Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику В.Я. Коровиной
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdel_1.docx | 56.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1
7 класс
Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;
- Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Методическое письмо Министерством образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
- Программа общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (Базовый уровень) Под редакцией В.Я.Коровиной . Допущено Министерством образования и науки РФ. 11-е издание, переработанное и дополненное. Москва «Просвещение» , 2011
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт точное распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета, определяет набор сочинений и материала для заучивания наизусть.
Разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.
Настоящая программа по литературе для 7 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; содержание программы учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся за курс 7 класса, учебно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения, дополнительная литература.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом, знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы. Осуществляется концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в старших классах.
Программа решает основную задачу преподавания литературы: развивать представление о литературе как об искусстве слова, воспитать культуру читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса.
Для реализации программы необходим выбор информационно-творческой модели современного урока, где знания – это лишь средство для развития творческих способностей учащихся. Урок сотворчества, и эта модель выдвигает на первое место не учителя, а ученика, который с помощью учителя идёт к литературному произведению, а от него к автору. Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно-деятельных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала, составление выступлений с использованием ИКТ), коммуникативных технологий (организации совместной работы с учащимися, самостоятельной работы с информацией), индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволит стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.
Работа над формированием и развитием творческих способностей учащихся предполагается как во время уроков, так и во внеурочное время. Виды заданий по развитию речи подобраны по принципу дидактики, от простого (таблица, план, пересказ и т.д.) к сложному (развёрнутый ответ по плану, словесное рисование, сравнительная характеристика, сочинение, составление вопросов викторины по изученному материалу и т.д.)
Программа позволяет учитывать различный уровень подготовки учащихся и в соответствии с ним строить свою работу. С учётом личностно-ориентированного подхода к обучению, способствует формированию ключевых и предметных компетенций.. В процессе дальнейшего литературного образования личностные качества ученика как заинтересованного читателя углубляются и расширяются. Предусмотрена межпредметная связь: литература – история – музыка – ИЗО – МХК. Воспитательные возможности предмета реализуются не только за счёт информативной стороны произведений, но и за счёт воспитательных ресурсов самого языка.
Подбор литературных произведений структурирован: фольклор, произведения русской литературы с древности до XX века, знакомство с произведениями зарубежной литературы. Содержание доступно восприятию учащихся, выстроено логично, взаимосвязано по разделам и темам, формирует учебную мотивацию. Вводятся необходимые для работы с художественными текстами литературоведческие понятия с ориентацией на будущую подготовку к ЕГЭ по литературе.
Программа нацелена на развитие личности, познавательных и творческих способностей учащихся, помогает реализовывать современные подходы к преподаванию литературы:
- Развитие речи(практико-ориентированный и деятельный подходы);
- «Связь с другими видами искусства» (работа с иллюстрациями, рисунками, фрагментами фильмов);
Реализация программы предполагает достижение следующих целей:
- Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, развитие устной и письменной речи учащихся;
- Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных и теоретико-литературных понятий;
- Овладение умениями чтения и анализа художественного произведения;
- Воспитание гражданственности, патриотизма, интереса к слову.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:
-выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом и развёрнутом
виде;
- владение диалогической и монологической речью;
- умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств;
- составление плана;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной и письменной речи
результатов своей деятельности;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля
и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и
навыков.
В программе для 7 класса выделяются произведения «для текстуального изучения» и «для обзорного изучения». Такой подход позволяет при сохранении большого «авторского круга» избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно-ориентированный принцип минимакса (при максимуме, предложенном авторами, учащийся обязан освоить определенный минимум). При рекомендации подходов к изучению учитывались значимость конкретного произведения для раскрытия основной идеи раздела, курса в целом, его художественная и эстетическая ценность для учащихся данного возраста. Предполагается, что произведения для «текстуального изучения» рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.) произведения « для обзорного изучения» читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями учащихся. Важно, что текс, прочитанный под определенным углом зрения, в дальнейшем может быть проанализирован с иной позиции.
Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения (внеклассного) учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего чтения предлагаются произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объем чтения остается за учащимися. В данной программе предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, выступления, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа рассчитана на 70 часов: из расчёта 2 часа в неделю.
