Урок «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»
план-конспект урока литературы (5 класс) по теме
Содержание урока литературы направлено на глубокое осмысление рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»: удивительного и прекрасного мира образов, красок и звуков.
Чтобы войти в мир, необходимо открыть книгу, а для этого надо подобрать особые «ключи», потому что с них и начинается путь читателя: знакомство с литературными законами, постижение художественной структуры.
В центре этого мира стоит человек, поэтому особое место в произведении занимают персонажи – действующие лица.
Образ каждого героя автор создает при помощи особых приемов. Моя задача – научить детей видеть их в тексте, чтобы составить полное впечатление о герое, научить понимать их чувства и мысли. Сравнительная характеристика даст полное представление о них.
Знания теории литературы помогут ученикам свободно ориентироваться в прочитанном, а это значит, что книга в их руках «заговорит».
Урок сопровождается презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lit._5_klass.doc | 67.5 КБ |
kavkazskiy_plennik.rar | 581.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации города Ноябрьска
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная образовательная школа №2»
с углубленным изучением
иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск
Урок по литературе в 5 а классе
Тема: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»
Учитель Швецова Елена Анатольевна
2011г
Тема: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»
Цель:
1. Обучать учащихся созданию художественного образа.
2. Развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение.
3. Воспитывать грамотного читателя.
Ход урока:
I. Работа по произведению Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
Слайд №1
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»
Рисунок
1. Повторение знаний теории литературы
- Продолжаем разговор о произведении Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
Воспользуйтесь литературными терминами и не дайте себя запутать.
а) «Кавказский пленник» - это литературная сказка?
Нет, это рассказ, потому что данное произведение повествовательное, небольшое по объему, объединенное сюжетом и состоящее из нескольких эпизодов;
б) Если это повествовательное произведение, значит, присутствует личное повествование? Повествование безличное, потому что разговор в «Кавказском пленнике» идет от лица повествователя;
в) Я считаю, что в произведении нет сюжета, кругом одни события. А как думаете вы?
В произведении есть сюжет. Сюжет – это цепь событий;
г) Эпизод и сюжет - одно и то же?
Нет, эпизод – одно событие, имеющее начало и конец.
д) Какие группы персонажей есть в рассказе?
Главные, второстепенные и эпизодические.
Назовите главных героев.
Жилин, Костылин и Дина.
- А теперь посмотрите на экран, не ошиблись ли вы.
Слайд №2
Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.
Сюжет – это цепь событий, происходящих в произведении.
Эпизод – одно событие, имеющее начало и конец.
Слайд №3
Повествование:
Личное – от лица героя-рассказчика;
Безличное – от лица повествователя.
Слайд №4
Персонажи:
- главные;
- второстепенные;
- эпизодические.
- Вы согласны со своими ответами? (да)
Оценки за ответ…
2. Работа над эпиграфом
- Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война)
Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет) – это война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами, осетинами, татарами). О каком народе идет речь в рассказе? (о татарах).
Кавказская война - самая продолжительная война.
Война не сказка об Иване,
И мы ее не золотим…
Борис Пастернак.
- Прочитайте эпиграф.
- Почему война не сказка?
- Что значит «мы ее не золотим»?
Вывод:
Война – это страшно, больно, жестоко; это потери, смерть, искалеченные судьбы, незаживающие раны.
Война - цвета пепла, поэтому мы ее «не золотим», ее нельзя приукрасить.
- Для многих война – испытание на прочность, выносливость, человечность.
- В рассказе изображены два офицера.
- На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер? (офицеру не чужды понятия чести, совести, достоинства; это смелый, мужественный, храбрый человек; он предан своему Отечеству).
3. Тема урока
Слайд №4
а). Приемы составления характеристики героев
- Какие приемы использует автор для характеристики героев в рассказе?
Слайд №3
Приемы составления характеристики литературных героев:
- внешние черты (портрет);
- поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;
- характеристика героя другими действующими лицами
б). Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.
- Сравним Жилина и Костылина.
- Порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы с вами попытаемся узнать героев за урок. Задача не из легких, но вполне разрешима.
- Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере.
Что общего?
- Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.
Конечно, это не качества характера, а события, но именно они помогут нам разобраться, кто есть настоящий офицер и настоящий человек.
Различие:
I. Портрет
- Найдите в тексте описание героев;
- О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?
