Юшка – незаметный человек с большим сердцем. (по рассказу А. Платонова «Юшка»).
методическая разработка по литературе (9 класс)
Цель: Составить образ человека с большой буквы на примере героя рассказа А. Платонова «Юшка». |
Задачи: Образовательные: раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения главного героя рассказа, проникнуть в замысел автора. Развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы, развивать навыки работы в группе, совершенствовать навыки рассуждения на литературную тему. Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к творчеству писателя. |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предмет | Литература |
Класс | 7 |
УМК | Литература. 7 класс: под редакцией: В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.П. Коровина.-6-е изд. -М. : «Просвещение», 2017 г. |
Учитель | Исакова Н.Н. |
Тип урока | Урок изучение нового материала . |
Тема | Юшка – незаметный человек с большим сердцем. (по рассказу А. Платонова «Юшка»). |
Цель | Составить образ человека с большой буквы на примере героя рассказа А. Платонова «Юшка». |
Задачи | Образовательные: раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения главного героя рассказа, проникнуть в замысел автора. Развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы, развивать навыки работы в группе, совершенствовать навыки рассуждения на литературную тему. Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к творчеству писателя. |
Планируемые результаты | Предметные: - определять тему и основную мысль произведения - выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» - пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями - выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения - ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой. Метапредметные: - формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности -подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; -выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; - делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. Личностные: - совершенствовать духовно-нравственные качества, воспитание чувства любви к Родине, уважительного отношения к русской литературе; -осознание себя как личности, части целого, коллектива. |
Основные понятия | Человек, милосердие, сострадание. |
Межпредметныесвязи | Музыка, изобразительное искусство. |
Дидактический материал | Иллюстрации к рассказу «Юшка», раздаточный материал: полоски, карточки для работы в группе, схемы для составления синквейна, презентация к уроку. |
Техническое оборудование | Копьютер, колонки, проектор, доска |
Формы работы учащихся | Работа в группах, индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа с текстом произведения, монологические высказывания, составление синквейна, ассоциативного ряда, работа с приёмом «Корзина идей». |
Методы обучения | Словесный, наглядный, практический, деятельностный, компетентностный. |
Тип урока | Урок изучения нового (открытие новых знаний) |
Технология | Технология критического мышления |
Ход урока
№ этапа | Этап урока, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приёмы, формы, цели работы. | Формируемые УУД |
I | Организационный момент. Эмоциональный настрой. 1 мин | Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, приветствует их, создаёт благоприятный психологический настрой на работу, используя игру «Ссора». -Повернитесь друг к другу спинами, руки на пояс или за спиной, притопывайте ногами. -Грустно, когда друзья в ссоре. С чего начинается всякая дружба? - С улыбки! - Повернитесь лицом к своему однокласснику и улыбнитесь. | Слушают учителя, «погружаются» в ситуацию. Дети улыбаются. | Фронтальная Игра «Ссора». Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу. | Личностные: осознание себя как личности, части целого, коллектива. |
II 1. | Вызов Выявление первичных представлений по теме. 3 мин | Мотивирует учащихся к изучению нового материала, создаёт проблемную ситуацию. Читает притчу о человеке под медленную композицию. (музыка моря и чаек) (Приложение 1, слайд 2). - Так какого же человека, по-вашему, искал Демосфен с фонарем в руках? - Какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было Человек с большой буквы? Как он должен жить? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти у А. Платонова, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже. - Предлагаю вам поработать в паре и записать слова или словосочетания, связанные с понятием «Человек» на полосках бумаги, которые лежат у вас на партах. (Приложение 2) | Слушают учителя. Работают в паре. Записывают по одному слову (словосочетанию) на полоске бумаги. По одному ученику от каждой пары выходят и прикрепляют на доску (в корзину идей) полоску с записанным качеством. Условие – повторений не должно быть. | Фронтальная Работа в парах. Прием «Корзина идей». Цель: подготовить как к восприятию большой по объему новой информации, так и для разрешения актуальных проблем, возникающих по ходу урока | Личностные: понимание учебной цели и задачи, осознание учащимся того, что нужно усвоить Предметные: формирование эмоционального потенциала, развитие речевых навыков. Метапредметные: умение аргументировать свою точку зрения, слушать мнение других. |
2 | Целеполагание 2 мин | - Посмотрите на разнообразие слов (словосочетаний) в корзине идей, вспомним произведение, которое вы прочитали дома, и попробуем сформулировать тему урока. Редактирует тему урока. - На какой основной вопрос мы будем искать ответ? Нахождение ответа на этот вопрос и будет целью нашего урока. -Запишем в тетрадь тему урока. (Приложение 1, слайд 1) -А как вы понимаете метафору «большое сердце»? Какой человек может иметь такое сердце? -Какие ассоциации у вас возникают при словах «милосердие», «сострадание»? (Приложение 1, слайд 3) | Высказывают свои предположения, формулируют тему и цель урока. Записывают тему в тетрадь. Составляют ассоциативный ряд. | Коллективная, индивидуальная. Прием «Ассоциации». Цель: развить образное мышление, память, выявить уже имеющиеся представления по теме. | Предметные: уметь самостоятельно формулировать цели и задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленной задаче. Метапредметные: умение аргументировать свою точку зрения, слушать мнение других. |