Тестов:
Развитие речи:
Внеклассное чтение:
Применение ИКТ :
Раздел 2
Учебно-тематическое планирование
по литературе в 7 классе
на 2014 – 2015 уч. год.
№ п/п | Тема урока | К-во часов | Тип урока | Вид контроля, вид самостоятельной работы | Требования к уровню подготовки | Дата проведения | ||
1 | Введение. Влияние литературы на формирование в человеке нравственного эстетического чувства. | 1 | Комбинированный урок | Работа с учебником и учебными пособиями | Знать основную тему курса на год | |||
2 | Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. | 1 | Рассказ с элементами беседы | Составление плана | Знать исторические события в преданиях, отстаивать свою точку зрения. | |||
3 | Понятие о былине. Собирание былин «Вольга и Микула Селянинович» . Прославление мирного труда. | 1 | Комбинированный урок. ИКТ | Выразительное чтение фрагмента былины. | Знать особенности жанра, определения былины, гиперболы | |||
4 | «Илья Муромец и Соловей Разбойник» Роль гиперболы в былинах. | 1 | Урок внеклассного чтения. | Устный отзыв о герое, чтение по ролям | Совершенствовать навыки анализа текста | |||
5 | Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. | 1 | Комбинированный урок | Составление простого плана произведения | Знать художественные особенности былин | |||
6. | Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. | 1 | Комбинированный урок | Объяснение пословиц и поговорок | Различать пословицы и поговорки | |||
7. | Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси. | 1 | Рассказ с элементами беседы | Составление Поучения | Знать традиции и особенности древнерусской литературы | |||
8. | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. | 1 | Рассказ с элементами беседы | Выборочный пересказ | участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; | |||
9. | Высокий моральный облик главной героини. | 1 | Рассказ с элементами беседы | Комментированное чтение | Совершенствовать навыки анализа текста | |||
10 | Подготовка к домашнему сочинению на темы: Народная мудрость в произведениях устного народного творчества. Художественные особенности русских былин или малых жанров фольклора. Что воспевает народ в героическом эпосе. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. В чём значение древнерусской литературы для современного читателя? | 1 | Урок развития речи | Собирание материала к сочинению | Способствовать развитию связной речи | |||
11 | М. В. Ломоносов «ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» | 1 | Урок-практикум | Анализ «вслед за автором»,выразительное чтение фрагментов | Знать понятие –ода, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | |||
12 | Г.Р. Державин «Река времён в своём стремлении…». Философские размышления о смысле жизни. | 1 | Комбинированный урок | Выразительное чтение, анализ стихотворения. | ||||
13 | А.С. Пушкин «Полтава» интерес Пушкина к истории. | 1 | Рассказ с элементами беседы | Комментированное чтение | Совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста | |||
14 | А.С.Пушкин «Медный всадник» выражение чувства любви к Родине. | 1 | Комбинированный урок | Анализ «вслед за автором»,выразительное чтение фрагментов | Совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста | |||
15 | А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге» и её летописный источник. | 1 | Комбинированный урок | Выразительное чтение наизусть, анализ стихотворения. | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | |||
16 | А.С. Пушкин «Борис Годунов» Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях Пушкина» | 1 | Урок развития речи | Комментированное чтение | Совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста | |||
17 | А.С. Пушкин «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина» Гуманизм повести. | 1 | Комбинированный урок | Составлять цитатные характеристики героев | участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; | |||
18 | Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского» | 1 | Комбинированный урок | Выразительное чтение эпизодов, устные выступления о прочитанном произведении | владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; | |||
19 | М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | 1 | Урок усвоения новых знаний. ИКТ | Анализ «вслед за автором»,выразительное чтение фрагментов | владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; | |||
20 | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. | 1 | Рассказ с элементами беседы | Выразительное чтение эпизодов, устные выступления о прочитанном произведении | участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; | |||
21 | М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…» проблема гармонии человека и природы. | 1 | Рассказ с элементами беседы | Выразительное чтение, анализ стихотворения. | Совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста | |||
22 | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина М.Ю. Лермонтова | 1 | Урок контроля | Тестирование | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | |||
23 | Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» историческая и фольклорная основа повести. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Анализ «вслед за автором»,выразительное чтение фрагментов | ||||
24 | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. .Развитие понятия о литературном герое. | 1 | Комбинированный урок | Комментированное чтение | владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; | |||
