Рабочая программа по литературе 7 класс, УМК В.Я.Коровина
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему
Пояснительная записка, тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_tematich_plan_7_klass.doc | 618.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
По программе на уроки литературы в 7 классе отводится 68 часов в год (по 2 урока в неделю). В целях реализации учебного плана предлагаемое календарно-тематическое планирование рассчитано на 70 часов, написано к учебнику-хрестоматии по литературе для 7 класса (автор-составитель В. Я. Коровина; Москва: Просвещение, 2009) и соответствует «Программе литературного образования. 5-11 классы» под редакцией В. Я. Коровиной (Москва, Просвещение, 2010).
Целью изучения литературы в 7 классе является приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
В учебник-хрестоматию включены художественные произведения, которые являются признанными образцами русской и зарубежной литературы, выражают жизненную правду, гуманистические идеалы и воспитывают у учащихся высокие нравственные качества. Планирование построено так, что в нём на новом познавательном уровне изучаются уже известные школьнику этапы развития литературы, обобщаются знакомые ученикам факты, систематизируются знания по истории литературы. Школьники подробно знакомятся с разделами «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Произведения русских писателей 19 века», «Произведения русских писателей 20 века», «Произведения зарубежных писателей ». Содержание соответствующих разделов 7 класса не дублирует материал 5-6 классов. Это позволяет системно расширять и углублять уже имеющиеся знания, основываясь на чтении и изучении художественных произведений, знакомстве с биографическими сведениями о писателях и историко-культурными сведениями, необходимыми для адекватного понимания текста. Большое внимание в планировании уделяется связи литературы с духовной жизнью общества.
Объём некоторых произведений, предлагаемых для изучения в 7 классе, значительно больше объёма произведений предшествующих годов. В этих условиях возрастает роль самостоятельного чтения учащихся.
№ | Наименование разделов и тем: | Кол-во часов: | Тип урока, вид: | Использование ИКТ и ТСО. Теория литературы | Дата |
1. | Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Беседа. |
| |
Устное народное творчество. | |||||
2. | Предания как поэтическая автобиография народа. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Рассказ учителя. Беседа. | Предание. Гипербола |
|
3. | Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Рассказ учителя. Беседа. | Былина. Руны. Мифологический эпос (начальное представление) Фонохрестоматия |
|
4. | Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Новгородский цикл былин. «Садко». «Калевала» – карело-финский мифологический эпос. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Рассказ учителя. Беседа. |
| |
5. | Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки народов мира. Входной контроль знаний. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Рассказ учителя. Беседа. | Афористические жанры фольклора. Пословицы и поговорки |
|
Древнерусская литература. | |||||
6. | Русские летописи. «Повесть временных лет». Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Рассказ учителя. Беседа. | Поучение (начальное представление) |
|
7. | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Гимн любви и верности | 1 | Урок закрепления знаний. Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу | Летопись (развитие понятия) |
|
8. | Письменная работа «Нравственные заветы и идеалы Древней Руси» | 1 | Урок развития речи №1. |
| |
Произведения русских писателей XVIII века. | |||||
9. | М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия…». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Рассказ учителя. Практикум. | Ода (начальное понятие) Фонохрестоматия |
|
10. | Г.Р. Державин. «На птичку…», «Признание», Река времен в своем стремленьи…» Философское размышление о смысле жизни и свободе творчества | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Рассказ учителя. Беседа. | . |
|
Произведения русских писателей XIX века. | |||||
11 | А.С. Пушкин. Слово о поэте. «Полтава» (отрывок). Р/к А.С.Пушкин на Кавказе | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Рассказ учителя. Беседа. Р/к 1 |
| |
12 | А.С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Прославление деяний Петра. Образ автора в поэме. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Рассказ учителя. Беседа. | Фонохрестоматия |
|
13 | А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. | 1 | Урок закрепления знаний. Беседа. Практикум. | Баллада (развитие понятия) Фонохрестоматия |
|
14 | А.С. Пушкин. «Борис Годунов». Подготовка к домашнему сочинению. «История России в произведениях А.С. Пушкина» | 1 | Урок развития речи №2. | . |
|
15 | А.С.Пушкин. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Беседа. | Повесть (развитие понятия) |
|
16 | Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». | 1 | Урок закрепления знаний. Практикум. |
| |
17 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана…». Картины быта 16 века Р/к М,Ю.Лермонтов на Кавказе | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Беседа. Обучение устному рассказу. Р/к 2 | Фонохрестоматия |
|
18 | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. | 1 | Урок закрепления знаний. Беседа. Практикум. | Фольклоризм литературы |
|
19 | М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». | 1 | Урок закрепления знаний. Практикум. | Фонохрестоматия |
|
20 | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. | 1 | Урок контроля №1 |
| |
21 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса и его товарищей-запорожцев | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Рассказ учителя. Беседа. | Роды литературы. Эпос (развитие понятия) |
|
22 | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. | 1 | Урок закрепления знаний. Обучение устному рассказу. |
| |
23 | Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | Урок развития речи №3 |
| |
24 | И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника». «Бирюк» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Рассказ учителя. Беседа | Фонохрестоматия |
|
25 | И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близ- нецы». «Два богача». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Стихотворение в прозе Фонохрестоматия |
|
26 | Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Рассказ учителя. Беседа. Практикум. |
| |
27 | Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Рассказ учителя. Беседа | Трехсложные размеры стиха |
|