III. 1. | Осмысление. Проверка домашнего задания. 4 мин | -Расположите эпизоды рассказа в хронологическом порядке (Приложение 1, слайд 4) Акцентирует внимание на произведении, проверяет знание содержания текста. | 1 ученик располагает эпизоды в хронологическом порядке. Все остальные проверяют. | Индивидуальная, групповая | Предметные: принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность |
2. | Составление характеристики героя. 7 мин | - Какие способы создания образа, характеристики героя мы знаем? Организует работу в группах характеристики героя, используя приём «6 шляп критического мышления». (Приложение 1, слайд 5) Проводит инструктаж. (Приложение1, слайд 6) -Мы с вами наденем 4 мыслеварительные шляпы. Какую шляпу на себя наденем, такую мысль в ней и породим. -Ребята, у каждой группы есть свой лист с заданиями, внимательно прочитайте их и приготовьте свои ответы. (Приложение 3) Звучит тихо музыка. | Отвечают на вопрос. Работают в 4 группах, читают эпизоды, обсуждают, составляют портретную характеристику героя, заполняют таблицу, делают выводы. | Групповая работа над проблемными вопросами. Прием «6 шляп критического мышления». Цель: помочь рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки. | Предметные: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. Личностные: выражать личное отношение к художественному произведению. Метапредметные: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность. |
3. | Физкультминутка. 1 мин | Применяет здоровьесберегающие технологии. Организует физкультминутку. | Выполняют физические упражнения. | Индивидуальная | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
4. | Проверка результатов выполнения задания. 10 мин | Слушает ответы учеников, комментирует, дополняет, задаёт наводящие вопросы. | Выступление групп, строят монологические высказывания, делают выводы, слушают ответы своих товарищей, дополняют. | Индивидуально-групповая | Предметные: создавать устные высказывания, аргументировать свою точку зрения. Личностные: выражать личное отношение к художественному произведению. Метапредметные: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность. |
5. | Работа с «Корзиной идей». 2 мин | - Вернёмся к «Корзине идей» (приложение 2) - Какие слова (словосочетания) добавим и почему? | Добавляют слова (словосочетания) в «Корзину идей», доказывают свою точку зрения. | Фронтальная | |
IV. 1. | Рефлексия. Составление синквейна. 5мин | Предлагает поработать в группе и составить синквейн, используя характеристику Юшки, слова и словосочетания из «Корзины идей». (Приложение 1, слайд 7) -- Проверим, что у вас получилось. | Работают в группе. Составляют синквейн. По одному участнику каждой группы зачитывают составленные синквейны. | Групповая Приём «Синквейн». Цель: развивать способность кратко выражать суть вопроса, аналитические способности, уважение к слову (формы работы индивидуальная и групповая). | Предметные: понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Метапредметные: умение преобразовывать информацию. Личностные: совершенствовать духовно-нравственные качества. |
2. | Обобщающая беседа. 3 мин | -Можно ли Юшку назвать героем с большим сердцем? Почему? -Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Не бойтесь делать добро - вам станет от этого радостно и мирно, не бойтесь отдавать частичку своего сердца, милосердия. Быть человеком на земле, быть добрым сыном земли, любить все живое, помогать всему, что живет на земле, - таков урок этого произведения. Будьте добрыми и человечными, пусть от вас исходит душевное тепло и человеческая доброта. | Высказывают свои мнения, аргументируя их. | Индивидуальная, монологические высказывания. | |
3. | Домашнее задание. 2 мин | Дает домашнее задание на выбор, комментирует его выполнение. (Приложение1, слайд 8) | Записывают в дневник д/з. | Индивидуальная, творческая | Предметные: создавать письменные монологические высказывания. |
4. | Выставление и комментирование отметок 1 мин | Выставляет отметки за урок, комментируя их, благодарит за работу на уроке. | Воспринимают информацию, осознают личный вклад в содержание урока. | Индивидуальная | Метапредметные: соотносить оценку учителя и самооценку. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Не рождается зло от добра и обратно, Различать их нам взгляд человеческий дан» ( по рассказу А.Платонова «Юшка») Конспект урока по литературе в 7 классе
Урок литературы в 7 классе...
Крнспект урока литературы в 7 классе по рассказу А. Платонова "Юшка" и презентация
Данный конспект предназначен для учащихся 7 класса. Цель: 1) познакомить учащихся с рассказом А. Платонова «Юшка»; 2) углуб...
открытый урок по литературе в 7 классе по рассказу А.Платонова "Юшка".
Тема урока "Дорога добра".Дети на уроке проходят такой дорогой вместе с главным героем Юшкой. Путь этот непростой, но Юшка его преодолевает, делая только добро всем и всему на земле.Рассуждать о добре...
Урок литературы по рассказу А.Платонова "Юшка"
Урок обобщения и систематизации знаний...
Урок литературы в 7 классе «А. Платонов «Юшка». Юшка – незаметный герой с большим сердцем»
Урок знакомит учащихся ещё с одним произведением из художественного наследия писателя. Это небольшой рассказ о человеке с большим, добрым сердцем....
Конспект урока по литературе в 7 классе «Без доброты и сострадания нет человека» (По рассказу А.Платонова «Юшка»)
Заключительный урок по рассказу Ф. Платонова "Юшка"...
Конспект урока - «педагогической мастерской» «Юшка» в 7 классе (по рассказу А. Платонова «Юшка»)
Цель: создать условия для· освоения нравственно-ценностных категорий: любовь, презрение, жестокость, двуличие;·...