Жилин – удалой, смелый, отважный.
Костылин – физически слабый человек.
- Можно ли ограничиться только этим приемом? (нет, может сложиться ошибочное представление о герое).
II. «Говорящая» фамилия
- Автор наделил Жилина и Костылина «говорящими» фамилиями.
Фамилия Жилин – от слова жила (кровеносные сосуды, сухожилия). Наш герой – жилистый человек. Как еще можно сказать? (сухощавый, крепкий, выносливый).
Фамилия Костылин – от слова костыль. Что такое костыль? (палка, служащая опорой при ходьбе хромым или людям с больными ногами).
- Какой наш герой? (слабый).
III. Поведение героев во время нападения татар
- Какое решение принимает Жилин? Зачитайте. Что характерно для него? (решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка).
- Как себя ведет Костылин? Зачитайте. Что вы о нем думаете? (нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).
IV. В плену
1. Письмо о выкупе
- Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (он знал, что у матери нет денег)
- Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность? Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.
Жилин способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.
Костылин не одно письмо написал, потому что был трусом, думал только о себе.
2. Внутреннее состояние героев
Во время пребывания в плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Этот образ не случайный. «Дина» в арабском языке значит «вера».
- Во что верит Жилин? (в собственные силы, в удачу; он сильный духом.)
- Во что верит Костылин? (в выкуп)
3. Занятия героев
Жилин:
- Рукодельничает;
- Изучает местность, так как думает о побеге;
- Общается с Диной;
- Лечит людей аула.
Что скажете о нем? (мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).
Костылин:
Бездействует и стонет.
- Подтвердите сказанное о героях текстом.
4. Мнение татар о героях.
Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».
Костылин – «смирный».
V. Побег
- Расскажите об этом.
- Как вели себя герои?
Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.
Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.
в). Создание устного высказывания «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»
( с использованием таблицы, составленной в ходе работы).
Жилин | Костылин |
Общее | |
Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге. | |
Различие | |
I. Портрет | |
Удалой, выносливый, смелый. | Физически слабый. |
II. «Говорящая» фамилия | |
Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия. Жилистый, выносливый, крепкий человек. | Костыль – палка, опора при ходьбе хромым или людям с больными ногами. Слабый человек. |
III. Поведение героев во время нападения татар | |
Не из робкого десятка, смелый, решительный, способен противостоять врагу. | Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель). |
IV. В плену | |
1. Письмо о выкупе Способен щадить чувства близких и дорогих ему людей. | 1. Письмо о выкупе Трус, думает только о себе. |
2. Внутреннее состояние Сильный духом, верит в удачу, собственные силы. | 1. Внутреннее состояние Душевно слаб, верит в выкуп. |
3. Занятия Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела. | 3. Занятия Бездействует, стонет. |
4. Мнение татар о Жилине Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит». | 4. Мнение татар о Костылине Костылин – «смирный». |
V. Побег | |
Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется. | Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость. |
г). Значимость темы
- Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?
Это необходимо в жизни, чтобы:
- различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость;
- сделать правильный выбор друзей;
- понимать внутренний мир человека.
4. Домашнее задание:
1. Устное высказывание «Встреча с Жилиным и Костылиным»
- Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны. О чем бы они могли вам рассказать? О чем бы вы их спросили?
Подписи к слайдам:
Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодовСюжет – это цепь событий, происходящих в произведенииЭпизод – одно событие, имеющее начало и конец
Приемы характеристики литературных героев:
Внешние черты (портрет);Поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;Характеристика героя другими действующими лицами
Тема: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Сравнительная характеристика растровой и векторной графики"
Разработка вводного урока по компьютерной графике для учащихся 8 класса...
Разработка урока "Сравнительная характеристика природных зон России - тундра и тайга"
Это урок усвоения новых знаний, пятый урок темы «Природно-хозяйственные зоны»Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап закрепления полученных ...
Разработка урока "Сравнительная характеристика прошедшего времени и настоящего совершенного времени. Взаимоотношения в семье."
Разработка урока английского языка...
Конспект урока "Классное сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы»"
Данный материал нацелен помочь учащимся обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев, развивать на...
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.
Технологическая карта урорка....
Презентация "Сравнительная характеристика Жилина и Костылина"
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина...
Сравнительная характеристика Жилина иКостылина
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина...