Жилин и Костылин- два разных характера, две разных судьбы.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Это открытый урок по литературе в 5 классе , соответсвенно ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka.docx | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа с.Липовка Марксовского района Саратовской области
Учитель русского языка и литературы Аверкина Надежда Александровна
МОУ-СОШ с.Липовка
Конспект урока « Жилин и Костылин- два разных характера, две разных судьбы».
Предмет- литература.
Возраст – 5 класс, 11 лет.
Технологическая карта урока
Тема : Жилин и Костылин- два разных характера, две разных судьбы( по рассказу « Кавказский пленник»).
Учитель : Аверкина Надежда Александровна.
Дата проведения: 23.01.2014 г.
УМК: В.Я.Коровина.
Класс- 5.
Цели:
- деятельностная: формирование способности к восприятию нового знания, систематизации и обобщению изученных знаний, как средства для построения нового способа действия,
содержательная: организация деятельности учащихся по активизации и актуализации знаний по творчеству Толстого, организация работы с повестью» Кавказский пленник», развитие творческого воображения.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
| Приветствует, проверяет готовность к уроку. Организует работу с эпиграфом: Война не сказка об Иване, И мы её не золотим.. Б.Пастернак. - Почему война не сказка? - Что значит- мы её не золотим? - Почему именно с этого эпиграфа я начала сегодняшний урок? - Что вы помните об этой войне? | Готовятся к уроку. Читают эпиграф, отвечают на вопросы учителя. Война приносит смерть, страдания, даже если и заканчивается победой, то сколько страданий приносит, как дорого эта победа достаётся. О ней нельзя говорить с радостью, в ней нет положительных сторон. Это война на Кавказе между русскими и горцами(чеченами, татарами..), которые не желали терять своей свободы, самая продолжительная война в истории нашей страны.. | Принятие и сохранение учебной задачи(Р), Построение речевого высказывания в устной и письменной форме(П). |
| Война-это испытание на прочность, выносливость, человечность. В рассказе изображены два офицера. Назовите их. Какая тема урока? Цели? Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать офицер? Назовите основные эпизоды, где мы их видим. | Называют героев, тему и цели урока(Ответы:Жилин и Костылин, два разных характера, сравнить их поведение в одних и тех же ситуациях). Перечисляют качества офицер(смелость, отвага, ответственность.) Называют эпизоды с Жилиным и Костылиным.( попали в плен, выкуп, в плену, 1 побег, 2 побег). | Формулирование собственного мнения(К), Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование(П),Принятие и сохранение учебной задачи(Р). |
| Организует работу по группам( формирование групп в зависимости от сложности задания). 1 группа.( на оценку 3). Найдите в тексте и выпишите детали, характеризующие внешность Жилина и Костылина. Заполните краткими цитатами таблицу. В словаре выясните значение слов: колода и удалой и охарактеризуйте героев. 2 группа( на оценку 3). Как ведут себя Жилин и Костылин, когда с них требуют выкуп? Почему по –разному? Как вы относитесь к каждому из них? 3 группа( на оценку 4). Перечислите причины, по которым Жилин и Костылин- офицеры оказались в плену. Могла ли ситуация разрешиться по –другому? При каких условиях? 4 группа( на оценку 4). Почему о жизни Жилина в плену целый рассказ, а о жизни Костылина-лишь несколько фраз? Чьё поведение вам больше нравится и почему? 5 группа( на оценку 5). Почему Костылин во время побега оказался не помощником Жилина, а обузой? Что значит- обуза? Чтобы правильно ответить , выпишите глаголы, обозначающие действия Жилина, и глаголы, обозначающие действия Костылина. 6 группа( на оценку 5). Сравните второй побег с первым, в чём разница, заполните таблицу. | Работают в группах. ( 1 группа).Костылин- мужчина грузный, толстый…Жилин хоть не велик ростом, а удал был. Колода- о толстом неповоротливом человеке. Удалой- полный удали. ( 2 группа).Костылин пишет письмо родным, чтобы выкупили его, а Жилин сначала торгуется, потом пишет, но адрес указал неверно. Костылин знает, что родные найдут деньги, а Жилин понимает, что матери взять денег негде, он надеется только на себя. Жилин достоин уважения. ( 3 группа). Костылин струсил и бросил Жилина одного, ружьё было только у Костылина, один Жилин с татарами ничего сделать не смог, тем более без ружья, да ещё татары убили лошадь Жилина. Она упала и придавила ему ногу. Ситуация, может, разрешилась бы по –другому, если бы Костылин не ускакал. ( 4 группа).Костылин в плену ничего не делал, только ждал ответа, писал письма, да спал, а Жилин жил, лечил, делал кукол, высматривал, готовился к побегу. Поведение Жилина нравится. ( 5 группа).Глаголы- действия Жилина: полез, выбрался, почёсывает, поднялся, примечает, снял, бросил, пошёл, попрыгивает, осмотрелся… Глаголы-действия Костылина: зацепил, загремел стал отставать, изрезал, одёт покряхтывает, отстаёт, охает.. Обуза- то, что мешает, тяготит, лишнее. ( 6 группа). 1 побег: двое, Костылин мешает, помощников нет, заблудились; 2 побег: Жилин один, никто не мешает, была помощница-Дина. | Осуществление необходимой информации для выполнения учебных задач(П),Учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве(К),Принятие и сохранение учебной задачи(Р),Формирование границ собственного знания и « незнания»(Л). |
| Организует работу по вопросам: От чего зависит, что люди, оказавшиеся в одних и тех же ситуациях, ведут себя по –разному? Почему героев, оказавшихся в плену, было двое, а рассказ называется «Кавказский пленник»? | Рассуждают, высказывают своё мнение.( Ответ: всё зависит от человека, автор имел в виду одного Жилина, он достоин уважения, внимания). | Поиск разнообразных способов решения задач(П),Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной(К),Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок(Р),Формирование границ собственного знания и незнания(Л). |
| Организует работу с составлением синквейна: Костылин, Жилин., Следит за выполнением задания. | Составляют синквейн.( Жилин Храбрый, добрый Трудится, высматривает, готовится Под лежачий камень вода не течёт Молодец). | Принятие и сохранение учебной задачи(Р),Формулирование собственного мнения(К),Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задачи(П). |
| Подводит итоги урока, объявляет оценки и домашнее задание. | Подводят итоги урока, выставляют оценки, записывают домашнее задание. | Адекватное восприятие оценки учителя(Р),Осуществление пошагового и итогового контроля по результату(Р), Умение задавать вопросы(К). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»
Содержание урока литературы направлено на глубокое осмысление рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»: удивительного и прекрасного мира образов, красок и звуков.Чтобы войти в мир, необходимо открыт...
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Тема: Жилин и Костылин.
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»Тема: Жилин и Костылин. Предметные цели: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленни...
Разные судьбы, разные характеры Жилина и Костылина.
Технологическая карта урока....
Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Сравнительная характеристика героев.
Урок развития речи по литературе.Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Сравнительная характеристика героев.Цели: дать понятие о сравнении; учиться сравнивать литературных ге...
Конспект урока "Классное сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы»"
Данный материал нацелен помочь учащимся обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев, развивать на...
Конспект урока литературы в 5 классе (ФГОС) по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.
Конспект данного урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке дети впервые учатся составлять стравнительную характеристику героев....
Жилин и Костылин – два разных характера, две разных судьбы
Рассказ «Кавказский пленник» был напечатан в 1872 году. В его основе реальный случай,произошедший с самим писателем вовремя его службы на Кавказе. Со своим другом они чудом ушли отпогони. ...