25 | Подготовка к сочинению по повести «Тарас Бульба»: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы» «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия» «Роль картин природы в понимании человеческих характеров» | 1 | Урок развития речи. | Собирание материала к сочинению | Способствовать развитию связной речи | |||
26 | И.С. Тургенев Цикл рассказов «Записки охотника» «Бирюк» . | 1 | Урок усвоения новых знаний | Анализ «вслед за автором»,выразительное чтение фрагментов | владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; | |||
27 | И.С. Тургенев стихотворения в прозе. «Русский язык», «Два богача», «Близнецы» | 1 | ИКТ | Выразительное чтение, анализ стихотворения. | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | |||
28 | Н.А. Некрасов «Русские женщины» «Княгиня Трубецкая» Историческая основа поэмы. | 1 | Урок усвоения новых знаний ИКТ | Выразительное чтение эпизодов, устные выступления о прочитанном произведении | участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; | |||
29 | Некрасов «Размышления у парадного подъезда» | 1 | Урок внеклассного чтения. | Устные выступления о прочитанном произведении | владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; | |||
30 | Толстой А.К. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». | Урок усвоения новых знаний | Анализ «вслед за автором»,выразительное чтение фрагментов | владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; | ||||
31 | М.Е. Салтыков-Щедрин «повесть о том , как один мужик двух генералов прокормил» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Комментированное чтение | участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; | |||
32 | М.Е. салтыков-Щедрин «Дикий помещик» Понятие о гротеске. Подготовка к сочинению | 1 | Урок развития речи | Собирание материала к сочинению | Способствовать развитию связной речи | |||
33 | Урок контроля по изученным произведениям | 1 | Урок контроля | Тестирование | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | |||
34 | Л.Н. Толстой «Детство» (главы) Сложность взаимоотношений детей и взрослых. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Составление цитатных характеристик героев | владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; | |||
35 | Главный герой повести Толстого «Детство».Его духовный мир. | 1 | Комбинированный урок | Выразительное чтение эпизодов, устные выступления о прочитанном произведении | владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; | |||
36 | И.А. Бунин «Цифры» сложность взаимопонимания детей и взрослых. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Выразительное чтение эпизодов, устные выступления о прочитанном произведении | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | |||
37 | И.А. Бунин «Лапти» нравственный смысл рассказа. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства по произведениям Бунина, Толстого.» | 1 | Комбинированный урок | Составление цитатных характеристик героев | участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; | |||
38 | А.П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия рассказа. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Подробный пересказ | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | |||
39 | Средства создания комического в рассказе Чехова «Хамелеон». Понятие о юморе. | 1 | Комбинированный урок ИКТ | Выделение выразительных средств | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | |||
40 | Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник» | 1 | Комбинированный урок | Выразительное чтение эпизодов, устные выступления о прочитанном произведении | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | |||
41 | Смех и слёзы в рассказах Чехова «Тоска», «Размазня» | 1 | Урок внеклассного чтения. | Устные выступления о прочитанном произведении | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | |||
42 | Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. Жуковский «Приход весны», Толстой А.К. «Край ты мой, родимый край…», И.А. Бунин «Родина» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Чтение наизусть, анализ стихотворения. | Совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста | |||
43 | М.Горький «Детство». Изображение быта и характеров | 1 | Урок усвоения новых знаний | Составлять цитатные характеристики героев | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | |||
44 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. | 1 | Комбинированный урок | Выразительное чтение эпизодов, устные выступления о прочитанном произведении | владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; | |||
45 | Обучение анализу эпизода из повести М.Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя. | 1 | Урок развития речи | Анализ «вслед за автором»,выразительное чтение фрагментов | участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; | |||
46 | «Легенда о Данко» . Романтический характер легенды. | 1 | Урок внеклассного чтения. | Устные выступления о прочитанном произведении | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | |||
47 | В.В. Маяковский «Необычайное приключение , бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Чтение наизусть, анализ стихотворения. | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | |||
48 | Маяковский В.В. «Хорошее отношение к лошадям» | 1 | Урок внеклассного чтения. | Устные выступления о прочитанном произведении | Совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста | |||