28 | А.К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Рассказ учителя. Беседа |
| |
29 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Рассказ учителя. Беседа. | Гротеск |
|
30 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
| |
31 | Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина». |
| Урок контроля № 2 |
| |
32 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Р/к Л.Н.Толстой на Кавказе | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Рассказ учителя. Беседа. Р/к 3 | .Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия) |
|
33 | Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». | 1 | Урок закрепления знаний. Беседа. Обучение устному рассказу. |
| |
Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. | |||||
34 | В.А. Жуковский «Приход весны». А.К. Толстой «Край ты мой, …», «Благовест». И.А. Бунин «Родина» Обучение анализу лирического произведения | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Практикум. |
| |
Произведения русских писателей XX века. | |||||
35 | И.А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Рассказ учителя. Беседа. |
| |
36 | И.А. Бунин. «Лапти». Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н. Толстого и И.А. Бунина. | 1 | Урок развития речи № 4 |
| |
37 | А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Рассказ учителя. Беседа. | Сатира и юмор как формы комического |
|
38 | Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник». | 1 | Урок закрепления знаний. Беседа. | . Фонохрестоматия |
|
39 | Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
| |
40 | М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Рассказ учителя. Беседа. | Понятие о теме и идее произведения. Портрет как средство характеристики героя |
|
41 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». | 1 | Урок закрепления знаний. Беседа. |
| |
42 | Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство». | 1 | Урок закрепления знаний. Практикум. | Фонохрестоматия |
|
43 | «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
| |
44 | Л.Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Рассказ учителя. Беседа. |
| |
45 | В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение …» | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Рассказ учителя. Беседа. | Лирический герой (начальные представление) тоническое стихосложение (начальные представления) |
|
46 | В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Обогащение знаний о ритме и рифме Фонохрестоматия |
|
47 | А.П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Рассказ учителя. Беседа. |
| |
48 | А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». | 1 |
| ||
49 | Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения | 1 | Урок контроля №3 |
| |
50 | Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме ...». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Рассказ учителя. Практикум. | Фонохрестоматия |
|
51 | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Рассказ учителя. Беседа. | Фонохрестоматия |
|
52 | Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Р/к Великая Отечественная война в творчестве ставропольских поэтов | 1 | Р/к 4 | Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления) |
|
53 | Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Рассказ учителя. Беседа. | Литературные традиции |
|
54 | Е.И. Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). «Живое пламя». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Рассказ учителя. Беседа. Практикум. |
| |
55 | Ю.П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». | 1 |
| ||
56 | Д.С. Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы). | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Рассказ учителя. Беседа | Публицистика (развитие понятия). Мемуары как жанр публицистики |
|
Писатели улыбаются. | |||||
57 | М.М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Рассказ учителя. Беседа. | Фонохрестоматия |
|
«Тихая моя Родина» (стихи поэтов XX века о родной природе). | |||||
58 59 | Стихи В. Брюсова, Ф. Сологуба, С. Есенина, Н. Рубцова, Н. Заболоцкого. Р/к Родная природа в произведениях ставропольских поэтов. | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Р/к 5 | Лирический герой (развитие понятия) Фонохрестоматия |
|
Песни на стихи русских поэтов XX века. | |||||
60 | И.А. Гофф «Русское поле», Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге …», А.Н. Вертинский «Доченьки». Р/к Песенное творчество поэтов Ставропольского края | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Р/к 6 | Фонохрестоматия |
|
Из литературы народов России. | |||||
61- 62 | Р. Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине». Р/к Творчество нашего поэта-земляка Левина Н.Г. | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Рассказ учителя. Беседа. Р/к 7 |
| |
Зарубежная литература. | |||||
63 | Р. Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Рассказ учителя. Беседа. | Фонохрестоматия |
|
64 | Дж. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой ...». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Рассказ учителя. Практикум. |
| |
65 | Японские трехстишия (хокку). | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Практикум. | Особенности жанра хокку (хайку) Фонохрестоматия |
|
66- 67 | О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». | 2 | Урок комплексного применения ЗУН учащихся. Семинар. |
| |
68 | Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
| |
69- 70 | Итоги года и задание на лето. | 1 |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10 класс. Рабочая программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной
Настоящая рабочая программа по предмету «Литература» для 10 класса составлена на основе Программы по литературе общеобразова-тельных учреждений (5-11 класс (Базовый и профильный уровни)) под редакцией...
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс», Москва, «Просвещение», 2006 г....
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс».
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс»....
рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной за 10 класс
Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, которая ...
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я. Коровиной. 6 класс
Рабочая программа к учебнику Коровиной. Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-мет...
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я. Коровиной. 8 класс
Рабочая программа к учебнику Коровиной. Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-мет...
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я.Коровиной 7 класс
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я.Коровиной 7 класс...