«Не рождается зло от добра и обратно, Различать их нам взгляд человеческий дан» ( по рассказу А.Платонова «Юшка») Конспект урока по литературе в 7 классе
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Не рождается зло от добра и обратно,
Различать их нам взгляд человеческий дан»
( по рассказу А.Платонова «Юшка»)
Конспект урока по литературе в 7 классе
Снеткова Ирина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
МБОУ СОШ №1 г.Покрова
Петушинского района
Владимирской области
Задачи:
- Формировать отношение к событиям и героям рассказа, их оценку; выявить роль художественных средств и языка произведения в изображении мира и человека в рассказе , раскрытие авторского замысла;
- Развивать речь детей за счет развернутых аргументированных ответов, лексический запас слов : кроткий, блаженный и других;
- Воспитывать чувства сострадания, умение быть внимательным и открытым другим людям, недопустимость жестокости по отношению к живому существу.
Ход урока:
Эпиграф: Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом. ( А. Н. Радищев)
- Прослушивание песни. Никольский Константин «Музыкант»
- Слово учителя:
- Добро и зло , лютая ненависть и святая любовь… как разнообразны чувства людей и какие разные сами люди : несчастные и счастливые, нежные и жестокие… Посмотрите портретный ряд. Вы не найдете ни одного похожего лица. А за каждым из них свой характер, судьба, эпоха. Как это увидеть?
- А что значит, быть непохожим на других? Легко ли быть непохожим? Что чувствует такой человек?
- Встречались ли вам герои произведений, не имеющие сходства с окружающими их людьми ?
-И в прочитанном вами дома рассказе А. Платонова вы также встретились с героем , отличающимся от других людей. Это Юшка.
- Что почувствовали вы, читая рассказ?
Чем вас взволновал герой этого рассказа? Что запомнилось?
Цель нашего урока: от языка произведения, художественно- языковой формы подойти к раскрытию идейного содержания, авторскому замыслу.
- – Случайно ли называется рассказ?
–Итак, мы прочитали первые строчки. Вы чувствуете, что здесь присутствует автор? Как?
- И именно глаза автора передают нам образ главного героя, причем, не сразу называя его по имени. ( постепенное приближение: старый на вид человек, он, Ефим, Юшка)
-Используя текст, опишите Юшку,
Внешние черты героя _ это основа его характера, и Платонов подробно описывает образ. Но что является главным в этой характеристике? ( неостывающие слезы, белое тело- словно душа сквозь мирскую оболочку)
- Попробуйте охарактеризовать его одним словом (запись на доске, Работа со значением слов и происхождением)
- Что не согласуется в описании Юшки и той жизни , кот. Он вел? ( слабые руки _ тяжелая работа)
Работа со значением слова «юшка» (словарь Даля)
- Какие чувства вызывает у вас такой образ?
- А как относятся к нему окружающие? Дети? ( чтение отрывков)
- Как вы понимаете значение слова «терзать»? Попробуйте дать определение с помощью синонимов. ( Запись: терзать, мучить, издеваться, истязать, изводить)
Работа со словарем.
В словаре С. Ожегова «терзать»: 1 . Разрывать на части . 2. Мучить нравственно.
- В каком значении использует это слово Платонов.( Первое значение – согласуется с именем- кровь, незаживающая рана. Второе - проявление отношения детей)
- Почему дети, которые только начинают жить и ,значит, не должны еще научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они от него ждут?
- В отрывке 3 раза встречается слово «правда».
- Дети не могут поверить , что такой человек ,как Юшка может быть живым, ведь он не как все.
- Какие чувства испытывает при этом Ефим? Какие у вас возникли чувства?
- – Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые ,чем дети, люди?
- Вас что-то удивило в предложении, начинающем отрывок? ( « взрослые ругали их…» хочется продолжить6 «за такое отношение к Юшке» но этого нет)
- Как объясняет автор такое отношение?
- Прав ли Юшка., когда говорит Даше: « Меня , Даша, народ любит»?
- Почему он испытывает не возмущение, а жалость?
- Как перекликаются слова Даши6 «Сердце-то у них слепое, да глаза зрячие!» с началом рассказа?
- Мучительно жить Ефиму среди людей, в городе, И он находит место, где ему хорошо, где он не скрывает своей любви к живым существам .Это природа,
Путешествия в человеческие сердца и сознание, в самое потаенное на свете, происходят с непременным обращением Платонова к природе с населяющим ее миром насекомых и животных. Все они вместе с травой и облаками выступают у него как сопроводители основных персонажей.
- Что влечет героя в природу? ( безлюдье)
Чтение описания природы
- В чем необычность восприятия героем природы?( живет по своим законам как единый организм, частью которого становится Юшка)
- Задействованы все чувства6 обоняние( благоухание). Зрительные образы, слух, осязание – что это дает нам?
- Что необычное во фразе « смотрел в облака»…( использует предлог в , а не на) . Что может видеть в них Юшка?