49 | Л.Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Анализ «вслед за автором»,выразительное чтение фрагментов | владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; | |||
50 | А.П. Платонов «Юшка» Друзья и враги главного героя. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Выразительное чтение эпизодов, устные выступления о прочитанном произведении | владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; | |||
51 | « В прекрасном и яростном мире» А.П. Платонов | 1 | Урок внеклассного чтения. | Устные выступления о прочитанном произведении | владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; | |||
52 | Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание» (по произведениям писателей 20 века) | 1 | Урок развития речи | Собирание материала к сочинению | Способствовать развитию связной письменной и устной речи | |||
53 | Б.Л. Пастернак Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака | 1 | Урок усвоения новых знаний ИКТ | Чтение наизусть, анализ стихотворения. | Совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста | |||
54 | Урок контроля. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения. | 1 | Урок контроля | Письменный анализ | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | |||
55 | Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях Ахматовой, Симонова, Суркова, Твардовского, Тихонова. | 1 | Урок внеклассного чтения. | Устные выступления о прочитанном произведении | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | |||
56 | Ф.А. Абрамов «О чём плачут лошади» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Анализ «вслед за автором»,выразительное чтение фрагментов | участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; | |||
57 | Е.И. Носов «Кукла» нравственные проблемы рассказа» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Анализ «вслед за автором»,выразительное чтение фрагментов | владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; | |||
58 | Ю.П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Анализ «вслед за автором»,выразительное чтение фрагментов | владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; | |||
59 | Стихи поэтов 20 века о Родине., родной природе, восприятии окружающего мира. (Брюсов, Сологуб, Есенин, Рубцов , Заболоцкий) | 1 | Урок внеклассного чтения. | Устные выступления о прочитанном произведении | Совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста | |||
60 | А.Т. Твардовский « Снега потемнеют синие», «Июль – макушка лета». Философские проблемы в лирике Твардовского. | 1 | Урок усвоения новых знаний ИКТ | Чтение наизусть, анализ стихотворения. | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | |||
61 | Д.С. Лихачёв «Земля родная» | 1 | Урок внеклассного чтения. | Устные выступления о прочитанном произведении | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | |||
62 | М.М. Зощенко «Беда» Смешное и грустное в рассказах писателя. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Анализ «вслед за автором»,выразительное чтение фрагментов | участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; | |||
63 | Песни на слова русских поэтов. (Вертинский, Гофф, Окуджава» | 1 | Урок усвоения новых знаний ИКТ | Чтение наизусть, анализ стихотворения. | Совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста | |||
64 | Из литературы народов России . Расул Гамзатов «О моей Родине», «Опять за спиною родная земля» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Выразительное чтение эпизодов, устные выступления о прочитанном произведении | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | |||
65 | Р. Бернс «Честная бедность» Представления о справедливости и честности. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Анализ «вслед за автором»,выразительное чтение фрагментов | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | |||
66 | Дж. Г. Байрон «Ты кончил жизни путь герой» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Выразительное чтение, анализ стихотворения. | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | |||
67 | Японские хокку. Особенности жанра. | ИКТ | Выразительное чтение | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | ||||
68 | О. Генри «Дары волхвов» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Составлять цитатные характеристики героев | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | |||
69 | Р.Д. Бредбери «Каникулы» | 1 | Урок усвоения новых знаний | Анализ «вслед за автором»,выразительное чтение фрагментов | участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; | |||
70 | Итоги года и задание на лето. | 1 | Обобщающий урок | Составление списка литературы на лето | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности |
Раздел 3
Содержание программы учебного курса литературы
для 7 класса
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (2 час)
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (4 час)
Выражение в фольклоре национальных черт характера. Народное представление о героическом
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
«Вольга и Микула Селянинович»
Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Былина и сказка. Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы богатырей.
Новгородский цикл былин. «Садко». Пословицы и поговорки.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (4 ЧАС)
Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер древнерусской литературы.
