналитические способности, уважение к слову (формы работы индивидуальная и групповая).

Предметные: понимание авторской позиции и своё отношение к ней.

Метапредметные: умение преобразовывать информацию.

Личностные: совершенствовать духовно-нравственные качества.

2.

Обобщающая беседа.

 3 мин

-Можно ли Юшку назвать героем с большим сердцем?  Почему?  

-Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Не бойтесь делать добро - вам станет от этого радостно и мирно, не бойтесь отдавать частичку своего сердца, милосердия.

Быть человеком на земле, быть добрым сыном земли, любить все живое, помогать всему, что живет на земле, - таков урок этого произведения.

Будьте добрыми и человечными, пусть от вас исходит душевное тепло и человеческая доброта.

Высказывают свои мнения, аргументируя их.

Индивидуальная, монологические высказывания.

3.

Домашнее задание.

2 мин

Дает домашнее задание на выбор, комментирует его выполнение. (Приложение1, слайд 8)

Записывают в дневник д/з.

Индивидуальная, творческая

Предметные: создавать письменные монологические высказывания.

4.

Выставление и комментирование отметок

1 мин

Выставляет отметки за урок, комментируя их, благодарит за работу на уроке.

Воспринимают информацию, осознают личный вклад в содержание урока.

Индивидуальная

Метапредметные: соотносить оценку учителя и самооценку.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Крнспект урока литературы в 7 классе по рассказу А. Платонова "Юшка" и презентация

Данный конспект предназначен для учащихся 7 класса. Цель: 1) познакомить учащихся  с  рассказом А. Платонова «Юшка»;           2) углуб...

открытый урок по литературе в 7 классе по рассказу А.Платонова "Юшка".

Тема урока "Дорога добра".Дети на уроке проходят такой дорогой вместе с главным героем Юшкой. Путь этот непростой, но Юшка его преодолевает, делая только добро всем и всему на земле.Рассуждать о добре...

Урок литературы по рассказу А.Платонова "Юшка"

Урок обобщения и систематизации знаний...

Урок литературы в 7 классе «А. Платонов «Юшка». Юшка – незаметный герой с большим сердцем»

Урок знакомит учащихся  ещё с одним произведением из художественного наследия писателя.  Это небольшой рассказ о человеке с большим, добрым сердцем....

Конспект урока - «педагогической мастерской» «Юшка» в 7 классе (по рассказу А. Платонова «Юшка»)

Цель: создать условия для·         освоения  нравственно-ценностных категорий: любовь, презрение, жестокость, двуличие;·...