- Что позволяет увидеть живую природу Платонова?( прием олицетворения)
Рассматриваются иллюстрации.
- В природе герой даже видит образ близкий ему.( работающие кузнечики)
- Но почему он старался не дышать на них?( впитывая в себя людскую злобу и не возвращая ее, он боялся, наверное , занести эту заразу в прекрасный чистый мир)
- В одном предложении можно увидеть единение героя с миром природы. «Он склонился…» В главных частях – действия Юшки, в придаточных - мир природы, соединяют собой обособленные обстоятельства – чувства Юшки : забота и сострадание.
- В каких предложениях дается описание состояния человека ? (легко, в покое и тепле дремал, не чувствовал недуга, больная грудь отдыхала , «шел весело дальше, как здоровый человек» - именно сейчас Платонов дает возраст Юшки – 40 лет)
- В отличие от этого ,как описывается состояние в то лето, когда он не пошел? (болезнь мучила его тело и истощала его, брел )
- Мы подошли к самому трагическому эпизоду рассказа. И начинается он предложением «веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним..»
Обычное действие, Платонов передает глаголом. Но именно с этого момента что-то изменяется в повествовании. Обратите внимание на вид глаголов , встречающихся до этого. Они почти все несов. вида. Основное значение несов. вида – длительность и повторяемость действия , незаконченность. Встречающиеся глаголы сов.вида – поругает, возьмет хворостину, погонится, отозвался злом, развесил, испортить.( о Юшке, но не принадлежат ему), отбежали. Отойдите ( о детях, но не принадлежат им)
- Во второй части Платонов передает действия героев глаголами сов. Вида( и Юшки, и людей) Почему?
- Доводят дело до конца, Юшка вдруг изменяется.
- Разговор начинает прохожий. Как строится его первая фраза – по типу вопр. предложения , но нет ? Потому-то он и не ожидал, что Юшка ответит. Но произошло то, чего все люди хотели видеть: Юшка осерчал( ср. дети «начинали серчать»)
- Почему автор не называет убийцу человеком? Что он хочет показать? Откуда взялась сила для удара?
- Прохожий называет Юшку в начале разговора «блажной». В русском языке есть слово однокоренное этому - «блаженный». Значение этих слов?
Работа со словарем. Блажной – взбаломошный, неуравновешенный, сумасбродный. Блаженный – в вышей степени счастливый, глуповатый.
- Какое из них действительно подходит для характеристики Юшки в 1 части? А в сцене с прохожим?
- Признали ли люди Юшку своим? Раскаялись?
- - Что происходит в городе после смерти Юшки? Последствия того, что выпал из общества 1 человек?
- Почему? (исход символичен и поучителен)
- Чего не сумели сделать люди?( обращение к эпиграфу. Увидеть человека в другом!)
- Но этим рассказ не заканчивается. Людям дается шанс изменить себя.(приезд девушки) Вот он росток добра, сохраненный Ефимом. Какое чувство вселяет в нас этим Платонов ?
- Итоги.
- Что должен сделать каждый, чтобы быть человеком?
- Пройдя путь нравственного очищения ,прозрев сердцем, увидеть человека в другом.
- С помощью чего доносит до нас эту мысль Платонов? ( язык, худож. средства произведения смогли затронуть самые глубинные струны души и в нас зазвучала песня, возможно, именно такая - …….
- Непохожий - от греческого «путь, дорога» Юшка прошел свой путь страдая и радуясь. А как вы думаете, что значит быть непохожим?
Д\З – Написать творческую работу на тему «Что значит быть непохожим7»
Список использованной литературы
1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. – М.: ЭКСМО- Пресс, 2001
2. Коровина В.Я. Литература 7 класс.- М.: Просвещение 2005
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.:»Русский язык»,1989.
Использованные дополнительные материалы
- Никольский К., песня «Музыкант» ( сл. и муз. Никольского К.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Тема человеческого труда в рассказе А. Платонова "Никита"
В данной презентации представлена разработка урока, на котором отрабатываются различные умения и навыки работ с текстом. Умение находить авторскую характеристику образов и предметов. Прививается интер...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Сценарий урока по литературе 5 класса "ПОБЕДА ДОБРА НАД ЗЛОМ В "СКАЗКЕ О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ" А.С. ПУШКИНА
Сценарий заключительного урока по сказке...
План-конспект урока по литературе,8 класс "Свет добра и духовности" по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".
Цель:а)систематизация и обобщение знаний по комедии «Ревизор»; б) показать мастерство Гоголя-драматурга в изображении героев комедии.Вид урока: урок-семинар.Методы работы: 1) пре...
Открытый урок по Литературе 6 класс "Н.В.Гоголь «Заколдованное место». Добро и зло в повести"
Конспект урока...
Открытый урок по литературе. 5 класс. "Добро и зло в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Открытый урок по литературе...
«Будем человечеством!» (по рассказу А. Платонова «Третий сын») Урок в 11 классе
Знакомство с рассказом А.П. Платонова "Третий сын"...