«Поучение» Владимира Мономаха
Жанр и композиция «Поучения». Основы христианской морали в «Поучении». Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы «Поучения.»
« Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (2 ЧАС)
Михаил Васильевич Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (1час). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм. Призыв к миру.. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Гавриил Романович Державин. «Река времен в своем стремлении…» , «На птичку», «Признание».размышление о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
А.С. Пушкин (6 час)
Жизнь и творчество (обзор).
«Песнь о вещем Олеге».
Поэтическая интерпретация эпизода из «Повести временных лет». Тема судьбы и пророчества в «Песни…». Нравственная проблематика произведения.
Повесть «Станционный смотритель».
Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека». Образ повествователя. Выразительность и лаконизм пушкинской прозы.
«Борис Годунов» . Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
М.Ю. Лермонтов (4 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Развитие и переосмысление пушкинских традиций в пейзажной лирике Лермонтова.
«Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», «Ангел».
Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в "Песне…". Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Особенности языка поэмы, ее связь с устным народным творчеством.
Н.В. Гоголь (3 час).
Слово о писателе.
Повесть «Тарас Бульба».
Историческая и фольклорная основа повести. Героико-патриотический пафос повести, прославление товарищества, осуждение предательства. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Особенности изображения человека и природы в повести. Роль детали в раскрытии характера.
И.С. Тургенев (2час)
Слово о писателе.
Рассказы: «Бирюк»
Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа.
«Стихотворения в прозе»: «Воробей», «Русский язык»
Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие их тематики. Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, о величии, красоте и образности русской речи. Музыкальность прозы Тургенева.
Н.А. Некрасов (2 час)
Слово о поэте.
«Русские женщины». «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда».Боль поэта за судьбу поэта. Своеобразие некрасовской музы. Трехсложные размеры стиха.
А.К. Толстой. «Василий Шибанов».(1час) Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского рыцарства., противостоящего самовластию.
М.Е. Салтыков-Щедрин (3 час)
Слово о писателе.
Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик».
Особенности сюжетов и проблематики "сказок для детей изрядного возраста". Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Образ народа в сказках. Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках.
Л.Н. Толстой (2 час)
Слово о писателе.
Повесть «Детство»
Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Тема детской открытости миру.
И.А. Бунин (2 час)
Слово о писателе.
Рассказы: «Лапти», «Цифры»
Нравственный смысл произведения. Выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина. Роль детали в рассказах Бунина. Художественное мастерство Бунина-прозаика.
.
А.П. Чехов (4 час)
Слово о писателе.
Рассказ «Хамелеон».
Особенности авторской позиции в рассказе. Роль художественной детали, ее связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему. Сатирический пафос произведения.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах Чехова. Сатира и юмор как формы комического.
Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе. В.Жуковский «Приход весны», И. Бунин «Родина», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край».(1час)
ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА
Обращение писателей ХХ века к художественному опыту своих предшественников. Исторические события, их восприятие современниками. Своеобразие русской поэзии ХХ века. Художественные искания русских писателей ХХ века. Человек и история в литературе ХХ века: проблема выбора пути. Русская литература советского времени. Проблема героя. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах (революции, гражданская война, Великая Отечественная война).
М. Горький (4 час)
Слово о писателе.
Повесть «Детство» Традиции Л.Н. Толстого, их переосмысление Горьким. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции. «Старуха Изергиль»
В.В. Маяковский (2 час)
Слово о поэте.
Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям»
Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Представление поэта о сущности творчества. Сатира в творчестве Маяковского. Мещанство как социальная опасность Особенности поэтического языка Маяковского. Роль рифмы.
Л.Н. Андреев «Кусака».(1час) Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
А.П. Платонов «Юшка», «В прекрасном и яростном мире» (3 час).
Любовь и ненависть окружающих героя людей. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты., взаимопонимания.
Б.Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…».(2 час) Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны. (1час) А.Ахматова, К. Симонов, А.Твардовский, А. Сурков, Н. Тихонов. Ритмы и образы военной лирики.
Ф.А. Абрамов. «О чём плачут лошади». (1час). Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе. Литературные традиции.
Е.И. Носов. «Кукла», «Живое пламя». (1 час) Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям., природе.
Ю.П. Казаков. «Тихое утро».(1 час) Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя родина» Стихотворения о Родине. В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов.(1час). Человек и природа. Выражение душевных настроений., состояний человека через описание картин природы.. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
А.Т. Твардовский. (1 час) «Снега потемнеют синие», «Июль – макушка лета», « На дне моей жизни».. Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Лирический герой.
Д.С.Лихачёв. «Земля родная.» (1 час). Духовное напутствие молодёжи.
М.Зощенко. «Беда» (1час) Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов 20 века. Вертинский, Гофф, Окуджава. (1час.).Лирические размышления о жизни., быстротекущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России. Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…»(1 час). Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям.
Роберт Бёрнс. «Честная бедность».(1час) Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.
Д.Г. Байрон «Ты кончил жизни путь , герой!» (1 час.) Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку. ( 1час). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года.
О.Генри «Дары волхвов». (1час) Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Р.Д. Бредбери «Каникулы» (1час). Фантастические рассказы как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле.. Мечта о чудесной победе добра.
Раздел 4
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы
для 7 класса.
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: былины, руны, мифологический эпос, поучение, ода, гротеск, понятие о теме и идее произведения, лирический, тоническое стихосложение, интервью как жанр публицистики, мемуары как публицистический жанр, особенности жанра хокку (хайку), (начальное представление); предание, гипербола, пословицы, поговорки, летопись, баллада, повесть, фольклоризм литературы, эпос, литературный герой, поэма, трехсложные размеры стиха, автобиографическое художественное произведение, герой-повествователь, сатира и юмор, лирический герой, публицистика (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:
- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения
- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
- видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;
- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героев пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;
- стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему.
Раздел 5
Перечень учебно-методических средств обучения.
- Программа по литературе для 5-11 классов / Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. – М. «Просвещение», 2008.
- Литература. 7 кл. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. /авт.-сост. В.Я. Коровина (и др.). – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
Раздел 6
Литература (основная и дополнительная).
- Демиденко, Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл. / Е.Л. Демиденко. – 3-е изд., стереопит. – М.: Дрофа, 2010.
- Агапова И. А., Давыдова М. А. Литературные композиции. 5-11 классы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Королева Н.С., Мошенская Г.Н. Открытые уроки литературы: 5-9 классы. – М.: ВАКО. 2010. (Мастерская учителя-словесника).
- Литература. 5-6 классы: конспекты уроков (для работы по всем образовательным программам) / авт.-сост. Т.М. Амбушева и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной / авт.-сост. Н.Я. Крутова, С.Б. Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Литература. Поурочные планы. Программа под редакцией В.Я. Коровиной. 5-7 классы. Электронное пособие. Издательство «Учитель».
- Уроки литературы в 7 классе пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.Е. Кутейникова. – М.: Просвещение, 2009.
Раздел 7
Приложение
Произведения для заучивания наизусть.
- Пословицы и поговорки на выбор.
- М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).
- А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге.» , «Борис Годунов» (отрывок по выбору учащихся».
- М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. (по выбору фрагмент), «Когда волнуется желтеющая нива».
- Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» Речь о товариществе.
- И.С. Тургенев «Русский язык»
- Н.А. Некрасов. «Русские женщины» ( по выбору)
- В.А. Жуковский «Приход весны»
- В.В. Маяковский «Необычайное приключение , бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче.»
- По теме «Великая Отечественная война» (1-2 стихотворения по выбору учащихся.)
- С.А. Есенин «Топи да болота» ( Заболоцкий, Рубцов на выбор)
- А.Т. Твардовский « Снега потемнеют синие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10 класс. Рабочая программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной
Настоящая рабочая программа по предмету «Литература» для 10 класса составлена на основе Программы по литературе общеобразова-тельных учреждений (5-11 класс (Базовый и профильный уровни)) под редакцией...
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс», Москва, «Просвещение», 2006 г....
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс».
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс»....
рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной за 10 класс
Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, которая ...
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я. Коровиной. 6 класс
Рабочая программа к учебнику Коровиной. Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-мет...
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я. Коровиной. 8 класс
Рабочая программа к учебнику Коровиной. Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-мет...
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я.Коровиной 7 класс
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я.Коровиной 7 класс...